Ронеат
Ронеат ( кхмерский : រនាត , rônéat [rɔniət] ) — общее кхмерское слово, обозначающее несколько типов ксилофонов, используемых в традиционной камбоджийской музыке ; пинпит и мохаори .
Roneat может относиться к нескольким типам камбоджийских ксилофонов, таким как roneat thmor, roneat ek , roneat thung , roneat dek и roneat thaong .
Этимология
[ редактировать ]Слово «ронеат» на кхмерском языке обозначает бамбуковый ксилофон, древний музыкальный инструмент Камбоджи. Согласно кхмерскому национальному словарю, «ронеат» означает ксилофон и описывается как «ударный музыкальный инструмент с длинным корпусом, стержни которого сделаны из бамбука или другого дерева хорошего качества, или металлические стержни, ударяющие парой двух палочек-ронеат, на которых играют в пинпит и мохаори . оркестры [ 1 ]
В «Справочнике музыки Юго-Восточной Азии Гарленд» под редакцией Терри Э. Миллера и Шона Уильямса утверждается, что слово «ронеат» — это кхмерский общий термин, который относится к ксилофонам или металлофонам — идиофонам с стержнями из бамбука, дерева или металла. Слово «ронеат» происходит от слова «ронеап», что означает бамбуковые полоски. [ 2 ] или бамбуковые бруски. Это вполне возможно в кхмерском языке и словообразованиях, поскольку нотные планки этого инструмента сделаны в основном из бамбуковых брусков или полосок.
Более того, исследование, проведенное камбоджийским профессором Хуном Сарнином, показало, что кхмерское слово « ронеат» , которое, вероятно, происходит от санскритского слова «рагуна тха-вина» , появилось еще в ранней камбоджийской истории во времена королевства Фунан . [ 3 ]
История
[ редактировать ]Музыка была частью повседневной жизни кхмеров, по крайней мере, со времен первого кхмерского королевства ( Фунан ), поскольку музыка вместе с танцами часто исполнялась в религиозных храмах, на местных праздниках и королевских церемониях. [ 3 ] Таким образом, считается, что ронеат возник еще до империи Ангкор . Как родственный музыкальный инструмент ронеат эк , ронеат тунг уже был участником пинторфового оркестра еще до периода Ангкора. [ 4 ]
Один из старейших ксилофонов на материковой части Юго-Восточной Азии можно найти в провинции Ламдонг , Центральное нагорье , Вьетнам . Этот ранний инструмент был известен на родном языке как гунлу . [ 5 ] Исследователи нашли множество каменных ксилофонов в Центральном нагорье Вьетнама, где проживает коренное меньшинство мон-кхмеров , К'хо . [ 6 ] Жители Кохо давно знали, как пользоваться каменным ксилофоном; возраст некоторых каменных ксилофонов, найденных там, составляет около 2500 лет. [ 5 ] [ 7 ]
В Камбодже этот тип доисторического каменного ксилофона, известный как «ронеат тмор» на кхмерском языке, также был найден на участке, известном как Вдоль Тра-Рич в провинции Кампонгчнанг , Центральная Камбоджа. Однако возраст неизвестен. [ 8 ] но, вероятно, так же стар, как и те, что были найдены в Центральном нагорье Вьетнама к востоку от Камбоджи.
Хотя никакой резьбы пока не обнаружено, это не исключает возможности того, что ронеат мог использоваться древними кхмерами , поскольку он считался обычным или народным инструментом, а музыкальные инструменты, изображенные в Ангкоре, состоят в основном из струнных и деревянных духовых инструментов. инструменты с ритмичной перкуссией, обычно сопровождающие танец. [ 9 ]
было обнаружено более 200 скрытых картин на стене Ангкор-Вата К счастью, недавно с помощью новых технологий . Среди них есть четкое изображение традиционного кхмерского оркестра, музыкальные инструменты которого четко видны благодаря компьютерной обработке. В состав этого оркестра входят два висячих гонга , барабан , конг-вонг-том , ронеат и труба . [ 10 ] Это новое открытие, вероятно, является старейшим изображением жанров ронеат в Камбодже.
Согласно другому источнику, камбоджийские жанры ронеат произошли от яванских музыкальных инструментов гамелан , которые повлияли на кхмерский музыкальный инструмент в ранний ангкорский период и распространились от Кампучии дальше на северо-запад до Мьянмы . [ 11 ] Последний монарх кхмерского королевства Ченла король Джаяварман II , вернувшийся из яванского двора в 802 году нашей эры, начал грандиозный ритуал освящения (концепция Девараджи или короля-бога на священной горе Махендрапарвата ), ныне известный как Пном Кулен , чтобы отпраздновать независимость Камбуджи (Камбоджа) от яванского владычества. Он стал первым императором Кхмерской империи, о чем свидетельствует надпись Сдок Как Том . [ 12 ] [ 13 ] На протяжении всей истории камбоджийской музыки , особенно в постангкорский период, жанры ронеат, такие как ронеат эк и ронеат тхунг, обычно появляются в различных настенных росписях и всегда представлены в оркестре пинпит или махори. [ 14 ] [ 10 ]
Виды роната
[ редактировать ]Ронат Тмор
[ редактировать ]Ронеат тмор ( кхмерский : រនាតថ្ម ) или буквально каменный ксилофон считается самой ранней формой ксилофона.
Эти каменные музыкальные инструменты можно найти в разных местах. Многие из них были найдены во Вьетнаме Тай Нгуен или Центральном нагорье , к востоку от Камбоджи, где проживал народ Кохо . [ 6 ] Их возраст составляет около 2500 лет. [ 5 ] [ 7 ]
В Камбодже два тональных бруска «ронеат тмор» были также найдены в Кампонгчнанге , в Центральной Камбодже. Каждая из этих каменных планок ксилофона имеет длину более 1,5 метра и представляет собой целое тело Ронат Тмор, в отличие от отдельных частей каменных планок ксилофона, найденных во Вьетнаме. Эти каменные ксилофоны издают тот же звук, что и гонги и другие инструменты жанра ронеат, но их звук гораздо громче. Наблюдая за его внешним видом, мы можем идентифицировать их начало и конец как конечные хаолы других ронеатских жанров. Благодаря этому исследователь может легко идентифицировать звуковые ноты. Эти каменные планки ксилофона, вероятно, были сделаны из одного и того же камня, потому что вариация звуковых нот обеих каменных планок ксилофона от головки до их концов имеет одинаковые звуковые ноты. [ 8 ] Возраст этих каменных брусков ксилофонов неизвестен, но, вероятно, такой же старый, как и те, что были найдены в этом регионе, или, вероятно, намного старше.
я ем
[ редактировать ]Ронеат Эк или ронеат аек — ксилофон, используемый в кхмерской классической музыке Камбоджи . Он построен в форме изогнутой лодки прямоугольной формы. Он имеет двадцать один толстый брусок из бамбука или твердого дерева, подвешенный на веревках, прикрепленных к двум стенам. Их нарезают на кусочки одинаковой ширины, но разной длины и толщины. Первоначально эти инструменты были богато украшены инкрустацией и резьбой по бокам звуковой коробки. Теперь они стали проще. Ронеат исполняется в ансамбле пинпит . В этом ансамбле справа стоит ронеат , ксилофон более низкого тона. Ронеат эк является аналогом тайского ксилофона, называемого ранат эк , и бирманского бамбукового ксилофона, называемого « паттала ». [ 15 ]
Ронеат эк играет значительную роль как в оркестре пинпита, так и в оркестре махори. На протяжении всей истории камбоджийской музыки , особенно в постангкорский период, ронеат эк обычно появляется на различных фресках и всегда присутствует в составе обоих традиционных оркестров. [ 3 ] [ 14 ] [ 10 ] из-за его значительной функции и музыкального вклада.
Ронат Тунг
[ редактировать ]Ронеат тунг — низкочастотный ксилофон, используемый в кхмерской классической музыке Камбоджи . Он построен в форме изогнутой лодки прямоугольной формы. Этот инструмент играет важную роль в ансамбле пинпита . Ронеат тунг помещается слева от ронеат эк , ксилофона более высокого тона.
Ронеат тунг , родственный музыкальный инструмент ронеат ек , был часть пинпит- оркестра до периода Ангкора. [ 4 ]
Ронеат декабрь
[ редактировать ]Ронеат дек — камбоджийский металлофон , аналогичный ронеат эк . Это древний инструмент, сделанный из 21 бруска из черненого железа. Его можно использовать в ансамбле пинпита и оркестре махаори . Считается, что он возник при королевских дворах до периода Ангкора . [ 16 ]
Ронеат Таонг
[ редактировать ]Значение в кхмерских оркестрах
[ редактировать ]Этот раздел пуст. Вы можете помочь, добавив к нему . ( март 2022 г. ) |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Словарь Чхуннатха, "roneat (រនាត)" .
- ^ Миллер, Терри; Уильямс, Шон (17 марта 2011 г.). Справочник Garland по музыке Юго-Восточной Азии . Рутледж. ISBN 9781135901554 .
- ^ Jump up to: а б с «Музыкальный инструмент Ранаад Эк» . Koh Santepheap Daily (на кхмерском языке). 18 августа 2010 г. Проверено 1 августа 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Традиционные музыкальные инструменты Камбоджи» . Цифровая библиотека ЮНЕСКО . Проверено 11 августа 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с «Рок» — классический музыкальный инструмент Кхо» . Голос Вьетнама . 28 ноября 2016 г. Проверено 1 августа 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Группа этнического меньшинства Кхо» . ГОЛОС ВЬЕТНАМА . 15 сентября 2016 г. Проверено 1 августа 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Твердый как камень» . Голос Вьетнама . 10 июля 2017 г. Проверено 1 августа 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Ронат Тмор из Предела Анлонг Тра» . СПКТЛИВ . Проверено 1 августа 2019 г.
- ^ Мортон, Дэвид; Дуриянга (Пхра), Чен (1 января 1976 г.). Традиционная музыка Таиланда . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520018761 .
- ^ Jump up to: а б с Масис, Джули. «Популярная археология – скрытое искусство Ангкор-Вата» . Популярная археология . Проверено 1 августа 2019 г.
- ^ «География гамелана» . www.persono.ch . Проверено 1 августа 2019 г.
- ^ Альбанезе, Марилия (2006). Сокровища Ангкора . Италия: Белая Звезда. п. 24. ISBN 88-544-0117-X .
- ^ о, Бенни (2008). Танцы в тени: Сианук, красные кхмеры и Организация Объединенных Наций в Камбодже . Издательство Rowman & Littlefield. Проверено 25 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Похоронный оркестр Кантоам Мин» . Сайт звуков Фангкора! (на французском языке) . Проверено 1 августа 2019 г.
- ^ "Бамбуковый ксилофонель Мьянмы" . Проверено 10 марта 2017 г.
- ^ Хеан, Юн; Дориван, Кео; Лина, Ю; Ленна, Мао. Традиционные музыкальные инструменты Камбоджи (PDF) . Королевство Камбоджа: Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. п. 163.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Страница с фотографией ранней формы Ронеат Тмор (каменный ксилофон и записка о его открытии), найденной в Кампонгчнанге, Центральная Камбоджа.
- Видео, этномузыколог и музыкальный археолог Патрик Керсале играет и тестирует звук Ронеат Тмор или каменного ксилофона в Национальном музее Пномпеня.
- Гунглу, ранний тип Ронеата: каменный ксилофон коренного меньшинства мон-кхмеров К'хо, перестроенный в ту же форму, что и сегодняшний Ронат, выставлен в музее Лам Донг, Вьетнам.
- Каменные ксилофоны из высокогорных карьеров Тай Нгуен.
- Страница с изображением Ронеата, изображенного в Традиционном кхмерском оркестре Пинпита, на скрытой картине, обнаруженной в Ангкор-Вате. Ронеат пятый слева.