Jump to content

Жан Эрдман

Жан Эрдман
Эрдман в конце 1970-х годов
Рожденный ( 1916-02-20 ) 20 февраля 1916 г.
Умер 4 мая 2020 г. (04.05.2020) (104 года)
Гонолулу, Гавайи, США
Занятия
  • хореограф
  • танцор
  • театральный режиссер
Супруг
( м. 1938; умер в 1987 г.)
Награды Выдающиеся достижения Вернона Райса в театре
1963 Тренер с шестью внутренностями
Выдающаяся хореография
1972 Два джентльмена из Вероны
Веб-сайт www .jeanerdmandance /индекс .html

Джин Эрдман (20 февраля 1916 - 4 мая 2020) была американской танцовщицей и хореографом современного танца , а также режиссером авангардного театра.

Биография

[ редактировать ]

Ранние годы и предыстория

[ редактировать ]

Эрдман родился в Гонолулу. Отец Эрдмана, Джон Пайни Эрдман, доктор богословия и миссионер из Новой Англии, поселился в Гонолулу в качестве служителя внеконфессиональной протестантской церкви «Перекресток», где он проповедовал на английском и японском языках перед многоэтнической общиной. Ее мать, Мэрион Диллингем Эрдман, была членом одной из семей-основателей промышленников Гавайев. [1]

Самым ранним танцевальным опытом Эрдмана была хула. Она посещала школу Пунахоу в Гонолулу, где в качестве формы физического воспитания изучала Айседоры Дункан интерпретирующий танец . Размышляя о своем раннем танцевальном обучении, Эрдман сказала, что эти два влияния научили ее тому, что танец - это «выражение чего-то значимого для танцора, а не просто серия ярких шагов». [2]

Из Гавайев Эрдман поступила в школу для девочек мисс Холл в Питтсфилде, штат Массачусетс, которую окончила в 1934 году. [ нужна ссылка ] Ее беспокоило отношение к танцам, из-за которого ее наказывали за обучение хуле одноклассников. Позже, в колледже Сары Лоуренс , который она посещала с 1934 по 1937 год, она смогла более свободно исследовать свои многочисленные интересы в театре, танце и эстетической философии. [ нужна ссылка ]

У Сары Лоуренс она встретила двух своих величайших вдохновителей: Джозефа Кэмпбелла и Марту Грэм . Кэмпбелл, профессор сравнительной литературы, который позже стал знатоком мифологии, был ее научным руководителем. Это положило начало диалогу о процессе индивидуальной психо-духовной трансформации и природе искусства, который должен был продолжаться на протяжении всей их жизни. Эрдман также интересовалась техникой современного танца, которую она изучила на занятиях Марты Грэм у Сары Лоуренс и в Летней танцевальной школе Беннингтонского колледжа , которую она посещала летом 1935–1944 годов.

В 1937 году Эрдман присоединилась к своим родителям и младшей сестре в кругосветном путешествии, во время которого она увидела традиционные танцы и театры многих стран, включая Бали, Яву и Индию. Говоря о своем опыте этой поездки и о своем более позднем изучении мировых танцевальных культур, вдохновленном ею, Эрдман сказала: «Изучая и анализируя традиционные танцевальные стили мира, я обнаружила, что конкретный танец каждой культуры является идеальным выражением этой поездки. мировоззрение культуры и достигается путем осознанного выбора, основанного на неограниченных возможностях движения». [3] Вскоре после того, как Эрдман вернулся в Нью-Йорк, она вышла замуж за Кэмпбелла 5 мая 1938 года и после короткого медового месяца начала репетиции в качестве участницы танцевальной труппы Марты Грэм . [1]

Эрдман проявила себя как солистка труппы Грэма в таких сольных партиях, как «Идеальный зритель в «Каждая душа — это цирк»» , «Говорящая судьба» в «Панше» и «Джуди и тот, кто говорит в «Письме к миру» , ода Грэма американскому поэту». , Эмили Дикинсон . Танцевальный критик Маргарет Ллойд из The Christian Science Monitor высоко оценила «удачный юмор», который Эрдман привнес в ее роль Говорящей судьбы, и назвала ее «незаменимой» в возрождении «Письма к миру» 1941 года. [4]

Работая с Грэмом, Эрдман изменил форму роли, которую первоначально играла актриса Маргарет Мередит, из статичной сидящей фигуры в движущийся, интегрированный элемент в новаторской работе танцевального театра. В «Полном руководстве по современному танцу » историк Дон МакДона пишет о «глубоком эффекте», который эти ораторские роли оказали на Эрдмана. Он приписывает ее многочисленные исследования динамики между словом и движением именно этим ранним опытам. [5]

Как и все танцовщицы Грэма того периода, Эрдман должен был изучать хореографию у Луи Хорста , музыкального руководителя Грэма. Хорст читал лекции-демонстрации своих принципов в доклассических танцевальных формах, а его ученики демонстрировали его идеи через свои собственные композиции. Ее первое соло, «Преобразования Медузы» , премьера которого состоялась на Беннингтон-колледжа Летнем фестивале искусств в 1942 году, началось как задание для его класса. Окончательная версия с партитурой по заказу Хорста оставалась в ее репертуаре до 1990-х годов. Исполнение этого танца Эрдманом стало темой незаконченного фильма Майи Дерен 1949 года «Медуза» . [6] [7]

представляли собой исследование примитивного или архаичного стиля, а Изначально «Трансформации Медузы» затем превратились из краткого исследования двухмерной формы в полный танец, состоящий из трех частей. Эрдман описала годичную эволюцию произведения как процесс, посредством которого она пришла к пониманию того, что каждая поза содержит «целое состояние бытия или отношение к жизни». [8] Танец развивался по мере того, как она настраивалась на физические ощущения от стилизованных поз и следовала туда, куда они ее вели. Именно Кэмпбелл, опираясь на свой глубокий кладезь мифологических образов, идентифицировал танцевального персонажа в первом коротком исследовании как Медузу , прекрасную греческую жрицу Афины , ставшую отвратительной змееголовой горгоной. Эрдман разработал второй и третий разделы вслед за развитием мифологического архетипа.

В 1943 году по настоянию Кэмпбелла и композитора Джона Кейджа Эрдман и его коллега из Graham Company Мерс Каннингем представили совместный концерт, спонсируемый Клубом искусств Чикаго . Среди соло Каннингема были «Totem Ancestor», «In the Name of the Holocaust» и «Shimmera», все с партитурой Кейджа. [9]

Двумя совместными дуэтами были «Credo in US», драматический танец с текстом Каннингема и партитурой, заказанной Кейджем, и «Ad Lib» с партитурой, заказанной Грегори Такером. [9] По словам Эрдмана, Ad Lib «считалась довольно шокирующей, поскольку включала в себя импровизации. В то время не считалось приемлемым исполнять импровизации публично. Это было сделано ради конфиденциальности вашей студии». [10]

Другими важными произведениями Эрдмана 1940-х годов были «Дочери одинокого острова» (1945) и «Офелия» (1946) с партитурами по заказу Джона Кейджа на подготовленном и стандартном фортепиано соответственно, «Пассаж» (1946), «Гамадриада» (1948) на Дебюсси « Сиринкс » . , «Опасная часовня» (1949) и «Солнцестояние» (1950), оба по заказу Лу Харрисона . « Опасной часовни» с движущимися скульптурами Карлуса Дайера. [11] как одна из лучших новых работ сезона . и был выбран журналом Dance Magazine Дорис Херинг [12] писал: «Когда танец закончился, можно было понять, что с помощью чисто физических и визуальных элементов мисс Эрдман удалось дать трогательную картину опыта артиста, проходящего через фазы изоляции и реализации». [13]

Другие танцевальные критики того времени отметили ее уникальный подход к созданию танцев. New York Times Танцевальный критик Джон Мартин заметил, что «движение Эрдмана, возможно, настолько близко к неассоциативному, насколько это возможно, но при этом оно свободно творческое. Метод композиции, хотя, естественно, и не содержит сюжетного содержания, избегает любого оттенка простого декоративна, хотя беспредметная живопись избегает этого и умудряется быть столь же сильно вызывающей воспоминания». [14]

Сообщая о групповом концерте на 92-й улице YM/YWHA, в котором участвовал Эрдман, Эдвин Денби написал в New York Herald Tribune : «(Подход) мисс Эрдман является более оригинальным и освежающим. В ритме была легкость, качество щедрости и простора в движении поразило меня как танец, как поэтическое присутствие». [15] Уолтер Терри, также писавший для Tribune , прокомментировал: «(Ее танец) привлекает редкой красотой рисунка, нежной динамикой и той неуловимой сущностью, которую мы называем качеством. Он не обращается непосредственно к интеллекту или эмоциям, а, скорее, кажется, передает свое послание по собственной коротковолновой системе самим органам чувств». [16]

С 1950 по 1954 год она ежегодно гастролировала по США со своей труппой. С 1954 по 1955 год она гастролировала по Индии и Японии в качестве сольной артистки, став первой танцовщицей, сделавшей это после Второй мировой войны. Отчет, который она подала в Госдепартамент США, помог начать программы культурного обмена с Индией и многими странами Дальнего Востока. [17]

С 1955 по 1960 год она много гастролировала в качестве сольной артистки по США. Известные работы из ее репертуара того периода включают «Портрет дамы», наложил созданный на основе джазовых записей, которые Джон Кейдж на его заказанную партитуру из восьми треков « Dawn Song» , лирическое соло с партитурой, заказанной Аланом Хованессом , «Страшная симметрия » (1956; аллегория в шести видениях, вдохновленная стихотворением Уильяма Блейка « Тигр ») к Сонате Эзры Ладермана для виолончели , в которой Эрдман вышел из и взаимодействовал с металлическая скульптура Карлуса Дайера, [11] и «Четыре портрета из «Шекспировского альбома» Дюка Эллингтона (1958), набор комических изображений шекспировских героинь. Жан Эрдман в библиотеках ( WorldCat каталог )

В 1960 году Эрдман реорганизовала и переименовала свою танцевальную труппу, чтобы отразить ее исследования взаимосвязи движения, музыки, изобразительного искусства и устного текста. Как отмечалось выше, этот интерес у Эрдмана начался гораздо раньше. Еще в 1946 году Джон Мартин отметил: «Она внимательно следит за современными экспериментами в других видах искусства: музыке, поэзии, визуальном дизайне и свободно их использует». [18]

Ее музыкальное сотрудничество с композитором Эзрой Ладерманом , которое началось в 1956 году с «Дуэта для флейты и танцовщицы» , вдохновленное интерпретацией Эрдманом сольной флейтовой композиции Дебюсси «Сиринкс» в ее соло «Гамадриада» 1948 года и завершившееся групповой работой 1957 года «Арлекинада» с участием танцора Дональда Маккейла , было предмет очерка в журнале Time в апреле 1957 года. [19]

В театре Эрдман поставил постановку «Мухи» -Поля Сартра ( Жан 1947) для Экспериментального театра Вассара , бродвейскую постановку « Жана Жироду » Очарованной (1950) и сотрудничал с писателем Уильямом Сарояном и композитором Аланом Ованессом . она поставила и поставила хореографию «Другой человек, или Начало новой нации» (1954) в Бард-колледже . Недавно названный Театр танца Джин Эрдман гастролировал по США и давал концерты в Нью-Йорке. Среди примечательных произведений этого периода — «Двадцать стихотворений» (1960), цикл стихов Э. Э. Каммингса для восьми танцоров и одного актера со партитурой по заказу Тейджи Ито , исполненный в туре в театре «Круг на площади» в Гринвич-Виллидж. и «Замок» — исследование импровизированных и структурированных движений с джазовым кларнетистом-саксофонистом Джимми Джуффром в Бруклинской музыкальной академии (1970). [ нужна ссылка ]

В 1962 году с помощью гранта Фонда Ингрэма Меррилла Эрдман начала то, что впоследствии стало ее самой известной работой «Тренер с шестью внутренностями» , адаптацией романа Джеймса Джойса « Поминки по Финнегану» . Название представляет собой строку из текста, найденного в эпизоде ​​11.3.359. [20] Она познакомилась с романом в течение четырех с половиной лет, когда ее муж сотрудничал с Генри Мортоном Робинсоном над написанием «Отмычки» к «Поминкам по Финнегану» (1944). [21]

В то время как история Джойса рассказана с точки зрения бармена-мужчины Хамфри Чимпдена Эрвикера, работа Эрдмана, сочетающая в себе танец, пантомиму и язык потока сознания Джойса, фокусируется на женской психике, как это видно через многочисленные воплощения главной героини Анны Ливии. Плюрабель. Она танцевала все аспекты Анны Ливии, от молодой женщины до старой старухи и до самого дождя, который становится рекой Лиффи, текущей через сердце Дублина. Тейджи Ито был музыкальным руководителем и написал партитуру для огромного количества инструментов со всего мира, включая, среди прочего, японские большие барабаны, тибетские тарелки, скрипку и аккордеон. [ нужна ссылка ]

Премьера «Тренера с шестью внутренностями» состоялась в театре Village South в Гринвич-Виллидж 26 ноября 1962 года. В нем было представлено 114 спектаклей, и он получил награды Оби и Вернона Райс за выдающиеся достижения в театре. После первого сезона в Нью-Йорке группа начала мировое турне, включающее выступления в Сполето , Париже , Дублине и Токио . За этим последовали еще три тура по Северной Америке, а также еще один сезон в Нью-Йорке в 1967 году в Театре на 74-й улице в Верхнем Ист-Сайде. [22] В 1964 году эта работа была показана в сериале «Три камеры» канала CBS , а в 1966 году 13-й канал WNET выпустил интервью с Эрдманом и Кэмпбеллом, «Путеводитель для тренера с шестью внутренностями» . Многие историки танца продолжают считать «Тренера с шестью внутренностями » «самой успешной и знаменитой попыткой объединить танец и слово». [23]

Другие театральные постановки, поставленные Эрдманом в этот период, включают репертуарную постановку Хелен Хейс « Гамлет » (1964), репертуарную постановку » Федерико Гарсиа Лорки ( Линкольн-центра «Йерма 1962) и на Нью-Йоркском Шекспировском фестивале. постановку рок-оперы «Два джентльмена» «Верона» (1971–72), который шел на Бродвее в течение двух лет и за который Эрдман получил премию Drama Desk Award и номинацию «Тони». [24]

Эрдман была активным учителем на протяжении всей своей карьеры. В 1948 году она открыла свою собственную студию, где преподавала нейтральную по стилю, концептуальную технику, которую она разработала, объединив изучение мирового танца с анатомическими принципами. Она описала это как «базовое танцевальное обучение, которое в своей самой элементарной форме даст новичку необходимый опыт этого вида искусства, а в более сложных вариациях создаст профессионального танцора с полностью артикулированным инструментом, способным реагировать движением на движения». любой хореографический импульс». [25]

С 1949 по 1951 год она руководила кафедрой современного танца Педагогического колледжа Колумбийского университета . Летом с 1949 по 1955 год она работала резидентом и руководила танцевальным отделением Университета Колорадо в Боулдере. С 1954 по 1957 год она была заведующей танцевальным отделением Бард-колледжа . Она была директором-основателем танцевальной программы в Нью-Йоркского университета и Школе искусств Тиш преподавала там с 1966 по 1971 год. [ нужна ссылка ]

Слева направо: Джин, Джозеф Кэмпбелл и Джоан Галифакс на ранчо Feathed Pipe Ranch, Монтана, конец 1970-х.

В 1980-х годах Эрдман начала возрождать свой ранний танцевальный репертуар и ежегодно представлять его в The Open Eye. Кульминацией этих выступлений стала NEA, финансируемая ретроспектива Джин Эрдман, в Hunter Playhouse в 1985 году в Нью-Йорке. New York Times Танцевальный критик Анна Киссельгофф написала: «Любой, кто хочет узнать что-то о том, где находится современный танец сегодня, может найти корни в этой ретроспективе». [26] С 1987 по 1993 год Эрдман был художественным руководителем проекта, финансируемого NEA, по созданию трехтомного видеоархива этих ранних танцевальных произведений « Танец и миф: мир Жана Эрдмана» .

Личная жизнь

[ редактировать ]

У Эрдмана и Кэмпбелла не было детей. Большую часть своего сорокадевятилетнего брака они жили в двухкомнатной квартире в Гринвич-Виллидж в Нью-Йорке. В 1980-х они также купили квартиру в Гонолулу и делили свое время между двумя городами. Кэмпбелл умер в 1987 году. В 1990 году Эрдман стала президентом-основателем Фонда Джозефа Кэмпбелла и оставалась его почетным президентом до своей смерти. С 1995 года Эрдман жил исключительно на Гавайях.

Эрдман умер в возрасте 104 лет в доме престарелых в Гонолулу 4 мая 2020 года. [27] [1]

Фильмография

[ редактировать ]
  • Призыв: Майя Дерен (1987)
  • Путешествие героя: Мир Джозефа Кэмпбелла (1987)
  • Танец и миф - Мир Жана Эрдмана (1990) [28]

Награды и номинации

[ редактировать ]
Награды

Номинации

  1. ^ Jump up to: а б с Фокс, Маргалит (6 мая 2020 г.). «Жан Эрдман, танцовщица, движимая мифом, умерла в возрасте 104 лет» . Нью-Йорк Таймс .
  2. ^ Жан Эрдман. «Молодые танцоры высказывают свои взгляды: как сказано Джозефу Кэмпбеллу», Dance Observer (апрель 1948 г.): стр. 40
  3. ^ Танец и миф: Мир Джин Эрдман. Часть 2: Групповые танцы , хореограф и художественный руководитель Джин Эрдман, режиссеры Нэнси Эллисон и Дэн Берковиц, продюсер Дэн Берковиц, исполнительный продюсер Нэнси Эллисон (Нью-Йорк: Фонд открытого глаза, 1991 г.) )
  4. ^ Кайл Шепард, «Джин Эрдман» в «Танцующих бунтовщиках» (неопубликованная рукопись, Американский институт танцевального наследия, 2005): стр. 49-52
  5. ^ Дон МакДона, Полное руководство по современному танцу (Garden City, Нью-Йорк: Doubleday & Company, Inc., 1976): стр. 207-11.
  6. ^ Медуза на IMDB
  7. ^ Кэмпбелл, Джозеф (2020). Экстаз бытия: мифология и танец (примечание № 2 к главе 12) . Том. 8 Собрания сочинений Джозефа Кэмпбелла. Фонд Джозефа Кэмпбелла. ISBN  9781611780260 .
  8. Изабель Фергюсон, «Американские создатели танцев», Christian Science Monitor (15 марта 1962 г.)
  9. ^ Jump up to: а б Вон, Дэвид, Мерс Каннингем: пятьдесят лет (Нью-Йорк: Aperture 1996)
  10. Танец и миф: Мир Джин Эрдман, Часть 1. Ранние танцы , видеокассета (Нью-Йорк: Фонд «Открытый глаз», 1990).
  11. ^ Jump up to: а б «Карлус Дайер — Биография» . www.askart.com .
  12. ^ Андерсон, Джек (26 октября 2014 г.). «Дорис Геринг, 94 года, умерла; критики поддержали региональный танец» . The New York Times – через NYTimes.com.
  13. Геринг, Дорис, «Из колыбели», журнал Charm (октябрь 1950 г.): стр. 75–129.
  14. Мартин, Джон, The New York Times , 1946, Цитируется в документах Эрдман, Джин, Джин Эрдман, 1925–2001, Нью-Йоркская библиотека исполнительских искусств, Коллекция исследований танца Джерома Роббинса, Нью-Йорк, Нью-Йорк, Box 48, папка 10, Телефонный номер: МГЗМД 170
  15. Денби, Эдвин, «Дебютный танцевальный концерт», New York Herald Tribune (11 февраля 1945 г.)
  16. ^ Терри, Уолтер, New York Herald Tribune , 31 декабря 1945 г., Цитируется в документах Эрдмана, Джин, Джин Эрдман, 1925-2001, Нью-Йоркская библиотека исполнительских искусств, Коллекция танцевальных исследований Джерома Роббинса, Нью-Йорк, Нью-Йорк, Коробка 65, папка 2, телефонный номер: МГЗМД 170
  17. ^ Мориц, Чарльз, редактор, Current Biography , сентябрь 1971 г., том 32, номер 8 (Нью-Йорк: HW Wilson Company, 1971): стр. 14-17.
  18. ^ Мартин, Джон, «Танец: большинство талантливых молодых артистов достигают совершеннолетия с отличием, несмотря на препятствия», The New York Times (15 декабря 1946 г.)
  19. ^ —————, «Оценка танцора», журнал Time , (1 апреля 1957 г.): 80
  20. ^ «Поминки по Финнегану 2.3.359» . Тренту.ca. Архивировано из оригинала 17 декабря 2005 г. Проверено 24 декабря 2015 г.
  21. ^ Ларсен, Стивен; Ларсен, Робин, Огонь в разуме: жизнь Джозефа Кэмпбелла (Нью-Йорк: Doubleday 1991)
  22. ^ Лучшие пьесы . Книжное издательство «Театр Аплодисментов». 1967.
  23. ^ Роджер Коупленд. «Постмодернистский танец и отказ от примитивизма», Partisan Review (том L, номер 1, 1983 г.): с. 106
  24. ^ Эллисон, Нэнси (6 мая 2020 г.). «Жан Эрдман, хореограф и театральный режиссер, умер в возрасте 104 лет» . Танцевальный журнал . Архивировано из оригинала 7 мая 2020 года . Проверено 6 мая 2020 г.
  25. ^ Геринг, Дорис», Жан Эрдман находит новый подход к журналу Dance Dance Magazine (май 1950 г.): стр. 14–37.
  26. ^ Анна Киссельгофф «Танец; обзор хореографии Жана Эрдмана с 1942 года», The New York Times (8 декабря 1985 г.).
  27. ^ «Жан Эрдман, хореограф и театральный режиссер, умер в возрасте 104 лет» . Танцевальный журнал . Архивировано из оригинала 07 мая 2020 г. Проверено 6 мая 2020 г.
  28. ^ «Танец и миф — серия «Мир Жана Эрдмана»» . 2008. Архивировано из оригинала 7 апреля 2008 г. Проверено 23 августа 2008 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8c4b9b9833f942035505ecb5486bf057__1721168820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8c/57/8c4b9b9833f942035505ecb5486bf057.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jean Erdman - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)