Алан Хованесс

Алан Ховханесс ( / h oʊ ˈ v ɑː n ɪ s / ; [1] 8 марта 1911 — 21 июня 2000) — американский композитор армянского происхождения. Он был одним из самых плодовитых композиторов 20-го века: его официальный каталог включал 67 пронумерованных симфоний (в сохранившихся рукописях указано более 70) и 434 номера опусов. [2] Реальное количество сохранившихся произведений составляет более 500, поскольку многие номера опусов включают два или более отдельных произведения.
Boston Globe Музыкальный критик Ричард Бьюэлл писал: «Хотя его стереотипно воспринимали как застенчивого армянского композитора (а не Эрнеста Блоха считают еврейским композитором), его творчество ассимилирует музыку многих культур. Что может быть самым американским в этом? все дело в том, как он превращает свои материалы в своего рода экзотику. Атмосфера тихая, почтительная, мистическая, ностальгическая». [3]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Он родился как Алан Ванесса Чакмакджян ( армянский : Алан Арутюн Чакмакджян ). [4] в Сомервилле, штат Массачусетс , Арутюну Ованесу Чакмакджяну (армянскому профессору химии в колледже Тафтс, родившемуся в Адане , Турция ) и Мадлен Скотт (американке шотландского происхождения, окончившей колледж Уэлсли ). Когда ему было пять лет, его семья переехала из Сомервилля в Арлингтон, штат Массачусетс . Сосед семьи Ованеса рассказал, что его мать настояла на переезде из Сомервилля из-за дискриминации там армян. [5] После ее смерти (3 октября 1930 г.) он стал использовать фамилию «Хованесс» в честь деда по отцовской линии, [ нужна ссылка ] и изменил его на «Ованесс» примерно в 1944 году. Он заявил, что изменение имени с первоначального Чакмакджяна отражает желание упростить его имя, потому что «никто никогда не произносил его правильно». [6] Однако дочь Ованесса Джин Нанди написала в своей книге «Нетрадиционная мудрость» : [7] «Имя моего отца на момент моего рождения было «Ованесс», произносившееся с ударением на первый слог. Его настоящее имя было «Чакмакджян», но в 1930-х годах он хотел избавиться от армянской связи и поэтому изменил свое имя на американизированная версия его второго имени. Несколько лет спустя, решив восстановить свои армянские связи, он изменил написание на «Ованесс» с ударением на втором слоге, под которым он позже стал довольно известным».
Ованесс интересовался музыкой с самого раннего возраста. В четыре года он написал свою первую композицию — кантату в раннеитальянском стиле, вдохновленную песней Франца Шуберта . Его семья была обеспокоена его ночным сочинением музыки и финансовым будущим, которое он мог иметь как артист. Он решил на короткое время заняться астрономией, еще одним из его ранних увлечений. [8] Увлечение астрономией оставалось с ним на протяжении всей его жизни и композиторской карьеры: многие работы были названы в честь различных планет и звезд.
Родители Ованесса вскоре поддержали не по годам развитое сочинение сына и организовали ему первые уроки игры на фортепиано у местного учителя. Оганесс продолжил обучение игре на фортепиано у Аделаиды Проктор, а затем у Генриха Гебхарда . К 14 годам он решил посвятить себя композиции. Среди его ранних музыкальных опытов были баптистские гимны и записи Гомидаса Вартабеда , выдающегося армянского композитора. В подростковом возрасте он сочинил две оперы, которые были исполнены в средней школе Арлингтона , и в это время композитор Роджер Сешнс заинтересовался его музыкой. После окончания средней школы в 1929 году он учился у Лео Рича Льюиса в Тафтсе , а затем у Фредерика Конверса в Музыкальной консерватории Новой Англии . В 1932 году он получил премию Сэмюэля Эндикотта консерватории за композицию своей «Симфонии заката» (в другом месте названной «Сага о закате» ).
В июле 1934 года Оганесс отправился со своей первой женой Мартой Мотт Дэвис в Финляндию , чтобы встретиться с Яном Сибелиусом , музыкой которого он очень восхищался с детства. Эти двое продолжали переписываться в течение следующих двадцати лет. В 1935 году Оганес назвал свою дочь и единственного ребенка от первого брака Жан Кристиной Ованесс в честь Жана Кристиана Сибелиуса, ее крестного отца и друга Оганеса на протяжении трех десятилетий.
Уничтожение ранних работ
[ редактировать ]В 1930-х и 1940-х годах Оганес уничтожил многие из своих ранних работ. Позже он утверждал, что сжег не менее 1000 различных предметов, и этот процесс занял не менее двух недель; [8] в другом месте он утверждал, что уничтожил около 500 партитур общим объемом около тысячи страниц. [9] В интервью Ричарду Ховарду он заявил, что решение было основано прежде всего на критике Сешнса его произведений того периода, и что он хотел начать новую композицию. [8]
Музыкальная карьера
[ редактировать ]«Армянский период»
[ редактировать ]Ованесс заинтересовался армянской культурой и музыкой в 1940 году в качестве органиста Св. Иакова Армянской апостольской церкви в Уотертауне, штат Массачусетс , оставаясь на этой должности около десяти лет. В 1942 году он выиграл стипендию в Тэнглвуде для обучения в чешского композитора Богуслава Мартину мастер-классе . Во время семинара по композиции, когда играла запись первой симфонии Ованесса, Аарон Копленд громко разговаривал по-испански с находившимися в комнате латиноамериканскими композиторами; а в конце записи Леонард Бернстайн подошел к фортепиано, сыграл мелодичную минорную гамму и назвал это произведение «дешевой музыкой гетто». [10] Очевидно, разгневанный и обезумевший от этого опыта, он рано покинул Тэнглвуд, отказавшись от учебы и снова уничтожив ряд своих работ после этого серьезного разочарования. [11]
Следующий год он посвятил армянской тематике. [12] в частности, используя характерные для армянской музыки лады , и продолжал в том же духе в течение нескольких лет, добившись некоторой известности и поддержки других музыкантов, в том числе радикального композитора-экспериментатора Джона Кейджа и хореографа Марты Грэм , продолжая при этом работать церковным органистом.
Начиная с середины 1940-х годов, Ованесс и два друга-художника, Хайман Блум и Хермон ди Джованно , часто встречались, чтобы обсудить духовные и музыкальные вопросы. Все трое проявляли большой интерес к индийской классической музыке и пригласили в Бостон многих известных индийских музыкантов. В этот период Ованесс научился играть на ситаре , обучаясь у индийских музыкантов-любителей, живущих в районе Бостона. Примерно в 1942 году Блум познакомил Ованесса с Еновком Дер Акопяном , прекрасным исполнителем армянских и курдских трубадурских песен, пение которого вдохновило Ованесса.
В одном из нескольких заявлений на стипендию Гуггенхайма (1940 г.) Ованесс изложил свое кредо на момент подачи заявления:
- Я предлагаю создать героический, монументальный стиль композиции, достаточно простой, чтобы вдохновить всех людей, совершенно свободный от причуд, искусственных манер и ложной изощренности, прямой, сильный, искренний, всегда оригинальный, но никогда неестественный. Музыка должна быть освобождена от упадка и застоя. Слишком много внимания уделялось мелочам, в то время как великие истины упускались из виду. От поверхностного необходимо отказаться. Музыка должна стать мужественной, чтобы выражать большие вещи. Моя цель не в том, чтобы дать горстке псевдоинтеллектуальных музыкантов и критиков еще больше пищи для блестящей аргументации, а в том, чтобы вдохновить все человечество новым героизмом и духовным благородством. Кому-то это может показаться сентиментальным и невозможным, но следует помнить, что Палестрина , Гендель и Бетховен не сочли бы это ни сентиментальным, ни невозможным. Фактически, самое достойное творчество было сознательно или бессознательно мотивировано стремлением к возрождению человечества. [13]
Лу Харрисон сделал рецензию на концерт музыки Ованесса 1945 года, который включал его концерт 1944 года для фортепиано и струнных под названием Lousadzak :
- Большую часть времени почти ничего не происходит, кроме унисонных мелодий и очень длинных гудящих басов, что очень по-армянски. Оно также действительно очень современно в своей элегантной простоте и непреклонной ладовой целостности, будучи, по сути, таким же плотным и сильным, как двенадцатитоновое произведение австрийского типа. Гармонии тоже нет, а яркость и волнение частей фортепианного концерта целиком объяснялись энергией идеи. Действительно, нужна здравая музыкальность, чтобы изобрести последовательность стимулирующих идей в пределах неизменного лада и без смещения домашнего тона. [14]
Однако, как и прежде, были и критики:
- . сериалисты Там были все Так же поступали и американисты, как группа Аарона Копленда, так и группа Верджила [Томсона] . И вот что-то, что пришло из Бостона, о чем никто из нас никогда не слышал и совершенно отличалось от них обоих. В фойе [во время антракта] чуть не начался бунт — все кричали. Настоящее упс-ди-ду. [15]
Лусадзак был первой работой Ованесса, в которой использовалась новаторская техника, которую он назвал «ропотом духа», ранний пример алеаторической музыки, вдохновленный видением Хермона ди Джованно . [16] Техника, по сути похожая на ad libitum aleatory 1960-х годов Лютославского , включает в себя инструменты, повторяющие фразы нескоординированным образом, создавая сложное «облако» или «ковер» звуков. [16]
В середине 1940-х годов авторитету Ованесса в Нью-Йорке во многом способствовали члены армянской общины иммигрантов, спонсировавшие несколько громких концертов его музыки. Эту организацию, Комитет друзей армянской музыки, возглавляли друзья Ованесса доктор Элизабет А. Грегори, американский дуэт фортепиано и скрипки армянского происхождения Маро Аджемян и Анаид Аджемян , а позже муж Анаид, продюсер-новатор и впоследствии исполнительный директор Columbia Records Джордж Авакян. . Их помощь непосредственно привела к тому, что в 1950-х годах на пластинках MGM и Mercury появилось множество записей музыки Ованесса, что прочно заняло его место на американском музыкальном ландшафте.
В мае и июне 1946 г. [17] Проживая в армянской семье, Оганесс написал Эчмиадзин оперу на армянскую тему « » по заказу местной армянской церкви.
Годы консерватории
[ редактировать ]В 1948 году он поступил на факультет Бостонской консерватории , преподавал там до 1951 года. Среди его учеников были джазовые музыканты Сэм Риверс и Джиджи Грайс .
Переезд в Нью-Йорк
[ редактировать ]В 1951 году Ованесс переехал в Нью-Йорк , где стал штатным композитором. Также в том же году (начиная с 1 августа) он работал на « Голосе Америки» сначала сценаристом армянской секции, затем музыкальным руководителем, композитором и музыкальным консультантом ближневосточной и закавказской секций. В конце концов он потерял эту работу (вместе с большей частью других сотрудников), когда Дуайт Д. Эйзенхауэр сменил Гарри С. Трумэна на посту президента США в 1953 году. С этого времени он начал заниматься армянской музыкой, перенимая стили и материалы из самых разных источников. источников. Как документально подтверждено в 1953 и 1954 годах , он получил стипендию Гуггенхайма в области композиции. Он написал музыку к бродвейской пьесе Цветущий персик» « Клиффорда Одетса в 1954 году, балет для Марты Грэм ( «Пылкая песня» , также в 1954 году) и две партитуры для документальных фильмов NBC об Индии и Юго-Восточной Азии (1955 и 1957). Также в 1950-е годы он сочинял музыку для постановок «Живого театра» .
Его самый большой прорыв на тот момент произошел в 1955 году, когда его Симфония № 2 «Таинственная гора » была представлена Леопольдом Стоковским во время его дебюта с Хьюстонским симфоническим оркестром . [18] хотя мысль о том, что «Таинственная гора» была заказана именно для этого оркестра, является распространенным заблуждением. [19] В том же году MGM Records выпустила записи ряда его произведений. Между 1956 и 1958 годами, по настоянию Говарда Хэнсона , поклонника его музыки, он преподавал летние занятия в Музыкальной школе Истмана, которой долгое время руководил Хэнсон.
Путешествия в Азию
[ редактировать ]С 1959 по 1963 год Ованесс совершил серию исследовательских поездок в Индию, Гавайи, Японию и Южную Корею, исследуя древнюю традиционную музыку этих народов и, в конечном итоге, интегрируя ее элементы в свои собственные композиции. Его изучение карнатической музыки в Мадрасе , Индия (1959–60), во время которого он собрал более 300 раг , спонсировалось стипендией Фулбрайта . Находясь в Мадрасе, он научился играть на вине и сочинил для оркестра Карнатика произведение под названием «Нагуран» , вдохновленное посещением дарги в Нагоре , которое было исполнено Южно-индийским оркестром Всеиндийского радио Мадраса и транслировалось по Всеиндийскому радио. 3 февраля 1960 года. Он собрал большое количество материалов по карнатическим рагам при подготовке к книге на эту тему, но так и не завершил ее.
он изучал японскую музыку гагаку (изучение игры на духовых инструментах хитирики , сё и рютеки Затем весной 1962 года ) у Масатоши Шамото на Гавайях, а грант Фонда Рокфеллера позволил ему продолжить изучение гагаку у Масатаро Тоги в Японии (1962–63). Также находясь в Японии, он учился и играл на нагаута ( кабуки ) сямисэн и дзёрури ( бунраку ) сямисэн . В знак признания музыкальных стилей, которые он изучал в Японии, он написал «Фантазию на японских гравюрах на дереве », соч. 211 (1965), концерт для ксилофона с оркестром. [20]
В 1963 году он написал свою вторую балетную партитуру для Марты Грэм под названием «Цирцея» .
Затем он и его тогдашняя жена основали звукозаписывающую компанию Poseidon Society, посвященную выпуску его собственных произведений. Его первый выпуск состоялся в 1963 году, а в течение следующего десятилетия вышло около 15 дисков. После развода жена получила право собственности на лейбл, но затем либо продала, либо передала права на этот каталог Crystal Records .
В 1965 году в составе делегации, спонсируемой правительством США, он посетил Россию, а также контролируемые Советским Союзом Грузию и Армению , единственный раз, когда он посетил родину своих предков. Там он подарил свои рукописные рукописи гармонизированной армянской литургической музыки Егише Чаренца Государственному музею искусств и литературы в Ереване .
В середине 1960-х он провел несколько летних туров по Европе, большую часть времени живя и работая в Швейцарии.
Мировоззрение
[ редактировать ]Ованесс заявил в интервью журналу «Арарат» в 1971 году : [4]
Мы переживаем очень опасный период. Нам грозит уничтожение самих себя, и я очень боюсь этого... Старшее поколение правит безжалостно. Я чувствую, что это ужасная угроза для нашей цивилизации. Это жадность огромных компаний и огромных организаций, которые жестко контролируют жизнь... Почему-то становится все хуже и хуже, потому что физическая наука дает нам все более и более ужасное смертоносное оружие, а человеческий дух уничтожается. во многих случаях, так какой смысл иметь самую могущественную страну в мире, если мы убили душу. Это бесполезно.
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Ованесс был принят в Национальный институт искусств и литературы (1951 г.) и получил почетную награду Д.Муса. степени Рочестерского университета (1958 г.), Бейтс-колледжа (1959 г.) и Бостонской консерватории (1987 г.). Он переехал в Сиэтл в начале 1970-х годов, где прожил остаток своей жизни. В 1973 году он сочинил свою третью и последнюю балетную партитуру к опере «Марта Грэм: Миф о путешествии» , а в течение следующих двадцати лет (между 1973 и 1992 годами) выпустил не менее 37 новых симфоний.
В 1975 году он создал крупное произведение « Рубайят , музыкальная обстановка» , написанное для рассказчика и оркестра и дважды записанное. Рубаи относится к Рубайату Омара Хайяма , персидского математика, астронома и поэта. [21] Текст состоял из дюжины английских четверостиший из перевода Эдварда Фитцджеральда.
Продолжая свой интерес к сочинению произведений для азиатских инструментов, в 1981 году по просьбе Лу Харрисона он сочинил два произведения для индонезийского оркестра гамелан , премьера которых состоялась на гамелане в колледже Льюиса и Кларка под руководством Винсента МакДермотта .
У Ованесса осталась шестая жена, колоратурное сопрано Хинако Фуджихара Ованесс (1932–2022). [22] который руководил музыкальным издательством «Ованесс-Фуджихара», [1], а также дочь (от первой жены), клавесинистка Жан Нанди (р. 1935). Он умер в 2000 году.
Архивы Ованесса
[ редактировать ]Значительные архивы материалов Ованесса, включающие партитуры, звукозаписи, фотографии и переписку, расположены в нескольких академических центрах, включая Гарвардский университет , Вашингтонский университет , Библиотеку Конгресса в Вашингтоне, округ Колумбия, Армянский культурный фонд в Арлингтоне, штат Массачусетс , и Ереванский государственный музей искусства и литературы в Армении.
Неполный список композиций
[ редактировать ]- 1936 (ред. 1954) - Прелюдия и четверная фуга (оркестр), соч. 128
- 1936 — Концерт для виолончели с оркестром , соч. 17
- 1936 – Изгнание (Симфония № 1) , соч. 17, №2
- 1940 — Псалом и фуга , соч. 40а
- 1940 — Аллилуия и фуга , соч. 40б
- 1944 – Лусадзак (Концерт для фортепиано и струнных), соч. 48
- 1945 - Мир (для двух фортепиано)
- 1946 — Молитва святого Григория , соч. 62б, для трубы и струнных (интерлюдия из оперы «Эчмиадзин» )
- 1947 - Арджуна (Симфония № 8) для фортепиано, литавр и оркестра, соч. 179
- 1948 - Артик -концерт для валторны и струнного оркестра, соч. 78
- 1949–50 - Симфония Св. Вардана (№ 9), соч. 180
- 1950 - Джанабар (Концертная симфония для фортепиано, трубы, скрипки и струнных), соч. 81
- 1951 — Халдис , соч. 91, для фортепиано, четырех труб и ударных
- 1953 - Концерт № 7 (Оркестр), соч. 116
- 1954 — Концерт для двух фортепиано с оркестром , соч. 123, № 3
- 1955 — Таинственная гора (Симфония № 2) , соч. 132
- 1957 – Симфония № 4, соч. 165
- 1958 — «Размышление об Орфее» , соч. 155
- 1958 - Магнификат (соло SATB, хор и оркестр SATB), соч. 157
- 1959 — Симфония № 6, «Небесные врата» , соч. 173
- 1959 — Симфония № 7, Нанга Парват , для симфонического духового оркестра, соч. 178
- 1960 — Симфония № 11, «Все люди — братья» , соч. 186
- 1963 - Серебряное паломничество (Симфония № 15), соч. 199
- 1965 – Фантазия на японских гравюрах для ксилофона с оркестром, соч. 211
- 1967 – Из «Анджелико» , соч. 220
- 1968 — «Горы и реки без конца» , Камерная симфония для 10 исполнителей, соч. 225
- 1969 - Леди Света (соло, хор и оркестр), соч. 227
- 1969 — Шамбала , Концерт для скрипки, ситара и оркестра, соч. 228
- 1970 - И Бог создал великих китов (записанные песни китов и оркестр), соч. 229
- 1970 – Симфония «Эчмиадзин» (Симфония № 21), соч. 234
- 1970 — Симфония № 22, «Город света» , соч. 236
- 1971 - Сатурн соч. 243 для сопрано, кларнета и фортепиано
- 1973 - Симфония Меджнун (Симфония № 24), соч. 273
- 1979 — Концерт для гитары № 1 , соч. 325
- 1982 — Симфония № 50, гора Сент-Хеленс , соч. 360
- 1983 — Симфония № 53, «Звездный рассвет» , соч. 377
- 1985 - Гитарный концерт № 2 для гитары и струнных, соч. 394
- 1985 — Симфония № 60, «К Аппалачам» , соч. 396
- 1992 — Симфония № 66, Гимн Ледниковому пику , соч. 428
Фильмы
[ редактировать ]Фильмы об Алане Хованессе
[ редактировать ]- 1984 — Алан Хованесс . Режиссер Джин Уолкиншоу , KCTS-TV, Сиэтл.
- 1986 — Китовая песня . Режиссер: Барбара Уиллис Свит, Rhombus Media.
- 1990 — Трио Вердер: Создание среды . Программа 1: Лейк Самиш Трио /Алан Хованесс. Режиссер Лиза Лоррейн Уайтинг, Университет штата Мичиган.
- 2006 — Дань уважения Алану Ховханессу . Продюсер Алексан Закян, Исследовательский центр Оганеса, Ереван, Армения.
Фильмы по музыке Алана Хованесса
[ редактировать ]- 1956 — Нарцисс . Режиссер Уиллард Маас .
- 1957 — Назначение: Юго-Восточная Азия . Документальный фильм телеканала NBC.
- 1962 — Перл Лэнг Танцевальный спектакль и Франсиско Монсьон: «Черные бархатцы» . Из телевизионной программы CBS «Камера три» , представленной совместно с Департаментом образования штата Нью-Йорк. Режиссер Ник Хавинга.
- 1966 — Неру: Человек двух миров . Из серии «Двадцатый век» ; репортер: Уолтер Кронкайт. Презентация новостей CBS.
- 1973 — Сказки из книги королей: Хоутон Шах-Наме . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Метрополитен-музей и мультимедиа Time-Life.
- 1982 — Северная стена Эвереста . Режиссер Ласло Пал.
- 1984 — Ветры Эвереста . Режиссер Ласло Пал.
- 2005 — Я помню Теодора Ретке . Продюсировал и редактировал Джин Уолкиншоу, Общественное телевидение KCTS, Сиэтл.
Известные студенты
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Оганесс" . Полный словарь Random House Webster .
- ^ Число номеров опусов было определено Кеннетом Пейджем как 434 в обзоре журнала Limelight (Австралия), май 2007 г., стр. 55.
- ↑ Ричард Бьюэлл, «Sinfo Nova помнит Ованесса», The Boston Globe , 2 февраля 1987.
- ^ Jump up to: а б Юлия Михаэлян, «Интервью с Аланом Ованессом» , Арарат 45, т. 12, вып. 1 (зима 1971 г.), стр. 19–31. Перепечатано на веб-сайте Алана Ховханесса .
- ^ Мартин Беркофски «Интервью с Джеком Джонстоном». Архивировано 15 августа 2010 г. в Wayback Machine (расшифровка 2008 г.), Международный исследовательский центр Алана Ховханесса.
- ^ Линн Джонстон, «Алан Хованесс: Интервью с выдающимся композитором», Адвокат Арлингтона (Массачусетс) (5 июля 1984 г.) и Армянское зеркало-зритель , том. 52, нет. Т. 1, вып. 2843 (21 июля 1984 г.). Доступен на компакт-диске (авторское право 2000 г.) в библиотеке Роббинса, Арлингтон, Массачусетс, и в Библиотеке Конгресса.
- ^ Джин Нанди, Нетрадиционная мудрость: мемуары ([Беркли, Калифорния]: Автор, 2000), стр. 1
- ^ Jump up to: а б с Ричард Ховард, « Интервью Хованесса: Сиэтл, 1983 г. », Веб-сайт Алана Ховханесса , 2005 г. (по состоянию на 23 февраля 2010 г.).
- ^ Коул Ганье, Звуковые фрагменты 2: Интервью с американскими композиторами (Метухен, Нью-Джерси: Scarecrow Press, 1993), стр. 121. ISBN 0-8108-2710-7 .
- ^ Ротер, Ларри (4 ноября 2011 г.). «Эхо композитора звучит в неожиданных местах» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 23 марта 2016 г.
- ^ «Алан Хованесс; плодовитый композитор» . Лос-Анджелес Таймс . 23 июня 2000 года . Проверено 23 марта 2016 г.
- ^ Абрамсон, Майя Элиза (2015). «Армянский период Алана Ованесса: функциональное использование мелодии в негармоническом контексте» . Арминда Уитмен . Проверено 27 сентября 2021 г.
- ^ Широдкар, Марко. «Биографическое резюме Алана Хованесса» . Веб-сайт Алана Хованесса . Проверено 25 сентября 2016 г.
- ^ Лу Харрисон, «Алан Хованесс предлагает оригинальные композиции», New York Herald Tribune (18 июня 1945 г.), стр. 11.
- ^ Лета Э. Миллер и Фредерик Либерман, Лу Харрисон: Составляя мир (Оксфорд и Нью-Йорк: Oxford University Press, 1998). ISBN 0-19-511022-6 . [ нужна страница ]
- ^ Jump up to: а б Ричард Ховард (2005). «Интервью Ованесса: Сиэтл, 1983» . Веб-сайт Алана Хованесса .
- ^ «Список произведений Алана Хованесса по номерам опусов» . www.hovhaness.com . Проверено 10 июля 2018 г.
- ^ Смит, Уильям Андер (1990). Тайна Леопольда Стоковского . Издательство Университета Фэрли Дикинсон . стр. 2054 . ISBN 0838633625 .
- ^ С., Марко. «Алан Хованесс | Симфонии №№ 1–14, включая Таинственную гору» . www.hovhaness.com . Проверено 10 июля 2018 г.
- ^ Бертон, Энтони (20 января 2012 г.). «Ованесс: Симфония № 22 (Город света); Симфония изгнания; Багатель № 1; Багатель № 2; Багатель № 3; Багатель № 4; Фантазия на японских гравюрах; Молитва святого Григория; Струнный квартет № 2». 4" . Музыкальный журнал BBC . Проверено 22 мая 2015 г.
- ^ «ХАЙЯМ, ОМАР xiii. Музыкальные произведения на основе Иранской энциклопедии» . www.iranicaonline.org . Проверено 24 марта 2019 г.
- ^ Некролог Хинако Хованесса
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ховард, Ричард (1983). Работы Алана Хованесса: Каталог, Опус 1 – Опус 360 . Музыкальные ресурсы Pro Am. ISBN 0-912483-00-8 .
- Костеланец, Ричард (1989). Об инновационной музыке . Нью-Йорк: Limelight Editions.
- Малина, Джудит (1984). Дневники Джудит Малины, 1947–1957 . Нью-Йорк: Grove Press, Inc. ISBN 0-394-53132-9 .
- Рознер, Арнольд и Вэнс Вулвертон (2001). «Ованесс [Ованесс], Алан [Чакмакджян, Алан Ованесс]». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Издательство Macmillan.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Архивы на | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
| ||||||
Как использовать архивный материал |

- Сайт Алана Хованесса
- Коллекция Алана Ованесса (в архиве Армянского культурного фонда, Арлингтон, Массачусетс)
- Алан Хованесс в разговоре с Брюсом Даффи
- Обзор музыки Алана Хованесса на компакт-диске
- Прослушивание
- Архив «Другие умы»: «Мир Алана Ховханесса» из КНФА сериала «Ода гравитации» , вышедшего в эфир 28 января 1976 года; включает интервью с композитором Чарльзом Амирханяном, записанное в конце 1975 года.
- Искусство Штатов: Алан Ованесс Лусадзак, соч. 48 (1944)
- 1911 рождений
- 2000 смертей
- Американские композиторы 20-го века
- Американские пианисты 20-го века
- Американские музыканты-мужчины 20-го века
- Композиторы-классики XX века
- Классические пианисты 20 века
- Американские композиторы балета
- Американские композиторы-классики
- Американские классические пианисты
- Американские современные композиторы-классики
- Американские композиторы-мужчины-классики
- Американские классические пианисты-мужчины
- Американцы армянского происхождения
- Американцы шотландского происхождения
- Классические музыканты из Массачусетса
- Композиторы для карильона
- Исполнители современной классической музыки
- Выпускники Фулбрайта
- Музыканты из Сомервилля, Массачусетс
- Люди из Арлингтона, Массачусетс
- Ученики Богуслава Мартину
- Игроки Сё
- Выпускники Университета Тафтса