Чула Сакарат
Чула Сакарат или Чуласакарат ( палийский : Culāsakaraj ; бирманский : Козасакарат , произносится [kɔ́zà θɛʔkəɹɪʔ] ; Кхмерский : эпоха Чула , ALA-LC : Кулласакарай ; Тайский : Чуласаккарат , RTGS : Чунласаккарат , произносится [t͡ɕun.lā.sàk.kā.ràːt] , сокр. จ.ศ. Choso ) — лунно-солнечный календарь, произошедший от бирманского календаря , варианты которого использовались большинством материковых королевств Юго-Восточной Азии вплоть до конца 19 века. Календарь во многом основан на более старой версии индуистского календаря, хотя, в отличие от индийских систем, он использует версию цикла Метона . Таким образом, календарь должен согласовать сидерические годы индуистского календаря с тропическими годами Метонического цикла путем добавления вставных месяцев и вставных дней через нерегулярные интервалы.
Хотя название Куласакарадж является общим термином, означающим «Малую эпоху» на пали , термин Чула Сакарат часто ассоциируется с различными версиями календаря, используемыми в регионах, составляющих современный Таиланд , Лаос , Кампучию , Мьянму и Сипсонг Панна. территория Китая. [1] В Таиланде он используется только в научных кругах при изучении истории Таиланда .
Этимология
[ редактировать ]Имя Чула Сакарат происходит от пали culā «маленький» и санскритского śaka + rāja , что буквально означает « скифский царь» (некоторые из тех, кто принял индийскую культуру в Индокитае , в том числе Тайс). [2]
В Таиланде эта эпоха используется в отличие от эпохи Шаливахана , широко известной в Юго-Восточной Азии как Махасакарадж или Великая или Большая Эра ( бирманский : महा सक्राज , [məhà θɛʔkəɹɪʔ] ; кхмерский : Махасакарадж , ALA-LC : Махасакарадж ; Тайский : Махасакарат ; RTGS : Махасаккарат ).
История
[ редактировать ]Календарь был запущен в 640 году нашей эры в Королевстве Шри Кшетра (в современной Мьянме ) с эпохальным нулевым годом, датой 22 марта 638 года. Это была в значительной степени перекалибровка преобладающей тогда эпохи Махасакараджа или Сака . Позже он был принят Языческим королевством . [3] Согласно «Хроникам Чиангмая» и «Хроникам Чианг-Сана», Чиангмай, Чианг-Саен и подчиненные им государства среднего и верхнего Тай (за исключением Лампхуна и Сукхотаи) подчинились королю Анаврахте и приняли календарь в середине 11 века вместо календаря. Махасакарадж, стандартный календарь Кхмерской империи . [4] Однако ученые утверждают, что самые ранние свидетельства существования бирманского календаря в современном Таиланде датируются только серединой 13 века. [5]
распространилось на юг в Сукхотай , Аюттхая и на восток в лаосские государства. Использование календаря, по-видимому, в последующие столетия [4] Последующие сиамские королевства сохранили бирманский календарь в качестве официального календаря под названием Чула Сакарат (Куласакарадж) до 1889 года. [6]
Календарь вышел из употребления во всем регионе во второй половине XIX века с приходом европейского колониализма. Единственное оставшееся независимое государство Сиам также отказалось от календаря 1 апреля 1889 года по указу короля Чулалонгкорна ( Рамы V). На смену ему пришла Эра Раттанакосин . Сегодня календарь используется исключительно для культурных и религиозных фестивалей в Мьянме. Таиланд перешел на свою собственную версию буддийского календаря с 1941 года, хотя даты эпохи Чула Сакарат остаются наиболее часто используемой и предпочтительной формой записи в научных кругах для изучения истории Таиланда. [5]
Различия
[ редактировать ]Номенклатура
[ редактировать ]Нумерация месяцев
[ редактировать ]Различные региональные версии календаря Чула Сакарат/бирманский существовали в различных регионах материковой Юго-Восточной Азии. В отличие от бирманских систем, в системах Сипсонг Панна , Кенгтунг, Лан На, Лан Ксанг и Сукхотай месяцы обозначаются числами, а не названиями. Это означает, что чтение древних текстов и надписей в Таиланде требует постоянной бдительности не только для того, чтобы убедиться, что они правильно работают в правильном регионе, но и для того, чтобы учитывать различия внутри самих регионов, когда вторжения вызывают изменения в практике. [7] Однако камбоджийская (кхмерская) система месяцев, которая начинается с Маргасирши как первого месяца, демонстрируется именно названиями и числами. [8]
Месяц | Кхмерский, Лан Ксанг, Сукхотай | Кенгтунг, Сипсонг Гоинг | Чиангмай |
---|---|---|---|
Кайтра | 5 | 6 | 7 |
Вайсакха | 6 | 7 | 8 |
Джьеста | 7 | 8 | 9 |
Ашадха | 8 | 9 | 10 |
Шравана | 9 | 10 | 11 |
Бхадрапада | 10 | 11 | 12 |
Асвина | 11 | 12 | 1 |
Картика | 12 | 1 | 2 |
Маргасирша | 1 | 2 | 3 |
Пауша | 2 | 3 | 4 |
Магха | 3 | 4 | 5 |
Пхалгуна | 4 | 5 | 6 |
Примечание. Системы нумерации Сукхотай и Лан Ксанг, а также ныне заброшенная бирманская система нумерации одинаковы. [9]
Имена животных
[ редактировать ]Камбоджийская и тайская системы дают имена животных годам из 12-го цикла. [10] Такая практика существовала и в Бирме. [11] но вымер к 17 веку. В марте 1638 года король Бирмы Талун отклонил предложение короля Сиама Прасата Тонга изменить названия животных календарных месяцев, поскольку система именования животных больше не использовалась в Бирме. [12]
Год | Животное | кхмерский |
---|---|---|
1 | Крыса | Чут |
2 | Бык | Чхлов |
3 | Тигр | Хал |
4 | заяц | Тос |
5 | Нага/Дракон | Рорнг |
6 | Змея | М'сан |
7 | Лошадь | Моми |
8 | Козел | Момер |
9 | Обезьяна | Ворк |
10 | Петух | Рока |
11 | Собака | Чар |
12 | Свинья | Кол |
Методика расчета
[ редактировать ]Чула Сакарат, как и бирманский календарь, во многом был основан на индуистском календаре , более старой версии Сурья Сиддханты . Однако, в отличие от индуистского календаря, здесь также используется 19-летний цикл Метона . Чтобы согласовать звездные месяцы индуистского календаря с солнечными годами Метонического цикла , в календарь вставляются вставочные месяцы и дни в некотором графике. [13]
Интеркаляция
[ редактировать ]Сиамская система использует три похожих, но не идентичных типа лунных лет, используемых в бирманской системе. [7] В каждом календаре один и тот же обычный год из 354 дней и високосный год из 384 дней. Однако в то время как бирманский календарь добавляет вставной день только в високосном цикле в соответствии с циклом Метона, сиамский календарь добавляет вставной день к обычному году. Однако сиамский календарь добавляет дополнительный день в том же месте (Джиешта/Найон). [14]
Календарь | Обычный | Маленький високосный год | Большой високосный год |
---|---|---|---|
бирманский | 354 | 384 | 385 |
Чула Сакарат | 354 | 355 | 384 |
Продолжительность года
[ редактировать ]Вплоть до середины XIX века в бирманском календаре и его сиамском родственнике использовался метод Сурья . Но между 1840 и 1853 годами династия Конбаунг перешла на, по ее мнению, более точный метод под названием Тандейкта (гибрид старой Сурьи и обновленной версии Сурьи из Индии). Тандейкта ввел немного более длинный солнечный год (на 0,56 секунды в год дольше, чем в старой системе) и немного более длинный лунный месяц, что приводит к меньшему разрыву между ними. Однако оказалось, что новая система на самом деле немного менее точна (0,56 секунды в год), чем старая система, с точки зрения отклонения от научно измеренного тропического года . В любом случае, старая и новая системы опережают фактический тропический год на 23 минуты 50,8704 секунды и 23 минуты 51,4304 секунды соответственно. Ошибка продолжает расти. [15]
Метонический цикл
[ редактировать ]Поскольку система Тандейкта не только не решает, но фактически увеличивает проблему накапливающегося дрейфа, бирманские календаристы прибегают к периодическому изменению графика вставок Метонического цикла, начиная с 1839 года нашей эры, используя кажущееся счисление. Фиксированный цикл Метона остался в Сиаме.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Дом" . tai12.com .
- ^ Бусякул 2004 : 473.
- ^ Аунг-Твин 2005: 35
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Восточный 1900: 375–376.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б См. 1989: 11.
- ^ Смит 1966: 11
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б См. 1989: 9–10.
- ^ «Кхмерский календарь» .
- ^ Ид 1995: 28–29.
- ^ Ид 1995: 22.
- ^ Люсе 1970: 330
- ^ Ронг 1986: 70
- ^ Охаси 2001: 398–399.
- ^ Ид 1989: 20
- ^ Ирвин 1909: 26–27.
Библиография
[ редактировать ]- Аунг-Твин, Майкл (2005). Туманы Раманьи: Легенда о Нижней Бирме (иллюстрированное издание). Гонолулу: Гавайский университет Press. ISBN 9780824828868 .
- Бусякул, Висудх (2004). «Календарь и эра, используемые в Таиланде» (PDF) . Журнал Королевского института Таиланда (на тайском языке). 29 (2 апреля – июнь). Бангкок: Королевский институт Таиланда : 468–78. Архивировано из оригинала (PDF) 16 января 2014 г. Проверено 5 февраля 2015 г.
- Ид, Дж. К. (1989). Эфемериды Юго-Восточной Азии: положение Солнца и планет, 638–2000 гг . н.э. Итака: Корнельский университет. ISBN 0-87727-704-4 .
- Ид, Дж. К. (1995). Календарные системы материковой Юго-Восточной Азии (иллюстрированное изд.). Брилл. ISBN 9789004104372 .
- Ирвин, сэр Альфред Макдональд Балтил (1909). Бирманский и араканский календари . Рангун: Типография Хантавади.
- Люси, GH (1970). Старая Бирма: раннее язычество . Том. 2. Долина Саранчи, штат Нью-Йорк: Artibus Asiae и Нью-Йоркский университет.
- Охаси, Юкио (2001). Алан К.Л. Чан; Грегори К. Кланси; Хуэй-Цье Лой (ред.). Исторические перспективы восточноазиатской науки, технологий и медицины (иллюстрированное издание). Мировая наука. ISBN 9789971692599 .
- Восточный институт; Ост-Индская ассоциация (1900). Имперский и азиатский ежеквартальный обзор и Восточные и колониальные отчеты . Лондон и Уоркинг, Англия: Восточный институт.
- Смит, Рональд Бишоп (1966). Сиам; Или «История тайцев: с 1569 по 1824 год нашей эры» . Том. 2. Декейтер Пресс.
- Ронг, Шьямананда (1986). История Таиланда (5-е изд.). Чулалонгкорнский университет.