Махори
Махори санскрита ( тайский : มโหรี от ), возможно , मनोहर ( manohara , что означает «увлекательный, привлекательный, очаровательный, красивый») + -ई ( -ī , женский суффикс), является формой тайского классического ансамбля, традиционно исполняемого в королевских суды с целью светских развлечений. Он сочетает в себе ксилофоны и кружочки гонга (но не пи или гобой) пифата со струнами ансамбля хоранг сай . Первоначально этот термин относился только к струнному ансамблю, хотя сегодня он включает в себя как струнные, так и ударные инструменты. Существует три основных типа махори: Махори Хрьянг Лек, Махори Кхиранг Ху и Махори Кхиранг Яй, каждый из которых отличается типами используемых инструментов. [2] Его можно сравнить с камбоджийским ансамблем мохаори .
История
[ редактировать ]Махори — это форма тайской классической музыки, которая имеет долгую историю в Таиланде, начиная, по крайней мере, с периода Аюттхая . [3] : 6 Хотя в то время это уже была устоявшаяся форма музыки в Таиланде, в 1931 году принц Дамронг , автор «Истории тайской музыки», утверждал, что тайское махори имеет кхмерское происхождение и создано древними кхмерами, а затем перенято. и разработан в тайском обществе. [4] [5] [6] Однако исторические записи указывают на то, что музыка махори «Say Samon» (позже названная « Sansoen Phra Narai ») уже была записана в Du Royaume de Siam в 1687 году Симоном де Ла Лубером , французским посланником, посетившим в то время Аюттхаю. [7] А также Николя Жервез, французский священник и путешественник, посетивший Аюттхаю, записал музыку махори под названием «Саут Чай» в книге «Histoire Naturelle et Politique du Royaume de Siam» в 1688 году. [8]
Первоначально играть в махори разрешалось только мужчинам; однако по мере того, как его популярность росла, в него начали играть и женщины королевского происхождения. В период Аютайи женщинам не разрешалось выступать на сцене за пределами королевской службы, и женщин обучали только игре на махори. Однако король Рама IV снял это ограничение и разрешил женщинам выступать на сцене, что привело к упадку женского махори, поскольку вместо этого женщины все чаще предпочитали играть. [2]
Традиционно ансамбль состоял из четырёх исполнителей: краджаппи , са сам си , тонэ и певца. [2]
Вонг Махори состоит как из струнных, так и из пифатных инструментов, размер которых часто уменьшается для удобства исполнителей-женщин. [2]
В то время как тайская классическая музыка несколько обескураживалась как устаревшая и отсталая во время агрессивной националистической политики модернизации Таиланда в середине двадцатого века, классическое искусство в последнее время выиграло от увеличения государственного спонсорства и финансирования, а также от общественного интереса, выраженного в таких фильмах, как Хомронг: Увертюра (2003), популярная художественная биография известного исполнителя ранат ек начала 20-го века и композитора Луанга Прадита Файрао.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ История гамелана (PDF) (на тайском языке) , получено 5 марта 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Ансамбль Махори» . www.seasite.niu.edu . Проверено 14 января 2018 г.
- ^ Арунраттана, Удом. «Музыка в персидских и тайских дворах в период ранней Аютии» (PDF) . ЮНЕСКО «Шелковый путь» . Проверено 11 апреля 2023 г.
- ^ «Ансамбль махори Аюттхая» . Сайт де шапей! . Проверено 23 марта 2021 г.
- ^ «Ансамбль Махори» . www.seasite.niu.edu . Проверено 23 марта 2021 г.
- ^ Миллер, Терри; Уильямс, Шон (17 марта 2011 г.). Справочник Garland по музыке Юго-Восточной Азии . Рутледж. п. 106. ИСБН 978-1-135-90155-4 .
- ^ Ла Лубер, Симон де (1693). «Новое историческое свидетельство о королевстве Сиам г-на Де Ла Лубера» . Ранние английские книги в Интернете — Мичиганский университет . Библиотека Мичиганского университета . Проверено 6 апреля 2023 г.
- ^ Жервез, Николя (1688). Естественная и политическая история Королевства Сиам. … . Париж: из Imprimerie de Pierre le Mercier.