Бодхипаккхиядхамма
![]() | В этой статье используются тексты из религиозной или религиозной системы без ссылки на вторичные источники , которые их критически анализируют. ( декабрь 2010 г. ) |
Часть серии о |
Дхармы, ведущие к пробуждению |
---|
![]() |
В буддизме бодхипаккхия дхамма ( палий ; варианты написания включают бодхипакхика дхамма и бодхапаккхия дхамма ; [ 1 ] Скр. : бодхипакша дхарма ) — это качества ( дхамма ), способствующие или связанные с ( паккхия ) пробуждением/пониманием ( бодхи ), то есть факторы и полезные качества, которые развиваются, когда ум тренируется ( бхавана ).
В палийских комментариях термин бодхипакхия дхамма используется для обозначения семи наборов таких качеств, которые регулярно приписывались Будде на протяжении всего Палийского канона . В пределах этих семи наборов качеств, связанных с бодхи , перечислено в общей сложности тридцать семь повторяющихся и взаимосвязанных качеств ( саттатимса бодхипаккхия дхамма ). [ 2 ]
Эти семь наборов качеств признаются буддистами как Тхеравады , так и Махаяны как взаимодополняющие аспекты буддийского пути к бодхи . [ 3 ]
Семь наборов тридцати семи качеств
[ редактировать ]В Палийского канона ( «Бхаванаютта-сутте» «Беседы о умственном развитии») [ примечание 1 ] АН 7.67), записано, что Будда сказал:
Монахи, хотя монах, который не занимается медитативным развитием своего ума [ бхавана [ примечание 1 ] ] может пожелать: «О, если бы мой ум мог быть свободен от загрязнений посредством не цепляния!», но его ум не будет освобожден. По какой причине? «Потому что он не развил свой ум», — приходится сказать. Не развито оно в чем? В четырех основах осознанности, четырех правильных видах устремлений, четырех основах успеха, пяти духовных способностях, пяти духовных силах, семи факторах просветления и Благородном Восьмеричном Пути. [ 4 ] [ примечание 2 ]
В другом месте Канона [ 5 ] и во многих местах в агамах других ранних школ: [ 6 ] эти семь наборов тридцати семи качеств, способствующих Просветлению, перечисляются как:
Четыре проявления/присутствия осознанности ( каттаро сатипаттхана )
[ редактировать ]- Осознанность тела ( каянупассана , С. каянупастхана )
- Внимательность к чувствам ( vedanānupassanā , S. vedanānupasthāna )
- Осознанность состояний ума ( cittānupassanā , S. cittanupasthāna )
- Внимательность к ментальным качествам ( дхамманупассана , С. дхарманупастхана )
Четыре правильных усилия/усилия/стремления ( каттаро саммападхана )
[ редактировать ]- Усилия по предотвращению возникновения неумелых состояний [ануппадайя]
- Усилия по отказу от уже возникших неумелых состояний [паханайя]
- Усилия по возникновению умелых состояний [уппадайя]
- Усилия по поддержанию и увеличению возникших умелых состояний [тхития]
Четыре основы духовной силы ( каттаро иддхипада )
[ редактировать ]- Намерение или воля ( чанда , С. chanda )
- Усилие ( вирия , С.вирья )
- Сознание ( citta , С. citta )
- Навык анализа ( вимамса или виманса , С. мимамса )
Пять духовных способностей ( панча индрия )
[ редактировать ]- Убеждение [ 7 ] ( саддха , С. шраддха )
- Усилие ( вирия , С.вирья )
- Внимательность ( сати , С. смрити )
- Концентрация/Объединение ( самадхи , С. самадхи )
- Мудрость ( пання , С. праджня )
Пять сильных сторон ( pañca bala )
[ редактировать ]- Убежденность ( саддха , С. шраддха })
- Усилие ( вирия , С.вирья )
- Внимательность ( сати , С. смрити )
- Концентрация/Объединение ( самадхи , С. самадхи )
- Мудрость ( пання , С. праджня )
Семь факторов бодхи (пробуждения, понимания) (satta bojjhangā)
[ редактировать ]- Внимательность ( сати , С. смрити )
- Расследование ( дхамма вичайя , С. дхармаправикая )
- Усилие ( вирия , С.вирья )
- Радость ( косы , С.прити )
- Спокойствие ( пассаддхи , С. прашрабдхи )
- Концентрация/Объединение ( самадхи , С. самадхи )
- Невозмутимость ( обзор , С.обзор )
Благородный Восьмеричный Путь (ariya aṭṭhangika magga)
[ редактировать ]- Правильное понимание ( самма диттхи , С. самьяг-дришти )
- Правильное намерение ( самма санкаппа , с. самьяк-самкальпа )
- Правильная речь ( самма по-немецки , с. самяг-нем .)
- Правильное действие ( самма камманта , С. самьяк-карманта )
- Правильный образ жизни ( самма аджива , С. самьяг-аджива )
- Правильное / усилие энергия
- Правильная осознанность ( самма сати , С. самьяк-смрити )
- Правильная концентрация/объединение ( самма самадхи , с. самьяк-самадхи )
Сорок одно и сорок три качества
[ редактировать ]Сутта, найденная в «Старшем собрании буддийских текстов Гандхары», описывает сорок одну благотворную дхарму вместо тридцати семи. [ 8 ] Гандхарский текст включает рупаджханы , которых нет в палийской традиции. [ 8 ] Саломон отмечает, что этот пронумерованный список из сорока одного появляется как в китайском переводе Диргхагамы , которая, по мнению современных ученых, принадлежит школе буддизма Дхармагуптака Дхармагуптака , так и в китайском переводе Винайи . [ 8 ]
Палийского канона В «Неттипакарана» ( Нетти 112) упоминаются сорок три качества, связанные с пробуждением ( tecattālīsa bodhipakkhiya dhammā . сутта ), которые, согласно комментариям, включают в себя вышеупомянутые тридцать семь плюс следующие шесть созерцаний (также встречающихся в суттах, например, «Сангити») Д. 3 251)
- Созерцание трех признаков существования :
- отказ ( паханасаньня )
- бесстрастие ( вирагасанна )
- прекращение ( ниродхасаннья )
В палийской литературе
[ редактировать ]Технический термин бодхипакхия дхамма , явно относящийся к семи наборам качеств, определенных выше, впервые встречается в палийских комментариях; [ 2 ] тем не менее, семь наборов бодхипакхия-дхамм сами по себе впервые сопоставляются, перечисляются и упоминаются в Сутта-Питаке и Абхидхамма-Питеке . [ 9 ]
Сутта Питака
[ редактировать ]В Дигха Никаи ( знаменитой Махапариниббана Сутте DN 16), в которой рассказывается о последних днях Будды, в последнем обращении Будды к собранию своих последователей он заявляет: [ 10 ]
Теперь, о монахи, я говорю вам, что эти учения, о которых я имею непосредственное знание и которые я вам сообщил, — их вам следует тщательно изучать, культивировать, развивать и часто практиковать, чтобы можно было установить жизнь в чистоте и может долго существовать ради блага и счастья множества людей, из сострадания к миру, ради блага, благополучия и счастья богов и людей. И что это за учение, монахи? Это четыре основы осознанности, четыре правильных усилия, четыре составляющих психической силы, пять способностей, пять сил, семь факторов просветления и Благородный Восьмеричный Путь. Это, монахи, учения, о которых я имею непосредственное знание, которые я поведал вам и которые вы должны тщательно изучать, развивать, развивать и часто практиковать...
В «Великой беседе с Сакулудайином» Маджхима Никаи ( МН 77): [ 11 ] когда его спросили, почему его ученики почитали его, Будда выделил пять качеств, которыми он обладал: высшие добродетели ( адхисиле... парамена силаккхандха ); высшее знание и видение ( абхикканте нанадассане ); высшая мудрость ( адхипанньяя... парамена панняккхандха ); его объяснение Четырех Благородных Истин ( ariyasaccāni ); и его определение многочисленных способов развития здорового состояния.
Разработка Буддой последнего пункта включала семь наборов по тридцать семь дхамм бодхипакхия, которые индивидуально перечисляются в этой беседе. [ 12 ]
В Самьютта Никае первые семь глав пятого раздела посвящены одной из дхамм бодхипакхия . Хотя в беседах этих глав много повторов, эти семь глав включают почти 900 бесед. [ 13 ]
В «Упаджджхаясуттам» Ангуттара Никаи ( АН 5.6.6) Будда рекомендует монаху пять вещей для преодоления духовных препятствий: контроль умственных способностей; употреблять нужное количество еды; сохранять бодрствование; осознавать заслуги ; и развивайте дхаммы бодхипакхия в течение дня. [ 14 ]
В Кхуддака-никае бодхипакхия -дхаммы упоминаются в Ити. 82, [ 15 ] Т.е. 900, [ 16 ] и Нетт. 31, 112, 197, 237, 240 и 261. [ 17 ]
Абхидхамма Питака
[ редактировать ]Бодхипакхия -дхамма упоминается в нескольких отрывках Абхидхаммы , например, в Vbh. статьи 571 и 584. [ 18 ]
Комментарии
[ редактировать ]В « Висуддхимагге » Буддхагхоша перечисляет семь наборов бодхипакхия-дхамм вместе с соответствующими рассуждениями Сутта-Питаки (Висм. XXII.33), описывает каждый набор (Висм. XXII.34-38) и описывает их существование в сознании араханта . (Визм. XXII.39-40). Кроме того, Буддхагхоша распределяет 37 качеств таким образом, чтобы описать четырнадцать неизбыточных качеств (Висм. XXII.40-43); так, например, в то время как девять качеств (рвение, сознательность, радость, спокойствие, невозмутимость, намерение, речь, действие, средства к существованию) упоминаются только один раз в полном списке из 37 качеств, остальные пять качеств упоминаются несколько раз. В таблице 1 ниже указаны пять качеств, охватывающих несколько наборов бодхипакхия-дхаммы . [ 19 ]
7 НАБОРОВ КАЧЕСТВ | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
4 Основы осознанности |
4 Верно Напряжения |
4 Основы Власть |
5 Факультеты |
5 Полномочия |
7 Факторы Пробуждение |
Благородный Восьмеричный Путь | ||
5 вопрос В А л я Т я И С |
Вера | в саддхе | в саддхе | |||||
Энергия | 4 сама- падхана |
вирия | вирия | вирия | вирия | самама слабый | ||
Внимательность | 4 часы- паттхана |
часы | часы | часы | самама часы | |||
Концентрация | самадхи | самадхи | самадхи | самама самадхи | ||||
Мудрость | вимамса | панья | панья | Дхамма викайя |
самама Диттхи | |||
Таблица 1: Пять качеств, упомянутых 28 раз в семи наборах качеств, способствующих Просветлению (на основе Визма . XXII.41-43). |
Что касается других палийских комментариев, бодхипакхия-дхамма также упоминается в Дхаммапада-Атхакатхе (ДхА i.230), Суттанипата-Атхакатхе (SnA 164) и Джатака-Атхакатхе (J i.275, iii.290 и v.243). ). [ 20 ]
См. также
[ редактировать ]- Основные положения, объединяющие Тхераваду и Махаяну - буддийское экуменическое заявление 1967 года.
- Боджханга – духовные качества для
- Пять сильных сторон - буддийская философская концепция
- Четыре благородные истины – основная основа буддийской мысли
- Четыре правильных упражнения - буддийская философская концепция
- Указатель статей, связанных с буддизмом - Алфавитный список тем, связанных с буддизмом.
- Сатипаттхана – осознанность в буддизме
- Светский буддизм - форма недогматического буддизма.
- Три признака существования – буддийская концепция; состоит из непостоянства (аничча), страдания (дуккха) и безличности (анатта).
- Тройная тренировка – буддийские практики для высшей добродетели, ума и мудрости.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Палийское слово, переведенное здесь как «развитие», — это бхавана . Ньянапоника и Бодхи (1999), с. 305 н . Примечание на стр. 20: «Термин « бхавана » (букв. «создание становления»), обычно переводимый как «медитация», не ограничивается методическими упражнениями по умственной концентрации, но охватывает всю область умственной тренировки». Для более подробной информации по этому вопросу сравните статьи в Википедии «Бхавана» , «Буддийская медитация» (относительно «посредничества» и «умственной концентрации») и «Тройная тренировка» (относительно «умственной тренировки»).
- ↑ Что касается порядка семи наборов, Бодхи (2000), стр. 1486–87, отмечает: «Представление семи наборов в ступенчатой последовательности может создать впечатление, что они составляют семь последовательных стадий практики. Это, однако, Было бы неверной интерпретацией. Внимательное рассмотрение серии показало бы, что семь наборов расположены в порядке возрастания номеров, от четырех до восьми, что означает, что их расположение носит чисто педагогический характер и ничего не говорит о более позднем наборе. будучи более продвинутыми, чем предыдущие наборы.... Представляя ход практики под разными углами, в разных ключах и с разной степенью детализации, тексты способны тонко модулировать практику пути, чтобы удовлетворить разнообразные потребности люди, которых нужно обучать..."
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ О различных вариантах написания на пали см. Rhys Davids & Stede (1921–25), p. 491, под записями « бодха » и « бодхи ». В этой статье варианты перечислены от наиболее часто используемых до наименее используемых, исходя из Риса Дэвидса и Стеда (1921–25) и других источников.
- ^ Jump up to: а б Что касается использования составного палийского термина бодхипакхия дхамма в канонических дискурсах, на основе поиска сингальского SLTP-типитака с использованием поисковой системы Университета Ла Троба ( «Онлайн-база данных Палийского канона» . Университет Ла Троб. Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 г. Проверено 21 ноября 2007 г. ), термин бодхипакхия дхамма (и его варианты написания и склонения) был найден в следующих девяти беседах Сутта Питаки :
- DN 27 ( Агганна Сутта )
- SN 48.51 ( Соляная сутта )
- SN 48.55 ( Сара Сутта )
- SN 48.67 ( Руккха Сутта )
- АН 5.56 ( Упаджхайя Сутта )
- АН 6.17 ( Кусала Сутта или Соппа Сутта )
- AN 9.1 ( Самбодхипакхия Сутта )
- Ити . 82 ( Девасадда Сутта )
- В. 97 ( Кальянасила Сутта )
- ^ Дост. Валпола Шри Рахула (1–7 декабря 1981 г.). «Единое средство достижения мира» . Материалы: Третий международный конгресс Всемирного совета буддийской сангхи . Третий международный конгресс Всемирного буддийского совета сангхи. Тайвань. стр. 32–35.
- ^ Ньянапоника и Бодхи (1999), стр. 192–3.
- ^ Например, эти тридцать семь качеств перечислены в SN 43.12 «Необусловленное» (Bodhi, 2000, стр. 1374–78), где каждое качество считается «путем, ведущим к безусловному» ( asankhatagāmī maggo ), что является в свою очередь определяется как уничтожение похоти, ненависти и заблуждений ( rāgakkhayo dosakkhayo mohakkhayo ).
- ^ Буддийская схоластика Сарвастивада, Часть 2, Том 11 , Чарльз Виллемен, Барт Дессейн, Коллетт Кокс Брилл Академические издатели: 1997. ISBN 90-04-10231-0 стр. 11
- ^ Таниссаро Бхикку (2011). «Крылья пробуждения: антология Палийского канона» . Доступ к Инсайту .
- ^ Jump up to: а б с Саломон, Ричард (2018). Буддийская литература древней Гандхары . Публикации мудрости . п. 135. ИСБН 978-1-61429-168-8 .
- ^ Обзор упоминаний об этих качествах см., например, в Rhys Davids & Stede (1921–25), p. 491, записи о « бодхе » и « бодхи ». Бодхи (2000), стр. 1485–86, отмечает:
- «В буддийской экзегетической традиции, начавшейся вскоре после эпохи канона, эти семь наборов известны как тридцать семь средств просветления ( sattatiṃsa bodhipakkhiya dhammā ). Хотя в самих Никаях этот термин не используется как собирательное название. что касается семи наборов, то сами наборы часто появляются в Никаях как сборник практик, ведущих к просветлению».
- ^ Ваджра и история (1998).
- ^ Нанамоли и Бодхи (2001), «Большая беседа с Сакулудайином» ( Махасакулудайи Сутта , MN 77), стр. 629–647, 1284 с . 762; Упалаванна (н-д); и, SLTP, nd-b
- ↑ В MN 77, в дополнение к семи наборам из 37 качеств, способствующих просветлению, Будда далее определил, что его учение о различных медитативных достижениях (таких как джханы ) и его достижение высшего знания (например, вспоминание прошлых жизней) способствуют его почитание учеников. Обратите внимание, что фраза «способы развития здоровых состояний» на самом деле отсутствует в самой оригинальной палийской сутте, а представляет собой название раздела в квадратных скобках, вставленное Ньянамоли и Бодхи (2001) для обозначения пятого набора качеств, который сам Будда идентифицирует как основа почитания его учеников.
- ^ Бодхи (2000), гл. 45–51, стр.–1523–1749. Количество выявленных здесь дискурсов основано на данных Бодхи (2000), которое включает 894 отдельных дискурса, но фактическое количество дискурсов варьируется в зависимости от того, на какое издание Самьютта Никаи ссылаются.
- ^ Упалаванна (nd-b), AN 5.6.6.
- ^ Таниссаро (2001), Ин. 82 доступен по адресу https://www.accesstoinsight.org/tipitaka/kn/iti/iti.3.050-099.than.html#iti-082 (получено 22 мая 2007 г.).
- ^ SLTP (nd-c), строфа 900 на пали: « Tassa dhamma ime honti kusalā bodhipakkhika, Anāsavo ca so hoti iti vuttaṃ mahesinā ». Это часть строф, приписываемых Ануруддхе . Норман (1997), с. 90, переводится с пали следующим образом: «Его качества хороши, способствуют просветлению, и он лишен асавас [умственных одурманивающих веществ]; так сказал великий провидец».
- ^ Рис Дэвидс и Стед (1921–25), соч. цит .
- ^ SLTP (без даты), §§ 571, 584 (PTS, стр. 244, 249). Рис Дэвидс и Стид (1921–25), с. 491, статья « бодхи » утверждает, что бодхипакхия-дхамма «упоминается во многих других отрывках Абхидхаммы».
- ^ Буддхагхоса и Нанамоли (1999), стр. 702–705. Обратите внимание, что в то время как Висуддхимагга упорядочивает пять дополнительных качеств, перечисленных в таблице, в порядке возрастания частоты среди семи наборов (то есть от веры, которая появляется дважды среди семи наборов, до энергии, которая появляется девять раз), в таблице ниже они упорядочены. способом, соответствующим Пяти способностям и Пяти силам (от веры к пониманию), чтобы облегчить понимание читателем, поскольку потенциально в этом классическом порядке есть аспект развития.
- ^ Рис Дэвидс и Стед (1921–25), соч. цит.
Источники
[ редактировать ]- Бодхи, Бхиккху (2000), Связанные беседы Будды: перевод Самьютта Никаи , Wisdom Publications , ISBN 0-86171-331-1
- Буддхагхоша , Бхадантачария и Бхиккху Нанамоли (пер.) (1999). Путь очищения: Висуддхимагга . Сиэтл, Вашингтон: BPS Pariyatti Editions. ISBN 1-928706-00-2 .
- Гетин, РМЛ (2001), Буддийский путь к пробуждению: исследование Дхаммы Бодхи-Пакхия , Oneworld Publishers, ISBN 978-1851682850 (Цитируется по Bodhi, 2000, стр. 1937, стр . 235.)
- Ирландия, Джон Д. (1997), Удана и Итивуттака , Буддийское издательское общество , ISBN 955-24-0164-Х
- Bhikkhu, Нанамоли ; Бодхи, Бхиккху (2001), Средние беседы Будды: перевод Маджхима Никаи , Wisdom Publications , ISBN 0-86171-072-Х
- Норман, КР (1997), Стихи ранних буддийских монахов (Тхерагата) , Палийское текстовое общество , ISBN 0-86013-339-7
- Тера, Ньянапоника ; Бодхи, Бхиккху (1999), Числовые беседы Будды: антология сутт из Ангуттара Никаи , Altamira Press, ISBN 0-7425-0405-0
- Рахула, Уолпола (2003), Наследие монахов , Grove Press , ISBN 0-8021-4023-8 Цитируется по адресу http://www.serve.com/cmtan/buddhism/Misc/unify.html . Архивировано 4 ноября 2014 г. в Wayback Machine ; получено 22 мая 2007 г.
- Рис Дэвидс, TW ; Стеде, Уильям (1921), Палийско-английский словарь Общества палийских текстов , Общество палийских текстов. Общая онлайновая поисковая система для PED доступна по адресу http://dsal.uchicago.edu/dictionaries/pali/ .
- Шри-Ланкийский проект Трипитака (SLTP) (нет данных). Джханавибханго ( Вбх, гл. 12, на пали ). Получено 24 мая 2007 г. из "METTANET - LANKA" по адресу: https://web.archive.org/web/20060109215754/http://www.metta.lk/tipitaka/3Abhidhamma-Pitaka/2-Vibhanga/12 . -jhanavibhanga-p.htm .
- Шри-Ланкийский проект Трипитака (SLTP) (nd-b). Маха-сакулудайисуттам ( МН 77, на пали ). Получено 22 мая 2007 г. из "METTANET - LANKA" по адресу: https://web.archive.org/web/2-great-day-p.html .
- Шри-Ланкийский проект Трипитака (SLTP) (без даты). Вишати-нипато ( Тх гл. 20, гатхи 705-948, на пали ). Получено 24 мая 2007 г. из "METTANET - LANKA" по адресу: https://web.archive.org/web/20101125073300/http://metta.lk/tipitaka/2Sutta-Pitaka/5Khuddaka-Nikaya/08Theragatha/20 . -Сатти-нипатха-p.html .
- Бхиккху, Таниссаро (2001), Группа троек (Итивуттака 50-99) , Доступ к знаниям , получено 21 мая 2007 г.
- Упалаванна, Сестра (пер.) (н-д), Маха-сакулудайисуттам : Совет странствующему аскету Сакулудайи (MN 77) , МЕТТАНЕТ - ЛАНКА, заархивировано из оригинала 22 марта 2016 г. , получено 22 мая 2007 г.
- Упалаванна, Сестра (пер.) (nd-a), Ниваранавагго - На препятствиях (AN 5.6) , METTANET - LANKA , получено 23 мая 2007 г.
- Ваджира, сестра; История, Фрэнсис (1998), Махапариниббана Сутта: Последние дни Будды (DN 10) , Доступ к пониманию , получено 26 мая 2007 г.
- Уолш, Морис (1995), Длинные беседы Будды: перевод Дигха Никаи , Wisdom Publications , ISBN 0-86171-103-3
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гетин, РМЛ (2001), Буддийский путь к пробуждению: исследование Дхаммы Бодхи-Пакхия , Oneworld Publishers, ISBN 978-1851682850
- Саядо, леди (1904). Необходимые условия для просветления: Руководство достопочтенного Леди Саядо . Издания BPS Париятти. ISBN 978-1-68172-341-9 .