Альтепетль
Ацтекская цивилизация |
---|
Ацтекское общество |
История ацтеков |
Альтепетль ] ( классический науатль : āltepētl [aːɬ.ˈté.peːt͡ɬ , множественное число [1] или altepemeh ) — местное политическое образование на этнической основе, обычно переводимое на английский как « город-государство » доколумбовых науатль. обществ, говорящих на языке [2] в Америках . Альтепетль , состоял из более мелких подразделений, известных как кальполли и обычно возглавлялся одним династическим правителем , известным как тлатоани , хотя известны примеры совместного правления между пятью правителями. [3] Каждый алтепетль имел свою собственную юрисдикцию, историю происхождения и служил центром самобытности коренных народов . [4] Жители называли себя по имени своего альтепетля , а не, например, «мексиканцы». [5] «Альтепетль» был многозначным термином, укореняющим социальный и политический порядок в творческих силах священной горы , содержащей предков, семена и животворящие силы сообщества. [6] Это слово представляет собой комбинацию на языке науатль слов ātl (что означает «вода») и tepētl (что означает «гора»). Характерным способом науа было представить совокупность людей региона или мира как совокупность единиц альтепетль и говорить о них в этих терминах. [7] : 36 Эта концепция сравнима с Maya cah и Mixtec ñuu . Альтепеме сформировала обширную сложную сеть, которая предшествовала и пережила более крупные империи, такие как государство ацтеков и тарасков . [4]
Установленные алтепеме характеризовались центральным храмом, посвященным богу-покровителю, характерному для алтепетля , и центральным рынком. Альтепеме, как правило, были многоэтническими, и общинная сплоченность часто поддерживалась за счет территориальной исключительности. [3]
Мезоамериканская политика
[ редактировать ]Местные правители алтепеме, как правило, сохраняли свою власть в области налогообложения и распределения земли, находясь под косвенным управлением империи, в обмен на их подчинение, участие в военных кампаниях и уплату дани. Однако, начиная с Монтесумы Ильуикамина I в 1440-х годах, империалистические усилия ацтеков над альтепетлем углубились за счет лишения местных правителей налоговых полномочий и замены непослушных правителей военными губернаторами. Это повышенное давление привело к нестабильным условиям в Мезоамерике , где альтепетли часто восставали, удерживая дань и добиваясь отделения . Куаунауак, главный альтепетль южной империи ацтеков, трижды восставал. Ацтеки ответили жестоким насилием, которое только усилило ответное насилие. [4]
На момент испанского вторжения в 1519 году одна только Империя ацтеков насчитывала примерно 450 альтепемов . Испанцы признали и использовали ранее существовавшие политические разногласия между различными альтепемами и ацтеками, подстрекая диссидентские города-государства к восстанию. Не существовало никакой «супер-альтепетльской» идентичности, которая могла бы объединиться против испанцев. Тотонаки были одними из первых , Семпоалы . вступивших в союз с испанцами, лишь недавно, после многих лет сопротивления, они оказались под контролем ацтеков Тлашкальтеки . Тлашкалы ацтеков первоначально сопротивлялись испанцам, но вскоре присоединились к завоевательным усилиям в качестве решающего союзника против Империи После падения Теночтитлана в 1521 году испанцы все чаще требовали, чтобы правители Альтепетля публично уничтожили свои фигуры божеств (называемые испанцами идолами) и побелили стены храмов. Хотя уничтожение идолов представляло собой передачу суверенитета и дани завоевательной державе в мезоамериканской политике, с вторжением испанцев коренные народы вскоре осознали, «что в испанском контексте это подразумевало гораздо более масштабную, космическую трансформацию». [4]
С самого начала контактов между альтепетлями и испанскими конкистадорами подчинение христианству было не подлежит обсуждению. Как описывает историк Райан Доминик Крю, «испанцы предложили два четких варианта: принять христианство и спастись в этом мире и в следующем, или сопротивляться ему и столкнуться с проклятием в обоих». До падения Теночтитлана испанцы не могли заставить подчиниться из-за своей сильной зависимости от тех, кого они увещевали. Конкистадор Берналь Диас дель Кастильо писал, что «чаще всего голодные испанские солдаты читали свой протокол, а затем сразу же приступали к еде, приготовленной теми, кого они только что упрекали». После падения Теночтитлана баланс сил сильно сместился в пользу испанцев, которые форсировали христианизацию различных альтепем . [4]
Когда каждому альтепетлю стало ясно , что испанцы остались в Мезоамерике надолго, они быстро научились использовать обращение в веру как средство получения политического капитала. К 1523 году дворяне Теночтитлана потребовали крещения и предоставили им недвижимость для своих монастырей и церквей, чтобы обеспечить себе место в новом колониальном порядке. матлацинка и отоми Народы в долине Толука , а также микстеки в Оахаке использовали крещение как средство восстановления местной власти после многих лет мексиканского империализма перед лицом испанского владычества. На протяжении 1520-х и 1530-х годов альтепеме сохраняли свою автономию благодаря христианизации, и местные правители теперь принимали новые испанские христианские имена: «имена местной элиты начали перекликаться с именами людей, которые оказывались их повелителями, а не их освободителями». [4]
Испанские миссионеры применяли формы символического и физического насилия в Альтепетле , чтобы создать «новую вселенную смысла» для коренных народов. 1 января 1525 года миссионеры и конкистадоры предприняли скоординированное нападение на местных священников и их приверженцев, в результате которого были разрушены главные храмы в Теночтитлане, Тескоко и Тлашкале, включая храм Уицилопочтли , в котором размещались архивы Тескоко. Эта волна насилия, инициированная испанскими миссионерами, распространилась по всей территории, которая вскоре стала Новой Испанией . В письме, написанном христианизированной коренной знатью испанской короне в 1560 году, говорится, что «людей многих альтепетлей заставляли и пытали [или] вешали или сжигали, потому что они не хотели отказаться от идолопоклонства и неохотно принимали Евангелие и веру». [8] Далее в нем говорилось, что «это было «доброе дело» монахов, добавили они, «научить нас презирать, разрушать и сжигать камни и дерево, которым мы поклонялись как богам». [8] Как описывает историк Райан Доминик Крю, «Монахи с гордостью сообщали об разрушениях, используя библейские масштабы: двадцать тысяч идолов, разбитых одним монахом за день, тысячи местных божеств, преданных огню, или пятьсот крупных храмов, демонтированных всего за пять лет. [9]
Примеры
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ликат, Джек Энтони (1981). Создание мексиканского ландшафта: территориальная организация и заселение в восточной части бассейна Пуэблы, 1520–1605 гг . Чикагский университет. ISBN 9780890651070 .
- ^ Смит 1997 стр. 37
- ^ Перейти обратно: а б Зайферле-Валенсия, Энн Клер (2007). Пещера, город и орлиное гнездо: пояснительное путешествие по карте Куаутинчан, № 2, том 2 . Издательство Университета Нью-Мексико. п. 82. ИСБН 9780826342836 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Крю, Райан Доминик (2019). Мексиканская миссия: реконструкция коренных народов и нищенствующее предприятие в Новой Испании, 1521–1600 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 56–70. ISBN 9781108492546 .
- ^ Манди, Барбара Э. (2012). География и этнография: восприятие мира в досовременных обществах . Джон Уайли и сыновья. п. 245. ИСБН 9781118589847 .
- ^ Ногес, Ксавье (2001). «Альтепетль». В Карраско, Дэвид (ред.). Оксфордская энциклопедия мезоамериканских культур: Цивилизации Мексики и Центральной Америки . Том. 1. Издательство Оксфордского университета . стр. 12–13. ISBN 0-19-510815-9 . OCLC 44019111 .
- ^ Соуза, Лиза ; Пул, Стаффорд ; Локхарт, Джеймс , ред. (1998). История Гваделупы: Huei tlamahuiçoltica Луиса Ласо де ла Веги 1649 года . Латиноамериканские исследования Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, том. 84; Серия исследований науатля, №. 5. Издательство Стэнфордского университета , Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Публикации Латиноамериканского центра . ISBN 0-8047-3482-8 . OCLC 39455844 .
- ^ Перейти обратно: а б Крю, Райан Доминик (2019). Мексиканская миссия: реконструкция коренных народов и нищенствующее предприятие в Новой Испании, 1521–1600 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 69. ИСБН 9781108492546 .
- ^ Крю, Райан Доминик (2019). Мексиканская миссия: реконструкция коренных народов и нищенствующее предприятие в Новой Испании, 1521–1600 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 72. ИСБН 9781108492546 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гарсиа Мартинес, Бернардо (2001). «Королевства сообщества: Центральная Мексика (Науа)». В Карраско, Дэвид (ред.). Оксфордская энциклопедия мезоамериканских культур: Цивилизации Мексики и Центральной Америки . Том. 1. Издательство Оксфордского университета . стр. 238–239. ISBN 0-19-510815-9 . OCLC 44019111 .
- Гибсон, Чарльз (1983) [1964]. Ацтеки под властью Испании: история индейцев долины Мексики, 1519–1810 гг . Издательство Стэнфордского университета . ISBN 0-8047-0912-2 . ОСЛК 9359010 .
- Локхарт, Джеймс (1996) [1992]. Науа после завоевания: социальная и культурная история индейцев Центральной Мексики с шестнадцатого по восемнадцатый века . Издательство Стэнфордского университета . ISBN 0-8047-2317-6 . OCLC 24283718 .
- Ногес, Ксавье (2001). «Альтепетль». В Дэвиде Карраско (ред.). Оксфордская энциклопедия мезоамериканских культур: Цивилизации Мексики и Центральной Америки . Том. 1. Издательство Оксфордского университета . стр. 12–13. ISBN 0-19-510815-9 . OCLC 44019111 .
- Соуза, Лиза ; Пул, Стаффорд ; Локхарт, Джеймс , ред. (1998). История Гваделупы: Huei tlamahuiçoltica Луиса Ласо де ла Веги 1649 года . Латиноамериканские исследования Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, том. 84; Серия исследований науатля, №. 5. Издательство Стэнфордского университета , Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Публикации Латиноамериканского центра . ISBN 0-8047-3482-8 . OCLC 39455844 .
- Смит, Майкл (1997). Ацтеки . Молден, Массачусетс: Blackwell Publishing. ISBN 0-631-23015-7 .