Рага (санскритский термин)
Переводы мужчины | |
---|---|
Английский | жадность, чувственность, желание, привязанность или возбуждение к объектам чувств, похоть, сексуальное желание, страсть |
санскрит | рага |
Есть | рага |
бирманский | Жадность |
китайский | Жадность (Т) / Жадность (S) |
японский | жадный ( Ромаджи : тон ) |
кхмерский | Диарея, диарея, жадность, жадность ( UNGEGN : Реакек, Реак, Лёвфейк, Луп ) |
корейский | алчность ( RR : tam ) |
тибетский | секс ( Уайли : «дод чагс; ТХЛ : дочак ) |
тайский | чувственность ( RTGS : ракха ) |
вьетнамский | Жадность жадный |
Глоссарий буддизма |
Часть серии о |
52 Четасика |
---|
![]() |
как в буддизме Тхеравады |
Рага ( санскрит : राग, IAST : rāga ; палийское rāga ; тибетское : 'dod chags ) — буддийская и индуистская концепция страданий или яда характера, относящаяся к любой форме «жадности, чувственности, похоти, желания» или «привязанности к чувственному чувству». объект". [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Рага представлена в буддийских произведениях искусства (санскрит: бхавачакра ) в виде птицы или петуха. В индуизме это одна из пяти клеш или ядов, поражающих душу. В буддизме Рага идентифицируется в следующих контекстах: [ 4 ]
- Один из трех ядов буддийской традиции Махаяны.
- Один из трех нездоровых корней , называемый лобха , в буддийской традиции Тхеравады.
- Одна из шести корневых клеш в учении Махаяны Абхидхармы.
- Один из четырнадцати нездоровых психических факторов , называемый лобха , в учении Тхеравады Абхидхармы.
Определения
[ редактировать ]Рага буквально означает «цвет или оттенок» на санскрите. В буддийских текстах это форма порока, личной нечистоты или фундаментального недуга характера. [ 5 ] [ 6 ] Термин «рага» также относится к мелодическому ладу индийской музыки.
В буддизме
[ редактировать ]Как буддийская философская концепция, этот термин относится к «жадности, чувственности, желанию» или «привязанности к чувственному объекту». [ 1 ] Оно включает в себя любую форму желания, включая сексуальное желание и чувственную страсть, а также привязанность, возбуждение и удовольствие, получаемое от объектов чувств. [ 5 ] Некоторые ученые интерпретируют это как «жажду». [ 7 ]
Рага — один из трех ядов и недугов, также называемых «тройным огнем» в буддийском палийском каноне. [ 8 ] это мешает существу достичь нирваны . [ 9 ] [ 10 ] Уничтожение всей раги (жадности, похоти, желаний, привязанностей) — одно из требований нирваны ( освобождения) в буддизме. [ 8 ]
Абхидхарма -самуччая сообщает:
- Что такое жажда (рага)? Это привязанность к трем сферам существования. Его функция состоит в том, чтобы порождать страдания. [ 7 ]
Говорят, что рага возникает в результате отождествления себя как отдельного от всего остального. [ 11 ] Это неправильное восприятие или непонимание называется авидьей (невежеством).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Роберт Э. Басуэлл младший; Дональд С. Лопес мл. (2013). Принстонский словарь буддизма . Издательство Принстонского университета. стр. 100-1 59, 68, 589 978-1-4008-4805-8 .
- ^ Томас Уильям Рис Дэвидс; Уильям Стед (1921). Палийско-английский словарь . Мотилал Банарсидасс. п. 567. ИСБН 978-81-208-1144-7 .
- ^ Дэмиен Киоун (2004). Словарь буддизма . Издательство Оксфордского университета. стр. 8, 47, 143. ISBN. 978-0-19-157917-2 .
- ^ Гюнтер (1975), Kindle Locations 715-718.
- ^ Jump up to: а б Дэвид Вебстер (2005). Философия желания в буддийском палийском каноне . Рутледж. стр. 100–101. ISBN 978-0-415-34652-8 .
- ^ Томас Уильям Рис Дэвидс; Уильям Стед (1921). Палийско-английский словарь . Мотилал Банарсидасс. стр. 214, 567. ISBN. 978-81-208-1144-7 .
- ^ Jump up to: а б Асанга; Валпола Рахула; Сара Бойн-Уэбб (2001). Абхидхармасамуккая: Сборник высшего учения . Джайнское издательство. п. 11. ISBN 978-0-89581-941-3 .
- ^ Jump up to: а б Фрэнк Хоффман; Дигалле Махинда (2013). Палийский буддизм . Рутледж. стр. 106–107. ISBN 978-1-136-78553-5 .
- ^ Дэвид Вебстер (2005). Философия желания в буддийском палийском каноне . Рутледж. стр. 2–3. ISBN 978-0-415-34652-8 .
- ^ Томас Уильям Рис Дэвидс; Уильям Стед (1921). Палийско-английский словарь . Мотилал Банарсидасс. п. 362. ИСБН 978-81-208-1144-7 .
- ^ Рингу Тулку (2005), с. 29
Источники
[ редактировать ]- Аджан Сучитто (2010). Вращение колеса истины: комментарий к первому учению Будды . Шамбала.
- Гоулман, Дэниел (2008). Разрушительные эмоции: научный диалог с Далай-ламой . Петух. Киндл издание.
- Гюнтер, Герберт В. и Лесли С. Кавамура (1975), Разум в буддийской психологии: перевод книги Е-шес гьял-мтшана «Ожерелье ясного понимания», издательство Dharma Publishing. Киндл издание.
- Кунсанг, Эрик Пема (переводчик) (2004). Ворота к знаниям, Vol. 1 . Североатлантические книги.
- Лейфер, Рон (1997). Проект «Счастье» . Снежный лев.
- Рингу Тулку (2005). Смелые шаги к бесстрашию: три средства передвижения тибетского буддизма , Снежный лев.