Байчжан Хуайхай

![]() |
Часть серии о |
Дзен-буддизм |
---|
![]() |
Байчжан Хуайхай ( китайский : 百丈懷海 ; пиньинь : Bώizhàng Huáihái ; Уэйд-Джайлс : Пай-чан Хуай-хай ; японский : Хякудзё Экай ) (720–814) был мастером дзэн во времена династии Тан . Уроженец Фучжоу , он был дхармы наследником Мазу Даойи ( Уэйд-Джайлс : Ма-цу Тао-и ). [1] Среди учеников Байчжана были Хуанбо , Линьцзи и Пухуа .
Обучение
[ редактировать ]Агиографические изображения Байчжана изображают его как радикальную и иконоборческую фигуру, но эти повествования возникли по крайней мере через полтора столетия после его смерти и были развиты и усовершенствованы во времена династии Сун . [2] Как пишет Марио Почески, самые ранние слои источников (таких как « Байчжан гуанлу 百丈廣錄 ») об этой фигуре создают «различный образ Байчжана как искушенного учителя доктрины, который легко справляется как с философскими, так и созерцательными аспектами буддизма». ." [3] Почески резюмирует эту цифру следующим образом:
Образ Байчжана, переданный источниками эпохи Тан, представляет собой образ ученого и проницательного монаха, хорошо разбирающегося как в теоретических, так и в созерцательных аспектах средневекового китайского буддизма . Здесь мы встречаемся с Байчжаном как с учителем особой чаньской буддийской доктрины, сформулированной в манере и идиоме, которые являются уникальными для него и для школы Хунчжоу в целом. Тем не менее, он также производит впечатление человека, знающего основные интеллектуальные тенденции в танском буддизме, а также глубоко погруженного в канонические тексты и традиции. Его беседы наполнены цитатами из Священных Писаний и аллюзиями. Он также часто прибегает к технической буддийской лексике, которую обычно можно встретить в текстах философски ориентированных школ китайского буддизма, таких как Хуаянь , Фасян и Тяньтай . Здесь основным способом, которым Байчжан передает свое учение, является публичная чаньская проповедь, представленная в рамках ритуала «восхождения в зал [Дхармы] [для проповеди]» ( шангтан ). [4]
Относительно своего учения Почески отмечает:
Центральная идея, которая пронизывает большинство проповедей Байчжана, — это невыразимость или неописуемость реальности. Конечная реальность не может быть сформулирована в терминах обычных концептуальных категорий, поскольку она выходит за рамки привычной сферы слов и идей. Тем не менее, к нему можно приблизиться или осознать его – таким, какой он есть на самом деле, без каких-либо дополнений или искажений – каким он проявляется во все времена и во всех местах. Это делается посредством интуитивного знания, развитие которого является одним из краеугольных камней сотериологии Чань . Поскольку суть реальности не может быть уловлена или передана посредством слов и букв, по мнению Байчжана, бессмысленно зацикливаться на догматических утверждениях или привязываться к определенной доктрине или практике. Как и все остальное, различные чаньские (или, в более широком смысле, буддийские) учения лишены собственной природы. Они просто представляют собой удобные инструменты в продолжающемся процессе развития отстраненности и трансцендентности, которые предположительно освобождают разум от ошибочных взглядов и искаженных способов восприятия реальности; иначе говоря, они относятся к известной буддийской категории «искусных средств» ( фангбиан , или упайя на санскрите). Жесткое удержание или фетишизация определенного текста, точки зрения или метода практики — даже самых глубоких и мощных — может оказаться контрпродуктивным, поскольку становится источником привязанности, препятствующей духовному прогрессу. Поэтому совершенствование практики и реализации пути Чань не предполагает достижения каких-то особых способностей или знаний. Скорее, в тексте Байчжана это изображено как процесс отпускания всех взглядов и привязанностей, которые мешают врожденной человеческой способности познавать реальность и испытывать духовную свободу. [5]
Одно из его доктринальных новшеств — это так называемые «три положения» ( сандзю ), которые представляют собой три различные стадии духовной реализации или прогрессивных способов познания: [6]
- Полная отрешенность от всех вещей и дел.
- Непребывание в состоянии отрешенности
- Отпустить даже самые тонкие остатки самореферентного осознания или знания о преодолении отстраненности.
Учения и высказывания Байчжана были переведены Томасом Клири в книге «Высказывания и дела Пай-Чанга» . [7] Коан о дикой лисе приписывается Байчжану.
Монашество
[ редактировать ]Байчжану также отведена особенно уникальная роль, поскольку он также считается создателем нового образца чаньской монашеской жизни и, таким образом, развивает первый по-настоящему независимый чаньский монастырь. [8] Это чаньское монашество включало периоды работы и ведения сельского хозяйства, что традиционно было неприемлемо в буддийском монашестве, но позволяло чаньским общинам быть самодостаточными. [2] Однако Почески отмечает, что «при ближайшем рассмотрении предполагаемые нововведения Байчжана не оказываются революционными или уникальными для школы Чань». [9]
Согласно традиционным источникам чань/дзэн, Байчжан установил ранний набор правил дисциплины чань (китайский дзэн ) монашеской , « Чистые правила Байчжана» ( китайский : 百丈清規 ; пиньинь : Bώizhàng qīngguī ; Уэйд-Джайлс : Пай-чан ц'инг). -куэй , [10] [11] [12] Корейский: Пэкчханчхонгю [13] ) Это практиковалось в Та-чжи шоу-шэн чан-су (яп. Дайчидзюсё-дзэндзи), основанном Байчжаном. В этом монастыре был зал для монахов - новшество, ставшее типичным для Чана:
Во время аскетической практики монахи спали на той же соломенной циновке, на которой они сидели в медитации и на которой, согласно определенному ритуалу, принимали пищу. И образ жизни, описанный Бай-чангом, и архитектурная форма его монастыря стали образцами для более поздних дзэнских монастырей». [14]
Некоторые полагают, что эти правила возникли намного позже в истории Чань, и с ними согласны монахи Тайсюй и Сюй Юнь . [15] [16]
Занимаясь сельским хозяйством, дзэнские монахи помогли им пережить Великое антибуддийское преследование . Эти правила до сих пор используются во многих дзэнских монастырях. Из этого текста пошла известная поговорка « День без работы — день без еды » (一日不做一日不食 «Один день не работай, один день не ешь»). [17]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гейне и Райт 2010 , с. 7.
- ^ Перейти обратно: а б Гейне и Райт, 2010 , стр. 10–15.
- ^ Гейне и Райт 2010 , с. 10.
- ^ Гейне и Райт 2010 , с. 21.
- ^ Гейне и Райт 2010 , с. 22.
- ^ Гейне и Райт 2010 , с. 23.
- ^ Клири, Томас (1978). Высказывания и дела Бай-чана . Публикации Центра. ISBN 978-0916820107 .
- ^ Хейне, Стивен; Райт, Дейл (редакторы), Zen Masters , Oxford University Press, 2010, стр. 16.
- ^ Гейне и Райт 2010 , с. 17.
- ^ Чжихай (2000). «Предварительное исследование «Байчжан Цингуй»» www.guoxue.com ( на китайском языке (Китай)).
- ^ Никакого буддийского храма, только зал Дхармы - уровень жизни в джунглях во времена династии Тан. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Дюмулен 2005 , с. 170.
- ^ «백장청규» . terms.naver.com (на корейском языке).
- ^ Дюмулен 2005 , с. 171.
- ^ Дэн Цзымей (13 июня 2008 г.). «О современном характере гуманистического буддизма» (на китайском языке (Китай)) . www.stsy.sjtu.edu.cn Архивировано Проверено 7 июля 2011 г. 22 ноября 2009 г.
- ^ Шунде Цен Сюэлу, ученик Лу Гуаньсяня «Фахуэй монаха Сююня» www.bfnn.org . (на китайском языке)
- ^ Гейне и Райт 2010 , с. 15.
Источники
[ редактировать ]- Дюмулен, Генрих (2005). Дзен-буддизм: Индия и Китай . World Wisdom, Inc. ISBN 978-0-941532-89-1 .
- Хейне, Стивен; Райт, Дейл (2010). Мастера Дзен . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-979885-8 .
- Ичимура, Сёхей (2006). «Монашеские правила Байчжан Дзэн» , Беркли, Калифорния: Центр буддийских переводов и исследований Нумата, ISBN 1-886439-25-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ифа (2004), Истоки буддийских монашеских кодексов в Китае: аннотированный перевод и исследование Чаньюань цингуй. Гонолулу: Гавайский университет Press. Обзор Цзян Ву