Санджая Белаттипутта
Санджая Белаттипутта | |
---|---|
Персональный | |
Религия | Аджняна |
процветал | VI век до нашей эры |
Взгляды шести учителей-еретиков | |
---|---|
Взгляды шести шраманов Палийского канона, известных как шесть учителей-еретиков , основаны на Саманьяпхала Сутте . [1] | |
Пурана Кассапа | |
Аморализм | Ни за хорошие, ни за плохие дела нет награды и наказания. |
Макхали Госала ( Адживика ) | |
Fatalismфатализм | Мы бессильны; страдания предопределены. |
Аджита Кесакамбали ( Чарвака ) | |
Материализм | Живите счастливо; со смертью все уничтожается. |
Пакудха Каччаяна | |
Этернализм ( сассатавада ) | Материя, удовольствие, боль и душа вечны и не взаимодействуют. |
Махавира ( джайнизм ) | |
Сдержанность | Будьте наделены, очищены и наполнены предотвращением всякого зла. [2] |
Санджая Белатхипутта ( Выбор ) | |
Агностицизм | «Я так не думаю. Я не думаю ни так, ни иначе. Я не думаю, что нет или нет». Приостановление судебного решения. |
Санджая Белаттипутра ( пали : Санджая Белатхипутта ; санскрит : Санджая Вайратипутра ; буквально «Санджая из клана Белатта») — индийский философ- аскет , живший примерно в VII-VI веках до нашей эры в районе Магадхи . Он был современником Махавиры , Макхали Госалы , Аджиты Кешакамбали и Будды и был сторонником аджняна . школы мысли [3]
Учитель
[ редактировать ]Санджая считается первым учителем двух будущих великих учеников будущего Будды , Маха-Моггалланы и Сарипутты . Оба они были последователями человека по имени Санджая Парабаджака (Санджая-странник). Исторически сложилось так, что многие ученые считают Санджая Парабаджаку тем же, что и Санджая Белаттипутта. Эти два будущих араханта в конечном итоге покинули опеку Санджаи, поскольку это не помогло их нерешённому желанию положить конец окончательным страданиям. [4] У Санджая Парабаджаки также был последователь по имени Суппия, как и Таттвалалабдха, министр при дворе царя Аджаташатру .
Мысль
[ редактировать ]Хекер (1994) контекстуализирует мысль Санджая как «разновидность диалектического экзистенциализма » в сопоставлении с популярными материалистическими взглядами того времени (например, типичным примером которых является учитель-аскетик Аджита Кесакамбали ). [5] Чакраварти (2021) поясняет, что Санджая преодолевал столкновения идей и споры, стойко воздерживаясь от суждений, особенно в отношении метафизических и этических дебатов. Он разработал методичный пятичастный ответ как средство воздерживаться от принятия позиций по какой-либо философской точке зрения. системный подход Санджаи на санскрите амаракатхананиламбана Чакраварти называет . [6]
В Саманнапхала Сутте ( DN 2) записано, что Санджая сказал:
- «Если вы спросите меня, существует ли другой мир [после смерти], если бы я думал, что существует другой мир, заявил бы я вам об этом? Я так не думаю. Я не думаю таким образом. Я не думаю иначе. Я не думаю, что нет. Я не думаю, что нет. Если бы вы спросили меня, нет ли другого мира... и есть, и нет... ни есть, ни нет... есть ли существа, которые переселяются... если нет... и то, и другое. есть и нет... ни есть, ни нет... если Татхагата существует после смерти... не... и то, и другое... ни существует, ни не существует после смерти, заявил бы я вам об этом? Я так не думаю. Я не думаю таким образом. Я не думаю иначе. Я не думаю, что нет. Я так не думаю. [7]
Комментарий
[ редактировать ]В палийской литературе учение Санджаи характеризуется как «уклончивое». [8] или «агностик» . [9] В Брахмаджала-сутте (DN 1) взгляды Санджаи считаются амаравиккхепавадой , «бесконечной двусмысленностью» или «теорией угрей-вертушек ». [10]
В джайнской литературе Санджая идентифицируется как джайнский мудрец (санскр., муни ). Считается, что на него повлияла джайнская доктрина, хотя джайнские философы критиковали Санджая. [9]
Примечания
[ редактировать ]- ^ «DN 2 Саманьяпхала Сутта; Плоды созерцательной жизни» . www.dhammatalks.org . Проверено 10 июля 2024 г.
- ^ Бхикку, Нанамоли; Бхикку, Бодхи (9 ноября 1995 г.). Беседы Будды средней длины: перевод Маджхима Никаи (Четвертое изд.). Саймон и Шустер. стр. 1258–59. ISBN 978-0-86171-072-0 . Проверено 10 июля 2024 г.
- ^ Чакраварти (2021).
- ^ Хекер (1994).
- ^ Хекер (1994). Подробно о Санджае Белатхапутте см. главу 2 «Годы странствий и духовных поисков».
- ^ Чакраварти (2021).
- ^ Таниссаро (1997).
- ^ Таниссаро (1997)
- ^ Перейти обратно: а б Бхаскар (1972).
- ^ Цитируется в Бхаскаре (1972).
Источники
[ редактировать ]- Бхаскар, Бхагчандра Джайн (1972). Джайнизм в буддийской литературе . Публикации Алока: Нагпур. Доступно в Интернете по адресу http://jainfriends.tripod.com/books/jiblcontents.html .
- Чакраварти, Аниш (2021). Аджнянавада Санджая и Анекантавада Махавиры: от агностицизма к плюрализму в К.М. Патхаке (ред.) Квиетизм, агностицизм и мистицизм: картирование философского дискурса Востока и Запада . Сингапур: Springer Nature. ISBN 978-981-16-3222-8 .
- Хеккер, Хельмут (1994). Маха-Моггаллана (Колесо БПС 263). Доступно в Интернете по адресу http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/hecker/wheel263.html .
- Нанамоли, Бхиккху (пер.) и Бодхи, Бхиккху (ред.) (2001). Средние беседы Будды: перевод Маджхима Никаи . Бостон: Публикации мудрости. ISBN 0-86171-072-X .
- Таниссаро Бхиккху (пер.) (1997). Саманьяпхала Сутта: Плоды созерцательной жизни ( DN 2). Доступно в Интернете по адресу http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/dn/dn.02.0.than.html .
- Уолш, Морис О'Коннелл (пер.) (1995). Длинные беседы Будды: перевод Дигха Никаи . Сомервилл: Публикации мудрости. ISBN 0-86171-103-3 .