Jump to content

Дхамма-вичайя

В буддизме палийский вичайя ( дхамма - ; санскрит : धर्मविचय- ) по-разному переводилась как «анализ качеств». [1] «дискриминация дхамм », [2] [примечание 1] «дискриминация государств», [3] «исследование доктрины», [4] [примечание 2] и «поиск истины». [5] Смысл двойственный; оно подразумевает исследование буддийских учений ( дхаммы ), а также применение проницательности к явлениям тела и ума , чтобы применить правильное усилие , открывающее путь к входу в первую джхану .

Этимология

[ редактировать ]

По словам Руперта Гетина, « Дхамма-вичайя означает либо «различение дхамм », либо «различение дхамм »; различать дхаммы — значит именно различать дхаммы ». [6]

Текстовые появления

[ редактировать ]

Семь факторов пробуждения

[ редактировать ]

В палийского канона это Сутта Питаке второй из семи факторов пробуждения ( satta bojjha ). Этому предшествует установление внимательности ( сати ) и приложение энергии/усилия ( вирия ). Вместе внимательность, проницательность и усилие успокаивают ум и уступают место началу джхан , которые характеризуются оставшимися четырьмя факторами: пробуждение, а именно восторг ( пити ), спокойствие ( пассаддхи ), объединение ( самадхи ) и невозмутимость ( упеккха ). [примечание 3] Согласно Самьютта Никае , этот фактор следует развивать, уделяя постоянное пристальное внимание ( йонисо манасикара бахуликаро ) следующим состояниям ( дхамма ): благому и нездоровому ( кусала-акусала ); порицаемые и безупречные ( саваджа-анаваджджа ); низший и высший ( -панита ) хина ; и зло и добро ( ка ) ха-сукка . [7] Альтернативное объяснение в никаях заключается в том, что этот фактор возникает в результате «различения этой Дхаммы с мудростью» ( taṃ dhamma paññāya pavicināti ). [8]

Абхидхамма

[ редактировать ]

Абхидхаммы ( Нгани Дхаммаса кусала еще сильнее связывает дхамма-вичайю с паньней мудростью) в перечислении благотворных состояний ( дхамма ):

Что такое в этом случае способность мудрости ( paññindriyaṃ ) ?
Мудрость, которая присутствует в этом случае, — это понимание, поиск, исследование, поиск Истины... [9]

где «поиск истины» — это , сделанный CAF Рисом Дэвидсом перевод дхаммавикайо .

В более поздних Абхидхаммы текстах и в постканонической литературе (например, написанной индийским ученым IV века нашей эры Васубандху ) дхамма вичайя относится к изучению дхаммы как физических или психических явлений, которые составляют абсолютную реальность (пали: параматтха ; санскр.: парамартха ). [10]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Что касается того, что он оставил дхамму непереведенной, Гетин 1992 резюмирует (стр. 151): «Однако я хочу подчеркнуть, что использование слова дхамма (во множественном числе) остается в Никаях, канонической Абхидхамме и даже в некоторой степени в комментаторской традиции это несколько двусмысленный и многозначный термин. Его точное понимание продолжает оставаться неуловимым и не поддается жесткому или фиксированному определению. Возможно, это не случайно, и тексты восхищаются самой подвижностью этого термина».
    В контексте дхамма-вичайи Гетин выдвигает идею (с. 152, см. также стр. 154): «В буддийской мысли разобрать дхамму на части — это, я думаю, оставить с дхаммами . Дхамма-вичайя означает, что тогда либо «различение дхамм », либо «различение дхаммы » дхаммы означает именно различение ;
    В соответствующей сноске (стр. 152, 38) Гетин выражает сомнение по поводу перевода вичайи как «расследование».
  2. Запись «Викайя») , 693 («Самбоджджханга»).
  3. ^ См., например, MN 118 (Таниссаро, 2006).
  1. ^ Таниссаро 1996 .
  2. ^ Гетин 1992 , с. 146 и далее.
  3. ^ Бодхи 2000 , с. 1567 и далее, SN 46 passim .
  4. ^ Рис Дэвидс и Стед 1921–1925 , стр. 615.
  5. ^ Рис Дэвидс 2003 , с. 18 пассим .
  6. ^ Гетин 1992 , с. 152, 154.
  7. ^ SN 46.2 (Бодхи, 2000, стр. 1569) и 46.51 (Бодхи, 2000, стр. 1598). В соответствующей заключительной заметке Бодхи (2000, стр. 1900–1, 59) комментирует:
    Расширенный пример оппозиции между хорошими и плохими состояниями можно найти в МН № 8, где Будда перечисляет сорок четыре пары здоровых и нездоровых противоположностей. Объяснение этого фактора просветления предполагает, что, хотя «дискриминация состояний» технически может быть отождествлена ​​с паньней (например, в SN 54.13 (см. ниже) или в Дхаммасангани ), первоначальная функция паньни как фактора просветления состоит не в том, чтобы распознавать три характеристики и т. д., а просто различать хорошие и плохие состояния ума, которые становятся очевидными по мере углубления осознанности.
  8. ^ SN 54.13 (Бодхи, 2000, стр. 1782-3; Гетин, 1992, стр. 147). Гетин (1992, стр. 147) отмечает: «... [Что] относится к «этой дхамме » ( ta dhamma ) не совсем ясно».

    Паньяя — это измененная форма слова паннья (пали; санскр.: праджня ), которую можно перевести по-разному. Например, как отражено здесь, Бодхи переводит это как «с мудростью», а Гетин (1992, стр. 147) переводит это как «посредством мудрости». ( Таниссаро, 1995 , переводит это слово как «с проницательностью», используя «проницательность» для паннья .) Как предполагает Бодхи (2000, стр. 1900-1, 59), цитируемый в предыдущем примечании, общепринятый способ понимания Паннья здесь означает видение дхаммы с точки зрения трех характеристик : непостоянства ( аничча ), страдания ( дуккха ) и не-я ( анатта ).

  9. ^ Dhs 11 (Рис Дэвидс, 1900, стр. 17-18).
  10. ^ Например, Уильямс (2007, стр. 43) пишет: «Итак, в немахаянском учении Абхидхармакоша Бхашья . праджня Абхидхармы дается просто как распознавание дхарм ( dharmapravicaya ), тех конечных результатов, которые отмечают конечную точку анализа ."

Источники

[ редактировать ]
  • Бодхи, Бхиккху (2000), Связанные беседы Будды: перевод Самьютта Никаи , Бостон: Wisdom Publications, ISBN  0-86171-331-1
  • Гетин, RML (1992), Буддийский путь к пробуждению: исследование Дхаммы Бодхи-Пакхия , Лейден: EJ Brill, ISBN  90-04-09442-3
  • Рис Дэвидс, Кэролайн А.Ф. (2003) [1900], Буддийское руководство по психологической этике, четвертый век до нашей эры, являющийся переводом, теперь сделанным впервые, с оригинального пали, Первой книги Абхидхаммы-Питаки, под названием Dhamma-Saṅgaṇi ( Сборник состояний или явлений) , Whitefish, MT: Kessinger Publishing, ISBN  0-7661-4702-9
  • Рис Дэвидс, ТВ; Стед, Уильям (1921–1925), Палийско-английский словарь Общества палийских текстов , Чипстед: Общество палийских текстов . Общая онлайновая поисковая система PED доступна по адресу http://dsal.uchicago.edu/dictionaries/pali/ .
  • Таниссаро Бхиккху (пер.) (1995). Ананда Сутта: Ананде (О внимательности к дыханию) ( СН 54.13). Получено 7 июля 2008 г. из раздела «Доступ к Insight» по адресу http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn54/sn54.013.than.html .
  • Таниссаро, Бхиккху (1996), Крылья пробуждения
  • Таниссаро Бхиккху (пер.) (2006). Анапанасати Сутта : Осознанность дыхания ( MN 118). Получено 7 июля 2008 г. из раздела «Доступ к Insight» по адресу http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/mn/mn.118.than.html .
  • Уильямс, Пол (1989; редакция 2007 г.). Махаяна Буддизм . Лондон: Рутледж. ISBN   978-0-415-02537-9 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 55355b35cc01284fa11ff65ebd7822f1__1707013680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/55/f1/55355b35cc01284fa11ff65ebd7822f1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dhamma vicaya - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)