Jump to content

Ацтекская медицина

XVI века Рисунок сопроводительного текста в книге XII Флорентийского кодекса (составленного в 1540–1585 годах), показывающий науа из центральной Мексики эпохи завоеваний, страдающих оспой.

Ацтекская медицина включает в себя совокупность знаний, верований и ритуалов, связанных со здоровьем и болезнями человека, как это наблюдается среди говорящих на науатле людей в ацтекском царстве центральной Мексики . Ацтеки знали и использовали обширный инвентарь, состоящий из сотен различных лекарственных трав и растений. Со времен завоевания и более поздних колониальных периодов сохранились разнообразные письменные произведения коренных народов науа и новоиспанского языка , в которых описываются аспекты ацтекской системы и медицинской практики , а также ее средств, заклинаний, практического управления и культурных основ. Элементы традиционных медицинских практик и верований все еще встречаются среди современных общин науа, часто смешанных с европейскими или другими более поздними влияниями.

Духовные влияния

[ редактировать ]

Как и во многих других мезоамериканских культах, ацтеки верили, что тело содержит баланс трех отдельных сущностей или душ: тоналли , тейолии и ихийотля . Этот баланс повлиял на здоровье и жизнь человека. [1] Тоналли, которому обычно приписывали болезнь «потеря души», располагалась в верхней части головы. [2] Они верили, что эта жизненная сила связана с высшими силами, и ацтеки должны были следить за тем, чтобы их тоналли не терялись и не отклонялись от головы. Тейолия располагалась в сердце. Было описано, что эта сущность специфична для человека и обозначает знания и память человека. [3] Ихийотль, находившийся в печени, был сильно связан с колдовством и сверхъестественным. Он также мог покидать тело, но всегда был связан через ветер или дыхание человека: «...таким образом, каждый человек мог влиять на других людей и вещи, вдыхая на них». [1]

Ацтеки использовали магию, чтобы избежать болезней, и носили амулеты для защиты от них. Амулет – небольшое украшение, которое носят во избежание бед и зла. [4]

Болезнь от богов/богинь

[ редактировать ]

Ацтеки верили в жизнь после смерти и находились под сильным влиянием богов. Они верили в Тонатиу (небо) на солнце, предназначенное для героев после смерти, еще один рай ( Тлалокан ) на земле и место упокоения мертвых после опасного путешествия в подземный мир ( Миктлан ). Тоналаматль (религиозный календарь) оказал влияние на систему верований ацтеков. Они верили, что Тоналаматль определяет в человеке все, кроме его профессии. Долголетие, удача, болезнь и даже имя человека определялись месяцем и днем ​​его рождения. Тоналаматль был разделен на 13 месяцев, каждый месяц представлял другого бога. [5] Кодекс Риос изображает взаимосвязь между человеческими органами и календарными знаками, иллюстрируя магическое значение, которое имеют определенные органы или части тела. [6]

Поскольку календарь имел такую ​​большую власть над жизнью человека, день, в который кто-то родился или заболел, имел большое значение и обычно указывал на то, какому богу человек должен был оказать почтение. Считалось, что когда вы больны, в некоторых случаях боги наказывают вас за ваши грехи. Конкретные болезни были связаны с отдельными богами и их наказаниями. [5] Тлалок , бог воды, был ответственен за болезни, связанные с сыростью и холодом, такие как ревматические заболевания. [2] Тлалок также был ответственен за тремор, бред и другие симптомы алкоголизма у тех, кто злоупотреблял пульке . Чтобы облегчить эти симптомы, люди отправлялись в горы и к важным рекам, чтобы преподнести богу подношения. [5]

Бог со свежей кожей Шипе Тотек был ответственен за кожные высыпания и сыпь. Распространенными недугами были чесотка , фурункулы и глазные заболевания. Способ лечения этой болезни заключался в том, чтобы в течение второго месяца маршировать перед другими в шкурах человеческих жертвоприношений. После того, как они это сделают, Шипе Тотек вылечит их от недугов. Когда люди нарушали такие обеты, как пост или целомудрие, Тескатлипока вызывала неизлечимые болезни. Macuilxochitl (Xochipilli) вызывал геморрой, фурункулы и другие подобные заболевания. Было также много других богов, каждый из которых был связан со своим набором болезней. Понимание причины недугов было основным способом узнать, какой бог послал наказание. Самих недугов часто было недостаточно, поскольку несколько богов, таких как бог удовольствия и бог любви, применяли схожие наказания. Оба насылали венерические заболевания. Матери богов (Тетеоинам или Точи ) поклонялись и ей следовали те, кто работал в области медицины. Ее образ как богини медицины и трав всегда был в центре внимания практикующих врачей. [5]

Слово тичитль означает «ацтекский врач». [7] Алонсо де Молина перевел ticitl не только как врач, но и как ведьму, делавшую гороскопы и предсказательницу. Медицинской профессией в ацтекском обществе занимались как мужчины, так и женщины. Эта профессия не имела высокого социального положения, хотя они должны были пройти специальную подготовку и иметь религиозные и астрологические ассоциации. [5] Когда болезнь не была серьезной, ацтекского священника часто вызывали для ухода за больными. Тицитлю необходимо было обладать большими знаниями для лечения повседневных болезней. Тицитля также вызывали, если болезнь или травма становились серьезными, например, когда воин был ранен в бою. Тицитли также умели выполнять хирургические процедуры, используя ножи, сделанные из вулканического стекла (обсидиана). Тицитли использовали эти ножи для процедур, связанных с удалением опухолей и дренированием ран. Наряду с этими обсидиановыми ножами Тицитль использовал различные части растений в качестве инструментов для своих процедур. Например, тицитл использовал шипы агавы в качестве инструментов при выполнении операций на глазах. Тицитли использовали свои навыки не только в медицинских целях, их навыки также использовались в церемониальных целях, например, мужчины, вступающие в священство, должны были быть обрезаны, и Тицитли были теми, кто должен был выполнять эту процедуру из-за своих хирургических навыков. . [8]

Тицитль даже классифицировал различные типы ран и распределял их по категориям в зависимости от типа раны. Тицитли научились лечить переломы костей, поскольку им приходилось лечить ацтекских воинов, раненых в бою. Они зашивали раны с помощью прочных волокон растений или даже использовали крепкие пряди шерсти животных. У Тицитлей также были свои методы остановки кровоточащей раны и облегчения боли с помощью растений и даже психоделических грибов. [8] Тицитль также обкладывал раны измельченными растениями, поскольку они считали, что измельченное растение может ускорить выздоровление. [4]

Диагностика и лечение

[ редактировать ]

Ацтеки понимали, что в медицинской практике существует баланс между горячим и холодным, что напоминало юморизм . [9] Процедуры, использованные тицитлом, были эмпирическими и практическими. [10] Тицитль использовал различные части растений для изготовления лекарств. Используемые растения были священными для Тлалока . Яухтли и изтаухятль — это растения, которые обычно использовались тицитлями. Тицитл лечит пациентов, заставляя их вдыхать, курить или растирать пациентов определенными растениями. Растения будут измельчаться и смешиваться для получения жидкостей, которые будут использоваться в качестве лекарств. Сок магуи обычно использовали для лечения ран и других травм, полученных в бою. [4]

Некоторые из этих методов лечения были настолько эффективными, что до сих пор используются в традиционной медицине , например, использование сока агавы или агавы по-прежнему является эффективным естественным лечением из-за антибактериальных свойств сока агавы. Еще одно свойство, которое сделало использование сока предпочтительным и сделало его эффективным средством лечения, — это его липкость; это свойство помогало соку впитывать влагу и мусор из раны и обеспечивало очищающий эффект, который помогал предотвратить инфекцию. Целители ацтеков также включали в свои методы лечения соль, поскольку она помогала впитывать влагу и уменьшать воспаление. Тицитл объединил эти два ингредиента, что еще больше повысило эффективность лечения ран. Добавление соли еще больше удерживало бы влагу, что способствовало бы более быстрому процессу заживления и предотвращало бы высыхание раны, что помогло частично облегчить боль. Тицитль приобрел так много знаний в области лечения и лечения ран из-за того, как часто ацтеки вступали в войну с другими племенами. Например, тицитли использовали сок магуи для покрытия хирургических ран, например, при повторном прикреплении отрубленных конечностей или зашивании раны, полученной во время боя. Они также нашли разные способы приготовления сока магуи: например, использование сока одного и того же растения на разных стадиях роста или кипячение сока оказалось более эффективным при лечении определенных травм. [11]

Религиозные методы лечения различались в зависимости от того, какой бог назначил наказание и сам недуг. [6] Во втором месяце ацтекского календаря проводится фестиваль Тлакаксипеуалицтль в честь «освежеванного». Этот фестиваль был важным событием для желающих излечиться от недугов, посланных богами. Желающие вылечиться покрывались агавой. Медицинская практика и лечение представляли собой сочетание медицинской ботаники и понимания сверхъестественного. Лечение любого недуга в первую очередь зависело от определения природы его причины, которая могла быть результатом сверхъестественного. Наличие болезни часто могло указывать на существование общения со сверхъестественным миром. [5]

Фитотерапия

[ редактировать ]
Ацтекские растительные лекарства [12]
Ботаническое название Имя науатль Использование
Мексиканская полынь Ицтуахьятль Слабость, колики, снижение температуры; кашель
Боккония кустарниковая Кококсиуитль Запоры, абсцессы, отеки
Бромелия пингвин Мешкокотль тепловые волдыри во рту
Загрузить папайю Чичихуальшо-читль Латекс незрелых плодов при сыпи и язвах; спелые фрукты для пищеварения
Казимироа Эдулис Кочицапотль успокаивающее средство
Кассия западная или Кассия алата Тотонкаксиуитль Вяжущее, слабительное, противоглистное, снимает жар, воспаление при сыпях.
Chenopodium Graeolens Эпазотль Противодизентерийное, глистогонное средство, помогает астматикам дышать.
Молочай чашечник Куаухтепатли; чупири Слабительное средство, кожные заболевания, чесотка, кожные язвы.
Helianthus annuus Чиламакатль высокая температура
Ликвидамбар стирацифлуа Окоцотль; xochiocotzotl quanhxihuitl Сыпь, зубная боль, тоник для желудка
Монтаноа войлочная Чиуапатли Мочегонное, окситотическое средство, лечит гидропесию.
Пассифлора йорулленсис Коаненепилли Вызывает потоотделение, мочегонное, обезболивающее, яды и укусы змей.
Переция Адната Пипицауак Слабительное, слабительное, кашель, боль в горле
Персея американская Ауакатль; ахуака квауитль Вяжущее, лечит язвы, удаляет шрамы.
Питеколобиум дульсе Квамочитль Вяжущее, вызывает чихание, лечит язвы и язвы.
Мексиканское подорожник Акасилотик Рвота и слабительное средство
Пламбаго красивый Нищий; требовать Ицкуинпатли Мочегонное, колики, гангрена
Псидиум гуахавский Ксалксокотль Нарушение пищеварения, дизентерия, многие
Рамнус серрата Тлалькапулин Дизентерия, кровавый кишечник
Salix lasiopelis Кецальуэксотль Останавливает кровь из прямой кишки, лечит лихорадку
Schoenocaulon coulteri ; Действительно холодно Зойятик Вызывает чихание, убивает мышей/вшей/мух.
Смилакс атристолохиафолия Мекапатли Вызывает потоотделение, мочегонное, снимает боли в суставах.
Маты были установлены. Чемпоуальшочитль Вызывает потоотделение, слабительное, лечит водянку.
Мексиканская талума йоллочочитль Утешает сердце, используется против бесплодия
Теоброма какао Какауакуауитль Чрезмерная диарея может вызвать головокружение

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Гиммел, Милли (2008). «Чтение медицины в Кодексе де ла Крус Бадиано». Журнал истории идей . 69 (2): 169–192. дои : 10.1353/jhi.2008.0017 . JSTOR   30134035 . ПМИД   19127831 . S2CID   46457797 .
  2. ^ Jump up to: а б де Монтеллано, Бернар Ортис (1987). «Каида де Мольера: ацтекские источники мезоамериканской болезни предположительно испанского происхождения». Этноистория . 34 (4): 381–399. дои : 10.2307/482818 . JSTOR   482818 .
  3. ^ Маффи, Джеймс (декабрь 2000 г.). « Как картина, мы будем стерты; как цветок, мы засохнем здесь, на Земле»: высшая реальность и значение согласно философии науа в эпоху завоеваний». Высшая реальность и смысл . 23 (4): 295–318. дои : 10.3138/урам.23.4.295 . ISSN   0709-549X .
  4. ^ Jump up to: а б с Крамм, Майкл. (1996). Цивилизации майя, инков и ацтеков (PDF) . Льюистаун, Миссури: Mark Twain Media, Inc., с. 106. ИСБН  1-58037-051-9 . ОСЛК   35126919 .
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж Герра, Франциско (август 2012 г.). «АЗТЕКСКАЯ МЕДИЦИНА» . Медицинская история . 10 (4): 315–338. дои : 10.1017/S0025727300011455 . ISSN   2048-8343 . ПМЦ   1033639 . ПМИД   5331692 .
  6. ^ Jump up to: а б Мендоса Р.Г. (2003). «Повелители аптечки: медицинская наука и традиционная практика в Древнем Перу и Южной Америке» . В Селин Х, Хью С. (ред.). Медицина в разных культурах: история и практика медицины в незападных культурах . Наука в разных культурах: история незападной науки. Том. 3. Дордрехт: Академическое издательство Kluwer. стр. 262–63. дои : 10.1007/0-306-48094-8_12 . ISBN  0-306-48094-8 . OCLC   53984557 .
  7. ^ Кеоке ЭД, Портерфилд К.М. (2002). Энциклопедия вклада американских индейцев в мир: 15 000 лет изобретений и инноваций . Портерфилд, Кей Мари. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: факты в архиве. стр. 167–68. ISBN  978-1-4381-0990-9 . ОСЛК   241300211 .
  8. ^ Jump up to: а б Ороско, Гектор (февраль 2000 г.). «Хирургия в Мексике» . Архив хирургии . 135 (2): 266–268. дои : 10.1001/archsurg.135.2.226 . PMID   10668886 – через Овидия.
  9. ^ Баркер, Джудит К.; Герра, Клаудия; Гонсалес-Варгас, М. Джуди; Хофт, Кристин С. (декабрь 2017 г.). «Этнографическое исследование употребления соли и гуморальных концепций в латиноамериканском сообществе сельскохозяйственных рабочих в Центральной долине Калифорнии» . Журнал этнобиологии и этномедицины . 13 (1): 11. дои : 10.1186/s13002-017-0140-4 . ISSN   1746-4269 . ПМК   5299697 . ПМИД   28178991 .
  10. ^ Селин Х (2008). Энциклопедия истории науки, техники и медицины в незападных культурах (2-е изд.). Берлин: Шпрингер. п. 385. ИСБН  978-1-4020-4425-0 . OCLC   261324840 .
  11. ^ Дэвидсон, Джудит Р. (1983). «Антибактериальные свойства ацтекского средства от ран» . Журнал этнофармакологии . 8 (2): 149–161. дои : 10.1016/0378-8741(83)90051-X . PMID   6645570 – через ScienceDirect.
  12. ^ Ортис де Монтеллано, Бернар. (1975). Эмпирическая ацтекская медицина . Наука. 188. 215-20. 10.1126/science.1090996.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Саагун, Бернардино: Всеобщая история вещей Новой Испании: Флорентийский кодекс. Книга X: Люди, их добродетели и пороки и другие народы. 1577.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 736dbfcce7f640f29ce70673a106e2e1__1716484080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/73/e1/736dbfcce7f640f29ce70673a106e2e1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Aztec medicine - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)