Jump to content

Алан Хованесс

Пожилой Ованесс работал над рукописью , ок. 1970-79

Алан Ховханесс ( / h ˈ v ɑː n ɪ s / ; [1] 8 марта 1911 — 21 июня 2000) — американский композитор армянского происхождения. Он был одним из самых плодовитых композиторов 20-го века: его официальный каталог включал 67 пронумерованных симфоний (в сохранившихся рукописях указано более 70) и 434 номера опусов. [2] Реальное количество сохранившихся произведений составляет более 500, поскольку многие номера опусов включают два или более отдельных произведения.

Boston Globe Музыкальный критик Ричард Бьюэлл писал: «Хотя его стереотипно воспринимали как застенчивого армянского композитора (а не Эрнеста Блоха считают еврейским композитором), его творчество ассимилирует музыку многих культур. Что может быть самым американским в этом? все дело в том, как он превращает свои материалы в своего рода экзотику. Атмосфера тихая, почтительная, мистическая, ностальгическая». [3]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Он родился как Алан Ванесса Чакмакджян ( армянский : Алан Арутюн Чакмакджян ). [4] в Сомервилле, штат Массачусетс , Арутюну Ованесу Чакмакджяну (армянскому профессору химии в колледже Тафтс, родившемуся в Адане , Турция ) и Мадлен Скотт (американке шотландского происхождения, окончившей колледж Уэлсли ). Когда ему было пять лет, его семья переехала из Сомервилля в Арлингтон, штат Массачусетс . Сосед семьи Ованеса рассказал, что его мать настояла на переезде из Сомервилля из-за дискриминации там армян. [5] После ее смерти (3 октября 1930 г.) он стал использовать фамилию «Хованесс» в честь деда по отцовской линии, [ нужна ссылка ] и изменил его на «Ованесс» примерно в 1944 году. Он заявил, что изменение имени с первоначального Чакмакджяна отражает желание упростить его имя, потому что «никто никогда не произносил его правильно». [6] Однако дочь Ованесса Джин Нанди написала в своей книге «Нетрадиционная мудрость» : [7] «Имя моего отца на момент моего рождения было «Ованесс», произносившееся с ударением на первый слог. Его настоящее имя было «Чакмакджян», но в 1930-х годах он хотел избавиться от армянской связи и поэтому изменил свое имя на американизированная версия его второго имени. Несколько лет спустя, решив восстановить свои армянские связи, он изменил написание на «Ованесс» с ударением на втором слоге, под которым он позже стал довольно известным».

Ованесс интересовался музыкой с самого раннего возраста. В четыре года он написал свою первую композицию — кантату в раннеитальянском стиле, вдохновленную песней Франца Шуберта . Его семья была обеспокоена его ночным сочинением музыки и финансовым будущим, которое он мог иметь как артист. Он решил на короткое время заняться астрономией, еще одним из его ранних увлечений. [8] Увлечение астрономией оставалось с ним на протяжении всей его жизни и композиторской карьеры: многие работы были названы в честь различных планет и звезд.

Родители Ованесса вскоре поддержали не по годам развитое сочинение сына и организовали ему первые уроки игры на фортепиано у местного учителя. Оганесс продолжил обучение игре на фортепиано у Аделаиды Проктор, а затем у Генриха Гебхарда . К 14 годам он решил посвятить себя композиции. Среди его ранних музыкальных опытов были баптистские гимны и записи Гомидаса Вартабеда , выдающегося армянского композитора. В подростковом возрасте он сочинил две оперы, которые были исполнены в средней школе Арлингтона , и в это время композитор Роджер Сешнс заинтересовался его музыкой. После окончания средней школы в 1929 году он учился у Лео Рича Льюиса в Тафтсе , а затем у Фредерика Конверса в Музыкальной консерватории Новой Англии . В 1932 году он получил премию Сэмюэля Эндикотта консерватории за композицию своей «Симфонии заката» (в другом месте названной «Сага о закате» ).

В июле 1934 года Оганесс отправился со своей первой женой Мартой Мотт Дэвис в Финляндию , чтобы встретиться с Яном Сибелиусом , музыкой которого он очень восхищался с детства. Эти двое продолжали переписываться в течение следующих двадцати лет. В 1935 году Оганес назвал свою дочь и единственного ребенка от первого брака Жан Кристиной Ованесс в честь Жана Кристиана Сибелиуса, ее крестного отца и друга Оганеса на протяжении трех десятилетий.

Уничтожение ранних работ

[ редактировать ]

В 1930-х и 1940-х годах Оганес уничтожил многие из своих ранних работ. Позже он утверждал, что сжег не менее 1000 различных предметов, и этот процесс занял не менее двух недель; [8] в другом месте он утверждал, что уничтожил около 500 партитур общим объемом около тысячи страниц. [9] В интервью Ричарду Ховарду он заявил, что решение было основано прежде всего на критике Сешнса его произведений того периода, и что он хотел начать новую композицию. [8]

Музыкальная карьера

[ редактировать ]

«Армянский период»

[ редактировать ]

Ованесс заинтересовался армянской культурой и музыкой в ​​1940 году в качестве органиста Св. Иакова Армянской апостольской церкви в Уотертауне, штат Массачусетс , оставаясь на этой должности около десяти лет. В 1942 году он выиграл стипендию в Тэнглвуде для обучения в чешского композитора Богуслава Мартину мастер-классе . Во время семинара по композиции, когда играла запись первой симфонии Ованесса, Аарон Копленд громко разговаривал по-испански с находившимися в комнате латиноамериканскими композиторами; а в конце записи Леонард Бернстайн подошел к фортепиано, сыграл мелодичную минорную гамму и назвал это произведение «дешевой музыкой гетто». [10] Очевидно, разгневанный и обезумевший от этого опыта, он рано покинул Тэнглвуд, отказавшись от учебы и снова уничтожив ряд своих работ после этого серьезного разочарования. [11]

Следующий год он посвятил армянской тематике. [12] в частности, используя характерные для армянской музыки лады , и продолжал в том же духе в течение нескольких лет, добившись некоторой известности и поддержки других музыкантов, в том числе радикального композитора-экспериментатора Джона Кейджа и хореографа Марты Грэм , продолжая при этом работать церковным органистом.

Начиная с середины 1940-х годов, Ованесс и два друга-художника, Хайман Блум и Хермон ди Джованно , часто встречались, чтобы обсудить духовные и музыкальные вопросы. Все трое проявляли большой интерес к индийской классической музыке и пригласили в Бостон многих известных индийских музыкантов. В этот период Ованесс научился играть на ситаре , обучаясь у индийских музыкантов-любителей, живущих в районе Бостона. Примерно в 1942 году Блум познакомил Ованесса с Еновком Дер Акопяном , прекрасным исполнителем армянских и курдских трубадурских песен, пение которого вдохновило Ованесса.

В одном из нескольких заявлений на стипендию Гуггенхайма (1940 г.) Ованесс изложил свое кредо на момент подачи заявления:

Я предлагаю создать героический, монументальный стиль композиции, достаточно простой, чтобы вдохновить всех людей, совершенно свободный от причуд, искусственных манер и ложной изощренности, прямой, сильный, искренний, всегда оригинальный, но никогда неестественный. Музыка должна быть освобождена от упадка и застоя. Слишком много внимания уделялось мелочам, в то время как великие истины упускались из виду. От поверхностного необходимо отказаться. Музыка должна стать мужественной, чтобы выражать большие вещи. Моя цель не в том, чтобы дать горстке псевдоинтеллектуальных музыкантов и критиков еще больше пищи для блестящей аргументации, а в том, чтобы вдохновить все человечество новым героизмом и духовным благородством. Кому-то это может показаться сентиментальным и невозможным, но следует помнить, что Палестрина , Гендель и Бетховен не сочли бы это ни сентиментальным, ни невозможным. Фактически, самое достойное творчество было сознательно или бессознательно мотивировано стремлением к возрождению человечества. [13]

Лу Харрисон сделал рецензию на концерт музыки Ованесса 1945 года, который включал его концерт 1944 года для фортепиано и струнных под названием Lousadzak :

Большую часть времени почти ничего не происходит, кроме унисонных мелодий и очень длинных гудящих басов, что очень по-армянски. Оно также действительно очень современно в своей элегантной простоте и непреклонной ладовой целостности, будучи, по сути, таким же плотным и сильным, как двенадцатитоновое произведение австрийского типа. Гармонии тоже нет, а яркость и волнение частей фортепианного концерта целиком объяснялись энергией идеи. Действительно, нужна здравая музыкальность, чтобы изобрести последовательность стимулирующих идей в пределах неизменного лада и без смещения домашнего тона. [14]

Однако, как и прежде, были и критики:

. сериалисты Там были все Так же поступали и американисты, как группа Аарона Копленда, так и группа Верджила [Томсона] . И вот что-то, что пришло из Бостона, о чем никто из нас никогда не слышал и совершенно отличалось от них обоих. В фойе [во время антракта] чуть не начался бунт — все кричали. Настоящее упс-ди-ду. [15]

Лусадзак был первой работой Ованесса, в которой использовалась новаторская техника, которую он назвал «ропотом духа», ранний пример алеаторической музыки, вдохновленный видением Хермона ди Джованно . [16] Техника, по сути похожая на ad libitum aleatory 1960-х годов Лютославского , включает в себя инструменты, повторяющие фразы нескоординированным образом, создавая сложное «облако» или «ковер» звуков. [16]

В середине 1940-х годов авторитету Ованесса в Нью-Йорке во многом способствовали члены армянской общины иммигрантов, спонсировавшие несколько громких концертов его музыки. Эту организацию, Комитет друзей армянской музыки, возглавляли друзья Ованесса доктор Элизабет А. Грегори, американский дуэт фортепиано и скрипки армянского происхождения Маро Аджемян и Анаид Аджемян , а позже муж Анаид, продюсер-новатор и впоследствии исполнительный директор Columbia Records Джордж Авакян. . Их помощь непосредственно привела к тому, что в 1950-х годах на пластинках MGM и Mercury появилось множество записей музыки Ованесса, что прочно заняло его место на американском музыкальном ландшафте.

В мае и июне 1946 г. [17] Проживая в армянской семье, Оганесс написал Эчмиадзин оперу на армянскую тему « » по заказу местной армянской церкви.

Годы консерватории

[ редактировать ]

В 1948 году он поступил на факультет Бостонской консерватории , преподавал там до 1951 года. Среди его учеников были джазовые музыканты Сэм Риверс и Джиджи Грайс .

Переезд в Нью-Йорк

[ редактировать ]

В 1951 году Ованесс переехал в Нью-Йорк , где стал штатным композитором. Также в том же году (начиная с 1 августа) он работал на « Голосе Америки» сначала сценаристом армянской секции, затем музыкальным руководителем, композитором и музыкальным консультантом ближневосточной и закавказской секций. В конце концов он потерял эту работу (вместе с большей частью других сотрудников), когда Дуайт Д. Эйзенхауэр сменил Гарри С. Трумэна на посту президента США в 1953 году. С этого времени он начал заниматься армянской музыкой, перенимая стили и материалы из самых разных источников. источников. Как документально подтверждено в 1953 и 1954 годах , он получил стипендию Гуггенхайма в области композиции. Он написал музыку к бродвейской пьесе Цветущий персик» « Клиффорда Одетса в 1954 году, балет для Марты Грэм ( «Пылкая песня» , также в 1954 году) и две партитуры для документальных фильмов NBC об Индии и Юго-Восточной Азии (1955 и 1957). Также в 1950-е годы он сочинял музыку для постановок «Живого театра» .

Его самый большой прорыв на тот момент произошел в 1955 году, когда его Симфония № 2 «Таинственная гора » была представлена ​​Леопольдом Стоковским во время его дебюта с Хьюстонским симфоническим оркестром . [18] хотя мысль о том, что «Таинственная гора» была заказана именно для этого оркестра, является распространенным заблуждением. [19] В том же году MGM Records выпустила записи ряда его произведений. Между 1956 и 1958 годами, по настоянию Говарда Хэнсона , поклонника его музыки, он преподавал летние занятия в Музыкальной школе Истмана, которой долгое время руководил Хэнсон.

Путешествия в Азию

[ редактировать ]

С 1959 по 1963 год Ованесс совершил серию исследовательских поездок в Индию, Гавайи, Японию и Южную Корею, исследуя древнюю традиционную музыку этих народов и, в конечном итоге, интегрируя ее элементы в свои собственные композиции. Его изучение карнатической музыки в Мадрасе , Индия (1959–60), во время которого он собрал более 300 раг , спонсировалось стипендией Фулбрайта . Находясь в Мадрасе, он научился играть на вине и сочинил для оркестра Карнатика произведение под названием «Нагуран» , вдохновленное посещением дарги в Нагоре , которое было исполнено Южно-индийским оркестром Всеиндийского радио Мадраса и транслировалось по Всеиндийскому радио. 3 февраля 1960 года. Он собрал большое количество материалов по карнатическим рагам при подготовке к книге на эту тему, но так и не завершил ее.

он изучал японскую музыку гагаку (изучение игры на духовых инструментах хитирики , сё и рютеки Затем весной 1962 года ) у Масатоши Шамото на Гавайях, а грант Фонда Рокфеллера позволил ему продолжить изучение гагаку у Масатаро Тоги в Японии (1962–63). Также находясь в Японии, он учился и играл на нагаута ( кабуки ) сямисэн и дзёрури ( бунраку ) сямисэн . В знак признания музыкальных стилей, которые он изучал в Японии, он написал «Фантазию на японских гравюрах на дереве », соч. 211 (1965), концерт для ксилофона с оркестром. [20]

В 1963 году он написал свою вторую балетную партитуру для Марты Грэм под названием «Цирцея» .

Затем он и его тогдашняя жена основали звукозаписывающую компанию Poseidon Society, посвященную выпуску его собственных произведений. Его первый выпуск состоялся в 1963 году, а в течение следующего десятилетия вышло около 15 дисков. После развода жена получила право собственности на лейбл, но затем либо продала, либо передала права на этот каталог Crystal Records .

В 1965 году в составе делегации, спонсируемой правительством США, он посетил Россию, а также контролируемые Советским Союзом Грузию и Армению , единственный раз, когда он посетил родину своих предков. Там он подарил свои рукописные рукописи гармонизированной армянской литургической музыки Егише Чаренца Государственному музею искусств и литературы в Ереване .

В середине 1960-х он провел несколько летних туров по Европе, большую часть времени живя и работая в Швейцарии.

Мировоззрение

[ редактировать ]

Ованесс заявил в интервью журналу «Арарат» в 1971 году : [4]

Мы переживаем очень опасный период. Нам грозит уничтожение самих себя, и я очень боюсь этого... Старшее поколение правит безжалостно. Я чувствую, что это ужасная угроза для нашей цивилизации. Это жадность огромных компаний и огромных организаций, которые жестко контролируют жизнь... Почему-то становится все хуже и хуже, потому что физическая наука дает нам все более и более ужасное смертоносное оружие, а человеческий дух уничтожается. во многих случаях, так какой смысл иметь самую могущественную страну в мире, если мы убили душу. Это бесполезно.

Дальнейшая жизнь

[ редактировать ]

Ованесс был принят в Национальный институт искусств и литературы (1951 г.) и получил почетную награду Д.Муса. степени Рочестерского университета (1958 г.), Бейтс-колледжа (1959 г.) и Бостонской консерватории (1987 г.). Он переехал в Сиэтл в начале 1970-х годов, где прожил остаток своей жизни. В 1973 году он сочинил свою третью и последнюю балетную партитуру к опере «Марта Грэм: Миф о путешествии» , а в течение следующих двадцати лет (между 1973 и 1992 годами) выпустил не менее 37 новых симфоний.

В 1975 году он создал крупное произведение « Рубайят , музыкальная обстановка» , написанное для рассказчика и оркестра и дважды записанное. Рубаи относится к Рубайату Омара Хайяма , персидского математика, астронома и поэта. [21] Текст состоял из дюжины английских четверостиший из перевода Эдварда Фитцджеральда.

Продолжая свой интерес к сочинению произведений для азиатских инструментов, в 1981 году по просьбе Лу Харрисона он сочинил два произведения для индонезийского оркестра гамелан , премьера которых состоялась на гамелане в колледже Льюиса и Кларка под руководством Винсента МакДермотта .

У Ованесса осталась шестая жена, колоратурное сопрано Хинако Фуджихара Ованесс (1932–2022). [22] который руководил музыкальным издательством «Ованесс-Фуджихара», [1], а также дочь (от первой жены), клавесинистка Жан Нанди (р. 1935). Он умер в 2000 году.

Архивы Ованесса

[ редактировать ]

Значительные архивы материалов Ованесса, включающие партитуры, звукозаписи, фотографии и переписку, расположены в нескольких академических центрах, включая Гарвардский университет , Вашингтонский университет , Библиотеку Конгресса в Вашингтоне, округ Колумбия, Армянский культурный фонд в Арлингтоне, штат Массачусетс , и Ереванский государственный музей искусства и литературы в Армении.

Неполный список композиций

[ редактировать ]
  • 1936 (ред. 1954) - Прелюдия и четверная фуга (оркестр), соч. 128
  • 1936 — Концерт для виолончели с оркестром , соч. 17
  • 1936 – Изгнание (Симфония № 1) , соч. 17, №2
  • 1940 — Псалом и фуга , соч. 40а
  • 1940 — Аллилуия и фуга , соч. 40б
  • 1944 – Лусадзак (Концерт для фортепиано и струнных), соч. 48
  • 1945 - Мир (для двух фортепиано)
  • 1946 — Молитва святого Григория , соч. 62б, для трубы и струнных (интерлюдия из оперы «Эчмиадзин» )
  • 1947 - Арджуна (Симфония № 8) для фортепиано, литавр и оркестра, соч. 179
  • 1948 - Артик -концерт для валторны и струнного оркестра, соч. 78
  • 1949–50 - Симфония Св. Вардана (№ 9), соч. 180
  • 1950 - Джанабар (Концертная симфония для фортепиано, трубы, скрипки и струнных), соч. 81
  • 1951 — Халдис , соч. 91, для фортепиано, четырех труб и ударных
  • 1953 - Концерт № 7 (Оркестр), соч. 116
  • 1954 — Концерт для двух фортепиано с оркестром , соч. 123, № 3
  • 1955 — Таинственная гора (Симфония № 2) , соч. 132
  • 1957 – Симфония № 4, соч. 165
  • 1958 — «Размышление об Орфее» , соч. 155
  • 1958 - Магнификат (соло SATB, хор и оркестр SATB), соч. 157
  • 1959 — Симфония № 6, «Небесные врата» , соч. 173
  • 1959 — Симфония № 7, Нанга Парват , для симфонического духового оркестра, соч. 178
  • 1960 — Симфония № 11, «Все люди — братья» , соч. 186
  • 1963 - Серебряное паломничество (Симфония № 15), соч. 199
  • 1965 – Фантазия на японских гравюрах для ксилофона с оркестром, соч. 211
  • 1967 – Из «Анджелико» , соч. 220
  • 1968 — «Горы и реки без конца» , Камерная симфония для 10 исполнителей, соч. 225
  • 1969 - Леди Света (соло, хор и оркестр), соч. 227
  • 1969 — Шамбала , Концерт для скрипки, ситара и оркестра, соч. 228
  • 1970 - И Бог создал великих китов (записанные песни китов и оркестр), соч. 229
  • 1970 – Симфония «Эчмиадзин» (Симфония № 21), соч. 234
  • 1970 — Симфония № 22, «Город света» , соч. 236
  • 1971 - Сатурн соч. 243 для сопрано, кларнета и фортепиано
  • 1973 - Симфония Меджнун (Симфония № 24), соч. 273
  • 1979 — Концерт для гитары № 1 , соч. 325
  • 1982 — Симфония № 50, гора Сент-Хеленс , соч. 360
  • 1983 — Симфония № 53, «Звездный рассвет» , соч. 377
  • 1985 - Гитарный концерт № 2 для гитары и струнных, соч. 394
  • 1985 — Симфония № 60, «К Аппалачам» , соч. 396
  • 1992 — Симфония № 66, Гимн Ледниковому пику , соч. 428

Фильмы об Алане Хованессе

[ редактировать ]
  • 1984 — Алан Хованесс . Режиссер Джин Уолкиншоу , KCTS-TV, Сиэтл.
  • 1986 — Китовая песня . Режиссер: Барбара Уиллис Свит, Rhombus Media.
  • 1990 — Трио Вердер: Создание среды . Программа 1: Лейк Самиш Трио /Алан Хованесс. Режиссер Лиза Лоррейн Уайтинг, Университет штата Мичиган.
  • 2006 — Дань уважения Алану Ховханессу . Продюсер Алексан Закян, Исследовательский центр Оганеса, Ереван, Армения.

Фильмы по музыке Алана Хованесса

[ редактировать ]
  • 1956 — Нарцисс . Режиссер Уиллард Маас .
  • 1957 — Назначение: Юго-Восточная Азия . Документальный фильм телеканала NBC.
  • 1962 — Перл Лэнг Танцевальный спектакль и Франсиско Монсьон: «Черные бархатцы» . Из телевизионной программы CBS «Камера три» , представленной совместно с Департаментом образования штата Нью-Йорк. Режиссер Ник Хавинга.
  • 1966 — Неру: Человек двух миров . Из серии «Двадцатый век» ; репортер: Уолтер Кронкайт. Презентация новостей CBS.
  • 1973 — Сказки из книги королей: Хоутон Шах-Наме . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Метрополитен-музей и мультимедиа Time-Life.
  • 1982 — Северная стена Эвереста . Режиссер Ласло Пал.
  • 1984 — Ветры Эвереста . Режиссер Ласло Пал.
  • 2005 — Я помню Теодора Ретке . Продюсировал и редактировал Джин Уолкиншоу, Общественное телевидение KCTS, Сиэтл.

Известные студенты

[ редактировать ]
  1. ^ "Оганесс" . Полный словарь Random House Webster .
  2. ^ Число номеров опусов было определено Кеннетом Пейджем как 434 в обзоре журнала Limelight (Австралия), май 2007 г., стр. 55.
  3. Ричард Бьюэлл, «Sinfo Nova помнит Ованесса», The Boston Globe , 2 февраля 1987.
  4. ^ Jump up to: а б Юлия Михаэлян, «Интервью с Аланом Ованессом» , Арарат 45, т. 12, вып. 1 (зима 1971 г.), стр. 19–31. Перепечатано на веб-сайте Алана Ховханесса .
  5. ^ Мартин Беркофски «Интервью с Джеком Джонстоном». Архивировано 15 августа 2010 г. в Wayback Machine (расшифровка 2008 г.), Международный исследовательский центр Алана Ховханесса.
  6. ^ Линн Джонстон, «Алан Хованесс: Интервью с выдающимся композитором», Адвокат Арлингтона (Массачусетс) (5 июля 1984 г.) и Армянское зеркало-зритель , том. 52, нет. Т. 1, вып. 2843 (21 июля 1984 г.). Доступен на компакт-диске (авторское право 2000 г.) в библиотеке Роббинса, Арлингтон, Массачусетс, и в Библиотеке Конгресса.
  7. ^ Джин Нанди, Нетрадиционная мудрость: мемуары ([Беркли, Калифорния]: Автор, 2000), стр. 1
  8. ^ Jump up to: а б с Ричард Ховард, « Интервью Хованесса: Сиэтл, 1983 г. », Веб-сайт Алана Ховханесса , 2005 г. (по состоянию на 23 февраля 2010 г.).
  9. ^ Коул Ганье, Звуковые фрагменты 2: Интервью с американскими композиторами (Метухен, Нью-Джерси: Scarecrow Press, 1993), стр. 121. ISBN   0-8108-2710-7 .
  10. ^ Ротер, Ларри (4 ноября 2011 г.). «Эхо композитора звучит в неожиданных местах» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 23 марта 2016 г.
  11. ^ «Алан Хованесс; плодовитый композитор» . Лос-Анджелес Таймс . 23 июня 2000 года . Проверено 23 марта 2016 г.
  12. ^ Абрамсон, Майя Элиза (2015). «Армянский период Алана Ованесса: функциональное использование мелодии в негармоническом контексте» . Арминда Уитмен . Проверено 27 сентября 2021 г.
  13. ^ Широдкар, Марко. «Биографическое резюме Алана Хованесса» . Веб-сайт Алана Хованесса . Проверено 25 сентября 2016 г.
  14. ^ Лу Харрисон, «Алан Хованесс предлагает оригинальные композиции», New York Herald Tribune (18 июня 1945 г.), стр. 11.
  15. ^ Лета Э. Миллер и Фредерик Либерман, Лу Харрисон: Составляя мир (Оксфорд и Нью-Йорк: Oxford University Press, 1998). ISBN   0-19-511022-6 . [ нужна страница ]
  16. ^ Jump up to: а б Ричард Ховард (2005). «Интервью Ованесса: Сиэтл, 1983» . Веб-сайт Алана Хованесса .
  17. ^ «Список произведений Алана Хованесса по номерам опусов» . www.hovhaness.com . Проверено 10 июля 2018 г.
  18. ^ Смит, Уильям Андер (1990). Тайна Леопольда Стоковского . Издательство Университета Фэрли Дикинсон . стр. 2054 . ISBN  0838633625 .
  19. ^ С., Марко. «Алан Хованесс | Симфонии №№ 1–14, включая Таинственную гору» . www.hovhaness.com . Проверено 10 июля 2018 г.
  20. ^ Бертон, Энтони (20 января 2012 г.). «Ованесс: Симфония № 22 (Город света); Симфония изгнания; Багатель № 1; Багатель № 2; Багатель № 3; Багатель № 4; Фантазия на японских гравюрах; Молитва святого Григория; Струнный квартет № 2». 4" . Музыкальный журнал BBC . Проверено 22 мая 2015 г.
  21. ^ «ХАЙЯМ, ОМАР xiii. Музыкальные произведения на основе Иранской энциклопедии» . www.iranicaonline.org . Проверено 24 марта 2019 г.
  22. ^ Некролог Хинако Хованесса

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Ховард, Ричард (1983). Работы Алана Хованесса: Каталог, Опус 1 – Опус 360 . Музыкальные ресурсы Pro Am. ISBN   0-912483-00-8 .
  • Костеланец, Ричард (1989). Об инновационной музыке . Нью-Йорк: Limelight Editions.
  • Малина, Джудит (1984). Дневники Джудит Малины, 1947–1957 . Нью-Йорк: Grove Press, Inc. ISBN   0-394-53132-9 .
  • Рознер, Арнольд и Вэнс Вулвертон (2001). «Ованесс [Ованесс], Алан [Чакмакджян, Алан Ованесс]». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Издательство Macmillan.
[ редактировать ]
Прослушивание
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7cb51bd2728bb1f3647b03084c8c90ef__1714756020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7c/ef/7cb51bd2728bb1f3647b03084c8c90ef.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Alan Hovhaness - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)