Анна Халприн
Анна Халприн | |
---|---|
![]() Анна Халприн в Университете Сан-Франциско , ноябрь 2010 г. | |
Рожденный | Ханна Дороти Шуман 13 июля 1920 г. [ 1 ] Виннетка, Иллинойс , США |
Умер | 24 мая 2021 г. [ 2 ] Кентфилд, округ Марин, Калифорния, США [ 3 ] | (100 лет)
Занятие | Танцор |
Супруг | |
Дети | 2, в том числе Дарья Халприна |
Родственники | Рутанна Хоппер (внучка), Деннис Хоппер (бывший зять) |
Карьера | |
Текущая группа | Институт Тамальпы |
Танцы | Постмодернистский танец |
Веб-сайт | annahalprin.org |
Анна Халприн (урожденная Ханна Дороти Шуман ; 13 июля 1920 г. - 24 мая 2021 г.) [ 3 ] был американским хореографом и танцором. Она помогла дать новое определение танцу в послевоенной Америке и стала пионером экспериментальной формы искусства, известной как постмодернистский танец , и называла себя нарушителем правил современного танца. [ 4 ] В 1950-х годах она основала Мастерскую танцоров Сан-Франциско, чтобы дать таким художникам, как она, место для практики своего искусства. Исследуя возможности собственного тела, она создала систематический способ передвижения, используя кинестетическое осознание. [ 5 ] Вместе со своим мужем, ландшафтным архитектором Лоуренсом Халприном , она разработала циклы RSVP — творческую методологию, которая включает в себя идею оценок и может широко применяться во всех дисциплинах. Многие из ее творений были партитурами, в том числе «Мифы 1960-х годов», которые дали зрителям оценку, сделав их также исполнителями, и «Планетарный танец» с широким участием участников ( 1987). Под влиянием собственной борьбы с раком и своего пути к исцелению Халприн стала известна своей работой с неизлечимо больными пациентами, а также творческой работой на природе.
В 1978 году вместе со своей дочерью Дарьей Халприн она основала Институт Тамальпа в округе Марин, Калифорния , который предлагает обучение процессу Жизни/Искусства, их творческой методологии. Халприн написал книги, в том числе: «Ритуалы движения», «Движение к жизни: пять десятилетий трансформационного танца» и «Танец как исцеляющее искусство» . о В 2010 году состоялась премьера документального фильма ее жизни и творчестве «Дыхание стало видимым» режиссера Руди Гербера.
Ранние годы
[ редактировать ]Хэлпин родился в Виннетке, штат Иллинойс, в семье Иды (Шифф) и Исадор Шуман. [ 6 ] Родился в еврейской семье, [ 1 ] Халприн с самого раннего возраста приучалась к танцам из-за того, что ее дедушка занимался религиозными танцами. [ 7 ] В 4 года мать записала Халприн в балетный класс, чтобы удовлетворить желание юной Анны танцевать. Быстро осознав, что в структурированной среде нет места для такого творческого ума и души, как у Халприна, мать забрала ее из класса и отдала в класс, более ориентированный на движение. В 15 лет Халприн начала изучать техники Рут Сен-Дени и Айседоры Дункан .
В 1938 году она поступила в Университет Висконсина под руководством одной из своих наставников на протяжении всей жизни Маргарет Х'Даублер . Х'Доблер подчеркивал важность личного творчества и настоятельно поощрял изучение анатомии, чтобы найти наиболее эффективные способы передвижения. [ 8 ] Халприн отказалась от стилизованных форм современной техники, чтобы создать собственный способ воспроизведения искусства повседневной жизни. [ 8 ] Мерс Каннингем разделял ту же потребность отвергнуть эмоциональную выразительность современного танца. Однако вместо того, чтобы использовать случай как способ совершить движение, как это сделал Каннингем, Халприн обратился к импровизации, чтобы исследовать способы создания сообщества. [ 8 ] Благодаря Х'Доблер Халприн поняла концепцию того, где начинается изобретение в танце, и благодаря этому она могла помочь сформировать основу идей постмодернистского танца следующего поколения. [ 9 ]
Со своим мужем, ландшафтным архитектором Лоуренсом Халприном , она познакомилась еще во время учебы в колледже.
Мастерская танцоров Сан-Франциско
[ редактировать ]После Второй мировой войны работа Лоуренса Халприна побудила его навсегда остаться в Сан-Франциско. Анна Халприн написала в письме о своем новом путешествии, заявив, что готова «... жить изобретательной жизнью, связанной с землей и общим пульсом простых людей». [ 10 ] Чтобы облегчить переход, Лоуренс построил для своей жены площадку возле их дома, чтобы она могла танцевать. Позже эта колода стала местом обучения для нее, ее детей и учеников.
В конце 1940-х Халприн танцевал с Мими Каган под названием Танцевальная лига Сан-Франциско. [ 11 ]
После выступления в Нью-Йорке в театре ANTA в 1955 году Халприн был разочарован, посмотрев группы Марты Грэм и одну из Дорис Хамфри групп . Ей казалось, что все слишком похожи на Грэма и Хамфри, что подавляет творческий потенциал. Таким образом, Халприн основал Мастерскую танцоров Сан-Франциско в 1959 году вместе с несколькими другими, включая танцоров Тришу Браун , Симону Форти и Ивонн Райнер , а также художников Джона Кейджа и Роберта Морриса. Целью этой организации было дать ей и другим возможность углубиться в более исследовательские формы танца и отойти от технических ограничений современного танца. [ 12 ] В течение двадцати лет она разработала рабочий процесс, который давал людям свободу двигаться свободно, с эмоциями и чувством общности. Этот метод стал называться ростом человеческого потенциала; целью было сохранить связь между невербальным поведением и изучением использования языка и физического выражения. [ 13 ] Помимо семинара, Халприн продолжал выступать, танцуя о «реальной жизни» в таких пьесах, как « Квартира 6» , с другими танцорами Джоном Грэмом и А.А. Литом.
Кинестетическое осознание и циклы RSVP
[ редактировать ]Курс Халприн по исследованию ее собственного способа создания движения требовал понимания границ тела и реакций, которые тело производит при проведении посвящения. [ 14 ] По ее собственным словам, осознание своего кинестетического чувства «является вашим особым чувством, позволяющим осознавать свои собственные движения и сопереживать другим». [ 15 ] Она собрала групповые упражнения под названием «Ритуалы движения» , которые формируют то, как она и ее ученики перемещают свое тело в пространстве и времени. Модели ее движений основаны на таких динамических качествах, как раскачивание, падение, ходьба, бег, ползание, прыжки и различные способы переноса веса.
В 1960-х годах она интегрировала в свой подход циклы RSVP , разработанные ее мужем Лоуренсом Халприном , которые разбивают творческий процесс на использование партитур. Это означает «Ресурсы», «Оценки», «Оценка» и «Производительность». Она говорит: «Я хотела создать что-то для группы людей, чтобы у них была возможность изучить тему и выяснить, что для них реально…» [ 16 ] Она надеялась, что с помощью формализованных партитур, таких как « Планетарный танец » (формирование трех кругов, идущих в разных направлениях, в которых вам говорят бежать, идти или стоять на месте), процесс творчества запустится как в танцоры и не танцоры. Ее тренировочные программы, которые могут длиться до года, позволяли участникам сконцентрироваться на движении каждой части тела, «разбирая тело на части», а затем, позднее в программе, собирая его для движения как единое целое.
Работа с неизлечимо больными
[ редактировать ]
В 1972 году у Халприна диагностировали колоректальный рак . [ 17 ] Этот внезапный сдвиг в ее жизни вдохновил ее на исследование и создание ассоциаций, чтобы создать личный ритуал, который помог ее процессу исцеления. Она использовала исследовательские и терапевтические инструменты, которым научилась у Фрица Перлза, чтобы понять и воспроизвести психологическое поведение, заложенное в спектаклях. [ 18 ] Болезнь также вдохновила ее высвободить свои эмоции через танец в таких произведениях, как Darkside Dance . После этого она перестала выступать публично.
Халприн задокументировала свой собственный опыт и собрала информацию, чтобы разработать собственный процесс исцеления, названный «Пять стадий исцеления». [ 19 ] В 1981 году она применила «Пять стадий исцеления» к своему сообществу и разработала большие общественные работы. Халприн заявил: «Я считаю, что если бы больше из нас могли контактировать с миром природы непосредственно на основе опыта, это изменило бы то, как мы относимся к окружающей среде, себе и друг другу». [ 20 ]
Ее стремление к исцелению воодушевило окружавшее ее сообщество, и в 1978 году вместе со своей дочерью она стала соучредителем Института Тамальпы. Вместе они создали некоммерческое исследовательское и образовательное подразделение «Мастерская танцоров Сан-Франциско», которое предлагает обучение творческому процессу, объединяющему психологию, телесную терапию и образование с танцем, искусством и драмой, как путь к исцелению и разрешению социальных конфликтов. . [ 21 ] Ее «Процесс жизни/искусства» вдохновил на проведение семинаров, посвященных терапевтическим, трансформационным и психологическим потребностям. Используя инструменты тела, движения, диалога, голоса, рисования, импровизации, перформанса и размышлений, она смогла побудить других исследовать себя и использовать искусство в качестве терапии для самоисцеления. Иногда участники возвращаются в студию Mountain Home, чтобы потанцевать на террасе, с которой все началось в собственном доме Халприна.
В 1970-х и 1980-х годах она сосредоточилась исключительно на сотрудничестве с другими людьми, которые были неизлечимо больны или выздоравливали от болезни. В 1987 году ее пригласили в Центр поддержки и образования рака для работы с людьми, больными раком. Там она проводила их через серию упражнений по осознанию тела и заставляла их визуализировать себя с помощью художественных средств. Эти упражнения помогли им в борьбе за выработку энергии. На протяжении многих лет она продолжала работать с неизлечимо больными пациентами. Одной из созданных ею работ, воплотивших ее принципы исцеления, была «Круг Земли» весной 1981 года. «Творчество основано на открытой партитуре, которая ведет группу к опыту постепенного усиления творчества и кульминации в реальном исполнении». [ 22 ] Халприн, наряду с танцами, основанными на болезни, начала танцевать, посвященные критическим и социальным проблемам. Она больше не хотела, чтобы зрители наблюдали за ее работой, потому что ее не было здесь, чтобы развлекать. Вместо этого она хотела, чтобы люди могли понять, что танцоры были здесь с какой-то целью – «что-то добиться в себе и в мире», поэтому в ее танцах были такие политические проблемы. [ 23 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Виттманн, Шорн и Лэнд, 2015 , с. 16
- ^ Циулкас 2021 .
- ^ Jump up to: а б Андерсон, Джек (26 мая 2021 г.). «Анна Халприн умерла в возрасте 100 лет; хореограф решил экспериментировать» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 7 марта 2022 г.
- ^ Росс 2007 , с. xiii.
- ^ Халприн1995 , с. 31.
- ^ «Почему она танцевала» (PDF) . ucpress.edu . Проверено 30 июля 2023 г.
- ^ Росс 2007 , с. 6.
- ^ Jump up to: а б с Халприн 1995 , стр. 3.
- ^ Росс 2007 , с. 48.
- ^ Росс 2007 , с. 69.
- ^ «Через залив» . Газеты.com . Окленд Трибьюн. 12 января 1947 г. с. 72 . Проверено 7 марта 2022 г.
- ^ Халприн 1995 , стр. 254.
- ^ Уорт и Пойнор 2004 , с. 19.
- ^ Росс 2007 , с. 53.
- ^ Халприн 1995 , стр. 33.
- ^ Халприн 1995 , стр. 14.
- ^ Другое 2016 .
- ^ Росс 2007 , с. 300.
- ^ Халприн1995 , с. 67.
- ^ Халприн без даты.
- ^ Росс 2007 , с. 315.
- ^ Халприн 1995 , стр. 242.
- ^ Росс 2007 , с. 318.
Источники
[ редактировать ]- Халприн, Анна (н. д.). «Заявление художника» . annahalprin.org . Проверено 27 мая 2021 г.
- Халприн, Анна (1995). Рэйчел Каплан (ред.). Движение к жизни: пять десятилетий трансформационного танца . Ганновер, Нью-Гэмпшир: Издательство Уэслианского университета / Университет прессы Новой Англии. ISBN 9780819562869 .
- Кале, Шелли (19 января 2016 г.). «Анна Халприн: Танец как целительное искусство» . Калифорнийское историческое общество .
- Росс, Дженис (2007). Анна Халприн: Опыт как танец . Предисловие Ричарда Шехнера . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-26005-4 .
- Циулкас, Анастасия (25 мая 2021 г.). «Хореограф Анна Халприн, которая переосмыслила танец как инструмент исцеления, умерла в возрасте 100 лет» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Архивировано из оригинала 26 мая 2021 года . Проверено 26 мая 2021 г.
- Стоит, Либби; Пойнор, Хелен (2004). Анна Халприн . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 9780415273299 .
- Виттманн, Габриэле; Шорн, Урсула; Лэнд, Ронит (2015). Анна Халприн: Танец – Процесс – Форма . Перевод Анны Оппенгеймер. Предисловия Анны Халприн и Рудольфа цур Липпе . Лондон и Филадельфия: Джессика Кингсли. ISBN 978-1-84905-472-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Халприн, Анна (2019). Рэйчел Каплан (ред.). Сделать танцы важными: ресурсы для творчества сообщества . Миддлтаун, Коннектикут: Издательство Уэслианского университета. ISBN 9780819575654 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Официальный сайт
- «Анна Халприн», Дженис Росс, Еврейские женщины: всеобъемлющая энциклопедия
- Документы Анны Халприн, 1940–2008 гг ., Хранящиеся в Джерома Роббинса танцевальном отделе Нью-Йоркской публичной библиотеки исполнительских искусств.
- «Кумир празднует свой день рождения», Дорис Вайкманн, Süddeutsche Zeitung , 12 июля 2020 г. (на немецком языке)