Метод (музыка)
В музыке метод — это своего рода учебник для определенного музыкального инструмента или избранной задачи игры на определенном инструменте.
Метод этюдов обычно содержит аппликатуры или табулатуры и т. д., гаммы и множество различных упражнений , иногда и простых , в разных тональностях , в порядке возрастания сложности (= в методической прогрессии ) или с акцентом на отдельные аспекты, такие как беглость, ритм. , динамика , артикуляция и тому подобное. Иногда встречаются даже сольные произведения, тоже с аккомпанементом. Такие методы отличаются от книг этюдов тем, что они представляют собой линейный курс, которому должен следовать студент, с последовательным руководством, тогда как тома этюдов не являются такими всеобъемлющими.
Поскольку типичные инструментальные методы предназначены для использования в качестве учебников для поддержки учителя игры на инструментах (а не для облегчения самообучения), обычно никакие базовые или специальные техники игры не рассматриваются глубоко. Подробные указания на этот счет можно найти только в специальных самодидактических методиках.
Некоторые методы специально предназначены для учащихся с определенным уровнем навыков или стадий психосоциального развития . Напротив, «полный» метод (иногда в нескольких томах) предназначен для сопровождения ученика до тех пор, пока он или она не станет продвинутым игроком.
Методы некоторых авторов или редакторов достигли статуса стандартных работ (отражающих региональные и культурные различия) и публикуются или переиздаются разными издательствами и в различных (новых) формах . Метод Сузуки , вероятно, является наиболее известным примером этого.
Ниже приводится список различных методов, представляющих исторический интерес.
Деревянные духовые инструменты
[ редактировать ]Флейта
[ редактировать ]- Альтес, Генри . Методика игры на флейте Бема .
- Бербигье, Бенуа Транкиль . Флейтовый метод .
- Де Лоренцо, Леонардо . The Indispensable – Полноценная современная школа игры на флейте. (1912)
- Дресслер, Рафаэль . Новые и полные инструкции для флейты, соч. 68 . (1827)
- Друэ, Луи . Метод игры на флейте . (1830)
- Фюрстенау, Антон Бернхард . Школа флейты, соч. 42 . (1826)
- Фюрстенау, Антон Бернхард. Искусство игры на флейте, соч.138 . (1844)
- Гюго и Вундерлих. Флейтовый метод . (1804 г.)
- Линдси, Томас . Элементы игры на флейте . (1830)
- Монзани, Тебальдо . Инструкция по игре на немецкой флейте . (1801)
- Перо, Матье . Метод для флейты . (1800)
- Кванц, Иоганн Иоахим . Попытайтесь получить инструкцию по игре на флейте траверсьер . (1752)
- Сусманн, Генрих . Полный метод игры на флейте .
- Тромлиц, Иоганн Георг . Уроки игры на флейте . (1791)
- Вагнер, Эрнест . Основы игры на флейте .
Гобой
[ редактировать ]- Андро, Альберт . Практичный и прогрессивный метод гобоя .
- Баррет, Аполлон Мари-Роуз . Полный метод игры на гобое . (1850)
- Лэнгли, Робин . Репетитор по игре на гобое .
- Ниманн, Теодор . Метод игры на гобое .
Кларнет
[ редактировать ]- Берманн, Карл . Закончил школу кларнета . (1864)
- Клозе, Гиацинта Элеонора . Консерваторский метод для кларнета. (1879)
- Лазарус, Генри . Новый и современный метод игры на кларнете по системе Альберта и Бема . (1881)
- Роберт_Старк |Старк, Роберт. Большая теоретико-практическая школа кларнета, соч. 49 . (1892)
- Маньяни, Аврелий Полный метод игры на кларнете . (1900)
- Габлер, Максимилиан . Репетитор . (1906)
- Мимарт, Проспер . Новый метод игры на кларнете . (1911)
- Бадинг, Генрих и Ланге, Герман . репетитор . (1911)
- Грефе, Рихард . Метод . (1912)
- Лангенус, Густав . Полный метод игры на кларнете Бема . (1913)
- Райнеке, Карл . Основы игры на кларнете: элементарный метод . (1919)
Для баса
[ редактировать ]- Лэнджи, Отто . Репетитор по игре на фаготе .
- Макинтош, Джордж . Новый улучшенный репетитор по фаготу . (1840)
- Вейсенборн, Юлиус . Практический метод игры на фаготе . (1887)
- Вейсенборн, Юлиус и Спаньол, Дуглас . Новый метод Вейсенборна для фагота . (2010 г., переработка 2013 г.)
Саксофон
[ редактировать ]- Клозе, Гиацинт и Гей, Юджин . Полный метод игры на саксофоне .
- Ясилли, Херардо . Современный консерваторский метод игры на саксофоне .
- Майер, Луи-Адольф . Метод игры на саксофоне .
- Верикекен, Бен . Основы игры на саксофоне .
- Верикекен, Бен. Саксофонист-виртуоз .
- Вилле, Поль де . Универсальный метод для саксофона .
Латунь
[ редактировать ]Труба/Корнет
[ редактировать ]- Аральди, Джузеппе . Ключевой и машинный трубный метод . (1835)
- Арбан, Жан-Батист . Метод для корнета . (1864)
- Арбакл, Мэтью . Полный корнетный метод . (1866)
- Бретт, Гарри . Корнет . (1888)
- Брюлон, Адольф . Двух- и трехпоршневой корнетный метод . (1854)
- Канти, Антонио . Методика для корнета флюгельгорна си-бемоль и для бас-флюгеля . (1892)
- Кларк, Герберт Линкольн . Элементарные этюды Кларка для Корнета . (1909)
- Кларк, Герберт Линкольн. Технические исследования Кларка для Cornet . (1912)
- Кларк, Герберт Линкольн. Характеристические исследования Кларка для Корнета . (1915)
- Клодомир, Пьер Франсуа . Элементарный корнетный метод . (1870)
- Доверне, Франсуа Жорж Огюст . Метод клапанной трубы . (1835)
- Даверне, Франсуа Жорж Огюст. Теоретический и практический метод корнета с поршнями или цилиндрами . (1846)
- Даверне, Франсуа Жорж Огюст. Метод для трубы . (1857)
- Форабоски Джузеппе . Новая и полная инструкция по игре на трубе . (1828)
- Форестер, Джозеф . Метод для корнета . (1834)
- Гишар, Мишель . Отличный метод . (1864)
- Хох, Теодор . Репетитор по корнету . (1880)
- Хофманн, Рихард . Школа игры на альт-валторне или корнете ми-бемоль . (1885)
- Хау, Элиас . Новый корнет-инструктор . (1860)
- Кастнер, Жан Жорж . Элементарный способ для корнетто (или флюгельгорна) с двумя и тремя поршнями . (1892)
- Кослек, Юлиус . Отличная школа для корнета и поршня .
- Крессер, Йозеф Гебхардт . Метод для трубы .
- Кюффнер, Йозеф . Элементарные принципы .
- Лэнджи, Отто . Знаменитые репетиторы: корнет си-бемоль . (1899)
- Марискотти, Луиджи . Новый метод полного корнета . (1837)
- Рой, Юджин . Трубный метод без ключей и с ключами, разделенными на две части . (1824)
- Райан, Сидни . Настоящий корнет-инструктор . (1874)
- Сен-Жаком, Луи . Грандиозный метод для корнета . (1894)
- Шлоссберг, Макс . Ежедневные тренировки и технические занятия по игре на трубе . (1937)
- Седжвик, Альфред . Полный метод для корнета . (1873)
- Извините, Старейшина . Полный метод трехпоршневого корнета . (1848)
- Суссман, Генрих . Новая теоретически-практическая школа игры на трубе . (1859)
- Вебер, Карл . Главный метод для корнета . (1896)
- Победитель, Септимус . Идеальный метод для корнета . (1882)
- Вурм, Вильгельм . Метод корнета с поршнями . (1893)
Рог
[ редактировать ]- Допра, Луи-Франсуа . Метод высокого и низкого сердца . (1824)
- Домних, Генрих . Метод первого и второго рога . (1807)
- Дювернуа, Фредерик . Methode pour le cor . (1803)
- Франц, Оскар . Большая теоретическая и практическая школа валторны . (1880)
- Счастлив, Джозеф . Хорнская школа . (1810)
- Галлай, Жак-Франсуа . Метод для рога . (1842)
- Герольдт, Иоганн Генрих . Хорнская школа . (1822)
- Холиок, Сэмюэл . Инструментальный помощник . (1807)
- Клинг, Анри . Хорншуле . (1865)
- Мейфред, Джозеф . Метод хроматического или лампового рупора . (1840)
- Пеппер, Джеймс Уэлш . Самоучитель игры на валторне . (1882)
- Симпсон, Джон . Полный репетитор по игре на валторне . (1746)
- Талли, Чарльз . Репетитор по игре на валторне . (1840)
Тромбон
[ редактировать ]- Арбан, Жан-Батист . Отличный комплексный метод для корнета и саксгорна . (1864)
- Браун, Эндрю . Гамма и метод для альтовых, теноровых и бас-тромбонов . (1795)
- Брюлон, Адольф . Метод слайд-тромбона . (1851)
- Корнетт, Виктор . Метод для тромбона . (1838)
- Дьеппо, Антуан . Полный метод игры на тромбоне . (1836)
- Филлмор, Генри . Джазовый тромбонист . (1919)
- Счастлив, Джозеф . Полная теоретико-практическая музыкальная школа . (1811)
- Гебауэр, Франсуа Рене . 50 уроков игры на бас-гитаре, альте и тенор-тромбоне . (1800)
- Хампе, Карл . Способ изготовления слайд-тромбона с приставкой для тромбона с клапанами . (1916)
- Кастнер, Жан Жорж . Метод для тромбона . (1845)
- Лафосс, Андре . Полный метод игры на тромбоне . (1921)
- Лэнджи, Отто . Преподаватель по игре на тенор-тромбоне . (1885)
- Мюллер, Роберт . Школа игры на слайд-тромбоне . (1902)
- Немец, Андреас . Новейшая школа тромбона . (1828)
- Сордильо, Фортунато . Искусство джаза для тромбона . (1920)
- Вилле, Поль де . Универсальный метод для скользящего и клапанного тромбона в басовом и скрипичном ключе . (1900)
- Вобарон, Эдмонд . Тромбонный метод . (1853)
- Вирт, Адам . Школа тромбона для альта, тенора и бас-тромбона . (1870)
Голос
[ редактировать ]- Эббот, Франц . Практическая школа пения, Op.474 .
- Конконе, Джузеппе . Школа пения с листа .
- Гарсия, Мануэль . Школа Гарсиа: полный трактат об искусстве пения .
- Ламперти, Франческо . Искусство пения . (1890)
- Маркези, Матильда . Искусство пения, соч. 21 . (1890)
- Маркези, Матильда . Вокальный метод, соч. 31 . (1900)
- Панофка, Генрих . Вокальный алфавит .
- Пансерон, Огюст . Полный метод вокализации . (1898)
- Шекспир, Уильям . Искусство пения . (1910)
- Ваккаи, Никола . Практический метод пения . (1832)
Клавиатуры
[ редактировать ]Фортепиано
[ редактировать ]- Клементи, Муцио . Введение в искусство игры на фортепиано . (1801)
- Крамер, Иоганн Баптист . Инструкция для фортепиано . (1810)
- Черни, Карл . Полная теоретическая и практическая школа игры на фортепиано, соч. 500 . (1838)
- Душек, Ян Ладислав . Инструкция по искусству игры на фортепиано forte или клавесине . (1796)
- Герц, Анри . Метод . (1838)
- Хуммель, Иоганн Непомук . Подробные теоретические и практические инструкции по игре на фортепиано форте . (1828)
- Филипп, Исидор . Закончила школу техники игры на фортепиано .
- Поллини, Франческо . Клавесинный метод . (1811)
- Рембо, Эдвард Фрэнсис . Первая детская инструкция по игре на фортепиано forte . (1839)
- Сафонов, Василий Ильич . Новая формула для преподавателя фортепиано и ученика фортепиано . (1916)
- Даниэль Готтлоб Тюрк . Школа фортепиано . (1789)
Клавесин/Клавикорд
[ редактировать ]- Бах, Карл Филипп Эммануил . Попробуйте настоящий способ игры на фортепиано . (1753)
- Баумгартен, Чарльз Фредерик . Дамский компаньон или полный наставник по игре на фортепиано, фортепиано или клавесине . (1784)
- Куперен, Франсуа . Искусство прикосновения к клавесину .] (1716)
- Гаспарини, Франческо . Практическая гармоника на клавесине .
Орган
[ редактировать ]- Нойкомм, Сигизмунд . Элементарный метод для органа в целом . (1859)
- Ринк, Иоганн Христиан Генрих . Практическая органная школа, соч. 55 . (1819)
Струны
[ редактировать ]Гитара
[ редактировать ]- Агуадо, Дионисио . Новый гитарный метод, соч .
- Каркасси, Маттео . Полный метод для гитары, соч. 59 .
- Карулли, Фердинанд . Полный метод . (1815)
- Шабран, Карло Франческо . Полная инструкция по игре на испанской гитаре . (1795)
- Джулиани, Мауро . Этюд для гитары, соч . (1812)
- Джастин Холланд . Комплексный метод игры на гитаре и современный метод игры на гитаре (1874 г.)
- Хоральде, Никарио . Полный наставник испанской гитары . (1827)
- Леньяни, Луиджи . Методика обучения и познания музыки и игры на гитаре, соч . (1847)
- Шеффер, Арлинг . Элитный инструктор по игре на гитаре . (1895)
- Сор, Фернандо . Полный метод игры на гитаре . (1851)
Арфа
[ редактировать ]- Бартелемон, Франсуа-Ипполит . Репетитор по игре на арфе . (1795)
- Бокса, Николас Чарльз . Первые 6 недель, или ежедневные заповеди и примеры игры на арфе . (1840)
- Дизи, Франсуа Жозеф . «Школа арфы», полный трактат об игре на арфе . (1827)
- Вейперт, Джон Эрхардт . Педальная арфа Ротула . (1800)
Мандолина или мандолина-банджо или банджолин
[ редактировать ]- Эдгар Бара . Метод мандолины и банджолина (1903). Все еще в печати.
- Бартоломео Бортолацци . Метод на немецком языке, инструкция по самостоятельному обучению игре на мандолине вместе с некоторыми практическими произведениями Бортолацци (1805 г.)
- Джузеппе Белленги . Методика для мандолины в трех частях (Паб на французском, английском, итальянском, немецком языках), La ginnastica del mandolino , Восходящие и нисходящие мажорные и минорные гаммы во всех позициях для мандолины.
- Джузеппе Бранцоли . Теоретический и практический метод игры на мандолине (1875 г., 2-е издание 1890 г.)
- Фердинанд Кристофер Méthode de mandolin (Париж, 1884 г.) версии на английском, французском, итальянском, португальском и испанском языках.
- Джованни Чифолелли . Метод изготовления мандолины (дата неизвестна, ориентировочно 1760-е гг.)
- Карло Курти . Полный метод для мандолины (1896) английский.
- Пьетро Дени . Метод обучения игре на мандолине без мастера (1768, французский язык)
- Джордж Х. Хак . Сорок прогрессивных этюдов мандолины (Лондон, 1893, английский)
- Кармин де Лаурентис . Метод для мандолины (Милан, 1869 или 1874 г.)
- Сальвадор Леонарди . Méthode pour Banjoline ou Mandoline-Banjo (1921, в книге есть разделы на английском, французском и испанском языках)
- Карло Мунье . Школа мандолины (1895)
- Жан Пьетрапертоза . Méthode de mandolin (1892) Во французском и английском разделах в одной книге.
- Январь Пьетрапертоза Сон Мандолина или метод банджолина (1903)
- Джузеппе Петтине . Школа современной мандолины Петтина (около 1900 г.)
- Сильвио Раньери . L'Art de la Mandolin в 4 томах, Искусство игры на мандолине, на 5 языках (французском, немецком, английском, итальянском и голландском)
- Сэмюэл Сигел . Специальные исследования мандолины (1901).
Скрипка
[ редактировать ]- Банг, Майя . Метод скрипки .
- Берио, Шарль де . Метод для скрипки .
- Касорти, август . Техника смычка (Техника смычка и правого запястья для скрипки; Техника смычка для скрипки), соч. 50 (опубликовано в 1880 г.)
- Джеминиани, Франческо . Искусство игры на скрипке . (1751)
- Гоманн, Кристиан Генрих . Практический метод игры на скрипке .
- Лауре, Николаус . Практический метод игры на скрипке .
- Моцарт, Леопольд . Глубокая школа скрипки . (1756)
- Шрадиек, Генри . Школа скрипичной техники . (1900)
- Шевчик, Отакар . Школа скрипки для начинающих, Op.6 . (1903)
- Шевчик, Отакар. Школа скрипичной техники, соч. 1 . (1905)
- Шевчик, Отакар. Школа смычковой техники, соч. 2 . (1905)
- Шпор, Луис . Школа скрипки . (1832)
- Вольфарт, Франц . Самый простой элементарный метод для начинающих, соч. 38 .
Виола
[ редактировать ]- Каваллини, Эудженио . Метод Виолы . (1845)
- Джорджетти, Фердинандо . Метод альта, Op.34 . (1840)
Виолончель
[ редактировать ]- Давыдов, Карл . Школа игры на виолончели . (1888)
- Доцауэр, Юстус Иоганн Фридрих . Методика виолончели для начального обучения, соч. 126 . (1836)
- Доцауэр, Юстус Иоганн Фридрих. Метод игры на гармониках, соч. 147 . (1837)
- Доцауэр, Юстус Иоганн Фридрих. Практический метод игры на виолончели, соч. 155 .
- Доцауэр, Юстус Иоганн Фридрих. Метод виолончели, соч. 165 . (1832)
- Дюпор, Жан-Луи . Инструкция по аппликатуре и смычку на виолончели . (1806)
- Ганн, Джон . Теория и практика игры на виолончели . (1789)
- Куммер, Фридрих Август . Метод виолончели, соч. 60 . (1839)
- Ли, Себастьян . Методика игры на виолончели . (1845)
- Поппер, Дэвид . Высшая школа игры на виолончели, соч. 73 . (1901-1905)
- Ромберг, Бернхард . Полная теоретическая и практическая школа игры на виолончели . (1839)
- Шредер, Элвин (Шредер, Элвин) . 170 базовых занятий по классу виолончели .
- Шёдер, Карл II (Шредер, Карл II) . Практический метод игры на виолончели .
- Шевчик, Отакар . Школа смычковой техники . (1905)
- Вернер, Йозеф . Практический метод для виолончели, соч. 12 . (1882)
Контрабас
[ редактировать ]- Фрелих, Фридрих Теодор . Школа контрабаса . (1830)
- Симандл, Франц . Новый метод игры на контрабасе . (1881)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- «Международный проект библиотеки музыкальных партитур». (Веб-сайт)
- «Методы слайд-тромбона». (Список)
- «Трель в классический период (1750-1820 гг.)». (Статья)
- Анценбергер, Фридрих. Книги по методам игры на трубе XIX века . (Список на archive.org)
- Гинзбург, Лев. История виолончели . Нептун-Сити, Нью-Джерси: Paganiniana Publications, 1983. ( Соответствующая выдержка )
- Хёприх, Эрик. Кларнет . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 2008.
- Кимбалл, Уилл. Тромбон . 2008г. ( 19 век )
- Нельсон, Кайла. «hornhistory.com». 2007. (Сайт)
- Розен, Лоуренс, Эд. Ноты на компакт-диске . Верона, Нью-Джерси: Subito Music, Corp., 2000–2009 гг.
- Шварц, Ричард. Компендиум корнета: история и развитие корнета девятнадцатого века . 2000. ( Глава 5: Репетиторы )
- Спаньол, Дуг. «История практического метода Вейсенборна для игры на фаготе» Юэлла, Терри. Празднование двойных тростей: праздничный сборник Уильяма Уотерхауса и Филипа Бейта. 2009.
- Струны Вестбери Парк. Ромберг и история виолончели. (Статья)
- Вестфаль, Фредерик. Руководство по обучению игре на деревянных духовых инструментах . Сакраменто, Калифорния: МакГроу-Хилл, 1990.