Доктринальная основа дзэн
![]() |
Часть серии о |
Дзен-буддизм |
---|
![]() |
Дзэн имеет богатую доктринальную основу, несмотря на традиционное повествование Дзэн, в котором говорится, что это «особая передача вне писаний», которая «не опирается на слова». [1]
Полярности
[ редактировать ]Классический китайский чань характеризуется набором полярностей: [2] абсолютно-относительный, [3] Природа Будды – Шуньята, [4] внезапное и постепенное просветление, [5] эзотерическая и экзотерическая передача. [6]
Абсолютно-относительный
[ редактировать ]Праджняпарамита -сутры и Мадхьямака подчеркивали недвойственность формы и пустоты: «форма — это пустота, пустота — это форма», как « Сутра сердца ». говорит [3] Это понималось как означающее, что конечная реальность — это не трансцендентная сфера, а равна повседневному миру относительной реальности. Эта идея вписывалась в китайскую культуру, которая делала упор на мирской мир и общество. Но это не говорит о том, как абсолютное присутствует в относительном мире:
Отрицать двойственность сансары и нирваны, как это делает Совершенство Мудрости, или логически демонстрировать ошибку дихотомической концептуализации, как это делает Нагарджуна, не значит решать вопрос об отношениях между сансарой и нирваной - или, выражаясь в более философских терминах, , между феноменальной и окончательной реальностью [...] Какова же тогда связь между этими двумя сферами? [3]
Ответ на этот вопрос дают такие схемы, как «Пять рангов Тозан» , [7] « Картины Оксердинга» и «Четыре способа познания» Хакуина . [8]
Схема Мадхьямаки доктрины Двух Истин , схемы Йогачары Трех Природ и доктрины Трикаи также дают изображения взаимодействия между абсолютным и относительным.
Природа Будды и Шуньята
[ редактировать ]Когда буддизм появился в Китае, его понимали с точки зрения его собственной культуры. Различные секты изо всех сил пытались достичь понимания индийских текстов. и Сутры Татхагатагарбхи идея природы Будды были одобрены из-за предполагаемого сходства с Дао , которое понималось как трансцендентная реальность, лежащая в основе мира явлений. Шуньята сначала понималась как указание на даосское «у» , небытие . [9] [10]
Доктрина о природе Будды утверждает, что все чувствующие существа обладают природой Будды (санскр. Buddhadhātu , «Элемент Будды», «Принцип Будды»), элементом, из которого возникает пробуждение. ( Сутры Татхагатагарбхи буквально: чрево ушедшего) утверждают, что каждое живое существо имеет потенциал реализовать пробуждение. [11] Следовательно, буддизм предлагает спасение каждому, а не только монахам или тем, кто почти полностью освободился от кармы в предыдущих жизнях. [ нужна ссылка ] Теория Йогачары восьми сознаний объясняет, как сенсорная информация и ум создают мир, который мы переживаем, и затемняют алая-виджняну, которая приравнивается к природе будды. [12]
Когда этот потенциал реализован и загрязнения устранены, татхагатагарбха проявляется как Дхармакая , абсолютная реальность, которая пронизывает все в мире. [11] Таким образом, это также изначальная реальность, из которой возникает феноменальная реальность. Когда это понимание идеализируется, оно становится трансцендентальной реальностью под миром явлений. [13]
Шуньята указывает на «пустоту» или отсутствие «вещей» всех «вещей». Хотя мы воспринимаем мир конкретных и дискретных объектов, обозначенных именами, при внимательном анализе «вещность» растворяется, оставляя их «пустыми» от собственного существования. [14] Сутра Сердца , текст из Праджняпарамита-сутры , формулирует это в следующем высказывании, в котором пять скандх называются «пустыми»:
«О, Шарипутра, форма не отличается от пустоты,
И Пустота не отличается от формы.
Форма — это Пустота, а Пустота — это Форма;
То же самое верно и для чувств,Восприятия, воля и сознание». [Интернет 1]
Учения о пяти скандах принадлежат к центральным учениям Трипитаки . Они образуют подразделение Самьютта Никаи . Пять скандх также упоминаются в Ланкаватара-сутре:
Читта танцует как танцор; Манас похож на шута; [ Мано- ]виджняна вместе с пятью [виджнянами] создает объективный мир, подобный сцене. [Интернет 2] [примечание 1]
Йогачара . объясняет эту «пустоту» анализом того, как мы воспринимаем «вещи» Все, что мы представляем, является результатом работы пяти скандх — результатов восприятия, чувства, воли и различения. [примечание 2] Пять скандх вместе составляют сознание. «Вещи», которые мы осознаём, — это «просто концепции», а не Ding an sich . [12]
потребовалось Китайскому буддизму несколько столетий, чтобы признать, что шуньята не относится к «у», небытию , [9] [16] и буддизм не постулирует бессмертную душу. [9] Влияние этих различных доктринальных и текстовых источников все еще заметно в дзэн. Учителя дзэн по-прежнему ссылаются на природу будды, но традиция дзэн также подчеркивает, что природа будды — это шуньята, отсутствие независимого и существенного «я». [9]
Внезапное и постепенное просветление
[ редактировать ]
В дзэн-буддизме можно выделить два основных взгляда на путь к просветлению: внезапное и постепенное просветление.
Ранний Чань признавал «превосходство тела и ума» , за которым следовало «неосквернение [] знания и восприятия» , что означало внезапное проникновение в истинную природу с последующим постепенным очищением намерений. [17]
В VIII веке история Чань была эффективно переработана Шэньхуэем , который создал дихотомию между так называемой «Северной школой» , возглавляемой Юйцюань Шэньсю , и своей собственной линией обучения, которую он назвал «Северной школой». Южная школа». [18] Шэньхуэй поставил Хуэй-нэна на видное место как шестого чань-патриарха и подчеркнул внезапное просветление параллельной Северной школы , в отличие от предполагаемого постепенного просветления . [18] Согласно внезапному просветлению, пропагандируемому Шэньхуэем, понимание истинной природы происходит внезапно; после этого не может быть больше недоразумений относительно этой истинной природы.
В Сутре Платформы примиряется дихотомия между внезапным и постепенным. [19] Гуйфэн Цзунми , преемник Shenhui в пятом поколении, также смягчил грань между внезапным и постепенным. В его анализе внезапное пробуждение указывает на видение своей истинной природы, но за ним следует постепенное совершенствование для достижения состояния будды . [20]
Чинул , корейский мастер сон XII века, последовал примеру Цзунми и также подчеркнул, что прозрение нашей истинной природы происходит внезапно, но за ним должна последовать практика, чтобы созреть прозрение и достичь полного состояния будды. Это также точка зрения современного Санбо Кёдан , согласно которому кэнсё находится в начале пути к полному просветлению. [21]
Это постепенное совершенствование также признается Тодзаном , который описал Пять степеней просветления . [Интернет 3] Другим примером изображения этапов пути являются « Десять картинок с пасом быков» , на которых подробно описаны шаги на Пути, «Три загадочных врата Линьджи» и « Четыре способа познания Хакуина » . [8] Это постепенное совершенствование описывается чаньским мастером Шэн Йеном следующим образом:
Выражения Чань относятся к просветлению как к «видению своей собственной природы». Но даже этого недостаточно. Увидев свою внутреннюю природу, вам необходимо еще больше углубить свой опыт и довести его до зрелости. Вам следует снова и снова получать опыт просветления и поддерживать его постоянной практикой. Хотя Чань говорит, что во время просветления ваше мировоззрение такое же, как у Будды, вы еще не полный Будда . [22]
Акцент, который Шэньхуэй делал на внезапном просветлении , также отражал растущее признание Алмазной сутры в китайском буддизме 8-го века. [23] [24] Ланкаватара-сутра, подтверждающая природу Будды, подчеркивает чистоту ума, которой можно достичь постепенно. Алмазная сутра подчеркивает шуньяту, которая «должна быть реализована полностью или не реализована вообще». [24]
Как только была установлена дихотомия между внезапным и постепенным, она определила свою собственную логику и риторику, которые также можно узнать в различии между Цаодун (Сото) и Линь-цзи (Риндзай) чань. [25] Но это также приводит к «иногда ожесточенным и всегда многословным сектантским спорам между более поздними толкователями Чана и Хуаяня ». [26] В классификации учений Хуаянь внезапный подход считался хуже Совершенного Учения Хуаянь. Гуйфэн Цзунми , пятый патриарх Хуа-янь и Чан-мастер, разработал свою собственную классификацию, чтобы противостоять этому подчинению. [20] Чтобы доказать превосходство учения Чан, Чинул объяснил внезапный подход указанием не на простую пустоту, а на таковость или дхармадхату . [27]
Эзотерическая и экзотерическая передача
[ редактировать ]По словам Борупа, акцент на «передаче ума к разуму» является формой эзотерической передачи, при которой «традиция и просветленный ум передаются лицом к лицу». [6] Метафорически это можно описать как передачу пламени от одной свечи к другой. [6] или передача из одной вены в другую. [28] При экзотерической передаче требуется «прямой доступ к учению через личное открытие самого себя. Этот тип передачи и идентификации символизируется открытием сияющего фонаря или зеркала». [6]
Эту полярность можно распознать по акценту, который традиция Дзэн уделяет поддержанию правильной передачи Дхармы , одновременно подчеркивая внимание к своей природе. По словам мастера Риндзай Турей Эндзи :
Вопрос обучения у учителя является наиболее важным. Люди древности, которые достигли источника видения природы , прошли через множество барьеров ясно и полностью без малейшего сомнения и свободно путешествовали по миру, открывая большие рты в дискуссиях, познали трансцендентное послание дзэн только после того, как, наконец, пробежали в мастеров дзэн великого видения. Тогда они искренне стремились к определенности и взяли на себя обязанность преемственности учителя, неся долг Дхармы, никогда не забывать его ни на мгновение. Это называется преемственностью дхармы. С древних времен обозначенная преемственность учителей-предков всегда была такой. [29] [примечание 3]
Тем не менее, хотя традиция дзэн всегда подчеркивала важность формальной передачи Дхармы, существуют хорошо известные примеры Муси докуго , такие как Нонин , Дзинул и Судзуки Сёсан, которые достигли пробуждения самостоятельно, хотя все они были знакомы с дзэн-дзэн. учения.
Идеал Бодхисаттвы
[ редактировать ]Важным, хотя и легко упускаемым из виду аспектом дзэн является идеал бодхисаттвы. [30] Он дополняет кэнсё и понимание абсолюта Каруной , состраданием ко всем чувствующим существам. [8] Этот идеал отражен в обете бодхисаттвы и заповедях бодхисаттвы. [31] или дзюкай . [Интернет 4]
Частью этого идеала бодхисаттвы являются парамиты , которые также упоминаются в Алмазной сутре:
- Дана (щедрость, отдача себя),
- Шила (добродетель, нравственность, правильное поведение),
- Ксанти (терпение, толерантность, выдержка, принятие, выносливость),
- Вирья (энергия, трудолюбие, энергичность, старание),
- Дхьяна (медитация, спокойствие) и
- Праджня (мудрость, проницательность). [32] [примечание 4]
Идеал бодхисаттвы — центральная тема Праджняпарамита-сутр. [34]
Догэн упоминает идеал Бодхисаттвы во всех своих работах. [Интернет 5] [Интернет 6]
Хакуин видел «глубокое сострадание и стремление помочь всем живым существам повсюду». [35] как неотъемлемую часть буддийского пути к пробуждению . Хакуин подчеркнул необходимость «тренировки после сатори». [36] [37] очищение ума от кармических склонностей и
[В]кручивая вперед колесо Четырех Вселенских обетов, давая себе обещание принести пользу и спасти все живые существа, одновременно стремясь каждую минуту своей жизни практиковать великое даяние Дхармы. [37]
Понимание необходимости пробуждения бодхичитты сформировало окончательное пробуждение Хакуина:
Разве бритая голова и монашеское одеяние не были Умом Просветления? Разве чтение сутр, мантр и дхарани не является умом просветления? [...] [На] сорок первом году жизни [...] я, наконец, проник в суть этого великого дела. Вдруг, неожиданно, я увидел это — оно было так ясно, как будто оно было прямо здесь, в моей руке. Что такое Разум Просветления? Я понял, что это вопрос добрых дел — приносить пользу другим, даруя им учение Дхармы. [37]
Будды и бодхисаттвы, такие как Амитабха , Авалокитешвара , Манджушри , Самантабхадра и Кшитигарбха , почитаются наряду с Гаутамой Буддой . [38] [примечание 5]
Многократным повторением сутры ( Авалокитешвары ) Канзеон Босацу Фумонбон ( глава 25 Лотосовой сутры) [Интернет 7] ), например, человек внушает себе идеалы Бодхисаттвы. Конечная цель указана в конце сутры, где говорится: «Утром будьте едины с Авалокитешварой ; вечером будьте едины с Авалокитешварой». Благодаря осознанию пустоты и махаянскому представлению о том, что все вещи обладают природой Будды , человек понимает, что нет разницы между космическим бодхисаттвой и самим собой. Мудрость и сострадание Бодхисаттвы, которому воспевают, приравниваются к внутренней мудрости и состраданию практикующего. Таким образом, двойственность между субъектом и объектом, практикующим и Бодхисаттвой, воспевающим и сутрой прекращается.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Влияние этих учений можно увидеть в высказываниях Мазу:
Мастер Лян посетил Ма-цзу.
Ма-цу сказал: Я слышал, что учитель великолепно объясняет сутры и шастры, так ли это?
Лян сказал: Действительно
Ма-цу сказал: Чем ты объясняешь?
Лян сказал: Я объясняю умом.
Ма-цу сказал: Ум подобен художнику, а сознание [подобно] его помощнику, как ты можешь этим объяснить учение? [15] - ^ Переводы различаются, и это имеет значение. Виджняну можно перевести как «сознание», но также и как «проницательность». [12]
- ^ Современное понимание дзэн как опыта «абсолютной истины» или реальности. [ нужна ссылка ] может повлиять на институциональную форму, которую собирается принять западный дзэн, где индивидуальная свобода высоко ценится. См. также Бодифорд 2008, стр. 277–279.
- ^ Вай-тао и Годдард тематически переработали свой перевод Алмазной сутры, используя шесть парамит в качестве основы. [33]
- ^ [39] упоминает: Блофельд, Джон (1988), Бодхисаттва сострадания — мистическая традиция Гуань Инь . Бостон: Шанбхала
Ссылки
[ редактировать ]Письменные рекомендации
[ редактировать ]- ^ Дюмулен 2005a , с. 85-94.
- ^ Макрей 2003 , стр. 138–142.
- ^ Jump up to: а б с Лян-Чье 1986 : 9
- ^ Касулис 2003 , стр. 26-29.
- ^ Макрей 2003 , стр. 123–138.
- ^ Jump up to: а б с д Боруп 2008 , стр. 9.
- ^ Касулис 2003 : 29
- ^ Jump up to: а б с Низкий 2006 год .
- ^ Jump up to: а б с д Пусть 2003 год
- ^ Суонсон 1993 , с. 373.
- ^ Jump up to: а б Уэйман и Уэйман 1990 .
- ^ Jump up to: а б с Бизнес 1992 года .
- ^ Бизнес 1994 .
- ^ Бизнес 1994 , с. 160-169.
- ^ Ливенс 1981 , с. §19, с.105-106.
- ^ Суонсон 1993 .
- ^ Макрей 2003 , с. 88-92.
- ^ Jump up to: а б Макрей 2003 , с. 54-56.
- ^ Макрей 2003 , с. 60-67.
- ^ Jump up to: а б Григорий 1991 .
- ^ Капло 1989 .
- ^ Йена 2006 , с. 54).
- ^ Макрей 2003 , с. 62.
- ^ Jump up to: а б Касулис 2003 , стр. 26-28.
- ^ Макрей 2003 , с. 123.
- ^ Басвелл 1993 , с. 234.
- ^ Басвелл 1991 , с. 240-241.
- ^ Форе 2000 , с. 58.
- ^ Торей 2010 , стр. 88.
- ^ Бэтчелор 2004 .
- ^ Андерсон 2000 .
- ^ Вай-тао 1994 .
- ^ Эйткен 1994 .
- ^ Дюмулен 2005a , с. 41.
- ^ Низкий 2006 , с. 35.
- ^ Уодделл 2010 .
- ^ Jump up to: а б с Хакуин 2010 .
- ^ Латоуверс 2000
- ^ Латоуверс 2000 , с. 221.
Веб-ссылки
[ редактировать ]- ^ Сутра Сердца Праджня Парамита Хридая Сутра
- ^ Ланкаватара Сутра, глава 82, стр.192 Сузуки-перевод, стр.223/224 в скобках
- ^ Пять рангов Тозана
- ^ Догэн, О получении обетов
- ^ Догэн, Собогэндзо, Он Каннон, Бодхисаттва Сострадания
- ^ Догэн, Сёбогэндзо, О четырёх образцовых действиях бодхисаттвы
- ^ Авалокитешвара Сутра
Источники
[ редактировать ]- Эйткен, Роберт (1994), Предисловие к «Буддийской Библии» , Бостон, Массачусетс: Beacon Press.
- Андерсон, Реб (2000), Быть в вертикальном положении: дзен-медитация и заповеди бодхисаттвы , Rodmell Press
- Бэтчелор, Мартина (2004), «Путь сострадания: заповеди бодхисаттвы» , Роуман Альтамира
- Блит, Р.Х. (1966), Дзен и классика дзен, Том 4 , Токио: Hokuseido Press
- Боруп, Йорн (2008), Японский дзэн-буддизм Риндзай: Мёсиндзи, живая религия , Брилл
- Браун Холт, Линда (1995), «От Индии до Китая: трансформации в буддийской философии» , Ци: Журнал традиционного восточного здоровья и фитнеса.
- Басуэлл, Роберт Э. (1991), «Краткий» подход к медитации Кань-хуа: эволюция практического субитизма в китайском чань-буддизме. В: Питер Н. Грегори (редактор) (1991), Внезапное и постепенное. Подходы к просвещению в китайской мысли , Дели: Motilal Banarsidass Publishers Private Limited
- Басвелл, Роберт Э. (1993), Чаньская герменевтика: корейский взгляд. В: Дональд С. Лопес-младший (редактор) (1993), Буддийская герменевтика , Дели: Мотилал Банарсидасс.
- Чанг, Чунг-Юань (1967). «Чань-буддизм: логичное и нелогичное» . Философия Востока и Запада . 17 (1/4): 37–49. дои : 10.2307/1397043 . JSTOR 1397043 . Архивировано из оригинала 24 мая 2011 г. Проверено 2 февраля 2013 г.
- Клири, Томас (2005), Классика буддизма и дзэн: Том первый , Бостон, Массачусетс: публикации Шамбалы, ISBN 1-57062-831-9
- Дюмулен, Генрих (2005a), Дзен-буддизм: история. Том 1: Индия и Китай , World Wisdom Books, ISBN 978-0-941532-89-1
- Фор, Бернар (1997), Воля к православию: критическая генеалогия северного чань-буддизма , Stanford University Press
- Фор, Бернар (2000), Видения власти. Изображение средневекового японского буддизма , Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета
- Фергюсон, Энди (2000), Китайское наследие дзен , Бостон, Массачусетс: Wisdom Publications, ISBN 0-86171-163-7
- Фаулер, Мерв (2005), Дзен-буддизм: верования и практики , Sussex Academic Press
- Гимелло, Роберт М. (1994), Марга и культура: обучение, письма и освобождение в Северном Сунчане. В: Басвелл и Гимелло (редакторы) (1994), Пути к освобождению. Страницы 475–505 , Дели: Издательство Motilal Banarsidass.
- Годдард, Дуайт (2007), История чань-буддизма до времен Хуэй-нэна (Ви-ланга). В: Буддийская Библия , Забытые книги, ISBN. 9781605061047
- Грегори, Питер Н. (1991), Внезапное просветление с последующим постепенным совершенствованием: анализ разума Цунг-ми. В: Питер Н. Грегори (редактор) (1991), Внезапное и постепенное. Подходы к просвещению в китайской мысли , Дели: Motilal Banarsidass Publishers Private Limited
- Грегори, Питер Н. (2002), Цунг-ми и китаизация буддизма , Гавайский университет Press, Институт Курода (первоначально опубликовано Princeton University Press, 1991, Принстон, Нью-Джерси), ISBN 0-8248-2623-Х
- Григг, Рэй (1999), Та дзен , Эдисон, Нью-Джерси: Alva Press
- Хакуин, Экаку (2010), Дикий плющ: Духовная автобиография мастера дзэн Хакуина , перевод Нормана Уодделла, Shambhala Publications, ISBN 9781570627705
- Хейне, Стивен (2008), Zen Skin, Zen Marrow
- Исшу, Миура; Сасаки, Рут Ф. (1993), Дзен-Коан , Нью-Йорк: Harcourt Brace & Company, ISBN 0-15-699981-1
- Хуайджин, Нан (1997), Основы буддизма: изучение буддизма и дзэн , Сэмюэл Вайзер
- Калупахана, Дэвид Дж. (1992), Принципы буддийской психологии , Дели: публикации ri Satguru Publications.
- Калупахана, Дэвид Дж. (1994), История буддийской философии , Дели: Motilal Banarsidass Publishers Private Limited.
- Капло, Филип (1989), Три столпа дзэн
- Касулис, Томас П. (2003), Духовность Чань. В: Буддийская духовность. Позже Китай, Корея, Япония и современный мир; под редакцией Такеучи Ёсинори , Дели: Мотилал Банарсидасс
- Лай, Уэлен (2003), Буддизм в Китае: исторический обзор. В Антонио С. Куа (ред.): Энциклопедия китайской философии (PDF) , Нью-Йорк: Routledge, заархивировано из оригинала (PDF) 12 ноября 2014 г.
- Латоуверс, Тон (2000), Может сделать более одного человека. Дзен-речи , Роттердам: Асока
- Лейтон, Тайген Дэниел (2000), Культивирование пустого поля: тихое просветление мастера дзэн Хунчжи , Tuttle Publishing, ISBN 978-0-8048-3240-3
- Ливенс, Баво (1981), Ма-цу. Беседы , Буссум: Окно в мир
- Лян-Чье (1986), «Записи Дун-шаня» , перевод Уильяма Ф. Пауэлла, Институт Курода
- Лоу, Альберт (2006), Хакуин о Кенсё. Четыре способа познания , Бостон и Лондон: Шамбала
- Масперо, Анри (1981), даосизм и китайская религия , Массачусетский университет Press , ISBN 0-87023-308-4
- МакМахан, Дэвид Л. (2008), Создание буддийского модернизма , Oxford University Press, ISBN 978-0-19-518327-6
- Макрей, Джон (2003), «Видеть сквозь дзен» , The University Press Group Ltd.
- Мэн-Тат Чиа, Джек (2011), «Обзор Просвещения в споре: новое изобретение чань-буддизма в Китае семнадцатого века» (PDF) , Журнал буддийской этики , 18
- О, Кан-нам (2000), «Даосское влияние на буддизм Хуа-янь: случай сцинизации буддизма в Китае» , Chung-Hwa Buddha Journal , 13
- Шарф, Роберт Х. (2002), О буддизме Чистой Земли и синкретизме Чань/Чистой Земли в средневековом Китае , Лейден, Нидерланды: Брилл
- Симано, Эйдо Т. (1991), Отправные точки: дзен-буддизм с точки зрения Риндзай , поместье Ливингстон, Нью-Йорк: The Zen Studies Society Press, ISBN 0-9629246-0-1
- Судзуки, Д.Т. (1935), Руководство по дзен-буддизму
- Судзуки, Д.Т. (1955), Исследования в области дзэн , Нью-Йорк: Дельта.
- Судзуки, DT (1970), Дзен и японская культура , Нью-Йорк: издательство Боллингена/Принстонского университета, ISBN 0-691-09849-2
- Судзуки, Д.Т. (2004), Обучение дзен-буддийского монаха , Токио: Cosimo, Inc., ISBN 1-59605-041-1
- Торей (2010), Неугасающая лампа дзен. Завещание дзен-мастера Торея , перевод Томаса Клири, Бостон и Лондон: Шамбала
- Суонсон, Пол Л. (1993), «Духовность пустоты в раннем китайском буддизме», в книге Такеучи Ёсинори (ред.), Буддийская духовность. Индийская, Юго-Восточная Азия, Тибетская, Ранняя китайская , Нью-Йорк: Перекресток
- Уодделл, Норман (2010), Предисловие к «Дикому плющу: духовная автобиография мастера дзэн Хакуина» , Shambhala Publications
- «Алмазная сутра», буддийская Библия , перевод Вай-тао, Бостон, Массачусетс: Beacon Press, 1994.
- Уэйман, Алекс; Уэйман, Хидеко (1990). Львиный рык царицы Шрималы: буддийское писание по теории Татхагатагарбхи Мотилал Банарсидасс. ISBN 9788120807310 .
- Вегнер, Майкл (2001), Введение в книгу «Разветвленные потоки, текущие во тьме: беседы дзен о Сандокай», автор Сюнрю Судзуки , University of California Press, ISBN 978-0-520-23212-9
- Велтер, Альберт, Формирование Линьцзи Лу: исследование Гуандэн Лу / Сидзя Юлу и Линьцзи Хуэйжао Чанши Юлу. Версии Линьцзи Лу в историческом контексте (PDF) , заархивировано из оригинала (PDF) 1 марта 2013 г.
- Велтер, Альберт (2000), улыбка Махакашьяпы. Бесшумная передача и традиция Кунг-ан (Коан). В: Стивен Хейн и Дейл С. Райт (редакторы) (2000): «Коан. Тексты и контексты в дзен-буддизме» , Оксфорд: Oxford University Press.
- Ямпольски, Филип Б. (1967), Платформенная сутра Шестого Патриарха. Переведено с примечаниями Филипа Б. Ямпольски , Columbia University Press, ISBN. 0-231-08361-0
- Ямпольски, Филип (2003a), Чан. Исторический очерк. В: Буддийская духовность. Позже Китай, Корея, Япония и современный мир; под редакцией Такеучи Ёсинори , Дели: Мотилал Банарсидасс
- Ямпольский, Филип (2003b), Дзен. Исторический очерк. В: Буддийская духовность. Позже Китай, Корея, Япония и современный мир; под редакцией Такеучи Ёсинори , Дели: Мотилал Банарсидасс
- Йен, Шэн (2006). Барабан Дхармы: жизнь и сердце практики Чань . Бостон и Лондон: Шамбала. ISBN 978-1-59030-396-2 .
- Янг, Стюарт (2009), Линьцзи Лу и китайское православие. Рецензия на книгу «Альберт Вельтер. Линьцзи лу и создание чаньского православия: развитие чаньской литературы изречений».
- Звелебил, К.В. (1987), «Звук одной руки», Журнал Американского восточного общества , 107 (1), doi : 10.2307/602960 , JSTOR 602960
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Современная классика
- Пол Репс и Нёген Сензаки, Zen Flesh, Zen Bones
- Филип Капло, «Три столпа дзэн»
- Сюнрю Судзуки, Дзен-разум, Сознание новичка
Классическая история
- Дюмулен, Генрих (2005), Дзен-буддизм: история. Том 1: Индия и Китай . Книги мировой мудрости. ISBN 978-0-941532-89-1
- Дюмулен, Генрих (2005), Дзен-буддизм: история. Том 2: Япония . Книги мировой мудрости. ISBN 978-0-941532-90-7
Критические дзен-исследования
- Макрэ, Джон (2003), Видеть сквозь дзен. Встреча, трансформация и генеалогия в китайском чань-буддизме . ООО «Университетская пресс-группа». ISBN 978-0-520-23798-8
Внешние ссылки
[ редактировать ]



надзор
Тексты
- Коллекция текстов дзен на Sacred-text.com.
- Коллекция дзэнских текстов Buddhanet
- Статьи Shambhala Sun Zen, заархивированные 24 сентября 2008 г. в Wayback Machine
- Буклеты от Фо Гуан Шаня
История
- Буддизм и конфуцианство в чаньском внезапном подходе: хитрая культурная парадигма
- История дзен-буддизма
- История дзен
- Дзен: краткие факты
Критическое исследование Чана