Jump to content

Текстиль мапуче

мапуче Традиционное пончо выставлено в Museo Artesanía Chilena .

Одним из самых известных видов искусства мапуче является текстиль . Традиция производства текстиля мапуче восходит к доиспанским временам и продолжается по сей день. До 20-го века текстиль мапуче и, в частности, пончо были важными предметами торговли.

В андских обществах текстиль имел большое значение. Они были разработаны для использования в качестве одежды, инструмента и убежища для дома, а также как символ статуса. [1] В регионе Араукания в шестнадцатом и семнадцатом веках, как сообщают различные летописцы Чили, мапуче стремились включить латиноамериканскую одежду и ткани в качестве военных трофеев в договоры с испанцами. На похороны они одевали своих умерших в лучшую одежду и лучшие ткани. [2]

Самые старые данные о текстиле в самых южных районах американского континента (сегодня юг Чили и Аргентина) обнаружены в некоторых археологических раскопках, например, на кладбище Питрен недалеко от города Темуко и на месте Альбоянко в регионе Биобио , оба из которых Чили; и кладбище Реболледо Арриба в провинции Неукен (Аргентина). Исследователи обнаружили свидетельства существования тканей, изготовленных с использованием сложных технологий и рисунков, датируемых 1300-1350 годами нашей эры. [3]

Самые старые исторические документы, относящиеся к текстильному искусству коренных народов южной территории Чили и Аргентины, датируются шестнадцатым веком и состоят из хроник европейских исследователей и поселенцев. В этих отчетах говорится, что во время прибытия европейцев в регион Араукания местные туземцы носили ткани из верблюжьей шерсти (альпаки и лам), которые они шили из меха этих животных. Позже, после того как испанцы завезли овец, индейцы начали разводить этих животных и использовать их шерсть для ткачества. Постепенно оно заменило использование верблюжьей шерсти. К концу шестнадцатого века коренные жители разводили овец с более крепким телом и более густой и длинной шерстью, чем те, которые были импортированы европейцами. Эти новые породы лучше подходили к местным условиям. [4]

Производство

[ редактировать ]

Женщины мапуче занимались прядением и ткачеством. Знания как о технике ткачества, так и о узорах текстиля, характерных для данной местности, обычно передавались внутри семьи: матери, бабушки и тети обучали девочку навыкам, которым они научились у своих старших. Женщины, преуспевшие в текстильном искусстве, удостоились больших наград за свои достижения и внесли экономический и культурный вклад в развитие своей родственной группы. О важности ткачества свидетельствует ожидание, что мужчина даст большее приданое за невесту, которая была опытным ткачом. [5]

Торговля

[ редактировать ]

Кроме того, мапуче использовали свои ткани как важный излишек и товар для биржевой торговли. В многочисленных отчетах XVI века описывается их обмен текстилем с другими коренными народами и с колонистами в недавно построенных поселениях. Такая торговля позволила мапуче получить те товары, которые они не производили и не пользовались большим уважением, например, лошадей. Объемы тканей, изготовленных женщинами-аборигенами и продаваемых в Араукании и на севере аргентинской Патагонии, были действительно значительными и представляют собой жизненно важный экономический ресурс для семей коренных народов. [6] Производство тканей во времена до европейского заселения явно предназначалось для использования помимо внутреннего потребления. [7] Пончо мапуче XIX века явно превосходили некоренные чилийские ткани и имели хорошее качество по сравнению с современными европейскими шерстяными тканями. По сообщениям того времени, пончо можно было обменять на несколько лошадей или до семидесяти килограммов мате . [8]

Текущее использование и производство

[ редактировать ]

В настоящее время ткани, сотканные мапуче, продолжают использоваться для бытовых целей, а также для подарков, продажи или обмена. Большинство женщин мапуче и членов их семей теперь носят одежду иностранного дизайна, сшитую из материалов промышленного происхождения, но они продолжают ткать пончо, одеяла, ленты и ремни для регулярного использования. Многие ткани ткутся для торговли и во многих случаях являются важным источником дохода для семей. [9]

Многие женщины мапуче продолжают ткать ткани по обычаям своих предков и таким же образом передают свои знания: в быту, от матери к дочери, от бабушек к внучкам. Эта форма обучения основана на имитации жестов, и лишь в редких случаях и при крайней необходимости ученик получает четкие инструкции или помощь от своих инструкторов. Знания передаются так же, как ткут ткань: плетение и передача знаний идут рука об руку. [5]

  1. ^ Перерыв, 1975.
  2. ^ Палермо, 1994; Мендес, 2009б.
  3. ^ Бругноли и Осес де ла Гуардиа, 1995; Альварадо, 2002 г.
  4. ^ Джозеф, 1931; Палермо, 1994 г.; Мендес, 2009а.
  5. ^ Jump up to: а б Уилсон, 1992 г.; Мендес, 2009а.
  6. ^ Гуаравалья, 1986; Палермо, 1994 г.; Мендес, 2009б.
  7. ^ Мендес, 2009b.
  8. ^ Льорка-Ханья, Руководство (2014). «Переоценка текстильного производства мапуче и овцеводства в девятнадцатом веке» . История . 47 (1) . Проверено 30 января 2016 г.
  9. ^ Уилсон, 1992; Альварадо, 2002 г.; Мендес, 2009а.

Библиография

[ редактировать ]
  • Альварадо, Маргарита (2002) «Великолепие орнамента: пончо и чанунтуку» В: Дети ветра, Искусство южных народов, XIX век. Буэнос-Айрес: Фонд PROA.
  • Бругноли, Паулина и Осес де ла Гуардиа, Соледад (1995). «Изучение фрагментов стоянки Альбоянко». В: Человек и пустыня, культурная перспектива , 9: 375–381.
  • Гаравалья, Хуан Карлос (1986). «Земляной текстиль в колониальном контексте Ривер-Плейта: неудавшаяся промышленная революция?» В: Ежегодник IEHS , 1:45-87.
  • Жозеф, Клод (1931). Арауканские ткани . Сантьяго-де-Чили: Имрента Сан-Франциско, Падре Лас Касас.
  • Мендес, Патрисия (2009a). «Текстильное наследие, самобытность коренных народов и экономические ресурсы аргентинской Патагонии». В: Интернет-журнал Ассоциации иберо-американских антропологов , 4, 1:11-53.
  • Мендес, Патрисия (2009b). «Ткани коренных народов аргентинской Патагонии: четыре столетия торговли текстилем». В: Ежегодник ИНДИАНЫ , 26: 233–265.
  • Мурра, Джон (1975). Экономические и политические образования Андского мира. Лима: Институт перуанских исследований.
  • Палермо, Мигель Анхель (1994). «Экономика и женщины на юге Аргентины». В: Американская память 3: 63-90.
  • Уилсон, Анжелика (1992). Женское искусство . Сантьяго-де-Чили: Изд. CEDEM, Коллекция декоративно-прикладного искусства № 3.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dc9a134e49554d0a5dc6895d9d30e9d1__1702003140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/dc/d1/dc9a134e49554d0a5dc6895d9d30e9d1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mapuche textiles - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)