Лангдарма
Лангдарма слон | |||||
---|---|---|---|---|---|
Ценпо | |||||
Король Тибета | |||||
Царствование | 841–842 | ||||
Предшественник | Ралпалхен | ||||
Преемник | Никто Эра фрагментации | ||||
Рожденный | Дхарма после 790-х? | ||||
Умер | 842 | ||||
Похороны | Мавзолей Трюльдьель, Долина царей | ||||
Супруг | Члены семьи Цепонгза Цен Мопен | ||||
Проблема | Триде Юмтен Имя решения | ||||
| |||||
Обед | Мы Гьялторе Такные | ||||
Дом | Династия Ярлунг | ||||
Отец | Садналегс | ||||
Мать | Дроза Лхадьель Мангмодже | ||||
Религия | Молитва |
Лангдарма | |||
тибетское имя | |||
---|---|---|---|
тибетский | бык дар ма 'дум бцан по | ||
|
Darma U Dum Tsen ( Tibetan : darma'u dum btsan , Уайли : dar ma'u dum btsan ), более известный как Лангдарма ( тибетский : གླང་དར་མ། , Уайли : glang dar ma , THL : Lang Darma , букв. «Зрелый бык» или «Бык Дарма») был 42-м и последним королем Тибетской империи , который в 838 году убил своего брата, короля Ралпачена , затем правил с 841 по 842 год нашей эры, прежде чем сам был убит. [1] Его правление привело к распаду Тибетской империи , которая распространилась за пределы Тибетского нагорья и включила в себя Шелковый путь с тибетским имперским рукописным центром в Сачу (Дуньхуан) и соседние регионы в Китае, Восточном Туркестане, Афганистане и Индии. [2] [3]
Ранее в качестве тибетского принца Лангдарма был буддистом, но под влиянием Вегьела Торе ( Wylie : dbas rgyal to re ) он стал последователем Бона , после чего убил своего брата короля Ралпачена , [4] в 838 году. После этого он широко преследовал тибетских монахов, монахинь и разрушил их монастыри. [4] Это были школы Ньингма , единственной школы тибетского буддизма в то время.
Лангдарма правил всего год-полтора. [4] [1] перед собственной смертью. Другой источник сообщает, что правление длилось шесть или тринадцать лет. [5] Буддийскому отшельнику или монаху по имени Лхалунг Пелджи Дордже часто приписывают убийство Лангдармы в 842 году. [1] или в 846, [5] [6] но другие источники приписывают мастеру Ньингмы Нубчену Сангье Еше то, что он напугал его до смерти. [1] после того, как Лангдарма угрожал практикующим монастыря Нубчен Сангье Еше. [7] За его смертью последовала гражданская война и распад Тибетской империи, что привело к Эре Фрагментации . [3]
Семья
[ редактировать ]У Лангдармы было как минимум двое детей: сыновья Триде Юмтен от первой жены и Намде Осунг от второй жены. [8] Очевидно, они боролись за власть: первый правил центральным королевством Ю , а другой правил «левым крылом», вероятно, восточными территориями. [5]
Один из внуков Лангдармы, Кьидэ Ньима Гон ( Wylie : skyid lde ny ma gon ), завоевал Нгари в конце 10 века, хотя первоначально его армия насчитывала всего 300 человек. Кьидэ Ньима Гон основал несколько городов и замков и, очевидно, приказал построить главные скульптуры в Шее . «В надписи он говорит, что приказал сделать их для религиозного блага Ценпо ( династический титул его отца и предков) и всего народа Нгари (Западный Тибет). Это показывает, что уже в этом поколении Лангдарма противостоял Буддизм исчез». [9] Шей, расположенный всего в 15 км к востоку от современного Леха , был древней резиденцией ладакских царей.
После преследования тибетского буддизма Атишу призвали с Суматры, чтобы восстановить буддизм в Тибете. [10]
Антибуддийское изображение этого царя хорошо задокументировано в первичных и вторичных тибетских источниках , но были опубликованы новые интерпретации двух историков: [11] прежде всего Дзуйхо Ямагути . [12]
В тибетской буддийской культуре Дарма У Дум Цен считался воплощением Госирши , стража ада с Головой Быка и Лицом Лошади , поэтому он получил прозвище Лангдарма, что буквально означает «Дарма, бык». [ нужна ссылка ]
Говорят, что у Лангдармы был «черный язык», и обычный жест тибетцев, ненадолго высовывающий язык, интерпретируется как выражение согласия и знак уважения. [ нужна ссылка ] Когда они доказывают, что у них нет черных языков, они показывают, что не виновны в злых делах и что они не являются воплощениями злобного царя. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Хуйчанское преследование буддизма , антибуддийского движения в Танском Китае в тот же период.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Артур Мандельбаум, «Лхалунг Пелджи Дордже», Сокровищница жизней, 2007.
- ^ Клод Арпи, «Взгляд на историю Тибета», Дхарамсала: Музей Тибета, 2013.
- ^ Jump up to: а б Немного Кармая в Маккей, Алекс (2003). Тибет и его соседи: история . Лондон: Издание Хансйорга Мейера. ISBN 3883757187 . , стр. 57
- ^ Jump up to: а б с «История монастыря Меру Ньингпа», Места , Монастыри , Гималайская библиотека
- ^ Jump up to: а б с Штейн, Р.А. (1972). Тибетская цивилизация ([англ. ред.]. Ред.). Стэнфорд, Калифорния: Стэнфордский университет. Нажимать. ISBN 0-8047-0901-7 . , стр. 70-71
- ^ Беквит, Кристофер И. (1993). Тибетская империя в Центральной Азии: история борьбы за великую державу среди тибетцев, турок, арабов и китайцев в раннем средневековье (4-е печат. и 1-е изд. ПБК). Принстон, Нью-Джерси: Princeton Univ. Нажимать. ISBN 0-691-02469-3 . , стр. 168-169.
- ^ Джон Мирдхин Рейнольдс, «Золотые буквы», Итака: Snow Lion Publications, 1996
- ^ Дэвидсон, Рональд М. (2008). Тибетский ренессанс: тантрический буддизм в возрождении тибетской культуры (1-е индийское изд.). Дели: Издательство Motilal Banarsidass. ISBN 978-8120832787 .
- ^ Франке, АХ (1914). Древности Индийского Тибета (2 тома) (переиздание 1972 г.). С. Чанд. , стр. 89-90.
- ^ Конечная причина, по которой Атиша был впоследствии приглашен в Тибет, заключалась в том, чтобы снова «восстановить» и очистить буддизм, чтобы иметь возможность преодолеть неудачу, которую тибетский буддизм потерпел в результате преследований, инициированных королем Ланг Дармой .
- ^ Йенс Шлитер. «Убийство из сострадания или разрешение конфликта? Убийство короля Лангдармы согласно тибетским буддийским источникам» . Бернский университет.
- ^ Ямагучи, Дзуйхо . «Художественная литература о преследовании буддизма королем Дарма». в Дрег, тексты собраны Жаном-Пьером (1996). От Дуньхуана до Японии: изучение Китая и буддизма, предложенное Мишелю Соймье . Женева: Дроз. ISBN 2600001662 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- http://www.haiweitrails.com/timeline_tibet.htm (по состоянию на воскресенье, 14 января 2007 г.)
