Jump to content

Шэньхуэй

Хэцзэ Шэньхуэй
Хэцзэ Шэньхуэй
Заголовок Скучающий мастер
Персональный
Рожденный 684
Умер 758 (74 года)
Религия буддизм
Национальность Китайский ( династия Тан )
Школа Скучающий
Старшая должность
Учитель Дацзянь Хуэйнэн
Предшественник Дацзянь Хуэйнэн

Хэцзэ Шэньхуэй (кит.:热泽神会/泽神会; Уэйд-Джайлс: Шэнь-хуэй; японский: Катаку Джинне, 684–758) был китайским буддийским монахом так называемой «Южной школы» дзэн , который « утверждал, что учился у Хуэйнэна ». [1] [2]

Шэньхуэй известен своими резкими нападками на Юйцюань Шэньсю была самой известной ветвью чань-буддизма и связанную с ним «Северную школу», которая в то время в Китае. Он обвинил их в распространении постепенного учения , в отличие от его собственного внезапного учения . [3]

Собственная линия Шэньхуэя, называемая линией Хэцзэ (菏澤宗), вероятно, вымерла примерно во время Великого антибуддийского преследования в 845 году, и Гуйфэн Цзунми был единственным известным монахом в этой линии. [4]

Биография

[ редактировать ]

Шэньхуэй родился в Сянъяне по фамилии Гао (高). [3] он изучил «Пять классических произведений Конфуция » и философию Лао-цзы и Чжуанцзы . В молодом возрасте [5]

В 14 лет он стал монахом у Хуэйнэна , ученика Хунжэня и основателя Южной школы дзэн. Какое-то время Шэньхуэй служил его помощником.

Несколько дошедших до нас историй повествуют о встречах Хуэйнэна и Шэньхуэя. В одном из них Хуэйнэн сказал своим ученикам:

У меня есть нечто, у чего нет ни головы, ни хвоста. Оно безымянно и не может быть описано. У него нет ни спины, ни переда. Кто-нибудь из вас знает, что это такое?»

Затем Шэньхуэй сказал: «Это источник всех вещей. Это природа Будды Шэньхуэй».
Хуэйнэн отвечает: «Я сказал, что у него нет имени и описания. Как вы можете говорить, что это источник Природы Будды?»
Затем Шэньхуэй поклонился и вернулся на свое место, но затем Хуэйнэн провозгласил: «В будущем, если этот юноша возглавит монастырь, он обязательно вырастит полностью реализованных учеников нашей школы».

Позже Шэньхуэй отправился в Чанъань, чтобы принять сан . [3]

В своих трудах и лекциях Шэньхуэй критиковал то, что он называл «Северной школой» дзэн. Несмотря на свои нападки на Северную школу, Шэньхуэй отправился на север, чтобы жить среди своих идеологических врагов в столице Лояне . Находясь в городе, он публично выступил против учения Северной школы. [3]

Шэньхуэй был весьма успешным сборщиком средств для правительства, несмотря на то, что он критиковал Шэньсю за связи с правительством. Во время восстания Ань Лушань монахов просили читать лекции и продавать сертификаты населению, чтобы собрать деньги для контрнаступления. Шэньхуэй активно участвовал в этом начинании в Лояне и, как сообщается, был очень эффективным. [6] [7] Несмотря на это, в конце концов его изгнали из города за разжигание беспорядков.

Говорят, что Шэньхуэй умер во время медитации в 760 году. Его погребальная ступа находится в гротах Лунмэнь . [3] Одно из его дошедших до нас произведений — «Сяньцзунцзи» (Xianzongji).

Нападение на Шэньсю и «Северную школу»

[ редактировать ]

Атака Шэньхуэя

[ редактировать ]

Шэньхуэй придумал термин «Северная школа», чтобы высмеять школу Шэньсю. [8] Он утверждал, что Шэньсю пытался узурпировать титул Шестого Патриарха у Хуэйнэна . Он поддержал свои утверждения, заявив, что Хуэйнэн обладал одеждой Бодхидхармы , Первого Патриарха Дзэн.

В 734 году было совершено нападение на Храм Великого Облака в Хуатае. Он выступил с докладом под названием « Изложение добра и зла» в отношении Бодхидхармы Южной школы . [9] Оно было представлено в форме дискуссии между ним и монахом по имени Чунюань, принявшим сторону Шэньсю Северной школы . Шэньхуэй воспользовался возможностью поставить под сомнение легитимность Шэньсю как . преемника Хунжэня

Он также обвинил учеников «Северной школы» в попытке украсть мантию Бодхидхармы, отрубить голову мумии Хуэйнэна и переписать надпись на могиле Шэньсю словами «Шестой Патриарх». [10] [11] : 113–114 

Однако наиболее примечательно то, что он обвинил Северную школу в пропаганде «постепенного», а не «внезапного» просветления . [12] : 111  Однако некоторые ученые указывают, что дошедшие до нас сочинения Шэньсю не подтверждают мнение о том, что он отвергал внезапное просветление. Шэньсю Действительно, по словам Макрея, в «Гуаньсинь Лунь» (觀心論; «Трактат о созерцании разума ») говорится: «Чтобы стать свидетелем этого, не нужно много времени; просветление происходит в мгновение ока. Зачем беспокоиться о своих седых волосах (то есть о возрасте)?» [13]

Исторический анализ нападения Шэньхуэя

[ редактировать ]

Некоторые ученые считают аргументы Шэньхуэя против «Северной школы» выдумками или преувеличениями. Генрих Дюмулен , комментируя обвинения Шэньхуэя, писал, что Шэньхуэй был «беспринципным», а Уи Хакудзю писал, что у него «черты, заслуживающие морального порицания и критики за нетерпимость». [11] : 113–114 

Такие ученые, как Филип Ямпольский, предположили, что один из его учеников, возможно, написал Сутру Платформы , которая прославляет Хуэйнэна и «внезапное» просветление, одновременно высмеивая Шэньсю.

Ученые отмечают, что и понятие «патриарха», и наличие мантии Бодхидхармы, являющейся показателем этого человека, вероятно, возникли в результате диатриб Шэньхуэя. Фактически, согласно Сутре Платформы , Хуэйнэн сам не передал мантию и не назвал «патриарха», который заменит его. Скорее, как и у его учителя Хунжэня , у него было много учеников, которые продолжали преподавать дзэн.

Филип Ямпольский писал, что утверждение Шэньхуэя о том, что Алмазная сутра , а не Ланкаватара-сутра, была первостепенной сутрой Бодхидхармы и его учеников, было «чистой выдумкой». [14]

Разъясняя свою позицию внезапного просветления, Шэньхуэй объяснил разницу между учениями Хуэйнэна и Шэньсю в следующем разговоре с Мастером Дхармы Чунюанем:

Мастер Дхармы Чунюань спросил: «Почему бы человеку не [регулировать] ум, чтобы осознать внутреннее?» Его Преосвященство ответил: «Это учение глупцов! Практика Чань Мастера Хуэйнэна выходит за рамки двух Дхарм регулирования и нерегулирования. Поэтому текст [Вималакирти] Сутры [читает]: «Ум не пребывает внутри и не находится снаружи: это сидение в медитации… Если человек сядет так, Будда [подарит] печать сертификации». За последние шесть поколений никто никогда не [учил людей] «замораживать ум, чтобы войти в медитацию, фиксировать ум, чтобы созерцать чистоту, активировать разум, чтобы осветить внешнее, и концентрировать ум, чтобы осознать внутреннее». Вот почему [учения Шэньсю и Хуэйнэна] не одно и то же». [15]

В этом диалоге Шэньхуэй представляет свои знаменитые «четыре заявления», в которых он осуждает практику Северной школы, заключающуюся в замораживании ума для достижения концентрации, фиксации ума для созерцания чистоты, активации ума для внешнего просветления и концентрации ума для внутренней реализации. [16] Для Шэньхуэя активизация намерений постичь бодхи , нирвану , пустоту , чистоту или концентрацию — все это примеры ложного ума. [17] Вместо этого Шэньхуэй учил, что истинное не-мысль – это не преднамеренность и не активизация ума. [18] Однако он говорит: «Если вы намеренно заставляете свой ум не активироваться, это и есть концентрация сознания. Ее еще называют концентрацией ошибочных взглядов на Дхарму». [19] В конечном счете, Шэньхуэй учил выходить за рамки как интенционализации, так и неинтенционализации, поскольку интенционализировать означало быть скованным, а отсутствие интенционализации делало человека «ничем не отличным от глухого дурака». [20]

По мнению Шэньхуэя, вход в концентрацию и выход из нее все еще были обусловлены и не могли превзойти ложный ум. [21] Он говорит, что если ложный ум активируется и наши мысли блуждают «далеко и близко», нам не следует пытаться вернуть ум в состояние концентрации. Он говорит: «Заставить ум погаснуть — это болезнь, и заставить его вернуться к концентрации — это тоже болезнь. И заставить его погаснуть, и заставить его вернуться — это болезнь». [22] Вместо этого он говорит, что если можно просто «пролить свет осознания» на мысль, как только она возникает, она естественным образом исчезнет в свете осознания. [23] Более того, он говорит, что свет осознания тоже исчезнет сам по себе. [24] Для Шэньхуэя исчезновение мысли с осознанием — это «именно [то, что имеется в виду] непостоянный ум своей изначальной природы». [25]

Шэньхуэй ассоциирует непостоянство с фундаментальным спокойствием. [26] Опираясь на парадигму сущности-функции , он отождествляет безмятежность с сущностью и говорит: «Основываясь на сущности этого пустого спокойствия, естественно, существует фундаментальная мудрость, [о которой] говорят, что знание является ее функцией просветления». [27] Для Шэньхуэя, хотя спокойствие является сутью, знание пустого спокойствия ума является функцией. [28] Он говорит: «Непостоянство — это фундаментальное спокойствие собственной природы (бэнь цзысин цзи本自性寂). Знание — это функция. Покой — это сущность просветления, а просветление — это функция покоя». [29] Для Шэньхуэя это также означает эквивалентность концентрации и мудрости. Он говорит:

Непостоянство — это спокойствие, а суть покоя называется концентрацией. Природная мудрость (чжи智), возникающая на основе этой сущности, посредством которой можно познать изначально неподвижную сущность, называется проницательностью (хуэй慧). Это эквивалент концентрации и мудрости. Сутра говорит: «Активируйте просветление на основе безмятежности», и смысл здесь тот же. Непостоянный ум не превосходит знание, а знание не превосходит непребывание. Если человек знает непостоянство ума, ему больше нечего познавать. В «Нирвана-сутре» говорится: «Для того, чтобы концентрация была великой, а мудрости малой, это значит увеличивать невежество. Если мудрость велика, а сосредоточенность мала, это значит увеличивать количество неверных взглядов. Равноценность концентрации и мудрости называется «видением природы Будды». [30] [примечание 1]

Что касается практики сидячей медитации, Шэньхуэй не учил, что физическое сидение необходимо. Он говорит: «Когда я говорю «сидеть», [я имею в виду, что] «сидение» предназначено для того, чтобы мысли не активизировались. Когда я говорю «медитация», [я имею в виду, что] «медитация» означает видение фундаментальной природы. Следовательно, Я не учу людей, чтобы их тела сидели, а ум оставался в покое, пока они входят в концентрацию». [32]

Шэньхуэй также критиковал «тайные учения». Он говорит:

«Когда других мастеров спрашивают об этом учении, они не объясняют, а держат его в секрете. Я совершенно другой — многим ли людям или немногим, я всегда объясняю его всем. [...] Учения будд в прошлом все было направлено на восьмеричное собрание, не было ни частного учения, ни тайного учения». [33] [примечание 2]

В начале 10 века основатель школы Фаян так прокомментировал происхождение Шэньхуэя:

Рекорд того времени действительно был превосходным. Сегодня, если мы укажем на сильно пробужденную школу, то это школа Хэцзэ. [3]

Собственная линия передачи Шэньхуэя, называемая школой Хэцзэ, вероятно, вымерла примерно во время Великого антибуддийского преследования в 845 году. Его самым известным потомком в этой школе был Гуйфэн Цзунми , который также был пятым патриархом школы Хуаянь . Согласно Цун-ми, подход Шэнь-хуэя был официально одобрен в 796 году, когда «императорская комиссия определила, что южная линия Чань представляет собой ортодоксальную передачу, и провозгласила Шэнь-хуэя седьмым патриархом, поместив соответствующую надпись. в храме Шэнь-Лун». [36]

Различие Шэньхуэя между «постепенными» и «внезапными» методами просветления стало отличительной чертой китайского дзэн. Мацзу Даойи , чья школа в Хунчжоу стала визитной карточкой дзэн, был одним из первых и важных последователей «внезапного» подхода.

Его речи снова были найдены в Дуньхуане . [37]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Аналогичным образом Шэньхуэй критиковал чередование самадхи и праджни . Он сказал, что на основе спокойствия «возникает внутреннее (ти) знание, благодаря которому хорошо различаются синие, желтые, красные и белые вещи в этом мире. Это праджня. Однако из этих различий не возникают никакие (желания). Это самадхи. Те, кто «замораживает свой ум при входе в самадхи», сначала погружаются в нерелевантную (авьякрита) пустоту, а затем, когда они просыпаются от самадхи и их ум снова работает, они различают все различные мирские сущности, но это они называют праджней. сутры называют это самообманом. В их случае праджня чередуется с самадхи. Люди, понимающие (самадхи-праджня) таким образом, не избавляются от своих страстей». [31]
  2. См. также Зомми» : «Маленький пролегомен

    «Говорят ли те, кто в настоящее время передают Дхарму, тайные устные передачи [ мию ] или нет?» Теперь я ответил на этот вопрос: Дхарма — это дхарма Бодхидхармы, поэтому все, кто слышит ее, какой бы глубокой или поверхностной она ни была, получают пользу. Просто в прошлом она была тайной, а теперь она открыта. не называется тайной устной передачей. Тот факт, что название отличается [от того, каким оно было во времена Бодхидхармы], не означает, что дхарма тоже другая». [34]

    А также Сутра Платформы :

    «...Хуэймин [пережил] великое просветление. Затем он снова спросил меня, сказав: «Кроме тайных слов и тайного намерения, которое [вы выразили] только что, есть ли какое-либо другое тайное намерение?» Я сказал: «То, что я проповедовал вам, не является секретом. Если вы контр-осветите [ваше собственное истинное лицо, вы поймете, что] секрет был на вашей стороне». [35]
  1. ^ Джон М. Томпсон, Хуэйнэн (Хуй-нэн) (638–713) , Интернет-энциклопедия философии
  2. ^ Макрей 2003 , с. 68.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж Фергюсон, Эндрю Э. (2000), Китайское наследие дзэн: мастера и их учения , Wisdom Publications, стр. 57–61, ISBN  978-0-86171-163-5
  4. ^ Ямпольский 1967 , с. 37.
  5. ^ Зойшнер, Роберт Б. (1976), «Се Цунг Чи», Журнал китайской философии , 3 , Дордрехт-Голландия: Reidel Publishing Company: 253–268, doi : 10.1111/j.1540-6253.1976.tb00392.x
  6. ^ Ямпольский 1967 , с. 36.
  7. ^ Макрей 2003 , с. 107.
  8. ^ Макрей 2003 , с. 54.
  9. ^ Теория Бодхидхармы Наньцзуна о добре и зле
  10. ^ Ямпольский 1967 , с. 28–29.
  11. ^ Jump up to: а б Дюмулен, Генрих (1994), Дзен-буддизм: история, Индия и Китай , Нью-Йорк: Macmillan Publishing, ISBN  978-0-02-908270-6
  12. ^ Фор, Бернар (1986), «Концепция самадхи одной практики в раннем Чань в традициях медитации в китайском буддизме», в книге Грегори, Питера (ред.), Исследования восточноазиатского буддизма , том. 4, Гонолулу: Институт Курода, Гавайский университет Press
  13. ^ Макрей, Джон (1986). Северная школа и формирование раннего чань-буддизма , с. 207. Издательство Гавайского университета. ISBN 0-8248-1056-2
  14. ^ Ямпольский 1967 , с. 34.
  15. Джон Р. Макрей, евангелист дзен: Шэньхуэй, внезапное просветление и южная школа чань-буддизма, страницы 97–98, University of Hawaii Press, 2023
  16. ^ Джон Р. Макрей, Дзен-евангелист: Шэньхуэй, внезапное просветление и южная школа чань-буддизма, стр. 28, University of Hawaii Press, 2023 г.
  17. ^ Джон Р. Макрей, Дзен-евангелист: Шэньхуэй, внезапное просветление и южная школа чань-буддизма, стр. 54, University of Hawaii Press, 2023 г.
  18. ^ Джон Р. Макрей, Дзен-евангелист: Шэньхуэй, внезапное просветление и южная школа чань-буддизма, стр. 65, University of Hawaii Press, 2023 г.
  19. ^ Джон Р. Макрей, Дзен-евангелист: Шэньхуэй, внезапное просветление и южная школа чань-буддизма, стр. 65, University of Hawaii Press, 2023 г.
  20. ^ Джон Р. Макрей, Дзен-евангелист: Шэньхуэй, внезапное просветление и южная школа чань-буддизма, стр. 159 University of Hawaii Press, 2023 г.
  21. ^ Джон Р. Макрей, Дзен-евангелист: Шэньхуэй, внезапное просветление и южная школа чань-буддизма, стр. 178, University of Hawaii Press, 2023
  22. Джон Р. Макрей, Дзен-евангелист: Шэньхуэй, внезапное просветление и южная школа чань-буддизма, стр. 69, University of Hawaii Press, 2023 г.
  23. ^ Джон Р. Макрей, Дзен-евангелист: Шэньхуэй, внезапное просветление и южная школа чань-буддизма, стр. 117, University of Hawaii Press, 2023
  24. ^ Джон Р. Макрей, Дзен-евангелист: Шэньхуэй, внезапное просветление и южная школа чань-буддизма, стр. 166, University of Hawaii Press, 2023
  25. Джон Р. Макрей, Дзен-евангелист: Шэньхуэй, внезапное просветление и южная школа чань-буддизма, стр. 69, University of Hawaii Press, 2023 г.
  26. ^ Джон Р. Макрей, Дзен-евангелист: Шэньхуэй, внезапное просветление и южная школа чань-буддизма, стр. 139, University of Hawaii Press, 2023 г.
  27. ^ Джон Р. Макрей, Дзен-евангелист: Шэньхуэй, внезапное просветление и южная школа чань-буддизма, стр. 139, University of Hawaii Press, 2023 г.
  28. ^ Джон Р. Макрей, Дзен-евангелист: Шэньхуэй, внезапное просветление и южная школа чань-буддизма, стр. 59, University of Hawaii Press, 2023
  29. ^ Джон Р. Макрей, Дзен-евангелист: Шэньхуэй, внезапное просветление и южная школа чань-буддизма, стр. 59, примечание 80, University of Hawaii Press, 2023 г.
  30. ^ Джон Р. Макрей, Дзен-евангелист: Шэньхуэй, внезапное просветление и южная школа чань-буддизма, страницы 57-58, University of Hawaii Press, 2023
  31. ^ Проповедь Шэнь-хуэя, перевод Вальтера Либенталя, Большая Азия, Новая серия, III (1953), часть II, стр. 132-55
  32. ^ Джон Р. Макрей, Дзен-евангелист: Шэньхуэй, внезапное просветление и южная школа чань-буддизма, стр. 99, University of Hawaii Press, 2023 г.
  33. ^ Джон Р. Макрей, Дзен-евангелист: Шэньхуэй, внезапное просветление и южная школа чань-буддизма, стр. 70, University of Hawaii Press, 2023 г.
  34. ^ Джеффри Бротон, Цзунми о Чане, стр. 138, Columbia University Press, 2008 г.
  35. ^ Сутра Платформы Шестого Патриарха, перевод Джона Р. Макрея, стр. 25, Буккё Дендо Кёкай и Центр буддийских переводов и исследований Нумата, 2000 г.
  36. ^ Питер Н. Грегори (1991), Внезапное просветление с последующим постепенным совершенствованием: анализ разума Цунг-ми . В: Питер Н. Грегори (редактор) (1991), Внезапное и постепенное. Подходы к Просвещению в китайской мысли . Дели: Motilal Banarsidass Publishers Private Limited. Страница 279
  37. ^ Драгоценный материал раннего дзен-буддизма - «Высказывания Шэньхуэя» - был написан по случаю выпуска «Дзен-высказывания монаха Шэньхуэй».

Источники

[ редактировать ]
  • Макрей, Джон Р. (2003), Видеть сквозь дзен: встреча, трансформация и генеалогия в китайском чань-буддизме , Беркли и Лос-Анджелес: University of California Press, ISBN  978-0-520-23798-8
  • Ямпольский, Филип Б. (1967), Платформенная сутра Шестого Патриарха , Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, ISBN  978-0-231-08361-4
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 46543dabd25e9a977ff79168dd7276e6__1722839580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/46/e6/46543dabd25e9a977ff79168dd7276e6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Shenhui - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)