Медитация

![]() |
Часть серии о |
Дзен-буддизм |
---|
![]() |
Дзен-буддизм ( вьетнамский : Дзен-буддизм , Дзен , IPA: [tʰîən təwŋm] ) — вьетнамская версия дзен-буддизма . Тхиен — китайско-вьетнамское произношение среднекитайского слова 禪 ( чан ), аббревиатуры 禪那 ( чанна ), которое является транслитерацией санскритского слова дхьяна (« медитация »).
История
[ редактировать ]Ранний период
[ редактировать ]Китайский чань-буддизм был представлен во время раннего китайского господства во Вьетнаме , с 111 г. до н.э. по 939 г. н.э., который также учитывал местный анимизм и чамов . влияние [ 1 ] Согласно традиционным источникам, в 580 году индийский монах по имени Винитаручи ( вьетнамский : Tì-ni-đa-lưu-chi ), который считается основателем Тхиана, отправился во Вьетнам после завершения учебы у Сенгкана , третьего Патриарха Чана. Однако Чан уже присутствовал в стране до своего приезда. «Буддизм Тхиен уже утвердился во Вьетнаме до прибытия Винитаручи, поскольку Фап Хиен учился и был ... После смерти Винитаручи Фап Хиен построил храм Чунг-Тхиен на горе Ту, примерно в двадцати милях к северо-западу от Луй Лау ». [ 2 ]
Секта, основанная Винитаручи и его единственным вьетнамским учеником, стала известна как старейшая ветвь Тьен. После периода безвестности школа Винитаручи (Diệt Hỉ Thiền phái; 滅喜禪派) стала одной из самых влиятельных буддийских групп во Вьетнаме к 10 веку, особенно при патриархе Ван Хане (умер в 1018 г.). В это время были основаны и другие школы Тьен, такие как линия храма Фап Ван. [ 3 ] Другие ранние вьетнамские школы Тхён включали школу китайского монаха Ву Яньтуна , которого на вьетнамском языке называли Во Нгон Тонг, которая была связана с преподаванием Мазу Даойи . Информацию об этих школах можно почерпнуть из агиографического труда на китайском языке под названием Thiền uyển tập anh («Сборник выдающихся деятелей сада Чан» ок. 1337 г.). [ 4 ]
Однако тщательное изучение первоисточников Куонг Ту Нгуеном приходит к выводу, что легенда о Винитаручи и рассказы Во Нгон Тонга, вероятно, являются выдумкой, версией вьетнамской буддийской истории, которая «была сознательно построена на основе состава Тхиен уйен в средневековый Вьетнам». [ 5 ] [ 6 ]
Куонг Ту Нгуен отмечает, что тот вид буддизма, который практиковался во Вьетнаме в период китайской оккупации и до написания Тхиен уюна, представлял собой «смесь чудотворства , аскетизма и ритуализма», которая была «очень мирской». [ 5 ]
Вьетнамские династии
[ редактировать ]
Буддийская культура, литература, искусство и архитектура процветали в период мира и стабильности четырех вьетнамских династий Раннего Ле , Ли , Труна и Позднего Ле (980-1400). [ 7 ] [ 8 ]
В ранние периоды Ле и Ли буддизм стал влиятельной силой в придворной политике, и династическая элита рассматривала буддийское духовенство как полезных помощников в своей политической программе, которую они предоставляли в обмен на покровительство. Со временем они были интегрированы в структуру имперского государства. [ 9 ]
Во времена династий Ли и Трун среди элиты возник «новый» придворный буддизм, который был связан с китайским чань и находился под влиянием чаньской литературы. [ 10 ] Некоторые из правителей Тхона принимали активное участие в развитии буддизма Тхен. Трун Тхай Тонг (1218–1277 гг.) был известен как «Великий король-монах» и написал различные важные буддийские произведения, в том числе «Уроки пустоты» , «Путеводитель по дзен-буддизму» и «Комментарий к Алмазной сутре», а также стихи. [ 7 ]
Первая по-настоящему вьетнамская школа Тьен была основана религиозным императором Трун Нхан Тонгом (1258–1308), который стал монахом. Это была школа Трук Лам или «Бамбуковая роща», которая обнаружила глубокое влияние конфуцианской и даосской философии. [ 1 ] Судя по всему, это была элитная религия для аристократов, и ее также пропагандировали китайские монахи, приехавшие преподавать во Вьетнам. [ 6 ] Тем не менее, престиж Трук Лама пошел на убыль в последующие столетия после завоевания Мин (1413–1428), которое привело к периоду конфуцианского доминирования. [ 1 ]
В 17 веке группа китайских монахов во главе с Нгуеном Тиу основала новую энергичную школу Лам То , основанную на школе Линьцзи , которая смешала буддизм Чань и Чистой Земли . [ 1 ] Более одомашненное ответвление Лам То, Лиу Цюань , было основано в 18 веке монахом по имени Лю Цюань . Лам То сегодня остается крупнейшим монашеским орденом в стране. [ 11 ]
Помимо школы Линьцзи , школа Каодонг была впервые представлена в Северном Вьетнаме через мастера Тхонг Зиак Тхи Нгует (通覺水月, 1637-1704), который путешествовал по Китаю и практиковал под руководством мастера Чань Иджу Чжицзяо (一句智教, 30-е поколение школа Каодун) в Хучжоу регион , провинция Чжэцзян , Китай . После трёх лет практики там он достиг просветления и получил инка от Мастера Чжицзяо. Затем он вернулся во Вьетнам и начал проповедовать буддизм .
Преемником Тонг Гиака Туи Нгуета стал дзэнский мастер Чан Дунг Тонг Дьен (真融宗演, 1640–1711), прославившийся своим благочестием и решающей ролью в решении буддийской проблемы во времена династии Ле Чунг Хунг . [ 12 ] Подобно чань-буддизму династий Мин и Цин , эта линия передачи также фокусируется на практике как Дзен, так и Чистой Земли, основной нитью которых является практика Дзен. [ 13 ] Учеником школы был первый верховный патриарх Вьетнамской буддийской Сангхи Достопочтенный Тхик Дык Нхуан (1897-1993). [ 14 ] Главный храм — пагода Хо Нхай (также называемая Хонг Фук Ту), расположенная в районе Ба Динь Ханое в . [ 15 ]
Современный период
[ редактировать ]Вьетнамский буддизм пострадал от политического притеснения в колониальную эпоху Французского Индокитая , как со стороны проконфуцианских мандаринов, так и со стороны французской колониальной политики. [ 1 ]
Современный вьетнамский Тьен находился под влиянием буддийского модернизма таких фигур, как Тайсю и Д.Т. Судзуки , которые видели буддизм с точки зрения социальной и личной трансформации, а не со сверхъестественными понятиями. [ 16 ] В 1930-е годы буддийское реформаторское движение, возглавляемое интеллектуальным духовенством « вовлеченного буддизма », сосредоточилось на ненасильственной социальной и политической деятельности, такой как миротворчество , продвижение прав человека , защита окружающей среды , развитие сельских районов , борьба с этническим насилием , противодействие войне и поддержка прав женщин . [ 17 ] Движение модернизации также протестовало против народной преданности, утверждая, что буддизм следует «очистить от суеверий». [ 18 ] В 1963 году в ответ на враждебное правительство вьетнамские буддисты Махаяны и Тхеравады сформировали Единую буддийскую Сангху . [ 1 ] Тич Три Куанг возглавлял южновьетнамских буддистов в актах гражданского сопротивления в знак протеста против репрессий южновьетнамского правительства в отношении буддистов во время « буддийского кризиса » 1963 года.


Мастеру Тхьен Тхич Тхань То (1924–2022) приписывают ремонт Трук Лама во Вьетнаме . Он был одним из самых выдающихся и влиятельных мастеров Тьен 20 и начала 21 века. Он был учеником Мастера Тхить Тьен Хоа . Самым известным практикующим современного буддизма Тхиен на Западе был Тхич Нят Хонь (1926–2022), который написал десятки книг и основал монастырь Сливовой деревни во Франции вместе со своим коллегой, Мастером Тхиен бхиккуни Чан Хонгом . Другим влиятельным учителем на Западе был Тич Тьен-Ан , который преподавал философию в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе и основал центр медитации в Лос-Анджелесе.
В последние годы модернизация Тхьона приняла новое глобальное измерение, поскольку вьетнамский дзэн находится под влиянием учений влиятельных зарубежных вьетнамских буддийских лидеров, таких как Тхик Нят Хонь, которые приспособили Тхьен к потребностям Запада. В результате вьетнамские буддисты также начали практиковать эти модернизированные формы Тхиен. [ 18 ]
Эта модернистская форма Тьен стала довольно популярной внутри страны и за рубежом, несмотря на то, что в современном Вьетнаме до сих пор нет полной свободы религии . [ 19 ] Комментируя текущую ситуацию во Вьетнаме, Филип Тейлор пишет:
Поток буддийских практиков, текстов и идей по всему Вьетнаму и через национальные границы создает контекст для еще одного недавнего развития буддизма во Вьетнаме - растущего внимания, придаваемого в северном Вьетнаме дзэн (Тхиен) как типичной вьетнамской буддийской традиции....Южная буддийская традиция Интенсивные транснациональные связи Вьетнама сделали возможным репатриацию и распространение в других частях Вьетнама явно медитативной формы буддизма, разработанной вьетнамскими монахами-эмигрантами, базирующимися в Соединенных Штатах и США. Франция... По иронии судьбы, эта недавно импортированная очищенная форма буддизма стала восприниматься как национальная традиция, точка зрения, которая получает поддержку со стороны государства, мотивированного, как и многие буддисты-миряне, присоединиться к подлинной национальной традиции, которая является не запятнанный налетом суеверия....Сегодня Коммунистическая партия стремится повысить свою легитимность, поддерживая дзэн, версию буддизма, продвигаемую транснациональным движением, как подлинную национальную традицию. [ 20 ]
Обучение и практика
[ редактировать ]
Тхьен черпает свои тексты и практики в основном из китайской традиции Чань, а также других школ китайского буддизма . По словам Тич Тьен-Ан :
Большинство буддийских монахов и мирян во Вьетнаме традиционно соблюдают дисциплины Хинаяны , читают мантры , изучают мудру , практикуют медитацию и повторяют имя Будды (В. Ним Пхут , Ч. Ниен-фо , Дж. Нэмбуцу ) без какого-либо конфликта между практиками. . Короче говоря, мы можем сказать, что буддизм во Вьетнаме является синтетическим и единым, а не разделенным и сектантским. В настоящее время популярным методом практики является медитация во время чтения и чтение во время медитации - медитация и чтение для вьетнамских буддистов одно и то же. [ 21 ]
Эта практика известна как «союз дзэн и чтения Чистой Земли». [ 21 ] Повторение сутр, таких как « Лотосовая сутра» , «Вималакирти» , «Шурангама-самадхи» и «Махапаринирвана-сутра», также является очень распространенной практикой, как и во всех школах дзэн. [ 22 ]
Из-за присутствия буддизма Тхеравады во Вьетнаме , Тьен также находился под влиянием практик Тхеравады . Внутрирелигиозный диалог между вьетнамскими тхеравадой и махаяной после образования Объединенной буддийской церкви также привел к более инклюзивному отношению во вьетнамском буддийском сообществе. [ 7 ] Примером может служить широко влиятельная фигура Тич Нят Хан , который, как отмечает Джон Чепмен, хотя и был частью школы Лам Те, также включал Тхераваду в рамках своего обучения. [ 23 ] Тхеравады Тич Нят Хан также написал комментарии к сутте Сатипаттхана и сутте Анапанасати. По словам Чепмена , Хан стремился «продвигать идею гуманистического, единого буддизма». [ 23 ] Он основал Орден Межсуществования как новую модернистскую и гуманистическую форму вьетнамского дзэн.
Макхейл также отмечает, что вьетнамская буддийская практика всегда была инклюзивной и принимала популярные верования и практики, включая народную религию , даосизм и конфуцианство . [ 24 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Джонстон, Уильям М. (редактор), Энциклопедия монашества, стр. 276.
- ^ Кейт Веллер Тейлор, Рождение Вьетнама 1983, стр. 157
- ^ К.В. Тейлор, Джон К. Уитмор; Очерки вьетнамского прошлого, Cornell University Press, 2018, стр. 103.
- ^ К.В. Тейлор, Джон К. Уитмор; Очерки вьетнамского прошлого, Cornell University Press, 2018, стр. 81.
- ^ Jump up to: а б К.В. Тейлор, Джон К. Уитмор; Очерки вьетнамского прошлого, Cornell University Press, 2018, стр. 102, 107.
- ^ Jump up to: а б Куонг Ту Нгуен, Дзен в средневековом Вьетнаме: исследование и перевод сада Дзен Тап Ань , University of Hawaii Press , 1997, стр. 21.
- ^ Jump up to: а б с «Дитрих, Анджела, Корни межсуществования: буддийское возрождение во Вьетнаме» (PDF) .
- ^ Тич Куанг Лиен, «Краткое введение буддизма во Вьетнаме», 1968.
- ^ Куонг Ту Нгуен, Дзен в средневековом Вьетнаме: исследование и перевод сада Дзен Тап Ань , University of Hawaii Press, 1997, стр. 13-14.
- ^ Куонг Ту Нгуен, Дзен в средневековом Вьетнаме: исследование и перевод сада Дзен Тап Ань , University of Hawaii Press, 1997, стр. 19.
- ^ Пауэрс, Джон, Краткая энциклопедия буддизма , Oneworld Publications, 2013, стр.238
- ^ Тик Тхань Ту (1991). Вьетнамский мастер дзен . п. 221-229.
- ^ Тит Тьен Дат (2015). Легендарный мастер секты Южного Сото Ю Люк . Издательство Хонг Дык. п. 51.
- ^ «Жизнеописание Его Святейшества Верховного Патриарха Вьетнамской буддийской Сангхи, покойного Досточтимого Тит Дык Нхуана» . офигенный Giaoquangnam.com. 28 декабря 2016 г. Проверено 17 ноября 2023 г.
- ^ Тик Тхань Ту (1991). Вьетнамский мастер дзен . п. 221-229.
- ^ Боруп, Йорн; Квортруп Фибигер, Марианна; Eastspirit: транснациональная духовность и религиозное распространение на Востоке и Западе , BRILL, 2017, с. 168.
- ^ Глейг, Энн (28 июня 2021 г.). «Занятый буддизм» . Оксфордская исследовательская энциклопедия религии . Оксфорд : Издательство Оксфордского университета . дои : 10.1093/акр/9780199340378.013.755 . ISBN 9780199340378 . Архивировано из оригинала 7 июля 2021 года . Проверено 8 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Ханна Хавневик, Уте Хюскен, Марк Теувен, Владимир Тихонов, Коэн Велленс (редактор), «Буддийские современности: заново изобретая традиции в глобализирующемся современном мире», Тейлор и Фрэнсис, 2017, стр. 189.
- ^ Ханна Хавневик, Уте Хюскен, Марк Теувен, Владимир Тихонов, Коэн Велленс (редактор), Буддийские современности: заново изобретая традиции в глобализирующемся современном мире, Тейлор и Фрэнсис, 2017, стр. 183, 188.
- ^ Ханна Хавневик, Уте Хюскен, Марк Теувен, Владимир Тихонов, Коэн Велленс (ред.), Буддийские современности: заново изобретая традиции в глобализирующемся современном мире, Тейлор и Фрэнсис, 2017, стр.188.
- ^ Jump up to: а б Тит Тхиен-ан, Буддизм и дзэн во Вьетнаме: относительно развития буддизма в Азии, Tuttle Publishing, 1992, стр. 3.
- ^ Андроник, Михаэла , Быть значит быть между собой, Философские учения Тить Нат Нат Хана, 2011.
- ^ Jump up to: а б Чепмен, Джон, Паломничество и возвращение во Вьетнам изгнанного мастера дзэн Тит Нат Хана в 2005 году, в: Тейлор, Филип «Современность и возрождение чар: религия в постреволюционном Вьетнаме».
- ^ Макхейл, Шон Ф., Печать и власть: конфуцианство, коммунизм и буддизм в создании современного Вьетнама , 2004 г.
- Суси, Александр (2022). Дзен-завоевания: буддийские трансформации в современном Вьетнаме . Гавайский университет Press. ISBN 9780824889982 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Вьетнамский дзен
- Охватывающий дзен: вьетнамские учителя дзен
- Деревня Плам — главный монастырь и практический центр Тить Нат Хана, расположенный примерно в 85 км к востоку от Бордо, Франция.