Музыка Мадагаскара
Часть серии о |
Культура Мадагаскара |
---|
Общество |
Темы |
Символы |
Очень разнообразная и самобытная музыка Мадагаскара сформировалась под влиянием музыкальных традиций Юго-Восточной Азии , Африки , Океании, Аравии , Англии, Франции и США с течением времени, когда коренные жители, иммигранты и колонисты сделали остров своим домом. [1] Традиционные инструменты отражают это широко распространенное происхождение: мандолины и кабоси обязаны своим существованием гитаре, появившейся на первых арабских или европейских мореплавателях, вездесущий джембе зародился в материковой Африке, а валиха — бамбуковая трубка цитры, считающаяся национальным инструментом Мадагаскара — напрямую произошел от более ранней формы цитры, которую первые австронезийские поселенцы носили на своих каноэ с выносными опорами . [2]
Малагасийскую музыку можно условно разделить на три категории: традиционная, современная и популярная музыка. Традиционные музыкальные стили различаются в зависимости от региона и отражают местную этнографическую историю. Например, в Хайленде валиха народа и более приглушенные вокальные стили символизируют мерину , преимущественно австронезийскую этническую группу, населявшую этот район, по крайней мере, с 15 века, тогда как среди южного бара , ведущего свое происхождение от На материковой части Африки их вокальные традиции а капелла очень похожи на полигармонический стиль пения, распространенный в Южной Африке. [3] Иностранные инструменты, такие как акустическая гитара и фортепиано, были адаптированы на местном уровне для создания уникальных малагасийских форм музыки. Современные малагасийские музыкальные стили, такие как салеги или цапика, произошли от традиционных стилей, модернизированных за счет включения электрогитары, баса, барабанов и синтезатора. Многие западные стили популярной музыки, включая рок, госпел , джаз , регги , хип-хоп и фолк-рок , также приобрели популярность на Мадагаскаре во второй половине 20-го века.
Музыка на Мадагаскаре выполняла множество священных и светских функций. Помимо исполнения для развлечения или личного творческого самовыражения, музыка играла ключевую роль в духовных церемониях, культурных мероприятиях, а также в исторических и современных политических функциях. К концу XIX века определенные инструменты и виды музыки стали в первую очередь ассоциироваться с определенными кастами или этническими группами, хотя эти разделения всегда были подвижными и постоянно развивались.
Традиционная музыка
[ редактировать ]Малагасийская музыка очень мелодична и отличается от многих традиций материковой Африки преобладанием хордофона над ударными инструментами. [4] Музыкальные инструменты и вокальные стили, встречающиеся на Мадагаскаре, представляют собой смесь широко распространенных общих черт и сильно локализованных традиций. Общий вокальный стиль у мерин и бецилео высокогорья, например, не исключает различий в преобладании отдельных типов инструментов (валиха у меринов, маровани и кабосы у бецилео). Точно так же практика тромбы (вход в состояние транса , обычно вызываемого музыкой) присутствует как на западном, так и на восточном побережьях острова, но стили вокала или инструменты, используемые в церемонии, будут различаться в зависимости от региона. [5] Музыка на Мадагаскаре имеет тенденцию к мажорным тональностям и диатоническим гаммам . [6] хотя в прибрежной музыке часто используются минорные тональности , скорее всего, из-за раннего арабского влияния в прибрежных портах захода. [7] Малагасийская музыка на протяжении веков выполняла широкий спектр социальных, духовных и мирских функций.
Вокальные традиции
[ редактировать ]Вокальные традиции на Мадагаскаре чаще всего полигармоничны ; южные вокальные стили имеют сильное сходство с южноафриканским пением (например, такие группы, как Салала или Сенге), тогда как гармонии Хайленда, на которые в последние двести лет сильно повлияла европейская церковная музыка , больше напоминают гавайские или другие полинезийские вокальные традиции . В высокогорье, и особенно в 19 веке, предпочтение отдавалось вокальному исполнению большими группами, называемыми антса , тогда как в южных и западных прибрежных регионах пение исполнялось с более сложным орнаментом и небольшими группами. [8] Музыкальное исполнение на Мадагаскаре часто ассоциировалось с духовными функциями. Музыка является ключевым компонентом в достижении состояния транса в духовных ритуалах тромбы (или било ), практикуемых в нескольких регионах острова, поскольку считается, что у каждого духа есть свое любимое музыкальное произведение. [8] Связь между музыкой и предками на восточном побережье настолько сильна, что некоторые музыканты кладут ром, сигареты или другие ценные предметы внутрь инструмента (например, через тональное отверстие ) в качестве подношения духам для получения их благословения. [5] Точно так же музыка долгое время занимала центральное место в церемонии фамадихана предков, завернутых в саван ). (периодическое перезахоронение останков [5]
Музыкальные инструменты
[ редактировать ]Инструменты с Мадагаскара были привезены на остров последовательными волнами поселенцев со всего Старого Света. [9] Более 1500 лет назад первые поселенцы из Индонезии привезли с собой древнейшие и наиболее символичные инструменты, в том числе трубчатую цитру ( валиха ), которая превратилась в коробчатую форму ( маровани ), характерную для острова. Более поздние поселенцы с Аравийского полуострова и восточного побережья Африки предоставили первые лютни , свистки и другие инструменты, которые были включены в местные музыкальные традиции к середине 16 века. К 19 веку влияние инструментов и музыкальных стилей из Франции и Великобритании начало оказывать значительное влияние на музыку Мадагаскара.
Хордофоны
[ редактировать ]Самый символичный инструмент Мадагаскара, валиха , представляет собой бамбуковую трубку цитры, очень похожую по форме на те, что традиционно используются в Индонезии и на Филиппинах . [2] Валиха . считается национальным инструментом Мадагаскара [8] [10] Обычно он настроен на диатонический режим для создания сложной музыки, основанной на гармонических параллельных терциях , сопровождаемых мелодичной басовой партией. [1] Струны традиционно вырезаются и приподнимаются над волокнистой поверхностью самой бамбуковой трубки. [11] хотя существует и современная форма, в которой вместо струн вместо струн используются велосипедные тормозные тросы, чтобы придать инструменту более резкий звук. [5]
Струны можно перебирать ногтями, которым для этой цели дают удлиниться. Первоначально инструмент использовался как для ритуалов, так и для творческого художественного самовыражения. [8] Однако, начиная с середины 19 века, игра на инструменте стала прерогативой аристократии Мерины до такой степени, что длинные ногти стали символом благородства. [11] Хотя трубчатая валиха является наиболее символичной формой инструмента, скорее всего, из-за ее популяризации аристократией Мерины XIX века, на острове существуют и другие формы инструмента. в районе восточного портового города Тоамасина Например, валиха , используемая в церемониях тромбы, может иметь форму прямоугольной коробки, называемой маровани . строят В то время как в некоторых регионах маровани из дерева, в районе Тоамасины ящик сделан из металлического листа с гораздо более толстыми и тяжелыми струнами, которые издают звук, отличный от звука бамбука и велосипедного троса валиха в Хайленде. [5]
Кабоси этнических (или кабоса ) — это простая четырех-шестиструнная гитара, распространенная в южном Хайленде, продвигающемся на восток, особенно среди групп Бетсимисарака и Бетсилео . Звуковая коробка, которая сегодня обычно имеет квадратную или прямоугольную форму, изначально имела круглую форму и сначала была сделана из панциря черепахи , а затем из дерева, вырезанного в округлой форме. [12] Мандолина и гитара - это названия популярного южного хордофона Антандроя, похожего на кабоси , но с нейлоновой леской для струн и пятью или семью подвижными ладами, которые облегчают настройку инструмента. [5]
Jejy voatavo - это хордофон , который традиционно имеет две сизалиевые струны, три лада и резонатор из калебаса , хотя современные версии могут иметь до одиннадцати или тринадцати струн, обычно изготовленных из стали. [13] Максимум четыре из них нанизываются на лады , а остальные нанизываются вдоль боковых сторон грифа и играются пальцами в сопровождении основной мелодии, исполняемой смычком . [9] Этот более сложный джеджи воатаво особенно популярен среди бецилео южного Хайленда. [9] и Бетсимисарака на юго-востоке, [13] которые играют ее в сопровождении своих эпических поэм , называемых риджа . В горном обществе XIX века под властью Королевства Имерина джеджи воатаво считалось рабским инструментом. [6] в которую разрешалось играть только зрелым мужчинам. [13] Локанга со звуковым ящиком , , эволюционировавшая джеджи вырезанным в форме трехструнной скрипки , популярна среди Южного Антандроя и Бара этнических групп . Самая простая форма инструмента этого семейства — джеджи лава ( музыкальный лук ), который, как полагают, был привезен на Мадагаскар поселенцами из материковой Африки. [9]
Фортепиано было представлено королевскому двору Мерины в начале 19 века посланниками Лондонского миссионерского общества , и вскоре после этого местные музыканты начали создавать свои собственные композиции для фортепиано на основе техники валиха . Фортепианные композиции достигли своего пика в стиле «Калонный Фахины» в 1920-х и 1930-х годах, а затем пришли в упадок в 1940-х годах. [14] Сегодня композиции этого периода таких театральных композиторов-пианистов, как Андрианари Ратианариву (1895–1949) и Нака Рабемананацоа (1892–1952), составляют часть канона классической малагасийской музыки и входят в репертуар малагасийских студентов, обучающихся игре на фортепиано. [15]
Когда современная акустическая гитара была впервые популяризирована на Мадагаскаре, ее переняли представители низших классов, вдохновленные фортепианным стилем Калонный Фахини , но для которых покупка дорогого фортепиано была недоступна. [14] Ранние гитаристы адаптировали стиль фортепиано (который сам основан на стиле валиха ) к этому новому струнному инструменту, чтобы создать жанр, который стал известен как ба-гаси . [16] Вскоре после этого гитара получила широкое распространение по всему острову, вызвав взрывной характер региональных малагасийских гитарных стилей, вдохновленных музыкой, исполняемой на местных традиционных инструментах. [14] Игра пальцами является излюбленной техникой, и гитаристы часто экспериментируют с оригинальными настройками, чтобы получить желаемый диапазон. В одном из наиболее распространенных строев шестая струна понижается от E до C, а пятая струна от A до G, тем самым позволяя гитаристу уловить диапазон, приближающийся к диапазону вокального хора. [17] Стиль малагасийской акустической гитары был популяризирован на международном уровне такими артистами, как Эрик Манана и новаторский исполнитель Бара Эрнест Рандрианасоло (более известный под своим сценическим псевдонимом Д'Гэри ), который сочетает ритмы цапики с новаторскими открытыми строями, чтобы приблизиться к звукам локанги . , [18] скрипка и марованы . [14]
Аэрофоны
[ редактировать ]Содина . , флейта с выдувным концом , считается одним из старейших инструментов на острове [11] Существует более распространенная и известная короткая содина длиной около фута с шестью отверстиями для пальцев и одним для большого пальца, а также еще одна аналогичная выдутая на конце флейта длиной более двух футов с тремя отверстиями на дальнем конце. Оба являются открытыми, и в них дуют по диагонали через ближайшее отверстие. [11] Мастер содина исполнения Ракото Фра был изображен на банкноте номиналом 1000 малагасийских франков (200 ариариев ) после обретения независимости в 1960 году, а его смерть 29 сентября 2001 года вызвала национальный траур. [19]
Раковина ) — столь же древний инструмент , ( антсива или ангароа который, как полагают, был привезен первыми индонезийскими поселенцами. В нем, в основном, играют мужчины, он имеет боковое отверстие в полинезийском стиле и обычно предназначен для ритуальных или духовных целей, а не для создания музыки для развлечения. [20] использовалась Также зарегистрировано , что анцива как часть королевских регалий Мерины . [21] Флейта -флейта — это простой аэрофон, привезенный на Мадагаскар после 1000 г. н.э. иммигрантами из Африки. [9]
Двухоктавный диатонический аккордеон ( городо ), популярный на Мадагаскаре, как полагают, был импортирован французскими колонистами после 1896 года. [5] В 20 веке этот инструмент обычно исполнялся во время церемоний одержимости духом тромбы в стиле, называемом ренитра . В 1970-х годах ренитра была использована для исполнения электрифицированной музыки салеги . Этот стиль аккордеона также был интегрирован в исполнение цапики , а также вдохновил стиль, используемый гитаристами этих групп. [22] Хотя сегодня звук аккордеона чаще всего воспроизводится синтезатором в оркестрах салеги или цапика из-за дороговизны и редкости инструмента, аккордеоны продолжают занимать привилегированное место в исполнении церемониальной музыки на тромбе . [5] Такие артисты, как сводные братья Лего и Росси, добились успеха как аккордеонисты. Режис Гизаво привнес современный стиль ренитры на мировую музыкальную сцену, получив несколько международных наград за свое исполнение на аккордеоне. [22]
Разнообразие европейских аэрофонов было представлено в 19 веке во времена монархии Мерина . К ним в первую очередь относятся рожки ( бингона ) и кларнеты ( мэйнти-кели ), реже тромбон или гобой ( анджомара ). Их использование сегодня в основном ограничено Хайлендом и группами хира гаси или мпилалао , которые выступают на фамадихане (перезахоронениях), обрезаниях и других традиционных праздниках. Также играют на металлических и деревянных гармошках. [9]
Мембранофоны
[ редактировать ]Различные типы мембранофонов , традиционно связанные с торжественными случаями, [23] встречаются по всему острову. В Хайленде европейские большие барабаны ( ампонгабе ) и малые барабаны, появившиеся в XIX веке, заменили более ранние барабаны ( ампонганьны нтаоло ), традиционно используемые для акцентирования речи говорящего мпикабари во время хира гаси или других официальных мероприятий, где ораторское искусство искусство кабары практикуется . Только мужчины могут играть на ампонгабе , в то время как женщины и мужчины могут играть на меньшем барабане лангороана . [24] Барабан хазолахи фамадихана («мужское дерево») издает самый глубокий звук и предназначен для самых важных случаев, таких как , церемонии обрезания и древний фестиваль королевской бани . [23]
Идиофоны
[ редактировать ]Бамбуковые шейкеры ( каямба ), наполненные семенами, являются неотъемлемой частью исполнения тромбы на восточном побережье острова, хотя современные предметы, такие как пустые банки из-под инсектицидов или банки из-под подслащенного сгущенного молока, наполненные галькой, все чаще заменяют традиционный бамбук. Шейкеры такого типа используются по всему Мадагаскару, обычно в сочетании с тромбой и другими церемониями. [5] В эпоху работорговли еще один идиофон — скребок под названием цикадраха — был популяризирован на Мадагаскаре после того, как его импортировали туда из Бразилии, где он известен как каракача . [25]
Ранние формы ксилофона, такие как атранатрана, встречаются по всему острову и, как полагают, появились у первых индонезийских поселенцев. [9] На самой ранней из них играет пара женщин, одна из которых сидит, вытянув ноги вместе, а стержни ксилофона лежат на ее ногах, а не на отдельной коробке-резонаторе. Каждая женщина ударяет по атранатране парой палочек: одна держит ритм, а вторая играет мелодию. Количество планок ксилофона варьируется от пяти до семи и изготавливается из устойчивой к гниению древесины разной длины, называемой хазомалагний . На аналогичном ксилофоне под названием катибоки до сих пор играют на юго-западе среди этнических групп Везо и Бара . [26]
Современная музыка
[ редактировать ]Современная музыка включает в себя современные композиции, уходящие корнями в традиционные музыкальные стили и созданные в развлекательных целях, как правило, с целью возможного массового распространения через кассеты , компакт-диски, радио или Интернет. Современные формы малагасийской музыки могут включать в себя такие инновации, как усиленные или импортированные инструменты (особенно электрогитару, бас-гитару, синтезатор и ударную установку), смешивать звуки новых и традиционных инструментов или использовать традиционные инструменты новаторскими способами. По мере того, как современные артисты адаптируют свое музыкальное наследие к сегодняшнему рынку, им удается сохранить мелодичное звучание с преобладанием хордофона , которое отличает традиционную малагасийскую музыку от более тяжелых перкуссионных традиций материковой Африки. [4] Африканские жанры, такие как Coupé-décalé и Afrobeats. сильно влияют на современную малагасийскую популярную музыку.
Хайлендс
[ редактировать ]В 1950-х и 1960-х годах различные группы в Хайленде (в районе между Антананариву и Фианаранцуа и вокруг них) исполняли каверы на европейские и американские хиты или адаптировали мелодии материковой Африки для местной публики. На Мадагаскаре появилась первая супергруппа в 1970-х годах с Mahaleo , участники которой смешали традиционное малагасийское звучание с софт-роком и добились огромного и прочного успеха. [3] Росси стал суперзвездой Вскоре после этого , адаптировав инструменты , ритмы и вокальные стили hira gasy для создания отчетливо малагасийского радио-звучания. [27] Его открытая и восторженная поддержка тогдашнего президента Дидье Рацираки обеспечила регулярные выступления его группы в связи с президентскими функциями, и его группа стала для многих определяющей эпохой Рацираки. [28]
Среди других важных современных музыкантов из Хайленда — Джастин Вали и Сильвестр Рандафисон, оба валиха виртуозы ; Ракото Фра, умевший играть две содины одновременно; Соло Мирал с участием гитары в стиле валиха ; Tarika , малагасийская фьюжн-группа из Англии; Оломбелона Рикки , высококвалифицированный сольный вокалист, и Самоэла , артист , чья резкая социальная и политическая критика принесла его группе популярность. [3]
Прибрежные стили
[ редактировать ]Отличительные современные формы музыки, уходящие корнями в местные музыкальные традиции, возникли в прибрежных регионах с 1960-х годов. Главными среди них являются два стиля быстрой танцевальной музыки, которые стали особенно популярны на Мадагаскаре и достигли перекрестного успеха: салеги , 6
8 стиль, возникший на северо-западе вокруг Махадзанги и Анцирананы , и цапика , 4
4 стиль с центром на юго-западе между Толиарой и Бетрокой . [7] Другие ключевые прибрежные стили включают басаса Диего -Суареса и северо-восточного побережья, популяризированную Микой Си Дэвисом , килалаки Морондавы и юго-западных внутренних районов, мангалибу южного региона Аноси в исполнении таких групп, как Рабаза , кавитри северо-востока, популяризированную Джерри. Маркосс , южная полигармоническая традиция беко, исполняемая такими группами, как Senge и Terakaly , а также музыка квасса-квасса и сега с соседнего острова Реюньон и Маврикия. [5]
Салеги
[ редактировать ]Salegy — это фанковая , энергичная танцевальная музыка, в которой преобладают звонкие электрогитары, аккордеон (настоящий или синтезированный) и призывно-ответный полифонический вокал , с тяжелым электрическим басом и драйвовой перкуссией. Секция ударных инструментов может включать в себя ударную установку, джембе и шейкеры . [29]
Салеги — это электрифицированная версия традиционного музыкального стиля антса , который певица Тандроя Мама Сана исполняла во время ритуалов Бетсимисарака и Цимихети . [3]
Помимо общности темпа, вокального стиля и склонности к минорным тональностям (которую некоторые приписывают арабскому влиянию и которая контрастирует с доминированием мажорной тональности в музыке Хайленда), салеги разделяет структуру антсы в том, что в нем всегда есть средняя часть, называемая фолака («сломанная»), которая в первую очередь является инструментальной - голос служит только для того, чтобы побудить к более энергичному танцу - и во время которой вокалисты (и публика) начинают замысловатые полиритмические хлопки в ладоши в такт. музыки. [7]
Основными представителями современной салеги были Жаожоби и Мили Клеман . Среди более поздних исполнителей — Нини Дония , Вава , Вайави Чила , Доктор Джей Би и Ягуары .
Проверять
[ редактировать ]Как и салеги , цапики — это энергичная танцевальная музыка, зародившаяся в традиционной музыке юго-западного региона Толиары и недавно адаптированная к современным инструментам, таким как электрогитара, бас-гитара и ударная установка. Вообще даже быстрее, чем салеги , это 4
Музыкальная форма 4 отличается стилем гитарного исполнения, вдохновленным традиционными композициями маровани , но влияние южноафриканской городской музыки проявляется как в гитарах, так и в полигармоническом вокале, часто исполняемом певицами, которые повторяют вариации короткого припева на протяжении всей песни. [3] Музыка цапики исполняется на всех церемониях Юга, будь то празднование дня рождения, общественная вечеринка или похороны. [3] В то время как салеги приобрела общенациональную популярность к середине 1980-х годов (некоторые утверждают, что к 1970-м годам), цапики по-настоящему начали получать такое же широкое признание только к середине 1990-х годов. Лишь после выпуска в 2000 году сборника "Tulear Never Sleeps" этот жанр получил международную известность на крупном лейбле . [3] Однако в этом сборнике представлены «традиционные» цапики , которые, возможно, чаще исполнялись в сельских деревнях двадцать лет назад, а не усиленный, синтезированный и ремиксированный стиль в активной ротации на радиостанциях в исполнении национальных звезд, таких как Теарано , Теракали , Джарифа и Мами Гоцо .
Есть еще много региональных стилей современной музыки, которые еще не достигли уровня национального признания, достигнутого салеги и цапики, равно как и многие признанные на национальном и международном уровне музыканты, которые опираются на музыкальные традиции прибрежных регионов в своих композициях. Следует отметить Hazolahy (группа преимущественно акустического происхождения с юго-востока, играющая на мангалибе ), D'Gary (известный акустический гитарист с юга страны, недалеко от Бетроки ) и Тото Мванджани (который популяризировал конголезскую гитару в стиле ндомболо и чья группа исполняет слияние танцевальных стилей Центральной /Восточной Африки и Малагасии). [3]
Популярная музыка
[ редактировать ]На Мадагаскаре популяризировался широкий спектр иностранных музыкальных стилей, включая французский шансон в исполнении таких исполнителей, как Poopy , регги , госпел и поп-рок в исполнении таких групп, как Green. [3] и Амбондрон А. [30] С середины 2010-х годов малагасийская популярная музыка представляет собой смесь малагасийской музыки, тропической музыки ( зук ) и африканских жанров, таких как Coupé décalé и Afrobeats . В число исполнителей этой новой волны малагасийской музыки входят Black Nadia, Vaiavy Chila, LIANAH и BIG MJ. Джаз популяризировали такие артисты, как Николас Ватоманга . Малагасийский хип-хоп стал мейнстримом в середине девяностых и с тех пор приобрел популярность благодаря таким артистам, как Da Hopp и 18,3 . Совсем недавно такие группы, как Oladad, экспериментируют с сочетанием хип-хопа и традиционных малагасийских музыкальных стилей и инструментов. [31] Существует также небольшая металлическая сцена, наиболее известными из которой являются такие группы, как Sasamaso. Дэнсхолл приобрел популярность на Мадагаскаре с конца 2010-х годов благодаря таким артистам, как Mad Max и Basta Lion.
Исполнение малагасийской музыки
[ редактировать ]Музыка издавна служила на Мадагаскаре различным светским и священным целям. Песня может сопровождать повседневные дела, развлекать, сохранять историю или передавать социальные и политические послания. Музыка также является неотъемлемой частью духовных ритуалов многих этнических и религиозных групп на острове.
Светское представление
[ редактировать ]Среди некоторых этнических групп музыка может помочь в выполнении повторяющихся или трудных задач. Гео Шоу, миссионер на Мадагаскаре в 19 веке, описал, как наблюдал за тем, как крепостные Бетсилео и Мерина пели на рисовых полях, «подбирая музыку под движения их тел, так что при каждой акцентированной ноте они сажают стебель». [11] Точно так же песни могут сопровождать гребу на каноэ в дальних путешествиях. [6] Музыка может также сопровождать другую форму развлечения, например, песни, исполняемые женщинами-зрительницами на поединках по моранги , традиционной форме борьбы всего тела, популярной в прибрежных регионах. [23]
Сохранения устной истории можно добиться посредством музыкальных выступлений на Мадагаскаре. У бецилео, например, устные истории пересказываются через форму музыкального исполнения, называемую риджа , которая в своей нынешней форме может представлять собой комбинацию оригинальной риджи , состоящей из одного стиха , и эпической поэмы, называемой иса . Бетсилео риджа исполняется двумя мужчинами, каждый из которых играет на джеджи и поет очень громко и с натугой в диапазоне сопрано . Структура песни сложна и, в отличие от других малагасийских музыкальных стилей, параллельные трети в гармонии не преобладают . Другие южные этнические группы также исполняют упрощенные вариации риджи с участием, например, сольного музыканта, который играет на своем аккомпанирующем инструменте, а не играет на скрипке, и поет на более низкой, более естественной высоте. Хотя Betsileo rija может затрагивать самые разные темы, песни в исполнении других южных групп почти всегда представляют собой хвалебные песни, напоминающие о запоминающихся событиях. [9]
Эндогенные музыкальные стили также могут служить формой художественного выражения, как в сильно синкопированном багасы жанре Имерины . Ба -гаси возник вместе с появлением во Франции оперетты и последующим ростом малагасийского театра в Муниципальном театре изотрии, начиная с конца 1910-х годов. Вокальный стиль, используемый в багаси, характеризуется использованием женщинами анголы , вокального орнамента, выполненного носовым тоном, компенсируемого фасини ( тенором ) и быстрой линией бено ( баритона ), исполняемой мужчинами. Ба-гаси вдохновил стиль музыкального дуэта Каолонный Фахины , популяризированный в Имерине в последние два десятилетия колониального периода, в котором вокальные ощущения багаси применяются к любовным темам и сопровождаются синкопированной композицией для фортепиано, а иногда и для гитары. . [23]
Музыкальное исполнение в Хайленде приобрело отчетливо политическую и просветительскую роль благодаря хира гаси ( хира : песня; гаси : малагасийский ). [33] Хира гасы — это продолжающееся целый день зрелище музыки, танцев и стилизованной формы традиционного ораторского искусства, известного как кабари, в исполнении труппы или в виде соревнования между двумя или более труппами. Хотя происхождение хира гаси неясно, устная история приписывает его современную форму королю Мерины 18-го века Андрианампоинимерине , который, как сообщается, нанимал музыкантов, чтобы собирать публику для королевских речей и объявлений ( кабари ), а также для развлечения их, пока они работали над общественными работами. такие проекты, как строительство дамб для орошения рисовых полей, окружающих Антананариву . [33] Со временем эти музыканты сформировали независимые труппы, которые использовали и продолжают использовать неопасный формат выступлений для исследования чувствительных социальных и политических тем на общественной арене. [34]
Сегодняшние труппы хира гаси являются остатками традиции придворных музыкантов, сохранявшейся до конца XIX века. При королеве Ранавалоне III , последнем монархе династии Мерина , существовало три официальные группы государственных музыкантов: одна для королевы, одна для ее премьер-министра и еще одна для города Антананариву. Труппа королевы насчитывала более 300 музыкантов. [6] До отмены рабства музыкантами в этих группах были представители класса рабов ( андево ), которым руководил Хова (свободная Мерина). Каждый год на Рождество руководители каждой группы устраивали перед королевой представление новой оригинальной композиции; королева выберет победителя из трех. В то время как придворные музыканты (и, следовательно, самые ранние труппы хира гаси ) первоначально выступали с использованием традиционных инструментов, а именно содины , джеджи воатаво и барабанов. [35] - В течение XIX века растущее европейское влияние привело к тому, что придворные музыканты и труппы хира-гаси стали все чаще использовать иностранные инструменты, такие как скрипки, кларнеты, тромбоны и трубы. [6] Традиция придворного музыканта угасла с отменой монархии на Мадагаскаре после французской колонизации , но традиция хира гаси продолжала процветать.
Зарубежные музыкальные стили были объединены с ранее существовавшими малагасийскими музыкальными традициями, чтобы создать отчетливо малагасийское звучание с иностранными корнями. Примером этого является Афиндрафиндрао , мелодия, основанная на французской кадрили , которая была популяризирована при малагасийском дворе в 19 веке. Это произведение сопровождается особой формой партнерского танца , в котором танцоры образуют длинную цепочку пар мужчина-женщина, причем женщина находится впереди каждой пары, оба смотрят вперед, держа друг друга за руки, продвигаясь в ритме музыки. Зародившись как придворный танец, афиндрафиндрао сегодня представляет собой типичную малагасийскую традицию, исполняемую в начале светского мероприятия или концерта, посвященного началу праздника. [23]
Священное представление
[ редактировать ]Музыка является распространенным элементом духовных ритуалов и церемоний по всему острову. Например, членов трупп хира гаси традиционно приглашают выступить на церемониях перезахоронения фамадихана в центральном Мадагаскаре. [36] В прибрежных регионах музыка имеет решающее значение, помогая медиуму войти в состояние транса во время ритуала тромбы . Находясь в трансе, медиум одержим духом предка. Считается, что каждый дух предпочитает определенную мелодию или стиль музыки и не войдет в среду, пока на церемонии не будет исполнено подходящее музыкальное произведение. [5]
Британские миссионеры Лондонского миссионерского общества (LMS) прибыли в Антананариву в 1820 году во время правления короля Радамы I. Последующее распространение христианства на Мадагаскаре сопровождалось появлением сольфеджио , поскольку миссионеры разрабатывали гимны на малагасийском языке для своей зарождающейся церкви. [37] Первая волна миссионеров была вынуждена покинуть Мадагаскар при Ранавалоне I в 1836 году, но разработанные ими гимны стали гимнами для первых малагасийских новообращенных, преследуемых традиционалистской политикой королевы. В 1871 году миссионер LMS (Дж. Ричардсон) улучшил ритм и гармонию этих оригинальных гимнов, на которые значительное влияние оказали европейские музыкальные стили, такие как кадрили и вальсы . Первоначально церковную музыку исполняли рабы, сидевшие группами по четыре-пять человек перед церковью. К 1870-м годам был принят более европейский стиль собрания, когда все члены церкви поднимались на ноги, чтобы петь вместе. [37]
См. также
[ редактировать ]- Энди Разаф (1895–1973), американский композитор, автор текстов и поэт малагасийского происхождения.
- Таралила — малагасийский стиль концертины.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Нидель, Ричард (2005). Мировая музыка: основы . Психология Пресс. ISBN 978-0-415-96801-0 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бленч, Роджер (1982). «Доказательства индонезийского происхождения некоторых элементов африканской культуры». Африканская музыка . 6 (2): 81–93. дои : 10.21504/amj.v6i2.1118 . JSTOR 30249759 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Андерсон, Ян (2000), «Музыка океана из Юго-Восточной Африки» , The Rough Guide to World Music, Vol. 1: Африка, Европа и Ближний Восток , Rough Guides, стр. 523–532, ISBN. 978-1-84353-551-5 , получено 17 ноября 2010 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мануэль, Питер (1990). Популярная музыка незападного мира: вводный обзор . Издательство Оксфордского университета, США. ISBN 978-0-19-506334-9 . Проверено 8 ноября 2010 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Эмофф, Рон (2002). Вспоминая прошлое: музыкальная практика и одержимость духом на восточном побережье Мадагаскара . Издательство Уэслианского университета. ISBN 978-0-8195-6500-6 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Национальная консерватория музыки и декламации (1922), «Мадагаскар», Энциклопедия музыки и словарь консерватории , К. Делагрейв, стр. 3214–3223
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Рандрианари, Виктор (2001). Мадагаскар: песни острова (на французском языке). Действует Юг. ISBN 978-2-7427-3556-3 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Ракотомалала, Мирей (1998), «Выступление на Мадагаскаре», Африка: Энциклопедия мировой музыки Garland , Garland Publishing, Inc, стр. 781–792
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Маклеод, Норма (1977), «Музыкальные инструменты и история на Мадагаскаре», «Очерки гуманиста» , Town House Press, стр. 189–215, LCCN 77360537 , в книге, но неточно) , получено 15 ноября 2010 г.
- ^ Адамс, Рашид Эпштейн (2018), «Создание национального инструмента: образы, символизм и социальная функция малагасийских валиха», Музыка в искусстве: Международный журнал музыкальной иконографии , 43 (1–2): 141–157
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Шоу, Гео (8 ноября 1879 г.). «Музыка среди малагасийцев» . Музыкальный стандарт . 17 (797): 297 . Проверено 15 ноября 2010 г.
- ^ Музей искусства и археологии Университета Антананариву. «Кабоса (лютня)» . Архивировано из оригинала 24 июня 2010 года . Проверено 26 ноября 2010 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Музей искусства и археологии Университета Антананариву. «Джеджи Воатаво (Цитра)» . Архивировано из оригинала 8 февраля 2010 года . Проверено 26 ноября 2010 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Андерсон, Ян (1998), «Гитара Гаси! Гитаристы Мадагаскара» , FolkRoots , получено 10 октября 2010 г.
- ^ Рубин, Дон (1997). Всемирная энциклопедия современного театра: Африка . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-0-415-05931-2 . Проверено 16 ноября 2010 г.
- ^ Ракотомаво, Жермен (2004). «Гитара с газовыми струнами или игра на гитаре в малагасийском стиле». Кабаро (на французском языке). II : 2-3.
- ^ Рубин, Дон (2008). Гитарный атлас: стили гитары со всего мира . Музыкальное издательство Альфреда. ISBN 978-0-7390-5563-2 .
- ^ Radio France International (декабрь 2001 г.). «Д'Гэри» . RFIMusique.com. Архивировано из оригинала 19 января 2012 года . Проверено 5 ноября 2011 г.
- ^ Дом мировых культур (16 мая 2003 г.). «Ракото Фра: В каждом ухе и руке» . Международная база данных художников. Архивировано из оригинала 23 марта 2012 года . Проверено 12 ноября 2010 г.
- ^ Музей искусства и археологии Университета Антананариву. «Анцива (морская раковина)» . Архивировано из оригинала 24 июня 2010 года . Проверено 26 ноября 2010 г.
- ^ Шмидхоффер, август (4–8 октября 2005 г.), «Некоторые замечания об австронезийском фоне малагасийской музыки» (PDF) , Международный форум этномузыкологии на Тайване 2005 г. , Тайбэй: Университет Сучжоу, Тайвань
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Радио Франс Интернэшнл (1 августа 2006 г.). «Режис Гизаво» . RFIMusic.com. Архивировано из оригинала 3 декабря 2012 года . Проверено 5 ноября 2011 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Ранайвосон, Доминик (2007). 100 слов, чтобы понять Мадагаскар (на французском языке). Мезоннёв и Лароз. ISBN 9782706819445 .
- ^ Музей искусства и археологии Университета Антананариву. «Ампонгабе (барабан)» . Архивировано из оригинала 10 марта 2011 года . Проверено 26 ноября 2010 г.
- ^ Музей искусства и археологии Университета Антананариву. «Цикадраха» . Архивировано из оригинала 24 июня 2010 года . Проверено 26 ноября 2010 г.
- ^ Музей искусства и археологии Университета Антананариву. «Атранатрана» . Архивировано из оригинала 24 июня 2010 года . Проверено 26 ноября 2010 г.
- ^ Доу, Кевин (2004). Островная музыка . Издательство Берг. ISBN 978-1-85973-703-3 .
- ^ Леймари, Филипп (март 1997 г.), «Болезненные воспоминания о восстании 1947 года: национализм или выживание?» , Le Monde дипломатический , дата обращения 9 октября 2010 г.
- ^ Эйр, Бэннинг. «Салеги» . Афропоп.com. Архивировано из оригинала 26 сентября 2011 года . Проверено 10 октября 2010 г.
- ^ Махетсака (21 февраля 2013 г.). «Новый подвиг для поп-рок-группы AmbondronA» (на французском языке). Миди Мадагасикара. Архивировано из оригинала 24 февраля 2013 года . Проверено 22 апреля 2013 г.
- ^ «Оладад» (на французском языке). Лемурекорды. 21 февраля 2013 года. Архивировано из оригинала 6 марта 2015 года . Проверено 22 мая 2013 г.
- ^ Рандриациресы, Право на жизнь. «Малагасийская кадриль, танец Радамы II в замке» (на малагасийском языке) . Проверено 14 ноября 2011 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мауро, Дидье (2001). Мадагаскар, народный театр хира-гасского искусства между традицией и бунтом (на французском языке). Картала. ISBN 978-2-84586-019-3 .
- ^ Эдквист, Ингела (1997). Спектакль «Традиция: этнография популярного театра Хира Гаси на Мадагаскаре» . Уппсальский университет. ISBN 978-91-554-4070-1 .
- ^ Рубин, Дон (1997). Всемирная энциклопедия современного театра: Африка . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-0-415-05931-2 .
- ^ Сибри, Джеймс (1896). Мадагаскар до завоевания . Т. Ф. Анвин . Проверено 26 ноября 2010 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ричардсон, Дж. (1876), «Малагасийская «Тонон-кира» и гимнология», Ежегодник Антананариву , издательство Лондонского миссионерского общества, стр. 23–35 , получено 10 ноября 2010 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Виртуальный визит: Музей искусства и археологии Университета Антананариву (Мадагаскар) . Галерея изображений и звуков малагасийских инструментов. Проверено 29 ноября 2010 г.
- Аудиоклипы: Традиционная малагасийская музыка, исполненная на Парижской выставке 1931 года . Национальная библиотека Франции. Проверено 29 ноября 2010 г.
- Аудиоклипы: Традиционная малагасийская музыка . Женевский этнографический музей. По состоянию на 29 ноября 2010 г. (на французском языке).
- Аудиоклип (60 минут): «Валиха и музыка Дома духов». BBC Radio 3. Проверено 29 ноября 2010 г.
- Аудиоклип (60 минут): «Хира Гаси и придворная музыка». BBC Radio 3. Проверено 29 ноября 2010 г.
- Аудиоклип (60 минут): «Джастин Вали». BBC Radio 3. Проверено 29 ноября 2010 г.
- Аудиоклипы: Современная малагасийская музыка . Национальный музей африканского искусства (Смитсоновский институт). Проверено 29 ноября 2010 г.
- База данных: Виртуальный архив малагасийской музыки. По состоянию на 29 ноября 2010 г.
- Потоковая передача MP3: бесплатный MP3 малагасийской музыки.
- Фандахарана Баобаб: радиошоу с малагасийской музыкой в RealAudio Stream