Музыка Эфиопии
Эфиопская музыка | |
---|---|
Культурное происхождение | Эфиопия |
Типовые инструменты | |
Поджанры | |
Зема (христианское богослужебное песнопение) Этио-джаз | |
Региональные сцены | |
Местные сцены | |
Другие темы | |
Музыка Эритреи |
Эфиопская музыка — это термин, который может означать любую музыку эфиопского происхождения, однако часто он применяется к жанру, отдельной ладовой системе , которая является пентатонической , с характерно длинными интервалами между некоторыми нотами.
В музыке Эфиопского нагорья используется фундаментальная ладовая система, называемая кэнет , из которой выделяются четыре основных лада: тезета , бати , амбассель и анчихой . [1] Три дополнительных лада представляют собой вариации вышеуказанного: тезета минор, бати мажор и бати минор. [2] [3] [4] Некоторые песни берут название своего кенета, например, «Тизита» , песня воспоминаний. [1] При игре на традиционных инструментах эти лады обычно не темперируются (то есть высота звука может немного отличаться от системы настройки с западным темперированием), но при игре на западных инструментах, таких как фортепиано и гитары, они играются с использованием темперированного в западном стиле строя. система тюнинга.
Музыка в горной местности Эфиопии обычно монофоническая или гетерофоническая . [1] В некоторых южных районах музыка полифонична . Полифоническое пение дорзе ( эдхо ) может включать до пяти частей; Маджангир , четыре части. [1]
Музыкальные инструменты
[ редактировать ]Хордофоны
[ редактировать ]
В высокогорье к традиционным струнным инструментам относятся масенко (также известный как масинко ), однострунная смычковая лютня ; крар ; (также известный как кирар шестиструнная лира ) , и бегена , большая десятиструнная лира. [5] Дита ( пятиструнная лира) [6] и музыкальные смычки (в том числе необычный трехструнный вариант) входят в число хордофонов, встречающихся на юге . [5]
Аэрофоны
[ редактировать ]Васинт , — это бамбуковая флейта распространенная в высокогорье. [5] К инструментам, похожим на трубу, относятся церемониальный малакат, используемый в некоторых регионах, и холдува ( рог животного ; сравните шофар ), встречающийся в основном на юге. [5] Флейты Эмбилты не имеют отверстий для пальцев и воспроизводят только два тона: основной и четвертый или пятый интервал . [5] Они могут быть металлическими (обычно встречаются на севере) или бамбуковыми (на юге). [5] Консо флейте и другие народы юга играют на фанте , или пан- . Имеет 6 отверстий.
Идиофоны
[ редактировать ]В Эфиопской Православной Церкви в литургической музыке используется сенасел ( систрум ). [5] Кроме того, духовенство будет использовать трость , называемую меквамией . [7] для поддержания ритма. [5] Исторически сельские церкви использовали даваль , чтобы призывать верующих к молитве. Их изготавливают из каменных плит или кусков дерева. [5] Бета -Исраэль использует небольшой гонг, называемый « качел», в качестве литургического сопровождения, хотя «качел» может также относиться к маленькому колокольчику . [5] Тум , , ламеллофон используется у нуэров , ануаков , маджангиров сурма , и других нилотских групп. [5] Металлические погремушки для ног распространены по всему югу. [5]
Мембранофоны
[ редактировать ]Кеберо используемый — большой ручной барабан, в православной литургии. [5] Барабаны кеберо меньшего размера можно использовать на светских торжествах. [5] Нагарит , в который играют изогнутой палкой, обычно используется в светском контексте, например, при королевских функциях или объявлении прокламаций, хотя среди Бета Израиля он выполняет литургическую функцию. [5] Гураге и некоторые другие народы , живущие в низинах, обычно играют на атамо — небольшом ручном барабане, иногда сделанном из глины. [5] В регионе Гамбела ануаки (большой барабан), с разными ритмическими рисунками , используют три разных типа барабанов: анедо (маленький барабан), одола (средний барабан) и бул присущими определенным жанрам песен. [8] Существует особый вид барабана, называемый том-том, который используется в юго-западной части страны, в регионе Гамбелла. В целом бой в барабаны очень характерен для быстрых песен, исполняемых на юге страны, где Кенбата, Хадия , Гедео , Сидама и другие исполняют свои красочные традиционные танцы живота, напоминающие ближневосточные или Арабские танцоры. [9]
Традиционная музыка и характеристики
[ редактировать ]Эфиопия имеет долгую и порой мучительную историю. Он имеет столь же долгую и увлекательную историю искусства и культуры. Эфиопия, ее народная музыка и культура прошли долгий путь в истории цивилизации . Музыка Эфиопии является отражением всех исторических и социальных эпизодов, таких как военные кампании, которые приходилось начинать различным военачальникам или вождям. Музыка посвящена войне, а также патриотизму, песням победы и песням, призывающим поддержать определенный крестовый поход. [10] Музыка тоже о любви, с прекрасными мелодиями и поэтическими текстами. Духовность эфиопов выражается в форме музыки. Все эти типы мелодий и мелодий готовятся и исполняются с использованием различных традиционных инструментов. [11]
Музыка в стране восходит к Эфиопскому нагорью, где зародились сильные устно-литературные обычаи. В этом районе традиционную музыку играют в основном странствующие музыканты, называемые азмарисами, к которым в обществе относятся с уважением. По мере того как эта форма музыки медленно распространялась по стране, она присваивала аспекты регионов, в которые проникла, в зависимости от местных обычаев, культуры и религии. На музыку и культуру Эфиопии, среди других факторов, повлияли христианство, ислам и иудаизм. В Эфиопии проживает множество этнических групп, более 75 этнических групп, каждая из которых имеет разнообразную традиционную музыку и звуки.
Характеристики традиционной музыки
[ редактировать ]Музыка высокогорной Эфиопии имеет ладовую систему, называемую Кенет, которая состоит из четырех основных ладов; тезета, бати, амбасель и анчихой. Он также состоит из трех дополнительных режимов; тезета минор, бати мажор и бати минор. [12] • Пентатонические гаммы: Эфиопская музыка имеет пентатоническую ладовую систему с длинными интервалами между нотами, что придает музыке особый характер. [13]
Сложные ритмы. Эфиопская музыка известна своими сложными ритмическими узорами, как и многие другие африканские музыкальные произведения, часто с нерегулярными размерами и синкопами.
Вокальные стили. Традиционное эфиопское пение включает в себя множество вокальных техник, таких как мелизматика, орнаментация, вокальные слайды и структуры вызова и ответа. Что касается инструментов, то эфиопская музыка включает в себя самые разнообразные инструменты. К этим инструментам относятся масинко, крар, васинт, бегена, кеберо и том-том.
Региональные различия: в разных регионах Эфиопии существуют свои особые музыкальные стили, поскольку в ней проживает более 75 этнических групп, каждая из которых имеет разнообразную традиционную музыку и звуки.
Культурное значение: Музыка имеет глубокое культурное и социальное значение в Эфиопии, часто сопровождая религиозные церемонии, культурные фестивали и общественные собрания. Стимулирование и выражение эмоций у исполнителей и передача их слушателям. Это ключевая черта традиционной эфиопской музыки. Эмоцией может быть религиозная экзальтация, как в песне творения и священной песне; горе, как в плаче; тоска или страсть, как в песне о любви. [14]
Традиционные танцы
[ редактировать ]Различные племена и этнические группы Эфиопии имеют свою особую музыку, культуру и традиции. По мнению некоторых аналитиков, эфиопские танцы делятся не по функциям, а по уникальности и индивидуальности. Таким образом, в Эфиопии существует более 150 уникальных танцевальных движений. Регион Оромия является самым большим, и их танцевальные стили различаются в зависимости от места. Некоторые из известных танцев — « Шева Оромо » и « Харар Оромо». В частности, танец Шева Оромо имеет уникальные костюмы и шаги. Женщины носят кожаные дикие костюмы-двойки, украшенные ракушками. Мужчины носят на голове меховую шкуру, похожую на львиную гриву, и используют для танцев палки. Что самое удивительное, так это очень быстрые и резкие движения шеи у женщин. Например, у тиграянцев на севере есть плавный круговой танец, характеризующийся движениями плеч и шеи. в У амхарцев центре страны есть танцевальный стиль, в котором преобладают движения верхней части тела и шеи. Оромо в центре и на юге отличаются прыжковым стилем и насыщенными танцами. Гураги – это акробатический танец, требующий высокого уровня координации рук, ног и тела. Велаита Сидама , Кенбата, , Дауро и другие народы Южного региона имеют очень привлекательные танцы живота, которые пользуются огромной популярностью по всей стране. Удары довольно ритмичные и быстрые. Эскиста — традиционный эфиопский культурный танец этнической группы амхара , исполняемый мужчинами, женщинами и детьми. Он известен своим уникальным акцентом на интенсивные движения плеч, которые он разделяет с танцем шим-шим народа тигринья в соседней Эритрее . Танец характеризуется покачиванием и подпрыгиванием плеч, покачиванием груди и движением шеи в различных направлениях. Мотивы и характеристики танца часто различаются в зависимости от исполнителей и контекста, например, военные песни, охотничьи песни, пастушеские песни, песни о любви, трудовые песни. Лучший танцор обычно назначается лидером группы и/или лучшим певцом. Танец эскиста ставит танцора в роль рассказчика, который затем своим телом выражает культурные традиции и жизнь общества. Танец, а также музыка и пение служат символическим посланием эфиопскому обществу в целом. [15]
Религиозная и светская музыка
[ редактировать ]Религиозная музыка очень важна и играет значительную роль для православного общества Эфиопии . Термин мезмур инстинктивно обозначает эфиопскую православную музыку тевахедо. Есть также широкий спектр исламской музыки . Протестантская музыка также играет доминирующую роль с момента бума ее распространения на компакт-дисках в 2000-х годах, а в последнее время она переходит от цифровых загрузок.
Некоторая эфиопская религиозная музыка имеет древний христианский элемент, восходящий к Яреду , который жил во время правления императора Гебре Мескеля (сына Калеба из Аксумской империи ) в VI веке. Яред считался отцом эфиопско-эритрейской традиционной музыки, а также сочинял песнопения или зема и использовал их в литургической музыке . Зема разделена на три режима пения: Геэз, Эзель и Арарай. [16] Манзума возникла примерно в 1907 году. Поется на амхарском языке и языке оромо, особенно в Дыре Дава , Хараре и Джимме , где проживают эфиопские мусульмане. [17] В Эфиопском нагорье традиционную светскую музыку играют в основном странствующие музыканты, называемые азмарисами , которые пользуются уважением в эфиопском обществе. [ нужна ссылка ]
Популярная музыка
[ редактировать ]Эфиопия – музыкально традиционная страна. Популярную музыку играют, записывают и слушают, но большинство музыкантов также поют традиционные песни, и большинство зрителей предпочитают слушать как популярные, так и традиционные стили. Давней популярной музыкальной традицией в Эфиопии была традиция духовых оркестров , импортированных из Иерусалима в виде сорока армянских сирот ( Арба Лиджох ) во время правления Хайле Селассие . Этот оркестр, прибывший в Аддис-Абебу 6 сентября 1924 года, стал первым официальным оркестром Эфиопии. К концу Второй мировой войны певцам аккомпанировали большие оркестры; наиболее известными оркестрами были Армейский оркестр , Полицейский оркестр и Имперский оркестр телохранителей .
в Эфиопии, в том числе , Алемайеху Эшете , Хирут Бекеле Али Бирра , Аялью Месфин Кирос Алемайеху , Мулукен Мелессе и Гессессе популярные музыканты Махмуд Ахмед , Это Тилахун самые , Ворку и Мэри Армед. Однако, пожалуй, самым влиятельным музыкантом того периода был эфио-джаза новатор Мулату Астатке . Amha Records , Kaifa Records и Philips-Ethiopia в то время были известными эфиопскими звукозаписывающими лейблами. серия Buddha Music С 1997 года эфиопская собрала многие из этих синглов и альбомов на компакт-дисках.
В 1980-е годы Дерг контролировал Эфиопию, и эмиграция стала практически невозможной. Среди музыкантов этого периода были Ethio Stars , Walias Band и Roha Band певец Neway Debebe , хотя наибольшей популярностью пользовался . Он помог популяризировать использование семинна-верк (воска и золота, поэтической формы двусмысленности) в музыке (ранее использовавшейся только в кинэ , или поэзии), что часто позволяло певцам критиковать правительство, не расстраивая цензоров.
Современная сцена
[ редактировать ]
Самыми выдающимися певцами, получившими международное признание, являются Астер Авеке , Алемайеху Эшете , Джиджи , Тедди Афро , Тилахун Гессесс и Махмуд Ахмед. Тилахун Гессесс был популярен в 20 веке и получил прозвище «Голос» из-за его продолжительного тенорового вокала. В 2001 году Тедди Афро дебютировал со своим альбомом Abugida и быстро стал известным певцом своего поколения по прозвищу «Блатено» (англ. The Boy). Некоторые комментаторы также сравнивают Тедди Афро с Тилахуном Гессессе по музыкальному стилю и патриотическим настроениям. Благодаря своим выступлениям с выдающимися западными джазовыми музыкантами, такими как Билл Ласвелл (который также является ее мужем) и Херби Хэнкок , Джиджи привлекла внимание общественности к эфиопской музыке, особенно в Соединенных Штатах, где она сейчас живет. Благодаря своему альбому Hagere и "Abebayehosh" 1999 года Астер Авеке стала известна своим голосом, который привлек более широкую аудиторию.
Еще один заслуживающий внимания певец - Ньюай Дебебе , который был очень популярен среди молодежи 1980-х и начала 1990-х годов благодаря таким песням, как «Yetekemt Abeba», «Metekatun Ateye», «Safsaf» и «Gedam» и другим. Абатте Барихун проиллюстрировал всех четырех основных кенетов в своем альбоме 2005 года Ras Deshen . [3]
Éthiopiques Продюсер Фрэнсис Фальчето критикует современную эфиопскую музыку за отказ от традиционных инструментов и ансамблевой игры в пользу единоличных оркестров, использующих синтезаторы . [18] Профессор Гарвардского университета Кей Кауфман Шелемей, с другой стороны, утверждает, что на современной музыкальной сцене присутствует подлинная креативность. [19] Далее она отмечает, что не только эфиопская музыка перешла на музыку, создаваемую в электронном виде, и это признает Фальчето. [18] [19]

На Западе в последние годы также было создано несколько групп, исполняющих музыку, вдохновленную сериалом Éthiopiques и другими образцами эфиопской музыки 60-х и 70-х годов. В их число входят бостонский « Ибо/Оркестр» , [20] Императорский тигровый оркестр (Швейцария), [21] и «Тигр платанов» (Франция). [22]
новые жанры музыки, популярные в западных странах, такие как EDM, рок и хип-хоп В последние годы появились . Такие музыкальные коллективы, как Jano Band, играют новый стиль музыки, прогрессивный рок , с примесью эфиопской музыки. [23] Хип-хоп начал влиять на эфиопскую музыку в начале-середине 2000-х годов и достиг кульминации с созданием эфиопского хип-хопа, рифмованного на родном амхарском языке. Самыми ранними и влиятельными рэперами хип-хопа были Тедди Йо и Лидж Майкл , причем последний имел больший коммерческий успех. [24] Успех Jano Band и Lij Michael привел к их включению в издание Coke Studio Africa 2017 года. [23] Электронная танцевальная музыка в Эфиопии не была полностью развита до середины 2010 года, хотя некоторое использование электронной музыки с элементом хип-хопа началось в 2000-х годах. В 2018 году диджей и записывающийся исполнитель по имени Рофнан представил стране свою собственную версию электронной танцевальной музыки , выиграв награду «Альбом года» и еще больше изменив мейнстримовую музыкальную сцену. [25]
Лейблы звукозаписи
[ редактировать ]С 2016 года наиболее используемым лейблом является Hope Music Entertainment, а Minew Shewa Entertainment и Admas Music используются в качестве второстепенных лейблов. в стране Hope Music Entertainment, Minew Shewa Entertainment и Dire Tube в последние годы стали потоковыми онлайн-медиа . [26] Dire Tube обычно восстанавливает старые записи и музыкальные клипы. Самый заметный лейбл 2000-х годов — Nahom Records, который действует до сих пор.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Шелемай, Кей Кауфман (2001). "Эфиопия". В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove . Том. viii (2-е изд.). Лондон: Макмиллан . п. 356.
- ^ Франгу, Крис. «Общие эфиопские пентатоники или Кенет (Кенет Войеса) »
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Abatte Barihun , аннотации к альбому Ras Deshen The Best of
- ^ Абате, Эзра. «Эфиопский кинит (весы): Анализ формирования и структуры эфиопской масштабной системы» (PDF) . Материалы 16-й Международной конференции эфиопских исследований . Архивировано из оригинала (PDF) 20 сентября 2018 г. Проверено 10 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Шелемай, стр. 355–356.
- ^ Эфиопские традиционные музыкальные инструменты (на сайте Mekatecha - Tigrina Language News and Culture)
- ^ «Объяснение игры на маквамие , сенаселе и кеберо » – через YouTube.
- ^ «Музыкальные инструменты» . Песни из Эфиопии и Южного Судана . 10 января 2019 г. Проверено 10 января 2019 г.
- ^ «Песни из Эфиопии и Южного Судана». sbmusicology.com.
- ^ Могес, Г. (2008). Музыкальное образование в Эфиопии: историческая перспектива. Журнал исторических исследований в области музыкального образования, 30 (1), 27–45.
- ^ Кебеде, А. (26 СЕНТЯБРЯ 2012 г.). Музыка Эфиопии: Страна воска и золота. ОТ ВСЕМИРНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ СЕТИ
- ^ Алему, Ашенати кебеде. (2019). весы Эфиопии; Анализ формирования и структуры эфиопской шкаловой системы.
- ^ Кебеде, А. (26 СЕНТЯБРЯ 2012 г.). Музыка Эфиопии: Страна воска и золота. ОТ ВСЕМИРНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ СЕТИ
- ^ Мерриам, AP (1964). Антропология музыки. Издательство Северо-Западного университета.
- ^ Танцевальная группа Mocha Эфиопия (английский сайт)Труппа эфиопского культурного народного танца в Японии
- ^ «Святой Яред (505-571)*» . 05 апреля 2011 г. Проверено 5 февраля 2022 г.
- ^ Мировая музыка в фокусе – Эфиопия , nd
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эйр, Бэннинг (18 декабря 2005 г.). «Фрэнсис Фальчето - Эфиопия: диаспора и возвращение (интервью)» . Афропоп по всему миру . Мировая музыкальная продукция. Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 10 марта 2007 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эйр, Бэннинг (15 сентября 2006 г.). «Кей Кауфман Шелемай — Эфиопия: диаспора и возвращение (интервью)» . Афропоп по всему миру . Мировая музыкальная продукция. Архивировано из оригинала 25 октября 2007 года . Проверено 10 марта 2007 г.
- ^ Роджер Левеск (13 ноября 2012 г.). «Или / Оркестр приносит африканское звучание в Эдмонтон». Эдмонтонский журнал .
- ^ Денселоу, Робин (12 января 2012 г.). «Императорский тигровый оркестр – обзор» . Хранитель . Проверено 2 марта 2013 г.
- ^ Квей Доминик (19 декабря 2007 г.). «Тигр платанов царапает когти у Африколора». Освобождение .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Jano Band переносит этио-рок в Coke Studio Africa» . 20 июля 2017 г.
- ^ Ньянга, Кэролайн. «Группа Ямото из Танзании в Кении для сотрудничества с Лиджем Майклом из Эфиопии» . Стандартные цифровые новости . Проверено 26 августа 2017 г.
- ^ Абебе, Хивот (27 октября 2018 г.). «Рофнан сияет на вечере Leza Awards Night » www.thereporterethiopia.com .
- ^ «Надежда Энтертейнмент – Этиоспорт» . Проверено 9 октября 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Тамрат Таддессе, «Краткая заметка об эфиопской церковной музыке» , Анналы Эфиопии , 13 (1985), стр. 107-1. 137–143