Образование в Тибете
Образование в Тибете является общественной ответственностью Министерства образования Китайской Народной Республики . Образование этнических тибетцев частично субсидируется правительством. Начальное и среднее образование является обязательным, а политика преференций, направленная на тибетцев, направлена на то, чтобы привлечь больше студентов в профессионально-технические или высшие учебные заведения .
История
[ редактировать ]

Некоторая форма институционализированного образования существовала в Тибете с 860 г. н. э., когда были основаны первые монастыри. Однако там проживало только 13% населения (меньше девочек), и многие из них все еще были чернорабочими, получившими образование только для того, чтобы петь свои молитвенники. За пределами монастырей существовало пять государственных школ: Це Лаптра готовил мальчиков для выполнения церковных функций в правительстве, Циханг - для подготовки аристократов с надлежащим этикетом для государственной службы. В некоторых деревнях есть небольшие частные школы. Некоторые предпочитают обучать своих детей с частными репетиторами дома. В 20 веке правительство Тибета разрешило иностранным группам, в основном англичанам , открывать светские школы в Лхасе. Однако им противостояло духовенство и аристократия, опасавшиеся, что они «подорвут культурные и религиозные традиции Тибета». [1] Родители, которые могли позволить себе отправить своих детей на обучение в Англию, не хотели этого делать из-за расстояния. [ нужна ссылка ] Подписанное в то время Соглашение из семнадцати пунктов обещало помощь Китая в развитии образования в Тибете. В последние десятилетия начальное образование расширилось. [ нужна ссылка ]
Обзор
[ редактировать ]
По данным государственной газеты China Daily в 2015 году, уровень грамотности в Тибете среди возрастной группы 15–60 лет составлял 99,48%. [2] [ нужен лучший источник ]
По данным государственной Китайской ассоциации по сохранению и развитию тибетской культуры, с момента реализации программы «Развитие Запада Китая» в 1999 году было построено 200 начальных школ, а охват детей в государственных школах в 2010 году достиг 98,8%. [3] [ нужен лучший источник ]
В 2017 году в Тибете существовало 2200 школ, в которых обучались примерно 663 000 учащихся разного уровня. [ нужна ссылка ] К 2018 году общий уровень набора студентов в Тибете составил 99,5% в начальной школе, 99,51% в средней школе, 82,25% в старших классах средней школы и 39,18% в колледжах и университетах. [ нужна ссылка ] Политика Китая в области образования в Тибетском автономном районе (ТАР) значительно ограничивает доступ этнических тибетцев к образованию на их родном языке. [4]
Двуязычное образование
[ редактировать ]На большей части Тибета начальное школьное образование ведется либо в основном, либо полностью на стандартном тибетском языке . [ нужна ссылка ] В средних школах преподавание ведется как на тибетском, так и на китайском языках . По состоянию на 2012 год 96,88% всех учащихся начальной школы и 90,63% всех учащихся средней школы получили двуязычное образование. [ нужна ссылка ]
Кампания «Свободный Тибет» и другие тибетские правозащитные группы подвергли критике систему образования в Тибете за разрушение тибетской культуры . [5] [ нужен лучший источник ] Были протесты против преподавания китайского языка в школах и отсутствия дополнительного обучения местной истории и культуре. [6] Международная кампания за Тибет обвинила китайские власти в «маргинализации тибетского языка путем исключения его из учебной программы». [7] [ нужен лучший источник ]
По словам профессора Барри Саутмана , написавшего в Техасском журнале международного права:
«Ни одно из многочисленных недавних исследований языков, находящихся под угрозой исчезновения, не считает, что тибетский язык находится под угрозой, а сохранение языка среди тибетцев контрастирует с потерей языка даже в отдаленных районах западных государств, известных своей либеральной политикой... Утверждения о том, что в начальных школах в Тибете преподают мандаринский язык, являются ошибка. Тибетский язык был основным языком обучения в 98% начальных школ ТАР в 1996 году... Сообщается, что за шесть лет обучения в тибетской начальной школе ученики проводят в общей сложности 1598 часов, изучая тибетский язык, и 748 часов, изучая китайский язык. соотношение два к одному, поскольку менее четырех из десяти тибетцев ТАР достигают средней школы, начальная школа имеет наибольшее значение для их культурного формирования». [8]
Тибетолог Эллиот Сперлинг отметил, что «в определенных пределах КНР действительно прилагает усилия по обеспечению тибетского культурного самовыражения» и «нельзя игнорировать культурную деятельность, происходящую по всему Тибетскому нагорью». [9]
Профессиональное обучение и перевоспитание
[ редактировать ]В дополнение к программам профессиональной подготовки для школьников китайское правительство также управляет рядом центров профессиональной подготовки для взрослых, аналогичных лагерям перевоспитания в Синьцзяне . Эта программа направлена на перераспределение «излишков» сельских скотоводов и фермеров среди производителей, ищущих рабочую силу. Кампания направлена на реформирование «запоздалого мышления» и «перестаньте воспитывать ленивых людей». [ нужна ссылка ] По словам Адриана Зенца, скандального критика китайского правительства, который работает в финансируемой правительством США консервативной антикоммунистической группе, известной своими необоснованными, политически мотивированными заявлениями, Мемориальном фонде жертв коммунизма , профессиональное обучение военизировано и контролируется нынешние и бывшие члены НОАК. Это утверждение вводит в заблуждение, поскольку НОАК регулярно занимается гражданской деятельностью, такой как расширение образовательной инфраструктуры немилитаризованным способом. [10] [ нужен лучший источник ] [11]
Высшее образование
[ редактировать ]
По данным китайского правительства, центральное правительство провело Вторую национальную конференцию по работе в Тибете в 1984 году, и в том же году был основан Тибетский университет . [12] По состоянию на 2006 год в Тибете было шесть высших учебных заведений. Когда в 1980 году был впервые учрежден национальный вступительный экзамен в высшие учебные заведения , этнические тибетцы заполнили только 10% квоты абитуриентов региона , несмотря на то, что они составляли 97% населения региона. Однако в 1984 году Министерство образования Китая внесло изменения в политику, включая позитивные действия и приспособление к тибетскому языку. В 2008 году число этнических тибетцев, сдавших вступительные экзамены в Национальный колледж (NCEE), достигло 14 248 человек, из них 10 211 были приняты в университеты, в результате чего доля этнических тибетцев в зачислении составила 60%. [13]
См. также
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Элис Трэверс (январь 2016 г.). «Между частными и государственными инициативами? Частные школы в Тибете до 1951 года» . Гималаи . 35 (2).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Басс, Катриона (1998). Образование в Тибете: политика и практика с 1950 года . Книги Зеда. ISBN 978-1-85649-674-2 .
- ^ «В Тибете наблюдается значительное снижение уровня неграмотности – Китай – Chinadaily.com.cn» . www.chinadaily.com.cn . Архивировано из оригинала 11 марта 2020 г. Проверено 12 августа 2020 г.
- ^ «НОАК способствует улучшению начального образования в Тибете» . Тибетская культура . Проверено 9 августа 2020 г.
- ^ admin34 (23 апреля 2020 г.). «Тибетский язык сокращается по мере того, как школы переходят на китайский язык» . Языковой журнал . Проверено 15 мая 2023 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «Образование в Тибете | Свободный Тибет» . Архивировано из оригинала 31 марта 2012 г. Проверено 5 апреля 2012 г.
- ^ Группа политических исследований, Проблемы с патриотическим воспитанием в Тибете. Архивировано 3 мая 2012 г. в Wayback Machine , 26 октября 2010 г.
- ^ «Тибетский язык: борьба за выживание» . Международная кампания за Тибет . Архивировано из оригинала 13 августа 2020 года . Проверено 14 августа 2020 г.
- ^ Барри, Саутман (2003). « Культурный геноцид» и Тибет» (PDF) . Техасский журнал международного права . 38 (2): 173–246. Архивировано из оригинала (PDF) 7 апреля 2014 года.
- ^ Эллиот Сперлинг, «Изгнание и инакомыслие: исторический и культурный контекст», в ТИБЕТЕ С 1950 ГОДА: МОЛЧАНИЕ, ТЮРЬМА ИЛИ ИЗГНАНИЕ 31–36 (ред. Мелисса Харрис и Сидни Джонс, 2000).
- ^ Зенц, Адриан. «Система военизированного профессионального обучения Синьцзяна приходит в Тибет» . jamestown.org . Джеймстаун. Архивировано из оригинала 26 сентября 2020 года . Проверено 28 сентября 2020 г.
- ^ Годси, Кристен Р.; Сехон, Скотт; Дрессер, Сэм, изд. (22 марта 2018 г.). «Достоинства принятия антиантикоммунистической позиции» . Эон . Проверено 1 января 2021 г.
- ^ «Факты и цифры 2002: Образование» . Китайский Тибет . Китайский интернет-информационный центр. 2002. Архивировано из оригинала 29 октября 2010 г. Проверено 12 июля 2010 г.
- ^ Мэй, Ву (2008). «Развитие высшего образования в Тибете: с точки зрения ЮНЕСКО (проект)» (PDF) . ЮНЕСКО . Архивировано из оригинала (PDF) 9 августа 2016 г. Проверено 12 июля 2010 г.