Ацтекский календарь
![]() |
Ацтекская империя |
---|

Ацтекский система , или мексиканский календарь — это календарная используемая ацтеками , а также другими доколумбовыми народами центральной Мексики . Это один из мезоамериканских календарей , имеющий общую структуру с календарями всего региона.

Солнечный камень ацтеков , также называемый календарным камнем, выставлен в Национальном музее антропологии в Мехико .Календарь состоит из 365-дневного календарного цикла, называемого сюпохуалли (счёт лет), и 260-дневного ритуального цикла, называемого тоналпоуалли (счёт дней). Эти два цикла вместе образуют 52-летний «столетие», иногда называемое « календарным кругом ». Сюпохуалли считается считается сельскохозяйственным календарем, поскольку он основан на солнце, а тоналпоуалли священным календарем.
Тоналпоуалли
[ редактировать ]Тоналпохуалли . («счет дней») состоит из цикла из 260 дней, каждый день обозначается комбинацией числа от 1 до 13 и одного из двадцатидневных знаков С каждым новым днем число и знак дня будут увеличиваться: за 1. Крокодилом следует 2. Ветер, 3. Дом, 4. Ящерица и так далее до 13. Тростник. После Рида цикл чисел возобновится (хотя знаки двадцати дней еще не были исчерпаны), в результате чего появятся 1. Ягуар, 2. Орел и так далее, как дни, следующие непосредственно за 13. Рид. Этот цикл числовых и дневных знаков будет продолжаться аналогичным образом до 20-й недели, которая начнется 1 числа Кролика и закончится 13 числа Цветка. Для двух циклов (из двадцатидневных знаков и тринадцати чисел) потребуется полных 260 дней (13×20), чтобы перестроиться и повторить последовательность обратно к 1. Крокодилу.
Знаки дня
[ редактировать ]Набор знаков дня, используемый в центральной Мексике, идентичен тому, который использовался микстеками , и в меньшей степени похож на знаки других мезоамериканских календарей . Каждый из дневных знаков связан с одним из четырех основных направлений. [1] [2]
Существуют некоторые различия в способах рисования или вырезания дневных знаков. Те, что здесь, взяты из Кодекса Мальябечиано .
|
|
Ветер и Дождь представлены изображениями связанных с ними богов, Эекатля и Тлалока соответственно.
Другие отметки на камне показывали нынешний мир и миры, предшествующие этому. Каждый мир назывался солнцем, и у каждого солнца был свой вид обитателей. Ацтеки верили, что они принадлежат Пятому Солнцу и, как и все солнца до них, в конечном итоге погибнут из-за своего собственного несовершенства. Каждые 52 года были отмечены из-за веры в то, что 52 года — это жизненный цикл, и в конце любого жизненного цикла боги могут забрать все, что у них есть, и уничтожить мир.
Тресенас
[ редактировать ]260 дней священного календаря были сгруппированы в двадцать периодов по 13 дней каждый. Ученые обычно называют эти тринадцатидневные «недели» trecenas , используя испанский термин, происходящий от trece «тринадцать» (точно так же, как испанский термин docena «дюжина» происходит от doce «двенадцать»). первоначальный термин на науатле был «in cencalli tonalli» (семья дней) Согласно Книге IV Флорентийского кодекса , .
Каждая трецена названа в соответствии с календарной датой первого дня из 13 дней этой тресены . Кроме того, у каждой из двадцати тречен 260-дневного цикла было свое божество-покровитель:
Тресена | Божество | Тресена | Божество |
---|---|---|---|
1 крокодил | Тонакатекутли | 1 обезьяна | Патекатль |
1 Ягуар | Кецалькоатль | 1 ящерица | Ицтлаколиуки |
1 олень | Тепейёллотль | 1 Землетрясение | Тлазолтеотль |
1 цветок | Уэуэкойотль | 1 собака | Шипе Со |
1 Рид | Чальчиутликуэ | 1 дом | Ицпапалотль |
1 Смерть | Тонатиу | 1 стервятник | Ксолотль |
1 дождь | Тлалок | 1 вода | Чальчиухтотолин |
1 трава | Маяуэль | 1 ветер | Чантико |
1 Змея | Шиутекутли | 1 орел | Шочикецаль |
1 кремень | Миктлантекутли | 1 кролик | Шиутекутли |
Сиупоуалли
[ редактировать ]В древние времена год состоял из восемнадцати месяцев, и таким образом его соблюдали местные жители. Так как их месяцы состояли не более чем из двадцати дней, то это были все дни, входящие в месяц, потому что они руководствовались не луной, а днями; следовательно, в году было восемнадцать месяцев. Дни в году считались двадцать на двадцать.
Сиупоуалли — ацтекское число лет ( сиуитль ) ( поуалли ). Один год состоит из 360 названных дней и 5 безымянных ( nēmontēmi ). Эти «лишние» дни считаются неудачными. Год был разбит на 18 периодов по двадцать дней каждый, что иногда сравнивают с юлианским месяцем. слово На науатле «луна» — метцтли , но какое название использовалось для этих периодов, неизвестно. Благодаря испанскому использованию 20-дневный период ацтекского календаря стал широко известен как вентена .
Каждый 20-дневный период начинался с Чипактли (Крокодил), в честь которого проводился фестиваль. Восемнадцать вентен перечислены ниже. Даты взяты из первых очевидцев; каждый писал то, что видел. Дата Бернардино де Саагуна на несколько десятилетий предшествует наблюдениям Диего Дурана и предшествует капитуляции. Оба показаны для того, чтобы подчеркнуть тот факт, что начало индейского нового года стало неравномерным в результате отсутствия объединяющей силы Теночтитлана после поражения Мексики.
Двадцать сиупоуалли
[ редактировать ]# | Глиф | Имя | Григорианский диапазон | Председательствующие божества | |
---|---|---|---|---|---|
Дюран | Саагун | ||||
1 | ![]() | атл кауало («вода прекращается») куауитль Эуа («деревья растут») | 01 марта – 20 марта | 2 февраля – 21 февраля | Водные боги |
2 | ![]() | tlācaxīpēhualiztli («сдирание кожи с людей») | 21 марта – 9 апреля | 22 февраля – 13 марта | Шипе Тотек |
3 | ![]() | тозозтонтли («малое бдение») | 10 апреля – 29 апреля | 14 марта – 2 апреля | Тлалок |
4 | ![]() | huēyi tozōztli («великое бдение») | 30 апреля – 19 мая | 3 апреля – 22 апреля | Синтеотль |
5 | ![]() | токскатль («сухость») | 20 мая – 8 июня | 23 апреля – 12 мая | Тескатлипока |
6 | ![]() | этцалькуалицтли («поедание приготовленной кукурузы и бобов») | 09 июня – 28 июня | 13 мая – 1 июня | Тлалок |
7 | ![]() | tēcuilhuitōntli («малый праздник») | 29 июня – 18 июля | 02 июня – 21 июня | Уишточиуатль |
8 | ![]() | huēyi tēcuilhuitōntli («большой праздник») | 19 июля – 7 августа | 22 июня – 11 июля | Ксилонен |
9 | ![]() | тлаксочимако («дарение цветов») микаилуитонтли («малый праздник мертвых») | 8 августа – 27 августа | Рождество 12–31 июля | Уицилопочтли |
10 | ![]() | xocotl huetzi («падение xocotl») huēyi miccāilhuitl («большой праздник мертвых») | 28 августа – 16 сентября | 01 – 20 августа | Шиутекутли |
11 | ![]() | очпанизтли («подметать») | 17 сентября – 6 октября | 21 августа – 9 сентября | Тетео Иннан |
12 | ![]() | теотлечо («приходят боги») | 7 октября – 26 октября | 10–29 сентября | Все боги |
13 | ![]() | тепейльуитль («праздник гор») | 27 октября – 15 ноября | 30 сентября – 19 октября | Горы |
14 | ![]() | кечолли («розовая колпица») | 16 ноября – 5 декабря | 20 октября – 8 ноября | Мишкоатль |
15 | ![]() | панкецалицтли («поднятие знамен») | 6 декабря – 25 декабря | 9 ноября – 28 ноября | Уицилопочтли |
16 | ![]() | атемозтли («спуск воды») | 26 декабря – 14 января | 29 ноября – 18 декабря | Боги дождя |
17 | ![]() | tititl («сжатие», «сжатие») | 15 января – 3 февраля | 19 декабря – 7 января | Тонны |
18 | ![]() | izcalli («ответвление», «почка») | 04 февраля – 23 февраля | 8 января – 27 января | Шиутекутли |
– | ![]() | nēmontēmi («напрасно наполняются»); Не вентена , 5-дневный дополнительный период | 24 февраля – 28 февраля | 28 января – 1 февраля | Никто |
Сюхмолпилли
[ редактировать ]Древние мексиканцы считали свои годы с помощью четырех знаков в сочетании с тринадцатью числами, получая таким образом периоды в 52 года. [3] которые широко известны как Ксиумолпилли , популярное, но неправильное родовое название; наиболее правильное слово на науатле для этого цикла — Сюнелпилли . [4] Таблица с текущими годами:
Тлалпилли Точтли | Тлалпилли Акатль | Тлалпилли Текпатл | Тлалпилли Калли |
---|---|---|---|
1 мысль / 1974 | 1 акатль / 1987 г. | 1 текпатль / 2000 | 1 калли / 2013 г. |
2 акатла / 1975 г. | 2 текпатла / 1988 г. | 2 калли / 2001 г. | 2 мысли / 2014 |
3 текпатла / 1976 г. | 3 калли / 1989 г. | 3 мысли / 2002 | 3 акатля / 2015 |
4 калли / 1977 г. | 4 мысли / 1990 | 4 акатла / 2003 г. | 4 текпатла / 2016 |
5 мыслей / 1978 | 5 акатлей / 1991 г. | 5 текпатл / 2004 г. | 5 калли / 2017 |
6 акатлей / 1979 г. | 6 текпатл / 1992 г. | 6 калли / 2005 г. | 6 мыслей / 2018 |
7 текпатл / 1980 г. | 7 калли / 1993 | 7 мыслей / 2006 г. | 7 акатл / 2019 |
8 калли / 1981 г. | 8 мыслей / 1994 | 8 акатл / 2007 г. | 8 текпатл / 2020 |
9 мыслей / 1982 | 9 акатл / 1995 г. | 9 текпатл / 2008 | 9 калли / 2021 г. |
10 акатлей / 1983 г. | 10 текпатлей / 1996 г. | 10 калли / 2009 г. | 10 декабря / 2022 г. |
11 текпатль / 1984 г. | 11 калли / 1997 г. | 11 часов / 2010 | 11 акатл / 2023 г. |
12 калли / 1985 г. | 12 точекли / 1998 | 12 апреля / 2011 г. | 12 текпатль / 2024 г. |
13 мыслей / 1986 | 13 акатл / 1999 г. | 13 текпатль / 2012 | 13 калли / 2025 г. |
Реконструкция Солнечного календаря
[ редактировать ]На протяжении многих веков ученые пытались реконструировать Календарь. Широко принятую версию предложил профессор Рафаэль Тена из Национального института антропологии и истории . [5] на основе исследований Саагуна и Альфонсо Касо из Национального автономного университета Мексики . Его корреляция утверждает, что первый день года в Мексике был 13 февраля по старому юлианскому календарю или 23 февраля по нынешнему григорианскому календарю .Используя тот же счет, это была дата рождения Уицилопочтли , конца года и цикла или «Связи лет», а также Церемонии Нового Огня , знак дня 1 Текпатль года 2 Акатля , [6] соответствующий дате 22 февраля . Корреляция независимого исследователя Рубена Очоа интерпретирует доколумбовые кодексы, чтобы реконструировать календарь, игнорируя при этом большинство первичных колониальных источников, которые противоречат этой идее, используя метод, который предлагает связать отсчет лет с весенним равноденствием и разместить первый день весеннего равноденствия. год в первый день после равноденствия. [7]
В связи с этим Хосе Хенаро Эмилиано Медина Рамос, старший философ-уроженец науа из Сан-Лукас-Ацала в штате Пуэбла, предлагает междисциплинарную реконструкцию календаря на науатле (вариант «центро-де-Пуэбла») в соответствии со своим собственным космическим видением науа; [8] и полагаясь именно на умную корреляцию Очоа, а также на предположения Тены. Его предложение было переведено на испанский и английский языки и оформлено как академическая веб-страница в 2023 году. [9]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Хилл Бун, Элизабет (2016). времени и значения в мексиканских книгах судьбы Циклы . Мехико : Фонд экономической культуры. ISBN 9786071635020 .
- ^ Беша, Анри (1918). Руководство по американской археологии [ Руководство по американской археологии ]. Мадрид : Даниэль Жорро. стр. 349–352.
- ^ Тена, 2008: 103. Там он показывает нам таблицу.
- ^ Селф, 2008: 9.
- ^ Мексиканский календарь и хронография, Рафаэль Тена. ИНА-КОНАКУЛЬТА. 2008 год
- ^ Crónica Mexicayotl, Фернандо Альварадо Тезозомок, стр. 36
- ^ Календарные корреляции ацтеков и мексиканцев: хорошие, плохие и совершенно бесполезные, Itztli Ehecatl. http://www.calmecaanahuac.com/blog/calendar/aztecamexica-calendar-correlations-the-good-the-bad-and-the-completely-useless/ . 2015 год
- ^ Медина Рамос, Хосе Хенаро Эмилиано (2012). КАЛМЕКАК Традиции и мысли города Сан-Лукас-Ацала (PDF) (на испанском языке) (цифровое издание). Пуэбла, Мексика: BUAP.
- ^ пп, пп (01.01.2023). «Конвертер григорианского календаря -> Система мексиканского календаря / Григорианский календарь -> Конвертер системы мексиканского календаря " тоналаматлахтолкуепалли Получено 2 января 2023 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Агилар-Морено, Мануэль (nd). «Искусство ацтеков» (PDF) . Ацтекское искусство и архитектура . Фонд развития мезоамериканских исследований, Inc. (FAMSI). Архивировано из оригинала (PDF) 25 июня 2008 г. Проверено 14 мая 2008 г.
- Эндрюс, Дж. Ричард (2003). Введение в классический науатль (переработанная редакция). Норман: Университет Оклахомы Пресс . ISBN 0-8061-3452-6 . OCLC 50090230 .
- Авени, Энтони Ф. (2000). Империи времени: календари, часы и культуры (переиздание оригинального издания 1990 года). Лондон: Таурис Парк . ISBN 1-86064-602-6 . OCLC 45144264 .
- Бун, Элизабет Хилл (1998). «Изобразительные документы и визуальное мышление в Мексике после завоевания» (PDF) . В Элизабет Хилл Бун; Том Каббинс (ред.). Родные традиции в мире после завоевания, симпозиум в Думбартон-Оксе, 2-4 октября 1992 г. Вашингтон, округ Колумбия: Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса . стр. 149–199. ISBN 0-88402-239-0 . OCLC 34354931 . Архивировано из оригинала ( перепечатка в формате PDF ) 27 сентября 2007 г.
- Бун, Элизабет Хилл (2000). Истории в красном и черном: иллюстрированные истории ацтеков и микстеков . Остин: Издательство Техасского университета . ISBN 0-292-70876-9 . OCLC 40939882 .
- Бун, Элизабет Хилл (2007). Циклы времени и значения в мексиканских книгах судьбы . Джо Р. и Тереза Лозано Длинная серия статей об искусстве и культуре Латинской Америки и Латинской Америки. Остин: Издательство Техасского университета . ISBN 978-0-292-71263-8 . OCLC 71632174 .
- Клавигеро, Франческо Саверио (1807) [1787]. История Мексики. Собрано из материалов испанских и мексиканских историков, из рукописей и древних картин индейцев. Иллюстрировано диаграммами и другими медными пластинами. К этому добавлены критические рассуждения о земле, животных и жителях Мексики, 2 тома . Перевод с итальянского оригинала Чарльза Каллена, эсквайра. (2-е изд.). Лондон: Дж. Джонсон . OCLC 54014738 .
- Коу, Майкл Д. (1994) [1962]. Мексика: от ольмеков до ацтеков (4-е, переработанное и расширенное изд.). Лондон и Нью-Йорк: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-27722-2 . OCLC 29708907 .
- Хассиг, Росс (2001). Время, история и вера ацтеков и колониальной Мексики . Остин: Издательство Техасского университета . ISBN 0-292-73139-6 . OCLC 44167649 .
- Эрнандес де Леон-Портилья, Вознесение (2004). «Мезоамериканские языки и письменность» . Мексиканская археология (на испанском языке). 12 (70). Мексика, Германия: Национальный институт антропологии и истории , редакционные статьи: 20–25. ISSN 0188-8218 . Архивировано из оригинала 15 мая 2008 года . Проверено 14 мая 2008 г.
- Кляйн, Сесилия Ф. (2002). «Мезоамериканская иконография и искусство» (PDF) . Мексиканская археология (на испанском языке). 10 (55). Мексика, Германия: Национальный институт антропологии и истории , редакционные статьи: 28–35. ISSN 0188-8218 . Архивировано из оригинала (PDF) 3 января 2006 г.
- Леон-Портилья, Мигель (1963). Ацтекская мысль и культура: исследование древнего разума науатля . Цивилизация из сериала американских индейцев, нет. 67. Джек Эмори Дэвис (пер.). Норман: Университет Оклахомы Пресс . OCLC 181727 .
- Мальмстрем, Винсент Х. (17 сентября 1973 г.). «Происхождение мезоамериканского 260-дневного календаря» ( перепечатано в формате PDF ) . Наука . 181 (4103). Ланкастер, Пенсильвания: Американская ассоциация содействия развитию науки : 939–941. Бибкод : 1973Sci...181..939M . дои : 10.1126/science.181.4103.939 . ПМИД 17835843 . S2CID 41562003 . Архивировано (PDF) из оригинала 28 мая 2008 г. Проверено 14 мая 2008 г.
- Медина, Хенаро. КАЛМЕКАК Традиции и мысли города Сан-Лукас-Ацала (PDF) . Мексика: Заслуженный автономный университет Пуэблы .
- Миллер, Мэри ; Карл Таубе (1993). Боги и символы древней Мексики и майя: иллюстрированный словарь мезоамериканской религии . Лондон: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-05068-6 . OCLC 27667317 .
- Прем, Ханнс Дж. (2008). Руководство по древнемексиканской хронологии . Мексика: Центр исследований и высших исследований в области социальной антропологии . ISBN 978-968-496-694-9 .
- Прочтите, Кей Алмере (1998). Время и жертвоприношение в ацтекском космосе . Блумингтон: Издательство Университета Индианы . ISBN 0-253-33400-4 . ОСЛК 37909790 .
- Саагун, Бернардино де (1950–82) [ок. 1540–85]. Флорентийский кодекс: Всеобщая история вещей Новой Испании , 13 томов. в 12 . тт. I-XII. Чарльз Э. Диббл и Артур Дж. О. Андерсон (ред., перевод, примечания и иллюстрации) (перевод Historia General de las Cosas de la Nueva España, изд.). Санта-Фе, Нью-Мексико и Солт-Лейк-Сити: Школа американских исследований и Издательство Университета Юты . ISBN 0-87480-082-Х . ОСЛК 276351 .
- Смит, Майкл Э. (2003). Ацтеки (2-е изд.). Молден, Массачусетс: Blackwell Publishing . ISBN 0-631-23015-7 . ОСЛК 48579073 .
- Тена, Рафаэль (2008). Мексиканский календарь и хронография . Мексика: INAH . ISBN 978-968-03-0293-2 .
- Таунсенд, Ричард Ф. (2000). Ацтеки (пересмотренное 2-е изд.). Лондон: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-28132-7 . OCLC 43337963 .
- Виммер, Алексис (2006). «Словарь классического языка науатль» (онлайн-версия, включающая репродукции из Словаря науатля или мексиканского языка [1885 г.] Реми Симеона ) . (на французском языке и языке науатль)
- Зантвейк, Рудольф ван (1985). Ацтекское соглашение: социальная история доиспанской Мексики . Норман: Университет Оклахомы Пресс . ISBN 0-8061-1677-3 . OCLC 11261299 .