Jump to content

Медитация

Храм Трук Лам , храм Тьен за пределами города Далат курортного , Вьетнам.

Дзен-буддизм ( вьетнамский : Дзен-буддизм , Дзен , IPA: [tʰîən təwŋm] ) — вьетнамская версия дзен-буддизма . Тхиен — китайско-вьетнамское произношение среднекитайского слова 禪 ( чан ), аббревиатуры 禪那 ( чанна ), которое является транслитерацией санскритского слова дхьяна медитация »).

Ранний период

[ редактировать ]

Китайский чань-буддизм был представлен во время раннего китайского господства во Вьетнаме , с 111 г. до н.э. по 939 г. н.э., который также учитывал местный анимизм и чамов . влияние [ 1 ] Согласно традиционным источникам, в 580 году индийский монах по имени Винитаручи ( вьетнамский : Tì-ni-đa-lưu-chi ), который считается основателем Тхиана, отправился во Вьетнам после завершения учебы у Сенгкана , третьего Патриарха Чана. Однако Чан уже присутствовал в стране до своего приезда. «Буддизм Тхиен уже утвердился во Вьетнаме до прибытия Винитаручи, поскольку Фап Хиен учился и был ... После смерти Винитаручи Фап Хиен построил храм Чунг-Тхиен на горе Ту, примерно в двадцати милях к северо-западу от Луй Лау ». [ 2 ]

Секта, основанная Винитаручи и его единственным вьетнамским учеником, стала известна как старейшая ветвь Тьен. После периода безвестности школа Винитаручи (Diệt Hỉ Thiền phái; 滅喜禪派) стала одной из самых влиятельных буддийских групп во Вьетнаме к 10 веку, особенно при патриархе Ван Хане (умер в 1018 г.). В это время были основаны и другие школы Тьен, такие как линия храма Фап Ван. [ 3 ] Другие ранние вьетнамские школы Тхён включали школу китайского монаха Ву Яньтуна , которого на вьетнамском языке называли Во Нгон Тонг, которая была связана с преподаванием Мазу Даойи . Информацию об этих школах можно почерпнуть из агиографического труда на китайском языке под названием Thiền uyển tập anh («Сборник выдающихся деятелей сада Чан» ок. 1337 г.). [ 4 ]

Однако тщательное изучение первоисточников Куонг Ту Нгуеном приходит к выводу, что легенда о Винитаручи и рассказы Во Нгон Тонга, вероятно, являются выдумкой, версией вьетнамской буддийской истории, которая «была сознательно построена на основе состава Тхиен уйен в средневековый Вьетнам». [ 5 ] [ 6 ]

Куонг Ту Нгуен отмечает, что тот вид буддизма, который практиковался во Вьетнаме в период китайской оккупации и до написания Тхиен уюна, представлял собой «смесь чудотворства , аскетизма и ритуализма», которая была «очень мирской». [ 5 ]

Вьетнамские династии

[ редактировать ]
Первая страница буддийского эссе Чан Тай Тонга, ок. 1260. Виноградная письменность.

Буддийская культура, литература, искусство и архитектура процветали в период мира и стабильности четырех вьетнамских династий Раннего Ле , Ли , Труна и Позднего Ле (980-1400). [ 7 ] [ 8 ]

В ранние периоды Ле и Ли буддизм стал влиятельной силой в придворной политике, и династическая элита рассматривала буддийское духовенство как полезных помощников в своей политической программе, которую они предоставляли в обмен на покровительство. Со временем они были интегрированы в структуру имперского государства. [ 9 ]

Во времена династий Ли и Трун среди элиты возник «новый» придворный буддизм, который был связан с китайским чань и находился под влиянием чаньской литературы. [ 10 ] Некоторые из правителей Тхона принимали активное участие в развитии буддизма Тхен. Трун Тхай Тонг (1218–1277 гг.) был известен как «Великий король-монах» и написал различные важные буддийские произведения, в том числе «Уроки пустоты» , «Путеводитель по дзен-буддизму» и «Комментарий к Алмазной сутре», а также стихи. [ 7 ]

Первая по-настоящему вьетнамская школа Тьен была основана религиозным императором Трун Нхан Тонгом (1258–1308), который стал монахом. Это была школа Трук Лам или «Бамбуковая роща», которая обнаружила глубокое влияние конфуцианской и даосской философии. [ 1 ] Судя по всему, это была элитная религия для аристократов, и ее также пропагандировали китайские монахи, приехавшие преподавать во Вьетнам. [ 6 ] Тем не менее, престиж Трук Лама пошел на убыль в последующие столетия после завоевания Мин (1413–1428), которое привело к периоду конфуцианского доминирования. [ 1 ]

В 17 веке группа китайских монахов во главе с Нгуеном Тиу основала новую энергичную школу Лам То , основанную на школе Линьцзи , которая смешала буддизм Чань и Чистой Земли . [ 1 ] Более одомашненное ответвление Лам То, Лиу Цюань , было основано в 18 веке монахом по имени Лю Цюань . Лам То сегодня остается крупнейшим монашеским орденом в стране. [ 11 ]

Помимо школы Линьцзи , школа Каодонг была впервые представлена ​​в Северном Вьетнаме через мастера Тхонг Зиак Тхи Нгует (通覺水月, 1637-1704), который путешествовал по Китаю и практиковал под руководством мастера Чань Иджу Чжицзяо (一句智教, 30-е поколение школа Каодун) в Хучжоу регион , провинция Чжэцзян , Китай . После трёх лет практики там он достиг просветления и получил инка от Мастера Чжицзяо. Затем он вернулся во Вьетнам и начал проповедовать буддизм .

Преемником Тонг Гиака Туи Нгуета стал дзэнский мастер Чан Дунг Тонг Дьен (真融宗演, 1640–1711), прославившийся своим благочестием и решающей ролью в решении буддийской проблемы во времена династии Ле Чунг Хунг . [ 12 ] Подобно чань-буддизму династий Мин и Цин , эта линия передачи также фокусируется на практике как Дзен, так и Чистой Земли, основной нитью которых является практика Дзен. [ 13 ] Учеником школы был первый верховный патриарх Вьетнамской буддийской Сангхи Достопочтенный Тхик Дык Нхуан (1897-1993). [ 14 ] Главный храм — пагода Хо Нхай (также называемая Хонг Фук Ту), расположенная в районе Ба Динь Ханое в . [ 15 ]

Современный период

[ редактировать ]

Вьетнамский буддизм пострадал от политического притеснения в колониальную эпоху Французского Индокитая , как со стороны проконфуцианских мандаринов, так и со стороны французской колониальной политики. [ 1 ]

Современный вьетнамский Тьен находился под влиянием буддийского модернизма таких фигур, как Тайсю и Д.Т. Судзуки , которые видели буддизм с точки зрения социальной и личной трансформации, а не со сверхъестественными понятиями. [ 16 ] В 1930-е годы буддийское реформаторское движение, возглавляемое интеллектуальным духовенством « вовлеченного буддизма », сосредоточилось на ненасильственной социальной и политической деятельности, такой как миротворчество , продвижение прав человека , защита окружающей среды , развитие сельских районов , борьба с этническим насилием , противодействие войне и поддержка прав женщин . [ 17 ] Движение модернизации также протестовало против народной преданности, утверждая, что буддизм следует «очистить от суеверий». [ 18 ] В 1963 году в ответ на враждебное правительство вьетнамские буддисты Махаяны и Тхеравады сформировали Единую буддийскую Сангху . [ 1 ] Тич Три Куанг возглавлял южновьетнамских буддистов в актах гражданского сопротивления в знак протеста против репрессий южновьетнамского правительства в отношении буддистов во время « буддийского кризиса » 1963 года.

Зал для медитации Монастыря Дир-Парк ( Калифорния ), который является частью Нят Хон . Тич традиции Сливовой деревни
Тит Нат Хан , вьетнамский мастер дзэн.

Мастеру Тхьен Тхич Тхань То (1924–2022) приписывают ремонт Трук Лама во Вьетнаме . Он был одним из самых выдающихся и влиятельных мастеров Тьен 20 и начала 21 века. Он был учеником Мастера Тхить Тьен Хоа . Самым известным практикующим современного буддизма Тхиен на Западе был Тхич Нят Хонь (1926–2022), который написал десятки книг и основал монастырь Сливовой деревни во Франции вместе со своим коллегой, Мастером Тхиен бхиккуни Чан Хонгом . Другим влиятельным учителем на Западе был Тич Тьен-Ан , который преподавал философию в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе и основал центр медитации в Лос-Анджелесе.

В последние годы модернизация Тхьона приняла новое глобальное измерение, поскольку вьетнамский дзэн находится под влиянием учений влиятельных зарубежных вьетнамских буддийских лидеров, таких как Тхик Нят Хонь, которые приспособили Тхьен к потребностям Запада. В результате вьетнамские буддисты также начали практиковать эти модернизированные формы Тхиен. [ 18 ]

Эта модернистская форма Тьен стала довольно популярной внутри страны и за рубежом, несмотря на то, что в современном Вьетнаме до сих пор нет полной свободы религии . [ 19 ] Комментируя текущую ситуацию во Вьетнаме, Филип Тейлор пишет:

Поток буддийских практиков, текстов и идей по всему Вьетнаму и через национальные границы создает контекст для еще одного недавнего развития буддизма во Вьетнаме - растущего внимания, придаваемого в северном Вьетнаме дзэн (Тхиен) как типичной вьетнамской буддийской традиции....Южная буддийская традиция Интенсивные транснациональные связи Вьетнама сделали возможным репатриацию и распространение в других частях Вьетнама явно медитативной формы буддизма, разработанной вьетнамскими монахами-эмигрантами, базирующимися в Соединенных Штатах и ​​​​США. Франция... По иронии судьбы, эта недавно импортированная очищенная форма буддизма стала восприниматься как национальная традиция, точка зрения, которая получает поддержку со стороны государства, мотивированного, как и многие буддисты-миряне, присоединиться к подлинной национальной традиции, которая является не запятнанный налетом суеверия....Сегодня Коммунистическая партия стремится повысить свою легитимность, поддерживая дзэн, версию буддизма, продвигаемую транснациональным движением, как подлинную национальную традицию. [ 20 ]

Обучение и практика

[ редактировать ]
Дзэнские монахи проводят службу в Хюэ .

Тхьен черпает свои тексты и практики в основном из китайской традиции Чань, а также других школ китайского буддизма . По словам Тич Тьен-Ан :

Большинство буддийских монахов и мирян во Вьетнаме традиционно соблюдают дисциплины Хинаяны , читают мантры , изучают мудру , практикуют медитацию и повторяют имя Будды (В. Ним Пхут , Ч. Ниен-фо , Дж. Нэмбуцу ) без какого-либо конфликта между практиками. . Короче говоря, мы можем сказать, что буддизм во Вьетнаме является синтетическим и единым, а не разделенным и сектантским. В настоящее время популярным методом практики является медитация во время чтения и чтение во время медитации - медитация и чтение для вьетнамских буддистов одно и то же. [ 21 ]

Эта практика известна как «союз дзэн и чтения Чистой Земли». [ 21 ] Повторение сутр, таких как « Лотосовая сутра» , «Вималакирти» , «Шурангама-самадхи» и «Махапаринирвана-сутра», также является очень распространенной практикой, как и во всех школах дзэн. [ 22 ]

Из-за присутствия буддизма Тхеравады во Вьетнаме , Тьен также находился под влиянием практик Тхеравады . Внутрирелигиозный диалог между вьетнамскими тхеравадой и махаяной после образования Объединенной буддийской церкви также привел к более инклюзивному отношению во вьетнамском буддийском сообществе. [ 7 ] Примером может служить широко влиятельная фигура Тич Нят Хан , который, как отмечает Джон Чепмен, хотя и был частью школы Лам Те, также включал Тхераваду в рамках своего обучения. [ 23 ] Тхеравады Тич Нят Хан также написал комментарии к сутте Сатипаттхана и сутте Анапанасати. По словам Чепмена , Хан стремился «продвигать идею гуманистического, единого буддизма». [ 23 ] Он основал Орден Межсуществования как новую модернистскую и гуманистическую форму вьетнамского дзэн.

Макхейл также отмечает, что вьетнамская буддийская практика всегда была инклюзивной и принимала популярные верования и практики, включая народную религию , даосизм и конфуцианство . [ 24 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж Джонстон, Уильям М. (редактор), Энциклопедия монашества, стр. 276.
  2. ^ Кейт Веллер Тейлор, Рождение Вьетнама 1983, стр. 157
  3. ^ К.В. Тейлор, Джон К. Уитмор; Очерки вьетнамского прошлого, Cornell University Press, 2018, стр. 103.
  4. ^ К.В. Тейлор, Джон К. Уитмор; Очерки вьетнамского прошлого, Cornell University Press, 2018, стр. 81.
  5. ^ Jump up to: а б К.В. Тейлор, Джон К. Уитмор; Очерки вьетнамского прошлого, Cornell University Press, 2018, стр. 102, 107.
  6. ^ Jump up to: а б Куонг Ту Нгуен, Дзен в средневековом Вьетнаме: исследование и перевод сада Дзен Тап Ань , University of Hawaii Press , 1997, стр. 21.
  7. ^ Jump up to: а б с «Дитрих, Анджела, Корни межсуществования: буддийское возрождение во Вьетнаме» (PDF) .
  8. ^ Тич Куанг Лиен, «Краткое введение буддизма во Вьетнаме», 1968.
  9. ^ Куонг Ту Нгуен, Дзен в средневековом Вьетнаме: исследование и перевод сада Дзен Тап Ань , University of Hawaii Press, 1997, стр. 13-14.
  10. ^ Куонг Ту Нгуен, Дзен в средневековом Вьетнаме: исследование и перевод сада Дзен Тап Ань , University of Hawaii Press, 1997, стр. 19.
  11. ^ Пауэрс, Джон, Краткая энциклопедия буддизма , Oneworld Publications, 2013, стр.238
  12. ^ Тик Тхань Ту (1991). Вьетнамский мастер дзен . п. 221-229.
  13. ^ Тит Тьен Дат (2015). Легендарный мастер секты Южного Сото Ю Люк . Издательство Хонг Дык. п. 51.
  14. ^ «Жизнеописание Его Святейшества Верховного Патриарха Вьетнамской буддийской Сангхи, покойного Досточтимого Тит Дык Нхуана» . офигенный Giaoquangnam.com. 28 декабря 2016 г. Проверено 17 ноября 2023 г.
  15. ^ Тик Тхань Ту (1991). Вьетнамский мастер дзен . п. 221-229.
  16. ^ Боруп, Йорн; Квортруп Фибигер, Марианна; Eastspirit: транснациональная духовность и религиозное распространение на Востоке и Западе , BRILL, 2017, с. 168.
  17. ^ Глейг, Энн (28 июня 2021 г.). «Занятый буддизм» . Оксфордская исследовательская энциклопедия религии . Оксфорд : Издательство Оксфордского университета . дои : 10.1093/акр/9780199340378.013.755 . ISBN  9780199340378 . Архивировано из оригинала 7 июля 2021 года . Проверено 8 августа 2021 г.
  18. ^ Jump up to: а б Ханна Хавневик, Уте Хюскен, Марк Теувен, Владимир Тихонов, Коэн Велленс (редактор), «Буддийские современности: заново изобретая традиции в глобализирующемся современном мире», Тейлор и Фрэнсис, 2017, стр. 189.
  19. ^ Ханна Хавневик, Уте Хюскен, Марк Теувен, Владимир Тихонов, Коэн Велленс (редактор), Буддийские современности: заново изобретая традиции в глобализирующемся современном мире, Тейлор и Фрэнсис, 2017, стр. 183, 188.
  20. ^ Ханна Хавневик, Уте Хюскен, Марк Теувен, Владимир Тихонов, Коэн Велленс (ред.), Буддийские современности: заново изобретая традиции в глобализирующемся современном мире, Тейлор и Фрэнсис, 2017, стр.188.
  21. ^ Jump up to: а б Тит Тхиен-ан, Буддизм и дзэн во Вьетнаме: относительно развития буддизма в Азии, Tuttle Publishing, 1992, стр. 3.
  22. ^ Андроник, Михаэла , Быть значит быть между собой, Философские учения Тить Нат Нат Хана, 2011.
  23. ^ Jump up to: а б Чепмен, Джон, Паломничество и возвращение во Вьетнам изгнанного мастера дзэн Тит Нат Хана в 2005 году, в: Тейлор, Филип «Современность и возрождение чар: религия в постреволюционном Вьетнаме».
  24. ^ Макхейл, Шон Ф., Печать и власть: конфуцианство, коммунизм и буддизм в создании современного Вьетнама , 2004 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 846107c7bec5db1fc223a01c0b295d17__1724200860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/84/17/846107c7bec5db1fc223a01c0b295d17.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Thiền - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)