Пинпит

Пинпит pĭnpéaty ( кхмерский : ពិណពាទ្យ , ) — [pɨnpiət] крупнейший кхмерский традиционный музыкальный ансамбль . исполнял церемониальную музыку королевских дворов и храмов Камбоджи Он с древних времен . Оркестр ( состоит примерно из девяти или десяти инструментов, в основном духовых и ударных включая несколько разновидностей ксилофона и барабанов ). Он сопровождает придворные танцы , представления в масках , игры теней и религиозные церемонии. [1] Этот ансамбль зародился в Камбодже еще до ангкорской эпохи. [2]
Пинпхат аналогичен пинфату, перенятому при кхмерском дворе. лаосским народом [3] и ансамбль пипхат Таиланда. [4]
Этимология
[ редактировать ]Согласно кхмерскому словарю Чуон Натха , «Пинпит» состоит из санскритских терминов вина/булавка ( វិណ ), относящихся к булавке (арфе), которая раньше использовалась в качестве основного инструмента в этом ансамбле, и вадья/падья/ торф ( វាទ្យ ), относящийся к ансамблю инструментов. [5]
По словам Сонанкавея, профессора кафедры музыки Королевского университета изящных искусств Камбоджи, слово «пинпит» происходит от комбинации двух музыкальных инструментов, включая булавку (арфу) и вадью / торф , что относится к жанру конга , называемому конгпит. . [6] [7]
Лаосский вариант кхмерского пинфона называется пинпхат . [3] Термин пипхат также использовался камбоджийцами, знакомыми с тайским языком; это можно объяснить бывшей аннексией северных провинций Камбоджи, [5] однако на самом деле пинпит произошел из Камбоджи. [1]
История
[ редактировать ]История пинпита восходит к зарождению кхмерской музыки. Оркестр и его ведущий инструмент той эпохи, булавка (арфа) , были завезены в ранние кхмерские королевства из Индии , где булавка изображалась еще в период Гуптов (3 век нашей эры – 543 год нашей эры). [8] Пример той эпохи можно увидеть на рельефе на месте Павайя в современном Мадья-Прадеше, Индия. [8] Булавка, возможно, была завезена в Камбоджу в ее первом королевстве Фунан; однако от этого периода осталось мало построек и свидетельств.
Самое раннее сохранившееся изображение булавки в Камбодже датируется VII веком в храме Самбор-Прей-Кук , части другого кхмерского королевства, известного в китайских записях как Ченла , преемника Фунана. Этот инструмент появился в индуистском религиозном искусстве в храмах VII-XIII веков нашей эры. [9] [6] Этот инструмент часто видели изображенным на стенах Самбор-Прей-Кук, Бантей-Чхмар , Байон и других кхмерских храмов. [6] [9] В эпоху Ангкора (9-15 вв. н. э.) на ней играли в королевском кхмерском ансамбле, и она исчезла в конце 12 века. [9] Хотя булавка исчезла из пинторфяного ансамбля примерно на 800 лет, кхмеры до сих пор называли этот вид ансамбля так, как он назывался с древних времен. [6] [10] В 2013 году значок был возрожден Патриком Керсале, французским этномузыковедом, и Сонанкавеем, камбоджийским музыкальным мастером и профессором. [11] [12] Современные музыканты начали экспериментировать, снова включив булавку в торф, занимавший ее место при ангкорском дворе 800 лет назад.
В 2014 году в Ангкоре было обнаружено более 200 картин. Ансамбль пинторфа был изображен в двух скрытых изображениях, обнаруженных на стене великолепного храма. Одно из двух изображений, на которых изображен ансамбль из пинторфа, можно ясно увидеть с помощью компьютерного улучшения, и оно идентично сегодняшнему оркестру из пинторфа, включая отсутствующую булавку. [13] Пипат также считался королевским ансамблем и сопровождал традиционные кхмерские и королевские праздники в постангкорский период до сегодняшнего дня.
Пинторф, по своей форме зародившийся в Индии, состоял из четырех музыкальных инструментов: булавки (арфы), флейты ( Хлоя ), барабана ( самфоры ) и чхинга (маленьких тарелок), основанных на индийском эпосе. В повествовании говорится: «Однажды Шива , [который] пребывает в собрании богов на вершине Кайласы , намеревался исполнить танец. Поэтому он приказал Уме сидеть на золотом троне, Сарасвати — играть в булавку (вину), Индре — играть на флейте, Брахма - играть на чхинге (цимбалах), Лакшми - петь, и чтобы другие дэвы и асуры наблюдали за выступлением...» музыкальный ансамбль. [14] [15] [10]
Сегодня пинпит включает в себя колокольчики конг -гонг, такие как конг фон Том , в качестве ведущих инструментов. Это восходит к ангкорскому периоду, когда существовала группа музыкантов, называемая конгпит/конгпит . Организованная музыка в этот период была сосредоточена вокруг религиозных и королевских организаций. С одной стороны, две группы музыкантов служили кхмерским браминам и буддистам, а с другой стороны, булавка отражала власть ангкорского монарха. [2]
Вероятно, булавка дебютировала в Юго-Восточной Азии во времена первого кхмерского королевства Фунан (1-6 века нашей эры). Во время существования этого королевства индийские религии, культура и традиции были представлены в Юго-Восточной Азии, начиная с I века нашей эры. В период Фунан существовала группа музыкантов, называемая пинпанг , и булавка использовалась в качестве инструмента в группе. . Во время правления Фунанского короля Фан Чана (или Фан Сийона), 225-250 гг. н. э., страна «вступила в отношения» с династией Мурунда, правившей Калингой в Индии. [16] [17]
Король Фан Чан также известен сегодня тем, что установил отношения с правителем Южного Китая в период Троецарствия , отправив в качестве подарка некоторых музыкантов и продукты страны в «Королевство Кра Во под властью короля Сунь Чорна» ( иногда называемый «китайским императором») в Южном Китае в 243 году нашей эры. [16] [18] [19] [20] В другой записи упоминаются кхмерские музыканты из Фунана , посетившие Китай в 236 году нашей эры. институт фунанской музыки Китайский император был настолько впечатлен, что даже распорядился открыть близ Накинга . [21] [20] Другой китайский источник также упомянул знаменитую музыку Фунана (Камбоджа), ставшую популярной. [22] и в нее играли при дворах династий Суй и Тан . [23] Эта «музыка Фунан» представляла собой ритуальную музыкально-танцевальную форму с буддийским колоритом из доангкорского королевства Фунан (кхмер, Нокор Пном). [22]
Инструменты, используемые в ансамблях Пинпита
[ редактировать ]В этом списке представлены инструменты, которые использовались или использовались в различных ансамблях Пинпита.
- Ронеат - ксилофоны
- ронеат ек - ведущий высокий бамбуковый ксилофон.
- roneat thung - ксилофон, более низкий тон, чем roneat ek.
- Roneat - металлофоны
- Барабаны
- скор том - два больших барабана (похожих на барабаны тайко ), на которых играют барабанными палочками.
- самфора — двуглавый барабан, на котором играют руками.
- Сралай – четверная трость
- сралай том — большая флейта с четырьмя тростями.
- сралай точ — небольшая флейта с четырьмя язычками.
- Хлой - разновидность бамбуковой флейты (в прошлом использовалась вместо сралая)
- Чхинг (чхап) - цимбалы на пальцах.
- Крап - деревянные хлопушки (в настоящее время используются редко).
Тип пинторфового ансамбля
[ редактировать ]Ансамбль пипета делится на разные типы в зависимости от инструментов, сопровождающих его ансамбль.
Pinpeat Vong Touch (Малый ансамбль Pinpeat)
[ редактировать ]Этот небольшой ансамбль Пинпита считался первым оркестром Пинпита, в котором играли с момента его создания до сегодняшнего дня, и состоял из нескольких музыкальных инструментов. [10] такой как:
- Пин (устар.)
- Ронат также (1)
- Конг Тум (1)
- Оценка большого пальца (2)
- Самфора (1)
- Сралай (1)
Пинпит Вонг Тум (Большой ансамбль Пинпита)
[ редактировать ]С момента своего появления в Индии первоначальный ансамбль Пинпит развивался по мере добавления или замены новых музыкальных инструментов другими местными инструментами. В III веке кхмерские мастера и музыканты добавили в ансамбль больше инструментов. Там мы можем увидеть появление различных ударных инструментов в первоначальном ансамбле Пинпита, таких как ронеат тхунг , ронеат дек , конг вонг тач , сралай тач и т.д. [10]
Включение этих местных инструментов в первоначальный ансамбль Пинпит (малый ансамбль пинпитов) делает музыку, создаваемую ансамблем, более безупречной, нежной и мелодичной, чем это было раньше. Этот ансамбль называется Pinpeat Vong Thum (Большой ансамбль Pinpeat) и включает в себя больше инструментов: [10]
- Пин (устар.)
- Ронат также (1)
- Ронеат тунг (1)
- Ронеат декс (1)
- Конг Тум (1)
- Конг-вонг прикосновение (1)
- Сралай (1)
- Оценка большого пальца (2)
- Самфора (1)
- Чинг (1 пара)
Список песен Пинпита
[ редактировать ]Сегодня на основе документа, найденного на улице Пномпеня в 1979 году после краха красных кхмеров, исследуется более 250 песен Пинпита. В этих песнях рассказывались различные истории, например, описывающие любовь, природу, повседневную жизнь кхмеров и их соседей и многое другое. Хотя в кхмерских традиционных танцах и театрах для сопровождения используется определенная музыка.
Музыка из пинпита, использованная в драме «Хол в масках» и «Сбек Том» (Кхмерский театр теней)
[ редактировать ]Сатукар - это основная камбоджийская музыка пинпеат, которую играют на открытии традиционных кхмерских праздников и ритуалов. Сатукар аккомпанирует в королевских балетах Камбоджи , драме в масках , театре теней и во многих других традиционных танцах и ритуалах. Приведенный ниже список музыки воспроизводится в соответствии с различными эпизодами драмы в масках и театра теней. [24]
- Сатукар : сопровождал вступительных ритуалах драмы и воздавал должное прародителю- гуру .
- Бот Рор: играл в эпизодах с магией и выражением силы.
- Бот Черт: играется за эпизод путешествия и войны.
- Бот С'мер: играет во время эпизода выражения уважения и отдыха.
- Bot Trak: создание магии, изменение внешнего вида или стрельба из стрелы.
- Бот Домнер Кнунг: играет во время эпизода марша гигантских войск.
- Бот Домнер Крав: играл в эпизоде марша людей и обезьян.
- Бакторм: эпизод марша марширующих войск обезьян
- Бон Леа: используется в финальном эпизоде или эпизоде ухода (до свидания).
- Бот От Тох: играет во время эпизода трудностей и плача (для человека, великана и обезьяны).
- Bot Ot Thum: играется во время трудностей, расставания, плача (для персонажей-людей и обезьян)
- Бот Тайой: играется во время сентиментального беспокойства (для человеческих персонажей).
- Бот Черт Чёрнг: играется во время стрельбы из лука или подрыва ритуального эпизода.
- Бот Неанг Лот: играет за комика или за путешествие местных жителей.
- Бот Черт Чхаб : играл в эпизоде борьбы с обезьянами.
- Бот Хлом: играет во время шествия деватов , Индры эпизод
- Бот Пон Нхеа: сопровождал во время возвращения Преа Реама / . эпизода «Войска Рамы»
Пинпит Сонг, повествующий о повседневной деятельности кхмеров
[ редактировать ]- Кхмерский Преа Бантум
- Кхмерский Тумнерб (современный кхмерский)
- Кхмер Хрот Сров (кхмеры собирают рис)
- Кхмерский дамбаан (кхмерское переплетение (текстиль)
- Кхмер Бомпе Кон (Кхмер убаюкивает ребенка)
- Кхмер Йол Тонг (Кхмер качает качели)
- Камронг Фуонг Кхмер (кхмерская цветочная коса)
- Кхмерская слива Слоук (кхмер сдувает лист)
- Домнер Кхмер (кхмерская ходьба)
- Кхмерский Пурсат
- Кхмерский Круосар (Семья кхмеров)
Песни Пинпита, связанные с соседями-кхмерами; Чен ( китайский ), Чвеа ( яванский ), Леав ( лаосский ), Мон , Пумеа ( бамарский ), Куй .
[ редактировать ]- Чен Лук Тнам (Чен Сэ)
- Чен Бонг (Chen Chombong)
- Чен Час
- Chen Chong Srok
- Чен Тверь Чнанг
- Чен Берк Вианнон
- Чен Джо Тук
- Чен Трор Кео
- Чен Чхор Мук Туок
- Чэнь Бан Тан Юй
- Чен Бес Слоек Чхер
- Домнер Чен
- Chvea Srok Mon Pi Nakk
- Чвеа Срок Мон Бей Накк
- Chvea Srok Mon Bei Joan
- Чвеа Тромиак Домрей
- Чвеа Пхо Кда
- Чвеа Роум Флет
- Чвеа П'нек Кла
- Чвеа Ленг Ронг
- Чвеа Срав Ютька
- Чвеа Те Тес
- Чвеа Дер Фум
- Чвеа Рич Борей
- Чвеа Ноп Борей
- Chvea Srok Chav Sen
- Чвеа К'сик К'соул
- Rabam Chvea
- Живу в Чвеа
- Мон Джос Туок
- Мон Йол Дав
- Роум Пн
- Пленг Мон
- Мой Самай
- Лев Пик Краоп
- Лев П'сонг Тьен
- Томнун Лив
- Самдек Лив
- Лив Руом Чет
- Срей Леав Лаор
- Чит Лив
- Летняя работа, Чет отпуск
- Кон Чиет Лив
- Тихин Чиет Лив
- Нисайский лист
- Робам Лив
- Лив Антронг Стон
- Лив Ленг Чранг
- Лев Тиак Ролок
- Оставьте цену
- Лив Сорсер Преа Чан
- Пхумеа Хор
- Куй Конг Ленг
Пинпит Песни, которые описывают других
[ редактировать ]- Роум Флет
- Домнер Йет
- Домнер Рохас
- Бес Бинд
- Смародей Тон
- Pekhachon
- Теп Пра Рорп
- Теп Рам Чоул
- Тевада П'тум
- Тевада Нимитр
- Srei Snom Bomrer
- Соенг Тум Джорджоан
- Сортер Пкей
- Пкей Меас
- Раксмей Пкай
- Ладно, другое
- Раксмей Чук Чей
- Нгиев Ф'лаенг
- Понлеу Невезучий
- Многие другие.
Значение
[ редактировать ]Все виды ансамблей Пинпеат играют важную роль в камбоджийском обществе и повседневной жизни с момента их возникновения.
Небольшой ансамбль Пинпит сопровождают на различных камбоджийских национальных фестивалях, буддийских праздниках, традиционных танцах, традиционных драмах, похоронах и других ритуалах. [10]
При этом большой ансамбль Пинпит играет большую роль и значение, чем предыдущий. Эти роли включают в себя:
- Сопровождали в поздравлении маршем войска, вернувшиеся в город с разгромленными врагами.
- Сопровождал на королевских праздниках, таких как Королевские гонки на лодках и Королевская пахота .
- Сопровождал на буддийских праздниках и ритуалах, таких как Пчхум Бен , Катин , Бон Пкар, Бончос Сейма и похоронах.
- Сопровождается традиционными танцами Робам Джампор (танец благословения), Робам Теп Монорум , Робам Апсара , Робам Сован Мачча , а также традиционными драмами и шоу, такими как Хол , Сбек Тум и Сбек Тач (спектакли теней), Кукольное шоу, Реамкер Драма. Иногда этот ансамбль может исполняться и в других местных ритуалах.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Звуки Ангкора» . smileofangkor.info . Проверено 8 августа 2019 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «История кхмерской классической музыки «Pin Peat», которую кхмеры ошибочно считают принадлежащей Таиланду» . Покиньте проселочную дорогу (на кхмерском языке) . Проверено 8 августа 2019 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Музыканты | Пралак Пралам» . phralakphralam.com . Проверено 8 августа 2019 г.
- ^ Сэм-Анг Сэм «Камбоджа» в Словаре музыки и музыкантов New Grove , 2-е изд., 2001. стр. 861-863
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кхмерский словарь Чуон Натх. 1966, Буддийский институт, Пномпень.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д РАЗРАБОТЧИК, CAMWP (20 марта 2016 г.). «История кхмерской арфы» . ВМК . Проверено 8 августа 2019 г.
- ^ Королевский балет, июль 2008 г. (PDF) . Камбоджа: Министерство культуры и изящных искусств Камбоджи. При поддержке Целевого фонда ЮНЕСКО/Японии. 2008. с. 53.
Кхмеры называют эту музыку «Pin Peat», потому что этот оркестр сочетает в себе инструменты Pin и Peat (Koang Peat).
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Керсале, Патрик. «Доангкорская арфа» . сайт soundofangkor.org . Проверено 21 августа 2019 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Пауэлл, Александра (июль 2013 г.). «Монумент независимости, Пномпень, Камбоджа». Позвоночник . 38 (15): i. дои : 10.1097/brs.0b013e31829ddec6 . ISSN 0362-2436 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Конг, Канника. «Торф Фленг Пин - Фленг Сиам? | Библиотека Камбоджи» . Проверено 9 августа 2019 г.
- ^ «Камбоджа работает над возрождением древней арфы, сорванной со стены храма» . Международное общественное радио . Проверено 8 августа 2019 г.
- ^ «Ангкорская арфа возрождается | Phnom Penh Post» . www.phnompenhpost.com . Проверено 8 августа 2019 г.
- ^ Масис, Джули. «Популярная археология – скрытое искусство Ангкор-Вата» . Популярная археология . Проверено 8 августа 2019 г.
- ^ Керсале, Патрик. «ДРЕВНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ЧЕРЕЗ ТАНЦЫ ШИВЫ» . сайт soundofangkor.org . Проверено 21 августа 2019 г.
[В разделе «Инструменты для танцев Шивы из кхмерской легенды» музыковед Патрик Керсале сообщил, что версия этой легенды была собрана в Камбодже в 1960-х годах Жаком Брюне.]
- ^ «Фэн Висотхарамуни: История булавочной торфяной группы» . Пэн Висотхарамуни . 24 августа 2014 г. Проверено 9 августа 2019 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Коэдес, Джордж (1968). Велла, Уолтер Ф. (ред.). Азии Индианизированные государства Юго-Восточной . Гонолулу: Издательство Гавайского университета. стр. 40–42. ISBN 0-8248-0368-Х .
между 225 и 250 годами... первыми вступили в официальные и прямые отношения с принцами Индии... согласно « Истории Трех Королевств» , который в 243 году «отправил посольство [в Китай], чтобы предложить в подарок музыкантов и продукты в страну'
- ^ Калия, Рави (1994). Бхубанешвар: от храмового города к столице . Карбондейл и Эдвардсвилл, Иллинойс: Издательство Университета Южного Иллинойса. п. 17. ISBN 9780809318766 .
Буддизм вновь заявил о себе в Калинге при династии Мурунда в третьем веке нашей эры.
- ^ Королевский балет, июль 2008 г. (PDF) . Камбоджа: Министерство культуры и изящных искусств Камбоджи. При поддержке Целевого фонда ЮНЕСКО/Японии. 2008. с. v53.
(240–243 гг. н.э.) у короля Фан Сиона был кхмерский танец и оркестр. Он отправил свою исполнительскую команду в Королевство Кра Во под властью короля Сунь Чорна в Южном Китае. Оркестром был Pin Peat...
- ^ Сагар, Кришна Чандра (2002). Эра мира . Северный книжный центр. п. 60. ИСБН 9788172111212 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Рассвет древних кхмерско-китайских отношений» . Пост Мира в Азии . Проверено 8 августа 2019 г.
- ^ DRSardesai, Юго-Восточная Азия: прошлое и настоящее , 3-е изд. 1994, Вествью Пресс, ISBN 978-0-8133-1706-9 , стр.23
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Культурный обмен Китая с Юго-Восточной Азией» . ru.chicultural.net . Проверено 8 августа 2019 г.
- ^ Теобальд, Ульрих. «Фунань扶南 (www.chinaknowledge.de)» . www.chinaknowledge.de . Проверено 8 августа 2019 г.
- ^ Печ Тум Кравел. Кхмерский театр масок. 163. Получено с https://drive.google.com/file/d/0B7OmNithn8yCc0Zpa1cxaVlmSHM/view.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- История с изображением булавки , древней камбоджийской арфы, отреставрированной и играющей в торфе.
- Фотогалерея различных ансамблей из пинпита.
- Образы ансамблевых групп музыкальных инструментов
- L'orchestre "Pin Peat" (французский)
- Pin Peat в исполнении мальчиков (японский)
- Кхмерский PinPeat (на английском языке)