Техника саксофона

Техника игры на саксофоне относится к физическим средствам игры на саксофоне . Он включает в себя то, как держать инструмент, как формируется амбушюр и создается воздушный поток, производство тона, положение рук и пальцев, а также ряд других аспектов. Инструментальная техника и соответствующая педагогика представляют собой тему, представляющую большой интерес для музыкантов и преподавателей, и поэтому подвергаются личным мнениям и различиям в подходах. На протяжении истории игры на саксофоне известные саксофонисты внесли большой вклад в литературу по технике игры на саксофоне.
Рот
[ редактировать ]
саксофона Амбушюр – это положение лицевых мышц и форма расположения губ относительно мундштука при игре на саксофоне .
Техника игры на саксофоне может зависеть от предполагаемого стиля (классика, джаз, рок, фанк и т. д.) и идеализированного звука музыканта. Конструкция саксофона позволяет использовать самые разные подходы к созданию звука. Однако у большинства техник есть базовая структура.
Наиболее распространенными амбушюрами для саксофона в современной музыке являются варианты амбушюра с одной губой , в которых положение мундштука стабилизируется сильным давлением верхних зубов, опирающихся на мундштук. [ 1 ] (иногда дополненный тонкой полоской резины, известной как «накусочная подушечка» или «накладка для мундштука»). Нижняя губа поддерживается щечными и подбородочными мышцами и соприкасается с нижними зубами, соприкасаясь с тростью. Мундштук вставляется как минимум до разрыва обращенной кривой (начало кривой от плоскости стола до отверстия или отверстия кончика), но обычно клюв не вводится в рот игрока более чем наполовину. Конкретные аспекты техники амбушюра одной губой описаны в основополагающих работах Ларри Тила и Джозефа Алларда . Санти Раньон был еще одним влиятельным преподавателем современной техники амбушюра, он обучал многих ведущих саксофонистов эпохи биг-бэндов и ведущих джазовых музыкантов, включая Чарли Паркера , Пола Десмонда , Гарри Карни , Ли Коница и Сонни Ститта .
Индивидуальные подходы известных педагогов
[ редактировать ]Многие саксофонисты и педагоги опубликовали материалы об амбушюре саксофона и производстве звука. Две работы, оказавшие наибольшее влияние на современное преподавание, были опубликованы Джо Аллардом и Ларри Тилом.
Аллард учил, что амбушюр должен соответствовать мундштуку. Часто ссылаясь на анатомию, Аллард изображал, что когда череп опускается, гортань и горло сжимаются. Он заставлял своих учеников думать о том, как держать голову прямо во время игры. Аллард также рекомендовал саксофонистам использовать очень небольшое давление со стороны верхних зубов и губы и просто позволять всему сохраняться естественным образом. Аллард описал правильное положение нижней губы как слегка втянутое, чтобы оно упиралось в нижние зубы, как при произнесении буквы «V», чтобы смягчить трость без чрезмерного гашения вибрации. Давление трости слегка расширяет расслабленную губу, при этом внутренняя часть слегка выступает над верхушками зубов, а внешняя часть слегка выступает. Аллард подчеркнул роль давления челюсти в поддержании контроля над тростью, слегка увеличив давление губ по направлению к центру трости, оптимальное для насыщенности тона, и положение языка в контроле воздушного потока (мягкое «киххх»). Часто цитируя «Науку голоса» Дугласа Стэнли, он говорил, что держать открытое горло и расслабленное горло противоречиво. [ 2 ] Суть подхода Алларда к саксофону заключается в том, чтобы все было максимально естественно, стараясь не мешать положению головы, языку, дыханию или амбушюру.
Книга Тила «Искусство игры на саксофоне» также оказала влияние на современную технику амбушюра на саксофоне. Тил уделял относительно большее внимание напряжению губ при формировании амбушюра «на шнурке» или «ооо» с хорошим уплотнением в углах рта для сохранения контроля над тоном. Идеи Тила оказали влияние на разработку техники субтонирования .
Работы Тила и Алларда дополняют друг друга в описании различных аспектов современного амбушюра саксофона. Подход Алларда подробно описан в механике, а подход Тила больше связан с ощущением и концепцией. Не существует «школы Алларда» или «бирюзовой школы» амбушюра, поскольку учителя смешивают и сопоставляют концепции из обоих источников для достижения наилучшего результата в индивидуальных ситуациях. В историческом контексте Аллард и Тил представили свои произведения в то время, когда наследие преподавания амбушюра на кларнете для саксофонистов все еще было сильным, хотя техника исполнения быстро расширялась, чтобы реализовать весь тональный и динамический потенциал инструмента. Они систематизировали новые методы, разработанные их современниками, такими как Санти Раньон .
Альтернативные стили мундштука
[ редактировать ]Амбушюр в стиле кларнета представляет собой разновидность одногубного амбушюра, в котором нижняя губа закрывает зубы, а уголки рта отведены назад. Это считалось стандартной техникой в первой половине двадцатого века, когда педагогика язычковых инструментов была почти полностью ориентирована на кларнет, а специалисты по саксофону были редкостью. Его до сих пор иногда используют с альтом и саксофонами меньшего размера, особенно в классической технике. Иногда используется для субтона, в технике тенор-саксофониста Стэна Гетца «включается», выдвигая челюсть вперед и отводя уголки рта назад. Кларнетист и тенор-саксофонист Джимми Джуффр использовал амбушюр в стиле кларнета с тенор-саксофоном со специально модифицированным грифом. [ 3 ] Ему по-прежнему часто (и это противоречиво) преподают начинающим ученикам как кратчайший путь к удовлетворительному результату вместо более продолжительных усилий по развитию силы и техники амбушюра.
Двойной амбушюр предполагает изгиб верхней губы под верхними зубами так, чтобы губа проходила между верхними зубами и клювом мундштука; и изогнуть нижнюю губу над верхушкой нижних зубов так, чтобы она оказалась между нижними зубами и тростью. Это была общепринятая техника на заре существования саксофона, но она больше не используется. Этот метод получил известность, когда тенор-саксофонист Джон Колтрейн использовал его для облегчения зубной боли во время игры. [ нужна ссылка ]
«Изогнутый амбушюр с двойной губой и без зубов», известный еще меньшему числу саксофонистов, включает в себя взятие нижней губы и выгибание ее так, чтобы только небольшая часть касалась зубов; положить только верхнюю губу, выгнутую наружу, но не касаясь мундштука зубами; и прижмите губы к мундштуку настолько далеко, насколько трость и мундштук все еще разделены. [ нужна ссылка ]
Тон
[ редактировать ]Тон относится к характеристикам реального звука, который издает саксофон. «Тональная концепция» музыканта — это звук, который он хочет создать.
На создаваемый тон влияют несколько факторов:
- Давление и скорость воздушного потока и поддержка воздуха.
- игрока Положение трахеи , горла и полости рта
- игрока Амбушюр
- Конструкция мундштука (камера, облицовка, отверстие кончика) и язычка прочность
- Конструкция инструмента, возможно, включая материал, из которого он изготовлен (например, латунь или другой металл, лак).
- Играемая нота и акустические свойства этой ноты. Некоторые ноты одной и той же высоты будут различаться по тону в зависимости от используемой аппликатуры. [ 4 ] [ 5 ]
- Динамический (громкость звука)
- Любые продвинутые тональные эффекты, используемые саксофонистом, включая рычание, субтон , порхание языком и т. д.
Вибрато
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Март 2015 г. ) |
саксофона Вибрато во многом похоже на вокальное или струнное вибрато, за исключением того, что изменения высоты звука выполняются с помощью челюсти, а не пальцев или органов дыхания музыканта. Движения челюсти, необходимые для вибрато, можно имитировать, произнося слоги «вау-вау-вау» или «тай-яй-яй». Классическое вибрато может различаться у разных исполнителей (мягкое и тонкое, широкое и абразивное или их комбинация). Многие классические исполнители смотрят на скрипачей как на образец своего звучания. [ нужна ссылка ] Было высказано предположение, что это следует примеру Марселя Мюля из Парижской консерватории , одного из первых сторонников классической игры на саксофоне. [ нужна ссылка ] Сигурд Рашер , выдающийся немецкий саксофонист, был известен более быстрым стилем вибрато, противоположным стилю Марселя Мюля. Джазовое вибрато еще сильнее различается среди исполнителей. Быстрое и широкое вибрато используется исполнителями свинга , в то время как некоторые современные джазовые саксофонисты почти не используют вибрато, за исключением медленных баллад. Обычно в более высоких темпах используется меньшее количество вибрато.
Исполнители, только начинающие играть вибрато, обычно начинают медленно, с преувеличенными движениями челюсти. По мере их продвижения вибрато становится быстрее, пока не будет достигнута желаемая скорость. Вибрато также можно создать, управляя потоком воздуха языком. Техники, альтернативные челюстному вибрато, могут использоваться для достижения прекрасного качества звука, но также могут заметно отличаться от качества звука, создаваемого классическим челюстным вибрато.
Вибрато губ, которое часто путают с вибрато челюсти, создается движением губ, напоминающим движение «ва-ва-ва---». Однако это труднее контролировать, поскольку это приводит к большему нарушению основного амбушюра. Этот тип пульсации имеет тенденцию настолько доминировать в тоне, что слушатель слышит больше вибрато, чем тона. [ 6 ]
Горловое вибрато, которое сейчас используется редко, когда-то было широко распространено в исполнении духовых инструментов, особенно среди духовых музыкантов. Это своего рода «спазм», вызванный напряжением мышц горла и приводящий к своего рода «дрожи». Это вибрато в разное время пренебрежительно описывалось как «ржащее» или «козлиное». [ 7 ]
Вибрато диафрагмы, иногда называемое «вибрато дыхания», представляет собой преимущественно вибрато интенсивности. Это вызывается изменением скорости давления воздуха на трость и достигается за счет движения мышц живота, которые, в свою очередь, оказывают давление на диафрагму, как если бы можно было сказать «ага-ага---». В некоторых случаях это вибрато оказалось вполне удовлетворительным, но его использование ограничено, поскольку трудно добиться точного контроля ни скорости, ни амплитуды. [ 8 ]
Расширенные методы
[ редактировать ]Этот список относится к техникам, выходящим за рамки базового умения комфортно и легко играть на саксофоне. Обычно их изучают только после освоения основ и используют для создания неортодоксальной музыкальной лексики.
- Гроулинг — это техника, при которой саксофонист поет, напевает или рычит, используя заднюю часть горла во время игры. [ 9 ] Это вызывает модуляцию звука и приводит к резкости или резкости звука. Его редко можно встретить в классической или групповой музыке, но часто используют в джазе, блюзе, рок-н-ролле и других популярных жанрах. Некоторые известные музыканты, использовавшие эту технику, — Эрл Бостик , Бутс Рэндольф , Гато Барбьери , Бен Вебстер , Кларенс Клемонс , Нельсон Рэнделл , Дэвид Сэнборн , Грег Хэм , Хэнк Картер, Бобби Киз , Кит Кроссан и Кинг Кертис .
- Глиссандо — это техника подачи звука, при которой саксофонист изменяет высоту ноты, используя голос (расположение языка и амбушюра), чтобы перейти к другой ноте, которую держат пальцы. Джонни Ходжес был особенно известен своим мастерством в этой технике. Более современный специалист по глиссандо на саксофоне - Фил Вудс , который может играть плавное глиссандо во всем диапазоне валторны. [ 10 ] [ нужна ссылка ]
- Мультифоника – это техника игры более чем одной ноты одновременно. Специальная комбинация пальцев заставляет инструмент попеременно вибрировать на двух разных тонах, создавая трель. Подобный эффект можно также создать, «напевая» во время игры ноты.
- Использование обертонов включает в себя перебирание одной ноты, но изменение воздушного потока для создания другой ноты, которая является обертоном взятой ноты. Например, если нажать на нижнюю B♭, можно услышать B♭ на октаву выше, управляя воздушным потоком. Другие обертоны, которые можно получить с помощью этой аппликатуры, включают F, B ♭ и D. Практика обертонов часто используется в качестве предварительного упражнения для студентов, которые учатся произносить ноты выше высокой F # (« регистр альтиссимо »). [ 11 ] [ 12 ]
- Техника управления воздушным потоком для получения различных эффектов широко известна как «озвучивание». Техника озвучивания предполагает изменение положения языка и горла, заставляя одинаковое количество воздуха проходить через более или менее ограниченную полость рта. Это приводит к тому, что поток воздуха либо ускоряется, либо замедляется соответственно. Правильный тембр не только позволяет саксофонисту легко воспроизводить обертоны/альтиссимо и корректировать интонацию каждой ноты, но и помогает саксофонисту развивать чистый, ровный и сфокусированный звук во всем диапазоне инструмента. Подробное обсуждение техники озвучивания см. в разделе «Озвучка» Дональда Синты и Дениз Дэбни.
- Пощечина языком создает «хлопающий» или перкуссионный звук. Пощечина может быть обозначена как тонкая, так и нетонкая. Тонкие шлепки также называются «закрытыми» шлепками (имеются в виду рот на мундштуке), и в результате они дают тон, идентичный звуку пальцев. Пощечину без звука также называют «открытой» пощечиной, потому что саксофонист должен оторвать рот от трости. Это приводит к более сильному звуку «удара». Количество воздуха, которое использует саксофонист, влияет только на громкость удара. Звук удара как в открытой, так и в закрытой версии создается за счет отскока трости и ударов по мундштуку.
- Трепетание языка может давать перекатывающийся звук R вместе с воспроизводимым тоном.
- Альтиссимо — это техника игры нот, выходящих за пределы обычного диапазона нот саксофона. Игроки могут играть ноты выше фа-диеза, что является самой высокой нормальной нотой. Игроки должны знать, как переигрывать.
- Overblow — это техника, используемая при игре на духовом инструменте, которая, в первую очередь за счет манипулирования подаваемым воздухом (в отличие, например, от смены аппликатуры или работы слайда), заставляет звучащую высоту прыгать на более высокую.
- Круговое дыхание — это техника, позволяющая игрокам издавать непрерывный звук без перерыва. Это достигается путем вдоха через нос и одновременного выталкивания воздуха через рот, используя воздух, накопленный в щеках.
- Breathy Tone – это техника воспроизведения особого звука. Игрокам следует меньше прикусывать мундштук и расслаблять амбушюр. Игрокам не следует использовать зубы для оказания давления, используйте только силу нижних губ. При успешной игре при исполнении нот должен раздаваться хриплый звук ветра.
- Двойной и тройной язык — это техника, которая задействует кончик и заднюю часть языка. Техника включает в себя имитацию звуков «та-ка» или «ти-гуи», при этом оба звука задействуются кончиком и задней частью языка. Это позволяет игроку произносить речь на языке в два раза быстрее, чем позволяет техника использования одного языка.
Электронные эффекты
[ редактировать ]Использование электронных эффектов в саксофоне началось с таких инноваций, как система Varitone , которую Сельмер представил в 1965 году. Varitone включал в себя небольшой микрофон, установленный на грифе саксофона, набор элементов управления, прикрепленных к корпусу саксофона, а также усилитель и громкоговоритель. монтируется внутри шкафа. Эффекты Varitone включали эхо, тремоло , регулировку тембра и октавный делитель . Двумя известными игроками Varitone были Эдди Харрис и Сонни Ститт . Подобные продукты включали Hammond Condor .
Помимо игры на варитоне, Эдди Харрис экспериментировал с техниками зацикливания на своем альбоме 1968 года Silver Cycles .
Дэвид Сэнборн и Traffic участник Крис Вуд использовали такие эффекты, как вау-вау и задержка, в различных записях 1970-х годов.
В последние годы термин « саксофоника » использовался для описания использования этих техник такими саксофонистами, как Скерик , который использовал широкий спектр эффектов, часто связанных с электрогитарой , и Джефф Коффин , создавший заметно использование конвертера .
См. также
[ редактировать ]- Саксофон
- Рот
- Мундштуки для саксофона
- Список деревянных духовых инструментов
- Подход Линдемана-Собела к художественному исполнению на духовых инструментах
Ссылки
[ редактировать ]- ^ О'Рейли, Дж. и Уильямс, М. «Акцент на книгу достижений 1 для тенор-саксофона» (1998) Alfred Publishing Co., США
- ^ МакКим, Дебора Джин. «Проект Джо Алларда: Педагогика» . Джозеф Аллард: Его вклад в педагогику и исполнение саксофона . Университет Колорадо . Проверено 29 января 2012 г.
- ^ «Обложка Jazz Times» . Джаз Таймс . Архивировано из оригинала 15 марта 2023 года.
- ^ «Влияние на тон при использовании альтернативных и ложных аппликатур» .
- ^ МакГилливрей, Джеймс А. (1959). «Последние достижения в области аппликатуры деревянных духовых инструментов» . Журнал Общества Галпина . 12 : 68–72. дои : 10.2307/841949 . ISSN 0072-0127 .
- ^ Тил, Ларри (1963). Искусство игры на саксофоне . Альфред Музыка. п. 55~56.
- ^ Тил, Ларри (1963). Искусство игры на саксофоне . Альфред Музыка. п. 55~56.
- ^ Тил, Ларри (1963). Искусство игры на саксофоне . Альфред Музыка. п. 55~56.
- ^ Смех, Джон (4 сентября 2006 г.). «Звуковые эффекты для саксофона 2: Рычание» . Сакс в сети . Проверено 6 января 2007 г.
- ' ^ «Образец видео/звука «Мастер-класса с Филом Вудсом: перформанс» с Глиссандо f# до b на 2'57 » . Ютуб .
- ^ Руссо, Евгений . Высокие звуки саксофона . Этуаль Музыка. 1978.
- ^ Сигурд Рашер . Топ-тоны для саксофона . Карл Фишер. 1941 год.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дэвис, Бен. Саксофон: комплексный курс . Лондон, Анри Сельмер и компания, 1932 г. (см. Внешние ссылки).
- Дэвис, Бен. Новый амбушюр для саксофона . Лондон, 1928 год.
- О'Нил, Джон . Джазовый метод для саксофона . Schott & Co. Ltd, Лондон. 1992. ISBN 0-946535-20-5 .
- Хемке, Фредерик . Руководство для учителя игры на саксофоне . Компания Selmer, 1977 год. Учитель использует «одинарный» амбушюр.
- Круто, Яап . Саксофон . Джей-Джей Вебер, Лейпциг. 1931. Перевод Лоуренса Гвоздзя в 1987 году (стр. 178).
- Руссо, Евгений . Высокие звуки саксофона . Этуаль Музыка. 1978.
- Лаки, Роберт . Саксофон Альтиссимо . Прогрессивная музыка, 1993.
- Нэш, Тед . Исследования по высоким гармоникам для тенора и альт-саксофона . Хэл Леонард, 1985 год.
- Фордэм, Джон . Джаз . Дорлинг Киндерсли, 1993 год. ISBN 0-7513-0050-0 .
- Тил, Ларри . Искусство игры на саксофоне . Майами: Сумми-Бирчард, 1963. ISBN 0-87487-057-7 .

