Ауддхатья
![]() | Эта статья содержит слишком много или слишком длинные цитаты . ( июль 2016 г. ) |
Переводы Ауддхатья | |
---|---|
Английский | возбуждение беспокойство кипучесть непостоянство ума |
санскрит | ауддхатья |
Есть | уддхакка |
бирманский | Уддхи |
китайский | беспокойство |
кхмерский | Обращаться ( UNGEGN : удторч-чак ) |
тибетский | год назад ( Уайли : rgod pa; ТХЛ : гёпа ) |
вьетнамский | Возбуждение |
Глоссарий буддизма |
Часть серии о |
52 Четасика |
---|
![]() |
как в буддизме Тхеравады |
Ауддхатья (санскрит; пали: uddhacca ; тибетское фонетическое: göpa ) — буддийский термин, который переводится как «волнение», «беспокойство» и т. д. В традиции Тхеравады уддхакча определяется как психический фактор, характеризующийся беспокойством, как вода, гонимая ветром. [ 1 ] В традиции Махаяны ауддхатья определяется как умственный фактор, который заставляет наш ум отлетать от объекта и вспоминать что-то другое. [ 2 ] [ 3 ]
Ауддхатья идентифицируется как:
- Один из четырнадцати нездоровых психических факторов в учении Тхеравады Абхидхармы.
- Один из двадцати вторичных нездоровых факторов в учении Махаяны Абхидхармы.
- Одно из пяти препятствий медитации (в сочетании с куккуччей )
- Один из пяти недостатков или препятствий к медитации шаматхи в учении Махаяны.
- Одни из десяти оков традиции Тхеравады. [ 4 ]
Пояснения
[ редактировать ]Тхеравада
[ редактировать ]Бхиккху Бодхи утверждает:
- Беспокойство (или возбуждение) имеет характер беспокойства, подобно воде, гонимой ветром. Его функция — сделать ум неустойчивым, как ветер заставляет дрожать знамя. Это проявляется в смятении. Его непосредственной причиной является неразумное внимание к душевному беспокойству. [ 5 ]
В Висуддхимагге (II, часть IX, глава I, 250) дается следующее определение уддхакчи:
- ...У него есть умственное возбуждение, такое же характерное, как у воды, подбрасываемой ветром; колебание как функция, как флаг, развевающийся на ветру; кружащийся как проявление, словно рассыпанный пепел, ударенный камнем; бессистемное мышление вследствие психического возбуждения как непосредственной причины; и это следует рассматривать как умственное отвлечение на предмет возбуждения. [ 6 ]
Нина ван Горком объясняет:
- Комментарии иллюстрируют сравнениями, что, когда есть уддхакча, нет устойчивости, нет стабильного состояния, спокойствия кушалы. Когда есть уддхакча, есть забвение кушалы, тогда как когда есть внимательность, сати, есть бдительность, незабывчивость кушалы, будь то щедрость, нравственность, развитие спокойствия или проницательности. Внимательность следит за тем, чтобы возможность для кушалы не была упущена.
- Уддхакча – это не то же самое, что мы подразумеваем под «беспокойством» или «возбуждением», используемым в обычном языке. Когда мы используем слово «беспокойство», мы обычно думаем об отвращении и неприятном чувстве. Однако уддхачча возникает с каждой акусала-читтой, не только с читтой, коренящейся в отвращении, доса-мула-читта, но также с читтой, коренящейся в привязанности, лобха-мула-читта, и читтой, коренящейся в невежестве, моха-мула-читта. Когда есть уддхакча, мы забываем о кусале, мы не можем применить себя к какому-либо виду кусалы. Даже когда возникает приятное чувство, например, когда мы привязаны к тихому месту, присутствует беспокойство, уддхакча, которое возникает вместе с лобха-мула-читтой. Нам может казаться, что мы в такой момент спокойны, но на самом деле у нас «душевное возбуждение». [ 6 ]
Махаяна
[ редактировать ]Абхидхарма -самуччая сообщает:
- Что такое ауддхатья? Это беспокойство ума, связанное со страстью-похотью ( рагой ), которая увлекается вещами, которые считаются приятными. Его функция – препятствовать тишине. [ 2 ]
Мипхам Ринпоче утверждает:
- Возбуждение – это увлечение привлекательным объектом и относится к категории желания. Это умственная недееспособность, возникающая из-за движения ума к объекту, и она вызывает беспокойство. Это препятствие для спокойного пребывания. [ 3 ]
Александр Берзин поясняет:
- Непостоянство ума (rgod-pa) является частью страстного желания ( рага ). Именно вспомогательное осознавание заставляет наше внимание оторваться от объекта и вместо этого вспомнить или подумать о чем-то привлекательном, что мы уже пережили. Таким образом, это заставляет нас терять душевное спокойствие. [ 7 ]
Б. Аллан Уоллес утверждает:
- Возбуждение — это технический термин, который специально относится к медитации: ум возбужден, потому что он навязчиво отвлекается на какой-то объект желания. [ 8 ]
Альтернативные переводы
[ редактировать ]- Агитация (Бхиккху Бодхи)
- Кипение (Герберт Гюнтер)
- Возбуждение (Б. Аллан Уоллес)
- Волнение (Эрик Пема Кунсанг)
- Ветреность ума (Александр Берзин)
- Беспокойство (Нина Ван Горком, Бхиккху Бодхи)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бхиккху Бодхи (2003), стр. 83
- ^ Jump up to: а б Гюнтер (1975), Адреса Kindle 953–954.
- ^ Jump up to: а б Кто (2004), с. 29.
- ^ «АН.10.13» . agama.buddhason.org . Проверено 24 мая 2023 г.
- ^ Бхиккху Бодхи (2003), стр. 80
- ^ Jump up to: а б Горком (2010), Определение невежества, бесстыдства, безрассудства и беспокойства. Архивировано 9 февраля 2013 г. в Wayback Machine.
- ^ Берзин (2006)
- ^ Гоулман (2008), Kindle Locations 2481-2482
Источники
[ редактировать ]- Берзин, Александр (2006), Первичные умы и 51 психический фактор
- Бхиккху Бодхи (2003), Подробное руководство по Абхидхамме , Pariyatti Publishing.
- Гоулман, Дэниел (2008). Разрушительные эмоции: научный диалог с Далай-ламой . Петух. Киндл издание.
- Гюнтер, Герберт В. и Лесли С. Кавамура (1975), Разум в буддийской психологии: перевод книги Е-шес гьял-мтшана «Ожерелье ясного понимания», издательство Dharma Publishing. Киндл издание.
- Кунсанг, Эрик Пема (переводчик) (2004). Ворота к знаниям, Vol. 1 . Североатлантические книги.
- Nina van Gorkom (2010), Cetasikas , Zolag
Внешние ссылки
[ редактировать ]Традиция Махаяны:
Традиция Тхеравады: