Музыкальная критика
Oxford Companion to Music определяет музыкальную критику как «интеллектуальную деятельность по формулированию суждений о ценности и степени совершенства отдельных музыкальных произведений или целых групп или жанров». [1] В этом смысле это раздел музыкальной эстетики .
С одновременным расширением интереса к музыке и информационным средствам массовой информации с начала 20-го века этот термин приобрел общепринятое значение журналистского репортажа о музыкальных выступлениях . [1]
Природа музыкальной критики
[ редактировать ]Музыковед Уинтон Дин предположил, что «музыку, вероятно, труднее всего критиковать из искусств». [2] В отличие от пластического или литературного искусства, «язык» музыки не имеет непосредственного отношения к чувственному опыту человека – по словам Дина, «слово «любовь» – обычная монета в жизни и литературе: нота «до» не имеет ничего общего с завтраком или железной дорогой. путешествия или семейная гармония». [3] Как и драматическое искусство, музыка воссоздается при каждом спектакле, поэтому критика может быть направлена как на текст (партитуру), так и на исполнение. Точнее, поскольку музыка имеет временное измерение, которое требует повторения или развития ее материального содержания, «проблемы баланса, контраста, ожидания и реализации... более важны для музыки, чем для других искусств, поскольку они поддерживаются вербальным или репрезентативным содержанием. " [3] Отсутствие систематической или основанной на консенсусе музыкальной эстетики также приводит к тому, что музыкальная критика становится весьма субъективным вопросом. «Не существует противодействия вне личности критика». [4]
История
[ редактировать ]К концу 18 века
[ редактировать ]Критические упоминания о музыке (часто осуждающие исполнителей или стили) можно найти в ранней литературе, в том числе, например, в и » Платона «Законах в трудах средневековых теоретиков музыки .
По словам Ричарда Тарускина , активная концертная жизнь Лондона конца XVIII века означала, что «роль и функция художественной критики, какой мы ее знаем сегодня, были творениями английской публики». [5] Однако первые журналы, специально посвященные музыкальной критике, по-видимому, появились в Германии, например, Георга Филиппа Телемана » «Der getreue Music-Meister (1728), в котором публиковались новые сочинения, и «Der kritische Musikus» , вышедший в Гамбурге между 1737 и 1740 гг. [6] Во Франции в 1750-х годах Querelle des Bouffons (спор между сторонниками французского и итальянского оперных стилей, представленных Жаном-Филиппом Рамо и Жаном-Батистом Люлли соответственно) породил эссе Жана-Жака Руссо и других, в том числе Дени Дидро . Племянник Рамо (1761 г.). [7]
Английский композитор Чарльз Ависон (1709–1770) опубликовал первое произведение по музыкальной критике на английском языке – « Очерк музыкального выражения», опубликованный в 1752 году. [1] В нем Ависон утверждает, что со времен Палестрины и Рафаэля статус музыки повысился, а изобразительное искусство пришло в упадок. [8] Однако он считает, что Георг Фридрих Гендель слишком озабочен натуралистическим подражанием, чем выразительностью. [9] и критикует привычку в операх итальянских
эта вопиющая нелепость повторения и окончания многих песен первой частью; когда часто случается, что после того, как страсти гнева и мести достаточно выражены, примирение и любовь являются предметами второго и, следовательно, должны завершать представление. [10]
Обычно до конца восемнадцатого века музыкальная критика сосредотачивалась на вокале, а не на инструментальной музыке: «вокальная музыка ... была вершиной [] эстетической иерархии. Каждый знал, что выражает музыка». [11]
Эпоха романтизма
[ редактировать ]Последние годы восемнадцатого века отразили смену покровительства музыке со стороны аристократии на растущий средний класс, [12] и подъем романтизма в искусстве. Оба из них имели последствия для практики музыкальной критики; «тон критика понижался по мере расширения его аудитории: он стал относиться к читателю как к коллеге, а не как к педагогу», [13] и новое поколение критиков начало расширять свое внимание к другим аспектам музыки, помимо ее чисто репрезентативных аспектов, все больше интересуясь инструментальной музыкой. Выдающимся среди них был Э.Т.А. Гофман , написавший в 1809 г.
Эта инструментальная музыка теперь поднялась до уровня, о котором еще недавно никто, вероятно, не подозревал, и что симфония , особенно после... Гайдна и Моцарта, стала высшей формой инструментальной музыки - оперой как бы инструментов. – все это известно каждому меломану. [14]
Дальнейший толчок направлению музыкальной критики дало изменение характера концертных программ с установлением европейского канона классической музыки; действительно, именно в этот период слово «классический» впервые применяется к общепринятой музыкальной традиции. [15] В то же время соотношение новой музыки и «канонической» музыки в концертных программах начало снижаться, а это означало, что живые композиторы все чаще конкурировали со своими мертвыми предшественниками. Это особенно справедливо в отношении роста репутации Бетховена в последний год его жизни и посмертно. [16] Это привело к появлению как сочинений о ценности «канона», так и сочинений композиторов и их сторонников, защищающих новую музыку.
В 1798 году начала публиковаться Allgemeine musikalische Zeitung под редакцией Фридриха Рохлица (1769–1842) в Лейпциге , и это часто рассматривается как предшественник нового жанра критики, ориентированного на более широкую читательскую аудиторию, чем квалифицированные ценители. [17] В последующие годы в крупных европейских центрах стало выходить несколько регулярных журналов, посвященных музыкальной критике и обзорам, в том числе The Harmonicon (Лондон, 1823–1833 гг.), The Musical Times (Лондон, 1844 г.), Revue et Gazette Musicale de Paris (Париж). 1827–1880, основанная Франсуа-Жозефом Фетисом ), Berliner allgemeine musikalische Zeitung, основанная в 1825 году А. М. Шлезингером и под редакцией А. Б. Маркса , и Neue Zeitschrift für Musik, основанная в 1834 году в Лейпциге Робертом Шуманом и Фридрихом Виком , а позднее отредактированная Франц Брендель . Другие журналы в этот период также начали публиковать обширные статьи о музыке: Гектор Берлиоз писал для парижского Journal des débats , Генрих Гейне сообщал о музыке и литературе в Париже для Stuttgart Allgemeine Zeitung , молодой Рихард Вагнер писал статьи для Генриха Лаубе . журнал Zeitung für die Elegante Welt , а во время его пребывания в Париже в 1839–1842 годах работал в издательстве Шлезингера и немецких газетах. Писатель Джордж Генри Каунтер (1791–1843) называли «одним из первых музыкальных критиков метрополии [Лондона]» . [18] В 1835 году Джеймс Уильям Дэвисон (1813–85) начал свою пожизненную карьеру музыкального критика, 40 лет писавшего для The Times . [19]
См. также
[ редактировать ]- Список главных музыкальных критиков
- Музыкальная журналистика для освещения классической и популярной музыки в СМИ.
- Категория: Музыкальные критики
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Бужич и .
- ^ Дин 1980 , 44.
- ^ Jump up to: а б Дин 1980 , 45.
- ^ Дин 1980 , 46–7.
- ^ Тарускин 2010 , 571.
- ^ Дин 1980 , 39.
- ^ Тарускин 2010 , 441–2.
- ^ Ависон 1752 , 37.
- ^ Дин 1980 , 37.
- ^ Ависон 1752 , 73.
- ^ Чарльтон 2003 , 10.
- ^ Конвей 2012 , 11–2.
- ^ Дин 1980 , 38.
- ^ Хоффманн 2003 , 222–3.
- ^ Граф 1948 .
- ^ Конвей 2012 , 50–1; Вебер 2001 ; Вебер 2003 .
- ^ Тарускин 2010 , 673.
- ^ Урбан 1843 , 442.
- ^ Davison 1912 , v.
Источники
[ редактировать ]- Ависон, Чарльз (1752). Эссе о музыкальном выражении . Лондон. Можно загрузить с IMSLP .
- Буйич, Боян (nd) «Критика музыки» в The Oxford Companion to Music , Oxford Music Online , по состоянию на 1 января 2013 г.
- Чарльтон, Дэвид (2003). «Гоффманн как музыкальный писатель», в книге «Хоффманн» (2003 , 1–22).
- Конвей, Дэвид (2012). Еврейство в музыке: Вступление в профессию от эпохи Просвещения до Рихарда Вагнера . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-01538-8 .
- Дэвисон, Дж.В., изд. Генри Дэвисон (1912). От Мендельсона до Вагнера: Мемуары Дж. В. Дэвисона . Лондон: Уильям Ривз.
- Дин, Винтон (1980). «Критика», в Словаре музыки и музыкантов New Grove (под ред. Стэнли Сэди), том. 5, 36–50. Лондон: Макмиллан ISBN 0-333-23111-2 .
- Граф, Макс (1948). Композитор и критик: 200 лет музыкальной критики. Лондон: Чепмен и Холл.
- Хоффманн, ЭТА, изд. Дэвид Чарльтон (2003). Музыкальные сочинения Э.Т.А. Гофмана . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0 521 23520 0 .
- Тарускин, Ричард (2010). Музыка в семнадцатом и восемнадцатом веках , Оксфорд: Oxford University Press ISBN 978-0-19-538482-6 .
- Урбан, Сильванус, изд. (1843). «Смерти» в журнале The Gentleman's Magazine . Лондон: Уильям Пикеринг; Джон Бойер Николс и сын.
- Вебер, Уильям (2001). «От разнообразия к однородности в концертной программе», в Poetics 29, 127–34.
- Вебер, Уильям (2003). «Последствия канона: институционализация вражды между современной и классической музыкой», Common Knowledge 9/2, 78–99.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Пейдж, Тим (сентябрь 2019 г.). «В память о профессии критика» . Университет ДеПау . Архивировано из оригинала 23 сентября 2020 года.
- Шенберг, Гарольд К. (20 мая 1979 г.). «Магазинный разговор критиков» . Нью-Йорк Таймс .