Тряпка «Кленовый лист» (балет)
«Тряпка кленового листа» — бессюжетный балет Марты Грэм, поставленный на в стиле рэгтайм композиции Скотта Джоплина . Премьера работы состоялась 2 октября 1990 года в центре Нью-Йорка с костюмами Кельвина Кляйна и освещением Дэвида Финли. [ 1 ] Крис Ландрио аранжировал музыку и играл на фортепиано во время дебюта. Танец - это ликующая самопародия и своего рода дань уважения наставнику и музыкальному руководителю Грэм Луи Хорсту , который подыгрывал ей всякий раз, когда она впадала в творческий спад. [ 2 ] Грэм было 96 лет, когда она создала «Тряпку кленового листа» ; это ее последний законченный танец. В 1991 году она начала еще одну работу, «Глаза богини» , но на момент ее смерти она осталась незавершенной. [ 3 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]Занавес поднимается, открывая рояль в глубине затемненной сцены. Единственный другой элемент набора — это доска для прыжков , длинная пружинящая доска, установленная на двух вертикальных опорах с качающимися ножками. [ 2 ] Грэм открыл гибрид кресла-качалки и скамейки, когда танцевальная труппа Марты Грэм появилась в Сполето, США, в Чарльстоне . [ 4 ]
Музыкант входит первым и садится за рояль, неоднократно нажимая зловещие аккорды. Входят танцоры: сначала пара, выполняющая подъем над головой, затем кружок танцоров, резко прыгающих и приземляющихся под звуки фортепиано. Участница женского ансамбля отделяется от группы, чтобы исполнить подпрыгивающий танец на доске для бега. Затем публика слышит записанный голос Грэма: «О, Луис, сыграй мне тряпку кленового листа!» [ 5 ]
Когда начинается музыка Джоплина, на сцене загорается свет. Шесть пар радостно танцуют вокруг доски, на которой теперь возлежит одинокая самка. Пианист ненадолго прерывает тряпку, чтобы повторить зловещий ритм, когда мрачная фигура в белом платье и с шиньоном пересекает сцену, совершая серию кружащихся поворотов. Когда она уходит, ансамбль возвращается к радостному движению. [ 6 ]
Продолжительность балета около 15 минут. Три тряпки Скотта Джоплина обеспечивают структуру произведения: «Тряпка кленового листа» (1899) открывает танец, за ним следуют вальс «Бетена» (1905) и «Элитные синкопы» (1902); повторение « Тряпки кленового листа» завершает танец. [ 7 ]
Работа наполнена пародиями на фирменные движения Грэм и отсылки к ее самым известным танцам. Ее вертящийся заместитель в белом время от времени пересекает сцену, каждый раз в сопровождении зловещего ударного фортепиано. Грэм также высмеивает чрезмерную сексуальность некоторых ее репертуаров. Незадолго до того, как темнота скрывает оставшуюся пару на сцене, он срывает с нее юбку. [ 2 ]
Критический прием
[ редактировать ]«Тряпка кленового листа» стала 180-й хореографической работой Грэма. [ 8 ] Несмотря на это, как отметили рецензенты, у нее все еще была способность удивлять и радовать. «Новая статья представляет собой занимательную выдержку гения над ее собственными клише, изложенную кратко и остроумно», — написала Анна Киссельгофф из The New York Times . [ 2 ]
Критик, увидевший гораздо более позднее выступление, сказал: «Пока она справлялась со своими навязчивыми идеями на сцене, Грэм также обладала острым, но часто упускаемым из виду чувством юмора . — это хитрый и игривый танец, в котором эффективно используется выразительный словарный запас Грэм, одновременно подмигивая ее собственным клише». [ 9 ]
Те, кто лучше знаком с репертуаром труппы, лучше понимают шутки изнутри. Взлет на шаге «дротика» из «Поручения в лабиринт» был отмечен одним рецензентом. [ 10 ] Другой заметил, что «икающие» фурии из Night Journey . [ 2 ] Танцевальный критик Сан-Франциско Classical Voice выделил «ступни танцоров от Акробатов Божьих , захваты и гримасы от Клитемнестры , восторженные аплодисменты аколитов в Аппалачской весне и... возвышенные повороты ногой от соло Грэма в белом « Письмо миру », заканчивающееся отрезвляющей, но достойной смеха застывшей позой». [ 11 ]
История выступлений
[ редактировать ]полюбившаяся публике с момента первого выступления, «Тряпка кленового листа», является основным продуктом репертуара труппы Грэма. [ 12 ] Он также включен в «Три танца Марты Грэм» , телевизионную программу, созданную WNET для PBS . Тереза Капучилли появляется в роли суррогатной матери Грэма. Кэтлин Тернер ведет повествование. [ 13 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Тряпка из кленового листа» . Гипер Марта . Проверено 22 января 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Киссельгофф, Анна (4 октября 1990 г.). «Обзор / Танец; Грэм радостно встречает Скотта Джоплина» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 22 января 2016 г.
- ^ Киссельгофф, Анна (10 октября 1991 г.). «Рецензия/Танец; «Глаза богини», фрагмент, оставленный Грэмом» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 22 января 2016 г.
- ^ Беккер, Ида (14 октября 2009 г.). Чарльстонские иконы: 50 символов Святого города . Роуман и Литтлфилд. п. 12.
- ^ «Балетная тряпка из кленового листа» . Ютуб . Проверено 23 января 2016 г.
- ^ Вуд, Даррелл (11 апреля 2014 г.). «Программа А танцевальной труппы Марты Грэм в центре Нью-Йорка, 2014…» . Танцевальные вещи из Нью-Йорка . Проверено 23 января 2016 г.
- ^ Ларучча, Натали. «Тряпка кленового листа – фоторепортаж» . Exploredance.com . Архивировано из оригинала 17 июля 2012 года . Проверено 22 января 2016 г.
- ^ Вурхис, Джон (7 января 1993 г.). « Тряпка из кленового листа» оживает в «Танцах в Америке » . Сиэтл Таймс . Проверено 23 января 2016 г.
- ^ Гилберт, Эндрю (27 января 2014 г.). «Компания Марты Грэм возвращается в Беркли с готовящейся «Аппалачской весной»» . Сан-Хосе Меркьюри Ньюс . Проверено 23 января 2016 г.
- ^ Баннерман, Генриетта. «Танцы для смеха: Марта Грэм и комедия» . www.criticaldance.com . Проверено 23 января 2016 г.
- ^ Берман, Дженис (31 января 2014 г.). «Слава Марте Грэм: компания жива и здорова» . Классический голос Сан-Франциско . Проверено 23 января 2016 г.
- ^ «Репертуар танцевального ансамбля Марты Грэм» . Танцевальная труппа Марты Грэм . Проверено 23 января 2016 г.
- ^ Голднер, Нэнси (28 декабря 1992 г.). «Танцевальное трио Марты Грэм выйдет в эфир на канале PBS». Филадельфийский исследователь .