Текстиль мапуче

Одним из самых известных видов искусства мапуче является текстиль . Традиция производства текстиля мапуче восходит к доиспанским временам и продолжается по сей день. До 20-го века текстиль мапуче и, в частности, пончо были важными предметами торговли.
История
[ редактировать ]В андских обществах текстиль имел большое значение. Они были разработаны для использования в качестве одежды, инструмента и убежища для дома, а также как символ статуса. [1] В регионе Араукания в шестнадцатом и семнадцатом веках, как сообщают различные летописцы Чили, мапуче стремились включить латиноамериканскую одежду и ткани в качестве военных трофеев в договоры с испанцами. На похороны они одевали своих умерших в лучшую одежду и лучшие ткани. [2]
Самые старые данные о текстиле в самых южных районах американского континента (сегодня юг Чили и Аргентина) обнаружены в некоторых археологических раскопках, например, на кладбище Питрен недалеко от города Темуко и на месте Альбоянко в регионе Биобио , оба из которых Чили; и кладбище Реболледо Арриба в провинции Неукен (Аргентина). Исследователи обнаружили свидетельства существования тканей, изготовленных с использованием сложных технологий и рисунков, датируемых 1300-1350 годами нашей эры. [3]
Самые старые исторические документы, относящиеся к текстильному искусству коренных народов южной территории Чили и Аргентины, датируются шестнадцатым веком и состоят из хроник европейских исследователей и поселенцев. В этих отчетах говорится, что во время прибытия европейцев в регион Араукания местные туземцы носили ткани из верблюжьей шерсти (альпаки и лам), которые они шили из меха этих животных. Позже, после того как испанцы завезли овец, индейцы начали разводить этих животных и использовать их шерсть для ткачества. Постепенно оно заменило использование верблюжьей шерсти. К концу шестнадцатого века коренные жители разводили овец с более крепким телом и более густой и длинной шерстью, чем те, которые были импортированы европейцами. Эти новые породы лучше подходили к местным условиям. [4]
Производство
[ редактировать ]Женщины мапуче занимались прядением и ткачеством. Знания как о технике ткачества, так и о узорах текстиля, характерных для данной местности, обычно передавались внутри семьи: матери, бабушки и тети обучали девочку навыкам, которым они научились у своих старших. Женщины, преуспевшие в текстильном искусстве, удостоились больших наград за свои достижения и внесли экономический и культурный вклад в развитие своей родственной группы. О важности ткачества свидетельствует ожидание, что мужчина даст большее приданое за невесту, которая была опытным ткачом. [5]
Торговля
[ редактировать ]Кроме того, мапуче использовали свои ткани как важный излишек и товар для биржевой торговли. В многочисленных отчетах XVI века описывается их обмен текстилем с другими коренными народами и с колонистами в недавно построенных поселениях. Такая торговля позволила мапуче получить те товары, которые они не производили и не пользовались большим уважением, например, лошадей. Объемы тканей, изготовленных женщинами-аборигенами и продаваемых в Араукании и на севере аргентинской Патагонии, были действительно значительными и представляют собой жизненно важный экономический ресурс для семей коренных народов. [6] Производство тканей во времена до европейского заселения явно предназначалось для использования помимо внутреннего потребления. [7] Пончо мапуче XIX века явно превосходили некоренные чилийские ткани и имели хорошее качество по сравнению с современными европейскими шерстяными тканями. По сообщениям того времени, пончо можно было обменять на несколько лошадей или до семидесяти килограммов мате . [8]
Текущее использование и производство
[ редактировать ]В настоящее время ткани, сотканные мапуче, продолжают использоваться для бытовых целей, а также для подарков, продажи или обмена. Большинство женщин мапуче и членов их семей теперь носят одежду иностранного дизайна, сшитую из материалов промышленного происхождения, но они продолжают ткать пончо, одеяла, ленты и ремни для регулярного использования. Многие ткани ткутся для торговли и во многих случаях являются важным источником дохода для семей. [9]
Многие женщины мапуче продолжают ткать ткани по обычаям своих предков и таким же образом передают свои знания: в быту, от матери к дочери, от бабушек к внучкам. Эта форма обучения основана на имитации жестов, и лишь в редких случаях и при крайней необходимости ученик получает четкие инструкции или помощь от своих инструкторов. Знания передаются так же, как ткут ткань: плетение и передача знаний идут рука об руку. [5]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перерыв, 1975.
- ^ Палермо, 1994; Мендес, 2009б.
- ^ Бругноли и Осес де ла Гуардиа, 1995; Альварадо, 2002 г.
- ^ Джозеф, 1931; Палермо, 1994 г.; Мендес, 2009а.
- ^ Jump up to: а б Уилсон, 1992 г.; Мендес, 2009а.
- ^ Гуаравалья, 1986; Палермо, 1994 г.; Мендес, 2009б.
- ^ Мендес, 2009b.
- ^ Льорка-Ханья, Руководство (2014). «Переоценка текстильного производства мапуче и овцеводства в девятнадцатом веке» . История . 47 (1) . Проверено 30 января 2016 г.
- ^ Уилсон, 1992; Альварадо, 2002 г.; Мендес, 2009а.
Библиография
[ редактировать ]- Альварадо, Маргарита (2002) «Великолепие орнамента: пончо и чанунтуку» В: Дети ветра, Искусство южных народов, XIX век. Буэнос-Айрес: Фонд PROA.
- Бругноли, Паулина и Осес де ла Гуардиа, Соледад (1995). «Изучение фрагментов стоянки Альбоянко». В: Человек и пустыня, культурная перспектива , 9: 375–381.
- Гаравалья, Хуан Карлос (1986). «Земляной текстиль в колониальном контексте Ривер-Плейта: неудавшаяся промышленная революция?» В: Ежегодник IEHS , 1:45-87.
- Жозеф, Клод (1931). Арауканские ткани . Сантьяго-де-Чили: Имрента Сан-Франциско, Падре Лас Касас.
- Мендес, Патрисия (2009a). «Текстильное наследие, самобытность коренных народов и экономические ресурсы аргентинской Патагонии». В: Интернет-журнал Ассоциации иберо-американских антропологов , 4, 1:11-53.
- Мендес, Патрисия (2009b). «Ткани коренных народов аргентинской Патагонии: четыре столетия торговли текстилем». В: Ежегодник ИНДИАНЫ , 26: 233–265.
- Мурра, Джон (1975). Экономические и политические образования Андского мира. Лима: Институт перуанских исследований.
- Палермо, Мигель Анхель (1994). «Экономика и женщины на юге Аргентины». В: Американская память 3: 63-90.
- Уилсон, Анжелика (1992). Женское искусство . Сантьяго-де-Чили: Изд. CEDEM, Коллекция декоративно-прикладного искусства № 3.