Ашейк

Ачейк ( အချိတ် ; [ʔət͡ɕʰeɪʔ] ) или лунтая ачейк (လွန်းတစ်ရာအချိတ်; букв. « сотня челнока ачейк » ), это название местного бирманского текстиля. узор. Он представляет собой замысловатые волны, переплетающиеся с полосами горизонтальных полос, украшенные арабесками . Лунтая ( လွန်းတစ်ရာ ; [lʊ́ɴtəjà] ), что буквально означает «сто челноков», относится к трудоемкому, дорогому и сложному процессу плетения этого узора, который требует использования от 50 до 200 отдельных челноков, каждая из которых имеет свой цвет. из шелка. [1] [2] Ткачество трудоемко: для получения переплетающихся волнообразных узоров требуется как минимум два ткача, манипулирующих челноками. [3]

Ачейк чаще всего используется в качестве ткани для мужского пасо или женского хтамеина . Цветовые палитры, используемые в ашейке, включают в себя смелый набор контрастных оттенков в аналогичной цветовой гамме, чтобы создать мерцающий эффект обманки . [3] В моделях для мужчин представлены более простые зигзагообразные, косые и переплетающиеся мотивы, а для женщин переплетаются волнистые волны с причудливыми украшениями, такими как цветочные мотивы или лианы. [3]
Производство
[ редактировать ]Города Амарапура и Вундвин остаются крупными национальными центрами традиционного ткачества ачейк , хотя в последние годы более дешевые имитации фабричного производства из Китая и Индии Мьянмы значительно разрушили традиционную кустарную промышленность . [4]
Происхождение
[ редактировать ]Плетение ачейк берет свое начало в Амарапуре , недалеко от пагоды Пахтодавги . [5] Название Ачейк может происходить от названия квартала, в котором жили ткачи, Летчейк- Роу (လက်ချိတ်တန်း); сам термин ранее назывался вайк (ဝိုက်), имея в виду тканый зигзагообразный узор. [5]
Хотя некоторые источники утверждают, что узор ачейк был введен ткачами Манипури в конце 1700-х годов, не существует сопоставимого текстиля Манипури, который бы напоминал ачейк . [3] Волнообразные узоры на самом деле могли быть вдохновлены неолитическими мотивами и природными явлениями (например, волнами, облаками, местной флорой и фауной). [5] Узоры типа Ачейк встречаются на керамике, относящейся к городам-государствам Пью (400-900-е годы н.э.), а также на настенных росписях храмов, относящихся к эпохе Королевства Баган (1000-1200-е годы н.э.). [3] Подарки в качестве дани, подаренные бирманскому королевскому двору, также могли стать дополнительным источником вдохновения. [5] Текстиль стал популярным во времена династии Конбаунг , во время которой законы о роскоши регулировали, кто может носить одежду ачейк . [6] Узор ачейк носили исключительно члены королевского двора, чиновники и их окружение. [5]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Грин, Джиллиан (25 мая 2012 г.). «На грани современности: бирманская живопись конца девятнадцатого века на ткани, изображающая Вессантара Джатака». Журнал исследований Бирмы . 16 (1): 79–121. дои : 10.1353/jbs.2012.0000 . ISSN 2010-314X . S2CID 162846149 .
- ^ «Шелковая ачейк-лунтая | Виктория и Альберта Поиск в коллекциях» . Collections.vam.ac.uk . Проверено 5 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Грин, Александра (2008). Эклектичное коллекционирование: искусство Бирмы в музее Денисона . НУС Пресс. ISBN 978-9971-69-404-3 .
- ^ Линн, Чжо Йе (26 января 2019 г.). «Ткачи традиционного текстиля в Мандалае объединяйтесь» . Граница Мьянмы . Проверено 28 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Хардиман, Джон Перси (1901). Шелк в Бирме . суперинтендант государственной типографии, Бирма.
- ^ «Традиция ачейкского ткачества в Мьянме - ICHCAP» . Проверено 28 марта 2020 г.