Ацтекская война
Ацтекская война касается аспектов, связанных с милитаристскими соглашениями, силами, вооружением , проводимыми позднепостклассическими ацтекскими цивилизациями Мезоамерики , включая, в частности, военную историю , Тройственного союза ацтеков включающего города-государства Теночтитлан и стратегическими экспансиями , Тескоко , Тлакопан и другие. союзные государства центрально-мексиканского региона.
Вооруженные силы ацтеков обычно состояли из большого количества простолюдинов ( yāōquīzqueh [jaː.oːˈkiːskeʔ] , «те, кто участвовал в войне»), имевших обширную военную подготовку, и меньшего, но все же значительного числа высокопрофессиональных воинов, принадлежащих к дворянство ( pīpiltin [piːˈpiɬtin] ), которые были организованы в воинские общества и ранжированы в соответствии с их достижениями. Государство ацтеков находилось в центре политической экспансии, доминирования и взимания дани с других городов-государств, а война была основной динамической силой в политике ацтеков. Общество ацтеков также было сосредоточено на войне : каждый ацтекский мужчина получал базовую военную подготовку с раннего возраста, и одна из немногих возможных возможностей восходящей социальной мобильности для простолюдинов ( mācehualtin [maːseˈwaɬtin] ) заключалась в военных достижениях, особенно в захвате пленников ( māltin [ˈmaːɬtin] , единственное число malli ). [1] Таким образом, в армии служили только специально избранные мужчины. Принесение жертву в военнопленных было очень важной частью многих религиозных праздников ацтеков. Таким образом, война была основной движущей силой ацтекской экономики и религии . [2]
Война в ацтекском обществе
[ редактировать ]Война ацтеков преследовала две основные цели. Первая цель была политической: подчинение вражеских городов-государств ( Альтепетль ) с целью сбора дани и расширения политической гегемонии ацтеков. Вторая цель была религиозной и социально-экономической: взятие пленников для принесения в жертву во время религиозных церемоний. Эти двойные цели также повлияли на методы ведения войны ацтеками. [3] Большая часть войн была в первую очередь политической и была вызвана ожиданиями ацтекской знати, что тлахтоани [t͡ɬaʔtoˈaːni] обеспечат экономический рост за счет расширения, а также ожиданием, что у простых людей будет шанс продвинуться в обществе благодаря успешной войне. Первым действием избранного правителя всегда было проведение военной кампании, которая служила двойной цели: продемонстрировать его способности как воина и, таким образом, дать понять подчиненным государствам, что его правление будет столь же жестким в отношении любого мятежного поведения, как и правление его предшественника. и предоставить большое количество пленников для церемонии его коронации. [4] Неудачная кампания по коронации рассматривалась как чрезвычайно плохое предзнаменование для правления Тлатоани и могла привести к восстаниям городов-государств, подчиненных предыдущим правителям, и к тому, что ацтекская знать не поверила в его способность править - так было в случае с Тизоком , который был отравлен ацтекская знать после нескольких неудачных военных кампаний. [5]
Цветочная война
[ редактировать ]Второй вид войны, практиковавшийся ацтеками, назывался цветочной войной ( xōchiyāōyōtl [ʃoːt͡ʃijaːˈoːjoːt͡ɬ] ). Этот вид войны велся церемониальными армиями по предварительной договоренности между участвующими сторонами. Эти армии состояли в основном из знати и более опытных воинов. Он не был нацелен непосредственно на вражеский город-государство ( алтепетль ), но служил ряду других целей. Эти войны были демонстрацией силы соперничающих армий; Запугивание играло огромную роль в войне ацтеков в целом. Другая часто упоминаемая цель — захват жертвенных пленников, и это, безусловно, было важной частью большинства войн ацтеков. Брат Диего Дуран и хроники, основанные на «Хронике X», утверждают, что Шочияойотль был спровоцирован Тлакаэлелем во время великого мезоамериканского голода 1450–1454 годов во время правления I. Моктесумы В этих источниках утверждается, что Тлакаэлель договорился с лидерами Тласкалы , Чолулы , Уэшоцинко и Тлилиукитепека об участии в ритуальных битвах, которые обеспечили бы всем сторонам достаточное количество жертвенных жертв, чтобы умилостивить богов. Однако Росс Хассиг (1988) выделяет четыре основные политические цели хочияётль :
- Этот вид войны дал ацтекам шанс продемонстрировать свою военную мощь. Поскольку армия ацтеков была больше, чем их противники, которые обычно были меньшими городами-государствами, и поскольку количество бойцов с каждой стороны было фиксированным, армия ацтеков отправляла гораздо меньший процент своих общих сил, чем их противники. Тогда поражение в цветочной войне было бы менее разрушительным для армии ацтеков, чем для ее противников.
- Это также означало, что целью было истощение: большая армия ацтеков могла позволить себе участвовать в мелкомасштабных войнах гораздо чаще, чем их противники, которые затем постепенно уставали, пока не созрели для реального завоевания.
- Это также позволяло правителю поддерживать военные действия с низкой интенсивностью, пока он был занят другими делами.
- В основном Сочияойотль служил пропагандой как в отношении других городов-государств, так и среди ацтекского народа, позволяя ацтекским правителям постоянно демонстрировать свою мощь с помощью постоянного притока военнопленных в Теночтитлан. [6]
- Самое главное, что цветочная война выполняла функцию захвата жертв для совершения ритуального жертвоприношения. К востоку от растущей империи ацтеков находился город-государство Тласкала. Тлашкальцы были могущественным народом, который поделился своей культурой и языком с народами самой империи ацтеков. Они были тесно связаны с империей, хотя фактически никогда не были ею завоеваны. С тлашкальцами было заключено соглашение о проведении ритуальных сражений под названием шочияойотль. Цветочная война — это ритуальная война, в которой ацтеки забирают жертву и приносят ее в жертву своему богу Шипе Тотеку ( Тескатлипока ).
Ритуал рождения
[ редактировать ]Воины были важны для жизни и культуры ацтеков. При рождении ацтекский мальчик получал два символа воина. В его левую руку помещался щит, а в правую — стрела. После короткой церемонии пуповину, щит и стрелы новорожденного мальчика относили на поле битвы, чтобы похоронить прославленный воин. Эти части символизировали бы восхождение воина. Каждый щит и стрела будут сделаны специально для этого мальчика и будут напоминать его семью и богов. Эти ритуалы рождения показывают важность воинской культуры для ацтеков.
Что касается девочек, то при рождении их пуповину обычно хоронили под семейным камином, что символизировало будущую жизнь женщины, которая будет заниматься домашними делами дома.
Жизнь вне войны
[ редактировать ]Поскольку всех мальчиков, начиная с 15 лет, обучали воинам, ацтекское общество в целом не имело постоянной армии. Таким образом, воинов призывали в кампанию через Текитал (оплату товаров и труда, установленную правительством). Вне сражений многие воины были фермерами и торговцами, обучаясь своему ремеслу у своих отцов. Воины женились, когда им было чуть больше двадцати, и были важной частью повседневной жизни ацтеков. Они занимались определенной профессией, обычно передаваемой по семейному статусу. [7] Воины будут гражданами низшего сословия, которые, когда их призовут, вступят в бой. Однако быть воином давало возможность продвинуться в ацтекском обществе, поскольку жизнь воина была шансом изменить свой социальный статус. Если бы они добились успеха в качестве воина, им бы преподнесли подарки и публично признали бы их боевые достижения; если бы они достигли звания воина-орла или ягуара, их считали бы дворянами. Особенно в последнем случае они также становились полноправными воинами, работающими на город-государство, чтобы защищать торговцев и сам город, и напоминали полицию ацтекского общества.
Внешний вид воинов
[ редактировать ]В ацтекской культуре ценился внешний вид, а внешний вид определял людей в обществе. Воины имели весьма своеобразный внешний вид. Их одежда будет соответствовать их успеху и триумфу на поле битвы. Получение звания ацтекского воина зависело от того, сколько вражеских солдат этот воин взял в плен. Воин, захвативший одного пленника, носил макуауитль и чималли без каких-либо украшений. Он также будет вознагражден мантой, оранжевой накидкой в полоску, набедренной повязкой карминного цвета и накидкой с узором в виде скорпиона. (Ежедневно, 145). Воин с двумя пленниками сможет носить сандалии на поле боя. У него также был костюм воина с перьями и конусообразная шапка. Костюм с перьями и кепка в форме конуса являются наиболее распространенными в Кодексе Мендосы. Четыре пленных воина, то есть воина-орла или ягуара, носили на теле настоящую шкуру ягуара с открытой прорезью для головы.У этих воинов были дорогие украшения и оружие. Их прическа также соответствовала их статусу. Волосы располагались на макушке и были разделены на две части, обернутые красным шнуром. Красный шнур также будет украшен орнаментом из зеленых, синих и красных перьев. Щиты были сделаны из плетеного дерева и кожи, поэтому сохранились лишь немногие.
Укрепления
[ редактировать ]Ацтеки обычно не поддерживали жесткий территориальный контроль внутри своей империи, но, тем не менее, есть примеры укреплений, построенных ацтеками. Яркими примерами являются крепости Озтума ( Oztōmān [osˈtoːmaːn] ), где ацтеки построили гарнизон, чтобы сдерживать мятежных Чонталес ; в Куаукешоллане (современный Уаукечула) недалеко от Атлиско , где ацтеки построили гарнизон, чтобы всегда иметь силы, близкие к своим традиционным врагам Тлашкальтека , Чолольтека и Уэшоцинка; и в Малиналько недалеко от Толуки . В последнем Ауисотль построил гарнизоны и укрепления, чтобы следить за Матлацинкой , Мазауа и Отомиесом и всегда иметь войска вблизи вражеского тарасковского государства , границы с которым также охранялись и, по крайней мере, частично укреплялись с обеих сторон. [8]
Организация
[ редактировать ]Армия ацтеков была разделена на две группы. Простолюдины были организованы в «подопечные» ( кальполли ) [каɬˈpoːlːi] , которые находились под руководством тиачкахуана [тиат͡ʃˈкаваːн] («лидеры») и кальполеке [калполеʔкеʔ] («владельцы кальпулли»). Дворяне были организованы в профессиональные воинские общества. Помимо Тлатоани , военачальниками ацтеков были Верховный генерал Тлакохкалькатль [t͡ɬakot͡ʃˈkaɬkat͡ɬ] («Человек из дома дартс») и генерал Тлакатеккатль [t͡ɬaːkaˈtek.kat͡ɬ] («Разрез людей»). Тлакохкалькатль и Тлакатеккатль также должны были назвать преемников перед любой битвой, чтобы в случае их смерти их можно было немедленно заменить. Жрецы также принимали участие в войне, неся в бой изображения божеств вместе с армиями. В армии также были мальчики примерно двенадцати лет, которые служили носильщиками и посыльными; это было главным образом для учебных мероприятий. На соседнем изображении изображены Тлакатеккатль и Тлакочкалькатль, а также два других офицера (вероятно, священников), известных как Уитцнауатль и Тикочьяуакатль , все одеты в костюмы тлауизтли .
Кальпулли были чрезвычайно важной частью войны ацтеков. Кальпулли служил большим домом для ваших соседей и местного сообщества в ацтекской культуре. Кальпулли контролировались некоторыми высокопоставленными семьями и помогали планировать функции территории, координировать стратегии ведения сельского хозяйства и планы производства продуктов питания, а также собирать налоги для империи. Кальпулли сыграли чрезвычайно важную роль в войне. Семья и гордость были чрезвычайно важными аспектами ацтекской культуры, поэтому было очень важно сражаться за свои кальпульи и с гордостью нести свое знамя. Кальпулли руководил школами, в которых юноши могли превратиться в воинов. Наличие сильного Кальпулли было очень важно, поскольку оно помогало защитить вас от других Кальпулли и демонстрировало вашу гордость.
Обучение
[ редактировать ]Формальное образование ацтеков заключалось в обучении и обучении мальчиков тому, как действовать в их обществе, особенно в качестве воинов. У ацтеков была относительно небольшая постоянная армия. Только элитные солдаты, часть воинских обществ (таких как Рыцари-Ягуары) и солдаты, дислоцированные в нескольких ацтекских укреплениях, работали постоянно. Тем не менее, каждого мальчика готовили стать воином, за исключением дворян. В двух официальных школах не преподавали такие профессии, как сельское хозяйство и ремесленные навыки. Все мальчики в возрасте от десяти до двадцати лет посещали одну из двух школ: Тельпочкалли, или районную школу для простолюдинов, и Кальмекак, исключительную школу для дворян. В Тельпочкалли студенты обучались военному искусству и становились воинами. В Кальмекаке студентов будут обучать тому, чтобы они стали военачальниками, священниками, правительственными чиновниками и т. д.
Сыновья простолюдинов обучались в Телпочкалли [teːɬpot͡ʃˈkalːi] «доме молодежи». Когда мальчику исполнялось десять лет, ему отращивали прядь волос на затылке, что означало, что он еще не брал пленных на войне. В пятнадцать лет отец мальчика передал ответственность за обучение телпочкалли, которые затем обучили мальчика стать воином. Тельпочкалли отвечал за обучение примерно от 419 до 559 молодых людей в возрасте от пятнадцати до двадцати лет. [9] Пока мальчики тренировались, им поручали основные обязанности, такие как уборка дома и разведение огня. Молодежь подвергалась испытаниям, чтобы определить, насколько они готовы к бою, сопровождая своих лидеров в кампаниях в качестве щитоносцев. Военные капитаны и воины-ветераны обучали мальчиков обращению с оружием. Обычно это включало в себя показ им, как держать щит, как держать меч, как стрелять стрелами из лука и как метать дротики из атлатля. [10] Мальчики, проходящие обучение, считались настоящими мужчинами только тогда, когда захватывали в плен своего первого воина. [11]
Сыновья знати обучались в кальмекаке [калмекак] («дом родословной») и получали сложную подготовку в военном деле у самых опытных воинов армии, а также в общих придворных предметах, таких как астрономия , календари , риторика , поэзия и религия . Кальмекаки . прикреплялись к храмам в знак посвящения богам-покровителям Например, кальмекак в главном церемониальном комплексе Теночтитлана был посвящен богу Кетцалькоатлю . Хотя существует неопределенность в отношении точного возраста, в котором мальчики поступали в кальмекак, согласно свидетельствам, в которых записано, что сыновья короля поступали в возрасте пяти лет, а сыновья других дворян - в возрасте от шести до тринадцати лет, похоже, что молодежь начинала свое обучение. здесь в более молодом возрасте, чем жители тельпочкалли. [12]
Когда в пятнадцать лет начиналось формальное обучение обращению с оружием, молодежь начинала сопровождать опытных воинов в походах, чтобы они могли привыкнуть к военной жизни и потерять страх перед битвой. В двадцать лет те, кто хотел стать воинами, официально отправлялись на войну. Родители молодежи разыскивали воинов-ветеранов, приносили им еду и подарки с целью найти воина, который стал бы спонсором их ребенка. В идеале спонсор должен был бы присматривать за молодым человеком и учить его брать пленников. Однако степень, в которой воин заботился и помогал дворянскому ребенку, во многом зависела от размера оплаты, полученной от родителей. Таким образом, сыновья высшей знати, как правило, чаще добивались успеха на войне, чем сыновья низшей знати. [13]
Стратификация и ранги
[ редактировать ]В целом армейские звания ацтеков были похожи на современные западные звания «генерал» и «майор», равно как и группирование воинов по таким категориям, как «срочники» или «офицеры». Однако, хотя между организацией можно провести параллели, Поскольку каждая из ацтекских и западных военных систем возникла из схожих функциональных потребностей, различия между ними гораздо больше, чем сходства. Члены ацтекской армии были лояльны к множеству разных людей и учреждений, и их ранг основывался не только на их различиях. положение, занимаемое в централизованной военной иерархии. Таким образом, классификация званий и статусов не может быть определена так же, как в современных западных вооруженных силах. [14] Простолюдины составляли основную часть армии; самыми низкими были носильщики ( тламеме [t͡ɬaˈmemeʔ] ), которые несли оружие и припасы, затем шли молодые люди (определяемые по прическе, которую они носили) из тельпочкалли во главе со своими сержантами ( tēlpochyahqueh [teːɬpot͡ʃˈjaʔkeʔ] «молодежные лидеры»). Следующими были простолюдины яокиске . И, наконец, были простолюдины, захватившие пленников, так называемые тламани. [t͡ɬaˈmaniʔ] «похитители».
Выше них стояли дворяне «обществ воинов». Они были ранжированы по количеству пленников, взятых ими в предыдущих битвах; количество пленников определяло, какой из различных почетных костюмов (называемых тлауизтли [t͡ɬaˈwist͡ɬi] ) им разрешалось носить, и давало им определенные права, такие как возможность носить украшения, менять прически, носить боевую раскраску, носить цветы на поле боя. , прокалывать и делать татуировки себе. Эти тлауизтли постепенно становились все более зрелищными по мере роста рядов, позволяя самым превосходным воинам, взявшим много пленных, выделиться на поле боя. Воинов более высокого ранга также называли «пипилтинами».
Общества воинов
[ редактировать ]Простолюдины, преуспевающие в военном деле, могли быть повышены до дворянского класса и могли вступить в некоторые воинские общества (по крайней мере, в Орлы и Ягуары). Однако ожидалось, что сыновья знати, прошедшие обучение в Кальмекаке, вступят в одно из обществ по мере продвижения по служебной лестнице. Воины могли переходить из одного общества в другое, когда становились достаточно опытными; точно, как это произошло, неясно. В каждом обществе были разные стили одежды и снаряжения, а также стили окраски тела и украшений.
Тламани
[ редактировать ]Тламани — простолюдины, взятые в плен у ацтекской армии. [15]
Куэкстекатль
[ редактировать ]Два пленных воина, узнаваемые по красно-черным тлахуизтли и коническим шляпам. Это звание было введено после военной кампании против уастеков под руководством Тлахтоани Ауисотля .
Папалотль
[ редактировать ]Папалотли (буквально «бабочка») были воинами, захватившими троих пленников; этот чин носил на спине «бабочки» в виде знамен. [16]
Воины орла и ягуара
[ редактировать ]Ацтекских воинов называли cuāuhocēlōtl [kʷaːwo'seːloːt͡ɬ] . Слово cuāuhocēlōtl происходит от слов воина-орла cuāuhtli [kʷaːwt͡ɬi] и воина-ягуара ocēlōtl [o'seːloːt͡ɬ] . Те ацтекские воины, которые проявили наибольшую храбрость и хорошо сражались, становились воинами-ягуарами или орлами. Из всех воинов ацтеков их боялись больше всего. И ягуар, и орел ацтекских воинов носили отличительные шлемы и униформу. Ягуаров можно было узнать по шкурам ягуаров, которые они носили по всему телу, и из головы ягуара виднелись только их лица. Ацтекские воины-орлы, напротив, носили шлемы с перьями и открытым клювом.
Отомии
[ редактировать ]Отоми ( Otōntin ) [oˈtoːntin] ) — еще одно воинское общество, получившее свое название от народа отоми , известного своими ожесточенными боями. В исторических источниках часто трудно различить, относится ли слово отомитль «Отоми» к членам общества ацтекских воинов или к членам этнической группы, которые также часто присоединялись к ацтекским армиям в качестве наемников или союзников. Знаменитым членом этой секты воинов был Цилакацин .
Постриженные
[ редактировать ]«Остриженные» ( Cuachicqueh [kʷaˈt͡ʃikkeʔ] , множественное число. Cuachic , единственное число) были самым престижным обществом воинов - их головы были выбриты, за исключением длинной косы над левым ухом. Их лысые головы и лица были наполовину выкрашены в синий цвет, а наполовину в красный или желтый цвет. Они служили имперскими ударными войсками и брали на себя особые задачи, а также, когда это было необходимо, оказывали помощь на поле боя. Для этого звания требовалось свыше шести пленников и десятки других подвигов. Очевидно, они отказались от звания капитана, чтобы оставаться постоянными бойцами на поле боя. Их можно было узнать по желтым тлахуизтли, и они поклялись не делать ни шагу назад во время битвы под страхом смерти от рук своих товарищей. [17]
Стратегическая разведка
[ редактировать ]Поскольку империя ацтеков поддерживалась за счет войн или угрозы войны с другими городами, сбор информации об этих городах имел решающее значение в процессе подготовки к одному сражению или расширенной кампании. Также большое значение имела передача сообщений между военачальниками и воинами на местах, чтобы можно было устанавливать и поддерживать политические инициативы и связи сотрудничества. Таким образом, разведка и связь были жизненно важными компонентами войны ацтеков. Для этих задач в основном использовались четыре учреждения: торговцы, официальные послы, гонцы и шпионы. [18]
Торговцы
[ редактировать ]Купцы, которых называли «почтека» (единственное число: «почтекатль»), были, пожалуй, самым ценным источником разведывательной информации в империи ацтеков. Когда они путешествовали по империи и за ее пределами, чтобы торговать с группами, находящимися вне контроля ацтеков, король часто просил почтаков вернуться с их маршрута, предоставив как общую, так и конкретную информацию. Общая информация, такая как предполагаемый политический климат в районах торговли, могла позволить королю оценить, какие действия могут быть необходимы для предотвращения вторжений и предотвращения перерастания враждебности в крупномасштабное восстание. По мере расширения империи ацтеков роль купца приобретала все большее значение. Поскольку своевременно получать информацию об отдаленных объектах стало труднее, особенно тем, кто находился за пределами империи, отзывы и предупреждения, полученные от торговцев, были неоценимы. Часто они были ключом к успешному ответу армии ацтеков на внешнюю враждебность. Если торговца убивали во время торговли, это было поводом для войны. Быстрое и жестокое возмездие ацтеков после этого события является свидетельством огромного значения, которое купцы имели для ацтекской империи. [19]
Купцы пользовались большим уважением в ацтекском обществе. Когда купцы путешествовали на юг, они перевозили свои товары либо на каноэ, либо с помощью рабов, которые несли большую часть товаров на своих спинах. Если каравану предстояло пройти через опасную территорию, воины ацтеков сопровождали путешественников, чтобы обеспечить столь необходимую защиту от диких животных и конкурирующих культур. В свою очередь, купцы часто оказывали военную услугу империи, шпионя за многочисленными врагами империи и торгуя во вражеских городах. [20] Они смогли заслужить защиту, одновременно помогая своей империи.
послы
[ редактировать ]Когда ацтеки решили завоевать определенный город ( Альтепетль ), они отправили посла из Теночтитлана, чтобы предложить городу защиту. Они продемонстрировали бы преимущества, которые города получили бы от торговли с империей. Ацтеки взамен просили для императора золото или драгоценные камни. Им дали 20 дней на рассмотрение запроса. Если они отказывались, в города отправляли новых послов. Однако эти послы использовались как прямая угроза. Вместо торговли эти люди указывали на разрушения, которые империя могла бы причинить, если бы город отклонил их предложение. Им дали еще 20 дней. [21] Если они отказывались, немедленно посылалась армия ацтеков. Больше предупреждений не было. Города были разрушены, а их жители взяты в плен.
Мессенджеры
[ редактировать ]Ацтеки использовали систему, в которой люди, находившиеся на расстоянии примерно 4,2 км (2,6 мили) друг от друга вдоль главных дорог, передавали сообщения из империи армиям в полевых условиях или в отдаленные города и наоборот. Например, король может отправить бегунов, чтобы сообщить союзникам о необходимости мобилизации, если в провинции начнется восстание. Посланники также предупреждали некоторые города-данники о приближающейся армии и их потребностях в продовольствии, передавали сообщения между двумя противоборствующими армиями и доставляли обратно в Теночтитлан новости об исходе войны. Хотя посланники использовались и в других регионах Мезоамерики, именно ацтеки, очевидно, развили эту систему до такой степени, что она приобрела впечатляющие коммуникативные возможности. [22]
Шпионы
[ редактировать ]Перед мобилизацией на территорию противника были отправлены формальные шпионы, называемые кимихтинами (буквально «Мыши»), для сбора информации, которая была бы выгодна ацтекам. В частности, их просили внимательно следить за местностью, которую предстоит пересечь, используемыми укреплениями, подробностями об армии и ее приготовлениях. Эти шпионы также разыскивали диссидентов в этом районе и платили им за информацию. Кимихтины . путешествовали только ночью и даже говорили на этом языке и носили одежду, специфичную для региона врага Из-за чрезвычайно опасного характера этой работы (в случае обнаружения они рисковали мучительной смертью и порабощением своей семьи) эти шпионы получали щедрое вознаграждение за свою работу. [23]
Ацтеки также использовали группу торговых шпионов, известную как науалозтомека . Науалозтомекам . приходилось маскироваться во время путешествия Они искали редкие товары и сокровища. Науалозтомеки уровни также использовались для сбора информации на рынках и передачи информации на более высокие почты . [24]
Оборудование
[ редактировать ]Культура ацтеков построена на принесении жертв богам. Следовательно, целью войны было захватить врагов, а не убить их. Это позволит позже принести в жертву своего врага. Из-за этой части их культуры оружие было предназначено для того, чтобы ранить противника, а не убить его. Такое оружие, как макуауитль, тлауитолли, яомиме, пращи, такие как тематлат, было создано для того, чтобы причинить вред врагу и захватить его, а не убить.
Оружие дальнего боя
[ редактировать ]Ахтлатль : (возможно, букв. «без пращи»). Это оружие должно было символизировать ацтекского бога Опочтли . Ацтекский метатель дротиков (известный испанцами как estólica ) представлял собой оружие, используемое для метания небольших дротиков, называемых « тлакочтли », с большей силой и с большего расстояния, чем они могли быть брошены вручную. Ацтеки считали, что это оружие подходит только королевской семье и самым элитным воинам армии, и обычно изображалось как оружие богов. На фресках в Теотиуакане изображены воины, использующие это эффективное оружие, и оно характерно для мезоамериканских культур центральной Мексики. Воины на передовой линии армии несли ахлатль и от трех до пяти тлакочтли и запускали их вслед за волнами стрел и пращ по мере продвижения в бой, прежде чем вступить в рукопашный бой. Ахтлатль также мог метать копья , поскольку его название означает «метатель копья». Атлатль — это снаряжение, ставшее большим достижением для охоты. Атлатль практически удлиняет ваши руки, позволяя бросать копье сильнее, быстрее и дальше. Атлатл создает скорость, в 10 раз превышающую скорость броска, и более чем в 100 раз большую силу удара. [ нужна ссылка ]
Тлакочтли : «Дротики», запускаемые из Атлатля , были не столько дротиками, сколько большими стрелами длиной около 5,9 футов (1,8 м). Наконечник украшен обсидианом, рыбьими костями или медными головками.
Тлахуитолли : ацтекский боевой лук , изготовленный в виде самодельного лука из древесины тепозана , длиной около 5 футов (1,5 м) и натянутый на жилы животных . Лучники в армии ацтеков обозначались как Текихуа .
Микомитль : Ацтекский колчан для стрел , обычно сделанный из шкур животных, вмещал около двадцати стрел.
Йомитль: Боевые стрелы с зазубренными наконечниками из обсидиана, кремня , кремня или кости. Обычно оперение выполнено из перьев индейки или утки.
Тематлатль : праща из волокна магуи . В качестве снарядов для этого оружия ацтеки использовали камни овальной формы или вылепленные вручную глиняные шары, наполненные хлопьями обсидиана или галькой. Берналь Диас дель Кастильо отметил, что град камней, брошенный ацтекскими пращниками, был настолько яростным, что даже хорошо бронированные испанские солдаты были ранены.
Тлакальуаскуауитль : духовое ружье, состоящее из полого тростника, в котором в качестве боеприпасов используются отравленные дротики. Дротики, используемые для этого оружия, были сделаны из заточенного дерева с хлопковым оперением и обычно пропитаны нейротоксичными выделениями из кожи древесных лягушек , обитающих в джунглях центральной Мексики. Его использовали в основном для охоты, а не для ведения войны.
Холодное оружие
[ редактировать ]Макуауитль : (букв. «дерево под рукой» или «дерево под рукой»). Предполагалось, что это оружие символизирует ацтекского бога Тескатлипоку . По сути, это деревянный меч с острыми обсидиановыми лезвиями по бокам (по внешнему виду и конструкции напоминающий современную крикетную биту ). Это было стандартное вооружение элитных кадров. Также известно на испанском языке под словом таино « макана ». Удар такого оружия, по общему мнению, был способен обезглавить лошадь. [25]
Куауитль : (букв. «дерево») Дубинка, сделанная из твердой древесины (скорее всего, дуба), . по форме напоминающая листья агавы
Тепостопилли : деревянное копье с широким наконечником, окаймленным острыми лезвиями из обсидиана.
Кваухололли : оружие , похожее на булаву , рукоять которого была сделана из дерева и увенчана деревянным, каменным или медным шаром или сферой. [26]
Тлаксималтепостли : Это оружие должно было символизировать ацтекского бога Тепостекатля . По сути, это топор, похожий на томагавк , головка которого была сделана из камня, меди или бронзы и имела двустороннюю конструкцию: одна сторона имела острый край лезвия, а другая - тупой выступ. [27]
Макуахуитцоктли : дубинка длиной около 1,64 фута (50 см), с выступами на каждой из четырех сторон и заостренным кончиком. [26]
Уитсауки: Это оружие должно было символизировать ацтекского бога Уицилопочтли . Деревянная дубинка, чем-то напоминающая бейсбольную биту . Это оружие использовалось для рукопашных атак в том виде, в каком оно было создано, но другие конструкции имели из кремня или обсидиана. по бокам режущие элементы [26]
Текпатль : Это оружие должно было символизировать ацтекского бога Шиутекутли . Кинжал . с двусторонним лезвием, сделанным из кремня или обсидиана, со сложной каменной или деревянной ручкой, общая длина от 7 до 9 дюймов (от 18 до 23 см) Хотя это было бы эффективным дополнительным оружием, это оружие чаще использовалось в ацтекских церемониях жертвоприношения, что может указывать на то, что им в основном владели ацтекские воинственные жрецы.
Броня
[ редактировать ]Чималли : щиты, изготовленные из различных материалов, таких как деревянный щит «куаухчималли» или кукурузный тростник «отлачималли». Существовали также декоративные щиты, украшенные мотивами, выполненными из перьев, их называли махуиззо чималли.
Ичкауипилли : стеганые хлопчатобумажные доспехи, которые пропитывали соленой водой, а затем подвешивали сушиться в тени, чтобы соль кристаллизовалась внутри них. Этот материал толщиной в один или два пальца был устойчив к обсидиановым мечам и дротикам атлатля.
Эуатль : (букв. «кожа»). Туника, которую некоторые благородные воины носили поверх своих хлопчатобумажных доспехов или тлауизтли. [28] известный на испанском языке как тильма .
Тлауизтли : своеобразно украшенные костюмы престижных воинов и членов воинских обществ. Эти костюмы служили способом идентифицировать воинов в соответствии с их боевыми достижениями, а также рангом, союзом и социальным статусом, например, священством или дворянством. Обычно они представляли собой единый предмет одежды с отверстием сзади, закрывали все туловище и большую часть конечностей воина и обеспечивали дополнительную защиту владельцу. Тлауизтли, изготовленный из элементов кожи, кожи и хлопка, был наиболее эффективен для усиления Ичкауипилли.
Куакалалатли : боевой шлем ацтеков, вырезанный из твердой древесины. Создан для изображения различных животных, таких как ревуны , хищные кошки, птицы, койоты или ацтекские божества. Эти шлемы защищали большую часть головы воина до линии подбородка, конструкция позволяла воину видеть сквозь открытую челюсть животного, и они были украшены в соответствии с тлауизтли владельца. [29]
Памитль : Опознавательные эмблемы, которые офицеры и члены престижных воинских обществ носили на спине. Похоже на японское сасимоно . Часто они были уникальными для своих владельцев и предназначались для идентификации воина на расстоянии. Эти знамена позволяли офицерам координировать движение своих подразделений. [30]
Кампании и сражения
[ редактировать ]Как только решение о начале войны было принято, на площадях объявлялись новости, призывающие к мобилизации армии на несколько дней или недель вперед. Когда войска были готовы, а все союзные города были предупреждены и дали свое согласие на участие в кампании, марш начался. Обычно первыми маршировали жрецы, несущие чучела, на следующий день маршировала знать во главе с Тлакохкалькатлями и Тлакатеккатлями . А на третий день выступила основная часть армии: сначала маршировали Теночка, за ними следовали воины из других городов союза (Тепанекас и Тескокас) и, наконец, союзные войска из других городов, некоторые из этих подчиненных городов также должны были присоединяйтесь постепенно во время марша, когда армия проходит мимо их городов. Благодаря эффективной системе дорог, поддерживаемой по всей центральной Мексике, армия проходила в среднем 19–32 километра в день. [31] Размер армии ацтеков значительно варьировался от небольших отрядов в несколько тысяч воинов до больших армий, насчитывающих десятки и сотни тысяч воинов. В войне против Койстлауакана армия ацтеков насчитывала 200 000 воинов и 100 000 носильщиков. В 1506 году армия ацтеков численностью 400 000 человек завоевала Тутутепек , королевство миштеков. [32]
Бой
[ редактировать ]Сражения (иногда называемые на науатле метафорическим дифразизмом ātl tlachinolli [aːt͡ɬ t͡ɬat͡ʃiˈnolːi] - буквально «водяной огонь») обычно начинались на рассвете, но иногда и в середине дня - дымовые сигналы использовались, чтобы показать, что битва начинается, и координировать действия. нападения между различными подразделениями армии. Сигнал к атаке подавался барабанами ( Тепонацтли ) и трубой из раковины (киквизтли), в которую дул трубач. Обычно бой начинался с артиллерийского огня — основную часть армии составляли простолюдины, часто вооруженные луками или пращами. Затем воины перешли к рукопашному бою, и на этом этапе атлатль использовался — это метательное оружие было более эффективным на более коротких дистанциях, чем пращи и луки, и гораздо более смертоносным. Первыми воинами, вступившими в рукопашный бой, были самые выдающиеся воины обществ куачикков и отонтинов ; затем шли орлы и ягуары и, наконец, простолюдины и неопытная молодежь. До тех пор, пока не вступили в рукопашный бой, ряды сохранялись, и ацтеки пытались окружить или обойти врага с фланга, но как только началась рукопашная схватка, ряды растворились в схватке отдельных рукопашных схваток. Юношам, впервые участвующим в битве, обычно не разрешалось сражаться до того, как была обеспечена победа ацтеков, после чего они пытались захватить пленных у бегущего врага. Говорят, что, особенно во время цветочных войн, ацтекские воины пытались захватить, а не убить своих врагов, иногда стремясь перерезать подколенное сухожилие или иным образом вывести своих противников из строя. Это использовалось как аргумент для объяснения поражения ацтеков от испанцев. [33] но этот аргумент был отвергнут многими историками, поскольку источники ясно утверждают, что ацтеки убивали своих испанских противников всякий раз, когда у них была такая возможность, и быстро адаптировали свои боевые стратегии к своим новым противникам. [34] [35] Другие тактические маневры ацтеков включали в себя симуляцию отступления и засады, когда небольшие части ацтекских сил атаковали, а затем отступали и заманивали врага в ловушку, где на местности было спрятано гораздо больше воинов. Если обороняющийся враг отступал в свой город, битва продолжалась там, но обычно целью было завоевать город, а не разрушить его. Как только город будет завоеван, главный храм будет подожжен, что станет сигналом для всех, кого это касается, о победе ацтеков. Если враги по-прежнему отказывались сдаваться, остальная часть города также могла быть сожжена, но это было редкостью. [36]
Гладиаторский бой
[ редактировать ]Некоторые пленники были принесены в жертву Тонатиу в ритуальном гладиаторском бою (как это было со знаменитым воином Тлауиколом ). В этом обряде жертву привязывали к большому резному круглому «камню» ( темалакатль ). [38] и дали макет оружия. [39] Пленник, иногда со связанной за спиной рукой или намеренно раненый, должен был умереть, сражаясь с четырьмя или семью полностью вооруженными рыцарями -ягуарами и орлами , после чего священник быстро выпотрошил его, если пленник выжил. была предоставлена свобода. [40]
Описание испанских очевидцев ацтекских воинов
[ редактировать ]Видеть их в боевом строю — одно из самых красивых зрелищ в мире, потому что они прекрасно держат строй и очень красивы. Среди них есть необычайно храбрые люди, которые встречают смерть с абсолютной решимостью. Я видел, как один из них мужественно защищался от двух быстрых лошадей, а другой - от трех и четырех, и когда испанский всадник не смог убить его, один из всадников в отчаянии метнул свое копье, которое ацтек поймал в воздухе, и сражался с его более часа, пока не подошли двухфутовые солдаты и не ранили его двумя или тремя стрелами. Он повернулся к одному из солдат, но другой схватил его сзади и ударил ножом. Во время боя они поют и танцуют, а иногда издают самые дикие крики и свисты, которые только можно себе представить, особенно когда знают, что у них есть преимущество. Любой, кто столкнется с ними впервые, может быть напуган их криками и свирепостью. [41]
Смерть и погребение
[ редактировать ]Смерть была неотъемлемой частью ацтекской культуры, от жертвоприношения до захоронения. Воины были особенно частью этого цикла и культурного аспекта. Когда воин умирал в битве или в жертвоприношении, проводилась церемония. Пленные воины приносились в жертву богу Солнца, а в некоторых случаях жертвоприношение приносил сам воин. Если воин погибал в бою, его труп сжигали на поле битвы, а не в его городе-государстве. Стрелу павшего воина на поле битвы приносили обратно, одевали в знаки бога Солнца и сжигали, что любопытно, поскольку стрелы были малоиспользуемым оружием в армиях Мексики. [42]
Ацтеки считали, что одно и то же место загробной жизни воинов было и местом для женщин, умерших при родах. [43] Траур по павшим воинам был долгим и священным процессом. Скорбящие не купались и не ухаживали за собой в течение восьмидесяти дней, полагая, что это дает время душе павшего воина достичь Солнечного Неба. Женщины сыграли уникальную роль в оплакивании своих умерших мужей. Эти женщины носили с собой плащи своих умерших мужей, куда бы они ни пошли. Они также распускали волосы и плакали под звуки барабанов. [44] Сыновья также оплакивали своих умерших отцов. Они носили с собой небольшую коробочку с драгоценностями и берушами, подаренными его отцом. Если бы воин-орёл умирал, его похоронили бы в зале воина-орла. Их кремируют и помещают в зале. Помимо кремированных тел, они будут похоронены с драгоценностями, глиной ягуара и золотыми артефактами.
См. также
[ редактировать ]- Испанское завоевание империи ацтеков
- Майя войны
- Муиска война
- Больше войны
- Индийские вспомогательные силы
Примечания
[ редактировать ]- ^ Карраско, Педро (1961). «Гражданско-религиозная иерархия в мезоамериканских сообществах: доиспанская история и колониальное развитие» . Американский антрополог . 63 (3): 483–497. дои : 10.1525/aa.1961.63.3.02a00020 . ISSN 0002-7294 . JSTOR 667723 .
- ^ Брамфил, Элизабет (2001). Глава 11. Сердца и умы ацтеков. Империи: взгляд на археологию и историю . Издательство Кембриджского университета.
- ^ Хэнсон, Виктор Дэвис (18 декабря 2007 г.). Резня и культура: знаменательные сражения на пути к власти Запада . Издательская группа Кнопфа Doubleday. ISBN 978-0-307-42518-8 .
- ^ Хассиг, Росс. «Мотеуксома Иллуикамина». Ацтекская война: имперская экспансия и политический контроль. Норман: Университет Оклахомы, 1988. 158. Печать.
- ^ Хассиг, Росс. «Тизок». Ацтекская война: имперская экспансия и политический контроль. Норман: Университет Оклахомы, 1988. 198. Печать.
- ^ Смит, Майкл (2011). Глава 7 Ацтеки: в городе-государстве и империи . Джон Уайли и сыновья, Инкорпорейтед.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Клендиннен, Инга (1985). «Цена мужества в ацтекском обществе» . Прошлое и настоящее (107): 44–89. дои : 10.1093/прошлое/107.1.44 . ISSN 0031-2746 . JSTOR 650706 .
- ^ Смит, Майкл (2011). Глава 7 Ацтеки: в городе-государстве и империи (3-е изд.). Джон Уайли и сыновья, Инкорпорейтед.
- ^ Хассиг, Росс (1995). Глава 3. Война ацтеков. Имперская экспансия и политический контроль: в военной подготовке . Университет Оклахомы Пресс.
- ^ Хассиг, Р. 1988, 32–33.
- ^ Клендиннен, И. 1991, 78.
- ^ Хассиг, Р. 1988, 34–35.
- ^ Хассиг, Р. 1988, 35–36.
- ^ Хассиг, Р. 1988, 27.
- ^ МакКрауз, Стэнфорд. Богатство и бедность: уровень жизни ацтеков . Кембриджские Стэнфордские книги.
- ^ МакКрауз, Стэнфорд. Богатство и бедность: уровень жизни ацтеков . Кембриджские Стэнфордские книги.
- ^ Хассиг, Р. 1988, с. 45–46.
- ^ Хассиг, Р. 1988, 49.
- ^ Хассиг, Р. 1988, 49-50.
- ^ Хассиг, Р. 1988, 150.
- ^ Хассиг, Р. 1988, с. 160.
- ^ Хассиг, Р. 1988, 51.
- ^ Хассиг, Р. 1988, 51-52.
- ^ Хассиг, Р. 1988, с. 165
- ^ Хассиг (1988), стр.83.
- ^ Jump up to: а б с Хассиг, Р. (1998). Война ацтеков: имперская экспансия и политический контроль Оклахома Пресс : Норман. ISBN 0-8061-2121-1 стр. 85.
- ^ Хослер, Дороти (1994). Звуки и цвета Силы: священная металлургическая технология древней Западной Мексики . Лондон: MIT Press. п. 160. ИСБН 0-262-08230-6 .
- ^ Хассиг (1988), с. 83
- ^ Хассиг, 1988, с. 67-68
- ^ Джон Пол и Чарльз Робинсон III, ацтеки и конкистадоры. Испанское вторжение и крах империи ацтеков , Osprey Publishing Ltd, стр. 75
- ^ Хассиг, 1988, стр.67-68.
- ^ «Насколько велика была армия ацтеков?» . Мексикалор . Проверено 14 июля 2015 г.
- ^ Клендиннен, Инга (1991) Ацтеки: интерпретация. Издательство Кембриджского университета, Кембридж, Великобритания.
- ^ Локхарт, Джеймс (ред. и пер.) (1993); Мы, люди здесь: отчеты науатля о завоевании Мексики . Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
- ^ Ресталл, Мэтью. Семь мифов об испанском завоевании . Издательство Оксфордского университета (2003), ISBN 0-19-516077-0 гл. 7
- ^ Описание боя ацтеков сокращено из Хассига, 1988, глава 7.
- ^ Фрост, Дж. (1862). Иллюстрированная история Мексики и мексиканской войны: включает описание древней империи ацтеков, завоевания Кортеса, Мексики под властью испанцев, мексиканской революции, республики, техасской войны и недавней войны с Соединенными Штатами. Филадельфия: Чарльз Десильвер.
- ^ Матос Моктесума и Солис Ольгин 2002, стр.451-2.
- ^ Смит 1996, 2003, стр.218.
- ^ Коллекции, Спец. «Юридическая библиотека Тарлтона: Экспонат - Закон ацтеков и майя: международное и военное право ацтеков» . tarlton.law.utexas.edu . Проверено 10 января 2023 г.
- ^ Хассиг, Росс. Ацтекская война: имперская экспансия и политический контроль . Университет Оклахомы Пресс (1995). ISBN 978-0-806-12773-6 стр. 124, цитата из « Повествования о некоторых вещах Новой Испании и великого города Теместитана», написанного анонимным конкистадором.
- ^ Карраско, Дэвид (август 1995 г.). «Дайте мне немного кожи: Харизма ацтекского воина» . Мезоамериканские религии. Специальный выпуск по случаю семнадцатого Международного конгресса по истории религий в Мехико . 35 (1): 1–26. JSTOR 1063008 – через JSTOR.
- ^ Смит, Майкл (2011). Глава 9. Ацтеки: в творении, смерти и богах . Джон Уайли и сыновья, Инкорпорейтед.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Смит, Майкл (2011). Глава 10 Ацтеки: в храмах и церемониях .
Ссылки
[ редактировать ]- Сервера Обрегон, Марко А. 2006. «Макуауитль: вероятное нововведение в вооружении позднего посклассического периода в Мезоамерике» в «Оружии и доспехах», Журнал Royal Armouires, №3, Лидс.
- Сервера Обрегон, Марко А. 2007a. «Макуауитль, позднепостклассическое оружие в Мезоамерике», Мексиканская археология , № 84.
- Сервера Обрегон, Марко А. 2007b. Вооружение Мексики, GLADIUS, CSIC, Polifemo, Мадрид, 2007 г., с предисловием Росса Хассига.
- Хассиг, Росс (1988). Ацтекская война: имперская экспансия и политический контроль . Цивилизация из сериала американских индейцев, нет. 188. Норман: Университет Оклахомы Пресс . ISBN 0-8061-2121-1 . OCLC 17106411 .
- Хассиг, Росс (1992). Война и общество в Древней Мезоамерике . Беркли: Издательство Калифорнийского университета . ISBN 0-520-07734-2 . ОСЛК 25007991 .
- Клендиннен, Инга (1991). Ацтеки: интерпретация . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Рестолл, Мэтью (2003). Семь мифов об испанском завоевании . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. Глава 7. ISBN 0-19-516077-0 .
- Карраско, Дэвид. Повседневная жизнь ацтеков: Люди Солнца и Земли . Коннектикут: Greenwood Press, 1998.
- Карраско, Д. 1998, 97.
- Карраско, Д. 1998, 111–115.
- Карраско, Д. 1998, 120–121.
- Карраско, Д. 1998, 145.
- Локхарт, Джеймс (изд. и пер.) (1993); Мы, люди здесь: отчеты науатля о завоевании Мексики. Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
- Мигель Леон-Портилья. Сломанные копья: рассказ ацтеков о завоевании Мексики .
- Мексика. Бостон: Beacon Press, 2006.
- Перегрин, Питер Н. и Мелвин Эмбер. Энциклопедия предыстории. Средняя Америка, 2001.
- Саагун, Бернардино де. Флорентийский кодекс: Всеобщая история вещей Новой Испании . Переведено и отредактировано Артуром Дж. О. Андерсоном и Чарльзом Э. Дибблом. 13 томов. Санта-Фе: Школа американских исследований и Университет Юты, 1950–1982 гг.
- Саагун, Флорентийский кодекс , II:53.
- Смит, Майкл Э. Ацтеки . 3-е изд. Западный Суссекс: Blackwell Publishing, 2012.
- Смит, М. 2012, 130.
- Смит, М. 2012, 134.
- Смит, М. 2012, 212–216.
- Уоррен, Дж. Бенедикт (1985). Завоевание Мичоакана. Норман: Университет Оклахомы Пресс.
Библиография
[ редактировать ]- Карраско, Педро. «Гражданско-религиозная иерархия в мезоамериканских сообществах: доиспанская история и колониальное развитие». Американский антрополог, том. 63, нет. 3, 1961, стр. 483–97. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/667723
- Клендиннен, Инга. «Цена мужества в ацтекском обществе». Прошлое и настоящее, нет. 107, 1985, стр. 44–89. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/650706
- Хикс, Фредерик. «Цветочная война» в истории ацтеков. Американский этнолог, вып. 6, нет. 1, 1979, стр. 87–92. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/643386
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Доколумбовое ацтекское оружие и инструменты
- FAMSI : Мезоамерика Джона Пола, Ацтекское общество / Война
- http://balagan.info
- http://www.mexicolore.co.uk