Марта Грэм
Марта Грэм | |
---|---|
Рожденный | Питтсбург , Пенсильвания , США | 11 мая 1894 г.
Умер | 1 апреля 1991 г. Нью-Йорк , США | ( 96 лет
Известный | Танец и хореография |
Движение | Современный танец |
Супруг | |
Награды | Награды Кеннеди-центра (1979) Президентская медаль Свободы (1976 г.) Национальная медаль искусств (1985) |
Марта Грэм (11 мая 1894 г. - 1 апреля 1991 г.) [1] был американским современным танцором и хореографом, чей стиль, техника Грэма , изменил американский танец и до сих пор преподается во всем мире. [2]
Грэм танцевал и преподавал более семидесяти лет. Она была первой танцовщицей, которая выступала в Белом доме , путешествовала за границу в качестве посла культуры и получила высшую гражданскую награду США: Президентскую медаль свободы с отличием . За свою жизнь она получила самые разные награды: от Ключа от города Парижа до Японского Императорского Ордена Драгоценной Короны .
В документальном фильме 1994 года «Раскрытие танцора» она сказала : «Я провела всю свою жизнь в танце и будучи танцовщицей. Это позволяет жизни использовать тебя очень интенсивно. Иногда это неприятно. Иногда это страшно. Но тем не менее это неизбежно». [3]
основанная в 1926 году (в том же году, что и профессиональная танцевальная труппа Грэма), Школа Марты Грэм, является старейшей школой танца в Соединенных Штатах. Первоначально школа располагалась в небольшой студии в Карнеги-холле , а сейчас имеет две разные студии в Нью-Йорке. [4]
Ранняя жизнь [ править ]
Грэм родилась в Аллегейни-Сити , который позже стал частью Питтсбурга , штат Пенсильвания, в 1894 году. Ее отец, Джордж Грэм, практиковал то, что в викторианскую эпоху было известно как « алиенист », практик ранней формы психиатрии . [5] Грэмы были строгими пресвитерианцами . Ее отец был американцем ирландского происхождения в третьем поколении. Мать Грэма, Джейн Бирс, была американкой ирландского, шотландско-ирландского и английского происхождения во втором поколении и утверждала, что является потомком Грэма в десятом поколении. [6] Майлза Стэндиша . [7] [8] Хотя ее родители в юности создавали ей комфортную среду, она не поощряла танцы. [9]
Семья Грэм переехала в Санта-Барбару, Калифорния , когда Марте было четырнадцать лет. [10] В 1911 году она посетила первое в своей жизни танцевальное представление, наблюдая за выступлением Рут Сен-Дени в Оперном театре Мейсона в Лос-Анджелесе. [11] В середине 1910-х годов Марта Грэм начала обучение в недавно созданной Школе танцев и смежных искусств Денишона , основанной Рут Сен-Дени и Тедом Шоном . [12] в котором она оставалась до 1923 года. В 1922 году Грэм исполнила один из египетских танцев Шона с Лилиан Пауэлл в короткометражном немом фильме Хьюго Ризенфельда , в котором была предпринята попытка синхронизировать танцевальную программу в фильме с живым оркестром и экранным дирижером. [13]
Карьера [ править ]
Грэм покинул заведение Denishawn в 1923 году, чтобы Greenwich Village Follies на два года стать ведущим танцором в ревю . В результате она почувствовала сильное желание сделать танец формой искусства, более основанной на необузданности человеческого опыта и ориентализме , а не просто форме развлечения. Это побудило Грэм отказаться от более декоративных движений балета и ее обучения в школе Денишона и больше сосредоточиться на основополагающих аспектах движений.
В 1925 году Грэм поступил на работу в Музыкальную школу Истмана , где Рубен Мамулян возглавлял школу драмы. Помимо других выступлений, вместе Мамулян и Грэм сняли короткометражный двухцветный фильм « Флейта Кришны» с участием студентов Истмана. Вскоре после этого Мамулян покинула Eastman, и Грэм тоже решила уйти, хотя ее попросили остаться.
В 1926 году был основан Центр современного танца Марты Грэм в небольшой студии в Верхнем Ист-Сайде Нью-Йорка . 18 апреля того же года [12] Грэм дебютировала со своим первым независимым концертом, состоящим из 18 коротких соло и трио, которые она поставила. Это выступление состоялось в Театре на 48-й улице на Манхэттене . Позже она скажет о концерте: «Все, что я делала, было под влиянием Денишона ». [14] 28 ноября 1926 года Грэм и другие в ее труппе дали танцевальный концерт в театре Кло в Нью-Йорке. Примерно в то же время она начала расширенное сотрудничество с японско-американским фотографом- фотографом Соичи Сунами , и в течение следующих пяти лет они вместе создали некоторые из самых знаковых изображений раннего современного танца. [15] Грэм учился в театральной школе Neighborhood Playhouse, когда она открылась в 1928 году. [16]
Одной из учениц Грэма была наследница Бетсаби де Ротшильд, с которой она стала близкими друзьями. Когда Ротшильд переехал в Израиль и в 1965 году основал танцевальную труппу «Батшева» , Грэм стал первым директором труппы. [17]
Техника Грэма положила начало принципу, известному в современном танце как «сокращение и расслабление», который произошел от стилизованной концепции дыхания. [18]
Сокращение и расслабление :Желание подчеркнуть более базовый аспект человеческого движения привело Грэм к созданию «сокращения и расслабления», благодаря которому она стала известна. Каждое движение отдельно можно использовать для выражения как положительных, так и отрицательных эмоций, освобождая или сжимая эмоции в зависимости от положения головы. Сокращение и расслабление были основой взвешенного и приземленного стиля Грэма, который находится в прямом противоречии с классическими балетными техниками, которые обычно направлены на создание иллюзии невесомости. Чтобы противостоять более ударным и отрывистым движениям, Грэм в конечном итоге добавила в словарь своей техники спиральную форму, чтобы придать ощущение плавности.
Новая эра в танце [ править ]
После своего первого концерта, состоящего из соло, Грэм создала Heretic (1929), первое групповое произведение из многих, которое продемонстрировало явное отклонение от ее дней с Денишоном и послужило пониманием ее работы, которая последует в будущем. Состоящая из скованных и резких движений танцоров, одетых некрасиво, пьеса была сосредоточена на теме отвержения, которая будет повторяться в других работах Грэма в дальнейшем.
Со временем Грэм отошла от более строгой эстетики дизайна, которую она изначально придерживалась, и начала включать в свои работы более сложные декорации и декорации. Для этого она часто сотрудничала с Исаму Ногути — американским дизайнером японского происхождения, чей взгляд на сценографию дополнял хореографию Грэма.
Среди множества тем, которые Грэм включила в свои работы, были две, которых она, кажется, придерживалась больше всего — американская и греческая мифология. Одно из самых известных произведений Грэма, затрагивающее тему американской жизни, - «Аппалачская весна» (1944). Она сотрудничала с композитором Аароном Коплендом , получившим Пулитцеровскую премию за работу над произведением, и Ногучи, создавшим небуквальный набор. Как она часто делала, Грэм представила себя невестой молодоженов, чьему оптимизму в отношении начала новой совместной жизни противостоит основательная женщина-пионер и проповедник возрождения. Две пьесы Грэм — «Пещера сердца » (1946) и «Ночное путешествие» (1947) — демонстрируют ее интерес не только к греческой мифологии, но и к психике женщины, поскольку обе пьесы пересказывают греческие мифы с женской точки зрения.
В 1936 году Грэм создал «Хронику» , которая в драматической манере вынесла на сцену серьезные проблемы. Под влиянием краха Уолл-стрит 1929 года , последовавшей за этим Великой депрессии и гражданской войны в Испании танец сосредоточился на депрессии и изоляции, что отразилось в мрачной природе декораций и костюмов.
В том же году, в связи с летними Олимпийскими играми 1936 года в Берлине, правительство Германии хотело включить танцы в художественные соревнования, проводимые во время Олимпийских игр, событие, которое ранее включало архитектуру, скульптуру, живопись, музыку и литературу. [19] Хотя Йозеф Геббельс , имперский министр пропаганды, не ценил современную форму танцевального искусства и изменил танец Германии с более авангардного на традиционный, он и Адольф Гитлер все же согласились пригласить Грэма представлять Соединенные Штаты. Однако Соединенные Штаты не были представлены на художественных конкурсах, поскольку Грэм отказался от приглашения, заявив:
В настоящее время я считаю невозможным танцевать в Германии. Так много художников, которых я уважаю и которыми восхищаюсь, подверглись гонениям, были лишены права работать по нелепым и неудовлетворительным причинам, что я считаю невозможным отождествлять себя, приняв приглашение, с режимом, который сделал такие вещи возможными. . Кроме того, некоторых из моей концертной группы не приветствовали бы в Германии. [20]
Сам Геббельс написал ей письмо, уверяя, что ее еврейские танцоры «получат полный иммунитет», однако Грэму было недостаточно принять такое приглашение. [21]
Вдохновленная событиями Олимпийских игр 1936 года и пропагандой, которую она слышала по радио от держав оси , Грэм создала «Американский документ» в 1938 году. Танец выражал американские идеалы и демократию, поскольку Грэм поняла, что он может расширить возможности мужчин и вдохновить их на бороться с фашистской и нацистской идеологией. «Американский документ» стал патриотическим заявлением, посвященным правам и несправедливости того времени, представляющим американский народ, включая его индейское наследие и рабство. В ходе выступления отрывки из Декларации независимости США Линкольна , Геттисбергской речи и Прокламации об освобождении рабов были зачитаны . Это были отрывки, которые подчеркивали американские идеалы и отражали то, что сделало американский народ американцем. По мнению Грэма, танец должен был «раскрыть определенные национальные особенности, потому что без этих характеристик танец не имел бы ни ценности, ни корней, ни прямого отношения к жизни». [22]
Начало «Американского документа» знаменует собой современные концепции исполнительского искусства, объединяющие танец, театр и литературу и четко определяющие роли зрителя и актеров/танцоров. Рассказчик/актер начинает с «установления осознания настоящего места и времени, которое служит не только мостом между прошлым и настоящим, но также между индивидуальным и коллективным, частным и общим». [23] Вместе с ее уникальной техникой это социологическое и философское новаторство делает танец ясным выражением текущих идей и мест, а Грэм — столпом современной танцевальной революции.
1938 год стал для Грэма большим годом; Рузвельты , что сделало ее первой танцовщицей , пригласили Грэм танцевать в Белом доме выступившей там. [24] Кроме того, в 1938 году Эрик Хокинс стал первым мужчиной, танцевавшим с ее труппой. В следующем году он официально присоединился к ее труппе, танцуя главную мужскую роль в ряде произведений Грэма. Они поженились в июле 1948 года после нью-йоркской премьеры « Ночного путешествия» . [25] Он покинул ее труппу в 1951 году, и в 1954 году они развелись.
1 апреля 1958 года танцевальная труппа Марты Грэм представила премьеру балета «Клитемнестра» , основанного на древнегреческой легенде «Клитемнестра» , и это стало огромным успехом и большим достижением для Грэма. [26] Этот балет на музыку композитора египетского происхождения Халима Эль-Даба стал масштабным произведением и единственным полнометражным произведением в карьере Грэма. Грэм поставил хореографию и станцевал заглавную партию, проведя на сцене почти все время спектакля. [27] Балет основан на одноименной греческой мифологии и рассказывает историю царицы Клитемнестры, вышедшей замуж за царя Агамемнона . Агамемнон приносит в жертву их дочь Ифигению на костре в качестве подношения богам, чтобы обеспечить попутный ветер в Трою, где Троянская война бушует . По возвращении Агамемнона через 10 лет Клитемнестра убивает Агамемнона, чтобы отомстить за убийство Ифигении. Затем Клитемнестру убивает ее сын Орест , и зрители видят Клитемнестру в загробном мире. Этот балет считался шедевром американского модернизма 20-го века и был настолько успешным, что его показ в театре 54-й улицы на Бродвее был ограниченным под руководством Роберта Ирвинга , голосовые партии исполняли Розалия Мареска и Рональд Холгейт . [28]
Грэм сотрудничал со многими композиторами, включая Аарона Копленда в «Аппалачской весне» , Луи Хорста , Сэмюэля Барбера , Уильяма Шумана , Карлоса Суринаха , Нормана Делло Джойо и Джана Карло Менотти . [29] Мать Грэма умерла в Санта-Барбаре в 1958 году. Ее старший друг и музыкальный соавтор Луи Хорст умер в 1964 году. Она сказала о Хорсте: «Его сочувствие и понимание, но прежде всего его вера, дали мне возможность переехать. конечно, потерялись». [30]
Грэм сопротивлялась просьбам записать ее танцы, потому что считала, что живые выступления должны существовать на сцене только в том виде, в котором они переживаются. [31] Было несколько заметных исключений. Например, помимо сотрудничества с Сунами в 1920-х годах, она также в ограниченном объеме работала с фотографами Имоджен Каннингем в 1930-х годах и Барбарой Морган в 1940-х годах. Грэм считала сделанные Филиппом Халсманом, фотографии Дарк-Мидоу, наиболее полной фотографической записью любого из ее танцев. Халсман также фотографировался в фильмах 1940-х годов «Письмо к миру» , «Пещера сердца» , «Ночное путешествие» и «Каждая душа — это цирк» . В последующие годы ее взгляды на этот вопрос изменились, и другие убедили ее позволить им воссоздать часть того, что было потеряно. В 1952 году Грэм разрешила записать на пленку свою встречу и культурный обмен со знаменитой слепоглухой писательницей, активисткой и лектором Хелен Келлер , которая после посещения одной из репетиций труппы Грэма стала ее близким другом и сторонником. Грэм была вдохновлена радостью и интерпретацией танца Келлер, которая использовала свое тело, чтобы чувствовать вибрацию барабанов и ног, а также движения, перемещающие воздух вокруг нее. [32]
В своей биографии «Марта » Аньес де Милль упоминает, что последнее выступление Грэма произошло вечером 25 мая 1968 года в «Времени снега» . Но в «Жизни танцовщицы » биограф Рассел Фридман называет годом последнего выступления Грэм 1969 год. В своей автобиографии 1991 года «Память крови » сама Грэм указывает свое последнее выступление как свое появление в 1970 году в «Кортеже орлов», когда ей было 76 лет. Хореография Грэма включает 181 композицию. [33]
и последующие годы Пенсия
В годы, последовавшие за ее уходом со сцены, Грэм впала в глубокую депрессию, подогреваемую видами из-за кулис молодых танцоров, исполняющих многие танцы, которые она поставила для себя и своего бывшего мужа. Здоровье Грэм резко ухудшилось, поскольку она злоупотребляла алкоголем, чтобы заглушить боль. В «Кровавой памяти» она написала:
Лишь спустя годы после того, как я отказался от балета, я смог вытерпеть смотреть, как его танцует кто-то другой. Я верю в то, что никогда не нужно оглядываться назад, никогда не предаваться ностальгии или воспоминаниям. Но как этого избежать, когда вы смотрите на сцену и видите танцовщицу, накрашенную так, как вы тридцать лет назад, танцующую созданный вами балет с человеком, в которого вы тогда были глубоко влюблены, с вашим мужем? Я думаю, что это круг ада, который Данте пропустил.
[Когда я перестал танцевать] я потерял желание жить. Я остался дома один, ел очень мало, слишком много пил и размышлял. Мое лицо было испорчено, и люди говорят, что я выглядел странно, и я с этим согласился. В конце концов мой организм просто сдался. Я долгое время находился в больнице, большую часть времени в коме. [34]
Грэм не только пережила пребывание в больнице, но и сплотилась. В 1972 году она бросила пить, вернулась в свою студию, реорганизовала свою труппу и поставила десять новых балетов и множество постановок. 1990 года Ее последним завершенным балетом была «Тряпка кленового листа» .
Смерть [ править ]
Грэм занималась хореографией до своей смерти в Нью-Йорке от пневмонии в 1991 году в возрасте 96 лет. [35] Незадолго до того, как она заболела пневмонией, она закончила окончательный вариант своей автобиографии « Память крови» , которая была опубликована посмертно осенью 1991 года. [36] Ее кремировали, а ее прах развеяли над горами Сангре-де-Кристо на севере Нью-Мексико .
и Влияние наследие
Грэм иногда называют «Пикассо танца», поскольку ее важность и влияние на современный танец можно считать эквивалентными тому, чем Пабло Пикассо был для современного изобразительного искусства. [37] [38] Ее влияние также сравнивают с влиянием Стравинского на музыку и Фрэнка Ллойда Райта на архитектуру. [39]
В 2013 году ее танцевальные фильмы были отобраны для сохранения в Национальном реестре фильмов владельцем реестра — Библиотекой Конгресса .
Чтобы отпраздновать ее 117-й день рождения 11 мая 2011 года, логотип Google на один день был превращен в логотип, посвященный жизни и наследию Грэм. [40]
Говорят, что Грэм принес танец в 20 век. Благодаря работе ее ассистентов Линды Хоудс, Перл Лэнг, Дайан Грей, Юрико и других, большая часть работ и техники Грэм сохранилась. Они записали на пленку интервью Грэм с описанием всей ее техники и видео ее выступлений. [41] Глен Тетли сказал Агнес де Милль : «Самым замечательным в Марте в ее хорошие дни была ее щедрость. Так много людей сознательно или бессознательно украли уникальный личный словарь Марты и исполняли его на концертах. Я ни разу не слышал, чтобы Марта говорила: «Так использовал мою хореографию » . -и- то [42] Она создала целое движение, которое произвело революцию в танцевальном мире и создало то, что сегодня известно как современный танец. Сейчас танцоры всего мира изучают и исполняют современный танец. Хореографы и профессиональные танцоры обращаются к ней за вдохновением. [43]
Аньес де Милль сказала:
Самое великое, что [Грэм] когда-либо сказал мне, было в 1943 году, после открытия Оклахомы! , когда я внезапно добился неожиданного, яркого успеха в работе, которую я считал довольно хорошей, после многих лет пренебрежения работой, которую я считал, все было в порядке. Я был сбит с толку и обеспокоен тем, что вся моя шкала ценностей ненадежна. Я разговаривал с Мартой. Я хорошо помню этот разговор. Это было в ресторане «Шраффт» за газировкой. Я признался, что у меня есть горячее желание стать превосходным, но нет веры в то, что я смогу им стать. Марта сказала мне очень тихо: «Есть жизненная сила, жизненная сила, энергия, оживление, которое через тебя трансформируется в действие, и поскольку во всем времени есть только один из вас, это выражение уникально. если вы заблокируете его, он никогда не будет существовать через какой-либо другой носитель и будет потерян. Не ваше дело определять, насколько оно хорошо, насколько оно ценно и как оно соотносится с другими выражениями. ваш бизнес, чтобы он оставался вашим четко и прямо, чтобы канал оставался открытым. Вам даже не нужно верить в себя или свою работу. Вы должны оставаться открытыми и осознавать побуждения, которые вас мотивируют. ... Ни один художник не доволен. [Нет] никакого удовлетворения в любое время. Есть только странное божественное недовольство, благословенное беспокойство, которое заставляет нас идти вперед и делает нас более живыми, чем другие». [44]
В 2021 году актриса Мэри Бет Пейл сыграла Грэма в Netflix сериале «Халстон» . [45]
Марты Танцевальная труппа Грэм
Танцевальная труппа Марты Грэм — старейшая танцевальная труппа Америки. [46] основан в 1926 году. Он помог развиться многим известным танцорам и хореографам 20-го и 21-го веков, включая Эрика Хокинса , Анну Соколов , Мерса Каннингема , Лилу Йорк и Пола Тейлора . Он продолжает выступать, в том числе в Центре исполнительских искусств Саратоги в июне 2008 года. Труппа также выступала в 2007 году в Музее современного искусства в Чикаго с программой, состоящей из: «Аппалачская весна» , «Военный сад» , «Поручение в лабиринте » и «Американский». Оригинальный . [47] [48]
Ранние танцоры
В число первых танцовщиц Грэма входили Бесси Шонберг , Эвелин Сабин, Марта Хилл , Гертруда Шурр, Анна Соколов , Нелл Фишер, Дороти Берд , Бонни Берд , Софи Маслоу , Мэй О'Доннелл , Джейн Дадли , Анита Альварес, Перл Лэнг и Марджори Джи. .Мазия . Во вторую группу вошли Юрико , Этель Батлер, Этель Винтер , Джин Эрдман , Патриция Бёрч , Нина Фонарофф, Мэтт Тёрни , Мэри Хинксон . Группа танцоров-мужчин состояла из Эрика Хокинса , Мерса Каннингема , Дэвида Кэмпбелла, Джона Батлера, Роберта Коэна , Стюарта Хоудса , Глена Тетли , Бертрама Росс , Пола Тейлора , Дональда Маккейла, Марка Райдера и Уильяма Картера. [49]
Похвалы [ править ]
В 1957 году Грэм был избран членом Американской академии искусств и наук . [50] наградил ее Президентской медалью свободы В 1976 году президент Джеральд Форд ( первая леди Бетти Форд в юности училась у Грэма). Форд объявил ее «национальным достоянием». [51]
Грэм стала первой обладательницей награды Американского танцевального фестиваля за свои жизненные достижения в 1981 году. [ нужна ссылка ]
наградил Грэм высшим французским орденом за заслуги — Орденом Почётного легиона В 1984 году тогдашний министр культуры Джек Лэнг . [ нужна ссылка ]
Грэм был занесен в Зал славы мистера и миссис Корнелиуса Вандербильта Уитни Национального музея танца в 1987 году. [52]
В 1990 году Совет модельеров Америки наградил Грэма Премией Джеффри Бина за выдающиеся заслуги . [ нужна ссылка ]
посмертно назвал Грэма «Танцовщицей века» В 1998 году журнал Time . [2] и одна из женских «Икон века» от People . [53]
В 2015 году она была посмертно занесена в Национальный зал женской славы . [54]
11 мая 2020 года, в день, когда Грэму исполнилось бы 126 лет, Нью-Йоркская публичная библиотека исполнительских искусств объявила, что приобрела архивы Грэма для своего танцевального отдела Джерома Роббинса. Архив состоит в основном из бумажных материалов, фотографий и фильмов, в том числе редких кадров, где Грэм танцует в таких произведениях, как «Аппалачская весна» и «Иродиада»; ее сценарий «Ночного путешествия»; и ее рукописные заметки для «Американского документа». [55]
Хореография [ править ]
Этот отрывок из рецензии Джона Мартина в The New York Times дает представление о хореографическом стиле Грэма. «Часто яркость и интенсивность ее целей настолько сильны, что при подъеме занавеса они поражают, как удар, и в этот момент нужно решить, за или против нее он. Она сводит свои настроения и движения до тех пор, пока они не станут лишены всех посторонних веществ и концентрированы в высшей степени». [56] Грэм создал 181 балет.
Год | Производительность | Музыка | Примечания |
---|---|---|---|
1926 | Хорал | Сезар Франк | |
1926 | Новелетка | Роберт Шуман | |
1927 | Мрачный | Александр Скрябин | |
1927 | Бунт | Артур Онеггер | |
1927 | Хрупкость | Александр Скрябин | |
1927 | Он шутит | Роберт Шуман | |
1929 | Фигура святого | Георг Фридрих Гендель | |
1929 | Воскресение | Тибор Харшаньи | |
1929 | Подростковый возраст | Пол Хиндемит | |
1929 | Танец | Дариус Мийо | |
1929 | Видение Апокалипсиса | Герман Ройтер | |
1929 | Неискренность | Сергей Прокофьев | |
1929 | Деревенский момент | Франсис Пуленк | |
1929 | Еретик | из фольклора | Старая бретонская песня Tetus Breton в аранжировке Шарля де Сиври; США добавлен в Национальный реестр фильмов в 2013 году вместе с тремя другими танцевальными фильмами Марты Грэм. [57] |
1930 | Оплакивание | Золтан Кодай | Наборы Исаму Ногучи; США добавлен в Национальный реестр фильмов в 2013 году вместе с тремя другими танцевальными фильмами Марты Грэм. [57] |
1930 | Арлекинада | Эрнст Тох | Костюмы Грэма |
1931 | Первобытные тайны | Луи Хорст | |
1931 | Вакханалия | Уоллингфорд Риггер | |
1931 | Болезненный | Эйтор Вилла-Лобос | |
1933 | Ромео и Джульетта | Пол Нордофф | Танцевальные сцены для Кэтрин Корнелл постановки |
1934 | Танец в четырех частях | Джордж Антейл | |
1934 | Праздник | Луи Хорст | Костюмы Марты Грэм |
1935 | Прелюдия | Пол Нордофф | Костюмы Грэма (1935), Эдит Гилфонд (1938). |
1935 | Граница | Луи Хорст | Наборы Исаму Ногучи ; США добавлен в Национальный реестр фильмов в 2013 году вместе с тремя другими танцевальными фильмами Марты Грэм. [57] |
1935 | Курс | Джордж Антейл | |
1936 | Шаги на улице | Уоллингфорд Риггер | Часть хроники |
1936 | Хроника | Уоллингфорд Риггер | Освещение Жана Розенталя |
1936 | Горизонты | Луи Хорст | Наборы Александра Колдера |
1936 | Приветствие | Леман Энгель | |
1937 | Глубокая песня | Генри Коуэлл | |
1937 | Открытие танца | Норман Ллойд | |
1937 | Немедленная трагедия | Генри Коуэлл | |
1937 | Американская лирика | Алекс Норт | Костюмы Эдит Гилфонд |
1938 | Американский документ | Рэй Грин | Декорации Арка Лаутерера, костюмы Эдит Гилфонд. |
1939 | Колумбиада | Луи Хорст | Декорации Филипа Стаппа, костюмы Эдит Гилфонд. |
1939 | Каждая душа – это цирк | Пол Нордофф | Декорации Филипа Стаппа, костюмы Эдит Гилфонд. |
1940 | Кающийся | Луи Хорст | Оригинальные декорации Арча Лаутерера, костюмы Эдит Гилфонд, декорации позже переработаны Исаму Ногучи. |
1940 | Письмо миру | Хантер Джонсон | Декорации Арка Лаутерера, костюмы Эдит Гилфонд. |
1941 | Панч и Джуди | Роберт МакБрайд | Декорации Арча Лаутерера, костюмы Шарлотты Троубридж, текст Эдварда Гордона Крейга. |
1942 | Земля будет яркой | Артур Кройц | Декорации и костюмы Шарлотты Троубридж. |
1943 | Смерти и входы | Хантер Джонсон | Декорации Арча Лаутерера, костюмы Эдит Гилфонд (1943) и Оскара де ла Рента (2005). |
1943 | Салем Шор | Пол Нордофф | Декорации Арка Лаутерера, костюмы Эдит Гилфонд. |
1944 | Аппалачская весна | Аарон Копленд | Наборы Исаму Ногучи; США добавлен в Национальный реестр фильмов в 2013 году вместе с тремя другими танцевальными фильмами Марты Грэм. [57] |
1944 | Воображаемое крыло | Дариус Мийо | Декорации Исаму Ногути, костюмы Эдит Гилфонд. |
1944 | Иродиада | Пол Хиндемит | Наборы Исаму Ногучи |
1946 | Темный луг | Карлос Чавес | Декорации Исаму Ногучи, костюмы Эдит Гилфонд и освещение Жана Розенталя. |
1946 | Пещера Сердца | Сэмюэл Барбер | Декорации Исаму Ногучи, костюмы Эдит Гилфонд и освещение Жана Розенталя. |
1947 | Поручение в лабиринте | Джан Карло Менотти | Декорации Исаму Ногучи, освещение Жана Розенталя. |
1947 | Ночное путешествие | Уильям Шуман | Наборы Исаму Ногучи |
1948 | Отвлечение ангелов | Норман ДеллоДжойо | Сеты Исаму Ногучи (исключены после первого выступления) |
1950 | Джудит | Уильям Шуман | Декорации Исаму Ногучи, освещение Жана Розенталя. |
1951 | Триумф Святой Жанны | Норман ДеллоДжойо | |
1952 | Песнь невинным комикам | Томас Риббинк | |
1954 | Пылкая песня | Алан Хованесс | |
1955 | Серафический диалог | Норман ДеллоДжойо | Наборы Исаму Ногучи |
1958 | Клитемнестра | Халим Эль-Дабх | Декорации Исаму Ногучи, костюмы Грэма и Хелен МакГи. |
1958 | Боевой сад | Карлос Суринах | Наборы Исаму Ногучи |
1959 | Эпизоды | Антон Веберн | По заказу Нью-Йоркского балета. |
1960 | Акробаты Бога | Карлос Суринах | |
1960 | Алкестида | Вивиан Файн | |
1961 | Визионерский концерт | Роберт Старер | Пересмотрен как Самсон Агонист в 1962 году. |
1961 | Еще одна яркая ночь | Халим Эль-Дабх | |
1962 | Федра | Роберт Старер | Наборы Исаму Ногучи |
1962 | Взгляд на молнию | Халим Эль-Дабх | |
1962 | Светские игры | Роберт Старер | |
1962 | Легенда о Юдифи [58] | Мордехай Ситер | |
1963 | Цирцея | Алан Хованесс | Наборы Исаму Ногучи |
1965 | Ведьма Эндора | Уильям Шуман | |
1967 | Кортеж орлов | Юджин Лестер | Наборы Исаму Ногучи |
1968 | Время снега | Норман ДеллоДжойо | |
1968 | Равнина Молитвы | Юджин Лестер | |
1968 | Хозяйка Дома сна | Роберт Старер | |
1969 | Архаические часы | Юджин Лестер | |
1973 | Нищие вечера | Дэвид Дж. Уокер | Пересмотрено как Chronique в 1974 году. |
1973 | Миф о путешествии | Алан Хованесс | |
1974 | Святые джунгли | Роберт Старер | |
1974 | Мечта Джейкоба | Мордехай Ситер | |
1975 | Люцифер | Халим Эль-Дабх | |
1975 | Поклонение | Матео Альбенис Доменико Чимароза Джон Дауленд Джироламо Фрескобальди | |
1975 | Точка пересечения | Мордехай Ситер | |
1975 | Алая буква | Хантер Джонсон | |
1977 | О, ты желаешь того, кто собирается петь | Мейер Купферман | |
1977 | Тени | Джан Карло Менотти | |
1978 | Сова и кошечка | Карлос Суринах | |
1978 | экваториальный | Эдгар Варез | |
1978 | Флейта Пана | Традиционная музыка. | |
1978 или 1979 год | Фрески | Сэмюэл Барбер | |
1979 | Эпизоды | Антон Веберн | реконструирован и переработан |
1980 | Джудит | Эдгар Варез | |
1981 | Акты Света | Карл Нильсен | Костюмы Холстона |
1982 | Танцы Золотого зала | Анджей Пануфник | |
1982 | Плач Андроманчи | Сэмюэл Барбер | |
1983 | Мечта Федры | Джордж Крамб | |
1984 | Обряд весны | Игорь Стравинский | |
1985 | Песня | Румынская народная музыка | играет на пан-флейте Георгий Замфир с Марселем Селье на органе |
1986 | Искушения Луны | Бела Барток | |
1986 | Запутанная ночь | Клаус Эгге | |
1987 | Персефона | Игорь Стравинский | Костюмы Холстона [59] |
1988 | Ночное пение | Р. Карлос Накаи | Установить Исаму Ногучи |
1989 | Американский документ (новая версия) | Джон Корильяно | Guest Artist M.Baryshinikov |
1990 | Тряпка из кленового листа | Скотт Джоплин | костюмы Calvin Klein , освещение Дэвида Финли. |
1991 | Глаза богини (незаконченный) | Карлос Суринах | Наборы Марисоль |
См. также [ править ]
- Американский танцевальный фестиваль
- Кристин Дакин
- Концертный танец
- Список танцоров
- Список танцевальных компаний
- Постмодернистский танец
- Тереза Капучилли
- Женщины в танце
Цитаты [ править ]
- ^ «Марта Грэм | Биография, танец, техника, компания и факты» . Британская энциклопедия . 2 октября 2023 г. . Проверено 22 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «TIME 100: Марта Грэм» . Время . 6 августа 1998 г. Архивировано из оригинала 6 июля 2011 г.
- ^ Раскрытие танцора, American Masters : сезон 8, эпизод 2, PBS, 13 мая 1994 г.
- ^ «Миссия и история» . Школа Марты Грэм . Проверено 26 марта 2021 г.
- ^ https://sites.pitt.edu/~gillis/dance/martha.html
- ^ Развитие творчества в классе – исследование консенсуса в теории и практике, Карен Хосак Джейнс, Critical Publishing Ltd, 2022, стр. 31, цитируя «Создание разума: анатомия творчества в жизни Фрейда, Эйнштейна, Пикассо, Стравинского, Элиота, Грэма и Ганди», Говард Гарднер, 1993 (представление 2011 г.), стр. 31. 250
- ^ Гиббс, Анжелика (19 декабря 1947 г.). «Танец Марты Грэм» . Житель Нью-Йорка .
- ^ Джовитт, Дебора (2012). «Марта Грэм (1894–1991)» (PDF) . Коалиция танцевального наследия . Архивировано из оригинала (PDF) 3 августа 2020 г. Проверено 13 апреля 2020 г.
- ^ Фридман 1998 , с. 12.
- ^ Фридман 1998 , с. 20.
- ^ Фридман 1998 , с. 21.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Брайант Пратт 1994 , с. [ нужна страница ]
- ^ "Музыкальные фильмы", Standard-Examiner (Огден, Юта), 21 мая 1922 г., стр. 5
- ^ Мэнсфилд Соарес 1992 , с. 56.
- ^ «от Кэти Мьюир» . Сиэтлский фотоклуб. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 4 октября 2015 г.
- ^ Фишгалл, Гэри (2002). Грегори Пек: Биография . Нью-Йорк: Скрибнер. стр. 55–56 . ISBN 0-684-85290-Х . ОСЛК 48952197 .
- ^ «Танцевальный ансамбль «Батшева»: О проекте» . batsheva.co.il . Проверено 12 июня 2022 г.
- ^ Дебра Крейн; Джудит Макрелл (19 августа 2010 г.). Оксфордский словарь танца . Издательство Оксфордского университета. стр. 196 . ISBN 978-0-19-956344-9 .
- ^ Художественные конкурсы на летних Олимпийских играх 1936 года .
- ^ Хэнли 2004 , с. 136.
- ^ Хэнли 2004 , с. 137.
- ^ Плоткин, Лия. 23 июня 1938 г. «Изучение семи искусств», с. 17. [ нужна полная цитата ]
- ^ Франко 2012 , с. 22.
- ↑ Марта Грэм. Хронология: 1894–1949 , Библиотека Конгресса.
- ^ Франко 2012 , с. 139.
- ^ Марта Грэм: специальный выпуск журнала «Хореография и танец» , автор: Элис Хелперн [ нужна полная цитата ] .
- ^ Ламот, Кимерер Л. Танцоры Ницше: Айседора Дункан, Марта Грэм и переоценка . п. 203.
- ^ «Танец: Клитемнестра ; Работа Марты Грэм, предложенная ею и компанией в Бродвейском театре» Джона Мартина , стр. 23 , The New York Times , 9 марта 1962 г.
- ^ Marthagraham.org . Архивировано 10 января 2010 года в Wayback Machine .
- ^ Фридман 1998 , с. 134.
- ^ Кленке, Карин (2011). Женщины в лидерстве: контекстуальная динамика и границы . Бингли: Изумруд. п. 208. ИСБН 9780857245618 .
- ^ Привет, прощай, привет: Круг из 101 замечательной встречи. [ нужна полная цитата ]
- ^ Танцевальная труппа Марты Грэм - История . Архивировано 13 апреля 2012 года в Wayback Machine .
- ^ Грэм 1991 , с. 237.
- ^ Киссельгофф, Анна (2 апреля 1991 г.). «Марта Грэм умирает в 96 лет; революционерка в танце» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Сьюзан Уэр (1998). Письмо миру: семь женщин, которые сформировали американский век . WW Нортон. ISBN 978-0-393-04652-6 .
- ^ Бонди (1995) с. 74 цитата: «Пикассо танца… Марта Грэм была для современного танца тем же, чем Пабло Пикассо был для современного искусства».
- ^ де Милль 1991 , с. vii «Ее достижения эквивалентны достижениям Пикассо, — сказал я Марку Райдеру, ученику и члену компании Грэма, — я не уверен, что приму его как заслуживающего быть в ее классе».
- ^ «Марта Грэм: О танцовщице» . Американские мастера . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР. 16 сентября 2005 г. Архивировано из оригинала 10 октября 2013 г.
- ^ «Google Doodle прославляет Марту Грэм и Dynamic Web» . Мир ПК. 11 мая 2011. Архивировано из оригинала 2 июля 2013 года . Проверено 11 мая 2011 г.
- ^ де Милль 1991 , с. 409.
- ^ де Милль 1991 , стр. 409–410.
- ^ Ньюман 1998 , с. [ нужна страница ] .
- ^ де Милль 1991 , с. 264.
- ^ Морин Ли Ленкер (14 мая 2021 г.). «Посмотрите актерский состав Хэлстона и их реальных коллег» . Развлекательный еженедельник .
- ^ «Марта вернулась! Знаменитая танцевальная труппа будет работать в июне». Архивировано 10 октября 2012 года в Wayback Machine Scope Online . Скидмор Колледж
- ^ «Танцевальная труппа Марты Грэм» . Музей современного искусства, Чикаго. Архивировано из оригинала 19 сентября 2011 года . Проверено 8 августа 2011 г.
- ^ Дарнелл, Трейси (17 апреля 2007 г.). «Танцевальная труппа Марты Грэм возвращается в Чикаго для долгожданного выступления в MCA» . Медилл . Архивировано из оригинала 12 октября 2013 года . Проверено 8 августа 2011 г.
- ^ де Милль 1991 , с. 417.
- ^ «Книга участников, 1780–2010: Глава G» (PDF) . Американская академия искусств и наук . Проверено 29 июля 2014 г.
- ^ Фридман 1998 , с. 142.
- ^ Кросс, Мэри (ред.). Сто человек, которые изменили Америку 20-го века . п. 156.
- ^ Женщины в лидерстве: контекстуальная динамика и границы, Карин Кленке
- ^ «10 женщин удостоены чести на введении в Зал славы» . Democratandchronicle.com . Проверено 4 октября 2015 г.
- ↑ Джиа Курлас, «Для публичной библиотеки Марта Грэм — недостающее звено», The New York Times , 11 мая 2020 г.
- ^ Армитидж, с. 9. [ неполная короткая цитата ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д « Дополнения к Национальному реестру фильмов за 2013 год » (29 августа), CBS News .
- ^ «Движущая сила» , Haaretz. Архивировано 25 февраля 2012 г., в Wayback Machine.
- ^ Киссельгофф, Анна (15 октября 1987 г.). Грэма «Балет: Персефона » . Нью-Йорк Таймс . п. С23.
Цитированные источники [ править ]
- Брайант Пратт, Паула (1994). Важность Марты Грэм . Детройт: Гейл. ISBN 9781560060567 .
- де Милль, Агнес (1991). Марта: Жизнь и творчество Марты Грэм . Нью-Йорк: Рэндом Хаус. ISBN 978-0-394-55643-7 .
- Франко, Марк (2012). Марта Грэм в книге «Любовь и война: жизнь в работе» .
- Фридман, Рассел (1998). Марта Грэм – Жизнь танцовщицы . Нью-Йорк: Clarion Books. ISBN 978-0-395-74655-4 .
- Грэм, Марта (1991). Память крови: автобиография . Нью-Йорк: Даблдей. ISBN 978-0-385-26503-4 .
- Хэнли, Э. (2004). Роль танца на Олимпийских играх в Берлине 1936 года .
- Мэнсфилд Соарес, Джанет (1992). Луис Хорст – музыкант в мире танцоров . Дарем, Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка. ISBN 978-0-8223-1226-0 .
- Ньюман, Джеральд (1998). Марта Грэм: основательница современного танца . Дэнбери, Коннектикут: Франклин Уоттс. ISBN 9780531114421 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Ау, Сьюзен (2002). Балет и современный танец (второе изд.).
- Птица, Дороти; Гринберг, Джойс (2002). Взгляд с высоты птичьего полета: Танцы с Мартой Грэм и на Бродвее (переиздание). Питтсбург, Пенсильвания: Издательство Питтсбургского университета. ISBN 978-0-8229-5791-1 .
- Хокинс, Эрик (1992). Тело — чистое место и другие высказывания о танце . Princeton Book Co. Хайтстаун, Нью-Джерси: ISBN 978-0-87127-166-2 .
- Хелперн, Алиса. Марта , 1998 г.
- Ходс, Стюарт , Частично реальный – Частично сон, Танцы с Мартой Грэм , (2011) Concord ePress, Конкорд, Массачусетс
- Хороско, Мариан (2002). Марта Грэм. Эволюция ее теории танца и тренировок . Гейнсвилл, Флорида: Университетское издательство Флориды. ISBN 978-0-8130-2473-8 .
- Джовитт, Дебора (2024). Поручение в лабиринте: жизнь и творчество Марты Грэм . Фаррар, Штраус и Жиру. ISBN 9780374709143 .
- Лэйман, Ричард; Бонди, Виктор (1995). Американские десятилетия 1940–1949 гг . Гейл Research International. ISBN 978-0-8103-5726-6 .
- Морган, Барбара (1980). Марта Грэм – Шестнадцать танцев в фотографиях . Морган и Морган. ISBN 978-0-87100-176-4 .
- Тейлор, Пол (1987). Частный домен – автобиография . Нью-Йорк: Кнопф. ISBN 978-0-394-51683-7 .
- Трейси, Роберт (1997). Богиня – «Помнят танцоры Марты Грэм» . Помптон-Плейнс, Нью-Джерси: Limelight Editions. ISBN 978-0-87910-086-5 .
Внешние ссылки [ править ]
- Марта Грэм в Библиотеке Конгресса
- Коллекция Марты Грэм, 1896–2003 гг. , Музыкальный отдел Библиотеки Конгресса.
- Документы Максин Глорски, касающиеся Марты Грэм, 1940–2019 гг ., Музыкальный отдел Библиотеки Конгресса.
- MarthaGraham.org – Центр современного танца Марты Грэм
- Марта Грэм на IMDb
- Марта Грэм в базе данных Internet Broadway
- Архивные кадры танцевальной труппы Марты Грэм выступления на фестивале «Весна священная» в 2013 году на фестивале Jacob's Pillow Dance Festival.
- Марта Грэм
- 1894 рождения
- 1991 смертей
- Американские танцоры 20-го века
- Американские танцовщицы
- Американцы английского происхождения
- Американцы ирландского происхождения
- Американцы шотландско-ирландского происхождения
- Американские женщины-хореографы
- Художники из Питтсбурга
- Американские балетмейстеры
- Факультет Корнуоллского колледжа искусств
- Танцоры из Пенсильвании
- Члены Американской академии искусств и наук
- Лауреаты Центра Кеннеди
- Современный танец
- Американские современные танцоры
- Обладатели Президентской медали Свободы
- Преподаватели колледжа Сары Лоуренс
- Обладатели Национальной медали искусств США