Jump to content

Чуон Натх

Чуон Натх
Чуон Натх
Нат в 1961 году
Рожденный ( 1883-03-13 ) 13 марта 1883 г.
Умер 25 сентября 1969 г. ) ( 1969-09-25 ) ( 86 лет
Национальность камбоджийский
Образование Королевский кхмерский университет
Занятия
Годы активности 1902–1969
Религия Тхеравада Буддизм
Сочинения Кхмерский словарь
Нокор Рич
Понгсавотар кхмерский

Чуон Натх ( кхмер : ជួន ណា ត ; 11 марта 1883 — 25 сентября 1969) — камбоджийский монах и покойный Гана Маханикайя Верховный Патриарх Камбоджи . Среди его достижений — его усилия по сохранению кхмерского языка в форме кхмерского словаря. Его защита кхмерской идентичности и истории в форме национального гимна « Нокор Рич » и «Понгсавотар Кхмер» также была одним из его вкладов в страну. Его прах был захоронен в храме Ват Уналом в Пномпене. Его полный почетный титул - សម្ដេចព្រះ សង ្⁇ រាជ ជួនណា ត ជោ ញ្ ញា ណោ Натх (кхмерский: Самдек Сангха Раджа Джхотаньяно Чуон )

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]

Натх родился в провинции Кампонгспы в семье фермеров.

В возрасте 12 лет Натха привели в храм учиться, что было типично для кхмерских мальчиков того времени. Он стал послушником в 1897 году и был полностью рукоположен в 1904 году в возрасте 21 года.

В 1913 году Натх сдал экзамен по пали для монахов, получив за этот год самый высокий балл среди сдающих экзамен. Два года спустя он сдал второй экзамен и был назначен профессором Старшей палийской средней школы (ныне буддийская средняя школа Преа Сорамрит) в Пномпене.

В 1922 году он и другой монах, Уот Тат, были приглашены Луи Фино изучать санскрит во Французской школе Крайнего Востока в Ханое , Французский Индокитай .

Сохранение кхмерского языка

[ редактировать ]

Натх был главой реформистского движения в Кхмерской буддийской Сангхе, которое разработало рационалистически-схоластическую модель буддизма, основанную на лингвистических исследованиях Палийского канона. Это новое движение, известное как Дхаммаюттика Никайя , оказало влияние на молодых кхмерских монахов в начале 20 века. [1] Новое движение также культивировало кхмерскую идентичность и культуру, породив понятие камбоджийского национализма .

Натх настаивал на ряде нововведений в Кхмерской Сангхе, начиная с начала двадцатого века: использование печати для священных текстов (вместо традиционных методов написания вручную рукописей на пальмовых листьях); более высокая степень знаний монахов в области изучения пали и санскрита; видение ортодоксальности, основанное на преподавании текстов Винайи как монахам, так и мирянам; и модернизация методов преподавания буддизма. Он также курировал перевод всего буддийского палийского канона на кхмерский язык; и создание первого словаря современного кхмерского языка. [2]

Французы установили свой протекторат над Камбоджей и намеревались заменить кхмерский язык своим собственным через так называемых «псевдофранцузских интеллектуалов». Это намерение сплотило многих камбоджийских ученых на путь сохранения кхмерского языка; одним из таких учёных был Нат. Натх посвятил свою жизнь поддержке буддизма и сохранению кхмерского языка в стране, находившейся под сильным влиянием французского колониализма . Он обладал обширными знаниями кхмерского языка. Вероятно, он был самым известным и самым знающим монахом, который когда-либо был в Камбодже. Мастер учения Будды , он был очень хорошо известен в кругах буддистов, а также очень хорошо владел языками. На протяжении всей своей жизни он поощрял использование «кхмеризации» как в государственном образовании, так и в религии. Под «кхмеризацией» Натх подразумевал то, что он хотел вывести новые кхмерские слова из их исконных корней — языков пали и санскрита . Например, когда поезд впервые прибыл в Камбоджу, для обозначения поезда не было кхмерского слова. Таким образом, Натх вывел слово «поезд» из санскритского и палийского слова «поезд». Айомойо , что означает «то, что сделано из металла». Вместе со словом Яна , которое означает средство передвижения, появилось кхмерское слово, обозначающее поезд, которое мы знаем сегодня как Аяксмеяна (អយស្ម័យយាន), произносимое как Аяк-смей-ян.

Однако кхмеризация Ната не была в целом принята всеми кхмерами. Такие ученые, как Кенг Ваннсак , которые были профранцузскими, не сочли удобными кхмерские слова, заимствованные из пали и санскрита. Они произвели революцию в другом виде происхождения и хотят внедрить нормализованное французское слово в кхмерский словарь. Единственным серьезным изменением было использование кхмерского алфавита для написания слова вместо использования латинского алфавита, используемого французами. Но, несмотря на сопротивление, кхмеризация Ната увенчалась успехом. Он был членом первоначального комитета, получившего королевский приказ о составлении кхмерского словаря в 1915 году, и был признан основателем словаря, поскольку он добивался и, наконец, сумел напечатать первое издание нынешнего кхмерского словаря в 1938 году. В 1967 году ему было присвоено звание врача .

Другим вкладом Ната в Камбоджу является нынешний национальный гимн « Nokor Reach », для которого он написал музыку и тексты. [3] «Нокор Рич» был написан, чтобы соответствовать девизу нации «Нация, Религия, Король», а также продемонстрировать величие и могучее прошлое кхмерской нации.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Харрис, 1999. стр. 60.
  2. ^ Харрис, 1999. стр. 61.
  3. ^ Харрис, 1999. стр. 72.

Библиография

[ редактировать ]
  • Харрис, Ян (2005). Камбоджийский буддизм: история и практика (PDF) (10-е изд.). Гонолулу, Гавайи: Издательство Гавайского университета. ISBN  0824827651 . Архивировано из оригинала (PDF) 16 марта 2015 года . Проверено 23 апреля 2015 г.
  • Трин Хоан , «Биография Самдека Преа Сангхарича Ганы Маханикай Чуон Нат», пер. Пхлонг Писит, в «Бюллетене студентов факультета археологии» , вып. 3 (июль 2004 г.): 18. 112.
  • Харрис, Ян (1999). «Глава 3. Буддизм в крайнем случае : пример Камбоджи» . В Харрисе, Ян (ред.). Буддизм и политика в Азии двадцатого века . Лондон: Пинтер. ISBN  0826451780 . Проверено 22 апреля 2015 г.
  • Буддхасасанапандити (1970). Биография Самдека Преа Сангхарача Чуон-Натха, главы Ордена Маханикава (7 изд. Серии де культуры и цивилизации кхмеров). Пномпень, Камбоджа: Институт буддхика.
[ редактировать ]

СМИ, связанные с Чуон Натхом , на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c16e1b7d5a83e0c70d2fbb51b578a347__1711251000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c1/47/c16e1b7d5a83e0c70d2fbb51b578a347.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chuon Nath - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)