Шесть учителей-еретиков
Взгляды шести учителей-еретиков | |
---|---|
Взгляды шести шраманов Палийского канона, известных как шесть учителей-еретиков , основаны на Саманьяпхала Сутте . [ 1 ] | |
Пурана Кассапа | |
Аморализм | Ни за хорошие, ни за плохие дела нет награды или наказания. |
Макхали Госала ( Адживика ) | |
Fatalismфатализм | Мы бессильны; страдания предопределены. |
Аджита Кесакамбали ( Чарвака ) | |
Материализм | Живите счастливо; со смертью все уничтожается. |
Пакудха Каччаяна | |
Этернализм ( сассатавада ) | Материя, удовольствие, боль и душа вечны и не взаимодействуют. |
Махавира ( джайнизм ) | |
Сдержанность | Будьте наделены, очищены и наполнены предотвращением всякого зла. [ 2 ] |
Санджая Белатхипутта ( Выбор ) | |
Агностицизм | «Я так не думаю. Я не думаю ни так, ни иначе. Я не думаю, что нет или нет». Приостановление судебного решения. |
Шесть учителей-еретиков , Шесть еретиков , Шесть шраманов или Шесть тиртиков (лжеучителей) были шестью сектантскими современниками Гаутамы Будды (Шакьямуни), каждый из которых придерживался взглядов, противоположных его учению . [ 3 ] [ 4 ] За исключением Нигантхи Натапутты или Махавиры , двадцать четвертого Тиртханкары джайнизма , остальные пять учителей-еретиков считались носителями той или иной формы взглядов Акириявады . [ 5 ]
В буддийской традиции они были побеждены Буддой в состязании чудес, известном как Чудо-близнец .
Шесть еретиков и их взгляды на индийскую философию подробно описаны в Саманьяпхала Сутте Дигха Никаи Палийской Типитаки . [ 6 ]

Фон
[ редактировать ]
Согласно сутре , царь Аджатасатту посетил Гаутаму Будду, который в то время жил в манговой роще Дживака в Раджагахе среди 1250 монахов . Царь задал Будде вопрос о том, возможно ли, чтобы жизнь шрамана могла приносить плоды так же, как жизнь ремесленников приносит плоды, заявив, что ранее он задал вопрос шести учителям ( Пурана Кассапа , Маккхали Госала , Аджита Кешакамбала , Пакудха Каччаяна , Нигантха Натапутта и Санджая Белатхапутта ) тот же вопрос, но не нашел удовлетворительного ответа. По просьбе Будды король Аджатасатту описывает ответы, данные ему шестью другими учителями. [ 7 ]
Имена ниже приведены на санскрите , а эквивалентные палийские имена указаны в скобках.
Пурна Кашьяпа (Пурана Кассапа)
[ редактировать ]Первым духовным учителем, которому Аджатасатту задал свой вопрос, был Пурана Кассапа. Кассапа выдвинул теорию акириявады (недеяния): действия, считающиеся добрыми и злыми, не несут в себе никакой внутренней морали, и, следовательно, не существует никаких будущих последствий от совершения «добрых» или «злых» поступков. [ 8 ]
Маскари Госалипутра (Макхали Госала)
[ редактировать ]Маккхали Госала, второй учитель, которого посетил Аджатасатту, придерживался доктрины непричинности; [ 9 ] Достижение любого состояния зависит от обстоятельств, судьбы или природы, а не от человеческой воли и отсутствия первопричины событий. [ 10 ] [ 11 ] Как и Кассапа, Госала отрицал существование кармы и випаки . Эту доктрину сравнивали с фатализмом и детерминизмом . Его теорию еще называют теорией беспричинности ( Ахетукавада ), теорией естественной чистоты ( Самсарасуддхивада ). [ 12 ]
Аджита Кешакамбала (Аджита Кесакамбала)
[ редактировать ]Аджита Кешакамбала следовал за Госалой как третий учитель, упомянутый Аджатасатту. Его считают материалистом ( Бхаутикавади ), нигилистом ( Уччедавади ) и сторонником неэффективности каммы ( Акириявади ). Кесакамбала считал, что все существующее было просто процессом природных явлений, и категорически отрицал существование какой-либо жизни после смерти; «Человек состоит из четырех элементов: когда он умирает, земля возвращается в совокупность земли, вода в воду, огонь в огонь, воздух в воздух, а чувства исчезают в пространстве». [ 8 ]
Пакудха Каччаяна
[ редактировать ]Пакудха Каччаяна, четвертый учитель, упомянутый Аджатасатту, был атомистом , который утверждал, что все вещи состоят из земли, огня, воздуха, воды, удовольствия, боли и души, которые неизменны и вечны. Таким образом, предметы, как и живые существа, состоящие из элементов, подвержены изменениям, в то время как сами элементы абсолютно фиксированы в своем существовании. Таким образом, согласно этой точке зрения дуализма , действия определяются исключительно физическим взаимодействием между этими субстанциями, а не приписываемой им моральной ценностью. [ 8 ]
Ниргрантха Джнатипутра (Нигантха Датапутта)
[ редактировать ]Нигантха Натапутта, 24-й джайнский тиртханкара Махавира , был пятым учителем, которого допрашивал Аджатасатту. Натапутта ответил Аджатасатту описанием джайнского учения, которое, в отличие от предыдущих учителей, признавало мораль и последствия в загробной жизни. Однако философия Натапутты отличалась от философии Будды своей верой в то, что непроизвольные действия, как и добровольные, несут кармический вес; Буддизм считает, что только действия с намерением могут породить карму. [ 9 ]
Самджая Вайраштрикапутра (Самджая Белатхапутта)
[ редактировать ]Санджая Белаттхапутта был шестым и последним учителем, на которого ссылается Аджатасатту. Говорят, что он ответил царю Аджатасатту следующим образом:
Если вы спросите меня, существует ли другой мир, и если бы я думал, что он существует, я бы вам так и сказал. Но я так не говорю. Я не говорю, что это так или так; Я не говорю, что дело обстоит иначе; Я не говорю, что отрицаю это; Я не говорю, что не отрицаю этого; Я не говорю, что есть, нет, есть и нет, нет и нет другого мира. Если вы спросите меня, существуют ли существа спонтанного рождения... есть ли какой-либо плод, какой-либо результат хороших или плохих действий... продолжает ли человек, добившийся истины, существовать после смерти ... (То же самое ответ повторяется после каждой из этих задач, как и в ответе на первый вопрос)
Белатхапутта так или иначе не дал Аджатасатту четкого ответа на его вопрос, что побудило некоторых ученых приравнять его к Аджнане , агностической школе индийской философии, которая считала, что метафизические знания невозможно получить. [ 13 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «DN 2 Саманьяпхала Сутта; Плоды созерцательной жизни» . www.dhammatalks.org . Проверено 10 июля 2024 г.
- ^ Бхикку, Нанамоли; Бхикку, Бодхи (9 ноября 1995 г.). Беседы Будды средней длины: перевод Маджхима Никаи (Четвертое изд.). Саймон и Шустер. стр. 1258–59. ISBN 978-0-86171-072-0 . Проверено 10 июля 2024 г.
- ^ Грин, Арнольд Л.; Кумарасвами, Ананда (1965). «Будда и Евангелие буддизма». Журнал азиатских исследований . 24 (3): 547. дои : 10.2307/2050403 . hdl : 2027/hvd.32044010328052 . ISSN 0021-9118 . JSTOR 2050403 . S2CID 171346113 .
- ^ «Шесть учителей-еретиков | Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 2 января 2019 г.
- ^ «Шесть современных учителей во времена Будды» (PDF) . stylomilo.com . Проверено 21 апреля 2021 г.
- ^ Алекс., Уэйман (1997). Развязывание узлов в буддизме: избранные очерки . Издательство Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-8120813212 . OCLC 925708140 .
- ^ «Саманьняпхала сутта: плоды созерцательной жизни» . www.accesstoinsight.org . Проверено 2 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с «Шесть современных учителей во времена Будды» (PDF) . stylomilo.com . Проверено 2 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Велес де Сеа, Дж. Абрахам (3 января 2013 г.). Будда и религиозное разнообразие дои : 10.4324/9780203072639 . ISBN 9780203072639 .
- ^ Маласекера, врач общей практики (2003). Словарь палийских имен собственных, Том 1 . Азиатские образовательные услуги. ISBN 9788120618237 .
- ^ Саядо, Па-Аук Тавья (2012). Действие Каммы . Центр медитации Па-Аук (Сингапур).
- ^ «Знакомство с шестью учителями-еретиками и их учениями» . Buddhistarticles.weebly.com . Проверено 21 апреля 2021 г.
- ^ Локаята: Исследование древнеиндийского материализма . Народное издательство. 1959. стр. 504–518. ISBN 978-8170070061 .