Традиционная медицина хауса
Эта статья о традиционной медицине хауса, практикуемой народом хауса в Западной Африке .
Медицина хауса в значительной степени характеризуется исламским влиянием, традиционной травологией в африканском стиле и религиозными практиками, которые до сих пор распространены. [1] Многие традиционные методы лечения, такие как религиозное и духовное исцеление, часто используются наряду с современной медициной в деревнях и городах хауса. [1]
Доисламское влияние
[ редактировать ]Бокайе (единственное число: бока (м), боканья (ж)) и ян бори (единственное число: Дан бори (м), Яр бори (ж)) были наиболее известными практикующими травологию в обществе хауса до прихода ислама. культура .
Бока был травником, который зарабатывал сбором и продажей лечебных трав и советами. Бока обычно выращивал собственные лекарственные травы. [2] Бока не был духовным целителем; его или ее лекарство основывалось на травах и использовалось только при незначительных недугах, таких как головные боли или расстройство желудка.
Духовное исцеление осуществлялось с помощью ян бори, практика, которая не получила продолжения после того, как ислам укоренился в обществе хауса. [2] Травы, которые бокайе использовали и, вероятно, используют до сих пор, держатся в секрете от покупателя. По сей день трудно определить, насколько хорошо травы действуют как целебное средство, поскольку бокайе не раскрывает ингредиенты их лекарств. [3] Секретность бокайе не позволяет определить эффективность традиционной медицины хауса. Бокайе знали, как использовать определенные части растения, его времена года и условия сбора урожая, а также то, где оно росло в дикой природе, а также как его выращивать. Они также знали, как обезвредить определенные растения, контролируя их опыление или перекрестно опыляя их менее сильными растениями, чтобы получить более полезное лекарство. [4]
Ян бори были анимистами , как и хауса. [2] Ян бори молился и совершал ритуалы с духами в зависимости от недуга пациента. Янбори верили в духовную одержимость , и хотя у них было много именных духов, управлявших миром, они также верили в безымянных духов, которые могут вселиться в человека и должны быть очищены от его тела. [5] Это исцеление верой нередко сопровождалось лечением травами из бокайе, при условии, что пациент мог позволить себе посетить оба. Выживанию ян бори в адаптации ислама обществом хауса способствовала их готовность принять более современные и мусульманские духи, когда начали происходить социальные сдвиги. [2]
Исламское влияние
[ редактировать ]Исламская медицина как религиозный метод исцеления не прижилась в обществе хауса до 16 века. [2] Из-за этого культурного сдвига в королевствах хауса существует две группы целителей, определяемых их практикой и методологией. Во-первых, это целители, которые специализировались на использовании трав и молитв как средств исцеления, которых называли малам и ян бори. [2] Во-вторых, это были целители, специализировавшиеся на легких недугах и операциях , — гораздо более научная группа; их титулы включали бокайе, масу магани, ванзамаи, мадораи и маламай унгозомай. [2]
Хотя операции хауса проводились до и после исламского влияния, они всегда были очень незначительными, например, обрезание или удаление небольших аномальных наростов. Из-за исламской медицинской практики развитие хирургии не продолжилось. Как пишет Исмаил Мусейн:
Отсутствие хирургии в медицинских сборниках хауса не должно удивлять никого, знакомого с исламской медициной, от которой в значительной степени зависели эти авторы. В исламской медицине недостаточно работ по общей хирургии. Помимо Китаба ат-Тасрифа испанского врача Абул Касима по хирургии, который, во всяком случае, остался незамеченным для остального исламского мира, едва ли есть какие-либо работы на эту тему, достойные упоминания. [2]
Исламское влияние на медицину хауса означало, что хирургическое вмешательство не проводилось и не изменилось. Однако исламское влияние привело в хауса древнегреческую медицину , хотя тогда она не основывалась на этих базовых знаниях. [2]
Исламское влияние привело к созданию больниц , использованию более современных врачей, а не травников, торгующих на улицах, а также к расширению идеи болезней , включающей в себя более конкретные болезни и диагностику. [2] (например, вместо того, чтобы использовать травы от головных болей в целом, пытайтесь определить причину головной боли и назначать лекарства, основываясь на причине, а не на симптомах).
Современное использование
[ редактировать ]
Западная медицина была представлена хауса совсем недавно, в 1960-х годах. Однако из-за сильного культурного и религиозного сопротивления он не стал доминирующей медицинской силой, на которую полагаются люди хауса. [2]
Традиционная медицина по-прежнему широко популярна среди народов хауса: 55,8% опрошенных сообщили, что они используют как современную западную медицину, так и более традиционную гербологию и исцеление исламской верой. [1] Популярное использование различных форм медицины является прямым продолжением медицинской традиции хауса, в которой они все еще полагались на своих травологов, а также искали духовного исцеления у исламских целителей или даже у более традиционных целителей ян бори, которые приспособились использовать исламские духи. чем их первоначальные языческие духи.
Несмотря на то, что западная медицина стала фактором в Нигерии, исламское влияние народа хауса все еще сохраняется. Британские жители Нигерии, например, изолировали прокаженных от общества; однако лидеры хауса настаивали на том, чтобы они принимали больных и ухаживали за ними в соответствии с исламскими традициями. [6]
Традиционная медицина остается популярной благодаря своему предполагаемому успеху и дешевизне. Например, в случае с одной молодой девочкой хауса медсестра, назначенная для ухода за ней во время тяжелого приступа диареи , начала лечение заместительной жидкостной терапией и продемонстрировала, как поддерживать ее гидратацию до тех пор, пока тяжелая болезнь не пройдет. Однако мать девочки не отвезла ее в больницу и продолжала использовать лечебные травы, напоминающие традицию бокайе, и мать считала, что, хотя западная медицина и помогла, именно ее лекарства полностью вылечили. [7]
Такая практика использования обеих форм медицины вызвала обеспокоенность среди западных врачей, которые опасаются, что лекарственные травы могут мешать фармакологическим лекарствам или иметь на них вредные реакции. [1] Что касается людей, которые обращаются за медицинской помощью как к традиционным целителям, так и к современным западным врачам, нет достаточных доказательств того, что переменные в доходе, религии, образовании или профессии влияют на индивидуальные решения о поиске двух разных методов лечения. [1] Скорее кажется, что если доступны оба подхода к исцелению, то большинство хауса воспользуются обоими. Доля хауса, использовавших обе системы лечения, была значительно выше в городских районах, где обе системы были более распространены, в отличие от сельских хауса, которые имели доступ только к одной форме медицины. [1]
Практикующие травологию хауса в современной Нигерии с юных лет получают образование в области исламских наук и арабского языка. изучение нумерологии и астрологии . Также распространено [2] Эти целители преуспевают, путешествуя между городами и продавая лечебные травы бедным людям, которые не могут позволить себе посещение больницы, посещая населенные районы, где медицинские учреждения не могут удовлетворить потребности людей, живущих вокруг них, или заботясь о желаниях людей, живущих вокруг них. предпочитают полагаться на более традиционные методы лечения, чем те, которые предлагает западная медицина. [2]
СПИД/ВИЧ
[ редактировать ]Многие хауса, страдающие СПИДом, полагаются на традиционные исламские методы духовного исцеления. Однако многие полагаются на западную медицину, поскольку антиретровирусное лечение (АРТ) и биомедицинские учреждения становятся все более доступными и доступными для пациентов, ищущих облегчения своих симптомов. [8] Западные больницы и учреждения по лечению СПИДа и ВИЧ рассматривают АРТ как единственный лучший способ лечения этого заболевания. [8] и практически не делать исключений для традиции хауса, которая делает современное лечение менее популярным среди исламского народа хауса. АРТ также становится недоступной для исламских целителей и врачей, которые не соответствуют методологии и практике западной медицины. Однако они также не проявляют особого интереса к распространению лекарств, если таковые имеются, поскольку это не соответствует исламским обычаям и глубоко укоренившимся обычаям и ценностям общества хауса. [8]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Ннади, Евхария Э.; Хью Ф. Кабат (январь 1984 г.). «Использование нигерийцами местной и западной медицины для лечения одной и той же болезни» . Отчеты общественного здравоохранения . 99 (1): 93–98. ПМЦ 1424516 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Мусейн, Исмаил (1981). Исламская медицина и ее влияние на традиционных практиков хауса в Северной Нигерии . США: Университет Висконсина-Мэдисона. п. 251.
- ^ Уолдрам, Джеймс Б. (декабрь 2000 г.). «Эффективность традиционной медицины: современные теоретические и методологические проблемы». Медицинская антропология Ежеквартальный журнал . 14 (4): 603–625. дои : 10.1525/maq.2000.14.4.603 .
- ^ Эткин, Нина Л. (1988). «ЭТНОФАРМАКОЛОГИЯ: биоповеденческие подходы в антропологическом изучении местных лекарственных средств». Ежегодный обзор антропологии . 17 : 23–42. дои : 10.1146/annurev.an.17.100188.000323 .
- ^ Последний, Мюррей (август 2011 г.). «Другая география: риски для здоровья в глубокой сельской местности Хаусаленда». Антропология и медицина . 18 (2): 217–229. дои : 10.1080/13648470.2011.591198 . ПМИД 21810038 .
- ^ ШАНКАР, ШОБАНА (2007). «МЕДИЦИНСКИЕ МИСИОНЕРЫ И МОДЕРНИЗИРУЮЩИЕСЯ ЭМИРЫ В КОЛОНИАЛЬНОМ ХАУСАЛЕНДЕ: БОРЬБА С ПРОКАЗОЙ И РОЖДЕННАЯ ВЛАСТЬ В 1930-Е ГОДЫ». Журнал африканской истории . 48 (1): 45. дои : 10.1017/S0021853706002489 .
- ^ Хмелярчик, Винсент (1991). «Транскультурный уход: обеспечение культурно соответствующего ухода хауса Северо-Западной Африки». Журнал транскультурного медсестер . 3 (1): 15–19. дои : 10.1177/104365969100300104 . ПМИД 1747206 .
- ^ Jump up to: а б с Токко, Джек Уме (1 декабря 2010 г.). « Каждая болезнь имеет свое лекарство»: вера и терапия ВИЧ в исламской северной Нигерии». Африканский журнал исследований СПИДа . 9 (4): 385–395. дои : 10.2989/16085906.2010.545646 . ПМИД 25875887 .