Длинный свиток «Трактата о двух входах и четырех практиках»
![]() |
Часть серии о |
Дзен-буддизм |
---|
![]() |
«Трактат о двух входах и четырех практиках» (китайский: 二入四行; пиньинь: èrrú sìxíng ; Уэйд-Джайлс: Erh-ju ssu-hsing ; японский: Ninyū shigyō ron ) — буддийский текст, приписываемый Бодхидхарме , основателю традиции. Чань Дзен (яп. ) буддизм.
История
[ редактировать ]Текст, иногда называемый просто « Два входа» , был впервые использован в VI веке нашей эры группой странствующих монахов в Северном Китае, специализирующихся на медитации, которые считали Бодхидхарму своим духовным предком. Хотя этот текст первоначально приписывался Бодхидхарме, к нему было добавлено много материала, вероятно, примерно в VIII веке, монахами или, возможно, другими анонимными группами. Работа, наряду с биографией Бодхидхармы Тан Луня и другими недавно обнаруженными рукописями, была перекомпилирована известным японским практикующим дзен Дайсэцу Тейтаро Судзуки в 1935 году.
Учения
[ редактировать ]Два входа, упомянутые в названии, — это вход принципа (理入 lǐrù) и вход практики (行入 xíngrù). [1] [примечание 1]
- «Вход принципа» означает видение сквозь омрачения нашего повседневного ума и проявление нашей истинной природы, то есть природы Будды ; [2] об этом говорится в одном коротком отрывке:
Вйти по принципу — значит осознать суть посредством наставления и поверить, что все живые существа имеют одну и ту же истинную природу, которая не очевидна, потому что окутана ощущениями и заблуждениями. Те, кто обращается от заблуждения обратно к реальности, кто «медитирует на стенах», об отсутствии себя и других, единстве смертного и мудреца, и кого не трогают даже писания, находятся в полном и невысказанном согласии с принципами. Не двигаясь, не прилагая усилий, они входят, скажем так, по принципу. [3]
- «Вход в практику» предполагает практику «независимого взгляда на различные обстоятельства собственной жизни» посредством различных повседневных практик. [4] В разделе, посвященном последнему, четыре практики перечислены как лежащие в основе учения Бодхидхармы. Это: [4]
- Практика возмездия за вражду: принимать все страдания как плод прошлых проступков, без вражды и жалоб.
- Практика принятия обстоятельств: оставаться равнодушным даже к удаче, признавая ее мимолетной.
- Практика отсутствия жажды : быть без жажды, которая является источником всех страданий.
- Практика соответствия Дхарме: искоренить неправильные мысли и практиковать шесть совершенств , не имея никакой «практики».
По словам Джона Р. Макрея, «вход в принципы» относится к внутреннему совершенствованию, умственной практике, осуществляемой глубоко внутри психики человека, а «вход в практику» относится к практике, осуществляемой активно и во взаимодействии с миром». [5] Тем не менее, Макрей также отмечает, что неясно, что именно повлекло за собой «вход принципа». [6] Фраза «созерцание стены», бигуань , не имеет прямого объяснения, хотя она обычно используется в буддийской и даосской литературе для обозначения как физического обращения к стене, так и метафорического культивирования неразличения между всеми вещами через внутреннюю неподвижность. Более поздняя традиция графически изображала это как практику дхьяны лицом к стене, но это может быть метафорой, относящейся к четырем стенам комнаты, которые не позволяют ветрам проникать в комнату. [7]
Структура
[ редактировать ]Формат текста представляет собой сборник учений мастера, собранных его учениками. В списке указаны два входа: абстрактный и конкретный. Другими словами, в тексте перечислены два разных способа достижения просветления: один основан на внутреннем размышлении (вход принципа), а другой — на внешнем действии (вход практики). Бимодальная структура этого трактата часто копировалась и стала типичной для раннего чань-буддизма.
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Принцип» также переводится как «причина».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Макрей 2003 , стр. 29, 32.
- ^ Макрей 2003 , стр. 29–31.
- ^ Красная Сосна 1989 .
- ^ Jump up to: а б Макрей 2003 , с. 32.
- ^ Макрей 2003 , с. 89.
- ^ Макрей 2003 , с. 31.
- ^ Макрей 2003 , стр. 30–31.
Источники
[ редактировать ]- Макрей, Джон Р. (2003), Видеть сквозь дзен: встреча, трансформация и генеалогия в китайском чань-буддизме , Беркли: University of California Press, ISBN 9780520237971
- Дзен-учение Бодхидхармы , перевод Red Pine, Нью-Йорк: North Shore Press, 1989, ISBN 9780865473980
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дюмулен, Генрих : Пересмотр раннего китайского дзэна (pdf)
- Макрей, Джон Р., Предшественники встречного диалога в китайском чань-буддизме
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Древнейшие учения Чань. Трактат о двух входах и четырех практиках , Daily Zen Journal, выпуск №6
- Шэн-Йен, Цо-Чань