Чанда (буддизм)
Переводы Чанда | |
---|---|
Английский | намерение, интерес, желание действовать, стремление |
санскрит | Стих |
Есть | Чанда |
китайский | Желание (Т) / Желание (S) |
японский | хотеть [ 1 ] ( Ромаджи : Йоку ) |
корейский | ругательство ( RR : нет ) |
тибетский | желание Уайли ; : «Не волнуйся ТХЛ : Дюнпа ) |
Глоссарий буддизма |
Часть серии о |
52 Четасика |
---|
![]() |
как в буддизме Тхеравады |
Чанда (санскрит, пали; тибетский: 'dun pa ) переводится как «намерение», «интерес» или «желание действовать». [ 2 ] Чанда определяется в буддийском учении Абхидхармы следующим образом:
- Один из шести случайных умственных факторов в Тхераваде Абхидхамме; в этой традиции чанда — это фактор, который может иметь положительный или отрицательный результат в зависимости от умственных факторов, с которыми он сочетается.
- Один из Десяти маха-бхумиков в Сарвастиваде Абхидхарме.
- Один из , определяющих объект пяти ментальных факторов , в Махаяне Абхидхарме; это фактор, который учитывает спецификацию объекта.
- Одно из восьми противоядий, применяемых для преодоления препятствий в медитации Саматха в традиции Махаяны.
Определения
[ редактировать ]Традиция Тхеравады
[ редактировать ]Аджан Сучитто утверждает:
- Желание как стремление предложить, посвятить себя медитации называется чандой. Это психологическое «да», выбор, а не патология. Фактически, вы можете резюмировать обучение Дхамме как преобразование танхи в чанду. [ 3 ]
Аджан Джаясаро утверждает: Западные представления буддийского учения часто приводили к пониманию того, что страдание возникает из-за желания, и поэтому не следует ничего желать. Тогда как на самом деле Будда говорил о двух видах желания: желании, возникающем из невежества и заблуждения, которое называется танха – жажда – и желании, возникающем из мудрости и разума, которое называется кусала-чанда, или дхамма-чанда, или проще всего чанда. Чанда не означает исключительно это, но в данном конкретном случае я использую чанда для обозначения мудрого и разумного желания и мотивации, и Будда подчеркивал, что это абсолютно фундаментально для любого прогресса на Восьмеричном Пути....» [1 ]
Абхидхамматтха -сангаха сообщает:
- Чанда здесь означает желание действовать (катту-камата), то есть совершить действие или достичь какого-то результата. Этот вид желания следует отличать от желания в предосудительном смысле, то есть от лобхи, жадности, и раги, похоти. В то время как последние термины неизменно вредны, чанда представляет собой этически изменчивый фактор, который в сочетании с сопутствующими полезными факторами может функционировать как добродетельное желание достичь достойной цели. Характеристика чанды — желание действовать, ее функция — поиск объекта, ее проявление — потребность в объекте, и этот же объект является ее непосредственной причиной. Это следует рассматривать как протягивание руки ума к объекту. [ 4 ]
Махаянская традиция
[ редактировать ]Абхидхарма -самуччая сообщает:
- Что такое интерес? Именно желание наделить желаемую вещь тем или иным особым свойством имеет функцию заложить основу для начала усердного устремления. [ 5 ]
Александр Берзин описывает «дан па» как умственный фактор, «чтобы получить какой-либо объект, достичь какой-либо цели или сделать что-то с объектом или целью, однажды полученными или достигнутыми». [ 6 ] Берзин поясняет:
- Итак, у нас есть намерение ('dun-pa, санскр. chanda). Намерение – это желание получить объект, или достичь цели, или что-то с ним сделать. Это может быть встреча с тем, с чем мы уже встречались ранее, не расставание с тем, что мы осознаем в настоящее время, или это может быть живой интерес к участию в чем-то в будущем. Итак, у Будды есть намерение принести пользу всем. Я имею в виду, что у нас постоянно есть намерение. Я смотрю на эту чашку с водой, обращаю на нее внимание и т. д., и возникает намерение: что я буду с ней делать? Я возьму его и выпью. Итак, очевидно, что поскольку у нас есть намерение, мы хотели бы сделать его чистым и иметь чистое намерение принести пользу всем — независимо от того, что мы делаем, пусть это принесет пользу всем. [ 7 ]
Альтернативные переводы
[ редактировать ]- Стремление (Джеффри Хопкинс)
- Желание действовать (Бхиккху Бодхи)
- Желание как стремление к совершению обязательств (Аджан Сучитто)
- Намерение ( Эрик Пема Кунсанг , Александр Берзин)
- Интерес ( Герберт Гюнтер )
- Zeal (Nina van Gorkom)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кадзи Тецуя (2020). «О желании (чанда) в Сарвастиваде». Журнал исследований Абхидхармы . 1 . doi : 10.34501/abhidharmastudies.1.0_45 .
- ^ Гетин 2001 , с. 83.
- ^ Сучитто 2010 , с. 50.
- ^ Бодхи 1999 , с. 82.
- ^ Гюнтер и Кавамура 1975 .
- ^ Запись в глоссарии Архива Берзина для "'dun pa"
- ^ Развитие ума, основанного на природе будды, сеанс второй: первичное сознание и психические факторы, Александр Берзин
Источники
[ редактировать ]- Бодхи, Бхиккху (1999), Абхидхамматта Сангаха: Всестороннее руководство по Абхидхамме , BPS Pariyatti Editions , ISBN 978-1-928706-02-1
- Гетин, RML (2001), Буддийский путь к пробуждению , Oneworld Publications, ISBN 978-1851682850
- Гюнтер, Герберт В .; Кавамура, Лесли С. (1975), Разум в буддийской психологии: перевод книги Е-шес Гьял-Мтшана «Ожерелье ясного понимания» , Dharma Publishing, ISBN 978-0913546062
- Сучитто, Ахан (2010), Вращение колеса истины: комментарий к первому учению Будды , Публикации Шамбалы , ISBN 978-1590307649
Внешние ссылки
[ редактировать ]- http://www.urbandharma.org/udharma2/becono2.html - статья П.А. Паютто, в которой сравнивается чанда с танха.
- Запись в вики Ранджунг Еше для слова «dun pa»
- Запись в глоссарии Архива Берзина о слове «намерение».
- Нина ван Горком: определение слова «чанда»