Какой Моха Прыжок
Какой Моха Прыжок Ват Мохалеп | |
---|---|
![]() | |
Религия | |
Принадлежность | Тхеравада Буддизм |
Расположение | |
Расположение | Район Ко Сотин , провинция Кампонгтям |
Страна | Камбоджа |
Географические координаты | 11 ° 52'13 "N 105 ° 25'26" E / 11,8703 ° N 105,4240 ° E |
Архитектура | |
Основатель | Ноль Поиск |
Завершенный | 1906 |
Ват Моха Лип , или ватт Маха Лабх ( វត្តមហាលាភ ), — столетняя буддийская пагода в провинции Кампонг Чам , Камбоджа . Это последний сохранившийся храм страны с деревянной конструкцией.
Этимология
[ редактировать ]Название Ват Моха Прыжок может буквально означать «монастырь великой удачи». Однако местная традиция утверждает, что оно происходит от прозвища его основателя, «грамотного монаха» ( моха ), который происходил из деревни Прик Лип (« арройо удачи») напротив Пномпеня , на берегу реки Тонлесап . Таким образом, это «монастырь почтенного [происходящего из] Прик-Липа». [ 1 ]
История
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]Ранняя история прыжка Моха известна благодаря надписи, зарегистрированной как K. 1046, которая когда-то стояла у подножия алтаря Будды внутри пагоды. Надпись К. 1046 была уничтожена между 1975 и 19791 годами, но сегодня известна по фотографиям, сделанным Клодом Гионо (1925-2017) для своего друга Клода Жака. Жак тогда был членом Французской школы Дальнего Востока , которая специализировалась на санскритской эпиграфике кхмерской страны. Эту надпись перевел и интерпретировал французский археолог Оливье де Бернон в 2017 году. [ 2 ]
Строительство и преданность делу
[ редактировать ]Строительство храма Ват Моха Лип началось в понедельник, 20 февраля 1894 года. Камни фундамента бай-сема были закопаны в присутствии Верховного Патриарха Камбоджи 16 Нил Теанга марта 1906 года. Спустя сорок лет после окончания насилия, ознаменовавшего В этой провинции в попытке короля Анг Дуонга вернуть себе территории, находящиеся под контролем чамов , строительство или реконструкция Ват Моха Прыжок под королевским патронажем было осуществлено на основе предприятия повторного присвоения этой территории кхмерами.
Ват Моха Прыжок стал одним из курортных монастырей Нил Танг. [ 3 ]
В 1925 году Генеральное правительство Индокитая в рамках своей деятельности в пользу художественных памятников установило классификацию исторических памятников Индокитая ; хотя в него входило 703 сооружения в Камбодже, ни один монастырь не был признан достойным этой классификации, даже Моха Прыжок.
В 1931 году французский этнолог Жорж Грослиер отметил исключительную красоту храма Ват Моха Лип:
Я только что расстался с прекрасной герцогиней Моха Лип […] Пятьдесят лет — это для камбоджийца! [...] Его можно считать одним из цветов камбоджийского искусства конца XIX века […] Тридцать три года назад мастер позолоты осветил шестьдесят колонн снизу вверх [...] Ах! Как мне приятно найти на этих берегах Тонле Тач самую красивую пагоду, которую я знаю.
- Джордж Грослиер, Воды и свет. Дорожный дневник по камбоджийскому Меконгу [ 4 ]
От разработки к демонтажу: от Сангкума до красных кхмеров
[ редактировать ]В 1958 году, в эпоху Сангкума , рядом с пагодой был вырыт новый пруд в рамках проекта по развитию самостоятельности Моха-Лип, а также 14 других монастырей. [ 5 ]
Соседний монастырь Ват Домнак Пренг (Таманак Брин) был разрушен во время американских бомбардировок 5 июля 1970 года, в результате которых за несколько минут погибли все присутствовавшие религиозные люди и все гражданское население, которое считало, что может найти там защиту. В 1974 году, после бомбардировок B-52 в этом районе, монах монастыря Им Чхом опубликовал рассказ о Пукамбо, также известном как Ачар Лик, одном из первых пионеров кхмерского национализма. [ 6 ]
Во время красных кхмеров коммунистического режима , после того как монашество было распущено, части пагоды были преобразованы в основные медицинские учреждения, и эта трансформация хорошо засвидетельствована по всей стране. [ 7 ] Украшенные столетние колонны, видимо, были замазаны грязью перед тем, как здание переоборудовали в общежитие для медперсонала региона. [ 8 ]
Дренажный канал, известный как «канал монахов», был построен принудительным монашеским трудом рядом с пагодой. [ 9 ] Та Сим, кау адхикар (настоятель) храма Ват Моха Лип, носил белое после того, как его насильно лишили желтых одежд; он умер от голода в 1981 году. [ 10 ]
В 1986 году в условиях камбоджийско-вьетнамской войны национальная армия Камбоджи успешно атаковала вьетнамские войска в районе пагоды Моха-Прыжок. [ 11 ]
От гниения к обновлению: восстановление Moha Leap
[ редактировать ]В 2005 году бай сема после сноса старого фундамента были заложены новые камни.
В 2011 году несколько колонн пришлось заменить после того, как их съели термиты. [ 12 ]
В 2013 году Министерство культуры и изящных искусств выступило с тревожным отчетом, предупредив о последствиях протекания крыши и гниения колонн, которые поставили под угрозу все сооружение и его драгоценные картины. [ 13 ] Последовавшая за этим реставрация Ват Моха Прыжок получила высокую оценку как реставрация, которая «может послужить образцом для подражания для такого подхода». [ 14 ]
Архитектура
[ редактировать ]Возведенный на высоком основании, внушительный храм длиной двадцать пять метров, поддерживаемый шестьюдесятью деревянными столбами диаметром от тридцати до сорока сантиметров и закрытый дощатыми стенами, является единственным сохранившимся в Камбодже древним храмом, полностью построенным из дерева. [ 15 ]
Хотя здания этого монастыря несколько искажены в 1990-е годы, они по-прежнему представляют собой один из лучших образцов кхмерской религиозной архитектуры начала 20-го века. Они образуют обширную совокупность каменных жилых и учебных зданий – к сожалению, недавно замененных менее примечательными постройками – в центре которых стояло несколько деревянных зданий, которые, к счастью, сохранились до сих пор. Самым примечательным из этих деревянных зданий является «святилище» ( вихеар ), несущие конструкции которого, колонны и центральные части каркаса полностью покрыты черным лаком и украшены расписанными вручную из сусального золота трафаретами . [ 16 ]
Подвал святилища имеет высоту до одного метра девяноста. Вокруг него нет галереи.
Типичная особенность времен Сисовата — выпуклые ступени, ведущие прямо к святилищу.
Двадцать четыре окна перекрыты полукруглыми или вдавленными арками.
Рядом со святилищем также можно увидеть исключительную «проходную келью» ( брах банла ), подаренную царем Нородомом Верховному Патриарху Нил Теангу на рубеже двадцатого века. [ 17 ]
-
Типичная особенность времен Сисовата — выпуклые ступени, ведущие прямо к святилищу.
-
Сад возле места массового захоронения красных кхмеров
Украшение
[ редактировать ]В Ват Моха Лип находится одно из самых богато украшенных святилищ в Камбодже: черные и золотые лаки украшают колонны, фриз объединяет колонны, а картины покрывают потолки четырех средних ниш нефа. [ 18 ]
Росписи потолка второго пролета окружены четырьмя фениксами и двумя аскетами на втором пролете, а на последних двух пролетах - мифическими существами. [ 19 ] с подробным изображением киннари , небесного музыканта, наполовину человека, наполовину птицы, музыкально-образцового любовника в индуизме и буддизме. [ 20 ]
На фотографиях, датированных 1929 годом, показаны навесы из лотосов над изображениями Будды в каждом из двух нефов - практика, распространенная в Камбодже со времен Ангкора, и ее до сих пор можно увидеть на каменной перемычке над дверным проемом в Ангкор-Вате . [ 21 ] Эти навесы, которые обычно укрывают сиденье или сидящего Будду, подобно тому как цветок лотоса покрывает землю, не были заменены.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бернон, Оливье (2017). «Надпись Ват Моха Прыжок К. 1046» . Вестник Французской школы Дальнего Востока . 103 : 433–452. ISSN 0336-1519 . JSTOR 26477886 .
- ^ Бернон, Оливье (2017). «Надпись Ват Моха Прыжок К. 1046» . Вестник Французской школы Дальнего Востока . 103 : 433–452. ISSN 0336-1519 . JSTOR 26477886 .
- ^ «60. Ремонт (репарации) — Йосоторский онлайн-словарь кхмерской культуры» . www.yosothor.org . Проверено 9 августа 2021 г.
- ^ Грослье, Жорж (1931). Вода и свет. Дневник путешествия по камбоджийскому Меконгу . Париж: Географическое, морское и колониальное издательство. п. 28.
- ^ Les Cahiers du Sangkum (на французском языке). Министерство информации Королевства Камбоджа. 1958.
- ^ Сэм, Ян (1987). Кхмерский буддизм и политика с 1954 по 1984 год . Институт кхмерских исследований. п. 93. ИСБН 978-0-941785-00-6 .
- ^ Харрис, Ян (31 декабря 2012 г.). Буддизм в темные века: камбоджийские монахи при Пол Поте . Издательство Гавайского университета. п. 108. ИСБН 978-0-8248-6577-1 .
- ^ Харрис, Ян (31 декабря 2012 г.). Буддизм в темные века: камбоджийские монахи при Пол Поте . Издательство Гавайского университета. п. 114. ИСБН 978-0-8248-6577-1 .
- ^ Харрис, Ян (31 декабря 2012 г.). Буддизм в темные века: камбоджийские монахи при Пол Поте . Издательство Гавайского университета. п. 74. ИСБН 978-0-8248-6577-1 .
- ^ Харрис, Ян (31 декабря 2012 г.). Буддизм в темные века: камбоджийские монахи при Пол Поте . Издательство Гавайского университета. п. 99. ИСБН 978-0-8248-6577-1 .
- ^ Служба мониторинга Британской радиовещательной корпорации (1986). Сводка мировых трансляций: Дальний Восток. Часть III . Служба мониторинга Британской радиовещательной корпорации. п. А-32.
- ^ Гере, Доминик и Пьер. Буддийские монастыри Камбоджи: характеристика святилищ до 1975 года . OCLC 940503323 .
- ^ «Министерство культуры и изобразительного искусства» . www.mcfa.gov.kh. Проверено 8 августа 2021 г.
- ^ Хенг, Пифал; Фон, Касека; Хенг, Софади (02 июля 2020 г.). «Деэкзотизация археологии Камбоджи посредством участия общества» . Журнал общественной археологии и наследия . 7 (3): 198–214. дои : 10.1080/20518196.2020.1767381 . ISSN 2051-8196 . S2CID 221053746 .
- ^ Гере, Доминик и Пьер. Буддийские монастыри Камбоджи: характеристика святилищ до 1975 года . OCLC 940503323 .
- ^ Ле Бонер, Альберт (1989). Камбоджа: Ангкор: храмы в опасности (на французском языке). Париж: Хершер. п. 255. ИСБН 978-2-7335-0155-9 . OCLC 21258817 .
- ^ Бернон, Оливье (2017). «Надпись Ват Моха Прыжок К. 1046» . Вестник Французской школы Дальнего Востока . 103 : 433–452. ISSN 0336-1519 . JSTOR 26477886 .
- ^ Жито, Мадлен (1998). «Обратите внимание на росписи некоторых кхмерских монастырей равнины Меконга» . Азиатское искусство . 53 :21–31. дои : 10.3406/arasi.1998.1415 . ISSN 0004-3958 . JSTOR 43485154 .
- ^ Азиатское искусство (на французском языке). А. Мезоннёв. 1998. с. 25.
- ^ Жак-Эргуаль, Мишель (1982). Роман, вдохновивший кхмерскую живопись конца XIX — начала XX веков: Фигуры (на французском языке). Французская школа Дальнего Востока. п. 96. ИСБН 978-2-85539-734-4 .
- ^ Грин, Джилл; Грин (куратор), Джиллиан (2008). Живописный камбоджийский текстиль . Речные книги. п. 17. ISBN 978-974-9863-39-8 .
Библиография
[ редактировать ]- Бернон, Оливье (2017). «Надпись Ват Моха Прыжок К. 1046» . Вестник Французской школы Дальнего Востока . 103 : 433–452. ISSN 0336-1519 . JSTOR 26477886 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Ват Моха Прыжок, на Викискладе?
