Jump to content

Чанда (буддизм)

Переводы
Чанда
Английский намерение,
интерес,
желание действовать,
стремление
санскрит Стих
Есть Чанда
китайский Желание (Т) / Желание (S)
японский хотеть [ 1 ]
( Ромаджи : Йоку )
корейский ругательство
( RR : нет )
тибетский желание
Уайли ; : «Не волнуйся
ТХЛ : Дюнпа
)
Глоссарий буддизма

Чанда (санскрит, пали; тибетский: 'dun pa ) переводится как «намерение», «интерес» или «желание действовать». [ 2 ] Чанда определяется в буддийском учении Абхидхармы следующим образом:

Определения

[ редактировать ]

Традиция Тхеравады

[ редактировать ]

Аджан Сучитто утверждает:

Желание как стремление предложить, посвятить себя медитации называется чандой. Это психологическое «да», выбор, а не патология. Фактически, вы можете резюмировать обучение Дхамме как преобразование танхи в чанду. [ 3 ]

Аджан Джаясаро утверждает: Западные представления буддийского учения часто приводили к пониманию того, что страдание возникает из-за желания, и поэтому не следует ничего желать. Тогда как на самом деле Будда говорил о двух видах желания: желании, возникающем из невежества и заблуждения, которое называется танха – жажда – и желании, возникающем из мудрости и разума, которое называется кусала-чанда, или дхамма-чанда, или проще всего чанда. Чанда не означает исключительно это, но в данном конкретном случае я использую чанда для обозначения мудрого и разумного желания и мотивации, и Будда подчеркивал, что это абсолютно фундаментально для любого прогресса на Восьмеричном Пути....» [1 ]

Абхидхамматтха -сангаха сообщает:

Чанда здесь означает желание действовать (катту-камата), то есть совершить действие или достичь какого-то результата. Этот вид желания следует отличать от желания в предосудительном смысле, то есть от лобхи, жадности, и раги, похоти. В то время как последние термины неизменно вредны, чанда представляет собой этически изменчивый фактор, который в сочетании с сопутствующими полезными факторами может функционировать как добродетельное желание достичь достойной цели. Характеристика чанды — желание действовать, ее функция — поиск объекта, ее проявление — потребность в объекте, и этот же объект является ее непосредственной причиной. Это следует рассматривать как протягивание руки ума к объекту. [ 4 ]

Махаянская традиция

[ редактировать ]

Абхидхарма -самуччая сообщает:

Что такое интерес? Именно желание наделить желаемую вещь тем или иным особым свойством имеет функцию заложить основу для начала усердного устремления. [ 5 ]

Александр Берзин описывает «дан па» как умственный фактор, «чтобы получить какой-либо объект, достичь какой-либо цели или сделать что-то с объектом или целью, однажды полученными или достигнутыми». [ 6 ] Берзин поясняет:

Итак, у нас есть намерение ('dun-pa, санскр. chanda). Намерение – это желание получить объект, или достичь цели, или что-то с ним сделать. Это может быть встреча с тем, с чем мы уже встречались ранее, не расставание с тем, что мы осознаем в настоящее время, или это может быть живой интерес к участию в чем-то в будущем. Итак, у Будды есть намерение принести пользу всем. Я имею в виду, что у нас постоянно есть намерение. Я смотрю на эту чашку с водой, обращаю на нее внимание и т. д., и возникает намерение: что я буду с ней делать? Я возьму его и выпью. Итак, очевидно, что поскольку у нас есть намерение, мы хотели бы сделать его чистым и иметь чистое намерение принести пользу всем — независимо от того, что мы делаем, пусть это принесет пользу всем. [ 7 ]

Альтернативные переводы

[ редактировать ]
  • Стремление (Джеффри Хопкинс)
  • Желание действовать (Бхиккху Бодхи)
  • Желание как стремление к совершению обязательств (Аджан Сучитто)
  • Намерение ( Эрик Пема Кунсанг , Александр Берзин)
  • Интерес ( Герберт Гюнтер )
  • Zeal (Nina van Gorkom)

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Кадзи Тецуя (2020). «О желании (чанда) в Сарвастиваде». Журнал исследований Абхидхармы . 1 . doi : 10.34501/abhidharmastudies.1.0_45 .
  2. ^ Гетин 2001 , с. 83.
  3. ^ Сучитто 2010 , с. 50.
  4. ^ Бодхи 1999 , с. 82.
  5. ^ Гюнтер и Кавамура 1975 .
  6. ^ Запись в глоссарии Архива Берзина для "'dun pa"
  7. ^ Развитие ума, основанного на природе будды, сеанс второй: первичное сознание и психические факторы, Александр Берзин

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5a8e00c0eea7b02051cea5807cf870bf__1724045220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5a/bf/5a8e00c0eea7b02051cea5807cf870bf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chanda (Buddhism) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)