Jump to content

Принцесса Вэньчэн

Принцесса Вэньчэн
Принцесса Вэньчэн
rgya mo bza' mun chang kong co
Ценмо
Принцесса Вэньчэн
Королева-консорт Тибета
Срок владения 641–680 или 682
наряду с Бхрикути , Ритигманом, Шьялмоцуном, Погонг Мангса Тричамом
Рожденный 620 [1]
Тан Китай
Умер 680 или 682 [2]
Лхаса , Тибетская империя
Муж Сонгцен Гампо
Дом Дом Ли
Дом Ярлунгов (по браку)
Отец Неизвестно, предположительно Ли Даоцзун. [3]

Принцесса Вэньчэн ( китайский : Принцесса Вэньчэн ; пиньинь : Wénchéng Gōngzhǔ ; тибетский : Мунчан Конгко , Уайли : Мун Чанг Конг Ко [4] ) была принцессой и членом незначительной ветви королевского клана династии Тан , вышедшей замуж за короля Сонгцена Гампо Тибетской империи в 641 году. [2] [5] В Тибете она также известна под именем Гьяса или «Китайская жена». [6] И Вэньчэн, и первая жена Сонгцена Гампо, непальская принцесса Бхрикути , считаются физическими проявлениями бодхисаттв Белой Тары и Зеленой Тары соответственно. [7]

Рамоче Гонпа, наследие Вэньчэна, первоначально построенное для размещения статуи Джово Шакьямуни Ринпоче. [8]

Предложение руки и сердца

[ редактировать ]

В 634 году король Сонгцен Гампо отправил посла в Лоян, столицу Тан. Когда Сонгцен услышал, что и турки, и Туюхун заключили брачные союзы с Тан, он отправил посланника в танскую столицу, чтобы сделать предложение руки и сердца. Тан отклонил это предложение, и тибетский посланник сообщил Сонгцену, что первоначально Тан принял предложение, но ответственность за изменение своего решения несут Туюхуны. Сонгцен атаковал Туюхун и Дансян. После нападения на Туюхун Сунцэн разместил большое количество войск на западной границе Сунчжоу в современной Сычуани и потребовал женитьбу на принцессе, иначе он повел бы в атаку 50 000 солдат. В 638 году тибетцы напали на Сунчжоу и завоевали две префектуры, но отступили после контратак Тан. Тибетские источники утверждают, что они одержали победу, а китайские источники говорят, что они одержали победу. В 640 году Сонгцен сделал предложение руки и сердца, которое Тан принял, чтобы предотвратить дальнейшие нападения. [9]

В 638 году в Тибет прибыли послы Тан и Туюхун. Тибетские источники говорят, что они пришли платить дань, в то время как китайские источники говорят, что Тибет не возражал против того, чтобы быть вассалом в их системе данников. За это время ко двору Тан прибыло тринадцать тибетских миссий, которые были описаны как дань уважения. [10]

В 641 году принцесса Вэньчэн уехала в Тибет вместе с Гаром Тонгценом Юлсунгом . [10] И китайские, и тибетские источники сходятся во мнении, что Вэньчэн не была дочерью китайского императора. [11]

Жизнь в Тибете

[ редактировать ]

Согласно Старой книге Тан , принцесса Вэньчэн была замужем за Сонгценом Гампо. Сонгцен принял принцессу на озере Бохай. Для принцессы был построен дворец. Принцессе не нравилось, что тибетцы красят лицо в красный цвет, поэтому Сонгцен запретил этот обычай. В «Биографии старших монахов, отправившихся в западные регионы за священными писаниями» , написанной Цзин И, танским монахом, Учитель Дхармы Сюаньчжао встретил принцессу, проходя через Тибет. Она оказала ему теплый прием. [12]

Тибетские источники описывают принцессу Вэньчэн как «Ргья-Мо-Бзав», что буквально означает «богиня Центральной империи». [12]

Согласно тибетской истории, перед тем как войти в Тибет, она провела географическое наблюдение и обнаружила, что территория Тибета имеет форму лежащей на спине Браг-срин-мо (местной демоницы). Храмы строились для подавления демонов. Принцесса Вэньчэн курировала строительство храма Рамоче. Вместе с женой Сонгцена из Непала принцесса Вэньчэн помогала Сонгцену в национальных делах и способствовала развитию буддизма в Тибете. [12]

Наследие

[ редактировать ]

Согласно тибетской истории, союз Сонгцена Гампо и принцессы Вэньчэн принес надежду на установление гармоничных супружеских отношений между народами Тибета и Китая. [13]

Жизнь принцессы Вэньчэн изображена в таких текстах, как «Мани бка''бум» и знаменитых историографиях рабов Ргьяла Гсалбаи Мелонга . [14]

Храм Традрук в Недонге посвящен памяти принцессы Вэньчэн: в одной из его часовен хранится тханка , вышитая принцессой. [15]

В литературе

[ редактировать ]

В первом повествовании, взятом из китайской классической литературы, принцесса Вэньчэн рассматривалась как незначительная фигура, и в тексте гораздо больше внимания уделялось церемонии «мирного брака», чем индивидуальным особенностям принцессы.

Во втором повествовании, взятом из древней тибетской литературы, принцесса изображалась как воплощение «Белой Тары», женского божества в тибетском буддизме и предположительно обладавшая качествами богини.

Третий нарратив, сформированный националистическим дискурсом Китайской Республики, начавшийся примерно в 1928 году, изображал «переосмысленную» историю. [16] и изображение принцессы Вэньчэн. Переосмысленный образ постепенно превратил ее в «передатчика технологий». [12]

В легендах

[ редактировать ]

Сидящая статуя Шакьямуни , принесенная принцессой Вэньчэн, хранится в Джокане. [17]

По легенде, Ришань и Юешань ( гора Риюэ ) были преобразованы драгоценным зеркалом принцессы Вэньчэн. Принцесса Вэньчэн подошла к разделительной линии между Таном и Тубо и бросила позади себя Зеркало Солнца и Луны, подаренное ее родителями, чтобы отрезать бесконечные мысли своих родственников. [18]

Легенда гласит, что, когда принцесса Вэньчэн и ее спутники отправились в Лхасу через Чайю, они сделали короткую остановку в прекрасной Ренде. Чтобы почтить память этого места, которое заставило принцессу чувствовать себя расслабленной и счастливой, принцесса показала 9 статуй Будды, включая Великого Солнца Татхагату, на скале Данма, продемонстрировав свою необыкновенную удачу и заслуги. Принцесса также планирует построить здесь храм. Однако, хотя в этой местности и есть высокие горы, здесь нет ни одного дерева. Принцесса использовала свою магическую силу, как Сунь Укун, великий мудрец неба, выдернув несколько волос из своей головы и развеяв их на горе. На скальной скале чудесным образом растет большой лес. Поэтому местные жители вырубили деревья и построили Ренда Холл. В то же время принцесса также научила местных жителей распахивать пустыри и сельскохозяйственные поля, отводить воду для орошения и использовать водяные мельницы. Позже местные жители считали статую Рэнды волшебным творением принцессы Вэньчэн и считали ее священным местом. Добрые мужчины и женщины издалека и издалека приходили в зал Ренда, чтобы поклониться Будде, возжечь благовония и поклониться, помолиться о мире во всем мире, хорошей погоде и счастье для людей. [19]

Современная культура

[ редактировать ]

С 2000-х годов китайское государство проводит в Лхасе пропагандистский спектакль с участием принцессы Вэньчэн. Спектакль проводится 180 раз в год как в театре, так и на площади. По мнению многих наблюдателей, пропагандистский спектакль искажает тибетский буддизм , эпоху Тибетской империи и исторически независимые отношения Тибета с Китаем. [20]

Произведение «Принцесса Вэньчэн» написал Чжан Минхэ, известный китайский лирик. От того, как принцесса Вэньчэн впервые вошла в Тибет, до жизни тибетского народа, до того, как тибетский народ восхвалял и воспевал ее. [21]

  1. ^ Петерсон (2000) , с. 186, «Принцесса Вэньчэн».
  2. ^ Jump up to: а б Уорнер (2011) , с. 6.
  3. ^ Ван, Яо (1982). Ту Фань Цзинь Ши Лу (на китайском языке): Вэнь У Чу Бан Ше, стр .   44–45 .
  4. ^ «Старые тибетские анналы, PT 1288» . Архивировано из оригинала 1 января 2018 года. (11) [---] [b]tsan mo mun chang kong co / mgar stong rtsan yul zung gyIs spyan drangste bod yul
  5. ^ Слободник (2006) , с. 268.
  6. ^ Дауман (1988) , с. 41.
  7. ^ Пауэрс (2004) , с. 36.
  8. ^ "Рамоче", Сокровищница жизней , без даты.
  9. ^ Пан, Ихонг (1997). Сын Неба и Небесный Каган: Суй-Танский Китай и его соседи . Беллингемский центр восточноазиатских исследований: Университет Западного Вашингтона. п. 236-237.
  10. ^ Jump up to: а б Пан 1997 , с. 238.
  11. ^ Пауэрс 2004 , с. 169.
  12. ^ Jump up to: а б с д Ван, Дж.; Седайн, Д. (2020). «Принцесса Вэньчэн в исторических трудах: трудности повествования этнической истории в многоэтническом Китае». Китайский социологический журнал . 6 (4): 615–645. дои : 10.1177/2057150X20963264 . S2CID   225056789 .
  13. ^ «Брак Вэньчэна» , Учебная программа «Женщины в мировой истории».
  14. ^ «Сокровищница жизней: Биографическая энциклопедия Тибета, Внутренней Азии и Гималайского региона» .
  15. ^ Ричардсон (1985) , с. 83.
  16. ^ Цому Юдро, «Укрощение кхампасов: республиканское строительство Восточного Тибета. Современный Китай 39 (3): 319-344, май 2013 г.
  17. ^ Ван, Шэншэн (2003). «Центр Лхасы — храм Джоканг» Индустрия недвижимости Китая (2): 38–39.
  18. ^ Сюн, Цзялинь (2005). «Легенда о горе Риюэ» . Напечатано в Китае (2): 83–85.
  19. ^ Туся (1998). «Статуя принцессы Вэньчэн и Ренда» Китай Тибет (5): 49–50.
  20. ^ Денайер, Саймон (12 октября 2016 г.). «Романтическая опера в Тибете просто укрепит исторические позиции Китая там» . Вашингтон Пост .
  21. ^ Ючан, Шен (2016). «Песня «Принцесса Вэньчэн»» . База данных журнала китайской науки и технологий (реферативное издание) Образование (1): 154-154.

Ссылки и дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8a91d1933e3f4ef7a84c0d5f15f7f624__1719724200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8a/24/8a91d1933e3f4ef7a84c0d5f15f7f624.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Princess Wencheng - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)