Jump to content

Макхали Гошала

Макхали Гошала
Макхали Гошала
Слева: Махакашьяпа встречает адживика и узнает о Паринирване. [1]
Персональный
Религия Основатель Адживика
Взгляды шести учителей-еретиков
Взгляды шести шраманов Палийского канона, известных как шесть учителей-еретиков , основаны на Саманьяпхала Сутте . [2]
Пурана Кассапа
Аморализм Ни за хорошие, ни за плохие дела нет награды и наказания.
Макхали Госала ( Адживика )
Fatalismфатализм Мы бессильны; страдания предопределены.
Аджита Кесакамбали ( Чарвака )
Материализм Живите счастливо; со смертью все уничтожается.
Пакудха Каччаяна
Этернализм ( сассатавада ) Материя, удовольствие, боль и душа вечны и не взаимодействуют.
Махавира ( джайнизм )
Сдержанность Будьте наделены, очищены и наполнены предотвращением всякого зла. [3]
Санджая Белатхипутта ( Выбор )
Агностицизм «Я так не думаю. Я не думаю ни так, ни иначе. Я не думаю, что нет или нет». Приостановление судебного решения.

Маккхали Госала ( палий ; BHS : Маскарин Госала; источники джайнского пракрита : Госала Манхалипутта) или Мантхалипутра Гошалак (род. около 523 г. до н.э.) был аскетическим учителем адживики в древней Индии. Он был современником Гаутамы Будды , основателя буддизма и Махавиры , последнего и 24-го Тиртханкары джайнизма , .

Источники

[ редактировать ]

Подробностей о жизни Госалы мало. Вся доступная информация о Госале и о движении адживика обычно поступает из буддийских и джайнских источников. Поскольку учения Госалы, по-видимому, конкурировали с учениями буддийских и джайнских лидеров того времени, большинство ученых считают, что эта информация находится под явным влиянием и окрашена сектантской враждой.

Два основных источника описывают жизнь и учение Госалы: джайнскую Бхагавати-сутру и комментарий Буддхагхоши к буддийской Самманнапхала-сутте. [4] : 35  Бхагавати-сутра подробно описывает карьеру Макхали Госалы и его отношения с Махавирой; В самой Самманнапхала-сутре Маккхали вскользь упоминается как один из шести ведущих учителей философии времен Будды, а комментарий Буддхагхосы предоставляет дополнительные подробности о его жизни и учении.

Что касается его ранних лет, то об этом рассказывается в «Бхагавати». [5] что он родился в поселении Саравана, в окрестностях, по-видимому, города Саватти. (Шравасти, Уттар-Прадеш). [6] Он происходил из низкого происхождения. Его отец был манхали, т.е. э., нищий, зарабатывавший себе на жизнь показом картины, которую держал в руке. Однажды во время своих странствий Манкхали пришел в Сараван и, не найдя другого прибежища, на сезон дождей укрылся в коровнике (Госале) богатого брахмана Гобахулы, где его жена Бхадда родила сына, прославившегося как Госала Манхалипутта. Став взрослым, он принял профессию отца, то есть манхали. Во время своих странствий Госала случайно встретил в Наланде юного аскета Махавиру.

Имя «Госала» буквально означает «коровий сарай», и как «Бхагавати-сутра», так и «Будхагхоса» утверждают, что Госала был назван так потому, что он родился в коровнике, поскольку его родители не смогли найти более подходящее жилье в деревне Саравана. [4] : 36  В «Бхагавати-сутре» сообщается, что Госала продолжил профессию своего отца, став манкхой . Между тем Буддхагхоша утверждает, что Госала родился в рабстве и стал обнаженным аскетом после бегства от своего разгневанного хозяина, которому удалось схватить одежду Госалы и раздеть его, когда он бежал. [4] : 37  Хотя вполне возможно, что общие сведения об истории рождения и ранних годах жизни Госалы верны (он родился в бедности в коровнике), столь же вероятно, что эти версии его ранней жизни были придуманы буддийскими и джайнскими сторонниками, чтобы привлечь внимание к учитель-соперник в дурную славу. [4] : 38 

Настоящее имя философа, по-видимому, было Маскарин, джайнская пракритская форма которого — Манхали, а палийская — Макхали. «Маскарин» объясняется Панини (VI.i.154) как «тот, кто носит бамбуковый посох» (маскара). Маскарин также известен как Экадандин. Согласно Патанджали (Махабхасья III.96), название указывает на Школу Странников, которых называли Маскаринами, не столько потому, что они носили бамбуковый посох, сколько потому, что они учили: «Не совершать действий, не совершать действий, квиетизм ( один) желателен для тебя». Таким образом, Маскарины были фаталистами или детерминистами. [7]

Макхали Госала и Махавира

[ редактировать ]
Диорама в джайнском музее, Мадхубан, Гиридих , изображающая Госалу, нападающего на Махавиру и его учеников.

В «Бхагавати-сутре» говорится, что Госала стал учеником Махавиры через три года после начала аскетизма Махавиры и путешествовал с ним следующие шесть лет. [8] [4] : 40  В комментарии к джайнской Авасьяка-сутре приводятся подробности этих шести лет сотрудничества, многие из которых плохо отражаются на Госале, что является еще одним вероятным признаком сектантской предвзятости. [4] : 41–45  Несколько инцидентов в повествовании показывают, что Махавира делал предсказания, которые затем сбывались, несмотря на неоднократные попытки Госалы помешать им. Эти инциденты, вероятно, были включены в повествование, чтобы мотивировать более позднюю веру Госалы в неизбежность судьбы. [4] : 40  Некоторые из этих инцидентов на самом деле могли быть адаптированы из источников адживики, но переработаны джайнскими летописцами. [4] : 46 

Другая возможная адаптация истории Адживики находится в объяснении Махавирой прекращения отношений между ним и Госалой, записанном в Бхагавати-сутре. [4] : 48–49  Подойдя к растению на обочине дороги, Госала спросил Махавиру, какова будет судьба растения и его семян. Махавира заявил, что растение вырастет и принесет плоды, а из семенных коробочек вырастут новые растения. Решив сорвать предсказание своего хозяина, Госала ночью вернулся на растение и выкорчевал его. Позже внезапный ливень заставил растение ожить и укорениться. Позже, снова подойдя к заводу, Госала заявил Махавире, что обнаружит, что его пророчество не сбылось. Вместо этого было обнаружено, что растение и его семена развивались именно так, как предсказывал Махавира. Госала был настолько впечатлен реанимацией растения, что уверился, что все живое способно на такую ​​реанимацию. Термины, используемые в истории «Бхагавати-сутры» для обозначения реанимации, имитируют технический термин для реанимации мертвых, который также встречается в других местах доктрины адживики. [4] : 48–49  Махавира не согласился с этим тезисом, и это, по-видимому, и стало причиной разлуки двух аскетов. Однако позже Махавира изображается спасающим Госалу от нападения разъяренного отшельника, используя магические силы, приобретенные в результате практики аскезы; Утверждается, что это мотивирует стремление Госалы к таким же магическим силам. [4] : 49–50 

А.Л. Башам датирует смерть Госалы 484 годом до н.э. на основании Махавамсы . [9]

В литературе

[ редактировать ]

Госала ненадолго появляется в качестве «камео» персонажа в Гора Видала романе «Сотворение » 1981 года , вымышленном рассказе о персидских войнах V века до нашей эры, рассказанном с точки зрения много путешествовавшего персидского дипломата Сайруса Спитамы, который изображен как внук Зороастра I. друг детства Ксеркса и В раннем взрослом возрасте, благодаря своим способностям к языкам, Кир назначается царем Дарием I персидским послом в королевствах Индии. Путешествуя по Субконтиненту, Сайрус останавливается в городе Матхура , где к нему обращается джайнский мудрец, который читает лекции Киру о его взглядах на неизбежность судьбы и его разногласиях с Махавирой. [10]

«Кханти Кикатия» — это роман, посвященный жизни Макхали Госалы, написанный Ашвини Кумаром Панкаджем на языке магахи . [11]

  1. ^ Марианна Ялдиз, Герберт Хертель, «Вдоль древнего Шелкового пути: искусство Центральной Азии из государственных музеев Западного Берлина»; Выставка предоставлена ​​Музеем индийского искусства, Государственные музеи прусского культурного наследия, Берлин, Метрополитен-музей, 1982 г.п. 78
  2. ^ «DN 2 Саманьяпхала Сутта; Плоды созерцательной жизни» . www.dhammatalks.org . Проверено 10 июля 2024 г.
  3. ^ Бхикку, Нанамоли; Бхикку, Бодхи (9 ноября 1995 г.). Беседы Будды средней длины: перевод Маджхима Никаи (Четвертое изд.). Саймон и Шустер. стр. 1258–59. ISBN  978-0-86171-072-0 . Проверено 10 июля 2024 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Бэшам, Алабама (2002). История и доктрины адживиков . Дели, Индия: Издательство Motilal Banarsidass. ISBN  81-208-1204-2 .
  5. ^ https://www.jainfoundation.in/JAINLIBRARY/books/agam_05_ang_05_bhagvati_vyakhya_prajnapti_sutra_part01_002130_hr.pdf
  6. ^ https://www.rarebooksocietyofindia.org/book_archive/196174216674_10153031903361675.pdf .
  7. ^ Баруа 1920 , с. 12.
  8. ^ Дандас 2002 , с. 29.
  9. ^ Кайлаш Чанд Джайн 1991 , с. 75.
  10. ^ Гор Видал, Создание: Роман (Random House, 1981), стр. 189-192
  11. ^ Ашвини Кумар Панкадж, Ханти Кикатия : Роман, основанный на жизни и мыслях Макхали Гоасалы (Фонд Пьяра Керкетта, 2018)

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4f724437251ef0f96af3bfda4a45b2e3__1721045340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4f/e3/4f724437251ef0f96af3bfda4a45b2e3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Makkhali Gosala - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)