Танско-тибетские отношения
Во время династии Тан правления в Китае (618–907 гг.) сложились сложные отношения между имперским Китаем и режимом Тибета. В этот период китайские и тибетские войска провели множество сражений, поскольку обе стороны были военными державами. [ 1 ] но были и годы мира и дружеских отношений.
В Старой книге Тан записано, что первое в истории посольство из Тибета прибыло в Китай от тибетского императора Сонгцена Гампо в 8-м году Чжэнгуань или 634 году нашей эры. [ 2 ] Танские хроники описывают это как миссию дани, но она привела к ультиматуму с требованием союза посредством брака , а не ритуалов подчинения. [ 3 ] Когда император Тан Тайцзун отказался от брачного союза, Сонгцен Гампо послал армию для нападения на китайский пограничный город Сунчжоу в 638 году, что стало первым военным конфликтом между растущей Тибетской империей и китайской династией Тан. После того, как танская армия нанесла тибетцам тяжелые потери в ночной атаке, Сонгцен Гампо отступил. Он отправил эмиссаров и дань уважения в танскую столицу Чанъань , чтобы извиниться и снова попросить о браке. дальнюю племянницу, принцессу Вэньчэн Тайцзун решил выдать Сонгцену Гампо замуж . Мир сохранялся до конца правления Тайцзуна и Сонгцена Гампо.
История
[ редактировать ]Хотя некоторые материалы показывают, что Тибет уже давно утвердился как политическое образование, никаких конкретных исторических свидетельств до конца VI века зафиксировано не было. В конце VI века нашей эры вождь племени Ялунсибуе в префектуре Шаннань в Тибете Намри Сонгцен начал объединительную войну и завоевал племя по имени Супи . После этого Сонгцен Гамбо , сын Намри Сонгцена , основал столицу в Луосье после последовательной победы над Янтонгом , Байланом , Дансяном и Фуго , построив сильное Тибетское королевство, что сделало его первым человеком, успешно объединившим Тибет.
Династия Тан в то время находилась в расцвете сил. В 630 году нашей эры Ли Шимина лидеры западного Китая уважительно называли , второго императора Тан, «Небесным королем». Тан и Тибет положили начало неизбежным отношениям в экономике, политике и других областях. [ 4 ]
Посланники, посланные Сонгзайном Гамбо, прибыли в Танский Китай, чтобы поддерживать дружеские отношения с китайцами на восьмом году правления Чжэнгуаня (титул правления Ли Шимина). [ 5 ] т.е. 634 г. н. э., и вернул танских чиновников, поселившихся в Тибете. В 636 году нашей эры Сонгзан Гамбо вторгся в Туюхун, вассальную страну Тан, под предлогом того, что он обвинил Тана в отказе от политического предложения руки и сердца Туюхун . Тан назначил Хоу Цзюньцзи , министра официальных кадров, главным администратором Дангми Веннуэ; Чжи Ши Сы-ли , главный правый генерал, главному администратору Байлан Веннуэ; Ню Джинда, генерал военной обороны слева, главному администратору стадиона Куошуй; Лю Цзянь , ведущий генерал левых сил, вождь Таохэ Веннуэ, возглавит армию Тан для защиты Туюханя. [ 6 ] Сонгзан Гамбо был напуган после поражения от острия Тан во главе с Ню Цзиндой, и вывел свою армию из Туюхуна, Дан Сяна и Байюцяна до прибытия основных сил во главе с Хоу, и отправил послов к Тану, чтобы извиниться за нападение.
Первый политический брак
[ редактировать ]Затем Сонгзан Гамбо решил изменить предложение руки и сердца на мирное, увидев процветание Тан, и записано, что Сонгзан послал своего канцлера Льва Дуна в Тан с пятью тысячами золотых и сотнями старинных сокровищ, чтобы показать свою искренность. Два года спустя, после получения третьего политического предложения руки и сердца, сделанного Гир Донзаньюсонгом , посланником, посланным Сонгценом Гамбо , император Тан выбрал дочь из королевской знати в жены Сонгзан Гамбо и короновал ее принцессой Вэньчэн . Более того, император Тан поручил Ли Даоцзуну , министру обрядов и Высочеству Цзянся, сопровождать принцессу с грузом, который символизировал власть императора Тан, в Тибет. Принцесса Вэньчэн вошла в Тибет в 641 году нашей эры и привезла с собой различные производственные технологии Танского Китая, в том числе 60 книг по технологиям производства и строительства, более 100 лекарств от 404 болезней, 5 методов медицинской диагностики, 6 медицинских приборов и 4 увесистых медицинских тома. вместе с множеством живых существ и семян сельскохозяйственных культур в Тибет. Согласно классической книге «Новая книга династии Тан», Сонгцен Гамбо приветствовал свою невесту в Байхае , а принцесса Вэнь-чэн прожила в Тибете почти 40 лет, пока не умерла в 680 году нашей эры. Это был первый официальный контакт, установленный между Таном и Тибетом. [ 7 ]
Тан и Тибет поддерживали мирные и дружеские отношения, когда Сонгцен Гамбо был жив, и дипломатические связи постепенно расширялись с каждым годом, что сделало Тибет транспортным узлом между Таном и Синдху (ныне Индия). [ 8 ] В 645 году нашей эры император Ли Ши-мин вернулся в Чанъань , столицу Тан, после завоевания Когурё , и Сонгцен Гамбо немедленно отправил в Чанъань посланника Гир Донзаньюсона, чтобы поздравить Ли с триумфом подарком золотой гусь семи футов высотой. Три года спустя Ван Сюанс , танский посланник, посетивший Синдху, был разграблен, поскольку в Синдху царил военный беспорядок, и бежал в Тибет, где Сонгцен Гамбо направил армии и набрал солдат из Непала, чтобы помочь Вану в безопасном подавлении конфликтов в Синдху. возвращение всей дипломатической миссии вместе с сотнями военнопленных в Чанъань. Каменная табличка с изображением посланника Тан, посетившего Синдху, до сих пор хранится в городе Гилонг в Тибете, на ней записан повторный визит Вана в Синдху в обход Тибета в третий год Сяньцина (658 г. н.э.), титул правления императора Гаоцзуна .
Император Ли Ши-мин скончался в 649 году нашей эры, и тогда на трон вступил его сын Ли Чжи, а именно император Гаозун. Ли Чжи отправил в Тибет посла с известием о смерти своего отца и предложил почетный титул Жениха, управляющего боевыми искусствами. [ нужны разъяснения ] и Высочество Сихая Сонгцену Гамбо, в то время как Гамбо в ответ отправил специального представителя в Чанъань для участия в похоронах Ли Шимина с данью в виде 15 золотых, серебряных и драгоценных камней, а также с поздравлениями и выражением своей поддержки Ли Чжи. . Чжансунь Уцзи , гражданский и административный чиновник, также получил дипломатическое заявление от Гамбо, в котором говорилось, что Тибет без колебаний пошлет армии на помощь, если в Тане найдутся неверные чиновники, осмелившиеся угрожать власти императора. После этого Ли Чжи повысил титул Сонгзан Гамбо до «короля Конга» и поставил каменную статую Сонгзан Гамбо перед мавзолеем Чжао , мавзолеем Ли Шимина.
Манглунмангзан, внук Сонгцена Гамбо , принял корону своего деда в 650 году нашей эры после смерти Сонгцена Гамбо . Однако фактическая исполнительная власть находилась в руках Гира Донгзаньюсона, который продолжил политическую политику Сонгцена Гамбо по совершенствованию и пересмотру законодательства, проверке регистрации семей и осуществлению налоговой политики для обеспечения внутренней стабильности Тибета. Он также воспользовался внутренними беспорядками в Туюхуне, несколько раз нападая на него, даже рискуя столкнуться с Таном, который долгое время поддерживал Туюхуна. После смерти Гира его сын (или, возможно, внук) Лунь Циньлин взял под свой контроль Тибет. Чтобы поддержать Туюхуна, Тан сопроводил короля Туюхуна, Муронга Нуохэбо, обратно в его страну в 670 году нашей эры с армией численностью более ста тысяч солдат, но столкнулся с тибетской армией численностью более 200 тысяч солдат, развернутой Лунь Циньлином, и потерпел поражение. в битве при Дафэйчуане. С тех пор Тибет усилил свой контроль над западным районом озера Цинхай , но проиграл войну с Таном за восточный район озера Цинхай и четыре города в Аньси. [ 9 ]
Посмертный сын Манглунмангзана, Душонгмангбоцзе, стал королем Тибета после смерти своего отца в 676 году нашей эры, но политическая власть все еще находилась в руках Лунь Циньлина. Когда Дусонмангбоцзе подрос, с 695 по 698 год нашей эры, семья Луня подвергалась осуждению и критике за угрозу власти и авторитету короля, а также за конфликты с другими благородными семьями. Лунь Циньлин в конце концов покончил жизнь самоубийством в Цзунке, провинция Цинхай, после разгрома в бою. Зан По, брат Луня, и его сын Манг Бужи сдались Тану после своего поражения и получили соответственно титулы «Помощник генерала и Высочество Гуидэ» и «Маркиз Анго». За выдающийся вклад в войну Манг Бу-чжи получил звание Высочества Ба Чуаня, а все его потомки остались в Тане, чтобы стать танскими чиновниками.
Второй политический брак
[ редактировать ]Таким образом, царствование Тибетского королевства укрепилось. Однако вскоре после того, как он устранил угрозу со стороны семьи Гир, Душонгмангбоцзе погиб в войне за завоевание региона под названием Наньчжао , а его годовалый сын Ме агцом унаследовал трон Тибета под помощью и присмотром своей бабушки. , Чи Ма-то. С надеждой на мир и дружбу, поскольку и Тан, и Тибет в то время страдали от болезненных последствий многолетней войны, Чи Матоу снова добивалась политического брака с Таном ради Ме агцом, как она когда-то сделала для своего сына. Император Чжунцзун согласился на предложение руки и сердца и отправил принцессу Цзиньчэн вместе с особым подарком в виде части региона Хуанхэ (область выше Гуй-дэ, чье название было городом Танму). Позже этот регион был отвоеван Ван Чжунси и Гэ Шуханем в более поздней войне, в результате которой Тибет был разгромлен в 710 году нашей эры. Император сам возглавил группу танских чиновников и проводил принцессу Цзиньчэн на торжественной церемонии прощания в городе Шипин .
В 731 году нашей эры Мэгцом и принцесса Цзинь-чэн отправили посла в Тан, чтобы запросить древнюю китайскую классику «Объяснения Мао к Книге песен» , «Книгам обрядов » и «Весенним и осенним летописям» , а также в поисках открытого рынка и границы. дивизии, с заявлением Ме агцом о том, что Тан и Тибет принадлежали к одной семье, так как он был дальним племянником бывшего императора, а теперь был мужем Принцесса Цзиньчэн, и поэтому жители обеих стран должны жить мирной и радостной жизнью. Затем Тан и Тибет установили памятник в Чилине (ныне «гора солнца и луны» в провинции Цинхай) в качестве границы между двумя странами. Пограничные генералы и чиновники обеих стран посетили открытый рынок в Чилине, и Ган Сун-лин сделал официальное заявление, запрещающее грабежи и нападения и поддерживающее дружеские отношения.
Однако вскоре после этого войны все же вспыхнули, поскольку и Тан, и Тибет хотели расширить свою территорию и власть, а приграничные генералы хотели получить больше славы и военных подвигов. Военные офицеры, такие как Ли Вэй, Чжан Шоугуй, Ван Чжунси, Гэ Шухан, последовательно разгромили Тибет в регионах с востока на запад, заставив Тибет несколько раз просить мира. В 754 году нашей эры премьер-министры Тибета Модонгзебу и Ланггезе восстали и убили царя Ме агцом. В 755 году нашей эры к власти пришел 13-летний новый король Трисонг Дойцен. катастрофическое восстание Ань-Ши В том же году в Тане вспыхнуло . Император Сюаньцзун бежал из Чанъаня в Сычуань, и развертывание армии Тан для подавления восстания дало Тибету возможность оккупировать танские территории Лунъю, Хэси и четыре города в Аньси.
В октябре 763 года нашей эры они воспользовались возможностью, созданной разногласиями между императором и танскими чиновниками, а кроме того армия Шуофана закрыла глаза на их агрессию на востоке, поэтому Тибет оккупировал Чанъань с армией в 200 человек. тысяч солдат, вынудив императора Дайцзуна бежать в Шаньчжоу, и избрал Ли Чэнхуна , брата принцессы Цзиньчэн, новым императором. Тибетская армия отступила после 15-дневной оккупации Чанъаня, узнав, что верная Тану армия движется к городу.
Тибетское царство значительно расширило свою территорию во время правления Трисонга Дойцена. В то время восточная граница Тибета с Таном проходила недалеко от Длинной горы. Тибетская армия однажды даже оккупировала Баоцзи , угрожая безопасности Чанъаня. На севере гора Хэлань соединяла Хуэйци, и они завоевали Наньчжао на юго-востоке, чтобы сделать его притоком. [ 10 ] В 790 году нашей эры Тибет оккупировал четыре города Аньси и Бейтинг на западе и расширил свою северную территорию до северного берега реки Ганг в Индии, как записано в исторических тибетских классиках. [ 11 ]
Табличка встречи Тана и Тибета
[ редактировать ]Исторические материалы показывают, что Тан и Тибет официально встречались восемь раз с 705 по 822 год нашей эры, а табличка восьмой встречи до сих пор стоит перед храмом Джоканг в Лхасе. Восьмую встречу также называли «встречей в Чанцине», поскольку она состоялась в первый и второй год Чанцина (с 821 по 822 год нашей эры), в год правления Танского императора Музонга.
Согласно неполным статистическим данным, с четвертого года Чжэнгуаня (630 г. н.э.), правления императора Тайцзуна, до 842 г. между Таном и Тибетом произошло до 191 взаимного общения, в том числе танские чиновники въезжали в Тибет 66 раз, а их коллеги въезжали в Тибет. Тан 125 раз. [ 12 ]
Тибет преследовала религиозная борьба между местной религией Бон и [ 13 ] и новичок, буддизм . [ 14 ] В 841 году Трисонг Дойцен был убит чиновником, выступавшим против буддизма, а его брат Ланг Дарма , принадлежавший к антибуддийской группе, стал королем Тибета. [ 15 ] В 843 году нашей эры Ланг Дарма принял закон, запрещающий буддизм, а затем совершил серию убийств, закрыл буддийские храмы, заставил оставшихся буддистов секуляризироваться и уничтожил сотни тысяч статуй Будды и классических буддийских писаний. Это называлось « Ланг Дарма, уничтожающая буддизм ». [ 16 ] В 846 году нашей эры Лан Дарма был застрелен буддийским монахом по имени Лалонгбэйцзиюньдан, а четыре года спустя Чжан И-чао из Тан рассеял Тибет в провинции Ганьсу, взяв Хэси и Лунъю снова под контроль Тан. После смерти Ланг Дармы время от времени вспыхивали внутренние драки между двумя сыновьями Ланг Дармы и рукопашные схватки между военными. Эта анархическая ситуация продолжалась 20 лет и спровоцировала восстание граждан Тибета в 869 году нашей эры. В 877 году нашей эры повстанческая армия раскопала и повредила императорский мавзолей, убила королевскую семью и аристократов и положила конец объединению Тибета, которое продолжалось 200 лет. После этого регион Тибета разделился на разные племена и части, в то время как аналогичная ситуация произошла в Тане. [ 17 ] Династия Тан закончилась в 907 году нашей эры, и имперский Китай вступил в период Пяти династий и Десяти королевств и, наконец, восстановил объединение под властью династии Сун. [ 18 ]
Конфликты
[ редактировать ]В 669 году нашей эры тибетцы вторглись и завоевали Туюхун королевство в Цинхае , которое было зависимым государством и важным союзником династии Тан. Чтобы помочь Туюхуну восстановить режим, император Тан Гаозун начал битву на реке Дафэй против Тибета. Тан потерпел поражение и потерял контроль над Цинхаем. [ 19 ]
Танские китайцы и тибетцы также вели множество сражений за контроль над западными регионами . Династия Тан учредила Генеральный протекторат для умиротворения Запада , чтобы контролировать Таримский бассейн , а Тибетская империя продолжала нападать на него, но не смогла закрепиться до тех пор, пока в 755 году не произошло восстание Ань-Ши , в результате которого династия Тан была значительно ослаблена. . После этого четыре гарнизона Аньси, установленные Таном в современном Синьцзяне, постепенно были потеряны для тибетцев. [ 20 ]
В 763 году нашей эры тибетцы захватили столицу Тан Чанъань во время восстания Ань-Ши, в результате которого танский Китай был опустошен массовым тюркским восстанием. Однако вскоре вторжение было подавлено. [ 21 ]
Существует некоторая путаница относительно того, завоевала ли Тибетская империя королевство Чжанчжунг во время правления Сонгцена Гампо или во время правления Трисонга Децена (годы правления с 755 по 797 или 804 годы нашей эры). [ 22 ] Однако записи Танских летописей , похоже, ясно относят эти события к периоду правления Сонгцена Гампо, поскольку в них говорится, что в 634 году Янтун (Чжан Шунг) и различные племена Цян «полностью подчинились ему». После этого он объединился со страной Янтун, чтобы победить Ажа или Туюхун , а затем завоевал еще два племени Цян, прежде чем угрожать Сунчжоу армией (по данным китайцев) численностью более 200 000 человек (100 000 по тибетским источникам). [ 23 ] Затем он отправил посла с подарками в виде золота и шелка к китайскому императору просить женитьбу на китайской принцессе и, получив отказ, напал на Сунчжоу. Согласно «Танским летописям» , он наконец отступил и извинился, и позже император удовлетворил его просьбу. [ 24 ] [ 25 ]
Карта за период
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Династия Тан во Внутренней Азии
- Тибетское нападение на Сунчжоу
- Битва на реке Дафэй
- Принцесса Вэньчэн
- Лушаньское восстание
- Сун-тибетские отношения
- Тибет под властью Юаня
- Минско-тибетские отношения
- Тибет под властью Цин
- История Тибета
- Дорога Чайной Лошади
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Норбу, Дава (2001). Тибетская политика Китая . Рутледж. п. 39. ИСБН 978-1-136-79793-4 .
- ^ Ли 1981, стр. 6-7.
- ^ Пауэрс 2004, стр. 31
- ^ Марк, Эдвард Льюис (2009). Космополитическая империя Китая: династия Тан . Кембридж: Belknap Press издательства Гарвардского университета.
- ^ Общие размышления о политическом управлении .
Одиннадцатая глава об императоре Тайлине в истории Тан из книги «Общие размышления о политическом управлении».
- ^ «Зыжи Тунцзянь/Том 195 — Wikisource, бесплатная библиотека» zh.wikisource.org Проверено 1 декабря 2016 г. .
- ^ Цин-ин, Чен (2000). Серия основных сведений о Тибете Китая - История Тибета . Пресса по китайским тибетским исследованиям. ISBN 978-7-80057-035-3 .
- ^ Сикри, Раджив (2011). «Тибетский фактор в индийско-китайских отношениях». Журнал международных отношений . 64 (2): 55–XVII.
- ^ Тибет: история . 2011.
- ^ Чжэньпин, Ван (2013). Танский Китай в многополярной Азии: история дипломатии и войны (Мир Восточной Азии) . Гонолулу: Гавайский университет Press.
- ^ Рамбл, К. (1995). Укрепление позиций: Представления территории в бонской и тибетской народной традиции . Xx(1): Тибетский журнал. стр. 83–90.
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Пан, Ихонг. «Китайская космополитическая империя: династия Тан ...». Китайское обозрение Интернэшнл . 16 (4): 533–536. дои : 10.1353/cri.2009.0096 . S2CID 143678654 .
- ^ Шеньен Цулкрим и Шеньен Цулкрим (2011). Очерк линии тибетских исследований Джонанг, стр. (06), 19–32.
- ^ Аллан Андерсон и Эдмонд Танг (2007). Азия и пятидесятничество: харизматическое лицо христианства в Азии . История и социология религии. Миллс, DE «ген». стр. Том 14 (1), стр. 21–23.
- ^ Миллс, DE «Джин» (1 января 2007 г.). «Азиатские и пятидесятнические: харизматическое лицо христианства в Азии – под редакцией Аллана Андерсона и Эдмонда Танга». Обзоры по религии и теологии . 14 (1): 21–23. дои : 10.1111/j.1467-9418.2007.00323_1.x . ISSN 1467-9418 .
- ^ Хубер, Т. (2008). Возрождение святой земли: паломничество и тибетское возрождение буддийской Индии . Чикаго: Чикаго, Иллинойс; Лондон: Издательство Чикагского университета. ISBN 9780226356488 .
- ^ Кройцманн, Х (2012). «Путешествие в историю Балтистана. Экспедиция на еще неизвестную территорию. Специальное издание Тибетской энциклопедии». Эрдкунде . 66 (2): 179.
- ^ Цзявэй, Ван (2000). Историческое положение китайского Тибета . Шэньчжэнь: Китайская межконтинентальная пресса.
- ↑ Глава 196, Трубка. См . вики-источник
- ^ Брегель, Юрий (2003). Исторический атлас Центральной Азии . Брилл. п. 21.
- ^ Белл, Чарльз (1 июня 2000 г.). Тибет прошлое и настоящее . Книги Южной Азии. п. 28?. ISBN 81-208-1048-1 . Посмотрите поиск книг Google
- ^ Карми, Самтен Г. (1975). «Общее введение в историю и доктрину Бон», стр. 180. Мемуары исследовательского отдела Тойо Бунко , № 33. Токио.
- ^ Пауэрс 2004, стр. 168-9.
- ^ Ли 1981, стр. 7-9.
- ^ Пеллио 1961, стр. 3-4.