Jump to content

भ्रिकुति

Бхрикути Деви
Бхрикути
Непал
Цэнмо (женщина - вождь)
Бхрикути Деви
Королева-консорт Тибета
Срок владения 7 век
вместе с супругами Вэньчэн , Ритигман, Шьялмоцун, Погонг Манса Тричам
Рожденный 7 век
Личави (королевство)
(современный Непал )
Умер 7 век
Тибет
Супруг Сонгцен Гампо

Бхрикути Деви ( санскрит : भृकुटी , известная тибетцам как Бал-мо-бза' Хри-бцун , Бхелса Трицун («Беса») [1] Непал лит. ' непальская супруга ' ), [2] [3] или просто, Хри бЦун ( букв. « королевская леди » ) была принцессой королевства Личчави в Непале . Около 622 г. [4] женой и царицей царя Тибета Бхрикути стала первой Сонгцена Гампо (ок. 605–650 гг. н.э.). Бхрикути считалась воплощением Зеленой Тары . [5] [6] ему приписывают принесение буддизма в Тибет, [4] вместе со статуей Джово Микьо Дордже , для которой был построен храм Джоканг в Лхасе . [4]

Джово Микьо Дордже переехал в храм Рамоче.

Хотя историчность Бхрикути Деви не определена и никаких упоминаний о ней не обнаружено среди документов, обнаруженных в Дуньхуане , «появляется все больше свидетельств, подтверждающих эту гипотезу». [7] Между Тибетом и Непалом в тот период, безусловно, существовали очень близкие отношения, и «такая мифологическая интерпретация никоим образом не дискредитирует историческую вероятность такого брака...». [8]

Во многих тибетских источниках Бхрикути считается дочерью Амшувармы (605–621 гг. Н. Э.), Соправителя и преемника Шивадевы I. Если это верно, брак с Сонгценом Гампо должен был состояться где-то до 624 г. н. э. [9] Однако Ачарья Кирти Тулку Лобсанг Тензин утверждает, что Сонгстан Гампо женился на Бхркути Деви, дочери короля Непала «Ангсу Варма» или Амшуварма (тиб. Васер Гоча ) Непала в 632 году. [10]

Однако, согласно некоторым тибетским легендам, у непальского короля по имени Го Ча (которого Сильвен Леви назвал «Удаяварман», из буквального значения тибетского имени) была дочь по имени Бри-бтумн или Бхрикути. [11]

«Удаяварман», скорее всего, был тем же царем, которого мы знаем как Удаядеву, сыном Шивадевы I, а позже приемным сыном и наследником Амшувармы. Его также считали отцом Нарендрадевы (тиб. Миванг-Лха ). [12] Если это принять, это означает, что Нарендрадева и Бхрикути Деви были братом и сестрой.

У нас есть довольно подробные исторические сведения о Нарендрадеве. В (Цзю) Таншу , или Старой книге Тан , записано, что, когда король Непала , [13] отец царя Личчави Налинг Дева (или Нарендрадева) умер, трон узурпировал дядя (Ю.сна куг.ти = Вишнагупта). [14] «Тибетцы предоставили ему [Нарендрадеве] убежище и восстановили его на троне [в 641 году]; именно так он стал подданным Тибета». [15] [16] [17]

Точно неизвестно, когда Бхрикути вышла замуж за Сонгцена Гампо, но предположительно это было примерно в то время, когда Нарендрадева бежал в Тибет (ок. 621 г. н.э.), после того как трон занял Дхрувадева (который, согласно надписи, датированной 623 годом, был правит совместно с Джишнугуптой.) [18]

Бхрикути в Тибете

[ редактировать ]

Это считается старейшим экземпляром знаменитой традиционной истории « Дба бжед» , в которой говорится:

«Затем, во время правления БЦан по Хри Сронг Бцан, после его женитьбы на Хри Бцун, дочери короля Непала, был построен храм ( гцуг лаг кханг ) Раса [Лхасы] Пехарлинга. Кроме того, было построено сооружение из сорока двух храмов Ру бжи был запрошен и построен Браг Лха [храм] 'Тхон ми гСам по ра был отправлен по королевскому приказу [в Индию], чтобы получить индийское учение и образец алфавита. ( йи гэи дпе ). [19]
Наследие Бхрикути — храм Джоканг в Тибете — основано для размещения статуи Будды Акшобхьи , которую она привезла в Тибет.

Бхрикути была набожной буддисткой, как и ее отец, и вместе с опытными мастерами- невари она привезла в Тибет множество священных буддийских изображений в качестве части своего приданого. Сонгцен Гампо и Бхрикути построили великий храм Цулаг Кханг (или «Дом Мудрости») для размещения изображений, который сейчас известен как Храм Джоканг («Дом Господа») в самом сердце Лхасы. [20] и считается самым священным храмом Тибета. Ее статуя Джово Микьо Дордже тогда находилась в Джоканге. Они также построили красный дворец ДМар-по-ри, который переместил древнюю резиденцию правительства из долины Ярлунг в Юмбулакханге на место современной Лхасы . [21] Красный дворец, или Красный форт (Мар-по-ри Пхо-дранг) на Марпо Ри (Красная гора) в Лхасе, который позже был перестроен в тринадцатиэтажную Поталу Пятым Далай-ламой , первоначально был построен непальскими мастерами. [ нужна ссылка ] Она также построила Туб-ван и другие статуи в Самье , а знаменитый непальский художник Тро-во вырезал почитаемую статую Ченрезига , Тунгджи Чен-по ранг-джунг нга-лдан . [22] [23]

Знаменитая статуя, которую принес Бхрикути, называется Джово Микьо Дордже . Она пришла родом из Бодхгаи и, по словам Далай-ламы VIII , статуя покоилась в Сваямбунатхе семь месяцев, прежде чем ее привезли в Тибет. [24] Эту статую также называют Мануваджра, Рамоче Джово или Джово Чунгпа. В настоящее время он находится в храме Рамоче в Лхасе.

За всю историю храм Джоканг подвергался разграблению как минимум два раза – сначала во время монгольского нашествия, а затем он был разрушен в 1960-х годах во время китайского вторжения и Культурной революции . [ нужна ссылка ] Говорят, что нижняя половина статуи была найдена на свалке в Лхасе, а верхняя — в Пекине. С тех пор части были соединены, и статую окружают Восемь Бодхисаттв. [25] и расположен в Рамоче .

Справа налево: Бхрикути Деви, Сонгцен Гампо и Вэнь Ченг , Гьянце.

Бхрикути обычно изображается как Зеленая Тара В тибетской иконографии . Сонгцен Гампо также женился в 641 году на китайской принцессе Вэньчэн , которая считается еще одним воплощением Тары, Белой Тары . Говорят, что будучи королевами, Бхрикути и Вэньчэн работали вместе над основанием храмов и буддизма в Тибете. [ нужна ссылка ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Дауман, Кейт. (1988) Места силы Центрального Тибета: Путеводитель паломника , с. 16. Рутледж и Кеган Пол, Лондон и Нью-Йорк. ISBN   0-7102-1370-0 .
  2. ^ Тензин, Ачарья Кирти Тулку Лобсанг. «Ранние отношения между Тиббетом и Непалом (7-8 века)». Перевод К. Дхондупа. Тибетский журнал , Том. VII, №№ 1 и 2. Весна/Лето 1982 г., с. 84.
  3. ^ Джосайма, CB «Гсая Белса»: Введение , Тибетский журнал , Том. XVIII, №. 1. Весна 1993 г., с. 27.
  4. ^ Jump up to: а б с Доктор Пунам Рана, «Роль Бхрикути (Бхелса Трицун) в распространении буддизма», Sirjana Journal, стр. 208-115.
  5. ^ Древний Тибет: Материалы исследования проекта Еше Де , с. 202 (1986). Издательство Дхарма, Беркли, Калифорния. ISBN   0-89800-146-3 .
  6. ^ Шуэлька, Мэтью Дж.; Максвелл, ТВ (16 сентября 2016 г.). Образование в Бутане: культура, школьное образование и валовое национальное счастье . ISBN  9789811016493 .
  7. ^ Пасанг Ванду и Хильдегард Димбергер. дба' бжед: Королевское повествование о принесении учения Будды в Тибет , стр. 26, н. 15. (2000). Издательство Австрийской академии наук, вино. ISBN   3-7001-2956-4 .
  8. ^ Снеллгроув, Дэвид. 1987. Индо-тибетский буддизм: индийские буддисты и их тибетские преемники . 2 тома. Шамбала, Бостон, Том. II, стр. 416–417.
  9. ^ Древний Тибет: Материалы исследования проекта Еше Де , с. 225 (1986). Издательство Дхарма, Беркли, Калифорния. ISBN   0-89800-146-3 .
  10. ^ Тензин, Ачарья Кирти Тулку Лобсанг. «Ранние отношения между Тиббетом и Непалом (7-8 века)». Перевод К. Дхондупа. Тибетский журнал , Том. VII, №№ 1 и 2. Весна/Лето 1982 г., с. 85.
  11. ^ Шаха, Ришикеш . Древний и средневековый Непал . (1992), с. 18. Публикации Манохар, Нью-Дели. ISBN   81-85425-69-8 .
  12. ^ Шаха, Ришикеш . Древний и средневековый Непал . (1992), с. 17. Публикации Манохар, Нью-Дели. ISBN   81-85425-69-8 .
  13. ^ Пеллиот, Пол. Древняя история Тибета . Париж. Книготорговец Америки и Востока. 1961, с. 12.
  14. ^ Виталий, Роберто. 1990. Ранние храмы Центрального Тибета . Serindia Publications, Лондон, с. 71. ISBN   0-906026-25-3
  15. ^ Снеллгроув, Дэвид. 1987. Индо-тибетский буддизм: индийские буддисты и их тибетские преемники . 2 тома. Шамбала, Бостон, Том. II, с. 372.
  16. ^ Шаванн, Эдуард. Документы о западных Тоу-киуэ (тюрках) . 1900. Париж, Библиотека Америки и Востока. Перепечатка: Тайбэй. Издательство Cheng Wen Publishing Co., 1969, с. 186.
  17. ^ Бушелл, SW «Ранняя история Тибета. Из китайских источников». Журнал Королевского азиатского общества , Vol. XII, 1880, стр. 529, н. 31.
  18. ^ Шаха, Ришикеш . Древний и средневековый Непал . (1992), с. 16. Публикации Манохар, Нью-Дели. ISBN   81-85425-69-8 .
  19. ^ Пасанг Ванду и Хильдегард Димбергер. (2000) dBa' bzhed: Королевское повествование о принесении учения Будды в Тибет , стр. 25–26, н. 15. Издательство Австрийской академии наук, Wein. ISBN   3-7001-2956-4 .
  20. ^ Норбу, Тубтен Джигме и Тернбулл, Колин. Тибет: его история, религия и народ , с. 143. (1968). Чатто и Виндус. Перепечатка: (1987) Penguin Books, Англия.
  21. ^ Древний Тибет: Материалы исследования проекта Еше Де , с. 204 (1986). Издательство Дхарма, Беркли, Калифорния. ISBN   0-89800-146-3 .
  22. ^ Тензин, Ачарья Кирти Тулку Лобсанг. «Ранние отношения между Тиббетом и Непалом (7-8 века)». Перевод К. Дхондупа. Тибетский журнал , Vol. VII, №№ 1 и 2. Весна/лето 1982 г., стр. 85–86.
  23. ^ Джосайма, CB «Гсая Белса: Введение». Тибетский журнал . Том XVIII. Нет. 1 Весна 1993 г., стр. 27–28.
  24. ^ Нехор , «Падмасамбхава, Непал, Сваямбху», https://www.nekhor.org/padmasambhava/nepal/swayambhu , Когда Сонгцен Гампо женился на неварской принцессе Бхрикути, она привезла с собой знаменитую статую Джово Микьё Дордже, изображение Будды Акшобхьи, которая ранее находилась в Бодхгае. По словам Далай-ламы VIII Джампала Гьяцо (1758–1804), эта статуя оставалась в Кимдол-Бихаре семь месяцев на пути из Бодхгаи в Тибет.
  25. ^ Дауман, Кейт. (1988) Места силы Центрального Тибета: Путеводитель паломника , с. 59. Рутледж и Кеган Пол, Лондон и Нью-Йорк. ISBN   0-7102-1370-0 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Ричардсон, Хью Э. (1997). «Мун Шэн Конг Ко и Ким Шэн Конг Ко: две китайские принцессы в Тибете». Тибетский журнал . Том. XXII, № 1. Весна 1997 г., стр. 3–11.
  • Ричардсон, Хью Э. (1965). «Сколько лет было Сронгу Брцану Сгампо» Тибетологический вестник 2.1. стр. 5–8.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 42e6801c946512c860db17009ecd1e2a__1722001560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/42/2a/42e6801c946512c860db17009ecd1e2a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bhrikuti - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)