Медицина мапуче
Медицина мапуче — это система лечения, исторически используемая народом мапуче на юге Чили. По своей природе оно носит магически-религиозный характер: считается, что болезни вызываются сверхъестественными факторами, такими как заклинания, и излечиваются с помощью лечения, основанного на ритуалах, термальных водах и травах. Знание лекарственных трав является одним из самых известных элементов медицины мапуче и используется до сих пор. [1] [2]
Одним из наиболее ярких аспектов исторической медицины мапуче было использование хирургического вмешательства в качестве лечения, которое было разработано для лечения ран и травм, полученных в частых сражениях между племенами. Переломы и вывихи костей лечили обездвиживанием и покрытием конечностей пастами и мазями из лекарственных трав. [3] Как и в Европе, практика кровопускания также была обычным явлением и использовалась для лечения многих заболеваний. В культуре мапуче это делалось путем нанесения небольших порезов очень острым камнем, называемым «гинкубом», для взятия крови, а затем покрывалось порезом вяжущим веществом или травяной смесью. Кровопускание также применялось родителями к детям, чтобы сделать их легче, ловчее и способнее работать и сражаться, так как считалось, что их кровь соленая и тяжелая. [3]
Гигиена была очень важна в жизни мапуче. Они были очень чистоплотны и опрятны, каждый день купались в близлежащих ручьях и реках, независимо от погодных условий. Кора дерева Квиллая , которое очень распространено в этом районе, использовалась в качестве мыла (и до сих пор используется в некоторых коммерческих косметических продуктах). [2]
Исторический контекст
[ редактировать ]Народ мапуче возник в результате смешения двух культур: народа молуче , происходящего из нынешней аргентинской Пампы , с коренными жителями региона между реками Толтен и Био-Био в Чили .У мапуче не было письменности, и их знания передавались устно. Большинство их традиций и культуры, включая медицинские знания, были впервые задокументированы европейскими конкистадорами . [4]

Разные целители
[ редактировать ]В медицине мапуче существовало три основные категории врачей или целителей: вилеус, ампивер и мачи. [3]
- Вилеус:
- Это были врачи-методисты, которые считали, что болезни вызывают насекомые и черви. Они работали над лечением эпидемических заболеваний среди мапуче, которые в основном возникли после прибытия испанцев.
- Ампивер:
- Это были врачи-эмпирики, применявшие процедуры, основанные на наблюдении, которые использовали простые лекарства и методы. Они знали, как измерить артериальное давление и поставить базовый диагноз. Их лечение основывалось главным образом на использовании лекарственных трав.
- Эти повара:
- Они обладают обширными знаниями в области исцеления травами и растениями. Они используют эти знания, чтобы помочь восстановить здоровье, когда люди страдают от различных заболеваний. Лавентучефе не являются шаманами, и их иногда путают с мачи, но Лавентучефе не обладают мистическими знаниями. Их функция ограничивается сбором трав и их применением для лечения болезней. Состояние местных лесов поставило Лавентухефес в тяжелое положение из-за утраты медицинской флоры (лавена). Это также приводит к исчезновению Lawentuchefes в общинах.
- Мачи (шаман мапуче) представлял собой сочетание жреца и целителя. Люди мапуче посетили мачи только после того, как другие целители не смогли вылечить их состояние. У них были элементарные знания анатомии человека, и, хотя они не могли поставить диагноз на основе разрозненных симптомов, таких как рвота, лихорадка или судороги, они смогли лечить некоторые моносимптомные заболевания, такие как чесотка, радикулит или подагра, с хорошими результатами. Они глубоко понимали пользу горячих источников и советовали пациентам, какой источник воды может помочь в их болезни. Они успешно проводили небольшие операции при переломах и небольших опухолях, а также обладали знаниями о лекарственных растениях, точно зная, какое растение и какую конкретную часть этого растения следует использовать, чтобы максимально эффективно использовать их лечебные свойства.
Если пациент не выздоровел ни одним из этих методов, последним средством было проведение магического ритуала под названием «Мачитун». Мачис также служили советниками и оракулами для своего сообщества.

- Мачитун
Если бы мати безуспешно испробовал все традиционные методы лечения, нужно было бы попробовать церемонию мачитун, во время которой мати общается с духовным миром, чтобы поставить диагноз и найти лекарство.Для мачитуна мачи кладет пучок лавровых листьев и несколько листьев дерева канело в центре, в углу маленькой хижины, называемой рука [es:ruca |(ruca)], и готовит там козла для жертвоприношения. Женщины пели заунывные песни, а мачи распространяли по комнате табачный дым и готовились принести животное в жертву.Сердце козла вырезали и помещали в листья канело, а затем мачи имитировали проникновение в брюшную полость пациента в поисках «волшебного яда». Наконец, мачи сыграл культрун и впал в транс, где духи рассказали ему, как лечить пациента. [3] Иногда врачи трех типов встречались, чтобы решить проблему на собрании под названием «Тауман». [3] Помимо трех упомянутых ранее типов врачей, существовало еще два типа хирургов. Купове был патологом, который осматривал трупы, чтобы определить болезнь и причину смерти, а гутав был хирургом-экспертом в лечении ран, язв и многих видов ран. [ нужна ссылка ]
Медицина мапуче сегодня
[ редактировать ]Сегодня существует несколько правительственных программ, целью которых является интеграция традиционной медицины мапуче с западной медициной. Они стремятся включить культурные аспекты медицины мапуче в современные западные методы и таким образом облегчить внедрение современных методов в общины мапуче. Примеры включают «Programa de Salud Mapuche» (Программа здравоохранения мапуче) и «Mesa Local (PROMAP)» (Местный совет PROMAP). Целью последнего является включение в свою работу взглядов мапуче на проблемы здравоохранения и окружающей среды. [5]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Фитотерапия мапуче , субтитры на английском языке, Living Atlas Чили, получено 7 декабря 2013 г.
- ^ Jump up to: а б {Испанский} Суньига С. Некоторые аспекты обычаев и обзор ухода за детьми у древних арауканцев. Арс Медика. Журнал гуманистических медицинских исследований, 2001 г.; 141-150, получено 5 декабря 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Круз-Кока, Рикардо. История чилийской медицины. Первое издание. Сантьяго-де-Чили: Андрес Белло, 1995 г., получено 5 декабря 2013 г.
- ^ Латчем, Э. Рикардо. Социальная организация и религиозные верования древних арауканцев. Публикации Музея этнологии и антропологии Чили. Том III. Типография Сервантеса, Сантьяго, 1924 год.
- ^ Министерство здравоохранения Чили redsalud.gov.cl, получено 7 декабря 2013 г.