Дхамма-вичайя
Часть серии о |
буддизм |
---|
В буддизме палийский вичайя ( дхамма - ; санскрит : धर्मविचय- ) по-разному переводилась как «анализ качеств». [1] «дискриминация дхамм », [2] [примечание 1] «дискриминация государств», [3] «исследование доктрины», [4] [примечание 2] и «поиск истины». [5] Смысл двойственный; оно подразумевает исследование буддийских учений ( дхаммы ), а также применение проницательности к явлениям тела и ума , чтобы применить правильное усилие , открывающее путь к входу в первую джхану .
Этимология
[ редактировать ]По словам Руперта Гетина, « Дхамма-вичайя означает либо «различение дхамм », либо «различение дхамм »; различать дхаммы — значит именно различать дхаммы ». [6]
Текстовые появления
[ редактировать ]Семь факторов пробуждения
[ редактировать ]В палийского канона это Сутта Питаке второй из семи факторов пробуждения ( satta bojjha ṅ gā ). Этому предшествует установление внимательности ( сати ) и приложение энергии/усилия ( вирия ). Вместе внимательность, проницательность и усилие успокаивают ум и уступают место началу джхан , которые характеризуются оставшимися четырьмя факторами: пробуждение, а именно восторг ( пити ), спокойствие ( пассаддхи ), объединение ( самадхи ) и невозмутимость ( упеккха ). [примечание 3] Согласно Самьютта Никае , этот фактор следует развивать, уделяя постоянное пристальное внимание ( йонисо манасикара бахуликаро ) следующим состояниям ( дхамма ): благому и нездоровому ( кусала-акусала ); порицаемые и безупречные ( саваджа-анаваджджа ); низший и высший ( -панита ) хина ; и зло и добро ( ка ) ха-сукка . [7] Альтернативное объяснение в никаях заключается в том, что этот фактор возникает в результате «различения этой Дхаммы с мудростью» ( taṃ dhamma ṃ paññāya pavicināti ). [8]
Абхидхамма
[ редактировать ]Абхидхаммы ( Нгани Дхаммаса кусала еще сильнее связывает дхамма-вичайю с паньней мудростью) в перечислении благотворных состояний ( дхамма ):
- Что такое в этом случае способность мудрости ( paññindriyaṃ ) ?
- Мудрость, которая присутствует в этом случае, — это понимание, поиск, исследование, поиск Истины... [9]
где «поиск истины» — это , сделанный CAF Рисом Дэвидсом перевод дхаммавикайо .
В более поздних Абхидхаммы текстах и в постканонической литературе (например, написанной индийским ученым IV века нашей эры Васубандху ) дхамма вичайя относится к изучению дхаммы как физических или психических явлений, которые составляют абсолютную реальность (пали: параматтха ; санскр.: парамартха ). [10]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Что касается того, что он оставил дхамму непереведенной, Гетин 1992 резюмирует (стр. 151): «Однако я хочу подчеркнуть, что использование слова дхамма (во множественном числе) остается в Никаях, канонической Абхидхамме и даже в некоторой степени в комментаторской традиции это несколько двусмысленный и многозначный термин. Его точное понимание продолжает оставаться неуловимым и не поддается жесткому или фиксированному определению. Возможно, это не случайно, и тексты восхищаются самой подвижностью этого термина».
В контексте дхамма-вичайи Гетин выдвигает идею (с. 152, см. также стр. 154): «В буддийской мысли разобрать дхамму на части — это, я думаю, оставить с дхаммами . Дхамма-вичайя означает, что тогда либо «различение дхамм », либо «различение дхаммы » дхаммы означает именно различение ;
В соответствующей сноске (стр. 152, № 38) Гетин выражает сомнение по поводу перевода вичайи как «расследование». - ↑ Запись «Викайя») , 693 («Самбоджджханга»).
- ^ См., например, MN 118 (Таниссаро, 2006).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Таниссаро 1996 .
- ^ Гетин 1992 , с. 146 и далее.
- ^ Бодхи 2000 , с. 1567 и далее, SN 46 passim .
- ^ Рис Дэвидс и Стед 1921–1925 , стр. 615.
- ^ Рис Дэвидс 2003 , с. 18 пассим .
- ^ Гетин 1992 , с. 152, 154.
- ^ SN 46.2 (Бодхи, 2000, стр. 1569) и 46.51 (Бодхи, 2000, стр. 1598). В соответствующей заключительной заметке Бодхи (2000, стр. 1900–1, № 59) комментирует:
- Расширенный пример оппозиции между хорошими и плохими состояниями можно найти в МН № 8, где Будда перечисляет сорок четыре пары здоровых и нездоровых противоположностей. Объяснение этого фактора просветления предполагает, что, хотя «дискриминация состояний» технически может быть отождествлена с паньней (например, в SN 54.13 (см. ниже) или в Дхаммасангани ), первоначальная функция паньни как фактора просветления состоит не в том, чтобы распознавать три характеристики и т. д., а просто различать хорошие и плохие состояния ума, которые становятся очевидными по мере углубления осознанности.
- ^ SN 54.13 (Бодхи, 2000, стр. 1782-3; Гетин, 1992, стр. 147). Гетин (1992, стр. 147) отмечает: «... [Что] относится к «этой дхамме » ( ta ṃ dhamma ṃ ) не совсем ясно».
Паньяя — это измененная форма слова паннья (пали; санскр.: праджня ), которую можно перевести по-разному. Например, как отражено здесь, Бодхи переводит это как «с мудростью», а Гетин (1992, стр. 147) переводит это как «посредством мудрости». ( Таниссаро, 1995 , переводит это слово как «с проницательностью», используя «проницательность» для паннья .) Как предполагает Бодхи (2000, стр. 1900-1, № 59), цитируемый в предыдущем примечании, общепринятый способ понимания Паннья здесь означает видение дхаммы с точки зрения трех характеристик : непостоянства ( аничча ), страдания ( дуккха ) и не-я ( анатта ).
- ^ Dhs 11 (Рис Дэвидс, 1900, стр. 17-18).
- ^ Например, Уильямс (2007, стр. 43) пишет: «Итак, в немахаянском учении Абхидхармакоша Бхашья . праджня Абхидхармы дается просто как распознавание дхарм ( dharmapravicaya ḥ ), тех конечных результатов, которые отмечают конечную точку анализа ."
Источники
[ редактировать ]- Бодхи, Бхиккху (2000), Связанные беседы Будды: перевод Самьютта Никаи , Бостон: Wisdom Publications, ISBN 0-86171-331-1
- Гетин, RML (1992), Буддийский путь к пробуждению: исследование Дхаммы Бодхи-Пакхия , Лейден: EJ Brill, ISBN 90-04-09442-3
- Рис Дэвидс, Кэролайн А.Ф. (2003) [1900], Буддийское руководство по психологической этике, четвертый век до нашей эры, являющийся переводом, теперь сделанным впервые, с оригинального пали, Первой книги Абхидхаммы-Питаки, под названием Dhamma-Saṅgaṇi ( Сборник состояний или явлений) , Whitefish, MT: Kessinger Publishing, ISBN 0-7661-4702-9
- Рис Дэвидс, ТВ; Стед, Уильям (1921–1925), Палийско-английский словарь Общества палийских текстов , Чипстед: Общество палийских текстов . Общая онлайновая поисковая система PED доступна по адресу http://dsal.uchicago.edu/dictionaries/pali/ .
- Таниссаро Бхиккху (пер.) (1995). Ананда Сутта: Ананде (О внимательности к дыханию) ( СН 54.13). Получено 7 июля 2008 г. из раздела «Доступ к Insight» по адресу http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn54/sn54.013.than.html .
- Таниссаро, Бхиккху (1996), Крылья пробуждения
- Таниссаро Бхиккху (пер.) (2006). Анапанасати Сутта : Осознанность дыхания ( MN 118). Получено 7 июля 2008 г. из раздела «Доступ к Insight» по адресу http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/mn/mn.118.than.html .
- Уильямс, Пол (1989; редакция 2007 г.). Махаяна Буддизм . Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-415-02537-9 .