Бамар люди
бирманцы ба. в Лу Мьюи | |
---|---|
Регионы со значительной численностью населения | |
Мьянма | 35,077,800 |
Таиланд | 2,300,000 [ 1 ] |
Сингапур | 50,000 [ 2 ] |
Австралия | 32,655 [ 3 ] |
Япония | 28,860 [ 4 ] |
Языки | |
бирманский | |
Религия | |
Преимущественно буддизм Тхеравады и бирманская народная религия. меньшинства Христианство и ислам | |
Родственные этнические группы | |
Бамар ( бирманский : бирманцы ; МЛЦТС : ба. ма лу мюи: , IPA: [bəmà lùmjó] ) — китайско-тибетоязычная этническая группа, родом из Мьянмы . [ 5 ] При численности населения около 35 миллионов человек они являются крупнейшей этнической группой в Мьянме , составляющей 68,78% от общей численности населения страны. Географической родиной Бамара является бассейн реки Иравади . Бамар говорят на бирманском языке , который является национальным языком и лингва-франка Мьянмы. [ 6 ]
Этнонимы
[ редактировать ]В языке бирманском Бамар ( ဗမာ , также транскрибируется Бама ) и Мьянма ( မြန်မာ , также транслитерируется Мранма и транскрибируется Мьянма ) исторически были взаимозаменяемыми эндонимами . [ 5 ] Бирманский язык — двуязычный ; «Бамар» — это двуязычная нижняя форма слова «Мьянма», которая является двуязычным высоким эквивалентом. [ 7 ] Термин «Мьянма» сохранился до начала 1100-х годов, впервые появился на каменной надписи, где он использовался в качестве культурного идентификатора, и продолжает использоваться таким образом. [ 8 ] С начала британского колониального правления до японской оккупации Бирмы слово «Бамар» использовалось на бирманском языке для обозначения как страны, так и ее этнической группы, составляющей большинство. [ 5 ] С тех пор, как страна обрела независимость в 1948 году , «Мьянма» официально использовалась для обозначения как национального государства, так и его официального языка, а «Бамар» использовался для обозначения этнического большинства, особенно в письменном контексте. [ 5 ] В устной речи «Бамар» и «Мьянма» остаются взаимозаменяемыми, особенно в отношении обозначения языка и страны. [ 5 ]
В английском языке Бамар известен под несколькими экзонимами, включая бирманцев и бирманцев , оба из которых взаимозаменяемы использовались британцами. [ примечание 1 ] В июне 1989 года, пытаясь сделать топонимы и этнонимы страны коренными, военное правительство изменило официальные английские названия страны (с Бирмы на Мьянму), язык (с бирманского на Мьянму) и этническую группу, составляющую большинство страны. (от Бирманцев до Бамара). [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
Родовое происхождение
[ редактировать ]О северном происхождении Бамара свидетельствует сохранившееся распространение бирманских языков на севере страны, а также тот факт, что таунг ( တောင် ), бирманское слово, означающее «юг», также означает «гора», что предполагает, что в какой-то момент предки Бамара Бамар жили к северу от Гималаев . [ 12 ] Еще тысячу лет назад предки Бамар и И были гораздо более широко распространены в Юньнани, Гуйчжоу, южной Сычуани и северной Бирме. [ примечание 2 ] Во времена династии Хань в Китае Юньнань управлялась в основном бирманско-иязычными королевствами Дянь и Еланг . Во времена династии Тан в Китае Юньнань и северная Бирма находились под властью бирманско-иязычного королевства Наньчжао .
Между 600-ми и 800-ми годами Бамар в больших количествах прорвался через Гималаи и вниз по рекам Иравади (Иравади) и Салуин (Танлвин), основав форпост Пэган (Баган). [ 13 ] [ 14 ] Бамары постепенно поселились в плодородных долинах рек Иравади и Салуин, которые были домом для городов-государств Пью , где они основали Языческое королевство . [ 15 ] Между 1050-ми и 1060-ми годами король Анаврахта основал Языческую империю , впервые объединив долину Иравади и ее периферию в рамках одного государства. К 1100-м годам бирманский язык и культура стали доминировать в верхней долине Иравади, затмив Пью (ранее называвшегося Тиркул) и Пали нормы . Обычные бирманские хроники утверждают, что пью ассимилировались с населением Бамара.
К 1200-м годам поселения Бамара были обнаружены южнее Мерги (Мейк) и Тенассерим (Танинтайи), жители которых продолжают говорить на архаичных бирманских диалектах. [ 16 ] Начиная с 900-х годов носители бирманского языка начали мигрировать на запад, пересекая горы Аракан и поселившись на территории нынешнего штата Ракхайн . [ 17 ] [ 18 ] К 1100-м годам они укрепили контроль над регионом, став государством-данником Языческой Империи до 13 века. [ 19 ] [ 18 ] Со временем эти бамарские мигранты сформировали особую культурную идентичность, став народом Ракхайн (также известным как араканцы). [ 18 ] [ 19 ]
Генетика
[ редактировать ]Анализ ДНК 2014 года показал, что Бамар демонстрирует «экстраординарное» генетическое разнообразие с 80 различными митохондриальными линиями и признаками недавней демографической экспансии. [ 20 ] Поскольку Бамар расширили свое присутствие в регионе после их прибытия к 800-м годам, они, вероятно, включили в себя более старые гаплогруппы , включая группы Пью и Мон. [ 20 ] Другое генетическое исследование мутаций G6PD у мужчин Мон и Бамар показало, что эти две группы, вероятно, имеют общее происхождение, несмотря на то, что они говорят на языках, принадлежащих к разным языковым семьям. [ 21 ] Другое исследование 2022 года показало, что у жителей Центрального и Южного Тайланда большая доля предков, связанных с Бамаром (24% и 11% соответственно), в то время как происхождение Бамара также было обнаружено среди групп Палаунг и Шан. [ 22 ]
Этническая принадлежность
[ редактировать ]Современная идентичность Бамара остается проницаемой и динамичной и обычно отличается языком и религией, то есть бирманским языком и буддизмом Тхеравады. [ 23 ] Существуют значительные различия между людьми, которые идентифицируют себя как Бамар, и члены других этнических групп, особенно мон , шань , карен и китайско-бирманцы , идентифицируют себя как Бамар в различной степени, некоторые до степени полной ассимиляции. [ 24 ] [ 25 ] По сей день в бирманском языке нет точной терминологии, которая отличала бы европейские понятия расы, этнической принадлежности и религии; термин лу-мио ( လူမျိုး , букв. « тип человека » ) может относиться ко всем трем. [ 26 ] Например, многие жители Бамара идентифицируют себя как члены «буддийского лу-мио» или « мьянманского лу-мио », что представляет собой серьезную проблему для переписчиков. [ 27 ]
В доколониальную эпоху этническая идентичность была изменчивой и динамичной, отмеченной отношениями покровитель-клиент, религией и региональным происхождением. [ 28 ] Следовательно, многие небамарцы ассимилировали и приняли бамарскую идентичность и нормы в социально-политических целях. [ 29 ] Между 1500-ми и 1800-ми годами понятие бамарской идентичности значительно расширилось благодаря смешанным бракам с другими общинами и добровольным изменениям в самоидентификации, особенно в регионах, говорящих на языке мон и шань. [ 30 ] [ 31 ] Идентичность Бамара также была более инклюзивной в доколониальную эпоху, особенно в 1700-х годах, когда короли Конбаунгов предприняли крупные кампании по территориальному расширению до Манипура , Ассама , Мраук-У и Пегу . [ 29 ] Эти кампании аналогичны кампаниям в других королевствах Юго-Восточной Азии, таким как экспансия Вьетнама на юг ( Нам Тьен вырвала контроль над дельтой Меконга у Чампы ), которая в тот же период .
В начале 1900-х годов в ответ на британское колониальное правление развилось более узкое направление бамарского национализма, которое не смогло устранить недовольство Бамара и активно лишило бамарцев доступа к общественным занятиям, таким как образовательные и военные. [ 32 ] [ 29 ] Одним из основных недовольств Бамара британским колониальным правлением была повсеместная иммиграция людей небамарского происхождения из других частей Британской Индии, которая воспринималась как превращение народа Бамара в меньшинство на их собственной родине. [ 33 ] В 1925 году все военнослужащие Бамара, служившие в Британской индийской армии , были уволены, а колониальные власти приняли политику исключения, согласно которой только меньшинства чин, качин и карен будут подлежать вербовке в армию. ведущая бирманская националистическая группа Добама Азиайоне К 1930 году возникла , из которой такие лидеры независимости, как У Ну и Аунг Сан , начали свою политическую карьеру. [ 24 ] [ 29 ] На протяжении большей части своей колониальной истории Бирма управлялась как провинция Британской Индии . Лишь в 1937 году Бирма была официально отделена и перешла под прямое управление Британской Короны после долгой борьбы за прямое колониальное представительство. [ 34 ]
Государственная классификация
[ редактировать ]Правительство Бирмы официально относит девять «этнических групп» к «национальной расе» Бамара. [ 35 ] Из этих девяти групп Бамар, Давэй (тавоян), Мьеик или Бейк (мергезцы), Яу и Ябейн говорят на диалектах бирманского языка. [ 35 ] Одна группа, хпоны , говорит на бирманском языке, тесно связанном с бирманским. [ 35 ] Две группы, Каду и Ганан , говорят на более отдаленных китайско-тибетских языках. Последняя группа, мокен («Салон» на бирманском языке), говорит на несвязанном с ними австронезийском языке . [ 35 ] Говорящие по-бирмански дану и инта относятся к «национальной расе» шан . [ 35 ]
Географическое распространение
[ редактировать ]Мьянма
[ редактировать ]Бамар преимущественно проживают в месте слияния долин рек Иравади , Салуин и Ситтаунг в центре страны, которые примерно охватывают семь административных регионов страны , а именно Сагайн , Магве , Мандалай в Верхней Мьянме , а также Баго , Янгон , Иравади и Регионы Танинтхайи в Нижней Мьянме . Однако бамары, особенно трудовые мигранты, проживают во всех 14 регионах и штатах Мьянмы. [ 36 ]
Культурный центр Бамара называется Анья ( အညာ , букв. « выше по течению » , также пишется Аньяр), это территория, примыкающая к верховьям реки Иравади и сосредоточенная вокруг Сагаинга, Магве и Мандалая. [ 8 ] [ 37 ] [ 38 ] Регион Анья ( အညာဒေသ ) на английском языке часто называют «центральной засушливой зоной» из-за небольшого количества осадков и зависимости от водного орошения. [ 38 ] В течение 1100 лет этот регион был домом для ряда бирманских королевских столиц , пока британцы не аннексировали Верхнюю Бирму (последнюю оставшуюся часть королевства Конбаунг ) в 1885 году. [ 8 ] Бамар из этого региона по-бирмански называется аньяр тар . [ 39 ]
В 1500-х годах, с расширением Империи Таунгу , Бамар начали заселять нижние участки долины реки Иравади, включая Таунгу и Пром (ныне Пьяй), помогая распространять бирманский язык и социальные обычаи Бамара. [ 31 ] Этот приток миграции в исторически говорящие на монском языке регионы совпал с приходом к власти короля Табиншвехти . [ 40 ] Эта модель миграции усилилась во времена династии Конбаунг, особенно среди мужчин, специализирующихся на выращивании влажного риса, поскольку женщинам и детям обычно запрещалось эмигрировать. [ 40 ] После британской аннексии Нижней Бирмы в 1852 году миллионы жителей Бамара из региона Анья переселились в малонаселенную дельту Иравади в период с 1858 по 1941 год. [ 41 ] [ 23 ] Бамар были привлечены к этой «рисовой границе» британскими колониальными властями, которые стремились расширить выращивание риса в колонии и привлечь опытных фермеров Бамара. [ 23 ] К 1890-м годам британцы создали еще один центр силы и политической экономии в дельте Иравади. [ 41 ]
Диаспора
[ редактировать ]Бамар эмигрировали в соседние азиатские страны, а также в западные страны, отражая модели миграции более широкой бирманской диаспоры . Значительная миграция началась в начале Второй мировой войны и продолжалась на протяжении десятилетий военного правления, экономического спада и политической нестабильности. Многие поселились в Европе, особенно в Великобритании. После обретения Мьянмой независимости (1948–1962 гг.) многие Бамар эмигрировали в азиатские страны, такие как Таиланд, Малайзия, Сингапур, Китай, Тайвань и Япония, а также в англоязычные страны, такие как США, Великобритания, Австралия и Новая Зеландия. . [ 42 ]
Язык
[ редактировать ]Бирманский язык , член китайско-тибетской языковой семьи , является родным языком народа Бамар. [ 12 ] и национальный язык Мьянмы. Бирманский язык является наиболее распространенным тибето-бирманским языком и используется в качестве лингва-франка в Мьянме 97% населения страны. [ 43 ] Бирманский язык — диглоссический язык с литературной высокой и разговорной низкой формами. Литературная форма бирманского языка сохраняет многие консервативные классические формы и грамматические частицы, восходящие к древнебирманским каменным надписям, но больше не используется в разговорном бирманском языке. [ 44 ]
Пали , литургический язык буддизма Тхеравады, является основным источником бирманских заимствований. [ 7 ] Британская колонизация также внесла в бирманский лексикон многочисленные английские заимствования. [ 45 ] Как лингва-франка, бирманский язык был источником и посредником в заимствованиях других лоло-бирманских языков и основных региональных языков, включая шань, качин и мон. [ 7 ] [ 45 ] [ 46 ]
Бирманский язык имеет давнюю литературную традицию и традицию широкого распространения грамотности. [ 47 ] Бирманский язык — пятый китайско-тибетский язык, развивший письменность, после китайского , тибетского , пью и тангутского . Самый старый сохранившийся письменный бирманский документ — надпись Мязеди , датированная 1113 годом. [ 12 ] Бирманское письмо представляет собой индийскую систему письма , и современная бирманская орфография сохраняет черты древнебирманского правописания. [ 48 ] Сценарии Шан, Ахом, Кхамти, Карен и Палаунг являются потомками бирманского письма. [ 48 ]
Стандартный бирманский язык основан на языке, на котором говорят в городских центрах Янгона и Мандалая, хотя более отчетливые бирманские диалекты, в том числе яу , давэй (тавоян), мьеик , палау , интха-дану , араканский (ракхайн) и таунгио , появляются в более периферийные и отдаленные районы страны. [ 49 ] Эти диалекты отличаются от стандартного бирманского языка произношением и лексическим выбором, а не грамматикой. [ 50 ] Например, в араканском языке сохраняется звук /ɹ/ , который слился со звуком /j/ в стандартном бирманском языке между 1700-ми и 1800-ми годами (хотя первый звук все еще представлен в современной бирманской орфографии), в то время как диалекты Давэй и Инта сохраняют медиальный / l /, который исчез в стандартной бирманской орфографии к 1100-м годам. [ 49 ] Различие в произношении отражено в слове «земля», которое произносится /mjè/ на стандартном бирманском языке, /mɹì/ на араканском языке (оба пишутся မြေ ) и /mlè/ на языке Давэй (пишется မ္လေ ). [ примечание 3 ]
Культура и общество
[ редактировать ]Культура Бамара, включая традиции, литературу, кухню, музыку, танцы и театр, находилась под значительным влиянием буддизма Тхеравады, а также исторических контактов и обмена с соседними обществами, а в последнее время сформировалась под влиянием колониальной и постколониальной истории Мьянмы.
Ключевой социальной ценностью Бамара является концепция анаде , которая проявляется в очень сильных запретах (например, колебаниях, нежелании, сдержанности или избегании) самоутверждаться в человеческих отношениях, основанных на страхе, что это кого-то обидит или заставит кого-то проиграть . лицо , или смущаться, или доставлять неудобства. [ 51 ] Благотворительность и милостыня также занимают центральное место в обществе Бамара, о чем лучше всего свидетельствует постоянное присутствие Мьянмы среди самых щедрых стран мира согласно Всемирному индексу благотворительности , поскольку этот рейтинг был впервые представлен в 2013 году. [ 52 ] [ 53 ]
Бамар обычно признают Двенадцать Благоприятных Ритуалов , которые представляют собой серию обрядов перехода . наречение ребенка, первое кормление, прокалывание ушей для девочек, буддийское посвящение ( синбю ) для мальчиков и свадебные обряды. Среди этих обрядов сегодня наиболее широко практикуются [ 54 ]
Календарь
[ редактировать ]Традиционный бирманский календарь — это лунно-солнечный календарь, который широко применялся на всей территории материковой Юго-Восточной Азии, включая Сиам и Лан Ксанг , до конца 19 века. Подобно соседним Таиланду, Лаосу и Камбодже, Тингьян , который проводится в апреле, знаменует собой начало бирманского Нового года. [ 55 ] Несколько буддийских дней полнолуния, включая дни полнолуния Табаунг (для Магха Пуджи ), Касон ( Весак ), Васо (начало буддийского поста ), Тадингьют (конец буддийского поста) и Тазаунгмон (начало Катины ) , являются национальными праздниками . Дни полнолуния также обычно совпадают с многочисленными фестивалями пагод , которые обычно отмечают события в истории пагоды.
Кухня
[ редактировать ]Белый рис является основным продуктом диеты Бамара, что отражает тысячелетие непрерывного выращивания риса в бирманскоязычных регионах. Бирманское карри , приготовленное из пасты карри из лука, чеснока, имбиря, паприки и куркумы, наряду с бирманскими салатами , супами, вареными овощами и нгапи (ферментированные креветки или рыбная паста) традиционно сопровождают рис к еде. лапшу и индийский хлеб . Также едят [ 56 ] Кухня Бамара является региональной из-за различий в наличии местных ингредиентов. Для кухни Анья или Верхней Бирмы характерно большее использование сухого мяса (например, свинины и курицы), фасоли и бобовых, в то время как кухня Нижней Бирмы обычно включает больше морепродуктов и рыбных продуктов, таких как нгапи.
Бамарцы традиционно пьют зеленый чай , а также едят маринованные чайные листья, называемые лахпет , которые играют важную роль в ритуальной культуре. [ 57 ] Бирманская кухня также известна своим разнообразием монт , обильным разнообразием сладких десертов и пикантных закусок, включая бирманские оладьи . Самое известное блюдо бамарского происхождения — мохинга , рисовая лапша в рыбном бульоне. Оно доступно в большинстве частей региона и также считается национальным блюдом Мьянмы . [ 58 ]
Бирманская кухня значительно обогатилась благодаря контактам и торговле с соседними королевствами и странами даже в наше время. Колумбийский обмен в 15 и 16 веках ввел ключевые ингредиенты в бирманский кулинарный репертуар, включая помидоры , перец чили , арахис и картофель . [ 59 ] Хотя учет доколониальных кулинарных традиций скуден, еда была и остается глубоко переплетенной с религиозной жизнью Бамара, примером которой является раздача продовольственной милостыни ( дана ) и общественные праздники, называемые сатудита и ахлу пве (အလှူပွဲ).
Литература
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( сентябрь 2022 г. ) |
Бирманская литература имеет давнюю историю, охватывающую религиозные и светские жанры. Бирманские хроники и исторические мемуары, называемые айедавбон, составляют основу доколониальных традиций исторического письма Бамара. [ 60 ]
Музыка
[ редактировать ]Традиционная музыка Бамара подразделяется на народную и классическую традиции. Фолк-музыку обычно сопровождает сасайн вайн , музыкальный ансамбль, включающий множество гонгов, барабанов и других инструментов, в том числе барабанный круг, называемый пат ваин , который является центральным элементом ансамбля. [ 61 ] Классическая музыка восходит к традициям бирманского королевского двора. Махагита , включающий составляет весь корпус бирманской классической музыки, которую часто сопровождает небольшой ансамбль камерной музыки особый набор инструментов, таких как арфа, называемая саунг гаук , колокольчик и трещотка, а также ксилофон, называемый паттала .
Традиционное платье
[ редактировать ]Бамар традиционно носят саронги , называемые лонги , цилиндрическую юбку длиной до щиколотки, завернутую на талии. [ 62 ] Современная форма лонги (လုံချည်) была популяризирована во время британского колониального периода и заменила гораздо более длинные пасо (ပုဆိုး) и хтамейн ( ထဘီ ) доколониальной эпохи. Местный шелковый текстиль ачейк , известный своими красочными волнообразными узорами, тесно связан с Бамаром.
Формальная одежда мужчин включает в себя лонги, куртку , баунг тайкпон похожую на маньчжурский магуа , и тканевый гаунг называемый тюрбан, . [ 63 ] Бархатные сандалии, называемые гадиба пханат ( бархатные туфли , также называемые мандалай пханат ), носят как официальную обувь как мужчины, так и женщины.
Люди Бамара обоего пола и всех возрастов также наносят танаху , пасту, полученную из ароматной древесины избранных пород деревьев, на кожу, особенно на лицо. [ 64 ] В наше время эта практика в основном ограничивается женщинами, детьми и молодыми, неженатыми мужчинами. Использование танахи характерно не только для Бамара; многие другие бирманские этнические группы также используют это косметическое средство. Западная косметика и косметика уже давно пользуются популярностью в городских районах. [ 62 ]
Личные имена
[ редактировать ]У бамаров одно личное имя, у них нет фамилий и фамилий. [ 65 ] Бирманские имена обычно включают в себя смесь местных и палийских слов, которые символизируют положительные добродетели: женские имена, как правило, обозначают красоту, флору и семейные ценности, а мужские имена означают силу, храбрость и успех. [ 65 ] Личные имена начинаются с почетных знаков в зависимости от относительного пола, возраста и социального статуса. [ 66 ] Например, мужчина Бамара перейдет от почетного титула «Маунг» к «Ко» по мере приближения к среднему взрослому возрасту и от «Ко» к «У» по мере приближения к старости . [ 66 ]
Распространенная схема именования Бамара использует день рождения ребенка для присвоения первой буквы его имени, что отражает важность дня рождения в бирманской астрологии . [ 67 ] Традиционный бирманский календарь включает Яху , то есть среду, полдень.
День рождения | Письма |
---|---|
Понедельник ( Понедельник ) |
က (ка), ခ (кха), ဂ (га), ဃ (гха), д (нга) |
Вторник ( Вторник ) |
စ (са), ဆ (хса), ဇ (за), ဈ (за), ည (ня) |
Среда ( Среда ) |
ಲ (ла), ವ (ва) |
хм ( Раху ) |
ယ (из), ရ (из, из) |
Четверг ( Четверг ) |
Па (па), F (гпа), Ба (ба), Ба (ба), Ма (ма) |
Пятница ( Пятница ) |
த (да), ம (ха) |
Суббота ( Суббота ) |
த (та), த (хта), ಲ (да), (да), ಮ (на) |
Воскресенье ( Воскресенье ) |
) (а |
Религия
[ редактировать ]Бамар преимущественно представляют собой синкретическую смесь буддизма Тхеравады и местной бирманской народной религии , последняя из которых предполагает признание и почитание духов, называемых нат , и возникла еще до появления буддизма Тхеравады. Эти две религии играют важную роль в культурной жизни Бамара.
Буддизм Тхеравады тесно переплетен с идентичностью Бамара, будучи преобладающей религией среди говорящих на бирманском языке с 11 века, во времена династии Язычников . Современный буддизм Бамара характеризуется соблюдением основных пяти заповедей и практикой даны (благотворительности), силы ( буддийской этики ) и бхаваны ( медитации ). Деревенская жизнь сосредоточена в буддийских монастырях, называемых кьяунг , которые служат общественными центрами и удовлетворяют духовные потребности общины. [ 68 ] Буддийские субботние дни, называемые Упосатха , которые следуют за фазами луны (т. е. новая, растущая, полная, убывающая), соблюдаются более набожными буддистами.
Пережитки буддизма Махаяны остаются популярными среди Бамар, включая почитание Шин Упагутты , Шин Тивали и Лауканата (бирманское название Авалокитешвары ), в то время как влияние индуизма может заключаться в широко распространенном почитании индуистских божеств, таких как Туятхади (бирманское имя). для Сарасвати ) и практика ритуалов ядайи . Меньшие общины исповедуют более эзотерические формы буддизма, включая вейцца . практики
Бамар также исповедуют веру в натов-хранителей, особенно почитание Махагири , домашнего ната-хранителя . [ 40 ] В семьях Бамара традиционно есть святилище, в котором хранится кокос с длинным стеблем, называемый он-до , символ Махагири. [ 40 ] Святыня традиционно размещается у главной юго-западной колонны дома (так называемой йотаинг или ရိုးတိုင်). Выражение бирманской народной религии очень локализовано; Бамар в Верхней Мьянме и городских районах склонны ублажать Тридцать семь минут, пантеон натов , тесно связанных с доколониальным королевским двором. [ 40 ] Между тем, бамары в Нижней Мьянме склонны ублажать других местных натов или натов-опекунов, таких как Баго Медо и У Шин Ги . [ 40 ] Дома духов , называемые нат ейн или в нат син встречаются , обычно районах Бамара.
Меньшинство Бамара исповедуют другие религии, включая ислам и христианство. Среди них мусульмане Бамара (ранее известные как Зербади или Пати) являются потомками межрасовых браков между индийскими отцами-мусульманами и матерями-буддистами Бамара и идентифицируют себя как Бамар. [ 69 ] [ 70 ] [ примечание 4 ]
См. также
[ редактировать ]- Бирманская пагода и фестиваль пагод
- Синбю и Агата
- бирманцы
- Культура Мьянмы
- Демография Мьянмы
- люди дану
- Люди Ракхайн
- Бирманская мифология
Примечания
[ редактировать ]- ^ Исторические варианты написания включают «Бирман».
- ↑ Тангуты Западной Ся (к северу от Юньнани примерно в это время) говорили на тибето-бирманском языке, который, возможно, также был близок к бирманскому-и. Если заглянуть еще дальше в прошлое, то можно сказать, что жители древнего царства Саньсиндуй в провинции Сычуань (XII–XI вв. до н. э.), вероятно, были предками более поздних тибето-бирманских групп и, возможно, даже в более узком смысле, предков бирманцев, говорящих на языке йи в Диан и Йеланг.
- ^ В отличие от стандартного бирманского языка, Ракхайн также объединяет гласные /i/ и /e/ .
- ↑ Термин Зербади впервые был использован при переписи населения Бирмы 1891 года и может происходить от персидской фразы zer bad, что означает «под ветром» или «земля востока».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «В Таиланде изгнанные бирманские общины поддерживают революцию у себя дома» . Le Monde.fr . 30 марта 2022 г.
- ^ «Эмигранты в «маленькой Мьянме» Сингапура присматриваются к своей родине» .
- ^ Перепись населения Австралии 2016 года «бирманские австралийцы»
- ^ Оцука, Косей (январь 2022 г.). «15 бирманцев: беженцы и маленький Янгон» Языковые сообщества в Японии . дои : 10.1093/bear/9780198856610.003.0016 .
- ^ Jump up to: а б с д и Брэдли, Дэвид (28 января 2019 г.). «Языковая политика и языковое планирование в материковой части Юго-Восточной Азии: Мьянма и Лису» . Лингвистический авангард . 5 (1): 20180071. doi : 10.1515/lingvan-2018-0071 . ISSN 2199-174X . S2CID 203848291 .
- ^ «Сводка по стране» , The World Factbook , Центральное разведывательное управление , получено 21 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Брэдли, Дэвид (9 августа 2021 г.), Сидвелл, Пол; Дженни, Матиас (ред.), «17 типологических профилей бирмских языков» , «Языки и лингвистика материковой Юго-Восточной Азии» , Де Грюйтер, стр. 299–336, doi : 10.1515/9783110558142-017 , ISBN 978-3-11-055814-2 , S2CID 243225016 , получено 22 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Аунг-Твин, Майкл (июнь 2008 г.). «Мранма Пран: Когда контекст сталкивается с понятием» . Журнал исследований Юго-Восточной Азии . 39 (2): 193–217. дои : 10.1017/S0022463408000179 . ISSN 1474-0680 . S2CID 154992861 .
- ^ «Бирма решает, что это «Союз Мьянмы» » . Лос-Анджелес Таймс . 21 июня 1989 года . Проверено 21 августа 2022 г.
- ^ Алагаппа, Мутиа, изд. (1 июля 1998 г.), «Заметки» , Практика азиатской безопасности , Stanford University Press, стр. 701–744, doi : 10.1515/9780804765121-024 , ISBN 978-0-8047-6512-1 , получено 21 августа 2022 г.
- ^ Гайо, Джеймс Ф.; Бэджли, Джон (1990). «Мьянма в 1989 году: Татмадау V» . Азиатский опрос . 30 (2): 187–195. дои : 10.2307/2644897 . ISSN 0004-4687 . JSTOR 2644897 .
- ^ Jump up to: а б с Хилл, Натан В., изд. (2019), «Бирманский» , Историческая фонология тибетского, бирманского и китайского языков , Кембридж: Cambridge University Press, стр. 46–83, doi : 10.1017/9781316550939.003 , ISBN 978-1-107-14648-8 , получено 21 августа 2022 г.
- ^ Го, Геок Янь (23 февраля 2021 г.), «Коммерческие сети и экономические структуры буддистов Тхеравады в Юго-Восточной Азии (Таиланд и Мьянма)» , Оксфордская исследовательская энциклопедия истории Азии , Oxford University Press, doi : 10.1093/acrefore/9780190277727.013.546 , ISBN 978-0-19-027772-7 , получено 21 августа 2022 г.
- ^ «Бирманцы/мьянмарцы». Энциклопедия культур и повседневной жизни Worldmark . Азия и Океания, АК. Том. 3 (3-е изд.). Фармингтон-Хиллз: Гейл. 2017. С. 206–212.
- ^ Минахан, Джеймс (2012). Этнические группы Южной Азии и Тихого океана: Энциклопедия . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-59884-659-1 .
- ^ Хадсон, Боб (2022). «Ранние государства в Мьянме». В Хайэме, Чарльз Ф.В.; Ким, Нам К. (ред.). Оксфордский справочник по ранней Юго-Восточной Азии . Издательство Оксфордского университета. стр. 659–678. дои : 10.1093/oxfordhb/9780199355358.013.11 . ISBN 9780199355372 .
- ^ Чарни, Майкл В. (31 августа 2021 г.), «Религия и миграция в Ракхайне» , Оксфордская исследовательская энциклопедия истории Азии , Oxford University Press, doi : 10.1093/acrefore/9780190277727.013.414 , ISBN 978-0-19-027772-7 , получено 11 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Уэр, Энтони; Лаутидес, Костас (1 октября 2018 г.). «Рассказы Ракхайн-Бирмана:« Независимость »,« Единство »,« Проникновение » » . дои : 10.1093/oso/9780190928865.003.0004 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б Дрюс, Стивен К. (2020), Оиси, Микио (редактор), «Нежелательное этническое меньшинство Мьянмы: история и анализ кризиса рохинджа» , Управление конфликтами в условиях глобализации АСЕАН , Сингапур: Springer Singapore, стр. 17–46 , doi : 10.1007/978-981-32-9570-4_2 , ISBN 978-981-329-569-8 , S2CID 211420005 , получено 13 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Саммерер, Моника; Хорст, Юрген; Эрхарт, Гертрауд; Вайссенштайнер, Ханси; Шёнхерр, Себастьян; Пэчер, Доминик; Форер, Люк; Хорст, Дэвид; Манхарт, Анжелика; Хорст, Бэзил; Сангуансермсри, Торпонг; Клосс-Брандштеттер, Анита (2014). «Крупномасштабный анализ митохондриальной ДНК в Юго-Восточной Азии выявляет эволюционные последствия культурной изоляции в многоэтническом населении Мьянмы» . Эволюционная биология BMC . 14 (1): 17. дои : 10.1186/1471-2148-14-17 . ПМЦ 3913319 . ПМИД 24467713 .
- ^ Нучпраюн, Иссаранг; Луичароен, Чалиса; Чароенвей, Вариса (январь 2008 г.). «Мутации глюкозо-6-фосфатдегидрогеназы у мон и бирманцев южной Мьянмы» . Журнал генетики человека . 53 (1): 48–54. дои : 10.1007/s10038-007-0217-3 . ISSN 1435-232X . ПМИД 18046504 . S2CID 22331704 .
- ^ Чангмай, Пия; Кочи, Ян; Флегонтов, Павел (2 июля 2022 г.). «Реконструкция генетической истории носителей кра-дай из Таиланда» . дои : 10.1101/2022.06.30.498332 . S2CID 250267533 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б с О, Су-Энн, изд. (31 декабря 2016 г.), «4. Бирманские территории и границы в создании национального государства Мьянма» , Горные и морские пограничные пейзажи Мьянмы , ISEAS Publishing, стр. 99–120, doi : 10.1355/9789814695770-010 , ISBN 978-981-4695-77-0 , получено 22 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Хаутман, Густав (2002). «Бирманцы». В Кристенсене, Карен; Левинсон, Дэвид (ред.). Энциклопедия современной Азии . Том. 1. Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера. стр. 383–384.
- ^ «Старая идентичность, новая идентификация для меньшинств Мандалая» . Мьянма Таймс . 11 апреля 2014 года . Проверено 26 августа 2022 г.
- ^ «Кризис идентичности: этническая принадлежность и конфликт в Мьянме» . Международная кризисная группа . 28 августа 2020 г.
- ^ Каллахан, Мэри П. (2017). «Искаженные и опасные данные? Лумио в переписи населения и жилищного фонда Мьянмы 2014 года» . Пребывание: Журнал социальных проблем Юго-Восточной Азии . 32 (2): 452–478. ISSN 1793-2858 .
- ^ Таунхмунг, Ардет Маунг (20 апреля 2022 г.), « Национальные расы» в Мьянме» , Оксфордская исследовательская энциклопедия истории Азии , Oxford University Press, doi : 10.1093/acrefore/9780190277727.013.656 , ISBN 656 978-0-19-027772-7 , получено 21 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д Уолтон, Мэтью Дж. (1 февраля 2013 г.). «Заработная плата бирманца: этническая принадлежность и бирманские привилегии в современной Мьянме» . Журнал современной Азии . 43 (1): 1–27. дои : 10.1080/00472336.2012.730892 . ISSN 0047-2336 . S2CID 153678275 .
- ^ Юг, Эшли; Лалл, Мари (2016). «Язык, образование и мирный процесс в Мьянме» . Современная Юго-Восточная Азия: журнал международных и стратегических дел . 38 (1): 128–153. дои : 10.1353/csa.2016.0009 . ISSN 1793-284X . S2CID 148334206 .
- ^ Jump up to: а б Рид, Энтони Дж.С., изд. (31 декабря 2018 г.), «9. Был ли семнадцатый век переломным моментом в истории Бирмы?» , Юго-Восточная Азия в эпоху раннего Нового времени , Cornell University Press, стр. 214–249, doi : 10.7591/9781501732171-014 , ISBN 978-1-5017-3217-1 , S2CID 239286280 , получено 22 августа 2022 г.
- ^ Тейлор, Роберт Х. (1 ноября 2005 г.). «Создают ли государства нации?» . Исследования Юго-Восточной Азии . 13 (3): 261–286. дои : 10.5367/000000005775179676 . ISSN 0967-828X . S2CID 147590714 .
- ^ Хан, Энзе (10 октября 2019 г.). «Сравнительное национальное строительство в приграничных районах» . Асимметричные соседи . стр. 118–136. дои : 10.1093/oso/9780190688301.003.0007 . ISBN 978-0-19-068830-1 .
- ^ Шобер, Джулиана (30 ноября 2010 г.). «Появление светского в современной Бирме» . Современные буддийские конъюнктуры в Мьянме . стр. 34–45. дои : 10.21313/Гавайи/9780824833824.003.0003 . ISBN 9780824833824 .
- ^ Jump up to: а б с д и Чем Тун Вин. «Состав различных этнических групп восьми основных национальных этнических рас в Мьянме» . Посольство Союза Мьянмы, Брюссель .
- ^ Бутри, Максим (2020), Белл, Мартин; Бернар, Од; Чарльз-Эдвардс, Элин; Чжу, Ю (ред.), «Внутренняя миграция в Мьянме» , Внутренняя миграция в странах Азии , Чам: Springer International Publishing, стр. 163–183, doi : 10.1007/978-3-030-44010-7_9 , ISBN 978-3-030-44009-1 , S2CID 226488320 , получено 11 сентября 2022 г.
- ^ Мьянма-английский словарь . Комиссия по языку Мьянмы. 1993.
- ^ Jump up to: а б «Глава II. Бирма: Земля и люди» , Modern Burma , University of California Press, стр. 9–22, 31 декабря 1942 г., doi : 10.1525/9780520351851-005 , ISBN 978-0-520-35185-1 , получено 22 августа 2022 г.
- ^ «13 Без парадигмы Мона» , «Туманы Раманьи» , University of Hawaii Press, стр. 299–322, 31 декабря 2020 г., doi : 10.1515/9780824874414-014 , ISBN 978-0-8248-7441-4 , S2CID 242241627 , получено 22 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Уоллис, Кезия (2021). «Натс в стране Хинта: деревенская религия в Нижней Мьянме» . Журнал исследований Бирмы . 25 (2): 193–226. дои : 10.1353/jbs.2021.0010 . ISSN 2010-314X . S2CID 237987753 .
- ^ Jump up to: а б Чжо, Ньи Ньи (4 мая 2019 г.). «Подделка чистой местной крови инопланетянами? Капья смешанной расы в колониальной и постколониальной Мьянме» . Социальные идентичности . 25 (3): 345–359. дои : 10.1080/13504630.2018.1499223 . ISSN 1350-4630 . S2CID 150236662 .
- ^ Киик, Лаур (2020). «Слияния в условиях конфликта: как сопротивление Китая проекту строительства плотины Мьицоне связало национализмы Качина и Бамара в раздираемой войной Бирме» . Журнал исследований Бирмы . 24 (2): 229–273. дои : 10.1353/jbs.2020.0010 . ISSN 2010-314X . S2CID 231624929 .
- ^ Брэдли, Дэвид (31 декабря 1996 г.), Вурм, Стивен А.; Мулхаулер, Питер; Трайон, Даррелл Т. (ред.), «Бирманский язык как лингва-франка» , Атлас языков межкультурного общения в Тихоокеанском регионе, Азии и Америке , Де Грюйтер Мутон, стр. 745–748, doi : 10.1515/9783110819724.2.745 , ISBN 978-3-11-013417-9 , получено 22 августа 2022 г.
- ^ Брэдли, Дэвид (весна 1993 г.). «Местоимения на бирманском языке-лоло» (PDF) . Лингвистика Тибето-Бирманского региона . 16 (1).
- ^ Jump up to: а б Дженни, Матиас (9 августа 2021 г.), Сидвелл, Пол; Дженни, Матиас (ред.), «25 национальных языков MSEA: бирманский, тайский, лаосский, кхмерский, вьетнамский» , «Языки и лингвистика материковой части Юго-Восточной Азии », Де Грюйтер, стр. 599–622, doi : 10.1515/9783110558142 -025 , ISBN 978-3-11-055814-2 , S2CID 238646178 , получено 22 августа 2022 г.
- ^ Курабэ, Кейта (31 декабря 2016 г.) «Фонология бирманских заимствований в Jinghpaw» . исследование Киотского университета 35 : 91–128. : 10.14989 /219015 . Лингвистическое . doi
- ^ Фен, Вонг Сун (апрель 2005 г.). «Английский в Мьянме» . Журнал РЭЛК . 36 (1): 93–104. дои : 10.1177/0033688205053485 . ISSN 0033-6882 . S2CID 144616722 .
- ^ Jump up to: а б Дженни, Матиас (9 августа 2021 г.), Сидвелл, Пол; Дженни, Матиас (ред.), «36 систем письменности MSEA» , «Языки и лингвистика материковой Юго-Восточной Азии» , Де Грютер, стр. 879–906, doi : 10.1515/9783110558142-036 , ISBN 978-3-11-055814-2 , S2CID 240911420 , получено 22 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Хилл, Натан В. (9 августа 2021 г.), Сидвелл, Пол; Дженни, Матиас (ред.), «7 стипендий по трансгималайским (тибето-бирманским) языкам Юго-Восточной Азии» , «Языки и лингвистика материковой Юго-Восточной Азии» , Де Грюйтер, стр. 111–138, doi : 10.1515/9783110558142 -007 , hdl : 2262/97064 , ISBN 978-3-11-055814-2 , S2CID 243683303 , получено 22 августа 2022 г.
- ^ Фроули, Уильям (май 2003 г.). «Бирманский». Международная энциклопедия лингвистики (2-е изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-513977-8 .
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ «Личность Мьянмы» . www.myanmar.gov.mm . Архивировано из оригинала 22 августа 2007 года . Проверено 22 мая 2022 г.
- ^ Пекенино, Карла (26 октября 2016 г.). «Мьянма снова названа самой щедрой страной в мире» . CNN . Проверено 11 сентября 2022 г.
- ^ «Мировой индекс благотворительности CAF 2021» (PDF) . Благотворительный фонд помощи . Июнь 2021.
- ^ «Британский антрополог говорит, что в Мьянме будет только четыре типа мирских свадеб» . 7Day News — новости за 7 дней (на бирманском языке) . Проверено 17 января 2021 г.
- ^ «КАК БИРМАНЦЫ ПРАЗДНУЮТ НОВЫЙ ГОД?» . RU – Путешествовать – значит жить (по-вьетнамски). 16 июня 2017 года . Проверено 9 июля 2018 г.
- ^ Дугид, Наоми (27 ноября 2012 г.). Бирма: реки вкуса . Случайный дом Канады. ISBN 978-0-307-36217-9 .
- ^ ван Дрим, Джордж Л. (1 января 2019 г.). Сказка о чае: всесторонняя история чая с доисторических времен до наших дней . БРИЛЛ. дои : 10.1163/9789004393608_002 . ISBN 978-90-04-39360-8 . S2CID 187229807 .
- ^ «Бирманская еда: основные блюда, которые можно есть в Мьянме» . Продовольственная республика . 22 февраля 2017 года . Проверено 9 июля 2018 г.
- ^ Кумо, Кристофер (25 февраля 2015 г.). Продолжающийся колумбийский обмен: истории биологического и экономического переноса в мировой истории: истории биологического и экономического переноса в мировой истории . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-61069-796-5 .
- ^ Уэйд, Джефф (29 марта 2012 г.). «Историческое письмо Юго-Восточной Азии» . Оксфордская история исторического письма . стр. 119–147. doi : 10.1093/acprof:osobl/9780199219179.003.0007 . ISBN 978-0-19-921917-9 .
- ^ Гарифас, Роберт (1985). «Развитие современного бирманского ансамбля Сайн». Азиатская музыка . 16 (1): 1–28. дои : 10.2307/834011 . JSTOR 834011 .
- ^ Jump up to: а б «Традиционные модные решения Мьянмы сохраняются» . Consult-myanmar.com . Проверено 9 июля 2018 г.
- ^ «Происхождение современной мужской одежды Мьянмы» . Потерянные шаги . Проверено 7 декабря 2020 г.
- ^ Йени (5 августа 2011 г.). «Красота – это больше, чем просто кожа» . Иравади . Архивировано из оригинала 6 августа 2011 года . Проверено 7 августа 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «Мьянманская (бирманская) культура» . Культурный атлас . Проверено 22 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Хаинг, До Ми Ми (1 февраля 1958 г.). «Бирманские имена» . Атлантика . Проверено 22 августа 2022 г.
- ^ Ма Тин Чо Мар (2020). «ОНОМАСТИЧЕСКОЕ СОКРОВИЩЕ БИРМАНСКИХ ЛИЧНЫХ ИМЕН И ПРАКТИКИ ИМЕНОВАНИЯ В МЬЯНМЕ». Проблемы образования (43). Университет Малайи.
- ^ Гриффитс, Майкл П. (21 ноября 2019 г.). Общественные организации благосостояния в сельской Мьянме: нестабильность и Парахита . Рутледж. ISBN 978-1-000-76743-8 .
- ^ Кхин Маунг Инь (2005). «Заметность этнической принадлежности среди бирманских мусульман: исследование формирования идентичности». Интеллектуальный дискурс . 13 (2): 161–179.
- ^ Аяко, Сайто (2014). «Формирование концепции мусульман Мьянмы как коренных граждан: их история и современное положение» (PDF) . Журнал Софийских азиатских исследований (32): 25–40.
Библиография
[ редактировать ]- Гордон, Раймонд Дж. младший (2005). «Языковые родословные» . Этнолог: Языки мира, Пятнадцатое издание . СИЛ Интернешнл . Проверено 6 июля 2006 г.
- Кхин Мё Чит (1980). Цветы и фестивали в течение бирманского года .
- Скотт, Джеймс Джордж (1882). Бирманец: его жизнь и представления . Лондон: Макмиллан.
- Мьинт-У, Тан (2006). Река потерянных шагов — истории Бирмы . Фаррар, Штраус и Жиру. ISBN 978-0-374-16342-6 .
- Цая (1886). Мьям-Ма, Дом бирманцев . Калькутта: Такер, Спинк и Ко, стр. 36–37.