Jump to content

Феттер (буддизм)

В буддизме ментальные оковы , цепи или узы ( палийский : samyojana , санскрит : संयोजना , латинизированный : saṃyojana ) приковывают разумное существо к сансаре , циклу жизней с дуккхой . Разрывая все оковы, человек достигает ниббаны ( пали ; санскр.: निर्वाण, ṇa ) нирвана .

Оковы страданий

[ редактировать ]

Во всем Палийском каноне слово «оковы» используется для описания внутрипсихического явления, привязывающего человека к страданию. Например, в Итивуттаке Будда говорит:

«Монахи, я не представляю себе даже каких-либо других оков, — скованных, которыми соединенные существа блуждают и переселяются в течение долгого, долгого времени — таких как оковы жажды . Скованные путами жажды, соединенные существа странствуют и переселяются дальше. в течение долгого, долгого времени.

- Будда в Кхуддака Никайе , Итивуттака 1.15. [1]

страдания, вызванные кандалами, В другом месте подразумеваются как, например, в этой более технической беседе из Самьютта Никаи 35.232, где Дост. Сарипутта беседует с Досточтимым. Коттита:

Дост. Коттхита: «Как же так, друг Сарипутта,... ухо — оковы звуков, или звуки — оковы уха?..»
Дост. Сарипутта: «Друг Коттхита,... ухо не является оковами звуков, и звуки не являются оковами уха, а скорее желание и похоть, которые возникают там в зависимости от того и другого: это и есть оковы...».

Самьютта Никайя [2]

Списки оков

[ редактировать ]
Четыре стадии пробуждения согласно Сутта-Питаке .
Исход Дальнейшие перерождения Заброшенные оковы
сковорода до семи,
в земном или
райские царства
  1. вид личности
    ( анатта )
  2. сомнение в Будде
  3. аскетичный или
    ритуальные правила
нижние кандалы
Сакадагами еще один,
как человек
анагамы еще один,
в чистом жилище
  1. чувственный
    желание
  2. недоброжелательность
архат никто
  1. желание
    материальное возрождение
  2. желание
    нематериальное возрождение
  3. тщеславие
  4. беспокойство
  5. невежество
высшие оковы

Оковы перечисляются по-разному в канона Палийского Сутта Питаке и Абхидхамма Питаке .

Список десяти оков Сутта Питаки

[ редактировать ]

В Сутта Питаке палийского канона выделяются десять «оков становления»: [3]

  1. вера в себя (пали: саккая-диттхи ) [4]
  2. сомнение или неуверенность, особенно в отношении пробуждения Будды ( викикичча ) [5]
  3. привязанность к обрядам и ритуалам ( сила ббата-парамаса ) [6]
  4. чувственное желание ( камаччандо ) [7]
  5. недоброжелательность ( вьяпадо или бьяпадо ) [8]
  6. жажда материального существования, жажда материального перерождения ( рупараго ) [9]
  7. жажда нематериального существования, жажда перерождения в бесформенном мире ( арупараго ) [10]
  8. conceit (mānaтщеславие [11] [12]
  9. беспокойство ( уддхакча ) [13]
  10. ignorance (avijjāневежество [14]

Как указано в соседней таблице, во всей Сутта Питаке первые пять оков называются «нижними оковами» ( orambhāgiyāni saṃyojanāni ) и стираются, когда человек становится невозвращающимся ; и последние пять оков называются «высшими оковами» ( uddhambhāgiyāni saṃyojanāni ), искорененными арахантом . [15]

Три оковы

[ редактировать ]

И Сангити Сутта ( DN 33), и Дхаммаса Нгани (Дхс. 1002–1006) называют «три оковы» первыми тремя в вышеупомянутом списке из десяти Сутта Питака:

  1. вера в себя ( саккая-диттхи )
  2. сомнение ( вичикича )
  3. привязанность к обрядам и ритуалам ( силаббата-парамаса ) [16]

Согласно Канону, эти три оковы искореняются вошедшими в поток и однажды возвращающимися . [17]

Список десяти оков Абхидхаммы Питаки

[ редактировать ]

В Абхидхамма Питаки » «Дхамма Сангани (ум. 1113–1134) представлен альтернативный список из десяти оков, который также можно найти в « Кхуддака Никаи » Кулла Ниддеса (Nd2 656, 1463) и в постканонических комментариях . Это перечисление: [18]

  1. чувственная похоть (пали: кама-рага )
  2. гнев ( патигха )
  3. conceit (mānaтщеславие
  4. просмотры ( diṭṭhi )
  5. сомнение ( вичикича )
  6. привязанность к обрядам и ритуалам ( силаббата-парамаса )
  7. жажда существования ( бхава-рага )
  8. ревность ( исса )
  9. greed (macchariyaжадность
  10. невежество ( авиджа ).

В комментарии упоминается, что взгляды, сомнения, привязанность к обрядам и ритуалам, ревность и жадность отбрасываются на первой стадии Пробуждения (сотапатти); грубое чувственное вожделение и гнев на второй стадии (сакадагамита) и даже их тонкие формы на третьей стадии (анагамита); и тщеславие, жажда существования и невежество — четвертая и последняя стадия (арахатта).

[ редактировать ]

Уникально то, что сутта «Домохозяин Поталия» Сутта-Питаки ( MN 54) определяет восемь оков (включая три из Пяти заповедей ), отказ от которых «приводит к прекращению дел» ( vohāra-samucchedāya saṃvattanti ):

  1. разрушающий жизнь ( панатипато )
  2. воровство ( адиннаданам )
  3. ложная речь ( мусавадо )
  4. клевета ( писуна )
  5. алчность и жадность ( гиддхилобхо )
  6. отвращение ( ниндаросо )
  7. гнев и злоба ( кодхупаясо )
  8. тщеславие ( атимано ) [19]

Индивидуальные кандалы

[ редактировать ]

Следующие кандалы являются первыми тремя, упомянутыми в списке десяти оков Сутта-Питаки, а также в списке «трех оков» Сангити - сутты и Абхидхамма-Питаки (DN 33, Dhs. 1002 и далее ). Как указано ниже, искоренение этих трех пут является каноническим показателем того, что человек необратимо утвердился на пути к Просветлению .

Взгляд на идентичность (саккая-ди тт хи)

[ редактировать ]

Этимологически кайа означает «тело», саккая означает «существующее тело», а диттхи означает « воззрение » (здесь подразумевается неправильное воззрение, примером которого служат воззрения в таблице ниже).

В общем, «вера в индивидуальное я» или, проще говоря, «самовоззрение» относится к «вере в то, что в той или иной из кхандх существует постоянная сущность, атта ». [20]

Подобным образом, в МН 2, Саббасава-сутте, Будда описывает «оковы воззрений» следующим образом:

Взгляды шести учителей-еретиков
Взгляды шести шраманов Палийского канона, известных как шесть учителей-еретиков , основаны на Саманьяпхала Сутте . [21]
Пурана Кассапа
Аморализм Ни за хорошие, ни за плохие дела нет награды и наказания.
Макхали Госала ( Адживика )
Fatalismфатализм Мы бессильны; страдания предопределены.
Аджита Кесакамбали ( Чарвака )
Материализм Живите счастливо; со смертью все уничтожается.
Пакудха Каччаяна
Этернализм ( сассатавада ) Материя, удовольствие, боль и душа вечны и не взаимодействуют.
Махавира ( джайнизм )
Сдержанность Будьте наделены, очищены и наполнены предотвращением всякого зла. [22]
Санджая Белатхипутта ( Выбор )
Агностицизм «Я так не думаю. Я не думаю ни так, ни иначе. Я не думаю, что нет или нет». Приостановление судебного решения.
«Вот как [человек неправильного взгляда] неуместно следит: «Был ли я в прошлом? ... Должен ли я быть в будущем? ... Я? Разве я нет? Что я такое? ...»
«Когда человек посещает себя таким образом ненадлежащим образом, возникает один из шести видов воззрения: ...
  • «У меня есть я…»
  • «У меня нет себя…»
  • «Именно посредством себя я воспринимаю себя…»
  • «Именно посредством себя я воспринимаю не-я…»
  • «Именно посредством не-я я воспринимаю себя...»
  • «Это самое мое «я»… мое «я», постоянное…»
«Это называется чаща взглядов, глушь взглядов, искривление взглядов, корчание взглядов, оковы взглядов. Связанный путами взглядов, необученный... не освобождается, говорю вам, от страдания и стресс». [23]

Сомнение (викикича)

[ редактировать ]

В общем, «сомнение» ( vicikicchā ) относится к сомнению в учении Будды, Дхамме . (Альтернативные современные учения представлены в соседней таблице.)

Точнее, в SN 22.84, Тисса Сутта, [24] Будда явно предостерегает от неуверенности в отношении Благородного Восьмеричного Пути , который описывается как правильный путь к Ниббане, ведущий человека мимо невежества, чувственных желаний, гнева и отчаяния.

Привязанность к обрядам и ритуалам (силаббата-парамасо)

[ редактировать ]

Шила относится к «моральному поведению», вата (или бата ) — к «религиозному долгу, соблюдению, обряду, практике, обычаю». [25] а парамаса означает «привязанность к» или «зараза» и имеет значение «неправильного обращения» с Дхаммой. [26] В целом силаббата-парамасо переводится как «заражение простыми правилами и ритуалами, увлечение добрыми делами, заблуждение, что их достаточно». [27] или, проще говоря, «вернуться к привязанности к заповедям и правилам». [28]

Хотя оковы сомнений можно рассматривать как относящиеся к учениям о конкурирующем самане во времена Будды, эти оковы в отношении обрядов и ритуалов, вероятно, относятся к некоторым практикам современных брахманических авторитетов. [29]

Прорываясь сквозь оковы

[ редактировать ]
Медитация
с оковами

«Здесь, о монахи , монах понимает глаз и материальные формы и оковы, возникающие в зависимости от обоих (глаза и форм); он понимает, как происходит возникновение невозникших оков; он понимает, как происходит отказ от возникают возникшие оковы; и он понимает, как возникает невозникновение в будущем оставленных оков, [И таким образом] он понимает ухо и звуки.... орган обоняния и запахов.... орган вкуса и аромата.... орган осязания и тактильные объекты.... [и] сознание и ментальные объекты...."

Сатипаттхана Сутта ( MN 10) [30]

В MN 64, «Великой беседе с Малункьяпуттой», Будда утверждает, что путь к отказу от пяти нижних оков (то есть первых пяти из вышеупомянутых «десяти оков») лежит через использование достижения джханы и понимания випассаны в тандеме. [31] В SN 35.54, «Оставляя оковы», Будда утверждает, что человек отказывается от оков, «когда он знает и видит... как непостоянные » (пали: аничча ) двенадцать основ чувств ( аятана ), связанных с ними шести чувств-сознаний (пали). виньняна ), а также возникающий в результате контакт ( пхасса ) и ощущения ( ведана ). [32] Подобным образом, в СН 35.55, «Искоренение оков», Будда утверждает, что человек вырывает оковы, «когда он знает и видит… как несамостоятельные » ( анатта ) чувственные основы, чувственное сознание, контакт и ощущения. [33]

Палийский канон традиционно описывает освобождение от оков в четыре этапа :

Связь с другими основными концепциями

[ редактировать ]

Подобные буддийские концепции, встречающиеся в Палийском каноне, включают пять препятствий ( нивара анани ) и десять загрязнений ( килеса ). Для сравнения: в традиции Тхеравады оковы охватывают несколько жизней, и их трудно снять, тогда как препятствия являются временными препятствиями. Осквернения охватывают все ментальные загрязнения, включая как оковы, так и препятствия. [35]

См. также

[ редактировать ]
  • Анатта , о первых путах ( саккая-диттхи )
  • Четыре стадии просветления относительно разрезания оков
  • Пять препятствий , включающих также четвертые ( камаччанда ), пятые ( вьяпада ), девятые ( уддхакча ) и вторые ( вичикичча ) оковы.
  • Упадана (Цепляние), где традиционные четыре типа цепляния включают в себя цепляние за чувственные удовольствия ( камупадана ), неправильные взгляды ( диттхупадана ), обряды и ритуалы ( силаббатупадана ) и самоучение ( аттавадупадана ).

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Таниссаро (2001) .
  2. ^ Бодхи (2000), с. 1230. Кстати, обсуждая использование концепции «оков» в Сатипаттхана-сутте (относительно осознанности шести основ чувств ), Бодхи (2005) ссылается на эту сутту (SN 35.232) как объясняющую, что подразумевается под «оковами». », то есть «желание и вожделение» ( чанда-рага ). (Приводя это толкование, Бодхи, 2005, также отмечает, что комментарий Сатипаттхана-сутты связывает термин «оковы» в этой сутте со всеми десятью оковами.)
  3. ^ Эти оковы перечислены, например, в SN 45.179 и 45.180 (Бодхи, 2000, стр. 1565-66). Палийские слова и английские переводы десяти оков в этой статье основаны на работе Риса Дэвидса и Стеда (1921-25), с. 656, запись "Saŋyojana" (получено 9 апреля 2008 г.).
  4. Рис Дэвидс и Стед (1921–25), стр. 660–1, запись «Саккая» (получено 9 апреля 2008 г.), определяет саккая-дитхи как «теорию души, ересь индивидуальности, предположения относительно вечности или иначе говоря, о своей индивидуальности». Бодхи (2000), с. 1565, СН 45.179, переводит это как «взгляд на идентичность»; Гетин (1998), с. 73, использует «взгляд на индивидуальность»; Харви (2007), с. 71, использует «взгляды на существующую группу»; Таниссаро (2000) использует «взгляды самоидентификации»; и Уолш (1995), с. 26, использует «личность-убеждение».
  5. ^ Рис Дэвидс и Стид (1921-25), с. 615, запись «Викикичча» (получена 9 апреля 2008 г.), определяет викикиччу как «сомнение, растерянность, неуверенность». Бодхи (2000), с. 1565, СН 45.179, Гетин (1998), с. 73 и Уолш (1995), с. 26, переведите это как «сомнение». Таниссаро (2000) использует термин «неопределенность». Гарвей указывает на «колебания в приверженности трем прибежищам и ценности нравственности» (ср. М i.380 и S II.69-70).
  6. См., например, Рис Дэвидс и Стед (1921–25), с. 713, запись «Сила» (получено 9 апреля 2008 г.), касающаяся аналогичной концепции силаббатупадана (= силаббата - упадана ), «хватания за работы и обряды». Бодхи (2000), с. 1565, СН 45.179, переводит этот термин как «искаженное понимание правил и обетов»; Гетин (1998), с. 73, используется «придерживаться заповедей и обетов»; Харви (2007), с. 71, используется «цепляться за заповеди и обеты»; Таниссаро (2000) использует «цепление за заповеди и практики»; и Уолш (1995), с. 26, использует «привязанность к обрядам и ритуалам».
  7. ^ Более широкое обсуждение этого термина см., например, в Rhys Davids & Stede (1921-25), стр. 203-4, статья «Кама» и стр. 203-4. 274, запись "Чанда" (получено 9 апреля 2008 г.). Бодхи (2000), с. 1565 (СН 45.179), Гетин (1998), с. 73, Харви (2007), с. 71, Таниссаро (2000) и Уолш (1995), с. 26, переводите камаччхандо как «чувственное желание».
  8. ^ Рис Дэвидс и Стид (1921-25), с. 654, запись «Вьяпада» (получена 9 апреля 2008 г.), определяет вьяпадо как «причинение зла, причинение вреда: желание причинить вред, недоброжелательность, недоброжелательность». Бодхи (2000), с. 1565, СН 45.179, Харви (2007), с. 71, Таниссаро (2000) и Уолш (1995), с. 26, переведите это как «злая воля». Гетин (1998), с. 73, использует слово «отвращение».
  9. Рис Дэвидс и Стед (1921-25), стр. 574-5, запись «Рупа» (получено 9 апреля 2008 г.), определяет рупараго как «жажду перерождения в рупе». Бодхи (2000), с. 1565, СН 45.180, переводит это как «жажда формы». Гетин (1998), с. 73, использует «стремление к форме». Таниссаро (2000) использует «страсть к форме». Уолш (1995), с. 27, использует «жажду существования в Мире Форм».
  10. ^ Рис Дэвидс и Стед (1921-25), стр. 574-5, запись «Рупа» (получено 9 апреля 2008 г.), предполагают, что арупараго можно определить как «жажду перерождения в арупе». Бодхи (2000), с. 1565, СН 45.180, переводит это слово как «жажда бесформенного». Гетин (1998), с. 73, использует «стремление к бесформенному». Харви (2007), с. 72, использует «привязанность к чистой форме или бесформенным мирам». Таниссаро (2000) использует «страсть к бесформенному». Уолш (1995), с. 27, использует «жажду существования в Бесформенном Мире».
  11. ^ Рис Дэвидс и Стид (1921-25), с. 528, запись «Мана» (получена 9 апреля 2008 г.), определяет мана как «гордость, тщеславие, высокомерие». Бодхи (2000), с. 1565, SN 45.180, Таниссаро (2000) и Уолш (1995), с. 27, переведите это как «тщеславие». Гетин (1998), с. 73, использует слово «гордость». Харви (2007), с. 72, использует тщеславие «Я есть».
  12. ^ О различии между первыми путами, «взглядом на личную идентичность», и восьмыми путами, «тщеславием», см., например, SN 22.89 (пер., Таниссаро, 2001).
  13. ^ Рис Дэвидс и Стид (1921-25), с. 136, запись «Уддхакка» (получено 9 апреля 2008 г.), определяет уддхакку как «чрезмерное равновесие, возбуждение, волнение, отвлечение, суматоху». Бодхи (2000), с. 1565 (SN 45.180), Харви (2007), с. 72, Таниссаро (2000) и Уолш (1995), с. 27, переведите это как «беспокойство». Гетин (1998), с. 73, использует «агитацию».
  14. ^ Рис Дэвидс и Стид (1921-25), с. 85, запись «Авиджа» (получена 9 апреля 2008 г.), определяет авиджу как «невежество; главный корень зла и постоянного возрождения». Бодхи (2000), с. 1565 (СН 45.180), Гетин (1998), с. 73, Таниссаро (2000) и Уолш (1995), с. 27, переведите это как «невежество». Харви (2007), с. 72, использует «духовное невежество».
  15. ^ Ссылки в отдельных суттах как на «высшие оковы», так и на «нижние оковы» см. в DN 33 (раздел пятерок) и AN 10.13. В других случаях за суттой о нижних путах следует сутта, касающаяся высших пут, как в: SN 45.179 и 45.180; СН 46.129 и 46.130; СН 46.183 и 46.184; СН 47.103 и 47.104; СН 48.123 и 48.124; СН 49,53 и 49,54; СН 50,53 и 50,54; СН 51,85 и 51,86; СН 53,53 и 53,54; и AN 9.67 и 9.70. Кроме того, только пять нижних оков (без ссылки на высшие оковы) обсуждаются, например, в МН 64.
  16. ^ Сангити Список трех кандалов Сутты см., например, Walshe (1995), p. 484. Список трёх из Дхаммаса Нгани см. в Рис Дэвидсе (1900), стр. 256–61. См. также Рис Дэвидс и Стед (1921–25), с. 656, запись «Saŋyojana» (получено 9 апреля 2008 г.), относительно i saŋyojanāni . (CAF Рис Дэвидс (1900), стр. 257, переводит эти три термина как: «теория индивидуальности, замешательства и заражения простыми правилами и ритуалами».)
  17. ^ См., например, MN 6 и MN 22.
  18. ^ Рис Дэвидс и Стид (1921-25), с. 656, запись «Саньоджана» ссылается на Кула Ниддеса 657, 1463 и Дхамма Сангани 1113. Фактически, целая глава Дхамма Сангани посвящена оковам (книга III, глава V, Dhs. 1113-34), см. также Рис Дэвидс (1900), стр. 297–303. (Рис Дэвидс, 1900, стр. 297, дает следующие английские переводы этих палийских терминов: «чувственность, отвращение, тщеславие, спекулятивное мнение, растерянность, заражение простыми правилами и ритуалами, страсть к обновленному существованию, зависть, подлость, невежество».) В постканонических текстах этот список можно также найти в Папанчасудани комментарии Буддхагхоши (в « » ) к разделу Сатипаттхана -сутты, касающемуся шести чувственных основ и оков (Сома, 1998) .
  19. ^ Ñāṇ amoli & Bodhi ( 2001), стр. 467-469, и Upalavanna ( без даты ) . Архивировано 2 ноября 2010 г. в Wayback Machine . Для романизированной транслитерации пали — SLTP ( без даты ) .
  20. Рис Дэвидс и Стед (1921–25), стр. 660–1, запись «Саккая» (получено 9 апреля 2008 г.). См. также Анатта .
  21. ^ «DN 2 Саманьяпхала Сутта; Плоды созерцательной жизни» . www.dhammatalks.org . Проверено 10 июля 2024 г.
  22. ^ Бхикку, Нанамоли; Бхикку, Бодхи (9 ноября 1995 г.). Беседы Будды средней длины: перевод Маджхима Никаи (Четвертое изд.). Саймон и Шустер. стр. 1258–59. ISBN  978-0-86171-072-0 . Проверено 10 июля 2024 г.
  23. ^ Таниссаро (1997a) .
  24. ^ Таниссаро (2005)
  25. ^ Рис Дэвидс и Стид (1921-25), с. 597, запись «Вата (2)» (получено 9 апреля 2008 г.).
  26. ^ Там же. , с. 421, запись «Парамаса» (получено 9 апреля 2008 г.).
  27. ^ Там же. , с. 713, запись «Сила» о суффиксе «ббата» (получено 9 апреля 2008 г.).
  28. ^ Таниссаро (1997b) .
  29. Например, см. Gethin (1998), стр. 10–13, где обсуждается Будда в контексте шраманических и брахманических традиций.
  30. ^ Сома, 1998, раздел «Шесть внутренних и шесть внешних чувственных основ». Стоит подчеркнуть, что оставляются только оковы, а не органы чувств или объекты чувств.
  31. ^ Ньянамоли и Бодхи (2001), стр. 537-41.
  32. ^ Бодхи (2000), с. 1148.
  33. ^ Бодхи (2000), с. 1148. Обратите внимание, что упомянутые сутты (MN 64, SN 35.54 и SN 35.55) можно рассматривать как перекрывающиеся и последовательные, если кто-то, например, делает вывод, что нужно использовать достижение джханики и понимание випассаны, чтобы «познать и увидеть» непостоянство и бессамостная природа чувственных основ, сознания, контакта и ощущений. О соответствии между непостоянством и отсутствием личности см. « Три признака существования» .
  34. ^ См., например, введение Бхиккху Бодхи в « Наамоли и Бодхи» (2001), стр. 41-43. Бодхи, в свою очередь, цитирует, например, МН 6 и МН 22.
  35. ^ Гунаратана (2003), беседа о дхамме под названием «Дхамма [Сатипаттхана] - Десять оков».

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7dda5d7ad85081d3f48d0ad28d3dfc14__1721047080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7d/14/7dda5d7ad85081d3f48d0ad28d3dfc14.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fetter (Buddhism) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)