Тибетский календарь

Тибетский календарь ( тибетский : ལོ་ཐོ , Wylie : lo-tho ), или тибетский лунный календарь , представляет собой лунно-солнечный календарь , то есть тибетский год состоит из 12 или 13 лунных месяцев , каждый из которых начинается и заканчивается новолунием . Тринадцатый месяц добавляется каждые два или три года, так что средний тибетский год равен солнечному году . [1] Календарь Пхукпа является основным тибетским календарем, а календарь Цурлук Карма Кагью также используется в настоящее время.
Тибетский Новый год празднуется Лосар ( тиб .: ལོ་གསར་ , Уайли : лог-гсар ), который приходится либо на февраль, либо на март по григорианскому календарю . В Тибете существовало множество различных традиций установления даты первого дня нового года. Первый день нового года также совпадает с третьим хорским (монгольским) месяцем в других альманахах, а даты монгольского календаря совпадают с датами тибетского календаря. [2]
Каждый месяц определенные даты тибетского календаря имеют особое значение для тибетских буддийских практик. [3] [4] , как и некоторые месяцы тибетского календарного года, когда совпадают годовщины событий из жизни Будды Шакьямуни , например, Сага Дава четвертого тибетского месяца.
Годы
[ редактировать ]
Существовали разные традиции наименования лет ( тибет .: ལོ་ , Уайли : вот ) в Тибете. Начиная с XII века, мы наблюдаем использование двух шестидесятилетних циклов. 60-летний цикл известен как цикл Врихаспати и впервые был представлен в Тибете индийским буддистом по имени Чандранатх и Цилу Пандит в 1025 году нашей эры. [5] Первый цикл — рабджьюнг ( тибетский : རབ་བྱུང༌། , Уайли : раббён ) цикл. Первый год первого цикла рабджён начался в 1027 году. Этот цикл был заимствован из Индии. Второй цикл пришел из Китая и назывался Друкчу кор ( тибетский : དྲུག་ཅུ་སྐོར། , Уайли : наркотик ку скор , санскрит Врхаспати ). Первый год первого цикла Друкчу кор начался в 1024 году. Циклы считались порядковыми номерами , но годы внутри циклов никогда не считались, а назывались специальными именами. Структура друкчу кора была следующей:Каждый год связан с животным и стихией , аналогичной китайскому зодиаку . [6] Животные имеют следующий порядок:
Элементы имеют следующий порядок:
Огонь Земля Железо Вода Древесина
Каждый элемент связан с двумя последовательными годами, сначала в мужском аспекте, затем в женском аспекте. Например, за мужским годом Земли- Дракона следует женский год Земляной Змеи , а затем мужской год Железной Лошади . Пол можно опустить, так как его можно определить по животному.
Обозначения элемента-животного повторяются циклами по 60 лет ( шестидесятилетний цикл ), начиная с года (самца) Деревянной Крысы . Эти большие циклы пронумерованы, первый цикл начинается в 1024 году. Таким образом, 2005 год примерно соответствует (женскому) году Дерева -Петуха 17-го цикла. Первый год шестидесятилетнего цикла индийского происхождения (1027) называется раб-бьюнг (то же имя, что и обозначение цикла) и эквивалентен (женскому) году Огня- Кролика .
Год (по григорианскому календарю) Год по Рабджёну Уайли Элемент Животное Секс 2008 рабджён 17 ло 22 тебе Земля Крыса мужской 2009 рабджён 17 ло 23 в Пхо Кхи Земля Бык женский 2010 рабджён 17 ло 24 lcags фо олень Железо Тигр мужской 2011 рабджён 17 ло 25 Пожалуйста Железо заяц женский 2012 рабджён 17 ло 26 чу фо 'бруг Вода Дракон мужской 2013 рабджён 17 ло 27 чу мо чу сбрул Вода Змея женский 2014 рабджён 17 ло 28 Шинг Форта Древесина Лошадь мужской 2015 рабджён 17 ло 29 Шинг Мо Луг Древесина Овца женский
Годы с кардинальными числами
[ редактировать ]три относительно современные обозначения кардинальных чисел Для тибетских лет используются .
На тибетских банкнотах первой половины 20-го века можно увидеть кардинальные числа, где год 1 соответствует 255 году нашей эры, что является отсылкой к легендарному императору Тибета 28- му Тотори Ньянцену .
Со второй половины 20-го века используется другое обозначение года, где, например, 2024 год нашей эры совпадает с тибетским 2151 годом. Это относительно современное обозначение года называется Бё Гьелло ( bod rgyal lo ). В этой эре первый год — 127 г. до н. э., датированный легендарным династии Ярлунг Ньятри прародителем Ценпо .
В тибетских календарях второй половины XX века и на тибетских монетах кардинальные числа лет встречаются с указанием рапло , где первый год совпадает с первым годом рабджьюнг -цикла, то есть 1027. Рабло 928, для Например, это 1954 год по западному григорианскому календарю .
Год (по григорианскому календарю) Эпоха
127 г. до н. э.Эпоха
255Эпоха
1027Примерно с февраля/марта 2009 г. 2136 1755 983 Примерно с февраля/марта 2010 г. 2137 1756 984 Примерно с февраля/марта 2011 г. 2138 1757 985 Примерно с февраля/марта 2012 г. 2139 1758 986
Месяцы
[ редактировать ]Во времена Тибетской империи (7-9 века) тибетские месяцы ( тибетский : ཟླ་བ་ , Wylie : zla ba , THL : dawa ) были названы в соответствии с четырьмя временами года:
- Первый весенний месяц ( dpyid zla ra ba ), средний весенний месяц ( dpyid zla 'bring po ), последний весенний месяц ( dpyid zla mtha' chung ),
- первый летний месяц ( дбяр zla ra ba ), средний летний месяц ( dbyar zla 'bring po ), последний летний месяц ( dbyar zla mtha' chung ),
- первый осенний месяц ( ston zla ra ba ), средний осенний месяц ( ston-zla 'принеси-по ), последний осенний месяц ( ston zla mtha' chung ),
- первый зимний месяц ( dgun zla ra ba ), средний зимний месяц ( dgun-zla 'принеси-по ) и последний зимний месяц ( dgun zla mtha' chung ).
Начиная с XII века каждый месяц был назван в честь 12 животных китайского зодиака :
- олень , ( Тигр ), йось ( Заяц ), ( Дракон ) бруг сбруль ( Змея , рта ( Лошадь ), ), луг ( Обезьяна ), спрель ( Овца ) , бя ( Птица ), хий ( Собака ), фаг ( Кабан ) , byi ba ( Крыса ) и glang ( Бык ).
С введением календаря Калачакратантры во второй половине XI века месяцы стали называться и через лунные особняки, внутри которых, грубо говоря, каждый месяц происходило полнолуние:
|
Во второй половине XIII века знаменитый правитель Дрогён Чогьял Пхагпа ввёл систему счёта месяца по порядковым числам, так называемый хорский «монгольский» месяц:
|
|
Все эти системы счета или названия месяцев использовались до наших дней.
Дни
[ редактировать ]
Есть три разных типа дней ( жаг ): хым жаг , цес жаг и ньин жаг .
Первые два из этих дней являются астрономическими. Время, необходимое среднему Солнцу для прохождения одного из двенадцати традиционных знаков зодиака (двенадцати кхым ), называется кхым зла (солнечный месяц). Одна тридцатая часть солнечного месяца ( кхым зла ) — это один кхым жаг , который можно было бы назвать зодиакальным днем, поскольку в западной терминологии нет эквивалентного названия.
Время, необходимое Луне, чтобы отойти на 12 градусов от Солнца и каждые 12 градусов после этого, составляет один титхи ( цшес заг , «лунный день»). Продолжительность таких лунных дней значительно варьируется из-за изменений в движении Луны и Солнца.
Тридцать лунных дней образуют один лунный или синодический месяц ( цшезла ), период от новолуния до новолуния. Это равно времени, необходимому Луне, чтобы вытянуться на 360 градусов от Солнца (от Солнца к Солнцу). Естественный день ( ньинь жаг ) тибетцы определяют как период от рассвета до рассвета. Строго говоря, месяцы, фигурирующие в тибетском альманахе, называемые нами тибетскими календарными месяцами, не совпадают с лунными или синодическими месяцами ( цшезла ), которые могут начинаться и заканчиваться в любое время суток. В тибетском языке нет специального термина для обозначения календарного месяца, содержащего целые дни. Эти календарные месяцы называются просто зла ба (месяц).
Месяц по тибетскому календарю обычно начинается с дня недели или естественного дня ( гза' или ньин жаг ), в котором заканчивается первый титхи ( цшес жаг ). Месяц по тибетскому календарю обычно заканчивается днем недели или естественным днем ( гза' или ньин заг ), в котором заканчивается 30-й титхи ( цшес заг ). Следовательно, тибетский календарный месяц ( зла ба ) состоит из 29 или 30 натуральных дней. В последовательности натуральных дней или дней недели нет пропущенных дней или дней, повторяющихся дважды. Но поскольку эти дни также называются термином тшес вместе с кардинальным числом, то случается, что определенные числа или даты (соответствующие титхи) не встречаются вообще ( чад ) или появляются дважды ( лхаг ). Титхи tshes считаются от 1 до 30, и может случиться так, что за понедельником с лунным днем номер 1 ( gcig ) следует вторник с лунным днем номер 3 ( tshes gsum ). С другой стороны, за понедельником с лунным днем номер 1 ( tshes gcig ) может следовать вторник с лунным днем номер 1 ( tshes gcig ). Другими словами, довольно часто случается так, что определенные даты не появляются в тибетском альманахе, а некоторые даты встречаются дважды. Но не существует естественных дней или дней недели, которые повторяются дважды или пропускаются.
Дни недели ( тибетский : གཟའ , Уайли : gza' ) названы в честь астрономических объектов . [7]
День Тибетский ( Уайли ) Фонетическая транскрипция Объект Воскресенье Воскресенье ( гза' ты ма ) после Солнце Понедельник Понедельник ( гза'зла ва ). лекарство Луна Вторник Вторник ( gza' mig dmar Микмар Марс Среда Среда ( гза'лхак па ) Лхакпа Меркурий Четверг Четверг. ( гза' пхур бу ) Пурбу Юпитер Пятница Четверг ( гза па поет ) Установить Венера Суббота Суббота ( гза'спен ба ) краска Сатурн
Ньима «Солнце», Дава «Луна» и Лхакпа «Меркурий» — распространенные личные имена людей, родившихся в воскресенье, понедельник или среду соответственно.
История
[ редактировать ]Во времена Тибетской империи двенадцать месяцев назывались в соответствии с четырьмя временами года, а год начинался весной. [8]
Тибетцы исторически использовали индийскую астрологическую систему, тиб. каррцис , разделивший дни на ритмы, определяемые стихиями и созвездиями, [8] и позже использовал китайскую астрологическую систему, тиб. Бьюнг Рцис , в котором основное внимание уделяется двенадцати животным и пяти элементам для описания закономерностей событий. Индийская и китайская системы были объединены учениями Будды , содержащимися в Сутре Аватамшакры и Тантре Калачакре, для разработки тибетского астрологического календаря.
Начиная с XII века, года назывались в честь 12 животных, распространенных в китайском зодиаке .
Перевод Калачакра- тантры в конце 11 века нашей эры положил начало изменению тибетского календаря. Эта тантра ссылается на индийскую астрономическую календарную систему с ее расчетами, которые отслеживают последовательность созвездий - пяти планет, а также затмений Солнца и Луны.
Поскольку оригинальные учения Калачакры были переданы самим Буддой, двести лет спустя календарь Калачакры был официально принят в качестве тибетского календаря царем -Цанга У Дрогоном Чогьялом Пхагпой во второй половине 13 века. [ нужна ссылка ]
Особый тибетский календарь был разработан в 1284 году линией передачи Гьялванга Кармапы - календаря традиции Цурпху. Этот календарь Цурлук основан на Третьем Кармапе , астрологическом трактате Рангджунга Дордже под названием «Сборник астрологии» (тиб. rtsis kun bsdus pa ), трактате, на основе которого развились многие более поздние трактаты, написанные последующими Кармапами и Джамгоном Конгтрулом Великим. За календарем Цурлук до сих пор наблюдает Ципа Гелек Дхаргай из 17-го Кармапы , резиденции Огьена Тринле Дордже в Румтеке , Сикким, Индия. [8]
В 1447 году тибетский астролог Пхукпа Лхундруб Гьяцо составил астрологический трактат под названием «Устные учения Пундарики» (тиб. пад дкар жал лунг ). Его работа легла в основу календаря Пхукпа , который является главным календарем Тибета. [8] Этот основной тибетский календарь, Пхукпа, в последующие столетия много раз менялся и остается лунно-солнечным календарем.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Гилленбок, Дж. (2018). Энциклопедия исторической метрологии, весов и мер: Том 1 . Научные сети. Исторические исследования. Международное издательство Спрингер. п. 402. ИСБН 978-3-319-57598-8 . Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ Бланден, Дж. (2008). Монголия . Путеводители Брэдта (на итальянском языке). Брэдт Путеводители. п. 69. ИСБН 978-1-84162-178-4 . Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ Барнетт, Р.; Акинер, С. (1996). Сопротивление и реформы в Тибете . Мотилал Банарсидасс. п. 240. ИСБН 978-81-208-1371-7 . Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ Гвинн, П. (2011). Мировые религии на практике: сравнительное введение . Уайли. п. 304. ИСБН 978-1-4443-6005-9 . Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ Сарат Чандра Дас, Тибетско-английский словарь: с санскритскими синонимами , стр. viii (по состоянию на 25 октября 2009 г.).
- ^ Крамп, WD (2016). Энциклопедия новогодних праздников мира . ЭБЛ-Швейцер. МакФарланд, Инкорпорейтед, Издательство. п. 42. ИСБН 978-1-4766-0748-1 . Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ Шлагинтвейт, Э. (1863). Буддизм в Тибете: иллюстрировано литературными документами и объектами религиозного поклонения, с описанием предшествующих ему буддийских систем в Индии . Буддизм в Тибете: иллюстрировано литературными документами и объектами религиозного поклонения, с описанием буддийских систем, предшествовавших ему в Индии. Ф. А. Брокгауз. п. 289 . Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Нитартха, «О тибетском календаре», https://nitartha.org/about-the-tibetan-calendar/
Первоисточники
[ редактировать ]- (Санскрит) Калачакратантра. (тибетский) mChog gi dang-po sangs-rgyas las phyung-ba rgyud kyi rgyal-po dus kyi 'khor-lo.
- Грагс-па rgyal-mchan: Дус-тшод bzung-ba'i rtsis-yig
- сде-срид Сангс-ргьяс rgya-mtsho: Phug-lugs rtsis kyi leg-bshad mkhas-pa'i mgul-rgyan vaidur dkar-po'i do-shal dpyod-ldan snying-nor
- карма Нгес-легс бстан-'джин: гЦуг-лаг ртсис-ригс тшанг-ма'и лаг-лен 'хрул-мед мун-сел ньи-ма ñer-mkho'и 'дод-па' джо-ба'и бум- бзанг
Вторичные источники
[ редактировать ]- Сванте Янсон , Математика тибетского календаря , по состоянию на 16 декабря 2009 г.
- Норбу, Тубтен и Харрер, Генрих (1960). Тибет — моя страна . Лондон: Союз читателей, Руперт Харт-Дэвис.
- но Кёрёс; Александр Чома (1834). Грамматика тибетского языка . Калькутта.
- Хеннинг, Эдвард (2007). Калачакра и тибетский календарь . Сокровищница буддийских наук. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. п. 408. ИСБН 978-0-9753734-9-1 .
- Лауфер, Бертольд (1913). Применение тибетского шестидесятилетнего цикла . Тунг Пао, Vol. 14, стр. 569–596.
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Петри, Винфрид (1966). Индо-тибетская астрономия. Кандидатская диссертация на получение venia Legendi по предмету «История естественных наук» на факультете естественных наук Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана . Мюнхен.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Пеллио, Поль (1913). Шестидесятилетний цикл в тибетской хронологии . Париж: Журнал Asiatique 1, стр. 633–667.
- Шу, Дитер (1973). Исследования по истории исчисления тибетского календаря . Висбаден: Штайнер Верлаг.
- Шу, Дитер (1974). Основы разработки тибетского календарного расчета . Журнал Немецкого восточного общества, Приложение II. День немецкого востоковеда с 1 по 5 октября 1972 года в Любеке. Лекции, стр. 554–566.
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Цепон В. Д. Шакабпа (1967). Тибет: политическая история . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета.
- Турнадре, Николас и Сангда Дордже (2003). Руководство по стандартному тибетскому языку: язык и цивилизация . пер. Рамбл, Чарльз. Итака: Публикации Snow Lion. ISBN 1-55939-189-8 .
- Ямагути, Дзуйхо (1973). Хронологические исследования в Тибете . Тибетто-но рекагаку: Годовой отчет Академического фонда Дзузуки X, стр. 77–94.
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Ямагучи, Дзуйхо (1992). Значение вставочных констант в тибетском календаре и исторических таблицах вставных месяцев . Тибетские исследования: материалы 5-го семинара Международной ассоциации тибетских исследований, Том. 2, стр. 873–895: Нарита.
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка )
Внешние ссылки
[ редактировать ]