Jump to content

Юньмэнь Вэньян

Юньмэнь Вэньин
Заголовок Чань-ши
Персональный
Рожденный 862 или 864
Умер 949
Религия буддизм
Национальность китайский
Школа Чань

Юньмэнь Вэньян ( китайский : 云门文彃 ; пиньинь : Юньмэнь Веньян ; ромадзи : Уммон Буньэн ; 862 или 864–949 гг. Н. Э.), был крупным китайским Чань . мастером [а] династии Тан . Он был дхармы наследником Сюэфэн Ицуня . [б] [с]

Юньмэнь основал школу Юньмэнь , одну из пяти основных школ Чань (китайский дзэн ). Название происходит от Юньмэнь монастыря в Шаочжоу, где Юньмэнь был настоятелем. Школа Юньмэнь процветала в начале династии Сун , оказывая особое влияние на высшие классы, и в конечном итоге достигла кульминации в составлении и написании альбома Blue Cliff Record .

школа в конечном итоге будет поглощена школой Линьцзи Позже в Сун . Эта линия продолжает жить и по сей день через Чаньского Мастера Сюй Юня (1840–1959).

Биография

[ редактировать ]

Ранние годы

[ редактировать ]

Юньмэнь родилась в городе Цзясин недалеко от Сучжоу , к юго-западу от Шанхая. [2] семье Чжан [д] , по-видимому, в 864 году н.э. Год его рождения неизвестен. На двух мемориальных стелах в монастыре Юньмэнь указано, что ему было 86 лет, когда он умер в 949 году нашей эры, что предполагает, что он родился в 864 году нашей эры.

Начальные дзен-исследования

[ редактировать ]

Будучи мальчиком, Юньмэнь стал монахом под руководством «Мастера Заповедей». [и] по имени Чжичэн в Цзясине. Он проучился там несколько лет и принял монашеский постриг в возрасте 20 лет, в 883 году нашей эры.

Учение там его не удовлетворило, и он пошел в школу преподобного Мучжоу Даомина ( китайский : 睦州道明; пиньинь : Mùzhōu Dàomíng ), также известного как Мучжоу Даоцзун ( китайский : 睦州道蹤; пиньинь : Mùzhōu Dàozōng ) [ф] чтобы обрести просветление . По легенде, впервые упомянутой в 1100 году, из-за неприятностей ему сломали ногу:

Юньмэнь отправился в храм Мучжоу в поисках Чана. Когда он пришел в первый раз, его не приняли. Во второй раз его не приняли. Когда он вошел в третий раз, Мучжоу слегка приоткрыл ворота, и Юньмэнь сунул ногу, пытаясь войти. Мужоу призвал его: «Говори! Говори!»; Когда Юньмэнь открыл рот, Мучжоу вытолкнул его и захлопнул большие ворота так быстро, что нога Юньмэня застряла и сломалась.

Даомин посоветовал Юньмэню посетить выдающегося чаньского мастера того времени. [4] Сюэфэн Ицунь с горы Сянгу в Фучжоу в современной провинции Фуцзянь и стал его учеником, поскольку Даомин к тому времени был слишком стар (около 100 лет), чтобы продолжать обучение Юньмэнь. После нескольких лет обучения у него Юньмэнь так и сделал и получил просветление через несколько лет .

Продвинутые дзен-исследования

[ редактировать ]

Хотя Юньмэнь получил одобрение своего учителя, он, тем не менее, не стал настоятелем, вероятно, потому, что пробыл там всего 4 или 5 лет. Когда Сюэфэн Ицунь умер, Юньмэнь начал путешествовать и посетил немало монастырей, укрепив свою репутацию чаньского мастера.

Во время последующего посещения могилы Шестого Патриарха в Гуандуне Юньмэнь в конце концов присоединился (ок. 911 г. н.э.) к монастырю Жюмин Чанши/Лин-шу Цзюй-минь, который умер в 918 г. н.э. Они стали большими друзьями. После его смерти Юньмэнь стал настоятелем монастыря Линшу на горе Линшу.

В период Пяти династий и Десяти королевств династия Тан была значительно ослаблена, и целые части империи откололись. Юг был мирным и развитым, но «Север был раздираем разрушительными последствиями войны». [2] Район Южного Китая, где жил Юньмэнь, вырвался на свободу во время восстания Хуан Чао , наместника семьи Лю. В конце концов, семья Лю стала правителями королевства Южная Хань (918–978) в период Пяти династий и Десяти королевств . Правитель Лю Янь посетил монастырь для кремации Жюмина (поскольку Лю часто обращался за советом к Жюмину) и встретился с Юньмэнем.

Настоятель монастыря Юньмэнь

[ редактировать ]
Фасад современного монастыря Юньмэнь .

Впечатленный, Лю Янь оказал ему покровительство и защиту, а также подтвердил свое назначение новым настоятелем монастыря Линшу. Но слава Юньмэня привлекла большой поток посетителей со всего Китая и даже из Кореи. Все эти посетители оказались слишком отвлекающими на вкус Юньмэня, и в 923 году он попросил короля [г] помочь ему в строительстве нового монастыря на горе Юньмэнь. Король согласился, и пять лет спустя, в возрасте 64 лет, Юньмэнь начал жить и преподавать в монастыре на горе, откуда он получил имя, под которым он наиболее известен.

В то время как король и некоторые ученики Юньмэня продолжали пытаться возложить на Юньмэнь больше обязанностей и почестей, Юньмэнь отказался и вернулся в свой монастырь.

Прощание

[ редактировать ]

Однажды, когда Юньмэню было 85 или 86 лет, он составил прощальное письмо своему покровителю, новому королю Южной Хань, и прочитал заключительную лекцию своим монахам, закончив заявлением:

Приходы и уходы происходят непрерывно. Я должен быть в пути!

Юньмэнь тогда [час] сел в позу полного лотоса и умер. Его похоронят с великими почестями [я] , а его хорошо сохранившийся труп был эксгумирован несколько лет спустя и унесен процессией. В честь этого его монастырю было дано новое имя и воздвигнуты две стелы, на которых записана его биография. Его трупу будут поклоняться до 20-го века, а затем он исчезнет во время хаоса Культурной революции .

На посту настоятеля Юньмэня сменил Дуншань Шоучу ( китайский : 東山圶 Первый; пиньинь: Дуншань Шучу ; Ромадзи : Тодзан Сюсё ; ум. 900). [5] ). Его главным учеником был Байюнь Цзысян ( китайский : 白云子祥; пиньинь : Байюнь Цзысян ), который основал свой собственный храм на близлежащей горе Байюнь.

Гора Юньмэнь.
Как крута гора Юньмэнь!
Как низко висят белые облака!
Горный поток мчится так стремительно
Эта рыба не может осмелиться остаться.
Приход человека хорошо понятен
С того момента, как человек входит в дверь.
Почему я должен говорить о пыли
На колею, которую истирает колесо?
- Юнь-мэнь из Цзиндэ Чуандэн Лу
"Рекорд лампы Цзиндэ"

Юньмэнь был известен своим сильным и прямым, но тонким обучением, часто выражавшимся в внезапных криках и ударах посохом, а также своей мудростью и ораторским мастерством :

[Он был] самым красноречивым из чаньских мастеров. [6]

Тем не менее, его учение также описывается как «трудное для понимания». По словам Гёмая Кубосе : «Школа Юньмэнь глубока и трудна для понимания, поскольку ее способ выражения косвенный; говоря о юге, она смотрит на север».

Барьеры из одного слова

[ редактировать ]

Юньмэнь известен очевидно бессмысленными короткими резкими ответами из одного слова, такими как «Гуань!» (буквально «барьер» или «пограничный перевал») - их называли «барьерами из одного слова Юньмэнь». Эти барьеры из одного слова

...предназначались для помощи в практике, стимулирования прозрения и, таким образом, содействия реализации. Не только его резкие односложные реплики, но и его более обширные разговоры и истории стали использоваться в качестве коана. [7]

Апокрифический анекдот, который начал распространяться примерно в начале XII века, показывает, что Юньмэнь зашел так далеко, что запретил записывать любые из своих высказываний или учений его многочисленным ученикам. [Дж] :

Когда Мастер Юньмэнь излагал Дхарму, он был подобен облаку. Он решительно не любил, чтобы люди записывали его слова. Всякий раз, когда он видел, что кто-то делает это, он ругал его и выгонял из зала со словами: «Поскольку твои собственные уста ни на что не годятся, ты приходишь записывать мои слова. Я уверен, что когда-нибудь ты меня продашь! "
Что касается записей «Соответствующих случаю» [к] и «Внутри хозяйской комнаты» [л] : Сянлинь и Минцзяо слепили мантии из бумаги и сразу же записывали, когда слышали их. [8]

Несмотря на это, Юньмэнь является одним из величайших источников «живых слов», «старых случаев» и парадоксальных утверждений, которые позже разовьются в традицию коанов , наряду с Чжаочжоу (яп. Дзёсю Дзюшин ). Большинство из них было собрано в Юньмэнь куангчжэнь чанши гунглу (雲門匡眞禪師廣錄).

Восемнадцать коанов в « Записях Голубого утеса» связаны с Юньмэнем:

Монах спросил Юньмэня (Уммона): «Какое учение превосходит Будду и патриархов
Юньмэнь (Уммон) сказал: «Булочка с кунжутом».
(Из журнала Blue Cliff Record , дело № 77)

Восемь высказываний Юньмэня включены в «Книгу невозмутимости» , а пять — в «Врата без ворот» :

Монах спросил Юньмэня: «Что такое Будда?»
Юньмэнь сказал: «Сухое дерьмо».
(Из дела № 21, «Ворота без ворот» ).

Восемнадцать других коанов были позже обнаружены, когда последующий мастер школы Юньмэнь Сюэдоу Чунсянь (Сетчо Дзюкен, 980–1052 гг. н. э.) опубликовал свой «Бозэ сонгу» , который содержал сто «старых случаев», популярных в его линии обучения, в которых восемнадцать Юньмэньские коаны были включены. Дополнительные примеры можно найти в « Жэнь-тянь Йен-му» , [м] и Юнь-мэнь Лу . [н]

Хотя его короткие коаны были популярны, некоторые из его длинных коанов стали культовыми и вошли в число самых известных коанов:

Юнь-мэнь обратился к собравшимся и сказал: «Я не спрашиваю вас о днях до пятнадцатого числа месяца. А что насчет после пятнадцатого числа? Приходите и расскажите мне слово об этих днях».
И он сам дал им ответ: «Каждый день – хороший день». [9]

Родословная

[ редактировать ]
Картина Юньмэнь (в стиле Уммон Буньен ) работы Хакуина Экаку , ок. XVIII век, эпоха Эдо .

По общему мнению, число его учеников насчитывало 790 человек, и необычное число из них стало просветленным . Школа Юньмэнь процветала как одна из Пяти школ около 300 лет, после чего она была включена в состав школы Линьцзи к концу династии Южная Сун (~ 1127 г. н.э.) .

Эта линия продолжает жить и по сей день через Чаньского Мастера Сюй Юня (1840–1959). Он перестроил храм Юньмэнь, а также храм храм Хуэйнэна, Наньхуа . Школа Юньмэнь продолжается через Мастеров Сюй Юня, Фо Юаня и Мастера Мин Чжао Шакья, у которых есть ученики в Америке и за рубежом. [10]

Наследие

[ редактировать ]

была популярным местом паломничества, Несмотря на то, что легендарная гора Утай в Шаньси приказали закрыть доступ к ней Юньмэнь и его дхармический потомок Линьцзи Исюань . [11] Когда легендарный монах Иккю учился у Касо, ему был присвоен коан нет. 15 от Врат без врат , где Юньмэнь/Уммон упрекает Тозана за то, что тот бродит из одного монастыря в другой; после выговора Тозан испытывает просветление . Когда Иккю «проникнул» в понимание этого коана, он был вознагражден своим дхармическим именем . [12]

Мастер Риндзай Сюхо Миочо испытал великое просветление после десятидневного созерцания коана Юньмэнь. После момента просветления его учитель Нанпо Сёмё сказал ему: «Вчера мне приснилось, что великий Уммон (Юньмэнь) лично пришёл в мою комнату. Сегодня это ты — второй Уммон». [13]

Благодаря сохранению в Blue Cliff Record знаменитое изречение Юньмэня «Nichinichi kore kōnichi» ( «Каждый день - хороший день» ) [14] стала полезной фразой для более поздних учителей дзэн, в том числе Кодо Саваки и его ученика Тайсена Дешимару . [15] Композитор авангардист - Джон Кейдж включил это высказывание в свои Сборники песен как «Соло для голоса 64», в частности, как повторение «кичи кичи кири ко ничи» . [16]

Коан дерьма из из Юньмэня (дело № 21, «Ворота без ворот ») прославился своей непонятностью. [17] Американский учитель дзен Роберт Бейкер Эйткен объяснил, что этот термин использовался для обозначения «мягкой палки, которую использовали так же, как наши предки использовали кукурузный початок в своих надворных постройках». [18] Джек Керуак перефразировал коан в своей книге «Бродяги Дхармы» как «Будда — это высушенный кусок какашки». [19] Вумен Хуйкай дополнил коан следующим стихом:

Молния сверкает,
Стрельба искрами;
Мгновенное мигание,
Пропал навсегда. [20]

Японское имя Юньмэня, Уммон, было тезкой известного персонажа сериала Дэна Симмонса « Гиперион Кантос» научно-фантастического ; Уммон Симмона был чрезвычайно продвинутым искусственным интеллектом из «TechnoCore», который раскрывает ключевые элементы сюжета главным героям через коаны и мондо (диалоги).

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Юньмэнь Вэнь-янь (864–949) был одним из самых выдающихся личностей дзэн своего времени». стр. 230, Дюмулен, 1994.
  2. ^ Или Сюэ-фэн И-цун; Японский : Сеппо Гисон [1]
  3. Еще одним известным учеником Ицуня был Фа-янь Вэнь-и (885–958). [1] ) (822–908), у которого Юньмэнь служил старшим монахом.
  4. ^ Позже, став монахом, он взял имя Вэньян; во избежание путаницы его будут называть более поздним именем «Юньмэнь».
  5. Как описывают это Миура и Сасаки, «Мастер заповедей» — это неудачный ярлык, заимствованный из христианства, и это неправильное название. В буддизме нет «заповедей» Бога или Будды. [3] «Мастер заповедей» обычно относится к специалисту по винае : монашеским правилам и дисциплине. Соренсен упоминает, что некоторые источники говорят, что Чи-Чэн / Чжи Чэн на самом деле был Чань. мастером
  6. ^ также известный как Бокушу, Преподобный Чен, Мучжоу Даоцзун, Чэнь Цун-су, Му-чжоу Тао-цун, Тао-мин, Мучжоу Даомин и т. д.; [2] «эксцентричный ученик Хуан-бо», практиковавший чрезвычайно строгую форму дзэн в Му-чжоу , в честь которого он был назван [2]
  7. Лю Янь к этому времени умерла [4]
  8. ^ по общему мнению, испытывает сильную боль из-за искалеченной ноги.
  9. ^ но не так велик, как хотелось бы государству, как подобало великому господину и духовному министру государства
  10. ^ «Какой смысл записывать мои слова и связывать свои языки?» было одно из его высказываний
  11. ^ первая глава «Записей Юньмэня»
  12. ^ первый раздел второй главы «Записей Юньмэня»
  13. ^ Китайский: Жень-тянь йен-му , составлено Хуэй-янь Чжи-чао, монахом Линь-цзи. Он написал историю пяти домов дзэн-буддизма: Юнь-мэнь, Цао-дун, Гуй-янь и Фа-янь, а также своего собственного Линь-цзи. См. стр. 214 Дюмулена, 1994 г.
  14. ^ Уммон Кёсин дзэндзи короку ; Китайский: Юнь-мэнь Куан-чен чан-ши куан-лу ; короче: Уммон Ошо короку . Однако наиболее распространенное сокращение - это просто Уммонроку (китайский: Юнь-мэнь Лу ). Впервые он был опубликован в трех книгах в 1076 году. См. стр. 241 Dumoulin 1994.
  1. ^ стр. 233, Дюмулен, 1994 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д стр. 230, Дюмулен, 1994.
  3. ^ Миура 1967 .
  4. ^ Jump up to: а б стр. 231 Дюмулена, 1994 г.
  5. ^ стр. 232, Дюмулен, 1994.
  6. ^ стр. 213 книги JCH Wu «Золотой век дзэн» .
  7. ^ стр. 232 Дюмулена, 1994.
  8. ^ Чань Мастер Юнджу из Фойина
  9. ^ «Случай 6. См. К. Секида, Две классики дзен , стр. 161», стр. 232, Дюмулен, 1994.
  10. ^ стр. 233 Дюмулена, 1994.
  11. ^ * См. Роберт М. Гимелло, «Чан Шан-ин на У-тай-Шане», в книге «Паломники и священные места в Китае»: под ред. Сьюзан Накин и Чун-фан Ю (Беркли: Калифорнийский университет Press, 1992), стр. 89–149; и Стивен Хейн, «Видения, разделения, пересмотры: встреча иконоборчества и сверхъестественного в делах Коана о горе У-тай», в Коане, стр. 137–167.
  12. ^ Иккю и антология «Безумных облаков: дзен-поэт средневековой Японии» . Издательство Токийского университета. 1986. с. 33. ISBN  9780860083405 .
  13. ^ Ричард Брайан МакДэниел. Дзен-мастера Японии . SS. 92, 93
  14. ^ «Каждый день — хороший день (ничиничи корэ кодзицу)» . Такасэ Студиос .
  15. ^ Тайсен Дешимару (1 октября 1981 г.). Практика Дзен . ISBN  978-2226012876 .
  16. ^ Путеводитель по песенникам Кейджа Зака ​​Бонда
  17. ^ Майр, Виктор Х. (2008), «Синестезия китайской эстетики и ее индийские резонансы», Китайская литература: очерки, статьи, обзоры , 30: 103–116. п. 107.
  18. ^ Барьер без врат: У-Мэнь Куан (Мумонкан) . Перевод Эйткена, Роберта . Макмиллан. 1991. с. 139. ИСБН  9780865474420 .
  19. ^ Керуак, Джек (1958), Бездельники Дхармы , Viking Press, стр. 173.
  20. ^ Секида, Катуски (1996), Две классики дзен. Мумонкан, ворота без врат. Хэкиганроку, рекорд голубых скал , Нью-Йорк и Токио: Weatherhill, стр. 77

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8f65b1ea05401dcdc38460a705e19924__1700166060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8f/24/8f65b1ea05401dcdc38460a705e19924.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yunmen Wenyan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)