Расширенные методы игры на фортепиано
Расширенные методы игры на фортепиано — это те, в которых для создания звука используются неортодоксальные или нетрадиционные методы.
Техники
[ редактировать ]- подготовленное фортепиано , т.е. введение посторонних предметов в работу фортепиано для изменения качества звука
- струнное фортепиано , т.е. непосредственное ударение по струнам или любое другое прямое манипулирование струнами.
- звуковой значок , т.е. положить пианино набок и затянуть струны конским волосом и другими материалами.
- насвистывать, петь или говорить на фортепиано (при нажатой педали сустейна)
- бесшумное нажатие одной или нескольких клавиш, позволяющее соответствующим струнам свободно вибрировать, создавая тем самым гармоники ударных или щипковых струн.
- ударное использование различных частей фортепиано, например, внешнего обода. Сюда могут входить устройства для создания непрерывных звуков на корпусе фортепиано, например, трение поверхности фортепиано такими предметами, как резиновые шарики и т. д.
- флажолет : создание гармоник путем касания позиций обертонов на струне пальцем одной руки и ударом по соответствующей клавише другой рукой.
- использование ладоней или кулаков - или даже других частей тела - для удара по клавишам: техника, иногда известная как «избиение фортепиано».
- использование других материалов для удара по клавишам, например, моторов с батарейным питанием и пластиковыми шестернями для создания непрерывных вибраций струны, как в работах Роджера Рейнольдса .
- смыкание струн с помощью связок канифольной лески или конского волоса - введено Джоном Кейджем и широко использовано композитором Стивеном Скоттом .
- приглушение звука ладонью, т. е. помещение одной руки на струны, чтобы приглушить их, одновременно играя по клавишам другой рукой. Приглушение также можно обеспечить, поместив материалы на струны.
- усиление с помощью фонографических картриджей и/или контактных микрофонов или обычных микрофонов. В этом случае вывод звука может подвергаться изменению, искажению, записи и воспроизведению и т. д.
История
[ редактировать ]Хотя некоторые из этих техник исследовались более ранними композиторами ( Роберт Шуман вводит технику бесшумного нажатия в свой «Карнавал» (в конце «Паганини» )), использование этих техник не практиковалось широко до 20 века. Композиторы, такие как Бела Барток, начали смотреть на фортепиано как на более ударный инструмент и исследовали различные методы достижения ударных эффектов. Его «Багатели» и «Микрокосмос» (серия произведений для обучения молодых пианистов) содержат необычные инструкции для пианиста. Для некоторых из них он даже использовал специальные обозначения: «держать клавиши молча» обозначается квадратными головками нот, а не обычными круглыми. Карлхайнц Штокхаузен развил эти идеи дальше в своей серии работ под названием Klavierstücke, в которых пианисту часто советуют надевать защитные перчатки во время игры руками кластерного глиссанди. Генри Коуэлл также исследовал эти методы. Софья Губайдулина в своей «Сонате » учит пианиста использовать нетрадиционные звуки: звуки, производимые глиссандо, исполняемым бамбуковой палочкой на колках фортепиано, на фоне кластера, исполняемого на клавиатуре; «жужжащий» звук, создаваемый помещением бамбуковой палочки на вибрирующие струны; эффекты пиццикато, создаваемые перебором струн; эффекты глиссандо, получаемые путем трения по струнам ногтем; и приглушенный эффект, создаваемый прикосновением к струнам. Дженнифер Стасак , Crossing Rivers IV , Часть IV, инструктирует пианиста использовать ладони для белых нот ( сгруппированных ) и плоские руки для черных нот (также сгруппированных). Композиторы также советуют пианисту частично демпфировать струны кончиками пальцев, чтобы создать гармоники (например, Джордж Крамб , Одиннадцать отголосков осени , Эко I).
Другой метод предполагает физическую «подготовку» фортепиано с использованием посторонних предметов, вставленных между струнами или прикрепленных к молоточкам. Джон Кейдж был пионером этой техники. Он работал с другим пионером в области расширенных техник, Дэвидом Тюдором .
Также были созданы фортепиано с микротонами (и дополнительными клавишами для удара по струнам).