Jump to content

Доктринальная основа дзэн

Дзэн имеет богатую доктринальную основу, несмотря на традиционное повествование Дзэн, в котором говорится, что это «особая передача вне писаний», которая «не опирается на слова». [1]

Полярности

[ редактировать ]

Классический китайский чань характеризуется набором полярностей: [2] абсолютно-относительный, [3] Природа Будды – Шуньята, [4] внезапное и постепенное просветление, [5] эзотерическая и экзотерическая передача. [6]

Абсолютно-относительный

[ редактировать ]

Праджняпарамита -сутры и Мадхьямака подчеркивали недвойственность формы и пустоты: «форма — это пустота, пустота — это форма», как « Сутра сердца ». говорит [3] Это понималось как означающее, что конечная реальность — это не трансцендентная сфера, а равна повседневному миру относительной реальности. Эта идея вписывалась в китайскую культуру, которая делала упор на мирской мир и общество. Но это не говорит о том, как абсолютное присутствует в относительном мире:

Отрицать двойственность сансары и нирваны, как это делает Совершенство Мудрости, или логически демонстрировать ошибку дихотомической концептуализации, как это делает Нагарджуна, не значит решать вопрос об отношениях между сансарой и нирваной - или, выражаясь в более философских терминах, , между феноменальной и окончательной реальностью [...] Какова же тогда связь между этими двумя сферами? [3]

Ответ на этот вопрос дают такие схемы, как «Пять рангов Тозан» , [7] « Картины Оксердинга» и «Четыре способа познания» Хакуина . [8]

Схема Мадхьямаки доктрины Двух Истин , схемы Йогачары Трех Природ и доктрины Трикаи также дают изображения взаимодействия между абсолютным и относительным.

Природа Будды и Шуньята

[ редактировать ]

Когда буддизм появился в Китае, его понимали с точки зрения его собственной культуры. Различные секты изо всех сил пытались достичь понимания индийских текстов. и Сутры Татхагатагарбхи идея природы Будды были одобрены из-за предполагаемого сходства с Дао , которое понималось как трансцендентная реальность, лежащая в основе мира явлений. Шуньята сначала понималась как указание на даосское «у» , небытие . [9] [10]

Доктрина о природе Будды утверждает, что все чувствующие существа обладают природой Будды (санскр. Buddhadhātu , «Элемент Будды», «Принцип Будды»), элементом, из которого возникает пробуждение. ( Сутры Татхагатагарбхи буквально: чрево ушедшего) утверждают, что каждое живое существо имеет потенциал реализовать пробуждение. [11] Следовательно, буддизм предлагает спасение каждому, а не только монахам или тем, кто почти полностью освободился от кармы в предыдущих жизнях. [ нужна ссылка ] Теория Йогачары восьми сознаний объясняет, как сенсорная информация и ум создают мир, который мы переживаем, и затемняют алая-виджняну, которая приравнивается к природе будды. [12]

Когда этот потенциал реализован и загрязнения устранены, татхагатагарбха проявляется как Дхармакая , абсолютная реальность, которая пронизывает все в мире. [11] Таким образом, это также изначальная реальность, из которой возникает феноменальная реальность. Когда это понимание идеализируется, оно становится трансцендентальной реальностью под миром явлений. [13]

Шуньята указывает на «пустоту» или отсутствие «вещей» всех «вещей». Хотя мы воспринимаем мир конкретных и дискретных объектов, обозначенных именами, при внимательном анализе «вещность» растворяется, оставляя их «пустыми» от собственного существования. [14] Сутра Сердца , текст из Праджняпарамита-сутры , формулирует это в следующем высказывании, в котором пять скандх называются «пустыми»:

«О, Шарипутра, форма не отличается от пустоты,

И Пустота не отличается от формы.
Форма — это Пустота, а Пустота — это Форма;
То же самое верно и для чувств,

Восприятия, воля и сознание». [Интернет 1]

Учения о пяти скандах принадлежат к центральным учениям Трипитаки . Они образуют подразделение Самьютта Никаи . Пять скандх также упоминаются в Ланкаватара-сутре:

Читта танцует как танцор; Манас похож на шута; [ Мано- ]виджняна вместе с пятью [виджнянами] создает объективный мир, подобный сцене. [Интернет 2] [примечание 1]

Йогачара . объясняет эту «пустоту» анализом того, как мы воспринимаем «вещи» Все, что мы представляем, является результатом работы пяти скандх — результатов восприятия, чувства, воли и различения. [примечание 2] Пять скандх вместе составляют сознание. «Вещи», которые мы осознаём, — это «просто концепции», а не Ding an sich . [12]

потребовалось Китайскому буддизму несколько столетий, чтобы признать, что шуньята не относится к «у», небытию , [9] [16] и буддизм не постулирует бессмертную душу. [9] Влияние этих различных доктринальных и текстовых источников все еще заметно в дзэн. Учителя дзэн по-прежнему ссылаются на природу будды, но традиция дзэн также подчеркивает, что природа будды — это шуньята, отсутствие независимого и существенного «я». [9]

Внезапное и постепенное просветление

[ редактировать ]
Бодхисаттва Авалокитешвара сидит в медитации

В дзэн-буддизме можно выделить два основных взгляда на путь к просветлению: внезапное и постепенное просветление.

Ранний Чань признавал «превосходство тела и ума» , за которым следовало «неосквернение [] знания и восприятия» , что означало внезапное проникновение в истинную природу с последующим постепенным очищением намерений. [17]

В VIII веке история Чань была эффективно переработана Шэньхуэем , который создал дихотомию между так называемой «Северной школой» , возглавляемой Юйцюань Шэньсю , и своей собственной линией обучения, которую он назвал «Северной школой». Южная школа». [18] Шэньхуэй поставил Хуэй-нэна на видное место как шестого чань-патриарха и подчеркнул внезапное просветление параллельной Северной школы , в отличие от предполагаемого постепенного просветления . [18] Согласно внезапному просветлению, пропагандируемому Шэньхуэем, понимание истинной природы происходит внезапно; после этого не может быть больше недоразумений относительно этой истинной природы.

В Сутре Платформы примиряется дихотомия между внезапным и постепенным. [19] Гуйфэн Цзунми , преемник Shenhui в пятом поколении, также смягчил грань между внезапным и постепенным. В его анализе внезапное пробуждение указывает на видение своей истинной природы, но за ним следует постепенное совершенствование для достижения состояния будды . [20]

Чинул , корейский мастер сон XII века, последовал примеру Цзунми и также подчеркнул, что прозрение нашей истинной природы происходит внезапно, но за ним должна последовать практика, чтобы созреть прозрение и достичь полного состояния будды. Это также точка зрения современного Санбо Кёдан , согласно которому кэнсё находится в начале пути к полному просветлению. [21]

Это постепенное совершенствование также признается Тодзаном , который описал Пять степеней просветления . [Интернет 3] Другим примером изображения этапов пути являются « Десять картинок с пасом быков» , на которых подробно описаны шаги на Пути, «Три загадочных врата Линьджи» и « Четыре способа познания Хакуина » . [8] Это постепенное совершенствование описывается чаньским мастером Шэн Йеном следующим образом:

Выражения Чань относятся к просветлению как к «видению своей собственной природы». Но даже этого недостаточно. Увидев свою внутреннюю природу, вам необходимо еще больше углубить свой опыт и довести его до зрелости. Вам следует снова и снова получать опыт просветления и поддерживать его постоянной практикой. Хотя Чань говорит, что во время просветления ваше мировоззрение такое же, как у Будды, вы еще не полный Будда . [22]

Акцент, который Шэньхуэй делал на внезапном просветлении , также отражал растущее признание Алмазной сутры в китайском буддизме 8-го века. [23] [24] Ланкаватара-сутра, подтверждающая природу Будды, подчеркивает чистоту ума, которой можно достичь постепенно. Алмазная сутра подчеркивает шуньяту, которая «должна быть реализована полностью или не реализована вообще». [24]

Как только была установлена ​​дихотомия между внезапным и постепенным, она определила свою собственную логику и риторику, которые также можно узнать в различии между Цаодун (Сото) и Линь-цзи (Риндзай) чань. [25] Но это также приводит к «иногда ожесточенным и всегда многословным сектантским спорам между более поздними толкователями Чана и Хуаяня ». [26] В классификации учений Хуаянь внезапный подход считался хуже Совершенного Учения Хуаянь. Гуйфэн Цзунми , пятый патриарх Хуа-янь и Чан-мастер, разработал свою собственную классификацию, чтобы противостоять этому подчинению. [20] Чтобы доказать превосходство учения Чан, Чинул объяснил внезапный подход указанием не на простую пустоту, а на таковость или дхармадхату . [27]

Эзотерическая и экзотерическая передача

[ редактировать ]

По словам Борупа, акцент на «передаче ума к разуму» является формой эзотерической передачи, при которой «традиция и просветленный ум передаются лицом к лицу». [6] Метафорически это можно описать как передачу пламени от одной свечи к другой. [6] или передача из одной вены в другую. [28] При экзотерической передаче требуется «прямой доступ к учению через личное открытие самого себя. Этот тип передачи и идентификации символизируется открытием сияющего фонаря или зеркала». [6]

Эту полярность можно распознать по акценту, который традиция Дзэн уделяет поддержанию правильной передачи Дхармы , одновременно подчеркивая внимание к своей природе. По словам мастера Риндзай Турей Эндзи :

Вопрос обучения у учителя является наиболее важным. Люди древности, которые достигли источника видения природы , прошли через множество барьеров ясно и полностью без малейшего сомнения и свободно путешествовали по миру, открывая большие рты в дискуссиях, познали трансцендентное послание дзэн только после того, как, наконец, пробежали в мастеров дзэн великого видения. Тогда они искренне стремились к определенности и взяли на себя обязанность преемственности учителя, неся долг Дхармы, никогда не забывать его ни на мгновение. Это называется преемственностью дхармы. С древних времен обозначенная преемственность учителей-предков всегда была такой. [29] [примечание 3]

Тем не менее, хотя традиция дзэн всегда подчеркивала важность формальной передачи Дхармы, существуют хорошо известные примеры Муси докуго , такие как Нонин , Дзинул и Судзуки Сёсан, которые достигли пробуждения самостоятельно, хотя все они были знакомы с дзэн-дзэн. учения.

Идеал Бодхисаттвы

[ редактировать ]

Важным, хотя и легко упускаемым из виду аспектом дзэн является идеал бодхисаттвы. [30] Он дополняет кэнсё и понимание абсолюта Каруной , состраданием ко всем чувствующим существам. [8] Этот идеал отражен в обете бодхисаттвы и заповедях бодхисаттвы. [31] или дзюкай . [Интернет 4]

Частью этого идеала бодхисаттвы являются парамиты , которые также упоминаются в Алмазной сутре:

  • Дана (щедрость, отдача себя),
  • Шила (добродетель, нравственность, правильное поведение),
  • Ксанти (терпение, толерантность, выдержка, принятие, выносливость),
  • Вирья (энергия, трудолюбие, энергичность, старание),
  • Дхьяна (медитация, спокойствие) и
  • Праджня (мудрость, проницательность). [32] [примечание 4]

Идеал бодхисаттвы — центральная тема Праджняпарамита-сутр. [34]

Догэн упоминает идеал Бодхисаттвы во всех своих работах. [Интернет 5] [Интернет 6]

Хакуин видел «глубокое сострадание и стремление помочь всем живым существам повсюду». [35] как неотъемлемую часть буддийского пути к пробуждению . Хакуин подчеркнул необходимость «тренировки после сатори». [36] [37] очищение ума от кармических склонностей и

[В]кручивая вперед колесо Четырех Вселенских обетов, давая себе обещание принести пользу и спасти все живые существа, одновременно стремясь каждую минуту своей жизни практиковать великое даяние Дхармы. [37]

Понимание необходимости пробуждения бодхичитты сформировало окончательное пробуждение Хакуина:

Разве бритая голова и монашеское одеяние не были Умом Просветления? Разве чтение сутр, мантр и дхарани не является умом просветления? [...] [На] сорок первом году жизни [...] я, наконец, проник в суть этого великого дела. Вдруг, неожиданно, я увидел это — оно было так ясно, как будто оно было прямо здесь, в моей руке. Что такое Разум Просветления? Я понял, что это вопрос добрых дел — приносить пользу другим, даруя им учение Дхармы. [37]

Будды и бодхисаттвы, такие как Амитабха , Авалокитешвара , Манджушри , Самантабхадра и Кшитигарбха , почитаются наряду с Гаутамой Буддой . [38] [примечание 5]

Многократным повторением сутры ( Авалокитешвары ) Канзеон Босацу Фумонбон ( глава 25 Лотосовой сутры) [Интернет 7] ), например, человек внушает себе идеалы Бодхисаттвы. Конечная цель указана в конце сутры, где говорится: «Утром будьте едины с Авалокитешварой ; вечером будьте едины с Авалокитешварой». Благодаря осознанию пустоты и махаянскому представлению о том, что все вещи обладают природой Будды , человек понимает, что нет разницы между космическим бодхисаттвой и самим собой. Мудрость и сострадание Бодхисаттвы, которому воспевают, приравниваются к внутренней мудрости и состраданию практикующего. Таким образом, двойственность между субъектом и объектом, практикующим и Бодхисаттвой, воспевающим и сутрой прекращается.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Влияние этих учений можно увидеть в высказываниях Мазу:
    Мастер Лян посетил Ма-цзу.
    Ма-цу сказал: Я слышал, что учитель великолепно объясняет сутры и шастры, так ли это?
    Лян сказал: Действительно
    Ма-цу сказал: Чем ты объясняешь?
    Лян сказал: Я объясняю умом.
    Ма-цу сказал: Ум подобен художнику, а сознание [подобно] его помощнику, как ты можешь этим объяснить учение? [15]
  2. ^ Переводы различаются, и это имеет значение. Виджняну можно перевести как «сознание», но также и как «проницательность». [12]
  3. ^ Современное понимание дзэн как опыта «абсолютной истины» или реальности. [ нужна ссылка ] может повлиять на институциональную форму, которую собирается принять западный дзэн, где индивидуальная свобода высоко ценится. См. также Бодифорд 2008, стр. 277–279.
  4. ^ Вай-тао и Годдард тематически переработали свой перевод Алмазной сутры, используя шесть парамит в качестве основы. [33]
  5. ^ [39] упоминает: Блофельд, Джон (1988), Бодхисаттва сострадания — мистическая традиция Гуань Инь . Бостон: Шанбхала

Письменные рекомендации

[ редактировать ]

Веб-ссылки

[ редактировать ]

Источники

[ редактировать ]
  • Эйткен, Роберт (1994), Предисловие к «Буддийской Библии» , Бостон, Массачусетс: Beacon Press.
  • Андерсон, Реб (2000), Быть в вертикальном положении: дзен-медитация и заповеди бодхисаттвы , Rodmell Press
  • Бэтчелор, Мартина (2004), «Путь сострадания: заповеди бодхисаттвы» , Роуман Альтамира
  • Блит, Р.Х. (1966), Дзен и классика дзен, Том 4 , Токио: Hokuseido Press
  • Боруп, Йорн (2008), Японский дзэн-буддизм Риндзай: Мёсиндзи, живая религия , Брилл
  • Браун Холт, Линда (1995), «От Индии до Китая: трансформации в буддийской философии» , Ци: Журнал традиционного восточного здоровья и фитнеса.
  • Басуэлл, Роберт Э. (1991), «Краткий» подход к медитации Кань-хуа: эволюция практического субитизма в китайском чань-буддизме. В: Питер Н. Грегори (редактор) (1991), Внезапное и постепенное. Подходы к просвещению в китайской мысли , Дели: Motilal Banarsidass Publishers Private Limited
  • Басвелл, Роберт Э. (1993), Чаньская герменевтика: корейский взгляд. В: Дональд С. Лопес-младший (редактор) (1993), Буддийская герменевтика , Дели: Мотилал Банарсидасс.
  • Чанг, Чунг-Юань (1967). «Чань-буддизм: логичное и нелогичное» . Философия Востока и Запада . 17 (1/4): 37–49. дои : 10.2307/1397043 . JSTOR   1397043 . Архивировано из оригинала 24 мая 2011 г. Проверено 2 февраля 2013 г.
  • Клири, Томас (2005), Классика буддизма и дзэн: Том первый , Бостон, Массачусетс: публикации Шамбалы, ISBN  1-57062-831-9
  • Дюмулен, Генрих (2005a), Дзен-буддизм: история. Том 1: Индия и Китай , World Wisdom Books, ISBN  978-0-941532-89-1
  • Фор, Бернар (1997), Воля к православию: критическая генеалогия северного чань-буддизма , Stanford University Press
  • Фор, Бернар (2000), Видения власти. Изображение средневекового японского буддизма , Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета
  • Фергюсон, Энди (2000), Китайское наследие дзен , Бостон, Массачусетс: Wisdom Publications, ISBN  0-86171-163-7
  • Фаулер, Мерв (2005), Дзен-буддизм: верования и практики , Sussex Academic Press
  • Гимелло, Роберт М. (1994), Марга и культура: обучение, письма и освобождение в Северном Сунчане. В: Басвелл и Гимелло (редакторы) (1994), Пути к освобождению. Страницы 475–505 , Дели: Издательство Motilal Banarsidass.
  • Годдард, Дуайт (2007), История чань-буддизма до времен Хуэй-нэна (Ви-ланга). В: Буддийская Библия , Забытые книги, ISBN.  9781605061047
  • Грегори, Питер Н. (1991), Внезапное просветление с последующим постепенным совершенствованием: анализ разума Цунг-ми. В: Питер Н. Грегори (редактор) (1991), Внезапное и постепенное. Подходы к просвещению в китайской мысли , Дели: Motilal Banarsidass Publishers Private Limited
  • Грегори, Питер Н. (2002), Цунг-ми и китаизация буддизма , Гавайский университет Press, Институт Курода (первоначально опубликовано Princeton University Press, 1991, Принстон, Нью-Джерси), ISBN  0-8248-2623-Х
  • Григг, Рэй (1999), Та дзен , Эдисон, Нью-Джерси: Alva Press
  • Хакуин, Экаку (2010), Дикий плющ: Духовная автобиография мастера дзэн Хакуина , перевод Нормана Уодделла, Shambhala Publications, ISBN  9781570627705
  • Хейне, Стивен (2008), Zen Skin, Zen Marrow
  • Исшу, Миура; Сасаки, Рут Ф. (1993), Дзен-Коан , Нью-Йорк: Harcourt Brace & Company, ISBN  0-15-699981-1
  • Хуайджин, Нан (1997), Основы буддизма: изучение буддизма и дзэн , Сэмюэл Вайзер
  • Калупахана, Дэвид Дж. (1992), Принципы буддийской психологии , Дели: публикации ri Satguru Publications.
  • Калупахана, Дэвид Дж. (1994), История буддийской философии , Дели: Motilal Banarsidass Publishers Private Limited.
  • Капло, Филип (1989), Три столпа дзэн
  • Касулис, Томас П. (2003), Духовность Чань. В: Буддийская духовность. Позже Китай, Корея, Япония и современный мир; под редакцией Такеучи Ёсинори , Дели: Мотилал Банарсидасс
  • Лай, Уэлен (2003), Буддизм в Китае: исторический обзор. В Антонио С. Куа (ред.): Энциклопедия китайской философии (PDF) , Нью-Йорк: Routledge, заархивировано из оригинала (PDF) 12 ноября 2014 г.
  • Латоуверс, Тон (2000), Может сделать более одного человека. Дзен-речи , Роттердам: Асока
  • Лейтон, Тайген Дэниел (2000), Культивирование пустого поля: тихое просветление мастера дзэн Хунчжи , Tuttle Publishing, ISBN  978-0-8048-3240-3
  • Ливенс, Баво (1981), Ма-цу. Беседы , Буссум: Окно в мир
  • Лян-Чье (1986), «Записи Дун-шаня» , перевод Уильяма Ф. Пауэлла, Институт Курода
  • Лоу, Альберт (2006), Хакуин о Кенсё. Четыре способа познания , Бостон и Лондон: Шамбала
  • Масперо, Анри (1981), даосизм и китайская религия , Массачусетский университет Press , ISBN  0-87023-308-4
  • МакМахан, Дэвид Л. (2008), Создание буддийского модернизма , Oxford University Press, ISBN  978-0-19-518327-6
  • Макрей, Джон (2003), «Видеть сквозь дзен» , The University Press Group Ltd.
  • Мэн-Тат Чиа, Джек (2011), «Обзор Просвещения в споре: новое изобретение чань-буддизма в Китае семнадцатого века» (PDF) , Журнал буддийской этики , 18
  • О, Кан-нам (2000), «Даосское влияние на буддизм Хуа-янь: случай сцинизации буддизма в Китае» , Chung-Hwa Buddha Journal , 13
  • Шарф, Роберт Х. (2002), О буддизме Чистой Земли и синкретизме Чань/Чистой Земли в средневековом Китае , Лейден, Нидерланды: Брилл
  • Симано, Эйдо Т. (1991), Отправные точки: дзен-буддизм с точки зрения Риндзай , поместье Ливингстон, Нью-Йорк: The Zen Studies Society Press, ISBN  0-9629246-0-1
  • Судзуки, Д.Т. (1935), Руководство по дзен-буддизму
  • Судзуки, Д.Т. (1955), Исследования в области дзэн , Нью-Йорк: Дельта.
  • Судзуки, DT (1970), Дзен и японская культура , Нью-Йорк: издательство Боллингена/Принстонского университета, ISBN  0-691-09849-2
  • Судзуки, Д.Т. (2004), Обучение дзен-буддийского монаха , Токио: Cosimo, Inc., ISBN  1-59605-041-1
  • Торей (2010), Неугасающая лампа дзен. Завещание дзен-мастера Торея , перевод Томаса Клири, Бостон и Лондон: Шамбала
  • Суонсон, Пол Л. (1993), «Духовность пустоты в раннем китайском буддизме», в книге Такеучи Ёсинори (ред.), Буддийская духовность. Индийская, Юго-Восточная Азия, Тибетская, Ранняя китайская , Нью-Йорк: Перекресток
  • Уодделл, Норман (2010), Предисловие к «Дикому плющу: духовная автобиография мастера дзэн Хакуина» , Shambhala Publications
  • «Алмазная сутра», буддийская Библия , перевод Вай-тао, Бостон, Массачусетс: Beacon Press, 1994.
  • Уэйман, Алекс; Уэйман, Хидеко (1990). Львиный рык царицы Шрималы: буддийское писание по теории Татхагатагарбхи Мотилал Банарсидасс. ISBN  9788120807310 .
  • Вегнер, Майкл (2001), Введение в книгу «Разветвленные потоки, текущие во тьме: беседы дзен о Сандокай», автор Сюнрю Судзуки , University of California Press, ISBN  978-0-520-23212-9
  • Велтер, Альберт, Формирование Линьцзи Лу: исследование Гуандэн Лу / Сидзя Юлу и Линьцзи Хуэйжао Чанши Юлу. Версии Линьцзи Лу в историческом контексте (PDF) , заархивировано из оригинала (PDF) 1 марта 2013 г.
  • Велтер, Альберт (2000), улыбка Махакашьяпы. Бесшумная передача и традиция Кунг-ан (Коан). В: Стивен Хейн и Дейл С. Райт (редакторы) (2000): «Коан. Тексты и контексты в дзен-буддизме» , Оксфорд: Oxford University Press.
  • Ямпольски, Филип Б. (1967), Платформенная сутра Шестого Патриарха. Переведено с примечаниями Филипа Б. Ямпольски , Columbia University Press, ISBN.  0-231-08361-0
  • Ямпольски, Филип (2003a), Чан. Исторический очерк. В: Буддийская духовность. Позже Китай, Корея, Япония и современный мир; под редакцией Такеучи Ёсинори , Дели: Мотилал Банарсидасс
  • Ямпольский, Филип (2003b), Дзен. Исторический очерк. В: Буддийская духовность. Позже Китай, Корея, Япония и современный мир; под редакцией Такеучи Ёсинори , Дели: Мотилал Банарсидасс
  • Йен, Шэн (2006). Барабан Дхармы: жизнь и сердце практики Чань . Бостон и Лондон: Шамбала. ISBN  978-1-59030-396-2 .
  • Янг, Стюарт (2009), Линьцзи Лу и китайское православие. Рецензия на книгу «Альберт Вельтер. Линьцзи лу и создание чаньского православия: развитие чаньской литературы изречений».
  • Звелебил, К.В. (1987), «Звук одной руки», Журнал Американского восточного общества , 107 (1), doi : 10.2307/602960 , JSTOR   602960

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Современная классика

  • Пол Репс и Нёген Сензаки, Zen Flesh, Zen Bones
  • Филип Капло, «Три столпа дзэн»
  • Сюнрю Судзуки, Дзен-разум, Сознание новичка

Классическая история

  • Дюмулен, Генрих (2005), Дзен-буддизм: история. Том 1: Индия и Китай . Книги мировой мудрости. ISBN   978-0-941532-89-1
  • Дюмулен, Генрих (2005), Дзен-буддизм: история. Том 2: Япония . Книги мировой мудрости. ISBN   978-0-941532-90-7

Критические дзен-исследования

  • Макрэ, Джон (2003), Видеть сквозь дзен. Встреча, трансформация и генеалогия в китайском чань-буддизме . ООО «Университетская пресс-группа». ISBN   978-0-520-23798-8
[ редактировать ]

надзор

Тексты

История

Критическое исследование Чана

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1f63246955a5fba48b4f5cd6e68813f7__1691297940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1f/f7/1f63246955a5fba48b4f5cd6e68813f7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Doctrinal background of Zen - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)