Jump to content

Бамар люди

Бамар
бирманцы
ба. в Лу Мьюи
Флаг Добама Азиайоне (1935 г.)
На картине 1912 года изображены члены двора Бамара в королевских нарядах, отдающие дань уважения Будде Махамуни.
Регионы со значительной численностью населения
 Мьянма 35,077,800
 Таиланд 2,300,000 [ 1 ]
 Сингапур 50,000 [ 2 ]
 Австралия 32,655 [ 3 ]
 Япония 28,860 [ 4 ]
Языки
бирманский
Религия
Преимущественно буддизм Тхеравады и бирманская народная религия.
меньшинства Христианство и ислам
Родственные этнические группы

Бамар ( бирманский : бирманцы ; МЛЦТС : ба. ма лу мюи: , IPA: [bəmà lùmjó] ) — китайско-тибетоязычная этническая группа, родом из Мьянмы . [ 5 ] При численности населения около 35 миллионов человек они являются крупнейшей этнической группой в Мьянме , составляющей 68,78% от общей численности населения страны. Географической родиной Бамара является бассейн реки Иравади . Бамар говорят на бирманском языке , который является национальным языком и лингва-франка Мьянмы. [ 6 ]

Этнонимы

[ редактировать ]

В языке бирманском Бамар ( ဗမာ , также транскрибируется Бама ) и Мьянма ( မြန်မာ , также транслитерируется Мранма и транскрибируется Мьянма ) исторически были взаимозаменяемыми эндонимами . [ 5 ] Бирманский язык — двуязычный ; «Бамар» — это двуязычная нижняя форма слова «Мьянма», которая является двуязычным высоким эквивалентом. [ 7 ] Термин «Мьянма» сохранился до начала 1100-х годов, впервые появился на каменной надписи, где он использовался в качестве культурного идентификатора, и продолжает использоваться таким образом. [ 8 ] С начала британского колониального правления до японской оккупации Бирмы слово «Бамар» использовалось на бирманском языке для обозначения как страны, так и ее этнической группы, составляющей большинство. [ 5 ] С тех пор, как страна обрела независимость в 1948 году , «Мьянма» официально использовалась для обозначения как национального государства, так и его официального языка, а «Бамар» использовался для обозначения этнического большинства, особенно в письменном контексте. [ 5 ] В устной речи «Бамар» и «Мьянма» остаются взаимозаменяемыми, особенно в отношении обозначения языка и страны. [ 5 ]

В английском языке Бамар известен под несколькими экзонимами, включая бирманцев и бирманцев , оба из которых взаимозаменяемы использовались британцами. [ примечание 1 ] В июне 1989 года, пытаясь сделать топонимы и этнонимы страны коренными, военное правительство изменило официальные английские названия страны (с Бирмы на Мьянму), язык (с бирманского на Мьянму) и этническую группу, составляющую большинство страны. (от Бирманцев до Бамара). [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]

Родовое происхождение

[ редактировать ]
Бамар продолжают населять плодородные низменные речные долины в центре Мьянмы (оранжевым цветом).

О северном происхождении Бамара свидетельствует сохранившееся распространение бирманских языков на севере страны, а также тот факт, что таунг ( တောင် ), бирманское слово, означающее «юг», также означает «гора», что предполагает, что в какой-то момент предки Бамара Бамар жили к северу от Гималаев . [ 12 ] Еще тысячу лет назад предки Бамар и И были гораздо более широко распространены в Юньнани, Гуйчжоу, южной Сычуани и северной Бирме. [ примечание 2 ] Во времена династии Хань в Китае Юньнань управлялась в основном бирманско-иязычными королевствами Дянь и Еланг . Во времена династии Тан в Китае Юньнань и северная Бирма находились под властью бирманско-иязычного королевства Наньчжао .

Выращивание влажного риса тесно связано с Бамаром.

Между 600-ми и 800-ми годами Бамар в больших количествах прорвался через Гималаи и вниз по рекам Иравади (Иравади) и Салуин (Танлвин), основав форпост Пэган (Баган). [ 13 ] [ 14 ] Бамары постепенно поселились в плодородных долинах рек Иравади и Салуин, которые были домом для городов-государств Пью , где они основали Языческое королевство . [ 15 ] Между 1050-ми и 1060-ми годами король Анаврахта основал Языческую империю , впервые объединив долину Иравади и ее периферию в рамках одного государства. К 1100-м годам бирманский язык и культура стали доминировать в верхней долине Иравади, затмив Пью (ранее называвшегося Тиркул) и Пали нормы . Обычные бирманские хроники утверждают, что пью ассимилировались с населением Бамара.

К 1200-м годам поселения Бамара были обнаружены южнее Мерги (Мейк) и Тенассерим (Танинтайи), жители которых продолжают говорить на архаичных бирманских диалектах. [ 16 ] Начиная с 900-х годов носители бирманского языка начали мигрировать на запад, пересекая горы Аракан и поселившись на территории нынешнего штата Ракхайн . [ 17 ] [ 18 ] К 1100-м годам они укрепили контроль над регионом, став государством-данником Языческой Империи до 13 века. [ 19 ] [ 18 ] Со временем эти бамарские мигранты сформировали особую культурную идентичность, став народом Ракхайн (также известным как араканцы). [ 18 ] [ 19 ]

Генетика

[ редактировать ]

Анализ ДНК 2014 года показал, что Бамар демонстрирует «экстраординарное» генетическое разнообразие с 80 различными митохондриальными линиями и признаками недавней демографической экспансии. [ 20 ] Поскольку Бамар расширили свое присутствие в регионе после их прибытия к 800-м годам, они, вероятно, включили в себя более старые гаплогруппы , включая группы Пью и Мон. [ 20 ] Другое генетическое исследование мутаций G6PD у мужчин Мон и Бамар показало, что эти две группы, вероятно, имеют общее происхождение, несмотря на то, что они говорят на языках, принадлежащих к разным языковым семьям. [ 21 ] Другое исследование 2022 года показало, что у жителей Центрального и Южного Тайланда большая доля предков, связанных с Бамаром (24% и 11% соответственно), в то время как происхождение Бамара также было обнаружено среди групп Палаунг и Шан. [ 22 ]

Этническая принадлежность

[ редактировать ]

Современная идентичность Бамара остается проницаемой и динамичной и обычно отличается языком и религией, то есть бирманским языком и буддизмом Тхеравады. [ 23 ] Существуют значительные различия между людьми, которые идентифицируют себя как Бамар, и члены других этнических групп, особенно мон , шань , карен и китайско-бирманцы , идентифицируют себя как Бамар в различной степени, некоторые до степени полной ассимиляции. [ 24 ] [ 25 ] По сей день в бирманском языке нет точной терминологии, которая отличала бы европейские понятия расы, этнической принадлежности и религии; термин лу-мио ( လူမျိုး , букв. « тип человека » ) может относиться ко всем трем. [ 26 ] Например, многие жители Бамара идентифицируют себя как члены «буддийского лу-мио» или « мьянманского лу-мио », что представляет собой серьезную проблему для переписчиков. [ 27 ]

«Королевская аудиенция» Сая Чоне , традиционная картина, изображающая зал королевских аудиенций дворца Мандалай.

В доколониальную эпоху этническая идентичность была изменчивой и динамичной, отмеченной отношениями покровитель-клиент, религией и региональным происхождением. [ 28 ] Следовательно, многие небамарцы ассимилировали и приняли бамарскую идентичность и нормы в социально-политических целях. [ 29 ] Между 1500-ми и 1800-ми годами понятие бамарской идентичности значительно расширилось благодаря смешанным бракам с другими общинами и добровольным изменениям в самоидентификации, особенно в регионах, говорящих на языке мон и шань. [ 30 ] [ 31 ] Идентичность Бамара также была более инклюзивной в доколониальную эпоху, особенно в 1700-х годах, когда короли Конбаунгов предприняли крупные кампании по территориальному расширению до Манипура , Ассама , Мраук-У и Пегу . [ 29 ] Эти кампании аналогичны кампаниям в других королевствах Юго-Восточной Азии, таким как экспансия Вьетнама на юг ( Нам Тьен вырвала контроль над дельтой Меконга у Чампы ), которая в тот же период .

Портрет семьи Бамар на рубеже 20-го века, во время британского правления.

В начале 1900-х годов в ответ на британское колониальное правление развилось более узкое направление бамарского национализма, которое не смогло устранить недовольство Бамара и активно лишило бамарцев доступа к общественным занятиям, таким как образовательные и военные. [ 32 ] [ 29 ] Одним из основных недовольств Бамара британским колониальным правлением была повсеместная иммиграция людей небамарского происхождения из других частей Британской Индии, которая воспринималась как превращение народа Бамара в меньшинство на их собственной родине. [ 33 ] В 1925 году все военнослужащие Бамара, служившие в Британской индийской армии , были уволены, а колониальные власти приняли политику исключения, согласно которой только меньшинства чин, качин и карен будут подлежать вербовке в армию. ведущая бирманская националистическая группа Добама Азиайоне К 1930 году возникла , из которой такие лидеры независимости, как У Ну и Аунг Сан , начали свою политическую карьеру. [ 24 ] [ 29 ] На протяжении большей части своей колониальной истории Бирма управлялась как провинция Британской Индии . Лишь в 1937 году Бирма была официально отделена и перешла под прямое управление Британской Короны после долгой борьбы за прямое колониальное представительство. [ 34 ]

Государственная классификация

[ редактировать ]

Правительство Бирмы официально относит девять «этнических групп» к «национальной расе» Бамара. [ 35 ] Из этих девяти групп Бамар, Давэй (тавоян), Мьеик или Бейк (мергезцы), Яу и Ябейн говорят на диалектах бирманского языка. [ 35 ] Одна группа, хпоны , говорит на бирманском языке, тесно связанном с бирманским. [ 35 ] Две группы, Каду и Ганан , говорят на более отдаленных китайско-тибетских языках. Последняя группа, мокен («Салон» на бирманском языке), говорит на несвязанном с ними австронезийском языке . [ 35 ] Говорящие по-бирмански дану и инта относятся к «национальной расе» шан . [ 35 ]

Географическое распространение

[ редактировать ]
Мьянмы В семи регионах (бледно-желтого цвета) проживает большая часть народа Бамар.

Бамар преимущественно проживают в месте слияния долин рек Иравади , Салуин и Ситтаунг в центре страны, которые примерно охватывают семь административных регионов страны , а именно Сагайн , Магве , Мандалай в Верхней Мьянме , а также Баго , Янгон , Иравади и Регионы Танинтхайи в Нижней Мьянме . Однако бамары, особенно трудовые мигранты, проживают во всех 14 регионах и штатах Мьянмы. [ 36 ]

Мужчины на повозке, запряженной быками, в Багане , исторической королевской столице региона Анья, культурном центре Бамара.

Культурный центр Бамара называется Анья ( အညာ , букв. « выше по течению » , также пишется Аньяр), это территория, примыкающая к верховьям реки Иравади и сосредоточенная вокруг Сагаинга, Магве и Мандалая. [ 8 ] [ 37 ] [ 38 ] Регион Анья ( အညာဒေသ ) на английском языке часто называют «центральной засушливой зоной» из-за небольшого количества осадков и зависимости от водного орошения. [ 38 ] В течение 1100 лет этот регион был домом для ряда бирманских королевских столиц , пока британцы не аннексировали Верхнюю Бирму (последнюю оставшуюся часть королевства Конбаунг ) в 1885 году. [ 8 ] Бамар из этого региона по-бирмански называется аньяр тар . [ 39 ]

В 1500-х годах, с расширением Империи Таунгу , Бамар начали заселять нижние участки долины реки Иравади, включая Таунгу и Пром (ныне Пьяй), помогая распространять бирманский язык и социальные обычаи Бамара. [ 31 ] Этот приток миграции в исторически говорящие на монском языке регионы совпал с приходом к власти короля Табиншвехти . [ 40 ] Эта модель миграции усилилась во времена династии Конбаунг, особенно среди мужчин, специализирующихся на выращивании влажного риса, поскольку женщинам и детям обычно запрещалось эмигрировать. [ 40 ] После британской аннексии Нижней Бирмы в 1852 году миллионы жителей Бамара из региона Анья переселились в малонаселенную дельту Иравади в период с 1858 по 1941 год. [ 41 ] [ 23 ] Бамар были привлечены к этой «рисовой границе» британскими колониальными властями, которые стремились расширить выращивание риса в колонии и привлечь опытных фермеров Бамара. [ 23 ] К 1890-м годам британцы создали еще один центр силы и политической экономии в дельте Иравади. [ 41 ]

Диаспора

[ редактировать ]

Бамар эмигрировали в соседние азиатские страны, а также в западные страны, отражая модели миграции более широкой бирманской диаспоры . Значительная миграция началась в начале Второй мировой войны и продолжалась на протяжении десятилетий военного правления, экономического спада и политической нестабильности. Многие поселились в Европе, особенно в Великобритании. После обретения Мьянмой независимости (1948–1962 гг.) многие Бамар эмигрировали в азиатские страны, такие как Таиланд, Малайзия, Сингапур, Китай, Тайвань и Япония, а также в англоязычные страны, такие как США, Великобритания, Австралия и Новая Зеландия. . [ 42 ]

Надпись Мязеди , датированная 1113 годом, является старейшей сохранившейся каменной надписью на бирманском языке.

Бирманский язык , член китайско-тибетской языковой семьи , является родным языком народа Бамар. [ 12 ] и национальный язык Мьянмы. Бирманский язык является наиболее распространенным тибето-бирманским языком и используется в качестве лингва-франка в Мьянме 97% населения страны. [ 43 ] Бирманский язык — диглоссический язык с литературной высокой и разговорной низкой формами. Литературная форма бирманского языка сохраняет многие консервативные классические формы и грамматические частицы, восходящие к древнебирманским каменным надписям, но больше не используется в разговорном бирманском языке. [ 44 ]

Пали , литургический язык буддизма Тхеравады, является основным источником бирманских заимствований. [ 7 ] Британская колонизация также внесла в бирманский лексикон многочисленные английские заимствования. [ 45 ] Как лингва-франка, бирманский язык был источником и посредником в заимствованиях других лоло-бирманских языков и основных региональных языков, включая шань, качин и мон. [ 7 ] [ 45 ] [ 46 ]

Маханиддеса , буддийский манускрипт, написанный бирманским письмом.

Бирманский язык имеет давнюю литературную традицию и традицию широкого распространения грамотности. [ 47 ] Бирманский язык — пятый китайско-тибетский язык, развивший письменность, после китайского , тибетского , пью и тангутского . Самый старый сохранившийся письменный бирманский документ — надпись Мязеди , датированная 1113 годом. [ 12 ] Бирманское письмо представляет собой индийскую систему письма , и современная бирманская орфография сохраняет черты древнебирманского правописания. [ 48 ] Сценарии Шан, Ахом, Кхамти, Карен и Палаунг являются потомками бирманского письма. [ 48 ]

Стандартный бирманский язык основан на языке, на котором говорят в городских центрах Янгона и Мандалая, хотя более отчетливые бирманские диалекты, в том числе яу , давэй (тавоян), мьеик , палау , интха-дану , араканский (ракхайн) и таунгио , появляются в более периферийные и отдаленные районы страны. [ 49 ] Эти диалекты отличаются от стандартного бирманского языка произношением и лексическим выбором, а не грамматикой. [ 50 ] Например, в араканском языке сохраняется звук /ɹ/ , который слился со звуком /j/ в стандартном бирманском языке между 1700-ми и 1800-ми годами (хотя первый звук все еще представлен в современной бирманской орфографии), в то время как диалекты Давэй и Инта сохраняют медиальный / l /, который исчез в стандартной бирманской орфографии к 1100-м годам. [ 49 ] Различие в произношении отражено в слове «земля», которое произносится /mjè/ на стандартном бирманском языке, /mɹì/ на араканском языке (оба пишутся မြေ ) и /mlè/ на языке Давэй (пишется မ္လေ ). [ примечание 3 ]

Культура и общество

[ редактировать ]
Маленький мальчик, одетый в королевскую одежду, церемониально воспроизводит жизнь Будды в синбю . обряде посвящения

Культура Бамара, включая традиции, литературу, кухню, музыку, танцы и театр, находилась под значительным влиянием буддизма Тхеравады, а также исторических контактов и обмена с соседними обществами, а в последнее время сформировалась под влиянием колониальной и постколониальной истории Мьянмы.

Ключевой социальной ценностью Бамара является концепция анаде , которая проявляется в очень сильных запретах (например, колебаниях, нежелании, сдержанности или избегании) самоутверждаться в человеческих отношениях, основанных на страхе, что это кого-то обидит или заставит кого-то проиграть . лицо , или смущаться, или доставлять неудобства. [ 51 ] Благотворительность и милостыня также занимают центральное место в обществе Бамара, о чем лучше всего свидетельствует постоянное присутствие Мьянмы среди самых щедрых стран мира согласно Всемирному индексу благотворительности , поскольку этот рейтинг был впервые представлен в 2013 году. [ 52 ] [ 53 ]

Бамар обычно признают Двенадцать Благоприятных Ритуалов , которые представляют собой серию обрядов перехода . наречение ребенка, первое кормление, прокалывание ушей для девочек, буддийское посвящение ( синбю ) для мальчиков и свадебные обряды. Среди этих обрядов сегодня наиболее широко практикуются [ 54 ]

Календарь

[ редактировать ]

Традиционный бирманский календарь — это лунно-солнечный календарь, который широко применялся на всей территории материковой Юго-Восточной Азии, включая Сиам и Лан Ксанг , до конца 19 века. Подобно соседним Таиланду, Лаосу и Камбодже, Тингьян , который проводится в апреле, знаменует собой начало бирманского Нового года. [ 55 ] Несколько буддийских дней полнолуния, включая дни полнолуния Табаунг (для Магха Пуджи ), Касон ( Весак ), Васо (начало буддийского поста ), Тадингьют (конец буддийского поста) и Тазаунгмон (начало Катины ) , являются национальными праздниками . Дни полнолуния также обычно совпадают с многочисленными фестивалями пагод , которые обычно отмечают события в истории пагоды.

Лафет подается на традиционном лаковом подносе, называемом лафет ок .

Белый рис является основным продуктом диеты Бамара, что отражает тысячелетие непрерывного выращивания риса в бирманскоязычных регионах. Бирманское карри , приготовленное из пасты карри из лука, чеснока, имбиря, паприки и куркумы, наряду с бирманскими салатами , супами, вареными овощами и нгапи (ферментированные креветки или рыбная паста) традиционно сопровождают рис к еде. лапшу и индийский хлеб . Также едят [ 56 ] Кухня Бамара является региональной из-за различий в наличии местных ингредиентов. Для кухни Анья или Верхней Бирмы характерно большее использование сухого мяса (например, свинины и курицы), фасоли и бобовых, в то время как кухня Нижней Бирмы обычно включает больше морепродуктов и рыбных продуктов, таких как нгапи.

Бамарцы традиционно пьют зеленый чай , а также едят маринованные чайные листья, называемые лахпет , которые играют важную роль в ритуальной культуре. [ 57 ] Бирманская кухня также известна своим разнообразием монт , обильным разнообразием сладких десертов и пикантных закусок, включая бирманские оладьи . Самое известное блюдо бамарского происхождения — мохинга , рисовая лапша в рыбном бульоне. Оно доступно в большинстве частей региона и также считается национальным блюдом Мьянмы . [ 58 ]

Буддийские монахи в Мандалае получают милостыню от разносчика хтамане во время ежедневного обхода подаяния.

Бирманская кухня значительно обогатилась благодаря контактам и торговле с соседними королевствами и странами даже в наше время. Колумбийский обмен в 15 и 16 веках ввел ключевые ингредиенты в бирманский кулинарный репертуар, включая помидоры , перец чили , арахис и картофель . [ 59 ] Хотя учет доколониальных кулинарных традиций скуден, еда была и остается глубоко переплетенной с религиозной жизнью Бамара, примером которой является раздача продовольственной милостыни ( дана ) и общественные праздники, называемые сатудита и ахлу пве (အလှူပွဲ).

Литература

[ редактировать ]
Бирманская рукопись XIX века, изображающая сцену из эпоса Рамаяна .

Бирманская литература имеет давнюю историю, охватывающую религиозные и светские жанры. Бирманские хроники и исторические мемуары, называемые айедавбон, составляют основу доколониальных традиций исторического письма Бамара. [ 60 ]

Бирманский певец Уайн Лэй играет на саунге во время музыкального представления.

Традиционная музыка Бамара подразделяется на народную и классическую традиции. Фолк-музыку обычно сопровождает сасайн вайн , музыкальный ансамбль, включающий множество гонгов, барабанов и других инструментов, в том числе барабанный круг, называемый пат ваин , который является центральным элементом ансамбля. [ 61 ] Классическая музыка восходит к традициям бирманского королевского двора. Махагита , включающий составляет весь корпус бирманской классической музыки, которую часто сопровождает небольшой ансамбль камерной музыки особый набор инструментов, таких как арфа, называемая саунг гаук , колокольчик и трещотка, а также ксилофон, называемый паттала .

Традиционное платье

[ редактировать ]
Женщина из Мандалая, одетая в тянущийся хтамейн, который обычно носили до начала 20 века.

Бамар традиционно носят саронги , называемые лонги , цилиндрическую юбку длиной до щиколотки, завернутую на талии. [ 62 ] Современная форма лонги (လုံချည်) была популяризирована во время британского колониального периода и заменила гораздо более длинные пасо (ပုဆိုး) и хтамейн ( ထဘီ ) доколониальной эпохи. Местный шелковый текстиль ачейк , известный своими красочными волнообразными узорами, тесно связан с Бамаром.

Формальная одежда мужчин включает в себя лонги, куртку , баунг тайкпон похожую на маньчжурский магуа , и тканевый гаунг называемый тюрбан, . [ 63 ] Бархатные сандалии, называемые гадиба пханат ( бархатные туфли , также называемые мандалай пханат ), носят как официальную обувь как мужчины, так и женщины.

Люди Бамара обоего пола и всех возрастов также наносят танаху , пасту, полученную из ароматной древесины избранных пород деревьев, на кожу, особенно на лицо. [ 64 ] В наше время эта практика в основном ограничивается женщинами, детьми и молодыми, неженатыми мужчинами. Использование танахи характерно не только для Бамара; многие другие бирманские этнические группы также используют это косметическое средство. Западная косметика и косметика уже давно пользуются популярностью в городских районах. [ 62 ]

Личные имена

[ редактировать ]
Планетарный пост вторника в пагоде Шведагон , который обычно посещают преданные, рожденные во вторник.

У бамаров одно личное имя, у них нет фамилий и фамилий. [ 65 ] Бирманские имена обычно включают в себя смесь местных и палийских слов, которые символизируют положительные добродетели: женские имена, как правило, обозначают красоту, флору и семейные ценности, а мужские имена означают силу, храбрость и успех. [ 65 ] Личные имена начинаются с почетных знаков в зависимости от относительного пола, возраста и социального статуса. [ 66 ] Например, мужчина Бамара перейдет от почетного титула «Маунг» к «Ко» по мере приближения к среднему взрослому возрасту и от «Ко» к «У» по мере приближения к старости . [ 66 ]

Распространенная схема именования Бамара использует день рождения ребенка для присвоения первой буквы его имени, что отражает важность дня рождения в бирманской астрологии . [ 67 ] Традиционный бирманский календарь включает Яху , то есть среду, полдень.

День рождения Письма
Понедельник
( Понедельник )
က (ка), (кха), (га), (гха), д (нга)
Вторник
( Вторник )
(са), (хса), (за), (за), (ня)
Среда
( Среда )
(ла), (ва)
хм
( Раху )
(из), (из, из)
Четверг
( Четверг )
Па (па), F (гпа), Ба (ба), Ба (ба), Ма (ма)
Пятница
( Пятница )
(да), (ха)
Суббота
( Суббота )
(та), (хта), (да), (да), (на)
Воскресенье
( Воскресенье )
)
Буддийские преданные собираются у дерева Бодхи , готовясь к поливу, традиционному занятию во время Дня полнолуния в Касоне.

Бамар преимущественно представляют собой синкретическую смесь буддизма Тхеравады и местной бирманской народной религии , последняя из которых предполагает признание и почитание духов, называемых нат , и возникла еще до появления буддизма Тхеравады. Эти две религии играют важную роль в культурной жизни Бамара.

Храм Шин Упагутты в Ссипау, штат Шан.

Буддизм Тхеравады тесно переплетен с идентичностью Бамара, будучи преобладающей религией среди говорящих на бирманском языке с 11 века, во времена династии Язычников . Современный буддизм Бамара характеризуется соблюдением основных пяти заповедей и практикой даны (благотворительности), силы ( буддийской этики ) и бхаваны ( медитации ). Деревенская жизнь сосредоточена в буддийских монастырях, называемых кьяунг , которые служат общественными центрами и удовлетворяют духовные потребности общины. [ 68 ] Буддийские субботние дни, называемые Упосатха , которые следуют за фазами луны (т. е. новая, растущая, полная, убывающая), соблюдаются более набожными буддистами.

Пережитки буддизма Махаяны остаются популярными среди Бамар, включая почитание Шин Упагутты , Шин Тивали и Лауканата (бирманское название Авалокитешвары ), в то время как влияние индуизма может заключаться в широко распространенном почитании индуистских божеств, таких как Туятхади (бирманское имя). для Сарасвати ) и практика ритуалов ядайи . Меньшие общины исповедуют более эзотерические формы буддизма, включая вейцца . практики

Кокос, называемый он-дау , традиционно вешают на юго-западный столб в доме, символизируя домашнего хранителя нац.

Бамар также исповедуют веру в натов-хранителей, особенно почитание Махагири , домашнего ната-хранителя . [ 40 ] В семьях Бамара традиционно есть святилище, в котором хранится кокос с длинным стеблем, называемый он-до , символ Махагири. [ 40 ] Святыня традиционно размещается у главной юго-западной колонны дома (так называемой йотаинг или ရိုးတိုင်). Выражение бирманской народной религии очень локализовано; Бамар в Верхней Мьянме и городских районах склонны ублажать Тридцать семь минут, пантеон натов , тесно связанных с доколониальным королевским двором. [ 40 ] Между тем, бамары в Нижней Мьянме склонны ублажать других местных натов или натов-опекунов, таких как Баго Медо и У Шин Ги . [ 40 ] Дома духов , называемые нат ейн или в нат син встречаются , обычно районах Бамара.

Меньшинство Бамара исповедуют другие религии, включая ислам и христианство. Среди них мусульмане Бамара (ранее известные как Зербади или Пати) являются потомками межрасовых браков между индийскими отцами-мусульманами и матерями-буддистами Бамара и идентифицируют себя как Бамар. [ 69 ] [ 70 ] [ примечание 4 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Исторические варианты написания включают «Бирман».
  2. Тангуты Западной Ся (к северу от Юньнани примерно в это время) говорили на тибето-бирманском языке, который, возможно, также был близок к бирманскому-и. Если заглянуть еще дальше в прошлое, то можно сказать, что жители древнего царства Саньсиндуй в провинции Сычуань (XII–XI вв. до н. э.), вероятно, были предками более поздних тибето-бирманских групп и, возможно, даже в более узком смысле, предков бирманцев, говорящих на языке йи в Диан и Йеланг.
  3. ^ В отличие от стандартного бирманского языка, Ракхайн также объединяет гласные /i/ и /e/ .
  4. Термин Зербади впервые был использован при переписи населения Бирмы 1891 года и может происходить от персидской фразы zer bad, что означает «под ветром» или «земля востока».
  1. ^ «В Таиланде изгнанные бирманские общины поддерживают революцию у себя дома» . Le Monde.fr . 30 марта 2022 г.
  2. ^ «Эмигранты в «маленькой Мьянме» Сингапура присматриваются к своей родине» .
  3. ^ Перепись населения Австралии 2016 года «бирманские австралийцы»
  4. ^ Оцука, Косей (январь 2022 г.). «15 бирманцев: беженцы и маленький Янгон» Языковые сообщества в Японии . дои : 10.1093/bear/9780198856610.003.0016 .
  5. ^ Jump up to: а б с д и Брэдли, Дэвид (28 января 2019 г.). «Языковая политика и языковое планирование в материковой части Юго-Восточной Азии: Мьянма и Лису» . Лингвистический авангард . 5 (1): 20180071. doi : 10.1515/lingvan-2018-0071 . ISSN   2199-174X . S2CID   203848291 .
  6. ^ «Сводка по стране» , The World Factbook , Центральное разведывательное управление , получено 21 августа 2022 г.
  7. ^ Jump up to: а б с Брэдли, Дэвид (9 августа 2021 г.), Сидвелл, Пол; Дженни, Матиас (ред.), «17 типологических профилей бирмских языков» , «Языки и лингвистика материковой Юго-Восточной Азии» , Де Грюйтер, стр. 299–336, doi : 10.1515/9783110558142-017 , ISBN  978-3-11-055814-2 , S2CID   243225016 , получено 22 августа 2022 г.
  8. ^ Jump up to: а б с Аунг-Твин, Майкл (июнь 2008 г.). «Мранма Пран: Когда контекст сталкивается с понятием» . Журнал исследований Юго-Восточной Азии . 39 (2): 193–217. дои : 10.1017/S0022463408000179 . ISSN   1474-0680 . S2CID   154992861 .
  9. ^ «Бирма решает, что это «Союз Мьянмы» » . Лос-Анджелес Таймс . 21 июня 1989 года . Проверено 21 августа 2022 г.
  10. ^ Алагаппа, Мутиа, изд. (1 июля 1998 г.), «Заметки» , Практика азиатской безопасности , Stanford University Press, стр. 701–744, doi : 10.1515/9780804765121-024 , ISBN  978-0-8047-6512-1 , получено 21 августа 2022 г.
  11. ^ Гайо, Джеймс Ф.; Бэджли, Джон (1990). «Мьянма в 1989 году: Татмадау V» . Азиатский опрос . 30 (2): 187–195. дои : 10.2307/2644897 . ISSN   0004-4687 . JSTOR   2644897 .
  12. ^ Jump up to: а б с Хилл, Натан В., изд. (2019), «Бирманский» , Историческая фонология тибетского, бирманского и китайского языков , Кембридж: Cambridge University Press, стр. 46–83, doi : 10.1017/9781316550939.003 , ISBN  978-1-107-14648-8 , получено 21 августа 2022 г.
  13. ^ Го, Геок Янь (23 февраля 2021 г.), «Коммерческие сети и экономические структуры буддистов Тхеравады в Юго-Восточной Азии (Таиланд и Мьянма)» , Оксфордская исследовательская энциклопедия истории Азии , Oxford University Press, doi : 10.1093/acrefore/9780190277727.013.546 , ISBN  978-0-19-027772-7 , получено 21 августа 2022 г.
  14. ^ «Бирманцы/мьянмарцы». Энциклопедия культур и повседневной жизни Worldmark . Азия и Океания, АК. Том. 3 (3-е изд.). Фармингтон-Хиллз: Гейл. 2017. С. 206–212.
  15. ^ Минахан, Джеймс (2012). Этнические группы Южной Азии и Тихого океана: Энциклопедия . АВС-КЛИО. ISBN  978-1-59884-659-1 .
  16. ^ Хадсон, Боб (2022). «Ранние государства в Мьянме». В Хайэме, Чарльз Ф.В.; Ким, Нам К. (ред.). Оксфордский справочник по ранней Юго-Восточной Азии . Издательство Оксфордского университета. стр. 659–678. дои : 10.1093/oxfordhb/9780199355358.013.11 . ISBN  9780199355372 .
  17. ^ Чарни, Майкл В. (31 августа 2021 г.), «Религия и миграция в Ракхайне» , Оксфордская исследовательская энциклопедия истории Азии , Oxford University Press, doi : 10.1093/acrefore/9780190277727.013.414 , ISBN  978-0-19-027772-7 , получено 11 сентября 2022 г.
  18. ^ Jump up to: а б с Уэр, Энтони; Лаутидес, Костас (1 октября 2018 г.). «Рассказы Ракхайн-Бирмана:« Независимость »,« Единство »,« Проникновение » » . дои : 10.1093/oso/9780190928865.003.0004 . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  19. ^ Jump up to: а б Дрюс, Стивен К. (2020), Оиси, Микио (редактор), «Нежелательное этническое меньшинство Мьянмы: история и анализ кризиса рохинджа» , Управление конфликтами в условиях глобализации АСЕАН , Сингапур: Springer Singapore, стр. 17–46 , doi : 10.1007/978-981-32-9570-4_2 , ISBN  978-981-329-569-8 , S2CID   211420005 , получено 13 сентября 2022 г.
  20. ^ Jump up to: а б Саммерер, Моника; Хорст, Юрген; Эрхарт, Гертрауд; Вайссенштайнер, Ханси; Шёнхерр, Себастьян; Пэчер, Доминик; Форер, Люк; Хорст, Дэвид; Манхарт, Анжелика; Хорст, Бэзил; Сангуансермсри, Торпонг; Клосс-Брандштеттер, Анита (2014). «Крупномасштабный анализ митохондриальной ДНК в Юго-Восточной Азии выявляет эволюционные последствия культурной изоляции в многоэтническом населении Мьянмы» . Эволюционная биология BMC . 14 (1): 17. дои : 10.1186/1471-2148-14-17 . ПМЦ   3913319 . ПМИД   24467713 .
  21. ^ Нучпраюн, Иссаранг; Луичароен, Чалиса; Чароенвей, Вариса (январь 2008 г.). «Мутации глюкозо-6-фосфатдегидрогеназы у мон и бирманцев южной Мьянмы» . Журнал генетики человека . 53 (1): 48–54. дои : 10.1007/s10038-007-0217-3 . ISSN   1435-232X . ПМИД   18046504 . S2CID   22331704 .
  22. ^ Чангмай, Пия; Кочи, Ян; Флегонтов, Павел (2 июля 2022 г.). «Реконструкция генетической истории носителей кра-дай из Таиланда» . дои : 10.1101/2022.06.30.498332 . S2CID   250267533 . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  23. ^ Jump up to: а б с О, Су-Энн, изд. (31 декабря 2016 г.), «4. Бирманские территории и границы в создании национального государства Мьянма» , Горные и морские пограничные пейзажи Мьянмы , ISEAS Publishing, стр. 99–120, doi : 10.1355/9789814695770-010 , ISBN  978-981-4695-77-0 , получено 22 августа 2022 г.
  24. ^ Jump up to: а б Хаутман, Густав (2002). «Бирманцы». В Кристенсене, Карен; Левинсон, Дэвид (ред.). Энциклопедия современной Азии . Том. 1. Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера. стр. 383–384.
  25. ^ «Старая идентичность, новая идентификация для меньшинств Мандалая» . Мьянма Таймс . 11 апреля 2014 года . Проверено 26 августа 2022 г.
  26. ^ «Кризис идентичности: этническая принадлежность и конфликт в Мьянме» . Международная кризисная группа . 28 августа 2020 г.
  27. ^ Каллахан, Мэри П. (2017). «Искаженные и опасные данные? Лумио в переписи населения и жилищного фонда Мьянмы 2014 года» . Пребывание: Журнал социальных проблем Юго-Восточной Азии . 32 (2): 452–478. ISSN   1793-2858 .
  28. ^ Таунхмунг, Ардет Маунг (20 апреля 2022 г.), « Национальные расы» в Мьянме» , Оксфордская исследовательская энциклопедия истории Азии , Oxford University Press, doi : 10.1093/acrefore/9780190277727.013.656 , ISBN 656  978-0-19-027772-7 , получено 21 августа 2022 г.
  29. ^ Jump up to: а б с д Уолтон, Мэтью Дж. (1 февраля 2013 г.). «Заработная плата бирманца: этническая принадлежность и бирманские привилегии в современной Мьянме» . Журнал современной Азии . 43 (1): 1–27. дои : 10.1080/00472336.2012.730892 . ISSN   0047-2336 . S2CID   153678275 .
  30. ^ Юг, Эшли; Лалл, Мари (2016). «Язык, образование и мирный процесс в Мьянме» . Современная Юго-Восточная Азия: журнал международных и стратегических дел . 38 (1): 128–153. дои : 10.1353/csa.2016.0009 . ISSN   1793-284X . S2CID   148334206 .
  31. ^ Jump up to: а б Рид, Энтони Дж.С., изд. (31 декабря 2018 г.), «9. Был ли семнадцатый век переломным моментом в истории Бирмы?» , Юго-Восточная Азия в эпоху раннего Нового времени , Cornell University Press, стр. 214–249, doi : 10.7591/9781501732171-014 , ISBN  978-1-5017-3217-1 , S2CID   239286280 , получено 22 августа 2022 г.
  32. ^ Тейлор, Роберт Х. (1 ноября 2005 г.). «Создают ли государства нации?» . Исследования Юго-Восточной Азии . 13 (3): 261–286. дои : 10.5367/000000005775179676 . ISSN   0967-828X . S2CID   147590714 .
  33. ^ Хан, Энзе (10 октября 2019 г.). «Сравнительное национальное строительство в приграничных районах» . Асимметричные соседи . стр. 118–136. дои : 10.1093/oso/9780190688301.003.0007 . ISBN  978-0-19-068830-1 .
  34. ^ Шобер, Джулиана (30 ноября 2010 г.). «Появление светского в современной Бирме» . Современные буддийские конъюнктуры в Мьянме . стр. 34–45. дои : 10.21313/Гавайи/9780824833824.003.0003 . ISBN  9780824833824 .
  35. ^ Jump up to: а б с д и Чем Тун Вин. «Состав различных этнических групп восьми основных национальных этнических рас в Мьянме» . Посольство Союза Мьянмы, Брюссель .
  36. ^ Бутри, Максим (2020), Белл, Мартин; Бернар, Од; Чарльз-Эдвардс, Элин; Чжу, Ю (ред.), «Внутренняя миграция в Мьянме» , Внутренняя миграция в странах Азии , Чам: Springer International Publishing, стр. 163–183, doi : 10.1007/978-3-030-44010-7_9 , ISBN  978-3-030-44009-1 , S2CID   226488320 , получено 11 сентября 2022 г.
  37. ^ Мьянма-английский словарь . Комиссия по языку Мьянмы. 1993.
  38. ^ Jump up to: а б «Глава II. Бирма: Земля и люди» , Modern Burma , University of California Press, стр. 9–22, 31 декабря 1942 г., doi : 10.1525/9780520351851-005 , ISBN  978-0-520-35185-1 , получено 22 августа 2022 г.
  39. ^ «13 Без парадигмы Мона» , «Туманы Раманьи» , University of Hawaii Press, стр. 299–322, 31 декабря 2020 г., doi : 10.1515/9780824874414-014 , ISBN  978-0-8248-7441-4 , S2CID   242241627 , получено 22 августа 2022 г.
  40. ^ Jump up to: а б с д и ж Уоллис, Кезия (2021). «Натс в стране Хинта: деревенская религия в Нижней Мьянме» . Журнал исследований Бирмы . 25 (2): 193–226. дои : 10.1353/jbs.2021.0010 . ISSN   2010-314X . S2CID   237987753 .
  41. ^ Jump up to: а б Чжо, Ньи Ньи (4 мая 2019 г.). «Подделка чистой местной крови инопланетянами? Капья смешанной расы в колониальной и постколониальной Мьянме» . Социальные идентичности . 25 (3): 345–359. дои : 10.1080/13504630.2018.1499223 . ISSN   1350-4630 . S2CID   150236662 .
  42. ^ Киик, Лаур (2020). «Слияния в условиях конфликта: как сопротивление Китая проекту строительства плотины Мьицоне связало национализмы Качина и Бамара в раздираемой войной Бирме» . Журнал исследований Бирмы . 24 (2): 229–273. дои : 10.1353/jbs.2020.0010 . ISSN   2010-314X . S2CID   231624929 .
  43. ^ Брэдли, Дэвид (31 декабря 1996 г.), Вурм, Стивен А.; Мулхаулер, Питер; Трайон, Даррелл Т. (ред.), «Бирманский язык как лингва-франка» , Атлас языков межкультурного общения в Тихоокеанском регионе, Азии и Америке , Де Грюйтер Мутон, стр. 745–748, doi : 10.1515/9783110819724.2.745 , ISBN  978-3-11-013417-9 , получено 22 августа 2022 г.
  44. ^ Брэдли, Дэвид (весна 1993 г.). «Местоимения на бирманском языке-лоло» (PDF) . Лингвистика Тибето-Бирманского региона . 16 (1).
  45. ^ Jump up to: а б Дженни, Матиас (9 августа 2021 г.), Сидвелл, Пол; Дженни, Матиас (ред.), «25 национальных языков MSEA: бирманский, тайский, лаосский, кхмерский, вьетнамский» , «Языки и лингвистика материковой части Юго-Восточной Азии », Де Грюйтер, стр. 599–622, doi : 10.1515/9783110558142 -025 , ISBN  978-3-11-055814-2 , S2CID   238646178 , получено 22 августа 2022 г.
  46. ^ Курабэ, Кейта (31 декабря 2016 г.) «Фонология бирманских заимствований в Jinghpaw» . исследование Киотского университета 35 : 91–128. : 10.14989 /219015 . Лингвистическое   . doi
  47. ^ Фен, Вонг Сун (апрель 2005 г.). «Английский в Мьянме» . Журнал РЭЛК . 36 (1): 93–104. дои : 10.1177/0033688205053485 . ISSN   0033-6882 . S2CID   144616722 .
  48. ^ Jump up to: а б Дженни, Матиас (9 августа 2021 г.), Сидвелл, Пол; Дженни, Матиас (ред.), «36 систем письменности MSEA» , «Языки и лингвистика материковой Юго-Восточной Азии» , Де Грютер, стр. 879–906, doi : 10.1515/9783110558142-036 , ISBN  978-3-11-055814-2 , S2CID   240911420 , получено 22 августа 2022 г.
  49. ^ Jump up to: а б Хилл, Натан В. (9 августа 2021 г.), Сидвелл, Пол; Дженни, Матиас (ред.), «7 стипендий по трансгималайским (тибето-бирманским) языкам Юго-Восточной Азии» , «Языки и лингвистика материковой Юго-Восточной Азии» , Де Грюйтер, стр. 111–138, doi : 10.1515/9783110558142 -007 , hdl : 2262/97064 , ISBN  978-3-11-055814-2 , S2CID   243683303 , получено 22 августа 2022 г.
  50. ^ Фроули, Уильям (май 2003 г.). «Бирманский». Международная энциклопедия лингвистики (2-е изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-513977-8 . {{cite book}}: CS1 maint: дата и год ( ссылка )
  51. ^ «Личность Мьянмы» . www.myanmar.gov.mm . Архивировано из оригинала 22 августа 2007 года . Проверено 22 мая 2022 г.
  52. ^ Пекенино, Карла (26 октября 2016 г.). «Мьянма снова названа самой щедрой страной в мире» . CNN . Проверено 11 сентября 2022 г.
  53. ^ «Мировой индекс благотворительности CAF 2021» (PDF) . Благотворительный фонд помощи . Июнь 2021.
  54. ^ «Британский антрополог говорит, что в Мьянме будет только четыре типа мирских свадеб» . 7Day News — новости за 7 дней (на бирманском языке) . Проверено 17 января 2021 г.
  55. ^ «КАК БИРМАНЦЫ ПРАЗДНУЮТ НОВЫЙ ГОД?» . RU – Путешествовать – значит жить (по-вьетнамски). 16 июня 2017 года . Проверено 9 июля 2018 г.
  56. ^ Дугид, Наоми (27 ноября 2012 г.). Бирма: реки вкуса . Случайный дом Канады. ISBN  978-0-307-36217-9 .
  57. ^ ван Дрим, Джордж Л. (1 января 2019 г.). Сказка о чае: всесторонняя история чая с доисторических времен до наших дней . БРИЛЛ. дои : 10.1163/9789004393608_002 . ISBN  978-90-04-39360-8 . S2CID   187229807 .
  58. ^ «Бирманская еда: основные блюда, которые можно есть в Мьянме» . Продовольственная республика . 22 февраля 2017 года . Проверено 9 июля 2018 г.
  59. ^ Кумо, Кристофер (25 февраля 2015 г.). Продолжающийся колумбийский обмен: истории биологического и экономического переноса в мировой истории: истории биологического и экономического переноса в мировой истории . АВС-КЛИО. ISBN  978-1-61069-796-5 .
  60. ^ Уэйд, Джефф (29 марта 2012 г.). «Историческое письмо Юго-Восточной Азии» . Оксфордская история исторического письма . стр. 119–147. doi : 10.1093/acprof:osobl/9780199219179.003.0007 . ISBN  978-0-19-921917-9 .
  61. ^ Гарифас, Роберт (1985). «Развитие современного бирманского ансамбля Сайн». Азиатская музыка . 16 (1): 1–28. дои : 10.2307/834011 . JSTOR   834011 .
  62. ^ Jump up to: а б «Традиционные модные решения Мьянмы сохраняются» . Consult-myanmar.com . Проверено 9 июля 2018 г.
  63. ^ «Происхождение современной мужской одежды Мьянмы» . Потерянные шаги . Проверено 7 декабря 2020 г.
  64. ^ Йени (5 августа 2011 г.). «Красота – это больше, чем просто кожа» . Иравади . Архивировано из оригинала 6 августа 2011 года . Проверено 7 августа 2011 г.
  65. ^ Jump up to: а б «Мьянманская (бирманская) культура» . Культурный атлас . Проверено 22 августа 2022 г.
  66. ^ Jump up to: а б Хаинг, До Ми Ми (1 февраля 1958 г.). «Бирманские имена» . Атлантика . Проверено 22 августа 2022 г.
  67. ^ Ма Тин Чо Мар (2020). «ОНОМАСТИЧЕСКОЕ СОКРОВИЩЕ БИРМАНСКИХ ЛИЧНЫХ ИМЕН И ПРАКТИКИ ИМЕНОВАНИЯ В МЬЯНМЕ». Проблемы образования (43). Университет Малайи.
  68. ^ Гриффитс, Майкл П. (21 ноября 2019 г.). Общественные организации благосостояния в сельской Мьянме: нестабильность и Парахита . Рутледж. ISBN  978-1-000-76743-8 .
  69. ^ Кхин Маунг Инь (2005). «Заметность этнической принадлежности среди бирманских мусульман: исследование формирования идентичности». Интеллектуальный дискурс . 13 (2): 161–179.
  70. ^ Аяко, Сайто (2014). «Формирование концепции мусульман Мьянмы как коренных граждан: их история и современное положение» (PDF) . Журнал Софийских азиатских исследований (32): 25–40.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9c6aeba49974f6101a8f359093c05073__1721478060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9c/73/9c6aeba49974f6101a8f359093c05073.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bamar people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)