Юйцюань Шэньсю
Юйцюань Шэньсю | |
---|---|
![]() | |
Заголовок | Чан Мастер |
Персональный | |
Рожденный | 606 / 607? Лоян, Хэнань, Китай |
Умер | 28 февраля 706 г. или 15 апреля 706 г. Китай |
Религия | Чань-буддизм |
Школа | Восточное горное учение |
Старшая должность | |
Предшественник | Даман Хунжэнь |
Юйцюань Шэньсю ( китайский : 玉泉神秀 ; пиньинь : Yùquán Shénxiù ; Уэйд-Джайлс : Ю-ч'юань Шэнь-сю , 606?–706) был одним из самых влиятельных чаньских мастеров своего времени, патриархом. [ 1 ] Восточного горного учения чань -буддизма . Шэньсю был наследником Дхармы ( Даман Хунжэня 601–674), которого чтил У Цзэтянь (годы правления 690–705) из династии Тан , и предполагаемый автор Гуань Синь Лунь (Трактат о созерцании ума, написанный между 675 г.). и 700 [ 2 ] ), текст, когда-то приписываемый Бодхидхарме . [ 3 ]
Биография
[ редактировать ]Шэньсю родился в округе Вэйши, пригороде Лояна провинции Хэнань , тогдашней вторичной столицы Китая. Его фамилия была Ли. Его семья была аристократической и, возможно, имела отношение к императорской семье династии Тан. [ 4 ] Он получил образование в области китайской классики и даосизма и стал буддистом в возрасте тринадцати лет, когда во время голода отправился в правительственные зернохранилища в Кайфэне, чтобы попросить о выдаче зерна голодающему населению. Там он встретил неназванного буддиста и был вдохновлен принять буддизм. После семи лет бездомной жизни, посещая знаменитые горные центры Китая, Шэньсю принял полные обеты буддийского монаха в 625 году в монастыре Танкун в Лояне (洛阳), буддийском центре в конце Шелкового пути со второго века.
Следы его деятельности в течение следующих двадцати пяти лет были утеряны, « Чюань Фабао Цзи» (傳法寶紀) ( «Анналы передачи сокровищ Дхармы» ) утверждают, что Шэньсю изучал буддийские правила ( виная ) и церемонии и посвятил себя практика медитации ( дхьяна ) и развитие мудрости ( праджня ). В 651 году он начал учиться у Хунжэня. Вышеупомянутый Чуань Фабао Цзи утверждает, что он учился у Хунжэня шесть лет, тем самым уехав в 657 году, до прибытия Шестого Патриарха Хуэйнэна , с которым Шэньсю якобы провел знаменитый конкурс по написанию стихов. (см. ниже) [ 5 ]
Непонятно почему, но где-то около 665–668 годов Шэньсю был изгнан императором и скрывался в течение десяти лет, вернувшись к публичному вниманию между 676 и 679 годами. [ 6 ] Первоначально он поселился в монастыре Нефритового источника ( Юйцюань Сы 玉泉寺), но вскоре для него был построен монастырь Шести Совершенств ( Думэнь Сы 度門寺廟), где он провел следующую четверть века.
В конце 700 года императрица У пригласила Шэньсю в столицу Лоян, чтобы преподавать чань-буддизм. Его прием в 701 году был, по общему мнению, весьма впечатляющим. В « Анналах передачи сокровища Дхармы» описывается путь Шэньсю, украшенный цветами, и мастер, едущий на носилках того типа, который предназначен для императорской семьи. Совершив беспрецедентный жест, Императрица преклонила колени перед мастером Чань, почтительно коснувшись лбом земли. Далее в « Анналах » говорится: «От князей и знати все [в столице] нашли в нем убежище». [ 7 ]
Последние пять лет своей жизни Шэньсю путешествовал между двумя столицами Лоян и Чанъань , проповедуя буддийскую Дхарму, прежде чем скончался в своем монастыре Тумэнь Си , где, как сообщается, сидел в медитации 28 февраля 706 года. [ 8 ] В «Лэнцэ Ши Цзы Цзи» (楞伽師資記; «Записи мастеров Ланкаватара ») говорится, что его последними словами были «чу-чу цзяо» , что профессор Сейзан Янагида переводит как «учение о целесообразных средствах стало прямым» [ 9 ] Правящий император Чжунцзун (705–710) пожаловал посмертный титул Датун Чанши (大通禪師; Велико проникающий Мастер Дхьяны), всего второй раз в китайском буддизме и первый за триста лет, когда эта императорская честь была удостоена. [ 10 ]
Конкурс стихов
[ редактировать ]Одна из самых известных и любимых легенд Чань - это конкурс на сочинение стихов с участием Шэньсю и Хуэйнэн в монастыре Хунжэнь. Эту историю можно найти в « Сутре платформы» Хуэйнэна, но это почти наверняка не было историческим событием. [ 11 ] Описание, данное в Сутре Платформы, следующее: Хунжэнь, понимая, что его годы подходят к концу, поручил своим монахам составить «стих разума», чтобы продемонстрировать свой уровень достижений. Победитель конкурса будет назван Шестым Патриархом и получит одеяние Бодхидхармы . Ни один из монахов не осмеливался ничего написать, подчиняясь Шэньсю, который, по их мнению, был законным наследником Дхармы. Шэньсю, полный сомнений в своих собственных мотивах и обремененный бременем ожиданий, решил ночью анонимно написать стих на стене коридора. Стих Шэньсю гласил:
- Тело — дерево бодхи
- Ум подобен яркому зеркалу.
- Мы всегда должны стремиться отполировать его.
- и не должен допускать скопления пыли.
Публично Хунжэнь похвалил этот стих и поручил всем своим монахам читать его. В частном порядке Хунжэнь попросил Шэньсю сочинить еще один стих, поскольку Хунжэнь считал, что стих Шэньсю не отражает истинного понимания Дхармы. Шэньсю не смог сочинить еще один куплет. Тем временем неграмотный Хуэйнэн услышал, как монахи скандируют этот стих, и спросил об этом. Когда Хуэйнэну рассказали историю состязания Хунжэня, он попросил монаха отвести его к стене, где был написан стих Шэньсю. Там он попросил кого-нибудь написать свой стих. Согласно более поздней версии «Платформенной сутры» (в более старых версиях существуют два важных варианта), стих Хуэйнэна гласил:
- Бодхи не было дерева. Изначально у
- Яркое зеркало также не имеет подставки.
- Принципиально нет ничего.
- Где могла возникнуть пыль? [ 12 ] [ 13 ]
В сообщении говорится, что Хунжэнь публично очернил этот стих, но позже, в частном порядке, он научил Хуэйнэна истинному значению Алмазной сутры, тем самым пробудив Хуэйнэна к глубокому учению сутры. Хунжэнь дал Хуэйнэну мантию передачи и велел ему тайно бежать ночью из монастыря. Согласно легенде, Хуэйнэн стал шестым и последним патриархом Чань.
Шэньхуэй , преемник Хуэйнэна, публично раскритиковал Шэньсю и связал его с «Северной школой» - термином, который, как полагают, изобрел Шэньхуэй. Он утверждал, что в этой «школе» преподавалась «постепенная» ( цзянь цзяо 漸教) идея просветления, в отличие от якобы превосходящего «внезапного» учения Хуэйнэна ( дунь цзяо 頓教). Однако, хотя значительная часть полемики Шэньхуэя сохранилась, он никогда не упоминал об этом конкурсе стихов, что он, по-видимому, сделал бы, чтобы подкрепить аргументы в пользу своего происхождения от более высокого Хуэйнэна. По этой причине отчасти ученые сомневаются в историчности конкурса стихов. Вместо этого считается, что Сутра Платформы была составлена школой Оксхеда в попытке примирить искусственный раскол между так называемыми Северной и Южной школами. По мнению буддолога Джона Макрея, эти два стиха, вероятно, были предназначены для того, чтобы дополнять друг друга и говорить о двух сторонах одной практики. Более того, стих Шэньсю прямо не предполагает постепенности, а скорее намекает на необходимость постоянной, бесконечной практики. Как бы то ни было, с исторической точки зрения ясно, что Шэньсю был гораздо более уважаемым и выдающимся учителем, чем практически неизвестный Хуэйнэн, который прославился лишь позже. агиография , включая Платформенную Сутру.
Учения
[ редактировать ]Хотя в последующих историях Чань Шэньсю был назван учителем «Северной школы» ( Бэйцзун 北宗) Чана, он считал себя преподавателем традиции «Восточной горы» ( Дуншань 東山) Хунжэня. Название «Северная школа» было применено в начале 730-х годов монахом Шэньхуэем, который обвинил Шэньсю в преподавании «постепенного» подхода к чань-буддизму.
Шэньсю был высокообразованным и усердно изучал буддийские писания . Он переинтерпретировал писания как метафоры «искусных средств» (санскрит: упайя ; фангбиан 方便) для «созерцания ума» ( кан синь 看心), пропагандируя достижение состояния будды во всех повседневных действиях, здесь и сейчас. Каждый действие рассматривалось как религиозная практика. Например, он рассматривал простые действия, такие как принятие ванны, как религиозное действие. Он учил, что мыло используется для очистки. удаление грязи «на самом деле является способностью различать, с помощью которой можно обнаружить источники зла внутри себя». Очищение рта зубочистками – это «не что иное, как Истина, посредством которой кладут конец лживой речи». Открытая религиозная деятельность, такая как возжигание благовоний, рассматривалась как «безусловная Дхарма , которая «благоухает» испорченной и злой кармой невежества и заставляет ее исчезнуть». [ 14 ]
В практике медитации Шэньсю учил, что ученик должен развивать врожденную способность ума «просветлять и понимать все вещи». [ 15 ] и видеть пустоту всего сущего. Он учил, что во всем присутствует глубокая тишина и спокойствие. В тексте «Северной школы», сокращенно « Пять умелых средств» ( У Фанбянь 五方便), говорится: «В чистоте нет ни одной вещи… Мирная и безграничная, ее незапятнанность — это путь бодхи (बोधि). Ум безмятежен, ясное просветление, спокойствие тела — это дерево бодхи ». [ 16 ]
Несмотря на то, что Шэньсю и так называемая «Северная школа» впоследствии подверглись нападкам как учение о постепенном подходе к просветлению, « Гуаньсинь Лунь» (觀心論; «Трактат о созерцании ума» ), северный текст, который, как утверждает дзэнский ученый Джон МакРэй, является «несомненно, написано им [Шэньсю]» [ 17 ] решительно заявляет: «Не нужно много времени, чтобы засвидетельствовать это (т. е. осознать мудрость); просветление происходит в мгновение ока. Зачем беспокоиться о своих седых волосах (то есть о возрасте)?» [ 18 ] Призывы Шэньсю к постоянной, неустанной практике дали Шэньхуэй возможность напасть на учение как на «постепенное» (обвинение, которое по иронии судьбы применимо ко всей традиции Дуншань Четвертого и Пятого Патриархов). В любом случае, очернение Шэньсю со стороны Шэньхуэя произошло примерно через тридцать лет после смерти Шэньсю. При его жизни, и особенно при его относительно недолгом обучении в столицах династии Тан, учения Шэньсю были встречены с широким признанием и почтением. Влияние учения Шэньсю на последующую доктрину и практику Чань до сих пор остается открытым вопросом.
См. также
[ редактировать ]- Пао-тан У-чу (кит. Учжу; 714–774 гг. н.э.)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Дюмулен: 1994, 1998: 109)
- ^ Макрей, 1986: 119
- ^ Макрей, 1986: 148
- ^ Макрей, 1986:46
- ^ Исторические писания датируют прибытие Хуэйнэна в монастырь Хунжэнь где-то между 659 и 674 годами (источники расходятся во мнениях относительно даты). В предисловии Фа-хая (nd) к Сутре Платформы год указан как 661. см. McRae, 1986: 285, № 77.
- ↑ см. McRae, 1986: 48–50, где представлены предположения относительно изгнания Шэньсю.
- ^ Макрей, 1986:51
- ^ дата Макрея (1986:54). Ямпольский называет дату 15 апреля 706 г. (Ямпольский, 1967:16).
- ^ Макрей, 1986:55
- ^ Макрей, 1986:55
- ↑ МакРей непреклонен, что этого никогда не происходило, говоря: «Здесь мы можем быть окончательными: такой возможности не существует вообще, и это сообщение должно быть принято как блестящая и религиозно значимая выдумка. (McRae, 2003:67)
- ^ стихи взяты из McRae, 2003: 61-62.
- ↑ Макрей отмечает, что самая ранняя версия Сутры Платформы содержит две версии стиха Хуэйнэна:
- Изначально у Бодхи не было дерева.
- Зеркало также не имеет подставки.
- Природа Будды всегда ясна и чиста.
- Где есть место пыли?
- Ум – это дерево бодхи
- Тело — подставка для яркого зеркала.
- Яркое зеркало изначально ясное и чистое.
- Где могла быть пыль?
- ^ Макрей, 2003:50
- ^ Макрей, 2003:53
- ^ Макрей, 2003:53
- ^ Макрей, 1986:207
- ^ Макрей, 1986:207
Ссылки
[ редактировать ]- Дюмулен, Генрих (1994, 1998) Дзен-буддизм: история, том I, Индия и Китай, Simon & Schuster и Prentice Hall International ISBN 0-02-897109-4
- Макрей, Джон (2003) Видение через дзен: встреча, трансформация и генеалогия в китайском чань-буддизме, University of California Press ISBN 0-520-23798-6
- Макрей, Джон (1986) Северная школа и формирование раннего чань-буддизма, University of Hawaii Press ISBN 0-8248-1056-2
- Ямпольский, Филип Б. (1967) Платформенная сутра Шестого Патриарха: текст рукописи Тун-Хуана, переведенный с примечаниями, Columbia University Press ISBN 0-231-08361-0
- Фор, Бернар (1996, 1998) Воля к православию: критическая генеалогия северного чань-буддизма, Stanford University Press ISBN 978-0-8047-2866-9
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Легенды Чана: Северный/Южный раскол, Хуэй-нэн и Сутра платформы
- Чань (Дзен) Буддизм в Китае: его история и метод Ху Ши, Философия Востока и Запада, Том 3, № 1 (январь 1953 г.), стр. 3–24