Юньмэнь Вэньян
Юньмэнь Вэньин | |
---|---|
Заголовок | Чань-ши |
Персональный | |
Рожденный | 862 или 864 |
Умер | 949 |
Религия | буддизм |
Национальность | китайский |
Школа | Чань |
Часть серии о |
Дзен-буддизм |
---|
Юньмэнь Вэньян ( китайский : 云门文彃 ; пиньинь : Юньмэнь Веньян ; ромадзи : Уммон Буньэн ; 862 или 864–949 гг. Н. Э.), был крупным китайским Чань . мастером [а] династии Тан . Он был дхармы наследником Сюэфэн Ицуня . [б] [с]
Юньмэнь основал школу Юньмэнь , одну из пяти основных школ Чань (китайский дзэн ). Название происходит от Юньмэнь монастыря в Шаочжоу, где Юньмэнь был настоятелем. Школа Юньмэнь процветала в начале династии Сун , оказывая особое влияние на высшие классы, и в конечном итоге достигла кульминации в составлении и написании альбома Blue Cliff Record .
школа в конечном итоге будет поглощена школой Линьцзи Позже в Сун . Эта линия продолжает жить и по сей день через Чаньского Мастера Сюй Юня (1840–1959).
Биография
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Юньмэнь родилась в городе Цзясин недалеко от Сучжоу , к юго-западу от Шанхая. [2] семье Чжан [д] , по-видимому, в 864 году н.э. Год его рождения неизвестен. На двух мемориальных стелах в монастыре Юньмэнь указано, что ему было 86 лет, когда он умер в 949 году нашей эры, что предполагает, что он родился в 864 году нашей эры.
Начальные дзен-исследования
[ редактировать ]Будучи мальчиком, Юньмэнь стал монахом под руководством «Мастера Заповедей». [и] по имени Чжичэн в Цзясине. Он проучился там несколько лет и принял монашеский постриг в возрасте 20 лет, в 883 году нашей эры.
Учение там его не удовлетворило, и он пошел в школу преподобного Мучжоу Даомина ( китайский : 睦州道明; пиньинь : Mùzhōu Dàomíng ), также известного как Мучжоу Даоцзун ( китайский : 睦州道蹤; пиньинь : Mùzhōu Dàozōng ) [ф] чтобы обрести просветление . По легенде, впервые упомянутой в 1100 году, из-за неприятностей ему сломали ногу:
Юньмэнь отправился в храм Мучжоу в поисках Чана. Когда он пришел в первый раз, его не приняли. Во второй раз его не приняли. Когда он вошел в третий раз, Мучжоу слегка приоткрыл ворота, и Юньмэнь сунул ногу, пытаясь войти. Мужоу призвал его: «Говори! Говори!»; Когда Юньмэнь открыл рот, Мучжоу вытолкнул его и захлопнул большие ворота так быстро, что нога Юньмэня застряла и сломалась.
Даомин посоветовал Юньмэню посетить выдающегося чаньского мастера того времени. [4] Сюэфэн Ицунь с горы Сянгу в Фучжоу в современной провинции Фуцзянь и стал его учеником, поскольку Даомин к тому времени был слишком стар (около 100 лет), чтобы продолжать обучение Юньмэнь. После нескольких лет обучения у него Юньмэнь так и сделал и получил просветление через несколько лет .
Продвинутые дзен-исследования
[ редактировать ]Хотя Юньмэнь получил одобрение своего учителя, он, тем не менее, не стал настоятелем, вероятно, потому, что пробыл там всего 4 или 5 лет. Когда Сюэфэн Ицунь умер, Юньмэнь начал путешествовать и посетил немало монастырей, укрепив свою репутацию чаньского мастера.
Во время последующего посещения могилы Шестого Патриарха в Гуандуне Юньмэнь в конце концов присоединился (ок. 911 г. н.э.) к монастырю Жюмин Чанши/Лин-шу Цзюй-минь, который умер в 918 г. н.э. Они стали большими друзьями. После его смерти Юньмэнь стал настоятелем монастыря Линшу на горе Линшу.
В период Пяти династий и Десяти королевств династия Тан была значительно ослаблена, и целые части империи откололись. Юг был мирным и развитым, но «Север был раздираем разрушительными последствиями войны». [2] Район Южного Китая, где жил Юньмэнь, вырвался на свободу во время восстания Хуан Чао , наместника семьи Лю. В конце концов, семья Лю стала правителями королевства Южная Хань (918–978) в период Пяти династий и Десяти королевств . Правитель Лю Янь посетил монастырь для кремации Жюмина (поскольку Лю часто обращался за советом к Жюмину) и встретился с Юньмэнем.
Настоятель монастыря Юньмэнь
[ редактировать ]Впечатленный, Лю Янь оказал ему покровительство и защиту, а также подтвердил свое назначение новым настоятелем монастыря Линшу. Но слава Юньмэня привлекла большой поток посетителей со всего Китая и даже из Кореи. Все эти посетители оказались слишком отвлекающими на вкус Юньмэня, и в 923 году он попросил короля [г] помочь ему в строительстве нового монастыря на горе Юньмэнь. Король согласился, и пять лет спустя, в возрасте 64 лет, Юньмэнь начал жить и преподавать в монастыре на горе, откуда он получил имя, под которым он наиболее известен.
В то время как король и некоторые ученики Юньмэня продолжали пытаться возложить на Юньмэнь больше обязанностей и почестей, Юньмэнь отказался и вернулся в свой монастырь.
Прощание
[ редактировать ]Однажды, когда Юньмэню было 85 или 86 лет, он составил прощальное письмо своему покровителю, новому королю Южной Хань, и прочитал заключительную лекцию своим монахам, закончив заявлением:
Приходы и уходы происходят непрерывно. Я должен быть в пути!
Юньмэнь тогда [час] сел в позу полного лотоса и умер. Его похоронят с великими почестями [я] , а его хорошо сохранившийся труп был эксгумирован несколько лет спустя и унесен процессией. В честь этого его монастырю было дано новое имя и воздвигнуты две стелы, на которых записана его биография. Его трупу будут поклоняться до 20-го века, а затем он исчезнет во время хаоса Культурной революции .
На посту настоятеля Юньмэня сменил Дуншань Шоучу ( китайский : 東山圶 Первый; пиньинь: Дуншань Шучу ; Ромадзи : Тодзан Сюсё ; ум. 900). [5] ). Его главным учеником был Байюнь Цзысян ( китайский : 白云子祥; пиньинь : Байюнь Цзысян ), который основал свой собственный храм на близлежащей горе Байюнь.
Учения
[ редактировать ]Юньмэнь был известен своим сильным и прямым, но тонким обучением, часто выражавшимся в внезапных криках и ударах посохом, а также своей мудростью и ораторским мастерством :
[Он был] самым красноречивым из чаньских мастеров. [6]
Тем не менее, его учение также описывается как «трудное для понимания». По словам Гёмая Кубосе : «Школа Юньмэнь глубока и трудна для понимания, поскольку ее способ выражения косвенный; говоря о юге, она смотрит на север».
Барьеры из одного слова
[ редактировать ]Юньмэнь известен очевидно бессмысленными короткими резкими ответами из одного слова, такими как «Гуань!» (буквально «барьер» или «пограничный перевал») - их называли «барьерами из одного слова Юньмэнь». Эти барьеры из одного слова
...предназначались для помощи в практике, стимулирования прозрения и, таким образом, содействия реализации. Не только его резкие односложные реплики, но и его более обширные разговоры и истории стали использоваться в качестве коана. [7]
Коаны
[ редактировать ]Апокрифический анекдот, который начал распространяться примерно в начале XII века, показывает, что Юньмэнь зашел так далеко, что запретил записывать любые из своих высказываний или учений его многочисленным ученикам. [Дж] :
Когда Мастер Юньмэнь излагал Дхарму, он был подобен облаку. Он решительно не любил, чтобы люди записывали его слова. Всякий раз, когда он видел, что кто-то делает это, он ругал его и выгонял из зала со словами: «Поскольку твои собственные уста ни на что не годятся, ты приходишь записывать мои слова. Я уверен, что когда-нибудь ты меня продашь! "
Что касается записей «Соответствующих случаю» [к] и «Внутри хозяйской комнаты» [л] : Сянлинь и Минцзяо слепили мантии из бумаги и сразу же записывали, когда слышали их. [8]
Несмотря на это, Юньмэнь является одним из величайших источников «живых слов», «старых случаев» и парадоксальных утверждений, которые позже разовьются в традицию коанов , наряду с Чжаочжоу (яп. Дзёсю Дзюшин ). Большинство из них было собрано в Юньмэнь куангчжэнь чанши гунглу (雲門匡眞禪師廣錄).
Восемнадцать коанов в « Записях Голубого утеса» связаны с Юньмэнем:
- Монах спросил Юньмэня (Уммона): «Какое учение превосходит Будду и патриархов ?»
- Юньмэнь (Уммон) сказал: «Булочка с кунжутом».
- (Из журнала Blue Cliff Record , дело № 77)
Восемь высказываний Юньмэня включены в «Книгу невозмутимости» , а пять — в «Врата без ворот» :
- Монах спросил Юньмэня: «Что такое Будда?»
- Юньмэнь сказал: «Сухое дерьмо».
- (Из дела № 21, «Ворота без ворот» ).
Восемнадцать других коанов были позже обнаружены, когда последующий мастер школы Юньмэнь Сюэдоу Чунсянь (Сетчо Дзюкен, 980–1052 гг. н. э.) опубликовал свой «Бозэ сонгу» , который содержал сто «старых случаев», популярных в его линии обучения, в которых восемнадцать Юньмэньские коаны были включены. Дополнительные примеры можно найти в « Жэнь-тянь Йен-му» , [м] и Юнь-мэнь Лу . [н]
Хотя его короткие коаны были популярны, некоторые из его длинных коанов стали культовыми и вошли в число самых известных коанов:
Юнь-мэнь обратился к собравшимся и сказал: «Я не спрашиваю вас о днях до пятнадцатого числа месяца. А что насчет после пятнадцатого числа? Приходите и расскажите мне слово об этих днях».
И он сам дал им ответ: «Каждый день – хороший день». [9]
Родословная
[ редактировать ]По общему мнению, число его учеников насчитывало 790 человек, и необычное число из них стало просветленным . Школа Юньмэнь процветала как одна из Пяти школ около 300 лет, после чего она была включена в состав школы Линьцзи к концу династии Южная Сун (~ 1127 г. н.э.) .
Эта линия продолжает жить и по сей день через Чаньского Мастера Сюй Юня (1840–1959). Он перестроил храм Юньмэнь, а также храм храм Хуэйнэна, Наньхуа . Школа Юньмэнь продолжается через Мастеров Сюй Юня, Фо Юаня и Мастера Мин Чжао Шакья, у которых есть ученики в Америке и за рубежом. [10]
Наследие
[ редактировать ]была популярным местом паломничества, Несмотря на то, что легендарная гора Утай в Шаньси приказали закрыть доступ к ней Юньмэнь и его дхармический потомок Линьцзи Исюань . [11] Когда легендарный монах Иккю учился у Касо, ему был присвоен коан нет. 15 от Врат без врат , где Юньмэнь/Уммон упрекает Тозана за то, что тот бродит из одного монастыря в другой; после выговора Тозан испытывает просветление . Когда Иккю «проникнул» в понимание этого коана, он был вознагражден своим дхармическим именем . [12]
Мастер Риндзай Сюхо Миочо испытал великое просветление после десятидневного созерцания коана Юньмэнь. После момента просветления его учитель Нанпо Сёмё сказал ему: «Вчера мне приснилось, что великий Уммон (Юньмэнь) лично пришёл в мою комнату. Сегодня это ты — второй Уммон». [13]
Благодаря сохранению в Blue Cliff Record знаменитое изречение Юньмэня «Nichinichi kore kōnichi» ( «Каждый день - хороший день» ) [14] стала полезной фразой для более поздних учителей дзэн, в том числе Кодо Саваки и его ученика Тайсена Дешимару . [15] Композитор авангардист - Джон Кейдж включил это высказывание в свои Сборники песен как «Соло для голоса 64», в частности, как повторение «кичи кичи кири ко ничи» . [16]
Коан дерьма из из Юньмэня (дело № 21, «Ворота без ворот ») прославился своей непонятностью. [17] Американский учитель дзен Роберт Бейкер Эйткен объяснил, что этот термин использовался для обозначения «мягкой палки, которую использовали так же, как наши предки использовали кукурузный початок в своих надворных постройках». [18] Джек Керуак перефразировал коан в своей книге «Бродяги Дхармы» как «Будда — это высушенный кусок какашки». [19] Вумен Хуйкай дополнил коан следующим стихом:
Молния сверкает,
Стрельба искрами;
Мгновенное мигание,
Пропал навсегда. [20]
Японское имя Юньмэня, Уммон, было тезкой известного персонажа сериала Дэна Симмонса « Гиперион Кантос» научно-фантастического ; Уммон Симмона был чрезвычайно продвинутым искусственным интеллектом из «TechnoCore», который раскрывает ключевые элементы сюжета главным героям через коаны и мондо (диалоги).
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Юньмэнь Вэнь-янь (864–949) был одним из самых выдающихся личностей дзэн своего времени». стр. 230, Дюмулен, 1994.
- ^ Или Сюэ-фэн И-цун; Японский : Сеппо Гисон [1]
- ↑ Еще одним известным учеником Ицуня был Фа-янь Вэнь-и (885–958). [1] ) (822–908), у которого Юньмэнь служил старшим монахом.
- ^ Позже, став монахом, он взял имя Вэньян; во избежание путаницы его будут называть более поздним именем «Юньмэнь».
- ↑ Как описывают это Миура и Сасаки, «Мастер заповедей» — это неудачный ярлык, заимствованный из христианства, и это неправильное название. В буддизме нет «заповедей» Бога или Будды. [3] «Мастер заповедей» обычно относится к специалисту по винае : монашеским правилам и дисциплине. Соренсен упоминает, что некоторые источники говорят, что Чи-Чэн / Чжи Чэн на самом деле был Чань. мастером
- ^ также известный как Бокушу, Преподобный Чен, Мучжоу Даоцзун, Чэнь Цун-су, Му-чжоу Тао-цун, Тао-мин, Мучжоу Даомин и т. д.; [2] «эксцентричный ученик Хуан-бо», практиковавший чрезвычайно строгую форму дзэн в Му-чжоу , в честь которого он был назван [2]
- ↑ Лю Янь к этому времени умерла [4]
- ^ по общему мнению, испытывает сильную боль из-за искалеченной ноги.
- ^ но не так велик, как хотелось бы государству, как подобало великому господину и духовному министру государства
- ^ «Какой смысл записывать мои слова и связывать свои языки?» было одно из его высказываний
- ^ первая глава «Записей Юньмэня»
- ^ первый раздел второй главы «Записей Юньмэня»
- ^ Китайский: Жень-тянь йен-му , составлено Хуэй-янь Чжи-чао, монахом Линь-цзи. Он написал историю пяти домов дзэн-буддизма: Юнь-мэнь, Цао-дун, Гуй-янь и Фа-янь, а также своего собственного Линь-цзи. См. стр. 214 Дюмулена, 1994 г.
- ^ Уммон Кёсин дзэндзи короку ; Китайский: Юнь-мэнь Куан-чен чан-ши куан-лу ; короче: Уммон Ошо короку . Однако наиболее распространенное сокращение - это просто Уммонроку (китайский: Юнь-мэнь Лу ). Впервые он был опубликован в трех книгах в 1076 году. См. стр. 241 Dumoulin 1994.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ стр. 233, Дюмулен, 1994 г.
- ^ Jump up to: а б с д стр. 230, Дюмулен, 1994.
- ^ Миура 1967 .
- ^ Jump up to: а б стр. 231 Дюмулена, 1994 г.
- ^ стр. 232, Дюмулен, 1994.
- ^ стр. 213 книги JCH Wu «Золотой век дзэн» .
- ^ стр. 232 Дюмулена, 1994.
- ^ Чань Мастер Юнджу из Фойина
- ^ «Случай 6. См. К. Секида, Две классики дзен , стр. 161», стр. 232, Дюмулен, 1994.
- ^ стр. 233 Дюмулена, 1994.
- ^ * См. Роберт М. Гимелло, «Чан Шан-ин на У-тай-Шане», в книге «Паломники и священные места в Китае»: под ред. Сьюзан Накин и Чун-фан Ю (Беркли: Калифорнийский университет Press, 1992), стр. 89–149; и Стивен Хейн, «Видения, разделения, пересмотры: встреча иконоборчества и сверхъестественного в делах Коана о горе У-тай», в Коане, стр. 137–167.
- ^ Иккю и антология «Безумных облаков: дзен-поэт средневековой Японии» . Издательство Токийского университета. 1986. с. 33. ISBN 9780860083405 .
- ^ Ричард Брайан МакДэниел. Дзен-мастера Японии . SS. 92, 93
- ^ «Каждый день — хороший день (ничиничи корэ кодзицу)» . Такасэ Студиос .
- ^ Тайсен Дешимару (1 октября 1981 г.). Практика Дзен . ISBN 978-2226012876 .
- ^ Путеводитель по песенникам Кейджа Зака Бонда
- ^ Майр, Виктор Х. (2008), «Синестезия китайской эстетики и ее индийские резонансы», Китайская литература: очерки, статьи, обзоры , 30: 103–116. п. 107.
- ^ Барьер без врат: У-Мэнь Куан (Мумонкан) . Перевод Эйткена, Роберта . Макмиллан. 1991. с. 139. ИСБН 9780865474420 .
- ^ Керуак, Джек (1958), Бездельники Дхармы , Viking Press, стр. 173.
- ^ Секида, Катуски (1996), Две классики дзен. Мумонкан, ворота без врат. Хэкиганроку, рекорд голубых скал , Нью-Йорк и Токио: Weatherhill, стр. 77
Источники
[ редактировать ]- Приложение, Урс (1989). Грани жизни и учения чаньского мастера Юньмэнь Вэньяна (864–949) . Анн-Арбор: Международный университет микрофильмов.
- Приложение, Урс (1994). Мастер Юньмэнь: Из записей Чаньского Мастера «Врата Облаков» . Нью-Йорк: Коданша Интернэшнл. ISBN 978-1-56836-004-1 .
- Приложение, Урс (1994). Дзен-слова с горы Облачные Врата. Презентации и беседы мастера дзэн Юньмэнь Вэньяня (864–949) . Берн / Мюнхен: Барт. ISBN 978-3-502-64640-2 .
- Миура, Исшуу; Сасаки, Рут Фуллер (1967). Дзен-пыль: история коана и его изучения в дзэн Ринсай (Лин-Чи) . Харкорт, Брейс и мир. LCCN 66010044 .
- Кубосе, Гёмай М. (1973). Дзен-коаны . Чикаго: Х. Регнери. ISBN 978-0-8092-9065-9 . LCCN 72011183 . OCLC 532206 .
- Даоюань, Ши; Чжунюань Чжан (1971). Оригинальное учение чань-буддизма: выбрано из книги «Передача лампы» . Нью-Йорк, Торонто: Random House. ISBN 978-0-394-71333-5 .
- Соренсен, Хенрик Йорт. «Жизнь и времена чаньского мастера Юнь-мэнь Вэнь-яня» , стр. 105–131, Том. 49 (1996) Acta orientalia , ISSN 0001-6438
- Дюмулен, Генрих (1994) [1988]. Дзен-буддизм: история; Том 1, Индия и Китай; С новым дополнением к Северной школе китайского дзэн . Перевод Джеймса В. Хейзига, Пола Книттера (второе изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Macmillan Reference USA, выходные данные Simon & Schuster Macmillan . стр. 387 . ISBN 978-0-02-897109-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Дзен-буддизм: введение в дзен с историями и притчами
- Оман
- Онлайн-транскрипция « Цао-шаня » Пэн-чи вопросов и ответов в переводе в «Источниках китайской традиции» (де Бари, Чан и Ватсон, изд. и пер.)