Эра фрагментации


История Тибета |
---|
![]() |
См. также |
![]() ![]() |
Эра Фрагментации ( тибетский : སིལ་ཆད་དུ་འཆད་པ ; Китайский : 吐蕃分裂時期 ) — эпоха разобщенности в тибетской истории, продолжавшаяся со смерти последнего императора Тибетской империи , Лангдармы , в 842 году до тех пор, пока Дрогён Чогьял Пхагпа не стал императорским наставником трёх регионов Тибета в 1253 году под властью Династия Юань . В этот период политическое единство Тибетской империи рухнуло в результате гражданской войны между Юмтаном ( Юм бртан ) и Осунгом ( Од-срунг ). [2] после чего последовали многочисленные восстания против остатков имперского Тибета и возвышение региональных полевых командиров. [3]
Гражданская война и упадок имперского Тибета
[ редактировать ]Последний король объединенной Тибетской империи , Лангдарма , был убит в 842 году, возможно, буддийским монахом-отшельником по имени Пелджи Дордже из Лхалунга. [4] [5] или другие источники утверждают, что он умер от испуга. Смерть оставила двух возможных наследников, двух принцев Юмтана и Осунга, которые боролись за трон и развязали гражданскую войну. Эта гражданская война ослабила политический авторитет тибетской монархии. [6] распад Тибета на отдельные племена и небольшие королевства. [7]
Преемники Осунга контролировали западный регион Нгари преемники Юмтана контролировали центральный регион У. , а [7] Сыном Осунга был Пялхорцян ( Dpal'khor brtsan ) (865–895 или 893–923), у которого было два сына, Траши Ценцан ( Bkra shis brtsen brtsan ) и Трихьидинг ( Khri khyi lding ), которого также звали Кьидэ Ньигон ( Skyid lde). ние ма мгон ) в некоторых источниках. Трихьидинг мигрировал в западный тибетский регион Верхний Нгари ( Stod Mnga ris ) и женился на женщине из высшей центрально-тибетской знати, вместе с которой он основал местную династию, которая впоследствии создала королевства Пуранг-Гуге , Марьюл и Занскар . [8]
Восстания и автономия
[ редактировать ]Распад централизованной империи вернул имперский Тибет множеству отдельных автономных королевств, каждое из которых управлялось местным лидером. [7] как и местные государства до Сонгстена Гампо . Лидеры постоянно боролись за политическое господство, используя свои частные армии и военные крепости. [7] Между 842 и 1247 годами ни одна центральная власть не контролировала Тибет и относительно меньшие королевства, такие как Гуге , Дерге , [9] Появились Нангчен и Марьюл (Ладакх). [10] Этот период закончился монгольским завоеванием Тибета и последующим покровительством Империи Юань школе Сакья в Тибете.
Традиционные отчеты того периода сосредоточены на религии. Эра фрагментации изображается как низкая точка в развитии тибетского буддизма, когда монашеские ордена школы Ньингма сталкиваются с преследованиями и внутренними изгнаниями. Утверждалось, что монастыри Ньингма сохранились только в Амдо , где тогда в основном доминировали нетибетские народы и который был завоеван тибетским государством в 10 веке. [3]
В Амдо и во время недолгого правления Лангдармы три монаха школы Ньингма бежали туда, возможно, на гору Дантиг. Их ученик Музу Селбар ( Wylie : mu zu gsal'bar ), позже известный как учёный Гонгпа Рапсел ( Wylie : dgongs pa rab gsal , 953-1035) [11] ), был ответственным за возрождение школы Ньингма и тибетского буддизма в Амдо и на северо-востоке Тибета. Ученики Рапсала вернулись в У-Цанг, где они заново распространяли линии передачи Ньингма и монашеские тибетские буддийские ордена.
Современные историки утверждают, что буддизм на самом деле был широко распространен в период фрагментации и что местные власти поддерживали тесные отношения с лидерами буддийских монастырей. [3]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Рявец 2015 , с. 60-61.
- ^ Шакабпа 2010 , с. 173.
- ^ Jump up to: а б с ван Шайк и Галамбос 2011 , с. 4
- ^ Беквит 1987 , стр. 168–169.
- ^ Штейн 1972 , стр. 70–71.
- ^ Самтен Кармай в McKay 2003 , с. 57
- ^ Jump up to: а б с д Шакабпа 2010 , с. 177
- ^ Петех 1977 , стр. 14–16.
- ^ Мандала, «Дерге», Университет Вирджинии.
- ^ Фишер, Маргарет В.; Роуз, Лео Э.; Хаттенбек, Роберт А. (1963). Гималайское поле битвы: китайско-индийское соперничество в Ладакхе . Прегер. п. 18. [ ISBN отсутствует ]
- ^ «дгонгс па раб гсал» . Ресурсный центр Тибетского буддизма . Ресурсный центр Тибетского буддизма.
Источники
[ редактировать ]- Беквит, Кристофер И. (1987), Тибетская империя в Центральной Азии: история борьбы за великую державу среди тибетцев, турок, арабов и китайцев в раннем средневековье , Princeton University Press, ISBN 0-691-02469-3
- Маккей, Алекс (2003), Тибет и ее соседи: история , Вальтер Кениг, ISBN 3-88375-718-7
- Петех, Лучано (1977), Королевство Ладакх, ок. 950–1842 гг. Н.э. (PDF) , Итальянский институт Ближнего и Дальнего Востока – через academia.edu [ мертвая ссылка ]
- Рьявец, Карл Э. (2015), Исторический атлас Тибета
- ван Шайк, Сэм ; Галамбос, Имре (2011), Рукописи и путешественники: китайско-тибетские документы буддийского паломника десятого века , Вальтер де Грюйтер, ISBN 9783110225655
- Шакабпа, В. Д. (2010), Сто тысяч лун: продвинутая политическая история Тибета , том. 1, Издательство Брилл, ISBN 9789004177888
- Штейн, Рольф (1972), Тибетская цивилизация , издательство Стэнфордского университета, ISBN 0-8047-0901-7