Jump to content

Альтепетль

Глифы, представляющие Тескоко , Теночтитлан и Тлакопан , три основных альтепетля Империи ацтеков .

Альтепетль ] ( классический науатль : āltepētl [aːɬ.ˈté.peːt͡ɬ , множественное число [1] или altepemeh ) — местное политическое образование на этнической основе, обычно переводимое на английский как « город-государство » доколумбовых науатль. обществ, говорящих на языке [2] в Америках . Альтепетль , состоял из более мелких подразделений, известных как кальполли и обычно возглавлялся одним династическим правителем , известным как тлатоани , хотя известны примеры совместного правления между пятью правителями. [3] Каждый алтепетль имел свою собственную юрисдикцию, историю происхождения и служил центром самобытности коренных народов . [4] Жители называли себя по имени своего альтепетля , а не, например, «мексиканцы». [5] «Альтепетль» был многозначным термином, укореняющим социальный и политический порядок в творческих силах священной горы , содержащей предков, семена и животворящие силы сообщества. [6] Это слово представляет собой комбинацию на языке науатль слов ātl (что означает «вода») и tepētl (что означает «гора»). Характерным способом науа было представить совокупность людей региона или мира как совокупность единиц альтепетль и говорить о них в этих терминах. [7] : 36  Эта концепция сравнима с Maya cah и Mixtec ñuu . Альтепеме сформировала обширную сложную сеть, которая предшествовала и пережила более крупные империи, такие как государство ацтеков и тарасков . [4]

Установленные алтепеме характеризовались центральным храмом, посвященным богу-покровителю, характерному для алтепетля , и центральным рынком. Альтепеме, как правило, были многоэтническими, и общинная сплоченность часто поддерживалась за счет территориальной исключительности. [3]

Мезоамериканская политика

[ редактировать ]

Местные правители алтепеме, как правило, сохраняли свою власть в области налогообложения и распределения земли, находясь под косвенным управлением империи, в обмен на их подчинение, участие в военных кампаниях и уплату дани. Однако, начиная с Монтесумы Ильуикамина I в 1440-х годах, империалистические усилия ацтеков над альтепетлем углубились за счет лишения местных правителей налоговых полномочий и замены непослушных правителей военными губернаторами. Это повышенное давление привело к нестабильным условиям в Мезоамерике , где альтепетли часто восставали, удерживая дань и добиваясь отделения . Куаунауак, главный альтепетль южной империи ацтеков, трижды восставал. Ацтеки ответили жестоким насилием, которое только усилило ответное насилие. [4]

На момент испанского вторжения в 1519 году одна только Империя ацтеков насчитывала примерно 450 альтепемов . Испанцы признали и использовали ранее существовавшие политические разногласия между различными альтепемами и ацтеками, подстрекая диссидентские города-государства к восстанию. Не существовало никакой «супер-альтепетльской» идентичности, которая могла бы объединиться против испанцев. Тотонаки были одними из первых , Семпоалы . вступивших в союз с испанцами, лишь недавно, после многих лет сопротивления, они оказались под контролем ацтеков Тлашкальтеки . Тлашкалы ацтеков первоначально сопротивлялись испанцам, но вскоре присоединились к завоевательным усилиям в качестве решающего союзника против Империи После падения Теночтитлана в 1521 году испанцы все чаще требовали, чтобы правители Альтепетля публично уничтожили свои фигуры божеств (называемые испанцами идолами) и побелили стены храмов. Хотя уничтожение идолов представляло собой передачу суверенитета и дани завоевательной державе в мезоамериканской политике, с вторжением испанцев коренные народы вскоре осознали, «что в испанском контексте это подразумевало гораздо более масштабную, космическую трансформацию». [4]

Иллюстрация уничтожения кодексов коренных народов монахами -францисканцами работы Диего Муньоса Камарго (1585 г.)

С самого начала контактов между альтепетлями и испанскими конкистадорами подчинение христианству было не подлежит обсуждению. Как описывает историк Райан Доминик Крю, «испанцы предложили два четких варианта: принять христианство и спастись в этом мире и в следующем, или сопротивляться ему и столкнуться с проклятием в обоих». До падения Теночтитлана испанцы не могли заставить подчиниться из-за своей сильной зависимости от тех, кого они увещевали. Конкистадор Берналь Диас дель Кастильо писал, что «чаще всего голодные испанские солдаты читали свой протокол, а затем сразу же приступали к еде, приготовленной теми, кого они только что упрекали». После падения Теночтитлана баланс сил сильно сместился в пользу испанцев, которые форсировали христианизацию различных альтепем . [4]

Когда каждому альтепетлю стало ясно , что испанцы остались в Мезоамерике надолго, они быстро научились использовать обращение в веру как средство получения политического капитала. К 1523 году дворяне Теночтитлана потребовали крещения и предоставили им недвижимость для своих монастырей и церквей, чтобы обеспечить себе место в новом колониальном порядке. матлацинка и отоми Народы в долине Толука , а также микстеки в Оахаке использовали крещение как средство восстановления местной власти после многих лет мексиканского империализма перед лицом испанского владычества. На протяжении 1520-х и 1530-х годов альтепеме сохраняли свою автономию благодаря христианизации, и местные правители теперь принимали новые испанские христианские имена: «имена местной элиты начали перекликаться с именами людей, которые оказывались их повелителями, а не их освободителями». [4]

Испанские миссионеры применяли формы символического и физического насилия в Альтепетле , чтобы создать «новую вселенную смысла» для коренных народов. 1 января 1525 года миссионеры и конкистадоры предприняли скоординированное нападение на местных священников и их приверженцев, в результате которого были разрушены главные храмы в Теночтитлане, Тескоко и Тлашкале, включая храм Уицилопочтли , в котором размещались архивы Тескоко. Эта волна насилия, инициированная испанскими миссионерами, распространилась по всей территории, которая вскоре стала Новой Испанией . В письме, написанном христианизированной коренной знатью испанской короне в 1560 году, говорится, что «людей многих альтепетлей заставляли и пытали [или] вешали или сжигали, потому что они не хотели отказаться от идолопоклонства и неохотно принимали Евангелие и веру». [8] Далее в нем говорилось, что «это было «доброе дело» монахов, добавили они, «научить нас презирать, разрушать и сжигать камни и дерево, которым мы поклонялись как богам». [8] Как описывает историк Райан Доминик Крю, «Монахи с гордостью сообщали об разрушениях, используя библейские масштабы: двадцать тысяч идолов, разбитых одним монахом за день, тысячи местных божеств, преданных огню, или пятьсот крупных храмов, демонтированных всего за пять лет. [9]

  1. ^ Ликат, Джек Энтони (1981). Создание мексиканского ландшафта: территориальная организация и заселение в восточной части бассейна Пуэблы, 1520–1605 гг . Чикагский университет. ISBN  9780890651070 .
  2. ^ Смит 1997 стр. 37
  3. ^ Перейти обратно: а б Зайферле-Валенсия, Энн Клер (2007). Пещера, город и орлиное гнездо: пояснительное путешествие по карте Куаутинчан, № 2, том 2 . Издательство Университета Нью-Мексико. п. 82. ИСБН  9780826342836 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Крю, Райан Доминик (2019). Мексиканская миссия: реконструкция коренных народов и нищенствующее предприятие в Новой Испании, 1521–1600 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 56–70. ISBN  9781108492546 .
  5. ^ Манди, Барбара Э. (2012). География и этнография: восприятие мира в досовременных обществах . Джон Уайли и сыновья. п. 245. ИСБН  9781118589847 .
  6. ^ Ногес, Ксавье (2001). «Альтепетль». В Карраско, Дэвид (ред.). Оксфордская энциклопедия мезоамериканских культур: Цивилизации Мексики и Центральной Америки . Том. 1. Издательство Оксфордского университета . стр. 12–13. ISBN  0-19-510815-9 . OCLC   44019111 .
  7. ^ Соуза, Лиза ; Пул, Стаффорд ; Локхарт, Джеймс , ред. (1998). История Гваделупы: Huei tlamahuiçoltica Луиса Ласо де ла Веги 1649 года . Латиноамериканские исследования Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, том. 84; Серия исследований науатля, №. 5. Издательство Стэнфордского университета , Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Публикации Латиноамериканского центра . ISBN  0-8047-3482-8 . OCLC   39455844 .
  8. ^ Перейти обратно: а б Крю, Райан Доминик (2019). Мексиканская миссия: реконструкция коренных народов и нищенствующее предприятие в Новой Испании, 1521–1600 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 69. ИСБН  9781108492546 .
  9. ^ Крю, Райан Доминик (2019). Мексиканская миссия: реконструкция коренных народов и нищенствующее предприятие в Новой Испании, 1521–1600 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 72. ИСБН  9781108492546 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: de7ec936a2dc58e4b22008fa2ae16425__1717919100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/de/25/de7ec936a2dc58e4b22008fa2ae16425.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Altepetl - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)