Клешас (буддизм)
Переводы клеши | |
---|---|
Английский | недуги, разрушительные эмоции, тревожные эмоции, негативные эмоции, яды разума, и т. д. |
санскрит | горе (клеша) |
Есть | (фильм) |
бирманский | Страсть ( MLCTS : kḭlèθà ) |
китайский | беда ( Пиньинь : фанно ) |
японский | земные желания ( Ромаджи : бонно ) |
кхмерский | Зло ( UNGEGN : kĕlés ) |
корейский | агония ( RR : беонное ) |
Монгольский | нирванис |
тибетский | Инстинкты ( Уайли : Ньон Монгс; THL : нёнмонг ) |
Тагальский | килша |
тайский | страсть ( RTGS : Килет ) |
вьетнамский | недуг |
Глоссарий буддизма |
Клеши ( санскрит : क्लेश , латинизированный : kleśa ; пали : किलेस kilesa ; стандартный тибетский : ཉོན་ མོངས། nyon mongs ), в буддизме — это психические состояния, которые затуманивают разум и проявляются. в неблаготворных действиях. Клеши включают такие состояния ума, как тревога, страх, гнев, ревность, желание, депрессия и т. д. Современные переводчики используют различные английские слова для перевода термина клеши , такие как: омрачения, омрачения, разрушительные эмоции, беспокоящие эмоции, негативные эмоции. , психические яды и неврозы.
В современных буддийских традициях Махаяны и Тхеравады три клеши: невежество, привязанность и отвращение идентифицируются как корень или источник всех остальных клеш. В традиции Махаяны их называют тремя ядами тремя нездоровыми корнями , а в традиции Тхеравады — .
Хотя в ранних буддийских текстах Палийского канона три корневых клеши конкретно не перечисляются, три яда (и клеши в целом) стали рассматриваться как самые корни сансарического существования .
Палийская литература
[ редактировать ]Палийский канон |
---|
![]() |
1. Виная Питака |
2. Сутта Питака |
3. Абхидхамма Питака |
В Палийского канона беседах ( суттах ) килеса часто ассоциируется с различными страстями, оскверняющими телесные и психические состояния. Палийского канона В «Абхидхамме» и постканонической палийской литературе идентифицируются десять загрязнений, первые три из которых – жадность, ненависть, заблуждение – считаются «корнями» страдания.
Сутта-Питака: умственные препятствия.
[ редактировать ]Палийского канона Питаке килеса В Сутта - и ее коррелят упаккилеса. [1] являются аффективными препятствиями на пути к прямому знанию ( абхиджня ) и мудрости ( панья ).
Например, Самьютта-никая включает собрание из десяти бесед ( SN 27, Kilesa-saṃ yutta ) , в которых утверждается, что любая ассоциация «желания-страсти» ( chanda-rāgo ) с телом или умом [2] является «осквернением ума» ( cittasse'so upakkileso ):
- «Монахи, любое желание-страсть по отношению к глазу – это осквернение ума. Любое желание-страсть по отношению к уху… носу… языку… телу… интеллекту – это Осквернение ума. Когда в отношении этих шести основ омрачения осознания оставлены, тогда ум склонен к отречению . Ум, воспитанный отречением, чувствует себя податливым для прямого познания тех качеств, которые стоит осознать». [3]
В более широком смысле, пять препятствий – чувственное желание ( камаччанда ), гнев ( бьяпада ), лень-оцепенение ( тхина-миддха ), беспокойство-беспокойство ( уддхакча-куккучча ) и сомнение ( вичикчха ) – часто связаны с килесой в следующих случаях: (или аналогичным) способом:
[Все] те Благословенные сначала оставили пять препятствий, загрязнения ума, ослабляющие мудрость... [4] | саббе те бхагаванто панчанивара н е пахайа четасо упаккилесе панньяя дуббаликара н е ... . [5] |
Кроме того, в Никаи » « Ниддесе Кхуддака килеса определяется как компонент или синоним жажды ( танха ) и вожделения ( рага ). [6]
Абхидхамма: десять омрачений и нездоровых корней
[ редактировать ]Хотя Сутта-Питака не предлагает списка килес , в » ( «Дхаммасангани Dhs. 1229 и след .) и «Вибханге» (Vbh. XII) Абхидхамма-питаки, а также в постканонической «Висуддхимагге» (см. XXII 49, 65) перечисляются десять омрачений ( даса килеса-ваттхуни ):
- жадность ( лобха )
- ненавижу ( доша )
- заблуждение ( моха )
- conceit (mānaтщеславие
- неправильные взгляды ( мичхадиттхи )
- сомнение ( вичикича )
- оцепенение ( thīna ṃ )
- беспокойство ( уддхакча ṃ )
- бесстыдство ( ахирика ṃ )
- безрассудство ( аноттаппа ṃ ) [7]
Вибханга также включает восьмеричный список ( ṭṭ ) ha kilesa-vatthūni , состоящий из первых восьми из десяти вышеупомянутых. [8]
Во всей палийской литературе первые три килесы из приведенного выше десятикратного списка Абхидхаммы ( лобха доса моха ) известны как «нездоровые корни» ( акусала-мула или корень акусала ); а их противоположностями ( алобха адоса амоха ) являются три «здоровых корня» ( кусала-мула или корень кусала ). [9] Присутствие такого благотворного или нездорового корня во время умственного, речевого или телесного действия обуславливает будущие состояния сознания и связанные с ними ментальные факторы (см. Карма ). [10]
Висуддхимагга: круг омрачений
[ редактировать ]12 факторов | 3 раунда | |
старение-смерть | аспекты випака (результаты) [11] | |
↑ | ||
рождение | ||
↑ | ↑ | |
становление | камма | |
↑ | ↑ | |
цепляясь | полиэтиленовый пакет | |
↑ | ||
страстное желание | ||
↑ | ↑ | |
чувство | випака (результаты) | |
↑ | ||
контакт | ||
↑ | ||
смысловые основы | ||
↑ | ||
форма имени | ||
↑ | ||
сознание | ||
↑ | ↑ | |
формации | камма | |
↑ | ↑ | |
невежество | полиэтиленовый пакет | |
Рисунок: «Три раунда» Зависимое возникновение ( Всм . XVII, 298). |
V века н. э. Комментарий «Висуддхимагга » в обсуждении «Взаимозависимого происхождения» (палийский язык: paticca-samuppada ) ( Vsm . XVII) представляет различные объяснительные методы для понимания двенадцати факторов этого учения ( нидана ). Один метод (Всм. XVII, 298) делит двенадцать факторов на три «круга» ( ва ṭṭ а ):
- «круг омрачений» ( килеса-ва ṭṭ а )
- «круг каммы ( kamma-va ṭṭa ) »
- «круг результатов» ( vipāka -va ṭṭ a ). [12] [13]
В этой схеме (см. рисунок справа, начиная с нижней части рисунка) килеса ( «неведение» ) обуславливает камму ( «формирования» ), которая обуславливает результаты ( «сознание» через «чувства» ), которые, в свою очередь, обуславливают килесу ( «жажда» и «цепляние» ), которые обусловливают камму ( «становление» ) и так далее. [11] Буддхагхоша (Vsm. XVII, 298) заключает:
- Итак, следует понимать, что это Колесо Становления , имеющее тройной круг с этими тремя кругами, вращается, вращаясь снова и снова, вечно; ибо условия не прекратятся, пока не прекратится круг осквернений. [12]
Как можно видеть, в этой схеме круг омрачений состоит из:
В другом месте Висуддхимагги (Всм. XXII, 88), в контексте четырех благородных личностей ( арийя-пуггала , см. « Четыре стадии просветления »), в тексте говорится о предвестнике достижения ниббаны как о полном искоренении « омрачения, являющиеся корнем круга» ( ва ṭṭ а-мула-килеса ). [14]
Санскритская шравака и литература Махаяны
[ редактировать ]Три яда
[ редактировать ]Три клеши невежества, привязанности и отвращения называются тремя ядами (санскр. тривиша ) в традиции Махаяны и тремя нездоровыми корнями (пали, акусала-мула ; санскр. акушала-мула ) в традиции Тхеравады. Эти три яда (или нездоровые корни) считаются корнем всех остальных клеш.
Пять ядов
[ редактировать ]В традиции Махаяны пять основных клеш называются пятью ядами (санскрит: панча клешавиша ; тибетский- вайли : диг линга ).
Пять ядов состоят из трех ядов и двух дополнительных ядов: гордыни и зависти. Всего пять ядов таковы: [15] [16]
Яд/Клеша | санскрит | Есть | тибетский [15] | Описание | Альтернативные переводы |
---|---|---|---|---|---|
Невежество | мох авидья | мох Авия | гти кружка Я прощаюсь | Отсутствие проницательности; не понимая хода вещей | Растерянность, растерянность, заблуждение |
Вложение | смотреть | лобха | 'дод чагс | Привязанность или желание того, что нам нравится | Желание, страсть |
Отвращение | двеша | грех | zhe sdang | Отвращение к тому, что нам не нравится, или к тому, что мешает нам получить то, что нам нравится. | Гнев, ненависть |
Гордость | для него | для него | что королевское | Завышенное мнение о себе и неуважительное отношение к другим. | Высокомерие, Тщеславие |
Завидовать | ревность | исса | фраг-собака | Неспособность вынести достижения или удачу других | ревность |
Шесть корневых клеш Абхидхармы
[ редактировать ]Абхидхарма -коша выделяет шесть корневых клеш ( мулаклеша ):
- Приложение ( рага )
- Гнев ( Пратигха )
- Невежество ( авидья )
- Гордость/Тщеславие ( мана )
- Сомнение ( вичикица )
- Неправильный взгляд/Ложный взгляд/Упрямство ( driṣṭi ) [17]
В контексте буддийской школы Йогачара Мюллер (2004: стр. 207) утверждает, что Шесть Клеш возникают из-за «...овеществления« воображаемого я »(санскрит: satkāya-dṛṣṭi )». [18]
Махапаринирвана Сутра
[ редактировать ]Махаяна Махапаринирвана Сутра перечисляет около 50 клеш, включая привязанность, отвращение, глупость, ревность, гордость, беззаботность, высокомерие, недоброжелательность, сварливость, неправильный образ жизни, обман, общение с аморальными друзьями, привязанность к удовольствиям, сну, есть и зевать; удовольствие от чрезмерных разговоров и лжи, а также от мыслей о вреде. [ нужна ссылка ]
Два омрачения
[ редактировать ]В литературе Махаяны часто присутствует перечисление «двух затемнений» (Уайли: sgrib gnyis ), «затемнения противоречивых эмоций» (санскрит: kleśa-avaraṇa , Wylie: nyon-mongs-pa'i sgrib-ma ) и «затемнения относительно познаваемое» (санскрит: jñeya-avaraṇa , Wylie: shes-bya'i sgrib-ma ). [19]
Современные блески
[ редактировать ]Современные переводчики использовали много разных английских слов для перевода термина « клешас» . [20] такие как: недуги, страсти, разрушительные эмоции, беспокоящие эмоции и т. д.
В следующей таблице представлены краткие описания термина клеши, данные различными современными буддийскими учителями и учеными:
Используемый английский/санскритский термин [21] | Описание | Источник |
---|---|---|
Печальные эмоции | ... те состояния ума, которые вызывают страдания, такие как депрессия, страх, ненависть, гнев, ревность и так далее – это длинный список! | Джозеф Гольдштейн . Возникающий западный буддизм: интервью с Джозефом Гольдштейном . |
Печальные эмоции | В общем, любое загрязнение или эмоция, затмевающая разум. Их часто сводят к трем: невежество, привязанность и отвращение. Все остальные негативные предрасположенности производятся на основе этих трех. | Кхенчен Кончог Гьялтшен (2009). Полное руководство по буддийскому пути . п. 451 (из словаря) |
недуги | Психические факторы, вызывающие состояния душевного мучения как немедленно, так и в долгосрочной перспективе. Пять основных клеш, которые иногда называют ядами, — это привязанность, отвращение, невежество, гордость и зависть. | Лонгчен Еше Дордже (Кангьюр Ринпоче) (2010). Сокровищница драгоценных качеств . п. 492 (из словаря) |
Обусловливающие факторы или психические расстройства | Процессы, которые не только описывают то, что мы воспринимаем, но и определяют наши реакции. | Йонге Мингьюр Ринпоче (2008). Радость жизни . п. 115 |
Психические недуги | По-тибетски душевное расстройство определяется как психический процесс, целью которого является нарушение равновесия ума. У них всех есть это общее, независимо от того, есть ли в этом сильная эмоциональная составляющая. | Гоулман, Дэниел (2008). Разрушительные эмоции: научный диалог с Далай-ламой . Адреса Kindle 2553–2555. |
Разрушительные эмоции | По сути, деструктивная эмоция, которую также называют «затеняющим» или «мучительным» психическим фактором, — это нечто, что мешает уму осознать реальность такой, какая она есть. При деструктивной эмоции всегда будет существовать разрыв между тем, как вещи кажутся, и тем, как они есть. | Гоулман, Дэниел (2008). Разрушительные эмоции: научный диалог с Далай-ламой . Места Kindle 1779–1781 гг. |
Осквернения | Это неумелые факторы, такие как жадность, ненависть, заблуждения, самоуверенность и отсутствие моральных забот. В то время как термин « помеха » относится к пяти камням преткновения, «осквернение» часто используется без какого-либо определенного списка, но относится к любой функции ума, которой руководят неумелые факторы. | Аджан Сучитто (2011). Медитация, путь пробуждения . Публикации Амаравати. п. 263. (из словаря) |
Клешас | Клеши — это сильные противоречивые эмоции, которые возникают и усиливаются, когда мы поддаемся отвращению или притяжению. | Пема Чодрон . Признаки духовного прогресса . Шамбала Солнце. |
Клешас | Клеши – это свойства, притупляющие ум и являющиеся основой всех нездоровых действий. Три основные клеши — это страсть, агрессия и невежество. | Чогьям Трунгпа . Истина страдания и путь освобождения . Под редакцией Джуди Л. Лиф. Шамбала. п. 134 (из словаря) |
Клешас | Основная идея заключается в том, что определенные мощные реакции способны овладеть нами и управлять нашим поведением. Мы верим в эти реакции больше, чем во что-либо еще, и они становятся средством, с помощью которого мы прячемся от самих себя и пытаемся справиться с миром непрерывных изменений и непредсказуемости. Три яда: жадность, ненависть и невежество — это классические буддийские примеры, но есть и тщеславие, скептическое сомнение и так называемые «спекулятивные» взгляды… | Марк Эпштейн . Продолжая быть: буддизм и путь перемен, позитивная психология для Запада . http://www.quietspaces.com/kleshas.html |
Клешас | Эмоциональные омрачения (в отличие от интеллектуальных омрачений) обычно переводятся как «яды» или «осквернения». Три основные клесы — это невежество, ненависть и желание. Пять клесов включают в себя эти три, а также гордость и зависть. | Трангу Ринпоче (1993). Практика спокойствия и прозрения: Руководство по тибетской буддийской медиации (стр. 152). Снежный лев. Киндл издание. п. 152 (из словаря) |
Преодоление клешей
[ редактировать ]Все буддийские школы учат, что посредством медитации Спокойствия ( Саматха ) килесы успокаиваются, но не искореняются, а посредством Прозрения ( Випассана ) понимается истинная природа килес и самого ума. Когда пустая природа Я и Ума полностью понята, больше нет корня, к которому можно было бы привязаться, и беспокоящие эмоции теряют свою способность отвлекать ум. [ нужна ссылка ]
Альтернативные переводы
[ редактировать ]Термин клешас переводится на английский как:
- недуги
- Психические недуги
- Психические расстройства
- Печальные эмоции
- Обусловливающие факторы
- Разрушительные эмоции
- Оскверненные эмоции
- Осквернения
- Диссонансные эмоции
- Тревожные эмоции
- Тревожные эмоции и отношения
- Отрицательные эмоции
- Диссонансные психические состояния
- Клешас
- Страсти
- Яды
- Разумные яды
- Мирские желания [22]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Помимо этимологической связи и семантической близости между килесой и упаккилесой (например, см. Rhys Davids & Stede, 1921–25, стр. 139, запись об упаккилесе в [1] ), упоминаемый ниже сборник Самьютта Никая под названием « Килеса - saṃ yutta в своих реальных суттах , » (SN 27) не использует килесу а, по сути, упаккилеса . Бодхи (2000), стр. 1012–14, 1100 с . 273, особо отмечает лексические различия между этими двумя палийскими словами и предпочитает переводить килеса как «осквернение», а упаккилеса как «растление». Аналогично, у Бодхи (2000), с. 1642, SN 47.12, upakkilesa переводится как «порча», тогда как, как указано ниже, в Bodhi (2005), с. 416, это же палийское слово в той же сутте переведено как «осквернение». В соответствии с мнением Бодхи (2005), как показано ниже, Таниссаро (1994) также переводит упаккилеса как «осквернение».Соответствующий коррелят санкилеса (или са килеса . ) также переводится как «осквернение» Бодхи (например, 2000, стр. 903–4; 2005, стр. 55–6), Таниссаро (2004) и Риса Дэвидса и Стеда (1921) -5, запись о «Санкилесе» ). В SN 22.60 (Бодхи, 2000, стр. 903–4) санкилеса контекстуализируется следующим образом: «Влюбленные в [форму], [существа] пленяются ею, а будучи плененными ею, они оскверняются». В этой сутте санкилеса сопоставляется с очищением ( висуддхи ), которое контекстуализируется словами: «Испытывая отвращение [в непостоянстве удовольствия формы], [существа] становятся бесстрастными, и через бесстрастие они очищаются».
- ^ В частности, эта саньютта килесу и их психическим сопутствующим проявлениям ( шести контекстуализирует аятана по отношению к шести внутренним и внешним «чувственным основам» ( ) классам сознания , контакта , чувства и жажды , см. раздел « шесть секстетов» ), шесть первичных «элементов» ( дхату , ср. махабхута ) и пять «агрегатов» ( кхандха ).
- ^ SN 27.1 (пер. Таниссаро, 1994). Обратите внимание, что фраза, которую Таниссаро переводит как «осквернение сознания », здесь звучит как ceta so upakkileso ; Бодхи (2000), с. 1012 просто переводит это как « психическое разложение» (подчеркивание добавлено для ясности).
- ^ Перевод из Бодхи (2005), с. 416. Бодхи (2005, стр. 417, 457 н . 58) утверждает, что это из СН 47.12, а также DN 16 и DN 28. Подобную фразу можно встретить в DN 28 и т. д.
- ^ Пали, на основе поиска «pahāya cetaso upakkilese», получено из «BodhgayaNews» по адресу http://www.bodhgayanews.net/pitakaresults.php?title=&start=0&to=10&searchstring=pahāya%20cetaso%20upakkilese . [ постоянная мертвая ссылка ] (Найдено 32 совпадения).
- ↑ См. Рис Дэвидс и Стед (1921–5), стр. 216–7, запись «Килеса», полученная 9 февраля 2008 г. из «Чикагского университета» по адресу [2] .
- ^ Рис Дэвидс и Стид (1921–5), стр. 217; и Ньянатилока (1988), запись о «килесе», полученная 9 февраля 2008 г. из «BuddhaSasana» по адресу http://www.buddhanet.net/budsas/ebud/bud-dict/dic3_k.htm. Архивировано 3 марта 2012 г. 28 в Wayback Machine .
- ^ Рис Дэвидс и Стид (1921–25), стр. 217.
- ↑ Помимо частых упоминаний в Абхидхамме и постканонической палийской литературе, ссылки на нездоровые корни ( акусала-мула ) разбросаны по всей Сутта-Питаке . Например, в Дигха Никае его можно найти в DN 33 (D iii.215) и DN 34 (D iii.275); в Маджхима Никае это первая из нескольких тем, обсуждаемых досточтимым. Сарипутта в знаменитой «Саммади ṭṭ hi Sutta » («Беседы о правильном воззрении», MN 9); а в «Итивуттаке » краткая беседа о трёх нездоровых корнях начинается с «Раздела трёх» (ит. 50). Однако ни в одном из этих текстов Сутта-Питаки нет трех нездоровых корней, называемых килесой . Такая ассоциация, по-видимому, начинается в текстах Абхидхаммы.
- ^ Nyanatiloka (1988), запись для «mūla», получена 9 февраля 2008 г. из «BuddhaSasana» на http://www.buddhanet.net/budsas/ebud/bud-dict/dic3_m.htm .
- ^ Jump up to: а б Строго говоря, в этой структуре Висуддхимагга (Vsm. XVII, 298) не явно отождествляет «рождение» ( jāti ) и «старение-смерть» ( ) с jamaraṇa результатами ( vipāka ). Тем не менее, в предыдущем абзаце (Vsm. XVII, 297) Буддхагхоша пишет: « И в будущем пять плодов : пять, начинающиеся с сознания. Они выражены термином «рождение». Но «старение и смерть» старение и смерть самих этих [пятерых]» (Санамоли , 1991, с. 599, т. 297; квадратные скобки в оригинале). Таким образом, «рождение» и «старение и смерть» становятся коррелятами или выражениями пятичастной последовательности «результатов».
- ^ Jump up to: а б с Няна . амоли (1991), с 599, т. 298.
- ^ См. параканонический . Неттипакарана « круг страданий , круг действий, круг омрачений» ( дуккхава ṭṭ о каммава ṭṭ о килесава ṭṭ o ) (Nett. i.95) «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 19 июля 2011 г. Проверено 16 июля 2008 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Ньянамоли (1991), с. 715
- ^ Jump up to: а б Падмакара (1998), с. 336, 414. (из глоссария)
- ^ Longchen Yeshe Dorje (Kangyur Rinpoche) (2010). p. 492
- ^ Гюнтер (1975), Kindle Location 321.
- ^ Мюллер (2004).
- ^ Дордже, Джикдрел Еше ( Дуджом Ринпоче , автор), переведенный и отредактированный: Гьюрме Дордже и Мэтью Капштейн (1991). Школа тибетского буддизма Ньингма: ее основы и история . Бостон, США: Публикации мудрости. ISBN 0-86171-199-8 , с. 107(Перечисления).
- ^ Эпштейн, Марк (2009) http://www.quietspaces.com/kleshas.html
- ^ В этом столбце указаны английские слова, использованные каждым из этих учителей в качестве перевода термина клешас .
- ^ Перевод японского термина Бонно : «WWWJDIC: Перевод текста/слов» . Архивировано из оригинала 24 октября 2010 г. Проверено 5 сентября 2010 г.
Источники
[ редактировать ]- Бодхи, Бхиккху (пер.) (2000). Связанные беседы Будды: перевод Самьютта Никаи . Бостон: Публикации мудрости. ISBN 0-86171-331-1 .
- Бодхи, Бхиккху (2005). По словам Будды . Бостон: Публикации мудрости. ISBN 0-86171-491-1 .
- Словарь буддизма . Oxford University Press, 2003, 2004. Источник: http://www.answers.com/topic/kle-a (по состоянию на 5 января 2008 г.).
- Дзонгсар Джамьянг Кьенце (2011). Что делает вас не буддистом . Киндл издание. Шамбала
- Эпштейн, Марк (2009). Продолжая быть: буддизм и путь перемен, позитивная психология для Запада . Мудрость.
- Гольдштейн, Джозеф . Возникающий западный буддизм: интервью с Джозефом Гольдштейном . Веб-сайт Общества медитации прозрения.
- Гоулман, Дэниел (2008). Разрушительные эмоции: научный диалог с Далай-ламой . Петух. Киндл издание.
- Гюнтер, Герберт В. и Лесли С. Кавамура (1975), Разум в буддийской психологии: перевод книги Е-шес гьял-мтшана «Ожерелье ясного понимания», издательство Dharma Publishing. Киндл издание.
- Кхенчен Кончог Гьялтшен (2009). Полное руководство по буддийскому пути . Снежный лев.
- Лонгчен Еше Дордже (Кангьюр Ринпоче) (2010). Сокровищница драгоценных качеств . Переработанное издание. Мягкая обложка. Шамбала.
- Мюллер, Чарльз (2004). Две помехи йогичары и их реинтерпретации в Восточной Азии . Университет Тойо Гакуэн. Источник: http://www.acmuller.net/articles/reinterpretations_of_the_hindrances.html (по состоянию на 5 января 2008 г.).
- Наамоли Висуддхимагга , Бхиккху (пер.) (1991), Путь очищения: . Сиэтл: BPS Париятти. ISBN 1-928706-00-2 .
- Ньянатилока Махатера (1988). Буддийский словарь . Канди: Буддийское издательское общество . Онлайн-поисковая система доступна на сайте «BuddhaSasana» по адресу http://www.buddhanet.net/budsas/ebud/bud-dict/dic_idx.htm. Архивировано 6 декабря 2013 г. на Wayback Machine .
- Группа переводов Падмакара (переводчик) (1998). Слова моего совершенного учителя, Патрул Ринпоче . Альтамира.
- Патанджали (без даты; автор); Габриэль Прадипака и Андрес Муни (переводчики) (2007). Йогасутра . Источник: https://web.archive.org/web/20071222115211/http://www.sanskrit-sanscrito.com.ar/english/sanskrit_pronunciation/pronunciation7.html (по состоянию на 23 ноября 2007 г.).
- Рис Дэвидс, Т.В. и Уильям Стед (редакторы) (1921–5). Палийско-английский словарь Общества палийских текстов . Чипстед: Общество палийских текстов . Интернет-поисковик доступен в Университете Чикаго по адресу http://dsal.uchicago.edu/dictionaries/pali/ .
- Таниссаро Бхикку (пер.) (1994). Упаккилеса Самьютта: Осквернения ( СН 27.1–10). Получено 10 февраля 2008 г. из раздела «Доступ к Insight» по адресу http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn27/sn27.001-010.than.html .
- Таниссаро Бхиккху (пер.) (2004). Арияпариесана Сутта: Благородный поиск ( МН 26). Получено 20 марта 2010 г. из раздела «Доступ к Insight» по адресу http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/mn/mn.026.than.html .
- Йонге Мингьюр Ринпоче (2007). Радость жизни . Киндл издание. Гармония.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Демоны осквернения: (каждый вторник) , автор Аджаан Ли Дхаммадхаро
- Список десяти килес (palikanon.com)
- Как вылечить «деструктивные эмоции» — интервью с Дэниелом Гоулманом