Jump to content

Бодхипаккхиядхамма

(Перенаправлено из Бодхипакхия дхаммы )

В буддизме бодхипаккхия дхамма ( палий ; варианты написания включают бодхипакхика дхамма и бодхапаккхия дхамма ; [ 1 ] Скр. : бодхипакша дхарма ) — это качества ( дхамма ), способствующие или связанные с ( паккхия ) пробуждением/пониманием ( бодхи ), то есть факторы и полезные качества, которые развиваются, когда ум тренируется ( бхавана ).

В палийских комментариях термин бодхипакхия дхамма используется для обозначения семи наборов таких качеств, которые регулярно приписывались Будде на протяжении всего Палийского канона . В пределах этих семи наборов качеств, связанных с бодхи , перечислено в общей сложности тридцать семь повторяющихся и взаимосвязанных качеств ( саттатимса бодхипаккхия дхамма ). [ 2 ]

Эти семь наборов качеств признаются буддистами как Тхеравады , так и Махаяны как взаимодополняющие аспекты буддийского пути к бодхи . [ 3 ]

Семь наборов тридцати семи качеств

[ редактировать ]

В Палийского канона ( «Бхаванаютта-сутте» «Беседы о умственном развитии») [ примечание 1 ] АН 7.67), записано, что Будда сказал:

Монахи, хотя монах, который не занимается медитативным развитием своего ума [ бхавана [ примечание 1 ] ] может пожелать: «О, если бы мой ум мог быть свободен от загрязнений посредством не цепляния!», но его ум не будет освобожден. По какой причине? «Потому что он не развил свой ум», — приходится сказать. Не развито оно в чем? В четырех основах осознанности, четырех правильных видах устремлений, четырех основах успеха, пяти духовных способностях, пяти духовных силах, семи факторах просветления и Благородном Восьмеричном Пути. [ 4 ] [ примечание 2 ]

В другом месте Канона [ 5 ] и во многих местах в агамах других ранних школ: [ 6 ] эти семь наборов тридцати семи качеств, способствующих Просветлению, перечисляются как:

Четыре проявления/присутствия осознанности ( каттаро сатипаттхана )

[ редактировать ]
  1. Осознанность тела ( каянупассана , С. каянупастхана )
  2. Внимательность к чувствам ( vedanānupassanā , S. vedanānupasthāna )
  3. Осознанность состояний ума ( cittānupassanā , S. cittanupasthāna )
  4. Внимательность к ментальным качествам ( дхамманупассана , С. дхарманупастхана )

Четыре правильных усилия/усилия/стремления ( каттаро саммападхана )

[ редактировать ]
  1. Усилия по предотвращению возникновения неумелых состояний [ануппадайя]
  2. Усилия по отказу от уже возникших неумелых состояний [паханайя]
  3. Усилия по возникновению умелых состояний [уппадайя]
  4. Усилия по поддержанию и увеличению возникших умелых состояний [тхития]

Четыре основы духовной силы ( каттаро иддхипада )

[ редактировать ]
  1. Намерение или воля ( чанда , С. chanda )
  2. Усилие ( вирия , С.вирья )
  3. Сознание ( citta , С. citta )
  4. Навык анализа ( вимамса или виманса , С. мимамса )

Пять духовных способностей ( панча индрия )

[ редактировать ]
  1. Убеждение [ 7 ] ( саддха , С. шраддха )
  2. Усилие ( вирия , С.вирья )
  3. Внимательность ( сати , С. смрити )
  4. Концентрация/Объединение ( самадхи , С. самадхи )
  5. Мудрость ( пання , С. праджня )

Пять сильных сторон ( pañca bala )

[ редактировать ]
  1. Убежденность ( саддха , С. шраддха })
  2. Усилие ( вирия , С.вирья )
  3. Внимательность ( сати , С. смрити )
  4. Концентрация/Объединение ( самадхи , С. самадхи )
  5. Мудрость ( пання , С. праджня )

Семь факторов бодхи (пробуждения, понимания) (satta bojjhangā)

[ редактировать ]
  1. Внимательность ( сати , С. смрити )
  2. Расследование ( дхамма вичайя , С. дхармаправикая )
  3. Усилие ( вирия , С.вирья )
  4. Радость ( косы , С.прити )
  5. Спокойствие ( пассаддхи , С. прашрабдхи )
  6. Концентрация/Объединение ( самадхи , С. самадхи )
  7. Невозмутимость ( обзор , С.обзор )

Благородный Восьмеричный Путь (ariya aṭṭhangika magga)

[ редактировать ]
  1. Правильное понимание ( самма диттхи , С. самьяг-дришти )
  2. Правильное намерение ( самма санкаппа , с. самьяк-самкальпа )
  3. Правильная речь ( самма по-немецки , с. самяг-нем .)
  4. Правильное действие ( самма камманта , С. самьяк-карманта )
  5. Правильный образ жизни ( самма аджива , С. самьяг-аджива )
  6. Правильное / усилие энергия
  7. Правильная осознанность ( самма сати , С. самьяк-смрити )
  8. Правильная концентрация/объединение ( самма самадхи , с. самьяк-самадхи )

Сорок одно и сорок три качества

[ редактировать ]

Сутта, найденная в «Старшем собрании буддийских текстов Гандхары», описывает сорок одну благотворную дхарму вместо тридцати семи. [ 8 ] Гандхарский текст включает рупаджханы , которых нет в палийской традиции. [ 8 ] Саломон отмечает, что этот пронумерованный список из сорока одного появляется как в китайском переводе Диргхагамы , которая, по мнению современных ученых, принадлежит школе буддизма Дхармагуптака Дхармагуптака , так и в китайском переводе Винайи . [ 8 ]

Палийского канона В «Неттипакарана» ( Нетти 112) упоминаются сорок три качества, связанные с пробуждением ( tecattālīsa bodhipakkhiya dhammā . сутта ), которые, согласно комментариям, включают в себя вышеупомянутые тридцать семь плюс следующие шесть созерцаний (также встречающихся в суттах, например, «Сангити») ​ Д. 3 251)

  1. непостоянство ( аниччаса нья )
  2. страдание ( дуккхаса ння )
  3. несамостоятельный ( anattasa ññā )
  • отказ ( паханасаньня )
  • бесстрастие ( вирагасанна )
  • прекращение ( ниродхасаннья )

В палийской литературе

[ редактировать ]

Технический термин бодхипакхия дхамма , явно относящийся к семи наборам качеств, определенных выше, впервые встречается в палийских комментариях; [ 2 ] тем не менее, семь наборов бодхипакхия-дхамм сами по себе впервые сопоставляются, перечисляются и упоминаются в Сутта-Питаке и Абхидхамма-Питеке . [ 9 ]

Сутта Питака

[ редактировать ]

В Дигха Никаи ( знаменитой Махапариниббана Сутте DN 16), в которой рассказывается о последних днях Будды, в последнем обращении Будды к собранию своих последователей он заявляет: [ 10 ]

Теперь, о монахи, я говорю вам, что эти учения, о которых я имею непосредственное знание и которые я вам сообщил, — их вам следует тщательно изучать, культивировать, развивать и часто практиковать, чтобы можно было установить жизнь в чистоте и может долго существовать ради блага и счастья множества людей, из сострадания к миру, ради блага, благополучия и счастья богов и людей. И что это за учение, монахи? Это четыре основы осознанности, четыре правильных усилия, четыре составляющих психической силы, пять способностей, пять сил, семь факторов просветления и Благородный Восьмеричный Путь. Это, монахи, учения, о которых я имею непосредственное знание, которые я поведал вам и которые вы должны тщательно изучать, развивать, развивать и часто практиковать...

В «Великой беседе с Сакулудайином» Маджхима Никаи ( МН 77): [ 11 ] когда его спросили, почему его ученики почитали его, Будда выделил пять качеств, которыми он обладал: высшие добродетели ( адхисиле... парамена силаккхандха ); высшее знание и видение ( абхикканте нанадассане ); высшая мудрость ( адхипанньяя... парамена панняккхандха ); его объяснение Четырех Благородных Истин ( ariyasaccāni ); и его определение многочисленных способов развития здорового состояния.

Разработка Буддой последнего пункта включала семь наборов по тридцать семь дхамм бодхипакхия, которые индивидуально перечисляются в этой беседе. [ 12 ]

В Самьютта Никае первые семь глав пятого раздела посвящены одной из дхамм бодхипакхия . Хотя в беседах этих глав много повторов, эти семь глав включают почти 900 бесед. [ 13 ]

В «Упаджджхаясуттам» Ангуттара Никаи ( АН 5.6.6) Будда рекомендует монаху пять вещей для преодоления духовных препятствий: контроль умственных способностей; употреблять нужное количество еды; сохранять бодрствование; осознавать заслуги ; и развивайте дхаммы бодхипакхия в течение дня. [ 14 ]

В Кхуддака-никае бодхипакхия -дхаммы упоминаются в Ити. 82, [ 15 ] Т.е. 900, [ 16 ] и Нетт. 31, 112, 197, 237, 240 и 261. [ 17 ]

Абхидхамма Питака

[ редактировать ]

Бодхипакхия -дхамма упоминается в нескольких отрывках Абхидхаммы , например, в Vbh. статьи 571 и 584. [ 18 ]

Комментарии

[ редактировать ]

В « Висуддхимагге » Буддхагхоша перечисляет семь наборов бодхипакхия-дхамм вместе с соответствующими рассуждениями Сутта-Питаки (Висм. XXII.33), описывает каждый набор (Висм. XXII.34-38) и описывает их существование в сознании араханта . (Визм. XXII.39-40). Кроме того, Буддхагхоша распределяет 37 качеств таким образом, чтобы описать четырнадцать неизбыточных качеств (Висм. XXII.40-43); так, например, в то время как девять качеств (рвение, сознательность, радость, спокойствие, невозмутимость, намерение, речь, действие, средства к существованию) упоминаются только один раз в полном списке из 37 качеств, остальные пять качеств упоминаются несколько раз. В таблице 1 ниже указаны пять качеств, охватывающих несколько наборов бодхипакхия-дхаммы . [ 19 ]

7 НАБОРОВ КАЧЕСТВ
4
Основы осознанности
4
Верно
Напряжения
4
Основы
Власть
5
Факультеты
5
Полномочия
7
Факторы
Пробуждение
Благородный
Восьмеричный
Путь
5

вопрос
В
А
л
я
Т
я
И
С
Вера в саддхе в саддхе
Энергия 4
сама-
падхана
вирия вирия вирия вирия самама
слабый
Внимательность 4
часы-
паттхана
часы часы часы самама
часы
Концентрация самадхи самадхи самадхи самама
самадхи
Мудрость вимамса панья панья Дхамма
викайя
самама
Диттхи
Таблица 1: Пять качеств, упомянутых 28 раз в семи наборах качеств, способствующих Просветлению (на основе Визма . XXII.41-43).

Что касается других палийских комментариев, бодхипакхия-дхамма также упоминается в Дхаммапада-Атхакатхе (ДхА i.230), Суттанипата-Атхакатхе (SnA 164) и Джатака-Атхакатхе (J i.275, iii.290 и v.243). ). [ 20 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Палийское слово, переведенное здесь как «развитие», — это бхавана . Ньянапоника и Бодхи (1999), с. 305 н . Примечание на стр. 20: «Термин « бхавана » (букв. «создание становления»), обычно переводимый как «медитация», не ограничивается методическими упражнениями по умственной концентрации, но охватывает всю область умственной тренировки». Для более подробной информации по этому вопросу сравните статьи в Википедии «Бхавана» , «Буддийская медитация» (относительно «посредничества» и «умственной концентрации») и «Тройная тренировка» (относительно «умственной тренировки»).
  2. Что касается порядка семи наборов, Бодхи (2000), стр. 1486–87, отмечает: «Представление семи наборов в ступенчатой ​​последовательности может создать впечатление, что они составляют семь последовательных стадий практики. Это, однако, Было бы неверной интерпретацией. Внимательное рассмотрение серии показало бы, что семь наборов расположены в порядке возрастания номеров, от четырех до восьми, что означает, что их расположение носит чисто педагогический характер и ничего не говорит о более позднем наборе. будучи более продвинутыми, чем предыдущие наборы.... Представляя ход практики под разными углами, в разных ключах и с разной степенью детализации, тексты способны тонко модулировать практику пути, чтобы удовлетворить разнообразные потребности люди, которых нужно обучать..."
  1. О различных вариантах написания на пали см. Rhys Davids & Stede (1921–25), p. 491, под записями « бодха » и « бодхи ». В этой статье варианты перечислены от наиболее часто используемых до наименее используемых, исходя из Риса Дэвидса и Стеда (1921–25) и других источников.
  2. ^ Jump up to: а б Что касается использования составного палийского термина бодхипакхия дхамма в канонических дискурсах, на основе поиска сингальского SLTP-типитака с использованием поисковой системы Университета Ла Троба ( «Онлайн-база данных Палийского канона» . Университет Ла Троб. Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 г. Проверено 21 ноября 2007 г. ), термин бодхипакхия дхамма (и его варианты написания и склонения) был найден в следующих девяти беседах Сутта Питаки :
    1. DN 27 ( Агганна Сутта )
    2. SN 48.51 ( Соляная сутта )
    3. SN 48.55 ( Сара Сутта )
    4. SN 48.67 ( Руккха Сутта )
    5. АН 5.56 ( Упаджхайя Сутта )
    6. АН 6.17 ( Кусала Сутта или Соппа Сутта )
    7. AN 9.1 ( Самбодхипакхия Сутта )
    8. Ити . 82 ( Девасадда Сутта )
    9. В. 97 ( Кальянасила Сутта )
    Дигха Никайя (ДН 27) и Итивуттака (Ити., 82, 97) относятся к «семи» ( сатта ) факторам просветления. В своем переводе DN 27 Уолш (1995, стр. 415, параграф 30, 605, п . 854) интерпретирует слово «семь» как ссылку на семь факторов просветления ( satta bojjhangā ), описанных в Махасатипаттхана-сутте (DN 22). И наоборот, в своих переводах дискурсов Итивуттака Ирландия (1997) и Таниссаро (2001) интерпретируют «семь» как относящиеся к «семи группам» или «семи [наборам]» факторов просветления соответственно. Ни один из этих трех дискурсов непосредственно не определяет, о каких семи факторах или наборах факторов идет речь. Более того, в Ангуттара-никае (AN 5.56, 6.17, 9.1) дискурсы не дают количественной оценки и не уточняют термины бодхипаккхиянам дхамманам бодхапакхийанам дхамманам или самбодхипаккхийанам ... дхамманам (соответственно). Уникально то, что в трех беседах из Самьютта Никаи (48.51, 48.55, 48.57) все три явно связывают термин бодхипакхия дхамма (и варианты написания) исключительно с пятью способностями ( индрия ) веры, энергии, внимательности, концентрации и мудрости (Бодхи, 2000, стр. 1695). Подводя итог неясности и очевидным несоответствиям в этих идентифицированных дискурсах и их переводах, в заключительном примечании к Сала-сутте ( SN 48.51) Бодхи (2000, стр. 1937 , № 235) комментирует: «В комментариях бодхипаккхия дхамма является зонтиком. термин для семи наборов тренировочных факторов, которым неоднократно учил Будда, но в суттах выражение имеет более гибкое, менее техническое значение». Затем Бодхи обращается к Gethin (1992), стр. 289–98, для дальнейшего обсуждения.
  3. ^ Дост. Валпола Шри Рахула (1–7 декабря 1981 г.). «Единое средство достижения мира» . Материалы: Третий международный конгресс Всемирного совета буддийской сангхи . Третий международный конгресс Всемирного буддийского совета сангхи. Тайвань. стр. 32–35.
  4. ^ Ньянапоника и Бодхи (1999), стр. 192–3.
  5. ^ Например, эти тридцать семь качеств перечислены в SN 43.12 «Необусловленное» (Bodhi, 2000, стр. 1374–78), где каждое качество считается «путем, ведущим к безусловному» ( asankhatagāmī maggo ), что является в свою очередь определяется как уничтожение похоти, ненависти и заблуждений ( rāgakkhayo dosakkhayo mohakkhayo ).
  6. ^ Буддийская схоластика Сарвастивада, Часть 2, Том 11 , Чарльз Виллемен, Барт Дессейн, Коллетт Кокс Брилл Академические издатели: 1997. ISBN   90-04-10231-0 стр. 11
  7. ^ Таниссаро Бхикку (2011). «Крылья пробуждения: антология Палийского канона» . Доступ к Инсайту .
  8. ^ Jump up to: а б с Саломон, Ричард (2018). Буддийская литература древней Гандхары . Публикации мудрости . п. 135. ИСБН  978-1-61429-168-8 .
  9. ^ Обзор упоминаний об этих качествах см., например, в Rhys Davids & Stede (1921–25), p. 491, записи о « бодхе » и « бодхи ». Бодхи (2000), стр. 1485–86, отмечает:
    «В буддийской экзегетической традиции, начавшейся вскоре после эпохи канона, эти семь наборов известны как тридцать семь средств просветления ( sattatiṃsa bodhipakkhiya dhammā ). Хотя в самих Никаях этот термин не используется как собирательное название. что касается семи наборов, то сами наборы часто появляются в Никаях как сборник практик, ведущих к просветлению».
  10. ^ Ваджра и история (1998).
  11. ^ Нанамоли и Бодхи (2001), «Большая беседа с Сакулудайином» ( Махасакулудайи Сутта , MN 77), стр. 629–647, 1284 с . 762; Упалаванна (н-д); и, SLTP, nd-b
  12. В MN 77, в дополнение к семи наборам из 37 качеств, способствующих просветлению, Будда далее определил, что его учение о различных медитативных достижениях (таких как джханы ) и его достижение высшего знания (например, вспоминание прошлых жизней) способствуют его почитание учеников. Обратите внимание, что фраза «способы развития здоровых состояний» на самом деле отсутствует в самой оригинальной палийской сутте, а представляет собой название раздела в квадратных скобках, вставленное Ньянамоли и Бодхи (2001) для обозначения пятого набора качеств, который сам Будда идентифицирует как основа почитания его учеников.
  13. ^ Бодхи (2000), гл. 45–51, стр.–1523–1749. Количество выявленных здесь дискурсов основано на данных Бодхи (2000), которое включает 894 отдельных дискурса, но фактическое количество дискурсов варьируется в зависимости от того, на какое издание Самьютта Никаи ссылаются.
  14. ^ Упалаванна (nd-b), AN 5.6.6.
  15. ^ Таниссаро (2001), Ин. 82 доступен по адресу https://www.accesstoinsight.org/tipitaka/kn/iti/iti.3.050-099.than.html#iti-082 (получено 22 мая 2007 г.).
  16. ^ SLTP (nd-c), строфа 900 на пали: « Tassa dhamma ime honti kusalā bodhipakkhika, Anāsavo ca so hoti iti vuttaṃ mahesinā ». Это часть строф, приписываемых Ануруддхе . Норман (1997), с. 90, переводится с пали следующим образом: «Его качества хороши, способствуют просветлению, и он лишен асавас [умственных одурманивающих веществ]; так сказал великий провидец».
  17. ^ Рис Дэвидс и Стед (1921–25), соч. цит .
  18. ^ SLTP (без даты), §§ 571, 584 (PTS, стр. 244, 249). Рис Дэвидс и Стид (1921–25), с. 491, статья « бодхи » утверждает, что бодхипакхия-дхамма «упоминается во многих других отрывках Абхидхаммы».
  19. ^ Буддхагхоса и Нанамоли (1999), стр. 702–705. Обратите внимание, что в то время как Висуддхимагга упорядочивает пять дополнительных качеств, перечисленных в таблице, в порядке возрастания частоты среди семи наборов (то есть от веры, которая появляется дважды среди семи наборов, до энергии, которая появляется девять раз), в таблице ниже они упорядочены. способом, соответствующим Пяти способностям и Пяти силам (от веры к пониманию), чтобы облегчить понимание читателем, поскольку потенциально в этом классическом порядке есть аспект развития.
  20. ^ Рис Дэвидс и Стед (1921–25), соч. цит.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Гетин, РМЛ (2001), Буддийский путь к пробуждению: исследование Дхаммы Бодхи-Пакхия , Oneworld Publishers, ISBN  978-1851682850
  • Саядо, леди (1904). Необходимые условия для просветления: Руководство достопочтенного Леди Саядо . Издания BPS Париятти. ISBN  978-1-68172-341-9 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 96ba94c90e3b51471492827e1d69aa2a__1708995420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/96/2a/96ba94c90e3b51471492827e1d69aa2a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bodhipakkhiyādhammā - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)